Недействующая редакция. Принята: 13.12.2021 / Вступила в силу: 15.12.2021

Недействующая редакция, не действует с 11 января 2022 года

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

от 28 июля 2021 года №819

Об утверждении Порядка и методологии проведения оценки инвестиционного проекта со значительными инвестициями

(В редакции Постановления Кабинета Министров Украины от 13.12.2021 г. №1311)

Согласно абзацу одиннадцатому части первой статьи 8 Закона Украины "О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями в Украине" Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Утвердить Порядок и методологию проведения оценки инвестиционного проекта со значительными инвестициями, который прилагается.

2. Министерству экономики подготовить и подать в трехмесячный срок Антимонопольному комитету уведомление о новой программе государственной помощи "Государственная поддержка инвестиционных проектов со значительными инвестициями в Украине" в соответствии с требованиями Закона Украины "О государственной помощи субъектам хозяйствования".

3. Министерству цифровой трансформации и Министерству экономики подать в течение шести месяцев Кабинету Министров Украины предложения относительно обеспечения возможности подачи заявки и других документов, предусмотренных частью первой статьи 7 Закона Украины "О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями в Украине", в электронной форме с использованием Единого государственного веб-портала электронных услуг.

Премьер-министр Украины

Д.Шмыгаль

Утверждены Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 июля 2021 года №819

Порядок и методология проведения оценки инвестиционного проекта со значительными инвестициями

Общие вопросы

1. Этот Порядок определяет процедуру и методологию проведения оценки инвестиционного проекта со значительными инвестициями (далее - оценка).

2. В этом Порядке термины употребляются в значении, приведенном в Законе Украины "О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями в Украине" (далее - Закон).

3. Оценка проводится Минэкономики двумя этапами в течение шестидесяти календарных дней со дня получения документов, предусмотренных частью первой статьи 7 Закона, а именно:

заявки, подготовленной по форме согласно приложению 1;

проекта специального инвестиционного договора;

технико-экономического обоснования инвестиционного проекта со значительными инвестициями (далее - технико-экономическое обоснование), разработанного с учетом требований к технико-экономическому обоснованию инвестиционного проекта со значительными инвестициями, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 19 мая 2021 г. №515 (Официальный вестник Украины, 2021 г., №43, ст. 2626);

документов, подтверждающих соответствие заявителя требованиям к заявителю относительно финансовой состоятельности для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 23 июня 2021 г. №648 (Официальный вестник Украины, 2021 г., №52, ст. 3211);

документов, подтверждающих отсутствие ограничений, определенных частью четвертой статьи 7 Закона, представленных заявителем с учетом требований, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка.

4. Для подтверждения отсутствия ограничений, определенных пунктами 10 и 12 части четвертой статьи 7 Закона, заявитель подает следующие документы:

1) справку или иной документ, который в соответствии с законодательством государства места регистрации заявителя подтверждает отсутствие ограничений, определенных пунктом 10 части четвертой статьи 7 Закона (для нерезидентов);

2) справку или иной документ, который в соответствии с законодательством государства места регистрации заявителя подтверждает отсутствие ограничений, определенных пунктом 12 части четвертой статьи 7 Закона (для нерезидентов).

Для подтверждения отсутствия ограничений, определенных частью четвертой статьи 7 Закона, уполномоченным лицом заявителя представляется подписанное письмо в бумажной или электронной форме (с соблюдением требований законодательства об электронных документах и электронном документообороте), которым заявитель удостоверяет и гарантирует, что он соответствует всем требованиям, определенным частью четвертой статьи 7 Закона.

Если заявитель представлен несколькими юридическими лицами, документы, предусмотренные подпунктами 1 - 2 настоящего пункта, представляются в отношении каждого из таких юридических лиц.

Первый этап оценки

5. Минэкономики в течение десяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего Порядка, проводит проверку соответствия заявителя, инвестиционного проекта со значительными инвестициями и поданных документов требованиям законодательства.

6. Во время проверки соответствия заявителя инвестиционного проекта со значительными инвестициями и представленных документов установленным законодательством требованиям Минэкономики не требует документального подтверждения публичной информации, обнародованной в форме открытых данных в соответствии с Законом Украины "О доступе к публичной информации" и/или содержащейся в открытых единых государственных реестрах, доступ к которым является свободным.

7. Во время проверки соответствия представленных документов установленным законодательством требованиям Минэкономики может признать допустимыми формальные (несущественные) ошибки в оформлении документов и информации, поставляемой вместе с ними, которые не влияют на их содержание, в том числе технические ошибки и описки.

8. В случае если по результатам проверки, определенной пунктом 5 настоящего Порядка, выявлено несоответствие заявителя инвестиционного проекта со значительными инвестициями и представленных документов установленным законодательством требованиям, проведение оценки приостанавливается, о чем Минэкономики информирует заявителя.

Второй этап оценки

9. В случае если по результатам проверки, определенной пунктом 5 настоящего Порядка, не выявлено несоответствие заявителя инвестиционного проекта со значительными инвестициями и представленных документов установленным законодательством требованиям, Минэкономики направляет документы, указанные в пунктах 3 и 4 настоящего Порядка, в электронной форме:

Минфину - для проведения анализа инвестиционного проекта со значительными инвестициями и проекта специального инвестиционного договора в части форм и общего объема государственной поддержки, предлагаемых к предоставлению для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, и представления соответствующих предложений;

Минприроды - для проведения анализа экологических последствий и рисков реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, проекта специального инвестиционного договора и представления соответствующих предложений;

Минюсту - для проведения анализа проекта специального инвестиционного договора, подготовки, в случае необходимости, замечаний по его доработке и представления соответствующих предложений;

Антимонопольному комитету для проведения анализа рисков реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, проекта специального инвестиционного договора, форм и общего объема государственной поддержки, предлагаемых к предоставлению для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, и представления соответствующих предложений;

центральному органу исполнительной власти, обеспечивающему формирование государственной политики в сфере, в которой предусматривается реализовать инвестиционный проект со значительными инвестициями, - для представления соответствующих предложений, в том числе касательно проекта специального инвестиционного договора;

органу местного самоуправления (в случае предоставления государственной поддержки таким органом) - для проведения анализа рисков реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, форм и общего объема государственной поддержки, предлагаемых к предоставлению для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, проекта специального инвестиционного договора, подготовки, при необходимости, предложений по его доработке и представления соответствующих предложений.

10. Минфин, Минприроды, Минюст, Антимонопольный комитет, центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере, в которой предусматривается реализовать инвестиционный проект со значительными инвестициями, орган местного самоуправления в течение двадцати календарных дней с даты поступления документов, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, рассматривают их и направляют в Минэкономики результаты проведенного анализа и соответствующие предложения или отмечают их отсутствие.

11. С целью получения информации по вопросам, относящимся к компетенции других центральных и местных органов исполнительной власти, других государственных органов, Минэкономики может привлекать их к проведению оценки и обращаться к ним с запросами для получения соответствующих предложений и разъяснений, а также в случае необходимости получения дополнительной информации и/или документов, необходимых для проведения оценки, Минэкономики может обращаться с соответствующими запросами в уполномоченные учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, финансовые учреждения, юридическим и физическим лицам. Ответ на такие запросы предоставляется в сжатый срок, который не может составлять более десяти рабочих дней.

12. В случае неполучения Минэкономики информации о результатах анализа и предложений или информации об их отсутствии в течение срока, предусмотренного пунктами 10 и 11 настоящего Порядка, документы, указанные в пунктах 3 и 4 настоящего Порядка, считаются рассмотренными и проанализированными соответствующими органами без замечаний и предложений.

13. Минэкономики с учетом имеющихся предложений Минфина, Минприроды, Минюста, Антимонопольного комитета, центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной политики в сфере, в которой предусматривается реализовать инвестиционный проект со значительными инвестициями, органа местного самоуправления обобщает результаты анализа инвестиционного проекта со значительными инвестициями и проекта специального инвестиционного договора в отношении:

1) анализа экономических, финансовых, социальных показателей инвестиционного проекта со значительными инвестициями, в том числе проводит проверку:

результатов проведения анализа затрат и выгод с учетом методических рекомендаций проведения анализа затрат и выгод, изложенных в приложении 2;

анализа спроса, который включает информацию об описании сценариев прогноза спроса и допущений к каждому из сценариев, в том числе описание и обоснование таких предположений по каждому сценарию;

расчета размера значительных инвестиций в объекты инвестирования;

расчета показателя экономической чистой приведенной стоимости (ENPV), приведенного в технико-экономическом обосновании, который учитывает, в частности, общий объем государственной поддержки как экономические затраты и не может быть меньше 0 (нуля);

расчета показателя экономической нормы доходности (EIRR), приведенного в технико-экономическом обосновании, который учитывает, в частности, общий объем государственной поддержки как экономические затраты и не может быть меньше ставки дисконтирования, используемой при расчете показателя экономической чистой приведенной стоимости (ENPV), исчисленной с учетом методических рекомендаций проведения анализа затрат и выгод;

2) анализа экологических последствий реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями;

3) анализа рисков реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, в частности, проводится анализ результатов количественной и качественной оценки рисков, оценки вероятности наступления рисков и возможных последствий для инвестиционного проекта со значительными инвестициями. Наличие существенных экономических, финансовых, социальных и/или экологических рисков, имеющих высокую вероятность наступления и значительное негативное влияние на инвестиционный проект со значительными инвестициями или окружающую природную среду, при отсутствии действенного механизма уменьшения влияния таких рисков является основанием для предоставления заключения о нецелесообразности реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями и отказа в заключении специального инвестиционного договора;

4) анализа форм и общего объема государственной поддержки, предлагаемых к предоставлению для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, в том числе проводит проверку:

общего объема государственной поддержки и подходов к его расчету с учетом требований методологии расчета объема государственной поддержки для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 7 июля 2021 г. №714. Во время анализа общего объема государственной поддержки учитываются экономические показатели реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, а именно показатели экономической чистой приведенной стоимости (ENPV), экономической нормы доходности (EIRR). Если показатель экономической чистой приведенной стоимости (ENPV) меньше 0 (нуля) и/или показатель экономической нормы доходности (EIRR) меньше ставки дисконтирования, используемой при расчете показателя экономической чистой приведенной стоимости (ENPV), общий объем государственной поддержки уменьшается до уровня, который обеспечит соответствие таких показателей требованиям, определенным в настоящем пункте, о чем указывается в заключении о целесообразности реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями и заключения специального инвестиционного договора;

соответствия форм предоставления государственной поддержки положениям статьи 3 и пункта 3 раздела VII "Заключительные и переходные положения" Закона;

5) анализа проекта специального инвестиционного договора и подготовки, в случае необходимости, замечаний по его доработке, в том числе проводит проверку соответствия положений проекта специального инвестиционного договора:

положениям технико-экономического обоснования относительно размера и ориентировочного графика осуществления инвестиций, количества созданных новых рабочих мест, средней заработной платы работников;

требованиям законодательства.

14. По результатам второго этапа оценки Минэкономики по форме, определенной приложением 3, готовит одно из следующих заключений:

заключение о целесообразности реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями и заключения специального инвестиционного договора;

заключение о нецелесообразности реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями и отказе в заключении специального инвестиционного договора.

В случае подготовки заключения о целесообразности реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, технико-экономическим обоснованием которого определена необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду и/или разработки документов государственного планирования и осуществления их стратегической экологической оценки, в заключении отмечается, что такая реализация будет возможна при условии получения положительного заключения по оценке воздействия на окружающую среду и проведения стратегической экологической оценки.

15. Основаниями для предоставления заключения о нецелесообразности реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями и отказа в заключении специального инвестиционного договора являются:

представление заявителем недостоверной информации в составе заявки, в том числе если это установлено на основании ответов, предоставленных на запросы в соответствии с пунктами 10 и 11 настоящего Порядка;

несоответствие заявителя и/или инвестиционного проекта со значительными инвестициями требованиям, предусмотренным Законом;

объем государственной поддержки, который предлагается в инвестиционном проекте со значительными инвестициями, превышает максимально допустимый объем государственной поддержки, предусмотренный статьей 4 Закона;

выявление во время проведения оценки экономических, финансовых, социальных и/или экологических рисков и/или негативных последствий, к которым может привести его реализация (в частности, отрицательного показателя ENPV).

16. В случае необходимости доработки проекта специального инвестиционного договора Минэкономики вместе с заключением о целесообразности реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями и заключения специального инвестиционного договора направляет заявителю замечания к проекту договора с предложением о его доработке.

Заключение направляется заявителю и уполномоченному учреждению в течение пяти рабочих дней со дня его подписания.

Приложение 1

к Порядку

Заявка

См. Приложение 1 

Приложение 2

к Порядку

Методические рекомендации проведения анализа затрат и выгод

Анализ затрат и выгод проводится несколькими этапами.

Этап 1. Построение базового экономического сценария:

1) сбор финансовых данных в реальном выражении (без учета инфляции);

2) построение финансовой модели и расчет денежных потоков инвестиционного проекта со значительными инвестициями, определение сроков реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, получения доходов и несения расходов, определение остаточной стоимости.

Этап 2. Корректировка финансовых данных (финансовых денежных потоков) к экономическим денежным потокам и их адаптация с учетом:

1) несовершенства рынка и корректировки с использованием "теневых цен" (отражает реальную цену на определенном несовершенном, например, регулируемом рынке (валюта, нефть, электрическая энергия и другие товары, а также цена на рабочую силу и тому подобное). Фактические цены несовершенного рынка должны быть заменены на "теневые цены" (гипотетические цены при совершенном, нерегулируемом рынке) и включены в анализ;

2) корректировки расходов, учитывающей некоторые расходы, которые не были использованы в финансовом анализе, но должны рассматриваться в рамках социально-экономического анализа (затраты на земельные участки общего пользования или на общественные ценности, которые будут использоваться для инвестиционного проекта со значительными инвестициями и могут считаться потерей определенной ценности для общества, затраты на преодоление последствий негативного экологического воздействия, повышение стоимости услуг для населения, расходы на надзор за реализацией инвестиционного проекта со значительными инвестициями и другие негативные экономические и социальные последствия, которые могут быть количественно оценены);

3) налоговой корректировки (поскольку цена товара, как правило, включает налоги, которые фактически являются государственными доходами (и не могут считаться расходами с точки зрения государства), - такой налоговый эффект должен быть исключен из расчетов затрат). С другой стороны, косвенные налоги могут быть указаны как дополнительные затраты, учитывая при этом корректировку во избежание двойного подсчета. Еще один случай налоговых корректировок касается импортируемых товаров, для которых следует исключать эффект соответствующих ввозных пошлин;

4) дополнительных выгод (выгоды от экономии времени, побочный положительный эффект на отрасль, экономия средств, выгоды для третьих лиц, не относящихся к населению, на которое непосредственно влияет инвестиционный проект со значительными инвестициями; снижение уровня нагрузки на инфраструктуру; улучшение состояния окружающей природной среды);

5) других факторов (косвенные затраты и выгоды, возникающие в результате реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, как положительные, так и отрицательные (шум, окружающую среду и влияние на нее, потеря работы, время на поездки из дома на работу и тому подобное);

6) корректировки цен (денежные потоки расходов или выгоды), которые, как ожидается, будут расти с динамикой иной, чем средние значения ожидаемой инфляции, на размер таких отклонений;

7) потерь, связанных с предоставлением государственной поддержки во всех формах, определенных статьей 3 Закона Украины "О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями в Украине" (все высвобожденные от налогообложения средства - сумма налогов и сборов, которые не платятся в бюджет, разница между платой за землю, которая установлена органом местного самоуправления для соответствующей категории земель на соответствующей территории, и уменьшенным размером платы за землю, который будет платить инвестор, совокупная стоимость всех объектов смежной инфраструктуры, необходимых для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, строительство которых будет осуществляться за счет средств государственного, местных бюджетов);

8) того, что в случае невозможности оценить экономические и социальные издержки и выгоды количественно, они должны быть оценены качественно и описаны в рамках проведения анализа инвестиционного проекта со значительными инвестициями и показателей, на которые они влияют.

Этап 3. Определение базового сценария, дисконтирование и вычисление ENPV и EIRR.

Экономическая чистая приведенная стоимость (ENPV) - разница между общими дисконтными социальными выгодами и затратами.

ENPV следует рассчитывать путем дисконтирования до текущих значений всех экономических потоков с применением социальной ставки дисконтирования и проведения анализа чувствительности.

Экономическая чистая приведенная стоимость рассчитывается по следующим формулам:

 

рис.1 к Пост. от 28.07.2021 г. №819

или 

рис.2 к Пост. от 28.07.2021 г. №819

где   ENPV -  экономическая чистая приведенная стоимость;

B - общие выгоды (то есть изменения в выгоде для пользователей (потребителей) в году t;

C - общие экономические затраты в году t;

i - социальная ставка дисконтирования;

t - номер периода, в течение которого дисконтируются выгоды и издержки;

n - общее количество периодов.

Рекомендовано использовать социальную ставку дисконтирования на уровне 5 процентов для гривны, однако данная ставка дисконтирования подлежит ежегодному перерасчету, который осуществляется Минэкономики с использованием метода оценки социальной альтернативной стоимости капитала (social opportunity cost, SOC) с учетом стоимости привлечения капитала государственным сектором и за вычетом уровня инфляции. Результаты перерасчета подлежат публикации на официальном веб-сайте Минэкономики не позднее 1 июня. В случае отсутствия обновленной социальной ставки дисконтирования используется предыдущая определенная ставка.

Экономическая норма доходности (EIRR) - ставка, которая дает нулевое значение для ENPV.  

рис.3 к Пост. от 28.07.2021 г. №819

Инвестиционный проект со значительными инвестициями является экономически оправданным, если ENPV > 0 и EIRR > социальной ставки дисконтирования, и тем самым показатели эффективности демонстрируют, что инвестиционный проект со значительными инвестициями создает или может создавать больше выгод по сравнению с расходами, с учетом разных сроков понесения затрат и получения выгод.

В случае обоснованной невозможности рассчитать показатель EIRR, о чем указано в технико-экономическом обосновании инвестиционного проекта со значительными инвестициями, этот показатель не учитывается во время проведения анализа затрат и выгод.

Коэффициент выгод к затратам (BCR) определяется как соотношение между дисконтированными экономическими выгодами и затратами:

рис.3 к Пост. от 28.07.2021 г. №819

Этап 4. Учет неопределенности и рисков в анализе осуществляется путем:

1) корректировки на стоимость рисков (риски, присущие инвестиционному проекту со значительными инвестициями, следует количественно оценивать. Стоимость риска определяется путем умножения его вероятности в процентах и ожидаемых затрат при его реализации. Таким образом, оцениваются все значительные риски, вероятность наступления которых и результат можно обоснованно оценить);

2) тестирования неопределенности путем анализа чувствительности к важнейшим переменным и определения дополнительных (предельных) сценариев (пессимистичный, оптимистичный);

обеспечения анализа чувствительности (изменений) показателей EIRR и ENPV, связанных с изменением соответствующих входных данных. Результат анализа чувствительности (влияние на показатели EIRR и ENPV) должен быть представлен как в процентах, так и в абсолютных показателях. Анализ чувствительности может быть проведен лишь для критических переменных (например, уровень капиталовложений, основные статьи операционных расходов, стоимость привлеченного финансирования и тому подобное), которые следует определить при помощи качественной или экспертной оценки.

(В приложение 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 13.12.2021 №1311)
(см. предыдущую редакцию)

Приложение 3

к Порядку

Заключение о целесообразности/нецелесообразности реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями и заключения специального инвестиционного договора/отказа в заключении специального инвестиционного договора

Общая информация

1.

Название проекта


2.

Сфера, в которой реализуется проект


3.

Объем значительных инвестиций, тыс. гривен


4.

Объем необходимых инвестиций по источникам финансирования проекта и годы, тыс. гривен

в том числе: собственные средства


привлеченные средства


другое


5.

Срок реализации проекта

начало реализации, год


завершение реализации, год


6.

Объем и форма государственной поддержки по годам

форма государственной поддержки


объем государственной поддержки, тыс. гривен


Финансово-экономические и социальные показатели эффективности инвестиционного проекта со значительными инвестициями

1.

Дисконтированный период окупаемости (DPP)


2.

Чистая приведенная стоимость (NPV)


3.

Внутренняя норма доходности (IRR)


4.

Ставка дисконтирования (WACC)


5.

Экономическая внутренняя норма доходности (EIRR)


6.

Экономическая чистая приведенная стоимость (ЕNPV)


7.

Социальная ставка дисконтирования


8.

Количество новых рабочих мест, отвечающих требованиям, установленным в статье 5 Закона Украины "О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями в Украине", единиц


Результаты проведения оценки инвестиционного проекта со значительными инвестициями


Критерии, по которым проводилась оценка

Результаты оценки

1.

Соответствие инвестиционного проекта со значительными инвестициями требованиям, определенным в статье 5 Закона Украины "О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями в Украине"


2.

Соответствие заявителя требованиям к финансовой состоятельности для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, утвержденным Кабинетом Министров Украины


3.

Отсутствие в отношении заявителя ограничений, определенных частью четвертой статьи 7 Закона Украины "О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями в Украине"


4.

Соответствие форм и общего объема государственной поддержки, предлагаемых к предоставлению для реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, положениям законодательства


5.

Соответствие проекта специального инвестиционного договора положениям законодательства и замечания по его доработке (при необходимости)


6.

Наличие экономических, финансовых, социальных и/или экологических рисков и/или негативных последствий, к которым может привести реализация инвестиционного проекта со значительными инвестициями (в случае подготовки заключения о целесообразности реализации инвестиционного проекта со значительными инвестициями, технико-экономическим обоснованием которого определена необходимость проведения оценки воздействия на окружающую среду и/или разработки документов государственного планирования и осуществления их стратегической экологической оценки, необходимо отметить, что такая реализация будет возможна при условии получения положительного заключения по оценке воздействия на окружающую среду и проведения стратегической экологической оценки)


7.

Наличие недостоверной информации в составе заявки, поданной заявителем


8.

Обобщающее заключение


________________________________
(наименование должности руководителя уполномоченного органа)

__________
(подпись)

_____________________
(инициалы и фамилия)



МП