Дата обновления БД:
13.05.2024
Добавлено/обновлено документов:
60 / 173
Всего документов в БД:
133513
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 30 января 2019 года №5
Об утверждении Инструкции о порядке ведения учета доходов и расходов
(В редакции Постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 06.08.2021 г. №31 (см. сроки в ступ. в силу))
На основании пункта 38 статьи 205, абзаца второго пункта 4 статьи 336 Налогового кодекса Республики Беларусь и подпункта 5.6 пункта 5 Положения о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. №1592, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Инструкцию о порядке ведения учета доходов и расходов (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу с 5 апреля 2019 г.
Министр
С.Э.Наливайко
Утверждена Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30 января 2019 года №5
Инструкция о порядке ведения учета доходов и расходов
Глава 1. Общие положения
1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок ведения учета доходов и расходов (далее, если не установлено иное, - учет) индивидуальными предпринимателями, нотариусами, осуществляющими нотариальную деятельность в нотариальном бюро (далее, если не установлено иное, - плательщики).
2. Действие пунктов 6-12 и 14 настоящей Инструкции распространяется на плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и ведущих учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой установлены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Национального статистического комитета Республики Беларусь от 9 января 2019 г. №4/1/1/1 "Об установлении формы книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядке ее заполнения".
Действие настоящей Инструкции распространяется на плательщиков:
применяющих упрощенную систему налогообложения, в случаях, установленных подпунктом 1.2.1 пункта 1 статьи 326 и (или) пунктом 5 статьи 333 Налогового кодекса Республики Беларусь;
единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц (далее - единый налог).
3. Ведение учета осуществляется самостоятельно плательщиком или иным лицом в порядке, установленном законодательством.
4. Для целей настоящей Инструкции используются следующие термины и их определения:
4.1. документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, - первичный учетный документ, иной документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, на основании которого хозяйственная операция отражается в учетных документах;
4.2. имущество - совокупность вещей и материальных ценностей:
вовлеченных плательщиком в хозяйственный оборот для использования в предпринимательской деятельности с целью получения экономических выгод;
возникающих у плательщика в результате совершенных хозяйственных операций, от которых он предполагает получение экономических выгод;
4.3. курсовые разницы - разницы, возникающие при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости денежных средств, дебиторской задолженности и обязательств (за исключением полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков, аккредитивов и кредиторской задолженности, погашение которой осуществляется в форме аккредитива) в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Национальным банком (далее - официальный курс), на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте;
4.4. обязательство - задолженность плательщика, возникшая в результате совершенных хозяйственных операций;
4.5. учетный документ - документ, в котором производятся регистрация, накопление и систематизация учетной информации, содержащейся в первичных учетных документах, иных документах, подтверждающих совершение хозяйственных операций, в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
4.6. хозяйственная операция - действие или событие, подлежащие отражению плательщиком в учете и приводящие к изменению его имущества, обязательств, доходов, расходов.
5. Учет основывается на документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
Учет должен обеспечивать своевременное и достоверное составление налоговых деклараций (расчетов), а также других документов и (или) информации, необходимых для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин), и представление их налоговому органу.
6. Документом, подтверждающим факт совершения плательщиком хозяйственной операции, является первичный учетный документ, иной документ, подтверждающий ее совершение.
Первичные учетные документы принимаемые к учету, если иное не установлено пунктом 20 Положения о Парке высоких технологий, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. №12, и пунктом 9 настоящей Инструкции, должны содержать следующие обязательные сведения:
наименование документа, дату его составления;
наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;
содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
фамилии, инициалы, подписи и должности (при их наличии) лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления.
Иные документы, подтверждающие, совершение хозяйственных операций, принимаемые к учету, должны содержать следующие обязательные сведения:
наименование организации, фамилию и инициалы индивидуального предпринимателя, являющегося участником хозяйственной операции;
дату составления документа;
оценку совершенной хозяйственной операции в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях.
Документы, подтверждающие совершение хозяйственных операций, принимаемые к учету, могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.
7. Документами, подтверждающими совершение хозяйственных операций, с учетом положений статьи 205 Налогового кодекса Республики Беларусь являются:
составленные в соответствии с законодательством первичные учетные документы, включенные в перечень первичных учетных документов, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2011 г. №360;
выписки по текущему (расчетному) банковскому счету;
счета за проживание в гостинице, кемпинге и в иных аналогичных местах для проживания;
документы, содержащие данные о продажах, полученных посредством системы контроля кассового оборудования (далее - СККО) и (или) системы контроля торговых автоматов (далее - СКТА);
суточные (сменные) отчеты (Z-отчеты);
отчеты поставщика по отпуску топлива;
авансовые отчеты и приложенные к ним платежные документы;
платежные ордера банка-эквайера на перечисление списанных с карт-счетов покупателей денежных средств;
квитанция (иной документ) о почтовом денежном переводе, выдаваемая оператором почтовой связи;
квитанция о приеме наличных денежных средств при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) без применения кассового оборудования и платежных терминалов;
расчет, составленный в случаях, требующих проведения дополнительных расчетов для отражения хозяйственной операции в учете (определение первоначальной стоимости основных средств, определение положительных и отрицательных разниц и иные аналогичные случаи);
иные документы, подтверждающие совершение хозяйственных операций.
При приобретении товаров (работ, услуг) за пределами территории Республики Беларусь такие товары (работы, услуги) отражаются в учете на основании документов, выписанных плательщику поставщиком товаров (работ, услуг).
При приобретении товаров, сырья, материалов у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в качестве первичного учетного документа плательщиками применяется акт закупки товаров, сырья, материалов по форме согласно приложению 1.
8. Принимаемый к учету документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, составляется при ее совершении, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее совершения.
9. Принимаемый к учету первичный учетный документ может быть составлен плательщиком единолично в случаях и порядке, установленных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12 февраля 2018 г. №13 "О единоличном составлении первичных учетных документов".
10. Плательщиками движение товарно-материальных ценностей оформляется товарно-транспортной накладной и (или) товарной накладной в случаях и порядке, установленных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 июня 2016 г. №58 "О формах товарно-транспортной накладной и товарной накладной и порядке их заполнения".
11. Плательщики вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов при отсутствии форм таких документов в перечне первичных учетных документов.
12. Принимаемый к учету документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа. Принимаемый к учету документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, в виде электронного документа должен соответствовать требованиям Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. №113-З "Об электронном документе и электронной цифровой подписи".
В принимаемых к учету документах, подтверждающих совершение хозяйственных операций, составленных на бумажном носителе (за исключением первичных учетных документов, формы которых утверждаются Национальным банком, а также которыми оформляются прием и выдача наличных денежных средств), допускаются исправления. Исправление в принимаемом к учету документе, подтверждающем совершение хозяйственной операции, вносится во все его экземпляры и должно содержать дату исправления, фамилию (фамилии), инициалы и подпись лица (лиц), внесшего (внесших) исправление.
13. Каждая хозяйственная операция должна быть отражена в соответствующих учетных документах с учетом требований настоящей Инструкции.
На основании документов, подтверждающих совершение хозяйственных операций, информация отражается в следующих учетных документах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом:
книге учета валовой выручки от реализации товаров (работ, услуг) (далее, если не установлено иное, - книга учета валовой выручки) по форме согласно приложению 2;
книге учета основных средств по форме согласно приложению 3;
книге учета нематериальных активов по форме согласно приложению 4;
книге учета отдельных предметов в составе оборотных средств по форме согласно приложению 5;
книге учета сырья и материалов по форме согласно приложению 6;
книге учета товаров (готовой продукции) по форме согласно приложению 7;
книге суммового учета товаров по форме согласно приложению 8;
книге учета доходов и расходов по форме согласно приложению 9;
карточке лицевого счета по форме согласно приложению 10;
книге учета сумм налога на добавленную стоимость согласно приложению 11.
Книга учета доходов и расходов ведется всеми плательщиками, за исключением плательщиков единого налога и плательщиков, указанных в части первой пункта 2 настоящей Инструкции. Книга учета сумм налога на добавленную стоимость ведется всеми плательщиками налога на добавленную стоимость.
Плательщики единого налога и плательщики, указанные в части первой пункта 2 настоящей Инструкции, не ведут книгу учета основных средств, книгу учета нематериальных активов, книгу учета отдельных предметов в составе оборотных средств, книгу учета сырья и материалов, книгу учета товаров (готовой продукции), книгу суммового учета товаров. Иными плательщиками необходимость ведения книги учета основных средств, книги учета нематериальных активов, книги учета отдельных предметов в составе оборотных средств, книги учета сырья и материалов, книги учета товаров (готовой продукции), книги суммового учета товаров определяется самостоятельно, исходя из специфики осуществляемой ими деятельности.
В формы учетных документов, установленных настоящей Инструкцией, при необходимости детализации учета плательщиками могут вводиться дополнительные графы.
Вместо форм книги учета основных средств, книги учета нематериальных активов, книги учета отдельных предметов в составе оборотных средств, книги учета сырья и материалов и книги учета товаров (готовой продукции), установленных настоящей Инструкцией, плательщики вправе самостоятельно разработать формы таких учетных документов, предусмотрев в них показатели, необходимые для исчисления налоговой базы, и (или) показатели, отражающие учет имущества и его реализацию в количественном и стоимостном выражении по каждому виду товаров (работ, услуг), имущественных прав, а также иные показатели, связанные со спецификой осуществляемой ими деятельности.
В случаях, если законодательством предусмотрено ведение раздельного учета доходов и расходов, такой учет ведется в отдельных учетных документах.
Допускается ведение плательщиками одного общего учетного документа с осуществлением записей об основных средствах, нематериальных активах, отдельных предметах в составе оборотных средств, сырье и материалах, товарах (готовой продукции), суммовом учете товаров, учете сумм налога на добавленную стоимость в отдельных разделах этого учетного документа в соответствии с особенностями предпринимательской деятельности.
Плательщики, определяющие расходы в порядке, установленном пунктом 36 статьи 205 Налогового кодекса Республики Беларусь, а также плательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и ведущие учет в порядке, определенном настоящей Инструкцией, вправе не вести учет основных средств, нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств, сырья и материалов, товаров (готовой продукции).
14. Индивидуальные предприниматели в случаях, предусмотренных главами 14, 18 Налогового кодекса Республики Беларусь, оформляют письменное решение.
Принятое индивидуальным предпринимателем решение не может быть изменено в течение налогового периода.
15. Записи в учетных документах производятся в хронологическом порядке не позднее дня, следующего за днем составления документа, подтверждающего совершение хозяйственной операции, если иное не установлено подпунктом 18.3 пункта 18 и пунктом 77 настоящей Инструкции.
В учетных документах показатели отражаются в белорусских рублях с точностью два знака после запятой.
16. Учетные документы могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. При ведении учетных документов в электронном виде плательщики по окончании налогового периода, а при проведении проверки налоговым органом за истекший отчетный период текущего календарного года - за истекший отчетный период оформляют их на бумажные носители.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует с 13 апреля 2022 года