Дата обновления БД:
27.06.2025
Добавлено/обновлено документов:
361 / 1228
Всего документов в БД:
324796
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
от 27 августа 2018 года №198
Об утверждении Правил формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для страховых (перестраховочных) организаций, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан
(В редакции Постановлений Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 30.03.2020 г. №28, 25.05.2020 г. №60, 22.12.2020 г. №126, 24.02.2021 г. №43, 13.12.2021 г. №107, 23.01.2023 г. №1, 27.12.2024 г. №88)
В соответствии с законами Республики Казахстан "О страховой деятельности", "О государственной статистике" Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
(Преамбула документа изложена в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 23.01.2023 г. №1)
(см. предыдущую редакцию)
1. Утвердить прилагаемые Правила формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для страховых (перестраховочных) организаций, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан.
(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 24.02.2021 №43)
(см. предыдущую редакцию)
2. Признать утратившими силу нормативные правовые акты Республики Казахстан, а также структурные элементы некоторых нормативных правовых актов Республики Казахстан по перечню согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Департаменту методологии финансового рынка (Салимбаев Д.Н.) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:
1) совместно с Юридическим департаментом (Сарсенова Н.В.) государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего постановления его направление на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации" для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан после его официального опубликования;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего постановления представление в Юридический департамент сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2), 3) настоящего пункта и пунктом 4 настоящего постановления.
4. Управлению по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций (Терентьев А.Л.) обеспечить в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего постановления направление его копии на официальное опубликование в периодические печатные издания.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Республики Казахстан Смолякова О.А.
6. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель Национального Банка
Д.Акишев
Согласовано Председателем Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан 5 сентября 2018 года |
Н.Айдапкелов |
Утверждены Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 августа 2018 года №198
(Правила формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для страховых (перестраховочных) организаций, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан изложены в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 27.12.2024 г. №88)
(см. предыдущую редакцию)
Правила формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для страховых (перестраховочных) организаций, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для страховых (перестраховочных) организаций, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан (далее - Правила) разработаны в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 52-1 Закона Республики Казахстан "О страховой деятельности", подпунктом 2) пункта 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан "О государственной статистике" и определяют порядок формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для страховых (перестраховочных) организаций, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан (далее - организация).
2. В Правилах используются следующие понятия:
1) андеррайтинг - комплекс процедур по принятию на страхование или перестрахование заявленного объекта страхования на основе оценки страховых рисков с целью определения страхового покрытия, условий страхования, уровня франшизы и страхового тарифа в пределах, установленных актуарием;
2) управленческая отчетность - инструмент внутреннего контроля и оценки деятельности организации;
3) гэп-анализ - методы измерения процентного риска и риска ликвидности на основе сравнения объема активов и обязательств организации, подверженных изменениям ставок вознаграждения или подлежащих погашению в течение определенных сроков;
4) корпоративное управление – совокупность процессов, обеспечивающих управление деятельностью организации, включающих отношения между акционерами, советом директоров, исполнительным органом и иными органами организации в интересах акционеров.
Система корпоративного управления позволяет организовать распределение полномочий и ответственности в организации, а также построить процесс принятия корпоративных решений;
5) лимитирование - установление качественных, количественных ограничений принимаемых рисков, установление ограничений на сделки (операции) организации.
При лимитировании определяются следующие параметры:
показатель, на который устанавливается лимит;
метод расчета показателя, на который устанавливается лимит;
предельное (максимальное, минимальное) значение показателя;
6) конфликт интересов - ситуация, при которой возникает противоречие между личной заинтересованностью должностных лиц организации и (или) его работников и исполнением ими своих должностных полномочий или имущественными и иными интересами организации и (или) его работников и (или) клиентов, которое может повлечь за собой неблагоприятные последствия для организации и (или) его клиентов;
7) обращение клиента – заявление или жалоба лица о содействии в реализации его прав и свобод или прав и свобод других лиц либо сообщение о нарушении законодательства Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности и (или) внутренних документов организации, недостатках в работе организации, ее должностных лиц, либо критика их деятельности, а также положительные отзывы, отклики, предложения по деятельности организации;
8) политика - совокупность внутренних документов, включающих в себя политику и (или) иные внутренние документы, определяющие необходимые критерии, параметры, подходы, принципы, стандарты, процедуры и механизмы, обеспечивающие эффективное функционирование организации и соответствие ее деятельности стратегии и допустимому уровню риска;
9) стресс-тестирование - методы измерения потенциального влияния на финансовое положение организации исключительных, но возможных событий, которые могут оказать влияние на деятельность организации;
10) риск - возможность появления обстоятельств, обусловливающих неуверенность или невозможность получения ожидаемых результатов деятельности организации, возникновения расходов (убытков);
11) риск-культура – процессы, процедуры, внутренние правила организации, направленные на понимание, принятие, управление и контроль за рисками с целью минимизации их влияния на финансовое состояние организации, а также этические нормы и стандарты профессиональной деятельности всех участников организационной структуры. Риск-культура дополняет существующие утвержденные процедуры, процессы и механизмы деятельности организации и является неотъемлемым компонентом системы управления рисками;
12) система оценки рисков - совокупность коэффициентов, предназначенных для комплексного анализа финансового состояния организации;
13) система управления рисками - постоянный структурированный процесс, установленный советом директоров и правлением организации, осуществляемый в рамках всей организации в целях выявления, оценки, мониторинга, снижения рисков и их последствий, влияющих на достижение целей организации;
14) требуемый капитал, основанный на рисках – сумма средств для покрытия потенциальных убытков, определяемая организацией на основе собственной модели, включающей проведение стресс-тестирования, оценку вероятности наступления рисков и их корреляцию;
15) карта риска - графическое и текстовое описание рисков организации, расположенных в таблице, по одной "оси" по которой указана сила воздействия или значимость риска, а по другой вероятность или частота его возникновения;
16) лимит риска - средство количественного либо качественного ограничения принимаемого риска;
17) идентификация риска – процесс нахождения, составления перечня и описания элементов риска;
18) измерение риска - определение степени вероятности риска и размеров потенциальных расходов (убытков), которые осуществляются посредством оценки последствий и вероятности наступления события математическим путем с помощью применения теории вероятностей и закона больших чисел на основе статистических данных;
19) уполномоченный орган - уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций;
20) внутренний аудит - неотъемлемый элемент управленческого контроля, посредством которого служба внутреннего аудита оценивает финансовую отчетность, а также другие данные и информацию, поддающиеся количественной и качественной оценке деятельности организации в целях дальнейшего отражения степени ее соответствия законодательству Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности, об обязательном страховании, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, внутренним документам, международным профессиональным стандартам внутреннего аудита;
21) внутренний контроль — это процесс, осуществляемый советом директоров, коллегиальными органами, правлением, работниками организации, направленный на обеспечение достижения целей по следующим категориям:
эффективность деятельности;
надежность, полнота и своевременность финансовой отчетности и иной управленческой отчетности;
соблюдение законодательства Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности, об обязательном страховании, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
22) система внутреннего контроля - совокупность контрольных процедур, мероприятий и методик, обеспечивающая:
эффективное ведение финансово-хозяйственной деятельности организации;
соблюдение требований законодательства Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности, об обязательном страховании, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
эффективное разделение ответственности;
своевременное исполнение работниками организации требований внутренних документов;
обеспечение сохранности имущества;
предотвращение и выявление фактов мошенничества и управленческих ошибок;
своевременность подготовки, достоверность и полноту финансовой отчетности и иной управленческой отчетности.
При применении требований Правил к филиалу страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан:
под советом директоров понимается соответствующий орган управления страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан;
под правлением понимаются руководящие работники филиала страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан;
под капиталом подразумевается сумма счета головного офиса, резервов и результатов деятельности филиала страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан;
под финансовой отчетностью понимается отчетность по данным бухгалтерского учета филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан.
Требования пунктов 16, 17 Правил не распространяются на филиал страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан.
Глава 2. Порядок формирования системы управления рисками и внутреннего контроля
3. Риски организации классифицируются следующим образом:
1) риски, связанные с осуществлением страховой деятельности:
риск андеррайтинга - риск неправильной (ошибочной) оценки принимаемых на страхование рисков;
риск страховых резервов - риск формирования недостаточных (неадекватных) страховых резервов;
риск страховых выплат - риск, связанный с осуществлением страховых выплат в нарушение условий договоров страхования;
катастрофический риск - риск того, что одно событие значительного размера приведет к страховым выплатам выше обычного;
риск перестрахования - риск недостаточного перестраховочного покрытия или неспособности перестраховщика осуществить выплату по договору перестрахования.
4. Совет директоров и правление обеспечивают наличие адекватной системы управления рисками и внутреннего контроля, применение практики корпоративного управления, деловой этики и риск-культуры и создают условия для исполнения работниками организации своих обязанностей, а также обеспечивают функциональную и организационную независимость службы внутреннего аудита.
5. Совет директоров определяет и контролирует функционирование системы управления рисками, соответствующей выбранной бизнес модели, масштабу деятельности, видам и сложности операций, а также обеспечивает процесс выявления, измерения и оценки, мониторинга, контроля и минимизации существенных рисков организации.
6. Совет директоров для целей реализации требований Правил, в зависимости от размера, характера и уровня сложности деятельности организации, организационной структуры, профиля рисков и количества членов совета директоров организации принимает решение о создании одного и (или) нескольких коллегиальных органов по различным вопросам.
Совет директоров исключает конфликт интересов при создании комитетов.
7. В целях формирования адекватной системы управления рисками андеррайтинга, перестрахования, страховых выплат и инвестиционными рисками в организации создаются коллегиальные органы – андеррайтинговый совет и совет по управлению активами и пассивами.
В состав указанных советов входят работники заинтересованных структурных подразделений, подразделения по управлению рисками и руководящие работники, который утверждается советом директоров организации.
Решения указанных советов принимаются простым большинством голосов членов и оформляются в письменном виде.
Решения указанных советов протоколируются с детальным отражением процесса принятия решения и приложением документов, на основании которых было принято решение, с указанием:
перечня и детальным описанием рассматриваемых вопросов;
перечня документов, представленных совету для принятия решения;
итоги голосования по каждому рассматриваемому вопросу;
мнения членов с обоснованием, в том числе в случае их несогласия с принятым решением и наличия особого мнения.
Протокол подписывается всеми членами указанных советов, присутствующими на заседании, и хранится в организации.
Совет директоров оценивает работу указанных советов и правления на основании их ежегодных отчетов о результатах работы.
8. Процесс управления рисками включает следующие этапы:
1) определение рисков:
оценка рискообразующих факторов и риска (систематическое и постоянное отслеживание, анализ всех возможных причин расходов (убытков), их вероятности и размеров);
классификация рисков (осуществляется по результатам исследования специфики рисков и факторов, которые приводят к их возникновению, влияют на их развитие, экспертных оценок исторических данных, анализа карты рисков);
2) измерение рисков, периодичность проведения которых устанавливается советом директоров в зависимости от значимости риска, но не реже двух раз в год;
3) осуществление регулярного стресс-тестирования и анализа рисков;
4) выбор и применение метода управления рисками;
5) корректирование системы управления рисками.
9. Система внутреннего контроля представляет собой систему организации, политики, процедур и методов, принятых организацией для:
1) обеспечения эффективности деятельности организации, включая эффективность управления страховыми рисками, активами и обязательствами, обеспечение сохранности активов;
2) обеспечения полноты, достоверности и своевременности финансовой, регуляторной и другой отчетности для внутренних и внешних пользователей, а также информационной безопасности;
3) обеспечения выполнения организацией законодательства Республики Казахстан о страховании и страховой деятельности, об обязательном страховании, об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и внутренних документов организации;
4) недопущения вовлечения организации и его работников в осуществление противоправной деятельности, в том числе мошенничества, ошибок, неточностей, обмана, легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
10. В целях повышения эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля организация придерживается принципа деловой этики, направленной на:
предоставление страхового продукта и/или услуги, соответствующей целям и потребностям клиента;
проведение оценки потребностей клиента в страховом продукте, с учетом его рисков и финансовых возможностей;
содействие пониманию клиентом условий страховой защиты;
нацеленность на предоставление качественного сервиса и достижение высокого уровня удовлетворенности клиента.
Организация не реже одного раза в три года анализирует эффективность страхового продукта по добровольным классам страхования, страхователями по которым являются физические лица, за исключением продуктов накопительного страхования.
Анализ эффективности проводится по страховым продуктам, объем страховых премий которых составляет более 20 (двадцати процентов) от объема страховых (перестраховочных) премий организации по добровольным классам страхования, и коэффициенту, характеризующему убыточность с учетом доли перестраховщика по страховому продукту, который составляет менее 30 (тридцати) процентов.
По итогам анализа эффективности организация пересматривает условия страхового продукта, направленные на увеличение перечня страховых событий, покрываемых продуктом, или пересматривает страховой тариф.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 августа 2018 года №198
"Об утверждении Правил формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для страховых (перестраховочных) организаций, филиалов страховых (перестраховочных) организаций-нерезидентов Республики Казахстан"
О документе
Номер документа: | 198 |
Дата принятия: | 27.08.2018 |
Состояние документа: | Действует |
Начало действия документа: | 20.10.2018 |
Органы эмитенты: |
Банки |
Опубликование документа
Информационная система "Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов в электронном виде" от 9 октября 2018 года.
Примечание к документу
В соответствии с пунктом 6 настоящее Постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 20 октября 2018 года.
Редакции документа
Текущая редакция принята: 27.12.2024 документом Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменений и дополнения в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по воп
Вступила в силу с: 01.04.2025
Редакция от 23.01.2023, принята документом Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменений в постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 27 авгус
Вступила в силу с: 12.02.2023
Редакция от 13.12.2021, принята документом Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменений в некоторые нормативные... № 107 от 13/12/2021
Вступила в силу с: 07.01.2022
Редакция от 24.02.2021, принята документом Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменений и дополнений... № 43 от 24/02/2021
Вступила в силу с: 16.03.2021
Редакция от 22.12.2020, принята документом Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменений и дополнений... № 126 от 22/12/2020
Вступила в силу с: 09.01.2021
Редакция от 25.05.2020, принята документом Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменений и дополнений... № 60 от 25/05/2020
Вступила в силу с: 08.06.2020
Редакция от 30.03.2020, принята документом Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка О внесении изменений в некоторые нормативные... № 28 от 30/03/2020
Вступила в силу с: 18.04.2020
Первоначальная редакция от 27.08.2018
(Название документа изложено в новой редакции в соответствии с Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 24.02.2021 №43)
(см. предыдущую редакцию)