Действует

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

от 6 июля 2020 года №УП-6019

О дополнительных мерах по дальнейшему развитию конкурентной среды и сокращению государственного участия в экономике

(В редакции Указов Президента Республики Узбекистан от 17.03.2022 г. №УП-89, 06.07.2023 г. №УП-108, 28.02.2025 г. №УП-35)

В целях создания эффективной конкурентной среды путем поэтапного снижения монополии на товарных и финансовых рынках в стране реализуются меры, направленные на сокращение участия государства в экономике, отказ от избыточного ценового регулирования и уменьшение влияния государства на экономику.

Вместе с тем стоят неотложные задачи по дальнейшему уменьшению негативного воздействия монополии хозяйствующих обществ с участием государства на конкурентоспособность экономики, повышению эффективности системы предоставления льгот и преференций, а также снижению регуляторной нагрузки на субъекты предпринимательства.

В целях развития конкуренции на товарных и финансовых рынках, создания равных условий для деятельности субъектов предпринимательства, обеспечения открытости и дальнейшего совершенствования процедур государственных закупок, а также в соответствии с Государственной программой по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017 - 2021 годах в "Год развития науки, просвещения и цифровой экономики":

1. Установить, что:

а) Комитет по развитию конкуренции и защите прав потребителей Республики Узбекистан (далее - Комитет) в своей деятельности подотчетен Сенату Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Президенту Республики Узбекистан;

б) Комитет на постоянной основе вносит непосредственно Президенту Республики Узбекистан информацию при реализации следующих задач:

осуществление государственного контроля за эффективностью государственной помощи, предоставляемой в форме льгот, преференций и эксклюзивных прав на ведение деятельности, а также внесение предложений по их отмене при негативном воздействии на конкурентную среду;

осуществление совместно с Министерством финансов государственного контроля за соблюдением законодательства о государственных закупках, а также за закупками хозяйствующих обществ и предприятий стратегического значения, для которых устанавливается отдельный порядок;

внесение предложений по отмене решений государственных органов, нарушающих требования законодательства о конкуренции и применению мер в отношении их должностных лиц;

выявление и пресечение "картельных" соглашений и сговоров в сотрудничестве с правоохранительными органами;

осуществление контроля за созданием хозяйствующих субъектов с участием государства;

в) Комитет:

взаимодействует с Секретариатом по вопросам макроэкономического анализа, структурных преобразований, финансово-банковской системы, управления государственными активами, развития конкуренции, поддержки предпринимательства и сокращения бедности Кабинета Министров Республики Узбекистан при обеспечении согласованности мер и политики в сфере конкуренции и противодействия монополии, осуществлении структурных реформ, связанных с формированием свободного и конкурентоспособного рынка, а также конкурентных условий при осуществлении процедур государственных закупок, реализации государственных активов;

совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности осуществляет взаимоскоординированные действия по улучшению конкурентной среды в экономике и регионах страны, определению стратегически приоритетных направлений и задач в сфере конкуренции, в том числе проведению институциональных реформ.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 06.07.2023 №УП-108)
(см. предыдущую редакцию)

2. Установить порядок, в соответствии с которым:

а) с 1 октября 2020 года:

одной из основных задач органов государственного управления, определенных уполномоченными в отраслях и сферах, является улучшение и развитие конкурентной среды с возложением осуществления данных задач на руководителей и их первых заместителей;

создание (реорганизация), за исключением создания в целях укрепления обороноспособности и обеспечения национальной безопасности, хозяйствующих субъектов с участием государства и их аффилированных лиц, а также государственных учреждений, уполномоченных осуществлять хозяйственную деятельность, осуществляется после получения предварительного согласия антимонопольного органа;

хозяйствующий субъект, имеющий конфликт интересов с государственным заказчиком, хозяйственным обществом и предприятием стратегического значения, не может быть участником государственных закупок или отбора наилучших предложений либо прямых переговоров, за исключением государственных закупок, осуществляемых для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной охране, обороноспособности, безопасности и поддержания внутреннего порядка в Республике Узбекистан, а также связанных с государственными секретами;

государственный заказчик, хозяйственное общество и предприятие стратегического значения до проведения тендерных и конкурсных торгов, отбора наилучших предложений, а также прямых переговоров обязан разместить информацию об аффилированных с ними лицах на специальном информационном портале государственных закупок;

б) не допускается:

создание предприятия с участием государства и их аффилированных лиц в сферах с развитой конкуренцией, когда на товарном или финансовом рынке функционируют пять и более субъектов частного предпринимательства;

создание республиканскими органами исполнительной власти, органами государственной власти на местах, в том числе государственными учреждениями, осуществляющими лицензирование отдельных видов деятельности, выдачу документов разрешительного характера, принимающими посредством специальной электронной системы уведомления, наделенными полномочиями по регистрации или аккредитации, а также государственными целевыми фондами предприятий с их участием в сферах, где им предоставлены полномочия по осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности, выдаче документов разрешительного характера, принятию посредством специальной электронной системы уведомлений, а также регистрации или аккредитации;

создание предприятия с участием государства, являющимся единым поставщиком или наделенным данным правом либо имеющим доминирующее положение, аффилированных с ним лиц, деятельность которых зависит от использования товаров (ресурсов) или сетевой инфраструктуры учредителя, и которые занимаются деятельностью, конкурирующей с субъектами частного предпринимательства, за исключением случаев создания данных аффилированных лиц в результате их разделения с обеспечением равных с конкурентами условий деятельности.

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 28.02.2025 №УП-35)
(см. предыдущую редакцию)

3. Установить, что все нормативно-правовые акты, предусматривающие следующее, принимаются в установленном порядке исключительно при наличии заключения Министерства экономического развития и сокращения бедности и Министерства юстиции об оценке регуляторного воздействия, а также Комитета - на основе результатов оценки воздействия на конкурентную среду:

введение новых ограничений и новых видов разрешительных процедур, лицензий хозяйствующим субъектам или распространение действующих ограничений, разрешительных процедур и лицензируемых видов деятельности на более широкий круг участников рынка;

введение дополнительных требований и условий для получения разрешительных документов или лицензий;

повышение требований к минимальному размеру уставного капитала юридических лиц;

ограничение (уменьшение) установленных прав хозяйствующих субъектов или введение для них дополнительных обязательств либо дополнительных расходов;

установление для хозяйствующих субъектов любых видов государственной помощи, в том числе льгот, гарантий, преференций, а также предоставление новых прав, в том числе эксклюзивных.

Министерству экономического развития и сокращения бедности совместно с Комитетом в месячный срок разработать и внести на утверждение в Кабинет Министров Положение об оценке регуляторного воздействия проектов нормативно-правовых актов.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 28.02.2025 №УП-35)
(см. предыдущую редакцию)

4. Утвердить:

Стратегию развития конкуренции на товарных и финансовых рынках в 2020 - 2024 годах согласно приложению №1;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Стратегия развития конкуренции на товарных и финансовых рынках в 2020 - 2024 годах Глава 1. Условия и необходимость принятия Стратегии §1. Чрезмерное участие государства в экономике §2. Чрезмерное регулирование цен §3. Неэффективность предоставления льгот и преференций §4. Высокая регуляторная нагрузка на субъекты бизнеса и незаинтересованность отраслевых органов регулирования в развитии конкуренции в своей отрасли §5. Злоупотребление естественным монопольным положением §6. Несовершенство правовых механизмов борьбы с антиконкурентными проявлениями Глава 2. Цель и задачи Стратегии Глава 3. Основные меры по реализации Стратегии Глава 4. Целевые показатели эффективности Стратегии, достигаемые к 2024 году "Дорожная карта" по реализации Стратегии развития конкуренции на товарных и финансовых рынках в 2020 — 2024 годах План мер по проведению сплошной инвентаризации нормативно-правовых актов и нормативных актов в сфере технического регулирования, непосредственно влияющих на предпринимательскую деятельность Перечень министерств и ведомств, ответственных за разработку программ развития конкуренции на период до 2024 года, за которыми закреплено регулирование отраслей

Указ Президента Республики Узбекистан от 6 июля 2020 года №УП-6019
"О дополнительных мерах по дальнейшему развитию конкурентной среды и сокращению государственного участия в экономике"

О документе

Номер документа:УП-6019
Дата принятия: 06.07.2020
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:07.07.2020
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Национальная база данных законодательства Республики Узбекистан от 7 июля 2020 года, №06/20/6019/1040

Редакции документа

Текущая редакция принята: 28.02.2025  документом  Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по развитию конкуренции и дальнейшему повышению роли частного сектора в экономике № УП-35 от 28.02.2025
Вступила в силу с: 01.03.2025


Редакция от 06.07.2023, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по эффективной организации государственного управления в сфере развития конкуренции и защиты прав потребителей в рамках административных реформ № УП-108 о
Вступила в силу с: 07.07.2023


Редакция от 17.03.2022, принята документом Указ Президента Республики Узбекистан О мерах по дальнейшему повышению эффективности деятельности органов и учреждений юстиции... № УП-89 от 17/03/2022
Вступила в силу с: 18.03.2022


Первоначальная редакция от 06.07.2020