Недействующая редакция. Принята: 06.10.2020 / Вступила в силу: 22.10.2020

Недействующая редакция, не действует с 10 декабря 2023 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 3 марта 2014 года №5/4

Об утверждении Авиационных правил составления формализованных заявок на использование воздушного пространства Республики Беларусь и сообщений о его использовании

(Название документа изложено в новой редакции в соответствии с Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.10.2020 №22/47)
(см. предыдущую редакцию)

(В редакции Постановления Министерства обороны Республики Беларусь от 06.10.2020 г. №22/47)

На основании статьи 6 Воздушного кодекса Республики Беларусь и пункта 50 Правил использования воздушного пространства Республики Беларусь, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. №1471, Министерство обороны Республики Беларусь и Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЮТ:

1. Утвердить Авиационные правила составления формализованных заявок на использование воздушного пространства Республики Беларусь и сообщений о его использовании (прилагаются).

(Пункт изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.10.2020 №22/47)
(см. предыдущую редакцию)

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 апреля 2014 г.

Министр обороны Республики Беларусь генерал-лейтенант

Ю.В.Жадобин

Министр транспорта и коммуникаций Республики Беларусь

А.А.Сивак

 

Утверждены Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 3 марта 2014 года №5/4

Авиационные правила составления формализованных заявок на использование воздушного пространства Республики Беларусь и сообщений о его использовании

(Название изложено в новой редакции в соответствии с Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.10.2020 №22/47)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 1. Общие положения

1. В настоящих Авиационных правилах устанавливается единый и обязательный для всех пользователей воздушного пространства Республики Беларусь порядок составления (оформления) формализованных заявок на использование воздушного пространства Республики Беларусь (далее - заявка на ИВП) и сообщений об использовании воздушного пространства Республики Беларусь (далее - сообщение об ИВП).

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.10.2020 №22/47)
(см. предыдущую редакцию)

2. Для целей настоящих Авиационных правил применяются следующие сокращения:

АДП - аэродромный диспетчерский пункт;

АФТН (AFTN) - сеть авиационной фиксированной электросвязи;

АХР - авиационно-химические работы;

ВВС и войска ПВО - Военно-воздушные силы и войска противовоздушной обороны Вооруженных Сил Республики Беларусь;

ВРЛ - вторичная радиолокация;

ВЧ - высокая частота;

ГПК - Государственный пограничный комитет Республики Беларусь;

ДМВ - дециметровые волны;

ДОСААФ - Республиканское государственно-общественное объединение "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь";

ЕС ОрВД - Единая система организации воздушного движения Республики Беларусь;

ИВП - использование воздушного пространства Республики Беларусь;

ИКАО - Международная организация гражданской авиации;

ИЛС (ILS) - инструментальная система посадки;

ИНС (INS) - инерциальная навигационная система;

КВ - короткие волны;

КТА - контрольная точка аэродрома;

МВ - метровые волны;

МДП - местный диспетчерский пункт;

МО - Министерство обороны Республики Беларусь;

МТК - Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

МЧС - Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;

ОВД - обслуживание воздушного движения;

ОВЧ - очень высокая частота;

ПВП (VFR) - правила визуальных полетов;

ПДЗ - пункт донесения по запросу;

ПОД - пункт обязательных донесений;

ППП (IFR) - правила полетов по приборам;

РООЛАВВС - Республиканское общественное объединение любителей авиации, владельцев воздушных судов и пилотов;

РПИ - район полетной информации;

РСБН - радиотехническая система ближней навигации;

РСДН - радиотехническая система дальней навигации;

СПУ - самолетное переговорное устройство;

УВЧ - ультравысокая частота;

ФСЛА - общественное объединение "Белорусская федерация сверхлегкой авиации";

ЦЕС ОрВД - Центр Единой системы организации воздушного движения Республики Беларусь;

ACARS - авиационная система адресации и передачи сообщений;

ADF - автоматическое радиопеленгаторное оборудование;

ADS-B - радиовещательное автоматическое зависимое наблюдение;

ADS-C - контрактное автоматическое зависимое наблюдение;

AFIL - переданный с борта план полета;

APCH - заход на посадку;

APV - схема захода на посадку с вертикальным наведением;

ATFM - организация потока воздушного движения;

BARO-VNAV - барометрическая вертикальная навигация;

CPDLC - связь "диспетчер - пилот" по линии передачи данных;

DAT - данные и возможности (навигационного, радиосвязного или посадочного оборудования);

D-FIS - линия передачи данных FIS;

DME - дальномерное оборудование;

FANS - будущие системы аэронавигации;

FIS - полетно-информационное обслуживание;

FMC - ЭВМ (система) управления полетом;

GBAS - наземная система функционального дополнения;

GNSS - глобальная навигационная спутниковая система;

INMARSAT - международная морская спутниковая организация;

Iridium - глобальная система спутниковой связи;

IRS - инерциальная опорная система;

IRU -инерциальный опорный блок (инерциальный измеритель);

LAT/LONG - географические широта и долгота;

LPV - заходы на посадку по курсовому радиомаяку с вертикальным наведением;

MLS - микроволновая система посадки;

MNPS - технические требования к минимальным навигационным характеристикам;

PDC - предвылетное диспетчерское разрешение;

QNH - атмосферное давление, приведенное к среднему уровню моря;

RCP - требуемые характеристики связи;

RNAV - зональная навигация;

RNP - требуемые навигационные характеристики;

RTF - голосовая связь;

RVSM - сокращенный минимум вертикального эшелонирования;

SATCOM - спутниковая связь;

SBAS - спутниковая система функционального дополнения;

SELCAL - система избирательного вызова;

TACAN - импульсно-фазовая азимутально-дальномерная радионавигационная система ближнего действия;

UAT - приемопередатчик универсального доступа;

VDL - УКВ канал передачи данных;

VNAV - вертикальная навигация;

VOR - всенаправленный ОВЧ-радиомаяк.

3. В настоящих Авиационных правилах употребляются основные термины и определения в значениях, установленных в Правилах использования воздушного пространства Республики Беларусь.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.10.2020 №22/47)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 2. Требования к составлению заявок на ИВП и сообщений об ИВП

(Название изложено в новой редакции в соответствии с Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.10.2020 №22/47)
(см. предыдущую редакцию)

4. Заявки на ИВП составляются по единым формам, которые соответствуют формам, рекомендованным ИКАО для составления планов полетов.

5. Заявки на ИВП составляются согласно приложению 1:

на выполнение регулярных полетов по маршрутам ОВД Республики Беларусь - по форме 1 "Заявка повторяющихся планов полетов (RPL)" (далее - заявка на ИВП по форме 1);

на выполнение разовых полетов по маршрутам ОВД Республики Беларусь - по форме 2 "Заявка на выполнение разового полета по маршрутам обслуживания воздушного движения Республики Беларусь" (далее - заявка на ИВП по форме 2);

на осуществление деятельности по ИВП вне маршрутов ОВД и выполнение разовых полетов по маршрутам ОВД. Если на выполнение указанных полетов не требуется выдача разрешений или данные разрешения уже выданы, заявка на ИВП составляется согласно приложению 1 по форме 3 "Заявка на использование воздушного пространства Республики Беларусь" (далее - заявка на ИВП по форме 3).

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.10.2020 №22/47)
(см. предыдущую редакцию)

6. Формализованные заявки на ИВП и сообщения об ИВП составляются с использованием:

печатных букв русского или латинского алфавита - при составлении заявок на ИВП в пределах Республики Беларусь;

печатных букв латинского алфавита - при составлении заявок на ИВП при выполнении международных полетов.

При составлении заявок на ИВП и сообщений об ИВП определение соответствия букв латинского и русского алфавитов осуществляется по таблицам 1 и 2 согласно приложению 2.

(В пункт внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.10.2020 №22/47)
(см. предыдущую редакцию)

7. При составлении заявок на ИВП и сообщений об ИВП перенос текста на другую строку допускается только целыми группами (словами) без разрывов. Общее количество знаков в одной строке не должно превышать 69 знаков.

8. Время в заявках на ИВП и сообщениях об ИВП указывается по всемирному скоординированному времени (UTC).

9. Заявки на ИВП представляются в органы, предназначенные для обеспечения деятельности по ИВП.

10. Заявки на ИВП составляют командиры воздушных судов (командиры групп воздушных судов) или авиационные специалисты в соответствии с их должностными обязанностями.

11. Ответственность за своевременное представление в соответствующий диспетчерский пункт заявки на ИВП и достоверность указанной в ней информации несет командир воздушного судна или специалист, отвечающий за ее составление. Ответственность за своевременное представление заявки на ИВП в ЦЕС ОрВД несет ответственный специалист диспетчерского пункта пользователя. Ответственность за своевременную выдачу разрешения на ИВП подателю заявки несут соответствующие должностные лица ЦЕС ОрВД.

12. Отступления от правил составления заявок на ИВП не допускаются. Заявки на ИВП, составленные с нарушениями требований, предусмотренных в настоящих Авиационных правилах, к обеспечению не принимаются.

Глава 3. Порядок составления заявки на ИВП при выполнении трассовых, маршрутных и маршрутно-трассовых полетов в воздушном пространстве Республики Беларусь

(В название внесены изменения в соответствии с Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 06.10.2020 №22/47)
(см. предыдущую редакцию)

13. Информационная часть заявки на ИВП по форме 3 состоит из десяти информационных групп - полей данных (далее - поле). Поля имеют следующие нумерацию и наименования:

поле 3 "Тип сообщения";

поле 7 "Опознавательный индекс воздушного судна";

поле 8 "Правила и тип полета";

поле 9 "Количество и тип воздушных судов, категория турбулентности следа";

поле 10 "Оборудование и возможности";

поле 13 "Аэродром и время вылета";

поле 15 "Маршрут";

поле 16 "Аэродром назначения и общее расчетное истекшее время, запасной(ые) аэродром(ы) пункта назначения";

поле 18 "Прочая информация";

поле 19 "Дополнительная информация".

Признаком начала каждого поля (кроме поля 3 "Тип сообщения") является дефис. Данные в полях от поля 3 "Тип сообщения" до поля 18 "Прочая информация" заключаются в круглые скобки и предназначены для автоматизированной обработки.

14. В поле 3 "Тип сообщения" после открывающей круглой скобки без пробела указывается признак, обозначающий тип заявки на ИВП.

Например*:

(ФПЛ;

(FPL.

______________________________

* Приводимые в настоящих Авиационных правилах примеры не могут рассматриваться как подстрочные примечания к пунктам, части или абзацы пунктов.

15. В поле 7 "Опознавательный индекс воздушного судна" (максимум 7 знаков):

15.1. для гражданских воздушных судов на выполнение всех видов полетов, а также для государственных воздушных судов на выполнение международных полетов, за исключением случаев, указанных в подпунктах 15.2 и 15.3 настоящего пункта, указывается номер рейса.

Например:

-БРУ1401;

-ТЬЦ1455;

-GOM1422;

15.2. для воздушных судов, эксплуатанты которых не имеют официального регистрационного кода ИКАО, указывается регистрационный знак.

Например:

-EW85576;

-EW01SL;

15.3. для государственных воздушных судов при невозможности указания номера рейса или регистрационного знака указывается радиотелефонный позывной командира воздушного судна (ведущего группы воздушных судов при полете в сомкнутом полетном порядке).

Например:

-33615;

15.4. режим и код ВРЛ указываются в случаях, когда воздушному судну присвоен код ВРЛ и эта информация используется в органах ОВД. В противном случае данные о режиме и коде ВРЛ в заявке на ИВП не указываются.

Данные о режиме и коде ВРЛ указываются после опознавательного индекса воздушного судна через косую черту: одна буква, обозначающая режим работы ВРЛ, и затем четыре цифры, обозначающие код ВРЛ, присвоенный воздушному судну и передаваемый в указанном режиме.

Например:

-БРУ1401/A4100.

Примеры заполнения поля 7 "Опознавательный индекс воздушного судна":

-БРУ1401;

-GOM1422;

-EW85576;

-33615;

-БРУ1401/A4100.

16. В поле 8 "Правила и тип полета" указываются две буквы, обозначающие правила полета (первая буква) и тип полета (вторая буква):

16.1. для обозначения правил полета указывается одна из следующих букв:

И (I)* - если полет выполняется по ППП;

Ж (V) - если полет выполняется по ПВП;

Ы (Y) - если полет первоначально выполняется по ППП, а затем в ходе полета будет осуществлен переход на ПВП;

З (Z) - если полет первоначально выполняется по ПВП, а затем будет осуществлен переход на ППП;

______________________________

* Здесь и далее в тексте настоящих Авиационных правил при написании буквенных обозначений информации для различных полей заявок на ИВП первыми указываются буквы русского алфавита, а в скобках - соответствующие им буквы латинского алфавита. В случаях когда использование букв русского алфавита для указанных обозначений не предусматривается, в скобках указываются буквы латинского алфавита.

16.2. для обозначения типа полета далее без пробела указывается одна из следующих букв:

С (S) - для регулярных воздушных перевозок (полеты гражданских воздушных судов по расписанию);

Н (N) - для нерегулярных воздушных перевозок (полеты гражданских воздушных судов вне расписания);

Г (G) - для полетов воздушных судов авиации общего назначения;

М (М) - для полетов государственных воздушных судов;

Ь (Х) - для прочих полетов.

Примеры заполнения поля 8 "Правила и тип полета":

-ИС;

-ЖН;

-ИМ;

-IS;

-VN;

-IM.

Если в ходе полета планируется применение различных правил полета, в поле 15 "Маршрут" указываются пункты (точки), где будет осуществляться переход от одних правил полета к другим, и через пробел - правила полета, по которым будет выполняться дальнейший полет: ППП (IFR - при заполнении заявки на ИВП буквами латинского алфавита) или ПВП (VFR - при заполнении заявки на ИВП буквами латинского алфавита).

Например:

-К0550С0910 ... 5240С03020В ПВП ...;

-K0850S0910 ... 5240N03020E VFR ….

Данные записи означают, что над точкой с координатами 52°40" северной широты и 30°20" восточной долготы будет осуществлен переход на ПВП.

Если в данной точке также будут изменены и параметры полета, в поле 15 "Маршрут" указываются пункты (точки), где будет осуществляться переход от одних правил полета к другим, через косую черту - новые значения скорости и высоты полета и далее через пробел - правила полета, по которым будет выполняться дальнейший полет.

Например:

-К0220С0150 … 5240С03020В/К0220М0045 ПВП …;

-K0220F050 … 5240N03020E/К0220М0045 VFR ….

Данные записи означают, что в точке с координатами 52°40" северной широты и 30°20" восточной долготы новое значение высоты составит 450 м и будет осуществлен переход на ПВП.

17. В поле 9 "Количество и тип воздушных судов, категория турбулентности следа" указываются одной или двумя цифрами количество воздушных судов, если их больше одного, и обозначение типа воздушного судна согласно документу ИКАО 8643 "Условные обозначения типов воздушных судов" и таблице обозначений типов воздушных судов согласно приложению 3.

Например:

-Т154;

-3ТУ16;

-10ИЛ76.

После типа воздушного судна ставится косая черта и указывается категория турбулентности следа воздушного судна одной из следующих букв:

Х (Н) - для тяжелых воздушных судов (взлетная масса 136 т или более);

М (М) - для средних воздушных судов (взлетная масса менее 136 т, но более 7 т);

Л (L) - для легких воздушных судов (взлетная масса 7 т или менее).

Например:

-ИЛ96/Х;

-2СУ27/М;

-АН2/Л;

-IL96/H;

-2SU27/M;

-AN2/L.

На выполнение группового полета разнотипными воздушными судами в поле 9 "Количество и тип воздушных судов, категория турбулентности следа" указывается ЗЗЗЗ (ZZZZ), а в поле 18 "Прочая информация" после признака ТЫП/ (TYP/) приводятся данные обо всех воздушных судах, входящих в группу (количество и типы), и категория турбулентности следа.

Например:

ТЫП/ИЛ76/X 2МГ29/М;

ТЫП/2СУ27/М 4МГ29/М;

ТЫП/2МИ8/М 2МИ24/М;

TYP/IL76/H 2MG29/М;

TYP/2SU27/М 4MG29/М;

TYP/2MI8/М 2MI24/M.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.