Недействующая редакция. Принята: 30.12.2015 / Вступила в силу: 16.02.2016

Недействующая редакция, не действует с 17 сентября 2021 года

ПРИКАЗ И.О. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО СТАТИСТИКЕ МИНИСТЕРСТВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 30 декабря 2015 года №230

Об утверждении Методологии построения индекса потребительских цен

В соответствии с подпунктом 5) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике", а также подпунктом 3) пункта 13 Положения о Комитете по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 сентября 2014 года №33, зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №9779, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Методологию построения индекса потребительских цен.

2. Управлению статистики цен совместно с Юридическим управлением Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информацинно-правовой системе "Аділет";

3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;

4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсах Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан;

5) доведение настоящего приказа до территориальных органов Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан для руководства и использования в работе.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (Джаркинбаев Ж.А.).

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Исполняющий обязанности Председателя

Б.Иманалиев

Утверждена Приказом исполняющего обязанности Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года №230

Методология построения индекса потребительских цен

1. Общие положения

1. Настоящая Методология построения индекса потребительских цен (далее – Методология) относится к статистической методологии, формируемой в соответствии с международными стандартами и утверждаемой в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике".

2. В настоящей Методологии используются следующие определения:

1) ценовая котировка – цена товара (услуги), имеющего конкретные потребительские свойства (наименование, производитель, характерные особенности), зарегистрированная в определенном торговом объекте;

2) регистрация цен – метод сбора первичных статистических данных об уровне цен (тарифов) на потребительские товары и платные услуги, проводимый по выборочной репрезентативной совокупности базовых объектов. Регистрация цен осуществляется соответствующими должностными лицами территориальных органов статистики (далее – специалист);

3) базовое население – строго определенная категория населения, выбранная в соответствии с целью индекса потребительских цен (далее – ИПЦ), потребительские расходы которого используются при расчете;

4) базовый объект – отобранный объект для наблюдения и регистрации в нем цен;

5) спецификация – описание или перечень характеристик, которые используются для идентификации отдельного товара (услуги), отбираемого для регистрации цен;

6) товар (услуга)-представитель – совокупность определенных видов товара (услуг) в товарной группе, которые отличаются друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров (услуг) и однородны по своему потребительскому назначению;

7) вес – значение, отражающее относительную значимость товаров и услуг, измеряемую их долями в сумме расходов домашних хозяйств;

8) взвешивание – процедура, применяемая в индексных расчетах для получения сводных показателей и обеспечивающая соизмеримость разных товаров, непосредственно неподдающихся суммированию. Переход к совокупности соизмеримых товаров (услуг) осуществляется путем введения весов индексов;

9) фиксированная корзина товаров и услуг – ограниченный набор репрезентативно отобранных статей потребительских расходов с определенными и не меняющимися количественными соотношениями составляющих ее элементов в течение заданного периода времени;

10) потребительские расходы – часть денежных расходов домашних хозяйств, направленная на приобретение потребительских товаров и услуг. Включают покупку продуктов питания, алкогольных напитков, табачных изделий, расходы на питание вне дома, непродовольственных товаров и платных услуг;

11) цена регистрации – количество денежных единиц, уплаченных за конкретный вид товара, услуги, качество, условия продажи и период времени для которых четко определены;

12) коэффициент сцепки – показатель, используемый для осуществления процедуры увязки цепных индексов цен в период обновления системы весов.

3. Настоящая Методология определяет:

1) сферу наблюдения индекса потребительских цен;

2) выборку для регистрации цен;

3) регистрацию цен;

4) потребительский сегмент;

5) замену базовых объектов и товаров (услуг);

6) учет сезонных товаров;

7) учет изменений в качестве товаров (услуг);

8) обеспечение качества и достоверности первичных данных;

9) веса индекса;

10) расчет индексов цен и средних цен;

11) производные индексы цен;

12) вклад изменений цен составляющих потребительской корзины в индексе потребительских цен;

13) распространение официальной статистической информации.

4. Настоящая Методология применяется Комитетом по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее – Комитет) и его территориальными органами при проведении общегосударственных статистических наблюдений за ценами на потребительские товары и платные услуги и построении индексов цен.

5. Методология разработана в соответствии со следующими международными стандартами построения индекса потребительских цен:

1) "Руководство по индексу потребительских цен: теория и практика" (2004 год), подготовленное Международной организацией труда, Международным Валютным Фондом, Организацией экономического сотрудничества и развития, Статистическим бюро Европейских сообществ, Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций и Всемирным банком;

2) "Практическое руководство по индексу потребительских цен" (2009 год);

3) "Регламент Европейской комиссии по работе с сезонными товарами" (№330, 2009 год);

4) "Система национальных счетов" (2008 год).

6. ИПЦ характеризует изменение во времени среднего уровня цен на фиксированную корзину товаров и услуг, приобретаемых населением для личного потребления.

7. ИПЦ рассчитывается для выявления реальной динамики потребительских цен, отражающих их изменение в регионах и стране, а также обеспечение детального представления о движении цен на конкретные группы товаров и услуг.

Как общепризнанный показатель инфляции, ИПЦ используется при изучении динамики социально-экономических явлений, для анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, в денежно-кредитной, финансовой, налоговой, бюджетной и социальной политике государства.

8. Методология формирования ИПЦ является основой для расчета индексов цен для групп населения с различным уровнем среднедушевых денежных доходов, базовой инфляции, индекса розничных цен. Информационной базой для их исчисления являются данные об уровне цен на потребительские товары и платные услуги, приобретаемые населением, структура потребительских расходов домашних хозяйств, розничного товарооборота.

2. Сфера наблюдения ИПЦ

9. Сфера наблюдения индекса объединяет географический охват территории, типы домохозяйств и торговых объектов, ассортимент учитываемых товаров и услуг.

10. Географический охват при регистрации цен с точки зрения потребительских расходов базового населения включает всю территорию республики.

В качестве базового населения для построения ИПЦ выбрано "все население", осуществляющее расходы на территории страны. Для индекса, измеряющего среднее изменение потребительских цен на национальном уровне, базовыми являются домашние хозяйства категории "все население", проживающие в стране. Для определения влияния изменения цен на отдельные социально-экономические группы населения при построении индекса используются потребительские расходы этих групп.

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ И.О. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО СТАТИСТИКЕ МИНИСТЕРСТВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Методология построения индекса потребительских цен 1. Общие положения 2. Сфера наблюдения ИПЦ 3. Выборка для регистрации цен Параграф 1. Выбор населенных пунктов Параграф 2. Выбор базовых объектов Параграф 3. Выбор товаров (услуг)-представителей 4. Регистрация цен 5. Потребительский сегмент 6. Замена базовых объектов и товаров (услуг) 7. Учет сезонных товаров 8. Учет изменений в качестве товаров (услуг) 9. Обеспечение качества и достоверности первичных данных 10. Веса индекса 11. Расчет индексов цен и средних цен 12. Производные индексы цен 13. Вклад изменений цен составляющих потребительской корзины в ИПЦ 14. Распространение официальной статистической информации Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12