Недействующая редакция. Принята: 27.09.2022 / Вступила в силу: 01.10.2022

Недействующая редакция, не действует с 24 января 2023 года

Неофициальный перевод (с) ООО СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

от 17 августа 2002 года №1142

Об утверждении общих требований по обустройству пунктов пропуска через государственную границу

(В редакции Постановлений Кабинета Министров Украины от 04.09.2003 г. №1402, 11.02.2009 г. №84, 27.09.2022 г. №1092)

Кабинет Министров Украины постановляет:

Утвердить общие требования по обустройству пунктов пропуска через государственную границу, которые прилагаются.

Премьер-министр Украины

А.Кинах

Утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 17 августа 2002 года №1142

Общие требования по обустройству пунктов пропуска через государственную границы

1. Общая часть

1. Эти общие требования разработаны в соответствии с Законами Украины "О государственной границе Украины", "О Государственной пограничной службе", "Об охране окружающей природной среды", "О защите населения от инфекционных болезней", "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения", "О ветеринарной медицине", "О карантине растений", Таможенным кодексом Украины, Положением о пунктах пропуска через государственную границу, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 3 августа 2000 г. N 1203 ,и являются обязательными для учета во время разработки технического задания на проектирование строительства и реконструкции пунктов пропуска через государственную границу.

2. Техническим заданием на проектирование строительства и реконструкцию пунктов пропуска через государственную границу (далее пункты пропуска) должно предусматриваться обеспечение:

1) пропуска через государственную границу определенного заказчиком потока лиц, транспортных средств, грузов и другого имущества без возникновения очередей, с учетом категорий пассажиров, видов и грузоподъемности транспортных средств и других обстоятельств;

осуществления пограничного, таможенного и других видов контроля лиц, транспортных средств, грузов и другого имущества (далее контроль), которые перемещаются через государственную границу;

создания надлежащих культурно-бытовых и санитарно-гигиенических условий для лиц, которые пересекают государственную границу, и работников соответствующих контрольных подразделений;

сохранения материальных ценностей, которые проверяются;

безопасности труда, противопожарной защиты и охраны окружающей природной среды.

2) обустройство пунктов пропуска:

а) автоматизированными средствами контроля, средствами связи (в том числе громкоговорящими средствами), круглосуточным электроснабжением (в том числе дублирующими автономными системами освещения), системами теленаблюдения, сантехническим оборудованием и тому подобное;

б) создание в пунктах пропуска специальных зон (мест, площадок) для:

осуществления контроля лиц, транспортных средств, грузов и другого имущества;

хранения остановленных грузов;

стоянки транспортных средств, которые перевозят негабаритные, крупновесовые и опасные грузы;

проведения дезинфекции грузов;

установления стационарных технических средств для осуществления радиационного контроля, теленаблюдения, сигнализации и тому подобное;

содержания служебных собак Государственной пограничной службы и Гостаможслужбы.

Обязательное обустройство специальных зон (мест, площадок) технологическими зданиями и оборудованием, необходимыми для обеспечения надежной и безопасной работы контрольных подразделений.

Для остановленных грузов, которые должны храниться в закрытых помещениях, необходимо предусматривать строительство складов, которые оборудуются рампами для обслуживания железнодорожных или автомобильных транспортных средств и механизмами для выполнения погрузо-разгрузочных работ.

Для хранения остановленных пищевых продуктов, медикаментов, химикатов и тому подобное необходимо предусматривать строительство специализированных помещений, которые обустраиваются в соответствии с установленными требованиями;

в) строительства помещений:

служебных - для размещения контрольных подразделений Государственной пограничной службы, Гостаможслужбы, а в соответствующих случаях и работников других контрольных подразделений, а также размещения технических средств и специальной техники для осуществления пограничного, таможенного и других видов контроля. Служебные помещения должны иметь отдельный вход для контрольных подразделений Пограничных войск и быть оборудованными средствами сигнализации;

технологических - для осуществления соответствующих видов контроля и для оформления документов. К таким помещениям относятся также кабины паспортного контроля и контрольные павильоны Государственной пограничной службы;

специальных - для временного содержания лиц, задержанных во время пересечения государственной границы, в соответствии с ведомственными нормами проектирования спецучреждений МВД;

залов - для официальных делегаций, пребывания пассажиров перед линией паспортного контроля, посадкой в транспортные средства, а также для размещения транзитных пассажиров.

3. В пунктах пропуска должны быть размещены государственные символы.

2. Обустройство пунктов пропуска для автомобильного сообщения

4. Комплекс технологических сооружений пунктов пропуска для автомобильного сообщения должен размещаться на автомобильных магистралях в непосредственной близости (не более чем 100 метров) от линии государственной границы.

5. На территории пунктов пропуска для каждого вида автотранспортных средств (автобусов, легковых и грузовых автомобилей, а также автомобилей, перевозящих опасные грузы, грузы по книжке МДП, и автомобилей перевозчиков, имеющих действующую авторизацию авторизованного экономического оператора типа "О подтверждении безопасности и надежности") в местах их оформления предполагаются отдельные полосы движения, которые оборудуются соответствующими знаками.

(Пункт 5 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 27.09.2022 №1092)
(см. предыдущую редакцию)

6. В зоне пограничного контроля над полосами движения транспортных средств сооружаются навесы, за исключением полосы движения транспортных средств, которые перевозят негабаритные грузы.

7. На территории пунктов пропуска для регулирования движения транспортных средств устанавливаются светофоры, специальные барьеры и шлагбаумы, указатели полос движения и знаки дорожного движения.

8. Для пропуска через государственную границу граждан Украины и граждан сопредельного государства, которые проживают в пограничных областях (районах), дополнительно могут строиться пешеходные полосы движения.

9. В техническом задании на проектирование строительства и реконструкции пунктов пропуска необходимо предусматривать обустройство их стационарными дезковрами и стационарными наливными дезбарьерами для дезинфекции обуви и колес транспортных средств, а также установление автомобильных тензометрических весов на отдельных подъездных путях для осуществления контроля весовых параметров транспортных средств.

3. Обустройство пунктов пропуска для железнодорожного сообщения

10. Пункты пропуска для железнодорожного сообщения размещаются на территории железнодорожных пограничных станций и по назначению транспортных перевозок могут быть пассажирскими, грузовыми или грузо-пассажирскими.

В зависимости от местных условий пограничная железнодорожная станция частично или полностью включается в состав пункта пропуска.

11. Территория пункта пропуска делится на технологические контрольные зоны, в которых:

соответствующие виды контроля осуществляются без остановки поезда, (размещаются перед пунктами пропуска со стороны прилегающих перегонов и должны иметь смотровой мостик и смотровую яму, которые оборудованы устройствами освещения, теленаблюдения (для визуального обследование сверху, сбоку и снизу), специальными датчиками инфракрасного излучения, тензометрическими весами - для контрольного взвешивания вагонов);

контрольные операции осуществляются после прибытия поездов на станцию (должны иметь железнодорожные колеи, количество и длина которых достаточна для осуществления соответствующих видов контроля грузовых поездов в определенный период времени).

Для контрольного осмотра наливных цистерн отдельные колеи дополнительно оборудуются специальными эстакадами.

12. На территории пункта пропуска необходимо предусматривать колеи для ремонта вагонов, дополнительные колеи для отстоя остановленных вагонов и отдельные - для вагонов с опасными грузами.

4. Обустройство пунктов пропуска для морского и речного сообщения

13. В пунктах пропуска на причалах, где осуществляется пограничный, таможенный и другие виды контроля, для служебных лиц строятся помещения, которые обустраиваются средствами связи, средствами спасения на воде и другим соответствующим оборудованием, а также помещение для осуществления контроля пассажиров перед посадкой на суда или после схождения их с судов: технологические - для контрольного осмотра пассажиров, служебные - для размещения персонала контрольных подразделений.

14. На территории порта для хранения остановленных грузов создаются специальные ограженные площадки вблизи места стоянки судов, которые подлежат контролю, а также оборудуется место для приборов радиационного контроля.

5. Обустройство пунктов пропуска для воздушного сообщения

15. Оформление документов для пассажиров зарубежного направление осуществляется в помещении аэропорта или в отдельных сооружениях на территории аэропорта. Места для осуществления контроля и их количество определяются для каждого пункта пропуска отдельно.

16. Для осуществления контроля следует предусматривать:

служебные помещения для размещения контрольных подразделений;

технологическое помещение для размещения технических средств контроля и размещения контрольных подразделений;

зал-накопитель для размещения пассажиров, которые улетают;

зал-накопитель для размещения пассажиров, которые прилетают;

зал для размещения транзитных пассажиров;

зал официальных делегаций.

17. В местах оформления пассажиров зарубежного направления устанавливаются кабины паспортного контроля.

18. Залы-накопители должны обеспечивать изоляцию пассажиров от контактов с посторонними лицами.

19. В грузовом терминале необходимо предусматривать помещение для хранения остановленных грузов и отдельное помещение - для хранения остановленных опасных грузов.

6. Обустройство пунктов пропуска для пешеходного сообщения

20. Пункты пропуска для пешеходного сообщения должны иметь:

а) для пешеходного движения:

полосы для пешеходного движения в зоне пограничного контроля, которые размещаются под навесом;

контрольный павильон закрытого типа, который также устанавливается под навесом;

оборудование для осуществления пограничного, таможенного и других видов контроля, стенды с информацией об осуществлении пропуска граждан в упрощенном порядке и тому подобное;

средства освещения территории пункта пропуска с круглосуточным режимом работы;

б) для пешеходного и автомобильного движения дополнительно устанавливаются светофоры, шлагбаумы, указатели полос движения, а также оборудование для контроля автомобильных транспортных средств.

7. Обустройство пунктов пропуска для паромного сообщения

21. Пункты пропуска для паромного сообщения в зависимости от вида транспортных средств и грузов, которые перевозятся паромами (автотранспортый средства, железнодорожные вагоны, контейнеры), должны обустраиваться согласно требованиям, установленным для обустройства пунктов пропуска для автомобильного, железнодорожного, морского и речного сообщения.

22. На въезде в пункт пропуска вблизи зоны (места) оформления грузовых транспортных средств на "отход" предусматривается строительство площадки для предварительного обзора грузовых автомобилей.

23. На каждом причале, где осуществляется пограничный, таможенный и другие виды контроля, устанавливаются контрольные павильоны со средствами спасения на воде.

8. Обустройство местных пунктов пропуска для автомобильного, пешеходного и речного сообщения

24. Местный пункт пропуска размещается в непосредственный близости (не более чем 100 метров) от линии государственной границы.

Общая площадь территории местного пункта пропуска должна составлять не менее 625 кв. метров, площадь бетонного или асфальтового покрытия - не менее половины общей площади.

Конфигурация территории местного пункта пропуска определяется в зависимости от местных (географических, природно-климатических, пространственных) условий и должна обеспечивать расположение всех его элементов и создание условий для работы.

25. На территории местного пункта пропуска, который ограждается забором, устанавливается навес, стенды (знаки) с информацией о местном пункте пропуска, режиме его работы, направлениях движения и порядке прохождения контроля.