База данных

Дата обновления БД:

15.12.2018

Добавлено/обновлено документов:

33 / 401

Всего документов в БД:

88217

Недействующая редакция. Принята 28.12.2011

Недействующая редакция, не действует с 27.06.2012 г.

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Украины

26 сентября 2001 г. №841/6032

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

от 28 августа 2001 года №368

Об утверждении Инструкции о порядке регулирования деятельности банков в Украине

(В редакции Постановлений Национального банка N39 от 28.01.2002 г., N81 от 28.02.2002 г., N186 от 20.05.2002 г., N7 от 13.01.2003 г., N55 от 12.02.2003 г., N107 от 13.03.2003 г., N118 от 19.03.2003 г., N151 от 16.04.2003 г., N240 от 04.06.2003 г., N279 от 01.07.2003 г., N386 от 08.09.2003 г., N489 от 12.11.2003 г., N112 от 17.03.2004 г., N192 от 29.04.2004 г., N267 от 17.06.2004 г., N377 от 10.08.2004 г., N443 от 15.09.2004 г., N494 от 20.10.2004 г., N552 от 17.11.2004 г., N290 от 12.08.2005 г., N346 от 28.09.2005 г., N407 от 01.11.2005 г., N430 от 16.11.2005 г., N31 от 02.02.2007 г., N52 от 19.02.2007 г., N458 от 17.12.2007 г., N30 от 15.02.2008 г, 23.07.2008 N211, N228 от 06.08.2008, N476 от 30.12.2008, N51 от 06.02.2009, N107 от 28.02.2009, N270 от 06.05.2009, N541 от 10.09.2009, N273 от 09.06.2010, 20.12.2010 г. №564, 28.12.2011 г. №479)

В соответствии с требованиями Законов Украины "О Национальном банке Украины" и "О банках и банковской деятельности" и с целью обеспечения стабильной деятельности банков и своевременного выполнения ими обязательств перед их вкладчиками Правление Национального банка Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Инструкцию о порядке регулирования деятельности банков в Украине (прилагается).

2. Генеральному департаменту банковского надзора (П.В.Андрущенко) и Департаменту информатизации (А.С.Савченко) до 01.10.2001 внести соответствующие изменения в программный комплекс автоматизированного расчета экономических нормативов и своевременно довести его до ведома территориальных управлений Национального банка Украины и банков.

3. Банкам принять в выполнение доведенный программный комплекс автоматизированного расчета экономических нормативов и с 01.11.2001 провести его опытную эксплуатацию.

4. Начиная с 01.01.2002 банки осуществляют расчет экономических нормативов в соответствии с Инструкцией о порядке регулирования деятельности банков в Украине, утвержденной этим постановлением.

5. Генеральному департаменту банковского надзора (П.В.Андрущенко) и территориальным управлениям Национального банка Украины с 01.01.2002 осуществлять контроль за соблюдением банками обязательных экономических нормативов по новому программному комплексу согласно Инструкции о порядке регулирования деятельности банков в Украине, утвержденной этим постановлением.

До 01.01.2002 банки обязаны соблюдать экономические нормативы согласно Инструкции о порядке регулирования и анализа деятельности коммерческих банков, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 14.04.98 N141 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 15.05.98 за N323/2763, за нарушение которых меры воздействия должны применяться в соответствии с главой 7 Положения о применении Национальным банком Украины к банкам и другим финансово-кредитным учреждениям мер воздействия за нарушение банковского законодательства, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 26.05.2000 N215 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 03.07.2000 за N382/4603 (с изменениями).

6. Признать утратившими силу:

Порядок предоставления разрешения на учет привлеченных средств на условиях субординированного долга к капиталу банка, утвержденный постановлением Правления Национального банка Украины от 25.10.99 N518 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 15.11.99 за N786/4079 (с изменениями);

Инструкцию о порядке регулирования и анализа деятельности коммерческих банков, утвержденную постановлением Правления Национального банка Украины от 14.04.98 N141 и зарегистрированную в Министерстве юстиции Украины 15.05.98 за N323/2763 (с изменениями).

7. Постановление вступает в силу через 10 дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины, кроме пункта 7, который вступает в силу с 01.01.2002.

Инструкция о порядке регулирования деятельности банков в Украине, утвержденная этим постановлением, вводится в действие с 01.01.2002.

8. Генеральному департаменту банковского надзора (П.В.Андрущенко) довести это постановление после его государственной регистрации до ведома самостоятельных структурных подразделений Национального банка Украины, территориальных управлений Национального банка Украины, а также банков для руководства и использования в работе.

9. Контроль за исполнением этого постановления возложить на заместителя Председателя В.Л. Кротюка, Генеральный департамент банковского надзора (П.В.Андрущенко), Операционное управление (В.Д.Щуцкий) и начальников территориальных управлений Национального банка Украины.

 

Председатель В.С.Стельмах

Утверждена Постановлением Правления Национального банка Украины от 28 августа 2001 года №368

(По всему тексту Инструкции слова "Департамент безвыездного банковского надзора" во всех падежах заменены словами "соответствующее структурное подразделение центрального аппарата, которое непосредственно осуществляет надзор за деятельностью банка" в соответствующих падежах, а слова "адекватность регулятивного капитала/платежеспособность" во всех падежах заменены словами "достаточность (адекватность) регулятивного капитала" в соответствующих падежах в соответствии с Постановлением Национального банка Украины от 28.12.2011 №479)

(см. предыдущую редакцию)

Инструкция о порядке регулирования деятельности банков в Украине

Раздел I. Общие положения

Эта Инструкция вводится с целью обеспечения стабильной деятельности банков и своевременного выполнения ими обязательств перед вкладчиками, а также предотвращения неправильного распределения ресурсов и потери капитала из-за рисков, присущих банковской деятельности.

Инструкция разработана в соответствии с общепринятыми в международной практике принципами и стандартами.

В соответствии со Закона Украины "О Национальном банке Украины" и Закона Украины "О банках и банковской деятельности" Национальный банк Украины (далее - Национальный банк) устанавливает порядок определения регулятивного капитала банка и такие экономические нормативы, являющиеся обязательными для выполнения всеми банками:

нормативы капитала:

минимального размера регулятивного капитала (Н1),

достаточности (адекватности) регулятивного капитала (Н2),

соотношение регулятивного капитала к совокупным активам (Н3);

норматив соотношения регулятивного капитала к обязательствам (Н3-1)

нормативы ликвидности:

мгновенная ликвидность (Н4),

текущая ликвидность (Н5),

краткосрочная ликвидность (Н6);

нормативы кредитного риска:

максимального размера кредитного риска на одного контрагента (Н7),

больших кредитных рисков (Н8),

максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных одному инсайдеру (Н9),

максимального совокупного размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдерам (Н10);

нормативы инвестирования:

инвестирование в ценные бумаги отдельно по каждому учреждению (Н11)-1,

общей суммы инвестирования (Н12).

Базой для расчета экономических нормативов Н2, Н3, Н3-1 Н7, Н8, Н11, Н12 является регулятивный капитал банка.

Базой для расчета экономических нормативов Н9, Н10, Н11, Н12 является уставный капитал банка.

(Абзац 23 вступает в силу с 01.04.2012 г. в соответствии с пунктом 7 Постановления Национального банка Украины от 28.12.2011 г. №479)

В основной капитал банка учитываются средства, которые учитываются на счете 3630 "Взносы по незарегистрированному уставному капиталу", если такие средства были перечислены со счета 5000 "Зарегистрированный уставный капитал банка" банка, который реорганизовывается. При расчете нормативов Н9, Н10, Н11, Н12 уставный капитал банка-правопреемника увеличивается на сумму таких средств с даты подписания передаточного акта/распределительного баланса банками - участниками реорганизации;

Если операции осуществляются банком за счет капитала согласно требованиям настоящей Инструкции, то такие операции не включаются в расчет экономических нормативов базой для расчета которых является регулятивный капитал.

Действие этой Инструкции распространяется на все банки Украины независимо от форм собственности.

За предоставление Национальному банку недостоверной информации относительно экономических нормативов банки несут ответственность согласно требованиям действующего законодательства Украины.

(В Раздел I внесены изменения в соответствии с Постановлением Национального банка Украины от 28.12.2011 №479)

(см. предыдущую редакцию)

Раздел II. Регулятивный капитал банка

Глава 1. Порядок расчета регулятивного капитала банка

1.1. Регулятивный капитал является одним из важнейших показателей деятельности банков, основным назначением которого является покрытие отрицательных последствий разнообразных рисков (2), которые банки берут на себя в процессе своей деятельности, и обеспечение защиты вкладов, финансовой устойчивости и стабильной деятельности банков.

_____________

(2) Риски в банковской деятельности вытекают со специфики банковских операций, которые осуществляются в условиях рыночных отношений, и означают вероятность получения доходов, меньших от ожидаемых, снижения стоимости активов. Повышенные банковские риски приводят к значительным финансовым потерям и, как следствие, к банкротству банков.

Банки с целью определения реального размера регулятивного капитала с учетом рисков в своей деятельности обязаны постоянно оценивать качество всех своих активов и внебалансовых обязательств (осуществлять их классификацию, определять сомнительные и безнадежные относительно погашения); осуществлять соответствующее корректирование их стоимости путем формирования резервов для покрытия ожидаемых (возможных) убытков по обязательствам контрагентов (3).

Банки формируют резервы по таким активным операциям:

кредитным операциям;

операциям с ценными бумагами;

дебиторской задолженности;

просроченными более 31 дня и сомнительными к получению начисленными доходами по активным операциям;

средствам, размещенным на корреспондентских счетах в банках (резидентах и нерезидентах), признанных банкротами или ликвидирующихся по решению уполномоченных органов, или зарегистрированных в офшорных зонах.

_____________

(3) Контрагент - какое-либо лицо (физическое или юридическое), которая имеет с банком отношения финансового характера (банк предоставляет средства в виде бессрочных или срочных депозитов; предоставляет кредит; продает ценные бумаги собственной эмиссии; имеет дебиторскую задолженность по операциям с клиентами банка и банками, в том числе по начисленным и просроченным доходам). При этом контрагент может одновременно иметь с банком отношения другого характера (в частности трудовые).

Порядок классификации активных операций банков и признание их нестандартными, формирование и использование резервов под эти операции, минимальный размер резервов под активные операции банков устанавливается соответствующими нормативно-правовыми актами Национального банка.

1.2. Регулятивный капитал банка - совокупность основного (1-го уровня) капитала и дополнительного (2-го уровня) капитала.

Основной капитал считается неизменным и не подлежащим передаче, перераспределению и должен полностью покрывать текущие убытки.

Дополнительный капитал имеет менее постоянный характер и его размер подвергается изменениям.

1.3. Основной капитал (капитал 1-го уровня) состоит из таких элементов:

а) фактически оплаченный зарегистрированный уставный капитал.

б) раскрытые резервы - резервы и фонды, созданные или увеличенные за счет нераспределенной прибыли и обнародованные в финансовой отчетности банка:

дивиденды, направленные на увеличение уставного капитала;

эмиссионные разницы. Эмиссионные разницы (эмиссионный доход) - сумма превышения поступлений, полученных эмитентом от эмиссии (выпуска) собственных акций (других корпоративных прав), над нарицательной стоимостью таких акций (других корпоративных прав) (во время их первичного размещения);

резервные фонды, которые создаются в соответствии с законами Украины;

общие резервы, которые создаются под неопределенный риск при проведении банковской деятельности;

другие фонды банка.

Эти составные части включаются в капитал 1-го уровня только при условии, что они соответствуют таким критериям:

отчисление в резервы и фонды осуществлено из прибыли после налогообложения или из прибыли до налогообложения, скорректированной на все потенциальные налоговые обязательства;

назначение резервов и фондов и движение средств по этим резервам и фондам отдельно раскрыто в оглашенных отчетах банка;

фонды должны быть в распоряжении банка с целью неограниченного и немедленного их использования для покрытия убытков;

любое покрытие убытков за счет резервов и фондов проводится только через счет прибылей и убытков.

в) общий размер основного капитала определяется с учетом размера ожидаемых (возможных) убытков по невыполненным обязательствам контрагентов и уменьшается на сумму:

недосформированных резервов под возможные убытки по: кредитным операциям; операциям с ценными бумагами; дебиторской задолженности; просроченным более 31 дня и сомнительным к получению начисленным доходам по активным операциям; средствам, размещенным на корреспондентских счетах в банках (резидентах и нерезидентах), признанных банкротами или ликвидирующихся по решению уполномоченных органов, зарегистрированных в офшорных зонах;

нематериальных активов за вычетом суммы износа;

капитальных вложений в нематериальные активы;

убытков прошлых лет и убытков прошлых лет, ожидающих утверждения;

убытков текущего года.

1.4. Дополнительный капитал (капитал 2-го уровня) состоит из таких элементов:

а) резервы под стандартную задолженность других банков;

б) резервы под стандартную задолженность клиентов по кредитным операциям банков (кроме резервов по выданным банком обязательствам);

в) результат переоценки основных средств, включался в сумму регулятивного капитала банков по состоянию на 31.12.2010.

Сообщение о сумме увеличения стоимости основных средств, которая включена в регулятивный капитал, банки обязаны подать Национальному банку не позднее пяти рабочих дней со времени такого включения.

В расчете норматива достаточности (адекватности) регулятивного капитала (Н2) ко времени подтверждения аудитором (аудиторской фирмой) результата переоценки основных средств сумма увеличения стоимости основных средств не учитывается;

(Изменения внесенные в подпункте "г" пункта 1.4 вступают в силу с 01.04.2012 г. в соответствии с пунктом 7 Постановления Национального банка Украины от 28.12.2011 г. №479)

г) результат текущего года (прибыль), который уменьшен на сумму доходов, неполученных более 30 дней с даты их начисления (кроме доходов по государственным ценным бумагам и ценным бумагам, эмитированным Национальным банком и начисленных доходов по облигациям Государственного ипотечного учреждения, размещение которых осуществляется под гарантию Кабинета Министров Украины, предоставленную в соответствии с законом о государственном бюджете Украины на соответствующий год). В этом случае сумма неполученных начисленных доходов, которая принимается в корректирование, уменьшается на сумму сформированного резерва по просроченным и сомнительным к получению начисленным доходам. Если прибыль текущего года меньше общей суммы корректирования, то на сумму такой разницы уменьшается размер основного капитала банка;

ґ) субординированный долг, который учитывается в капитал (субординированный капитал);

д) нераспределенная прибыль прошлых лет;

ж) прибыль отчетного года, ожидающая утверждения".

1.5. Субординированный капитал включает средства, привлеченные на условиях субординированного долга согласно требованиям раздела ІІІ настоящей Инструкции.

Субординированный долг - это обычные необеспеченные банком долговые капитальные инструменты (составные элементы капитала), которые в соответствии с договором не могут быть взяты с банка раньше пяти лет, а в случае банкротства или ликвидации возвращаются инвестору после погашения претензий всех других кредиторов. Сумма субординированного долга, включенного в капитал, ежегодно уменьшается на 20 процентов ее первичного размера в течение пяти последних лет действия договора.

Средства, привлеченные на условиях субординированного долга, могут включаться в капитал банка после получения разрешения Национального банка в случае их соответствия таким критериям:

являются необеспеченными банком, субординированными и полностью оплаченными;

не могут быть погашены по инициативе владельца;

могут свободно участвовать в покрытии убытков без предъявления банку требований относительно прекращения торговых операций;

позволяют отсрочку обслуживания обязательств относительно уплаты процентов, если уровень прибыльности не позволяет банку осуществить такие выплаты.

1.6. Во время расчета общей суммы регулятивного капитала общий размер дополнительного капитала не может быть больше 100 процентов основного капитала.

1.7. Для определения размера регулятивного капитала банка общий размер капитала 1-го и 2-го уровней дополнительно уменьшается на:

а) балансовую стоимость акций и других ценных бумаг с нефиксированной прибылью, выпущенных банками, в торговом портфеле банка и в портфеле банка на продажу;

б) балансовую стоимость инвестиций в ассоциированные и дочерние компании, а также балансовую стоимость вложений в капитал других учреждений в размере 10 и больше процентов их уставного капитала;

в) балансовую стоимость акций (паев) собственной эмиссии, принятых в обеспечение предоставленных банком кредитов (других вложений);

г) сумму превышения общей суммы операций, которые осуществлены относительно одного контрагента, над установленным нормативным значением норматива максимального размера кредитного риска на одного контрагента (Н7) с учетом требований пункта 2.11 главы 2 раздела VI этой Инструкции;

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ Инструкция о порядке регулирования деятельности банков в Украине Раздел I. Общие положения Раздел II. Регулятивный капитал банка Глава 1. Порядок расчета регулятивного капитала банка Глава 2. Минимальный размер регулятивного капитала банка Раздел III. Порядок получения разрешения на учет привлеченных средств на условиях субординированного долга к капиталу банка Глава 1. Требования относительно привлечения средств Глава 2. Документы, которые подают банки для получения разрешения на учет привлеченных средств на условиях субординированного долга к капиталу банка Глава 3. Требования относительно заключения соглашения о привлечении средств на условиях субординированного долга Глава 4. Требования по выпуску облигаций Глава 5. Порядок учета привлеченных средств и предоставления отчетности Глава 6. Контроль за средствами, привлеченными на условиях субординированного долга Раздел IV. Нормативы капитала Глава 1. Норматив достаточности (адекватности) регулятивного капитала (Н2) Глава 2. Норматив (коэффициент) соотношения регулятивного капитала к совокупным активам (Н3) Глава 3. Норматив (коэффициент) соотношения регулятивного капитала к обязательствам (Н3-1) Раздел V. Нормативы ликвидности Глава 1. Требования к ликвидности банков Глава 2. Норматив мгновенной ликвидности (Н4) Глава 3. Норматив текущей ликвидности (Н5) Глава 4. Норматив краткосрочной ликвидности (Н6) Раздел VI. Нормативы кредитного риска Глава 1. Требования относительно ограничения кредитного риска банков Глава 2. Норматив максимального размера кредитного риска на одного контрагента (Н7) Глава 3. Норматив больших кредитных рисков (Н8) Глава 4. Норматив максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных одному инсайдеру (Н9) Глава 5. Норматив максимального совокупного размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдерам (Н10) Раздел VII. Нормативы инвестирования Глава 1. Требования относительно осуществления банками инвестиций Глава 2. Норматив инвестирования в ценные бумаги отдельно по каждому учреждению (Н11) Глава 3. Норматив общей суммы инвестирования (Н12) Раздел VIII. Специальные требования относительно деятельности банков Глава 1. Установление специальных значений экономических нормативов Глава 2. Порядок соблюдения специальных значений экономических нормативов, установленных для специализированных сберегательных банков Глава 3. Порядок соблюдения специальных значений экономических нормативов, установленных для специализированных банков доверительного управления Раздел IX. Контроль за соблюдением банками экономических нормативов и требований относительно регулятивного капитала банков Глава 1. Периодичность предоставления банками информации о соблюдении экономических нормативов Глава 2. Требования к предоставлению отчетности и осуществлению надзора на консолидированной основе Глава 3. Требования к деятельности филиала иностранного банка Глава 4. Механизм расчета экономических нормативов банка Глава 5. Отчетность банков Приложение