База данных

Дата обновления БД:

11.12.2018

Добавлено/обновлено документов:

24 / 186

Всего документов в БД:

88092

Недействующая редакция. Принята 20.12.2010

Недействующая редакция, не действует с 13.02.2012 г.

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Украины

26 сентября 2001 г. №841/6032

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

от 28 августа 2001 года №368

Об утверждении Инструкции о порядке регулирования деятельности банков в Украине

(по состоянию на 20 декабря 2010 года)

В соответствии с требованиями Законов Украины "О Национальном банке Украины" и "О банках и банковской деятельности" и с целью обеспечения стабильной деятельности банков и своевременного выполнения ими обязательств перед их вкладчиками Правление Национального банка Украины ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Инструкцию о порядке регулирования деятельности банков в Украине (прилагается).

2. Генеральному департаменту банковского надзора (П.В.Андрущенко) и Департаменту информатизации (А.С.Савченко) до 01.10.2001 внести соответствующие изменения в программный комплекс автоматизированного расчета экономических нормативов и своевременно довести его до ведома территориальных управлений Национального банка Украины и банков.

3. Банкам принять в выполнение доведенный программный комплекс автоматизированного расчета экономических нормативов и с 01.11.2001 провести его опытную эксплуатацию.

4. Начиная с 01.01.2002 банки осуществляют расчет экономических нормативов в соответствии с Инструкцией о порядке регулирования деятельности банков в Украине, утвержденной этим постановлением.

5. Генеральному департаменту банковского надзора (П.В.Андрущенко) и территориальным управлениям Национального банка Украины с 01.01.2002 осуществлять контроль за соблюдением банками обязательных экономических нормативов по новому программному комплексу согласно Инструкции о порядке регулирования деятельности банков в Украине, утвержденной этим постановлением.

До 01.01.2002 банки обязаны соблюдать экономические нормативы согласно Инструкции о порядке регулирования и анализа деятельности коммерческих банков, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 14.04.98 N141 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 15.05.98 за N323/2763, за нарушение которых меры воздействия должны применяться в соответствии с главой 7 Положения о применении Национальным банком Украины к банкам и другим финансово-кредитным учреждениям мер воздействия за нарушение банковского законодательства, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 26.05.2000 N215 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 03.07.2000 за N382/4603 (с изменениями).

6. Признать утратившими силу:

Порядок предоставления разрешения на учет привлеченных средств на условиях субординированного долга к капиталу банка, утвержденный постановлением Правления Национального банка Украины от 25.10.99 N518 и зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 15.11.99 за N786/4079 (с изменениями);

Инструкцию о порядке регулирования и анализа деятельности коммерческих банков, утвержденную постановлением Правления Национального банка Украины от 14.04.98 N141 и зарегистрированную в Министерстве юстиции Украины 15.05.98 за N323/2763 (с изменениями).

7. Постановление вступает в силу через 10 дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Украины, кроме пункта 7, который вступает в силу с 01.01.2002.

Инструкция о порядке регулирования деятельности банков в Украине, утвержденная этим постановлением, вводится в действие с 01.01.2002.

8. Генеральному департаменту банковского надзора (П.В.Андрущенко) довести это постановление после его государственной регистрации до ведома самостоятельных структурных подразделений Национального банка Украины, территориальных управлений Национального банка Украины, а также банков для руководства и использования в работе.

9. Контроль за исполнением этого постановления возложить на заместителя Председателя В.Л.Кротюка, Генеральный департамент банковского надзора (П.В.Андрущенко), Операционное управление (В.Д.Щуцкий) и начальников территориальных управлений Национального банка Украины.

 

Председатель В.С.Стельмах

Утверждена Постановлением Правления Национального банка Украины от 28 августа 2001 года №368

Инструкция о порядке регулирования деятельности банков в Украине

Раздел I. Общие положения

Эта Инструкция вводится с целью обеспечения стабильной деятельности банков и своевременного выполнения ими обязательств перед вкладчиками, а также предотвращения неправильного распределения ресурсов и потери капитала из-за рисков, присущих банковской деятельности.

Инструкция разработана в соответствии с общепринятыми в международной практике принципами и стандартами.

В соответствии со статьями 2, 58-59 Закона Украины "О Национальном банке Украины" и статей 2, 4, 7-12, 30-36, 47-50, 52, 69, 73 Закона Украины "О банках и банковской деятельности" Национальный банк Украины (далее - Национальный банк) устанавливает порядок определения регулятивного капитала банка и такие экономические нормативы, являющиеся обязательными для выполнения всеми банками:

нормативы капитала:

минимального размера регулятивного капитала (Н1),

адекватности регулятивного капитала/платежеспособности (Н2),

соотношение регулятивного капитала к совокупным активам (Н3);

нормативы ликвидности:

мгновенная ликвидность (Н4),

текущая ликвидность (Н5),

краткосрочная ликвидность (Н6);

нормативы кредитного риска:

максимального размера кредитного риска на одного контрагента (Н7),

больших кредитных рисков (Н8),

максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных одному инсайдеру (Н9),

максимального совокупного размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдерам (Н10);

нормативы инвестирования:

инвестирование в ценные бумаги отдельно по каждому учреждению (Н11)-1,

общей суммы инвестирования (Н12).

Базой для расчета экономических нормативов Н2, Н3, Н7, Н8, Н11, Н12 является регулятивный капитал банка.

Базой для расчета экономических нормативов Н9, Н10 является уставный капитал банка.

Если операции осуществляются банком за счет капитала согласно требованиям настоящей Инструкции, то такие операции не включаются в расчет экономических нормативов.

Действие этой Инструкции распространяется на все банки Украины независимо от форм собственности.

За предоставление Национальному банку недостоверной информации относительно экономических нормативов банки несут ответственность согласно требованиям действующего законодательства Украины.

Раздел II. Регулятивный капитал банка

Глава 1. Порядок расчета регулятивного капитала банка

1.1. Регулятивный капитал является одним из важнейших показателей деятельности банков, основным назначением которого является покрытие отрицательных последствий разнообразных рисков (2), которые банки берут на себя в процессе своей деятельности, и обеспечение защиты вкладов, финансовой устойчивости и стабильной деятельности банков.

_____________

(2) Риски в банковской деятельности вытекают со специфики банковских операций, которые осуществляются в условиях рыночных отношений, и означают вероятность получения доходов, меньших от ожидаемых, снижения стоимости активов. Повышенные банковские риски приводят к значительным финансовым потерям и, как следствие, к банкротству банков.

Банки с целью определения реального размера регулятивного капитала с учетом рисков в своей деятельности обязаны постоянно оценивать качество всех своих активов и внебалансовых обязательств (осуществлять их классификацию, определять сомнительные и безнадежные относительно погашения); осуществлять соответствующее корректирование их стоимости путем формирования резервов для покрытия ожидаемых (возможных) убытков по обязательствам контрагентов (3).

Банки формируют резервы по таким активным операциям:

кредитным операциям;

операциям с ценными бумагами;

дебиторской задолженности;

просроченными более 31 дня и сомнительными к получению начисленными доходами по активным операциям;

средствам, размещенным на корреспондентских счетах в банках (резидентах и нерезидентах), признанных банкротами или ликвидирующихся по решению уполномоченных органов, или зарегистрированных в офшорных зонах.

_____________

(3) Контрагент - какое-либо лицо (физическое или юридическое), которая имеет с банком отношения финансового характера (банк предоставляет средства в виде бессрочных или срочных депозитов; предоставляет кредит; продает ценные бумаги собственной эмиссии; имеет дебиторскую задолженность по операциям с клиентами банка и банками, в том числе по начисленным и просроченным доходам). При этом контрагент может одновременно иметь с банком отношения другого характера (в частности трудовые).

Порядок классификации активных операций банков и признание их нестандартными, формирование и использование резервов под эти операции, минимальный размер резервов под активные операции банков устанавливается соответствующими нормативно-правовыми актами Национального банка.

1.2. Регулятивный капитал банка состоит из основного (1-го уровня) капитала и дополнительного (2-го уровня) капитала.

Основной капитал считается неизменным и не подлежащим передаче, перераспределению и должен полностью покрывать текущие убытки.

Дополнительный капитал имеет менее постоянный характер и его размер подвергается изменениям.

1.3. Основной капитал (капитал 1-го уровня) состоит из таких элементов:

а) фактически оплаченный зарегистрированный уставный капитал.

б) раскрытые резервы, созданные или увеличенные за счет нераспределенной прибыли (резервы, оглашенные банком в финансовой отчетности):

дивиденды, направленные на увеличение уставного капитала;

эмиссионные разницы. Эмиссионные разницы (эмиссионный доход)сумма превышения доходов, полученных предприятием от первичной эмиссии (выпуска) собственных акций и других корпоративных прав над номиналом таких акций (других корпоративных прав);

резервные фонды, которые создаются в соответствии с законами Украины;

общие резервы, которые создаются под неопределенный риск при проведении банковских операций.

Эти составные части включаются в капитал 1-го уровня только при условии, что они соответствуют таким критериям:

отчисление в резервы и фонды осуществлено из прибыли после налогообложения или из прибыли до налогообложения, скорректированной на все потенциальные налоговые обязательства;

назначение резервов и фондов и движение средств по этим резервам и фондам отдельно раскрыто в оглашенных отчетах банка;

фонды должны быть в распоряжении банка с целью неограниченного и немедленного их использования для покрытия убытков;

любое покрытие убытков за счет резервов и фондов проводится только через счет прибылей и убытков.

в) общий размер основного капитала определяется с учетом размера ожидаемых (возможных) убытков по невыполненным обязательствам контрагентов и уменьшается на сумму:

недосформированных резервов под возможные убытки по: кредитным операциям; операциям с ценными бумагами; дебиторской задолженности; просроченным более 31 дня и сомнительным к получению начисленным доходам по активным операциям; средствам, размещенным на корреспондентских счетах в банках (резидентах и нерезидентах), признанных банкротами или ликвидирующихся по решению уполномоченных органов, зарегистрированных в офшорных зонах;

нематериальных активов за вычетом суммы износа;

капитальных вложений в нематериальные активы;

убытков прошлых лет и убытков прошлых лет, ожидающих утверждения;

убытков текущего года.

1.4. Дополнительный капитал (капитал 2-го уровня) состоит из таких элементов:

а) резервы под стандартную задолженность других банков;

б) резервы под стандартную задолженность клиентов по кредитным операциям банков (кроме резервов по выданным банком обязательствам);

в) результат переоценки основных средств, включался в сумму регулятивного капитала банков по состоянию на 31.12.2010.

Сообщение о сумме увеличения стоимости основных средств, которая включена в регулятивный капитал, банки обязаны подать Национальному банку не позднее пяти рабочих дней со времени такого включения.

В расчете норматива адекватности регулятивного капитала/ платежеспособности (Н2) ко времени подтверждения аудитором (аудиторской фирмой) результата переоценки основных средств сумма увеличения стоимости основных средств не учитывается;

г) результат текущего года (прибыль), который уменьшен на сумму доходов, неполученных более 30 дней с даты их начисления (кроме доходов по государственным ценным бумагам и ценным бумагам, эмитированным Национальным банком). В этом случае сумма неполученных начисленных доходов, которая принимается в корректирование, уменьшается на сумму сформированного резерва по просроченным и сомнительным к получению начисленным доходам. Если прибыль текущего года меньше общей суммы корректирования, то на сумму такой разницы уменьшается размер основного капитала банка. Сумма неполученных более 30 дней начисленных доходов должна далее отображаться в соответствии с Правилами бухгалтерского учета доходов и расходами банков Украины, утвержденными постановлением Правления Национального банка Украины от 18.06.2003 N255 и зарегистрированными в Министерстве юстиции Украины 11.07.2003 за N583/7904 (с изменениями), Положением о порядке формирования и использования резерва для возмещения возможных потерь по кредитным операциям банков, утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 06.07.2000 N279 и зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 03.08.2000 за N474/4695 (с изменениями), Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий";

,) субординированный долг, который учитывается в капитал (субординированный капитал);

д) нераспределенная прибыль прошлых лет;

ж) прибыль отчетного года, ожидающая утверждения".

1.5. Субординированный капитал включает средства, привлеченные от юридических лиц-резидентов и нерезидентов, как в национальной, так и в иностранной валюте на условиях субординированного долга.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ Инструкция о порядке регулирования деятельности банков в Украине Раздел I. Общие положения Раздел II. Регулятивный капитал банка Глава 1. Порядок расчета регулятивного капитала банка Глава 2. Минимальный размер регулятивного капитала банка Раздел III. Порядок получения разрешения на учет привлеченных средств на условиях субординированного долга к капиталу банка Глава 1. Требования относительно привлечения средств Глава 2. Документы, которые подают банки для получения разрешения на учет привлеченных средств на условиях субординированного долга к капиталу банка Глава 3. Требования относительно заключения соглашения о привлечении средств на условиях субординированного долга Глава 4. Требования по выпуску облигаций Глава 5. Порядок учета привлеченных средств и предоставления отчетности Глава 6. Контроль за средствами, привлеченными на условиях субординированного долга Раздел IV. Нормативы капитала Глава 1. Норматив адекватности регулятивного капитала/платежеспособности (Н2) Глава 2. Норматив (коэффициент) соотношения регулятивного капитала к совокупным активам (Н3) Раздел V. Нормативы ликвидности Глава 1. Требования к ликвидности банков Глава 2. Норматив мгновенной ликвидности (Н4) Глава 3. Норматив текущей ликвидности (Н5) Глава 4. Норматив краткосрочной ликвидности (Н6) Раздел VI. Нормативы кредитного риска Глава 1. Требования относительно ограничения кредитного риска банков Глава 2. Норматив максимального размера кредитного риска на одного контрагента (Н7) Глава 3. Норматив больших кредитных рисков (Н8) Глава 4. Норматив максимального размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных одному инсайдеру (Н9) Глава 5. Норматив максимального совокупного размера кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдерам (Н10) Раздел VII. Нормативы инвестирования Глава 1. Требования относительно осуществления банками инвестиционной деятельности Глава 2. Норматив инвестирования в ценные бумаги отдельно по каждому учреждению (Н11) Глава 3. Норматив общей суммы инвестирования (Н12) Раздел VIII. Специальные требования относительно деятельности банков Глава 1. Установление специальных значений экономических нормативов Глава 2. Порядок соблюдения специальных значений экономических нормативов, установленных для специализированных сберегательных банков Раздел IX. Контроль за соблюдением банками экономических нормативов и требований относительно регулятивного капитала банков Глава 1. Периодичность предоставления банками информации о соблюдении экономических нормативов Глава 2. Требования к предоставлению отчетности и осуществлению надзора на консолидированной основе Глава 3. Требования к деятельности филиала иностранного банка Глава 4. Механизм расчета экономических нормативов банка Глава 5. Отчетность банков Приложение