Недействующая редакция. Принята: 01.10.2015 / Вступила в силу: 02.10.2015

Недействующая редакция, не действует с 3 октября 2015 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА УКРАИНЫ

от 3 сентября 2015 года №581

Об урегулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины

(В редакции Постановлений Правления Национального банка Украины от 09.09.2015 г. №593, 01.10.2015 г. №657)

Согласно статье 99 Конституции Украины, статье 387 Хозяйственного кодекса Украины, статьям 6, 7, 15, 25, 33, 44, 45, 55, 56 и разделам IV, V, VIII Закона Украины "О Национальном банке Украины", статьям 66, 67 и главе 11 Закона Украины "О банках и банковской деятельности", статьям 1 и 2 Закона Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте", Закону Украины "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", разделам II и III Декрета Кабинета Министров Украины от 19 февраля 1993 года №15-93 "О системе валютного регулирования и валютного контроля" и с целью урегулирования ситуации на денежно-кредитном рынке Украины, в частности его валютном сегменте, Правление Национального банка Украины постановляет:

1. Установить, что расчеты по операциям по экспорту и импорту товаров, предусмотренные в статьях 1 и 2 Закона Украины "О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте", осуществляются в срок, не превышающий 90 календарных дней.

2. Установить требование по обязательной продаже на межбанковском валютном рынке Украины поступлений в иностранной валюте из-за границы в пользу юридических лиц, не являющихся уполномоченными банками, физических лиц-предпринимателей, иностранных представительств (кроме официальных представительств), на счета, открытые в уполномоченных банках для ведения совместной деятельности без образования юридического лица, а также поступлений в иностранной валюте на счета резидентов, открытые за пределами Украины на основании индивидуальных лицензий Национального банка Украины.

Поступления в иностранной валюте, указанные в абзаце первом настоящего пункта, подлежат обязательной продаже на межбанковском валютном рынке Украины, в том числе непосредственно Национальному банку Украины, в размере 75 процентов. Остальные поступление в иностранной валюте остаются в распоряжении резидентов и нерезидентов и используются ими в соответствии с правилами валютного регулирования.

Не подлежат обязательной продаже на межбанковском валютном рынке Украины поступления в иностранной валюте:

в пользу государства или под государственные гарантии;

по кредитам, займам, привлекаемым в соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, или от международных финансовых организаций, членом которых является Украина, или от международных финансовых организаций, по договорам с которыми Украина обязалась обеспечивать правовой режим, предоставляемый другим международным финансовым организациям;

по проектам (программам) международной технической помощи, которые прошли государственную регистрацию;

на корреспондентские счета банков-нерезидентов в иностранной валюте, открытые в уполномоченных банках;

по операциям по размещению депозитов банками-нерезидентами на счетах в уполномоченных банках;

в пользу резидентов-посредников по договорам комиссии, поручения, консигнации или по агентским соглашениям, которые подлежат дальнейшему перечислению владельцам средств. Если поступления в иностранной валюте подлежат дальнейшему перечислению владельцам средств, которые обслуживаются в уполномоченных банках, то уполномоченные банки осуществляют обязательную продажу поступлений в иностранной валюте в соответствии с требованиями настоящего пункта;

по операциям по обмену иностранной валюты на счетах резидентов, открытых за пределами Украины на основании индивидуальных лицензий Национального банка Украины;

поступившие в качестве благотворительной помощи в пользу ее получателей;

возвращены по инициативе иностранного банка-получателя/посредника при условии, что указанные средства были возвращены в течение двух дней после дня их перечисления уполномоченным банком;

поступившие как ошибочный перевод.

Требование относительно обязательной продажи распространяется на поступления в иностранной валюте 1-й группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 04 февраля 1998 года №34 (в редакции постановления Правления Национального банка Украины от 02 октября 2002 года №378, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 24 октября 2002 года за №841/7129) (с изменениями) (далее - Классификатор), и в российских рублях.

Уполномоченный банк обязан предварительно зачислять поступления в иностранной валюте, на которые в соответствии с абзацем первым этого пункта распространяется требование об обязательной продаже, на отдельный аналитический счет балансового счета 2603 "Распределительные счета субъектов хозяйствования" (далее - распределительный счет).

Уполномоченный банк обязан осуществить обязательную продажу поступлений в иностранной валюте в соответствии с требованиями настоящего пункта:

без поручения клиента;

исключительно следующего рабочего дня после дня зачисления таких поступлений на распределительный счет.

3. Национальный банк Украины осуществляет мониторинг работы уполномоченного банка с целью проверки добросовестного характера платежей по операциям клиентов. С этой целью Национальный банк Украины имеет право требовать от банков приостановления проведения операций, имеющих повышенный риск их использования в противоправных целях, и получать документы, подтверждающие добросовестный характер осуществления таких операций.

4. Уполномоченные банки не могут снимать с контроля экспортные операции клиентов на основании документов о прекращении обязательств зачетом встречных однородных требований:

в иностранной валюте 1-й группы Классификатора/российских рублях (независимо от суммы операции);

в других валютах (если общая сумма обязательств, которые прекращаются зачислением в рамках одного договора по экспорту товаров, превышающей в эквиваленте 500 000 долларов США).

Поступления в иностранной валюте по экспортным операциям клиентов банка должны быть проданы в порядке, установленном в пункте 2 настоящего постановления.

5. После окончания функционирования Системы подтверждения соглашений на межбанковском валютном рынке Украины Национального банка Украины банк в течение следующих двух часов текущего дня подает развернутую заявку относительно общего объема обязательной продажи иностранной валюты, запланированного на следующий рабочий день.

Развернутая заявка включает информацию об общем объеме поступлений и общий объем обязательной продажи по кодам иностранной валюты, информацию о виде поступления и расширенную информацию для операций, сумма которых составляет более 50000 долларов США в эквиваленте по официальному курсу гривны к иностранным валютам, установленным Национальным банком Украины текущего рабочего дня. В расширенной информации банк в отдельной записи отмечает идентификационный код юридического лица/регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика или серия и номер паспорта, внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, сокращенное наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица-предпринимателя, код валюты, объем обязательной продажи.

6. Ввести такие меры относительно деятельности банков и финансовых учреждений:

1) позволить резидентам осуществлять погашение кредитов, займов (в том числе финансовой помощи) в иностранной валюте по договорам с нерезидентами, в том числе в случае заключения дополнительных соглашений к кредитным договорам/договоров займа, не ранее срока, предусмотренного договорами. Указанное требование распространяется на случаи досрочного выполнения резидентом-заемщиком обязательств как по основной сумме кредита/займа, так и по другим платежам, установленным кредитным договором/договором займа.

Национальный банк Украины не осуществляет регистрации изменений в договоры о привлечении резидентами-заемщиками кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов, касающихся сокращения сроков выполнения резидентами-заемщиками обязательств по таким договорам или их досрочного исполнения.

Требования настоящего подпункта не распространяются на случаи досрочного погашения кредитов, займов:

привлеченных уполномоченным банком при условии направления досрочно возвращенных средств на увеличение капитала этого уполномоченного банка-заемщика. Для осуществления таких операций уполномоченному банку разрешается возвращать иностранному инвестору средства по кредиту/займу непосредственно на его инвестиционный счет, открытый в уполномоченном банке, с последующим использованием этих средств на увеличение капитала банка;

за счет средств, привлекаемых резидентом-заемщиком по другому кредитному договору (договору займа) с нерезидентом, если этот договор предусматривает более поздний срок выполнения обязательств заемщика по возврату этих средств по сравнению с условиями предыдущего кредитного договора (договора займа);

2) уполномоченные банки осуществляют операции по купле-продаже иностранной валюты за гривны на межбанковском валютном рынке Украины в соответствии с нормативно-правовым актом Национального банка Украины, регулирующего порядок и условия торговли иностранной валютой.

К концу рабочего дня сальдо превышения общего объема покупки иностранных валют и банковских металлов за гривны над объемом их продажи не может быть больше чем:

по операциям на условиях "тод" - 0,1 процента от размера регулятивного капитала банка (в эквиваленте);

по операциям на условиях "том", "спот", "форвард" - 0,1 процента от размера регулятивного капитала банка (в эквиваленте);

по операциям на условиях "тод", "том", "спот", "форвард" - 0,1 процента от размера регулятивного капитала банка (в эквиваленте).

Указанное требование не распространяется на:

валютные операции на условиях "своп";

операции по покупке иностранной валюты, поступающей от иностранных инвесторов для увеличения основного капитала банка;

валютно-обменные операции с физическими лицами.

Уполномоченным банкам запрещается осуществлять на фондовых биржах собственные операции с производными финансовыми инструментами (деривативами), базовым активом которых является иностранная валюта или ее курс;

3) разрешить осуществлять операции по продаже наличной иностранной валюты или банковских металлов одному лицу в один операционный (рабочий) день в сумме, не превышающей в эквиваленте 3000 гривен в пределах одного банковского учреждения.

Ограничение по сумме операции по продаже наличной иностранной валюты не распространяются на случай проведения такой операции банком с физическим лицом-резидентом в случае одновременного соблюдения следующих условий:

физическое лицо покупает наличную иностранную валюту и использует ее исключительно на цели выполнения собственных обязательств в иностранной валюте по кредитному договору, заключенному с уполномоченным банком-кредитором;

банк осуществляет продажу наличной иностранной валюты в сумме, не превышающей объема обязательств в иностранной валюте физического лица-заемщика по кредитному договору. Банк обязан обеспечить контроль за неукоснительным соблюдением физическим лицом-заемщиком требования по целевому использованию купленной наличной иностранной валюты;

4) по поручению физических лиц за пределы Украины осуществляются переводы иностранной валюты по текущим валютным неторговым операциям:

без подтверждающих документов с текущего счета в иностранной валюте или без его открытия - на сумму, которая в эквиваленте не превышает 15 000 гривен в один операционный (рабочий) день. Физические лица-нерезиденты осуществляют такие переводы на основании документов, подтверждающих источники происхождения средств;

с текущего счета в иностранной валюте - на сумму, которая в эквиваленте превышает 15 000 гривен, но не более чем 150 000 гривен в месяц. Физические лица-резиденты осуществляют такие переводы исключительно на основании подтверждающих документов.

Указанные в абзаце третьем настоящего подпункта требования по ограничению суммы перевода не распространяются на:

оплату расходов на лечение в медицинских учреждениях другого государства, а также на оплату расходов на транспортировку больных;

оплату расходов, связанных со смертью граждан за рубежом (транспортные расходы и расходы на погребение);

переводы, осуществляемые на основании приговоров, решений, определений и постановлений судебных, следственных и других правоохранительных органов;

оплату расходов на обучение исключительно для оплаты учебного процесса;

переводы средств, полученных в качестве оплаты труда нерезидентами в Украине, пенсии, алименты;

оплату расходов иностранным судебным, следственным, нотариальным и другим полномочным органам (в том числе уплата налогов, сборов, других обязательных платежей);

переводы, осуществляемые гражданами в случае выезда за границу на постоянное место жительства;

5) банки обязаны ограничить выдачу наличных средств в национальной валюте через кассы и банкоматы в пределах до 300 000 гривен в сутки на одного клиента. Требования настоящего подпункта не распространяются на выдачу наличных средств на:

выплату заработной платы, расходов (в пределах норм, установленных законодательством), пенсий, стипендий, других социальных и приравненных к ним выплат (кроме материальной помощи);

выплаты гарантированных сумм возмещения вкладчикам за счет средств Фонда гарантирования вкладов физических лиц;

6) приостановить выпуск банками сберегательных (депозитных) сертификатов на предъявителя. Разрешить банкам выпускать именные сберегательные (депозитные) сертификаты, номинированных как в национальной, так и в иностранной валютах, со сроком их обращения не менее шести месяцев.

Погашение ранее выпущенных сберегательных (депозитных) сертификатов на предъявителя осуществляется путем перечисления средств на счет владельца сертификата или его предъявителя.

Погашение именных сберегательных (депозитных) сертификатов, номинированных как в национальной, так и в иностранной валютах, со сроком их обращения не менее шести месяцев осуществляется банками без ограничения сумм только после наступления срока, указанного в этом сертификате;

7) уполномоченные банки имеют право досрочно возвращать вклады, привлеченные в иностранной валюте по всем типам договоров, кроме вкладов, привлеченных с выдачей именных сберегательных (депозитных) сертификатов со сроком их обращения не менее шести месяцев, в национальной валюте по курсу покупки иностранной валюты уполномоченного банка в день проведения операции;

8) банкам запрещается предоставлять клиентам кредиты в национальной валюте (в том числе по открытым кредитным линиям и путем пролонгации ранее предоставленных кредитов), если в обеспечение исполнения обязательств по ним предоставляются имущественные права на средства в иностранной валюте, размещенные на счетах в банках;

9) установить для уполномоченных банков лимит общей длинной открытой валютной позиции банка (Л13-1) не более 1%;

10) уполномоченные банки обязаны ограничить выдачу (получение) наличных средств в иностранной валюте или банковских металлов с текущих и депозитных счетов клиентов через кассы и банкоматы в пределах до 20000 гривен в сутки на одного клиента в эквиваленте по официальному курсу Национального банка Украины.

Указанное требование распространяется на выдачу (получение) наличных средств как в пределах Украины, так и за ее пределами, независимо от количества счетов клиента в одном банке.

Требования настоящего подпункта не распространяются на:

дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств в Украине, международные финансовые организации, представительства международных финансовых организаций и их работников, если они не являются гражданами Украины или не проживают в ней постоянно и аккредитованные Министерством иностранных дел Украины;

операции по обеспечению расходов на командировку работников за границу резидентами - юридическими лицами и физическими лицами-предпринимателями и иностранными представительствами;

11) уполномоченные банки обязаны включить сумму балансовой стоимости приобретенных облигаций внутренних государственных займов с индексированной стоимостью, уменьшенной на размер начисленного купонного дохода, в расчет общей (длинной/короткой) открытой валютной позиции;

12) уполномоченные банки должны обеспечить проведение взвешенной политики при осуществлении операций по торговле иностранной валютой и с этой целью они должны осуществлять:

ежедневный мониторинг операций клиентов по покупке иностранной валюты на межбанковском валютном рынке Украины в целом по системе банка;

мероприятия по анализу операций клиентов по покупке иностранной валюты на межбанковском валютном рынке Украины относительно их соответствия сути деятельности клиента и его финансового состояния, экономической целесообразности и наличия очевидной законной цели;

усиленный валютный контроль за операциями клиентов по покупке иностранной валюты, совершаемыми на основании договоров, которые впервые подаются в банк.

Руководители банков должны взять под личный контроль осуществление банками операций по торговле иностранной валютой на межбанковском валютном рынке Украины;

13) обязать уполномоченные банки для осуществления покупки иностранной валюты по поручению клиентов предварительно зачислять средства в гривнах на отдельный аналитический счет балансового счета 2900 "Кредиторская задолженность по операциям по купле-продаже иностранной валюты, банковских и драгоценных металлов для клиентов банка" (далее - счет 2900). С этого счета средства могут быть перечислены для покупки иностранной валюты не ранее четвертого операционного дня со дня зачисления гривен на этот счет.

Уполномоченный банк перечисляет на счет 2900 такой объем средств в гривнах, что достаточно для осуществления операций по покупке указанного в заявлении объема иностранной валюты, перечисленного по курсу гривны к иностранной валюте в день зачисления средств в гривнах на счет 2900, но не ниже официального курса гривны к иностранной валюте, установленного Национальным банком Украины на этот день.

В случае изменения курса иностранной валюты в день осуществления операции по покупке иностранной валюты уполномоченным банкам разрешается дополнительно зачислять средства в гривнах на счет 2 900 в сумме, которой не хватает для выполнения заявления клиента о покупке иностранной валюты. Если клиент не имеет возможности перечислить дополнительную сумму денег на покупку иностранной валюты и согласен на приобретение меньшей суммы иностранной валюты, то банк осуществляет покупку иностранной валюты на сумму, меньшую, чем указанная в заявлении о покупке иностранной валюты.

Уполномоченный банк должен обеспечить неукоснительное соблюдение требований этого подпункта. В связи с этим банки должны отказывать клиентам в кредитовании (авансировании) в иностранной валюте, если такие средства привлекаются для оплаты обязательств клиента в иностранной валюте во избежание требований этого подпункта.

Требования настоящего подпункта и подпункта 18 настоящего пункта не распространяются на случаи покупки иностранной валюты физическими лицами для выполнения собственных обязательств в иностранной валюте по кредитным договорам, заключенным с уполномоченными банками;

14) обязать уполномоченные банки осуществлять перечисление средств в гривнах на корреспондентские счета банков-нерезидентов в гривнах, открытые в уполномоченных банках, по поручению клиентов-резидентов по заключенным этими клиентами договорам (контрактам) с нерезидентами не ранее четвертого операционного дня со дня зачисления этих средств на отдельный аналитический счет балансового счета 1919 "Прочая кредиторская задолженность по операциям с банками".

Требования этого подпункта и подпункта 18 не распространяются на перечисление клиентами-резидентами в пользу нерезидентов средств в гривнах:

по договорам (контрактам), осуществляемых за счет целевых бюджетных средств;

на корреспондентские счета Европейского банка реконструкции и развития в гривнах, открытые в уполномоченных банках;

15) уполномоченным банкам запретить совершать по поручению клиентов-резидентов перечисления средств в гривнах в пользу нерезидентов через корреспондентские счета банков-нерезидентов в гривнах, открытые в уполномоченных банках, если эти средства в гривнах были привлечены клиентами в форме кредита;

16) уполномоченному банку запретить совершать по поручению клиента-резидента покупку иностранной валюты/перечисление средств в гривнах в пользу нерезидента через корреспондентский счет банка-нерезидента в гривнах, открытый в уполномоченном банке, если такая покупка иностранной валюты/такое перечисление средств в гривнах осуществляется с целью проведения расчетов за импорт продукции, таможенное оформление которой было проведено до 1 января 2014 года включительно, по внешнеэкономическому договору, по которому произошла замена должника и/или кредитора в обязательстве.

Резиденты выполняют такие обязательства за счет собственных (не купленных, не вовлеченных в форме кредита, займа) средств в иностранной валюте.

Требования настоящего подпункта не распространяются на импортные операции резидентов по покупке жизненно необходимых товаров, определенных статьей 5 Закона Украины "О мерах по стабилизации платежного баланса Украины в соответствии со статьей XII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года";

17) уполномоченный банк не имеет права покупать иностранную валюту по поручению клиента-резидента (кроме физического лица), имеет средства в иностранных валютах, размещенных на текущих и депозитных счетах в этом и/или других уполномоченных банках. Такой клиент-резидент выполняет обязательства в иностранной валюте за счет имеющихся у него средств в иностранной валюте.

Контроль за соблюдением этого требования осуществляется уполномоченным банком на дату подачи клиентом заявления на покупку иностранной валюты (дату предоставления Национальному банку Украины информации об этой операции в соответствующем реестре).

Указанный запрет на проведение операции по покупке иностранной валюты не распространяется на случай, когда общая сумма средств в иностранных валютах, которые размещены на текущих и депозитных счетах клиента в уполномоченных банках на дату подачи клиентом заявления на покупку иностранной валюты, меньше, чем 25000 долларов США (в эквиваленте по официальному курсу гривны к соответствующим валютам).

Для целей применения требований этого подпункта общая сумма средств в иностранных валютах, которые размещены на текущих и депозитных счетах клиента в уполномоченных банках на дату подачи клиентом заявления о покупке иностранной валюты, определяется исходя из остатка средств в иностранных валютах на счетах клиента на начало этого операционного дня (без учета сумм, которые поступят на счета клиента в течение дня) в эквиваленте по официальному курсу гривны к соответствующим валютам и без учета средств в иностранных валютах:

на вкладных (депозитных) счетах клиента, имущественные права на которые предоставлены банку в залог в соответствии с договором залога, при условии обеспечения непрерывного контроля и доступа банка-кредитора к этим средствам в случае невыполнения клиентом обязательств по кредитному договору. Указанное исключение не распространяется на средства, размещенные на вкладных (депозитных) счетах в банке, имущественные права по которым предоставлены банку в залог после 15 апреля 2015 года, кроме случаев, когда такое предоставление связано с необходимостью покрытия долга по вкладу (депозиту) с учетом риска перечисления одной валюты в другую на уровне, который установился до 15 апреля 2015 года включительно, но не вызвано заменой залога по этому обязательству;

которые были размещены на депозитных счетах до 3 марта 2015 года включительно;

расположенных на счете(ах) в банке, отнесенном к категории неплатежеспособных, по которому введена процедура временной администрации или в отношении которого осуществляется ликвидация;

на счетах клиента, которые были куплены им, но не использованы в установленный законодательством срок;

на счетах клиента, по которым были предоставлены платежные поручения, не выполненные банками в связи с включением их в соответствующие реестры, представленные в Национальный банк Украины в период до даты подачи клиентом заявления о покупке иностранной валюты включительно (кроме операций клиента, по которым были получены от Национального банка Украины сообщения о неподтверждении возможности их осуществления);

на счетах клиента, на которые наложен арест;

на счета клиента-посредника, полученные им по договорам комиссии, поручения, консигнации, агентским соглашениям и которые подлежат дальнейшему перечислению владельцам этих средств;

на депозитном счете Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины для выполнения гарантийных обязательств по операциям, которые осуществляются с применением книжек международных дорожных перевозок в соответствии с Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 года, в объеме, который был внесен участниками при поступлении в ассоциации с 1 января 1994 года до 31 декабря 1995 года;

на счетах клиента, которыми представлены страховые резервы [для операций по покупке иностранной валюты страховщиками, Моторным (транспортным) страховым бюро Украины];

поступивших на счет клиента в качестве кредита/займа от Министерства финансов Украины, международных финансовых организаций, членом которых является Украина, или от международных финансовых организаций, по договорам с которыми Украина обязалась обеспечивать правовой режим, предоставляемый другим международным финансовым организациям (при условии наличия обязательств целевого использования средств кредита/займа);

поступивших на счет клиента по проектам (программам) международной технической помощи, прошедшие государственную регистрацию, и должны использоваться в соответствии с оговоренными таким проектом (программой) целями;

относящихся к 3-й группе Классификатора.

Клиент-резидент (кроме физических лиц) с целью осуществления операции по покупке иностранной валюты обязан предоставить уполномоченному банку информацию об общей сумме средств в иностранной валюте, размещенные на текущих и депозитных счетах клиента в уполномоченных банках (или их отсутствие) и информацию о наличии у клиента оснований для применения исключений, предусмотренных настоящим подпунктом, на дату подачи заявления [подтверждение должно быть заверено подписью клиента (для юридических лиц - подписью руководителя или уполномоченного им лица) и оттиском его печати (при наличии) или, если это предусмотрено договором банковского счета - в электронном виде средствами программно-технического комплекса "клиент - банк", "клиент - Интернет-банк" и т.п.].

Требования настоящего подпункта не распространяются на случаи покупки иностранной валюты страховщиком - членом ядерного страхового пула по договорам страхования/перестрахования ответственности за ядерный ущерб с нерезидентами-страховщиками/перестраховщиками (иностранными ядерными страховыми пулами).

В связи с введением ограничений, предусмотренных настоящим подпунктом, уполномоченному банку разрешается осуществлять по поручению клиента обмен иностранной валюты первой группы Классификатора на иностранную валюту 2-й группы Классификатора для выполнения обязательств клиента в этой валюте;

18) с целью недопущения недобросовестной практики проведения валютных операций уполномоченные банки формируют реестр операций по поручениям клиентов по покупке иностранной валюты/перечислению за пределы Украины иностранной валюты/перечислению средств в гривнах в пользу нерезидентов через корреспондентские счета банков-нерезидентов в гривнах, открытые в уполномоченных банках (далее - реестр), и подают его в Национальный банк Украины в день получения от клиента заявления о покупке иностранной валюты/платежного поручения.

Если сумма заявления о покупке иностранной валюты/платежного поручения на перечисление за пределы Украины иностранной валюты/платежного поручения на перечисление средств в гривнах в пользу нерезидента через корреспондентский счет банка-нерезидента в гривнах равна или больше эквивалента 50 000 долларов США на дату заявления/платежного поручения, то уполномоченный банк вместе с реестром подает копии документов (в отсканированном виде), которые являются основанием для осуществления этих операций. Информация по заявлениям о покупке иностранной валюты/платежными поручениями на перечисление средств в гривнах в пользу нерезидента через корреспондентский счет банка-нерезидента в гривнах, в которых сумма меньше, чем указанная, предоставляется в реестре в обобщенном виде. Информация по платежным поручениям в иностранной валюте на перевод средств за пределы Украины, в которых сумма меньше, чем указанная, в реестр не предоставляется.

Пакет документов, представляемых в Национальный банк Украины для подтверждения возможности осуществления соответствующих операций, должен дополнительно содержать:

по операциям по импорту товаров - соответствующий акт ценовой экспертизы (согласования) в случаях, предусмотренных постановлением Правления Национального банка Украины от 30 декабря 2003 года №597 "О переводе средств в национальной и иностранной валюте в пользу нерезидентов по некоторым операциям", зарегистрированном в Министерстве юстиции Украины 5 февраля 2004 года под №159/8758 (с изменениями);

по операции по покупке и/или перечисление за границу средств в иностранной валюте, полученных от продажи иностранным инвестором на фондовой бирже долговых ценных бумаг (кроме государственных облигаций Украины), - справку Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку об отсутствии оснований для включения эмитента таких ценных бумаг в перечень эмитентов, имеющих признаки фиктивности, и признаков манипулирования ценами во время осуществления соответствующих операций с такими ценными бумагами;

по операции по покупке и/или перечисление за границу средств в иностранной валюте, полученных от продажи иностранным инвестором на фондовой бирже государственных облигаций Украины, - документальное подтверждение, что свидетельствует о том, что покупка этих ценных бумаг осуществлялась исключительно за счет средств, полученных иностранным инвестором от продажи иностранной валюты за гривны, и/или средств, полученных иностранным инвестором по операциям по продаже государственных облигаций Украины, выплаты по ним дохода и их погашения (копии соответствующих договоров, справок/выписок уполномоченных банков, депозитарных учреждений и т.д.). Требование этого абзаца не распространяется на случаи продажи иностранным инвестором государственных облигаций Украины, приобретенных им до 3 марта 2015 года включительно.

Уполномоченным банкам запрещается проводить операции клиента в случае получения от Национального банка Украины сообщения о неподтверждении возможности ее осуществления. Подтвержденные операции могут быть выполнены не ранее четвертого операционного дня со дня подачи уполномоченным банком информации об этих операциях в реестре.

С целью предотвращения непродуктивного оттока капитала за границу Национальный банк Украины имеет право запрашивать и получать от уполномоченного банка копии дополнительных документов, необходимых для выяснения обстоятельств конкретной операции, информация о которой была представлена в соответствующем реестре. В этом случае уполномоченный банк не может осуществлять такую операцию до момента получения отдельного подтверждения Национального банка Украины.

Не требует включения в реестр для представления в Национальный банк Украины информация о переводе средств, который осуществляется за счет иностранной валюты, купленной с соблюдением требований настоящего подпункта.

Операция клиента, информация о которой была включена банком в реестр, который был подан в Национальный банк Украины, и для осуществления которой планировалась покупка иностранной валюты, может быть выполнена клиентом за счет собственных (некупленных) средств в иностранной валюте (в пределах согласованной суммы покупки) без повторного включения информации о переводе этих средств в реестр (при условии, что по операции клиента не было получено от Национального банка Украины сообщения о неподтверждении возможности ее осуществления).

Требования настоящего подпункта не распространяются на покупку и/или перечисление иностранной валюты с целью осуществления авансовых платежей (предварительной оплаты) в иностранной валюте за импорт товара. Порядок подтверждения возможности проведения таких операций определяется постановлением Правления Национального банка Украины от 23 февраля 2015 года №124 "Об особенностях осуществления некоторых валютных операций";

19) выдача наличных средств в пределах Украины по электронным платежным средствам, эмитированных как резидентами, так и нерезидентами, осуществляется в гривнах;

20) запретить покупку, перечисление иностранной валюты с целью проведения таких операций:

по возврату за границу средств, полученных иностранными инвесторами по операциям по продаже ценных бумаг украинских эмитентов (кроме случаев продажи долговых ценных бумаг на фондовых биржах);

по возврату за границу средств, полученных иностранными инвесторами по операциям по продаже корпоративных прав юридических лиц, которые не оформлены акциями, уменьшения уставных капиталов юридических лиц, выхода из хозяйственных обществ иностранных инвесторов;

по возврату за границу иностранному инвестору дивидендов;

21) запретить покупку, перечисление иностранной валюты на основании индивидуальных лицензий Национального банка Украины, кроме:

размещения юридическими лицами валютных ценностей на счетах за пределами Украины;

выполнения резидентом-гарантом (поручителем) обеспеченных гарантией (поручительством) обязательств по кредиту, предоставленному международной финансовой организацией или с участием иностранного экспортно-кредитного агентства;

уплаты субъектами хозяйствования - резидентами вступительных или членских взносов в иностранной валюте для обеспечения текущей деятельности юридических лиц-нерезидентов;

других операций юридических лиц, которые осуществляются на основании индивидуальных лицензий Национального банка Украины, при условии, что общая сумма операций в пределах одной индивидуальной лицензии в течение одного календарного месяца не превышает 50 000 долларов США (эквивалент этой суммы в другой валюте по официальному курсу гривны к иностранным валютам, установленным Национальным банком Украины на дату перевода);

22) запретить уполномоченным банкам перечислять с инвестиционного счета средства в гривнах с целью покупки иностранным инвестором государственных облигаций Украины. Указанное ограничение не распространяется на операции по приобретению иностранным инвестором государственных облигаций Украины на фондовых биржах, которые осуществляются исключительно за счет средств, полученных иностранным инвестором от продажи иностранной валюты за гривны, и/или средств, полученных иностранным инвестором по операциям по продаже государственных облигаций Украины, выплаты по ним дохода и их погашения;

23) перевод благотворительными организациями благотворительной помощи и перевод средств Министерством здравоохранения Украины за пределы Украины для оплаты лечения физических лиц осуществляются на основании документов, подтверждающих необходимость такого лечения в иностранном медицинском учреждении, и не требуют наличия акта ценовой экспертизы Государственного предприятия "Государственный информационно-аналитический центр мониторинга внешних товарных рынков" или согласования Национального банка Украины, а также индивидуальной лицензии Национального банка Украины;

24) уполномоченным банкам запрещается осуществлять операции по продаже банковских металлов за безналичные гривны юридическим лицам/физическим лицам-предпринимателям общей массой, превышающей в течение одной календарной недели в пределах одного банковского учреждения на одного клиента 3,216 тройской унции золота (эквивалент этой массы в других банковских металлах, пересчитанный по кросс-курсу, определенному согласно официальным курсам банковских металлов, установленными Национальным банком Украины).

Требования настоящего подпункта не распространяются на межбанковские операции и операции по продаже уполномоченными банками банковских металлов для выполнения клиентами своих обязательств в банковских металлах по кредитным договорам;

25) Национальный банк Украины не осуществляет регистрацию:

изменений в договор о привлечении резидентом (кроме уполномоченного банка) кредита/займа в иностранной валюте от нерезидента, касающихся замены кредитора и/или должника в обязательстве по этому кредитному договору/договору займа;

договора о получении резидентом кредита/займа в иностранной валюте от другого резидента в случае уступки резидентом-кредитором нерезиденту права требования по этому кредиту/займу.

Уполномоченным банкам запрещается подавать в Национальный банк Украины документы для проведения регистрации в указанных случаях.

Национальный банк Украины может принимать отдельное решение о проведении регистрации в случаях, указанных в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, если должник(и) и/или кредитор(ы) в соответствующем обязательстве являются субъектами хозяйствования, которые связаны отношениями контроля.

Требования настоящего подпункта не распространяются на:

случаи, если осуществляется замена первоначального должника в связи с его присоединением к новому должнику-правопреемнику и/или ликвидацией первоначального должника;

договоры, заключенные резидентами с международными финансовыми организациями, членом которых является Украина, и на договоры с международными финансовыми организациями, по которым Украина обязалась обеспечивать правовой режим, предоставляемый другим международным финансовым организациям.

(В пункт 6 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Правления Национального банка Украины от 09.09.2015 г. №593, 01.10.2015 г. №657)

(см. предыдущую редакцию)

7. На время действия этого постановления другие нормативно-правовые акты Национального банка Украины действуют в части, не противоречащей требованиям настоящего постановления.

8. Департаменту открытых рынков (Пономаренко С.В.) довести содержание настоящего постановления до сведения банков Украины для использования в работе, а банкам Украины - до сведения клиентов.

9. Постановление вступает в силу с 4 сентября 2015 года и действует до 4 декабря 2015 года включительно.

Председатель

В.А.Гонтарева