Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 22 марта 2022 года №161

О Концепции национальной системы обеспечения биологической безопасности

(В редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 05.12.2024 г. №906)

В целях реализации государственной политики в области обеспечения биологической безопасности, направленной на обеспечение защиты населения, животных, растений и окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Концепцию национальной системы обеспечения биологической безопасности (прилагается).

2. Министерству здравоохранения, Министерству сельского хозяйства и продовольствия, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды, Национальной академии наук Беларуси:

обеспечивать координацию деятельности государственных органов и иных организаций, граждан Республики Беларусь по реализации Концепции национальной системы обеспечения биологической безопасности;

вносить в установленном порядке на рассмотрение Правительства Республики Беларусь предложения по вопросам реализации Концепции национальной системы обеспечения биологической безопасности;

принимать иные меры по реализации Концепции национальной системы обеспечения биологической безопасности.

3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

Премьер-министр Республики Беларусь

Р.Головченко

Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 марта 2022 года №161

Концепция национальной системы обеспечения биологической безопасности

Введение

Проблема предотвращения биологических угроз в настоящее время является приоритетной для мирового сообщества. Необходимо в полной мере оценивать реальность и степень опасности, исходящей от биологических угроз, и использовать все возможности и ресурсы для принятия мер по их предупреждению и ликвидации.

Биологическая безопасность может быть достигнута путем реализации мер экономического, политического, организационного характера, отвечающих существующим и потенциальным видам внутренних и внешних биологических угроз.

Основу необходимого уровня защищенности от биологических угроз составляют система правовых норм, регулирующих отношения в сфере биологической безопасности, согласованная деятельность республиканских органов государственного управления, а также деятельность уполномоченных органов обеспечения биологической безопасности.

Необходимо отметить наличие возможных угроз в отношении биологической безопасности, связанных как с негативным влиянием биологических факторов непосредственно на здоровье людей, животных и растений, так и с разрушительным действием на окружающую среду. Определенная степень угроз связана с прогрессом биологической науки, в первую очередь молекулярной биологии и практического использования ее достижений, таких, как генная инженерия, генная терапия, молекулярное управление развитием, что создает дополнительные источники биологической опасности.

Отмечается постоянный рост в мире новых либо повторно возникающих инфекционных заболеваний, в том числе представляющих чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения, имеющую международное значение. Возрастают риски возникновения и распространения патогенных биологических агентов (далее - ПБА) вследствие естественных процессов и преднамеренного их создания в результате быстрого развития биотехнологий и научных исследований, имеющих потенциал двойного применения.

Так, инфекционные болезни, общие для человека и животных (высокопатогенный грипп птиц, сибирская язва, бруцеллез, туберкулез, бешенство, ящур и другие), способны оказать прямое (вызвать заболевание) и опосредованное (через причинение социально-экономического ущерба) негативное воздействие на здоровье человека.

Не теряет актуальности проблема преднамеренного применения ПБА. Акты биологического терроризма, направленные на создание искусственных опасных биологических ситуаций в целях прямого или опосредованного негативного воздействия на среду обитания и жизнедеятельность человека, представляют собой умышленное применение отдельными лицами, террористическими группами или организациями биологических средств поражения людей, сельскохозяйственных животных и культурных растений, вызывающих дестабилизацию функционирования экосистем. Реальный характер биологических угроз заставляет ведущие страны мира повышать приоритетность биологической защиты населения и территорий в рамках системы обеспечения национальной безопасности.

Наряду с прямым воздействием на население ПБА также возможны варианты опосредованного негативного влияния биологических факторов на общественное здоровье путем создания искусственных опасных биологических ситуаций, связанных с поражением сельскохозяйственных животных, культурных растений, нанесением вреда экологической системе, в целях причинения большого социально-экономического ущерба стране, сопоставимого с угрозой национальной безопасности.

В сельском хозяйстве риски в области биологической безопасности обусловлены в основном ввозом животных и растений, продукции животного и растительного происхождения, генно-инженерных (трансгенных) растений, животных и микроорганизмов. Кроме того, риски могут быть обусловлены миграционными процессами в дикой природе и наличием в ней источников ПБА, развитием лекарственной устойчивости, возникновением эпизоотий на сопредельных территориях. В то же время опосредованные риски для человека в области биологической безопасности складываются из безопасности в процессе производства кормов и кормовых добавок, пищевой продукции растительного и животного происхождения, их хранения, перевозки, реализации и утилизации. Болезни растений и животных, вызываемые вирусами, бактериями, грибами и другими вредными организмами, причиняют огромный социально-экономический ущерб, ухудшая качество сельскохозяйственной продукции, приводя к значительным потерям урожая, поражению семенного материала, сокращению поголовья животных и снижению их продуктивности. Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) и ветеринарный контроль при трансграничном перемещении товаров, введение ограничений на перемещение сельскохозяйственной продукции, происходящей из неблагополучных по болезням территорий или пораженной вредными объектами, делают невозможным экспорт такой продукции, что также приводит к значительным экономическим потерям для страны.

Внедрение (инвазия) агрессивных чужеродных видов также является в настоящее время глобальной экологической и социально-экономической проблемой в мире. Инвазивные виды вытесняют аборигенные виды растений и животных, трансформируют и уничтожают местные экосистемы, наносят значительный экономический ущерб странам и представляют опасность для здоровья людей. Разработка мер по предотвращению биологических инвазий, смягчению их последствий и мониторингу являются обязанностью всех стран, подписавших Конвенцию о биологическом разнообразии.

Синтетическая биология является бурно развивающимся во всем мире направлением генной инженерии. Такие организмы не похожи на предыдущие поколения генно-инженерных организмов (далее - ГИО). Это организмы с перестроенной системой обмена веществ или полностью синтезированные геномы, формы жизни с неизвестной биохимией и генетическим кодом. Ряд таких организмов находится в стадии разработки, отдельные из них коммерциализированы и могут принести большую пользу для различных отраслей экономики. Поскольку методы индикации объектов синтетической биологии отличаются от методов выявления известных ГИО, они могут быть занесены на территорию Республики Беларусь. Существует реальная опасность использования отдельных организмов в качестве товаров двойного назначения.

В настоящее время, помимо производства биопрепаратов для медицины, ветеринарии и растениеводства, генно-инженерные технологии используются для производства некоторых лекарственных средств (инсулин, цитокины и интерлейкины), а также широкого спектра ферментных препаратов и аминокислот. Применение генно-инженерных средств решает ряд проблем, повышает эффективность сельскохозяйственного производства. Большинство из них приходится закупать за рубежом.

Понятие биологической безопасности концептуально охватывает всю сферу санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также смежные с ней области - ветеринарно-санитарное, фитосанитарное благополучие, экологическую безопасность, безопасность среды обитания (производственная, социально-экономическая, геополитическая, экологическая и другие) и осуществляется в целях предупреждения и ликвидации биолого-социальных чрезвычайных ситуаций естественного и искусственного характера.

Зарубежный опыт в сфере биологической безопасности может быть успешно адаптирован к условиям Республики Беларусь и использован для совершенствования национальной системы ее обеспечения.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Концепция национальной системы обеспечения биологической безопасности Глава 1. Основные термины и определения Глава 2. Обоснование необходимости принятия Концепции национальной системы обеспечения биологической безопасности Глава 3. Национальные интересы и стратегические направления в области обеспечения биологической безопасности Глава 4. Основные биологические угрозы и их источники Глава 5. Цель и задачи деятельности по обеспечению биологической безопасности Глава 6. Основные принципы обеспечения биологической безопасности Глава 7. Мониторинг биологических рисков. Основные критерии и индикаторы оценки состояния биологической безопасности, определение их пороговых значений Глава 8. Мероприятия, направленные на защиту населения, животных и охрану окружающей среды от воздействия опасных биологических факторов, нейтрализацию биологических угроз, создание и развитие системы мониторинга биологических рисков Глава 9. Информационная система и международное сотрудничество в области обеспечения биологической безопасности Глава 10. Реализация государственной политики в области обеспечения биологической безопасности Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 марта 2022 года №161
"О Концепции национальной системы обеспечения биологической безопасности"

О документе

Номер документа:161
Дата принятия: 22.03.2022
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:26.03.2022
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 25 марта 2022 года, 5/50052a

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования - с 26 марта 2022 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 05.12.2024  документом  Постановление Совета Министров Республики Беларусь Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь № 906 от 05.12.2024
Вступила в силу с: 13.12.2024


Редакция от 22.03.2022