Действует

ПРИКАЗ И.О. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО СТАТИСТИКЕ МИНИСТЕРСТВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 30 декабря 2015 года №230

Об утверждении Методологии построения индекса потребительских цен

(В редакции Приказа Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан от 31.08.2021 г. №16)

В соответствии с подпунктом 5) статьи 12 Закона Республики Казахстан "О государственной статистике" и подпунктом 26) пункта 17 Положения Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 5 октября 2020 года №427, ПРИКАЗЫВАЮ:

(Преамбула документа изложена в новой редакции в соответствии с Приказом Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан от 31.08.2021 №16)
(см. предыдущую редакцию)

1. Утвердить прилагаемую Методологию построения индекса потребительских цен.

2. Управлению статистики цен совместно с Юридическим управлением Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информацинно-правовой системе "Аділет";

3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;

4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсах Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан;

5) доведение настоящего приказа до территориальных органов Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан для руководства и использования в работе.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (Джаркинбаев Ж.А.).

4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Исполняющий обязанности Председателя

Б.Иманалиев

Утверждена Приказом исполняющего обязанности Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года №230

Методология построения индекса потребительских цен

Глава 1. Общие положения

(Название главы изложено в новой редакции в соответствии с Приказом Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан от 31.08.2021 №16)
(см. предыдущую редакцию)

1. Настоящая Методология построения индекса потребительских цен (далее – Методология) относится к статистической методологии, формируемой в соответствии с международными стандартами и утверждаемой в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 марта 2010 года "О государственной статистике".

2. В настоящей Методологии используются следующие определения:

1) ценовая котировка – цена товара (услуги), имеющего конкретные потребительские свойства (наименование, производитель, характерные особенности), зарегистрированная в определенном торговом объекте;

2) регистрация цен - сбор первичных статистических данных о ценах (тарифах) на товары и услуги при проведении общегосударственных статистических наблюдений;

3) базовое население – строго определенная категория населения, выбранная в соответствии с целью индекса потребительских цен (далее – ИПЦ), потребительские расходы которого используются при расчете;

4) базовый объект – отобранный объект для наблюдения и регистрации в нем цен;

5) спецификация – описание или перечень характеристик, которые используются для идентификации отдельного товара (услуги), отбираемого для регистрации цен;

6) товар (услуга)-представитель – совокупность определенных видов товара (услуг) в товарной группе, которые отличаются друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров (услуг) и однородны по своему потребительскому назначению;

7) вес – значение, отражающее относительную значимость товаров и услуг, измеряемую их долями в сумме расходов домашних хозяйств;

8) взвешивание – процедура, применяемая в индексных расчетах для получения сводных показателей и обеспечивающая соизмеримость разных товаров, непосредственно неподдающихся суммированию. Переход к совокупности соизмеримых товаров (услуг) осуществляется путем введения весов индексов;

9) фиксированная корзина товаров и услуг – ограниченный набор репрезентативно отобранных статей потребительских расходов с определенными и не меняющимися количественными соотношениями составляющих ее элементов в течение заданного периода времени;

10) потребительские расходы – часть денежных расходов домашних хозяйств, направленная на приобретение потребительских товаров и услуг. Включают покупку продуктов питания, алкогольных напитков, табачных изделий, расходы на питание вне дома, непродовольственных товаров и платных услуг;

11) цена регистрации – количество денежных единиц, уплаченных за конкретный вид товара, услуги, качество, условия продажи и период времени для которых четко определены;

12) коэффициент сцепки – показатель, используемый для осуществления процедуры увязки цепных индексов цен в период обновления системы весов.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Приказом Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан от 31.08.2021 №16)
(см. предыдущую редакцию)

3. Настоящая Методология определяет:

1) сферу наблюдения индекса потребительских цен;

2) выборку для регистрации цен;

3) регистрацию цен;

4) потребительский сегмент;

5) замену базовых объектов и товаров (услуг);

6) учет сезонных товаров;

7) учет изменений в качестве товаров (услуг);

8) обеспечение качества и достоверности первичных данных;

9) веса индекса;

10) расчет индексов цен и средних цен;

11) производные индексы цен;

12) вклад изменений цен составляющих потребительской корзины в индексе потребительских цен;

13) распространение официальной статистической информации.

4. Настоящая Методология применяется Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан (далее - Бюро) и его территориальными подразделениями при проведении общегосударственных статистических наблюдений за ценами на потребительские товары и платные услуги и построении индексов цен.

(Пункт 4 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан от 31.08.2021 №16)
(см. предыдущую редакцию)

5. Методология разработана в соответствии со следующими международными стандартами построения индекса потребительских цен:

1) "Руководство по индексу потребительских цен: теория и практика" (2004 год), подготовленное Международной организацией труда, Международным Валютным Фондом, Организацией экономического сотрудничества и развития, Статистическим бюро Европейских сообществ, Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций и Всемирным банком;

2) "Практическое руководство по индексу потребительских цен" (2009 год);

3) "Регламент Европейской комиссии по работе с сезонными товарами" (№330, 2009 год);

4) "Система национальных счетов" (2008 год).

6. ИПЦ характеризует изменение во времени среднего уровня цен на фиксированную корзину товаров и услуг, приобретаемых населением для личного потребления.

7. ИПЦ рассчитывается для выявления реальной динамики потребительских цен, отражающих их изменение в регионах и стране, а также обеспечение детального представления о движении цен на конкретные группы товаров и услуг.

Как общепризнанный показатель инфляции, ИПЦ используется при изучении динамики социально-экономических явлений, для анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, в денежно-кредитной, финансовой, налоговой, бюджетной и социальной политике государства.

8. Методология формирования ИПЦ является основой для расчета индексов цен для групп населения с различным уровнем среднедушевых денежных доходов, базовой инфляции, индекса розничных цен. Информационной базой для их исчисления являются данные об уровне цен на потребительские товары и платные услуги, приобретаемые населением, структура потребительских расходов домашних хозяйств, розничного товарооборота.

Глава 2. Сфера наблюдения ИПЦ

(Название главы изложено в новой редакции в соответствии с Приказом Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан от 31.08.2021 №16)
(см. предыдущую редакцию)

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПРИКАЗ И.О. ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ПО СТАТИСТИКЕ МИНИСТЕРСТВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Методология построения индекса потребительских цен Глава 1. Общие положения Глава 2. Сфера наблюдения ИПЦ Глава 3. Выборка для регистрации цен Параграф 1. Выбор населенных пунктов Параграф 2. Выбор базовых объектов Параграф 3. Выбор товаров (услуг)-представителей Глава 4. Регистрация цен Глава 5. Потребительский сегмент Глава 6. Замена базовых объектов и товаров (услуг) Глава 7. Учет сезонных товаров Глава 8. Учет изменений в качестве товаров (услуг) Глава 9. Обеспечение качества и достоверности первичных данных Глава 10. Веса индекса Глава 11. Расчет индексов цен и средних цен Глава 12. Производные индексы цен Глава 13. Вклад изменений цен составляющих потребительской корзины в ИПЦ Глава 14. Распространение официальной статистической информации Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12

Приказ и.о. Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 30 декабря 2015 года №230
"Об утверждении Методологии построения индекса потребительских цен"

О документе

Номер документа:230
Дата принятия: 30.12.2015
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:16.02.2016
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан "Адилет" от 5 февраля 2016 года;

Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан от 30 января 2015 года №12955.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 настоящий Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования - с 16 февраля 2016 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 31.08.2021  документом  Приказ Руководителя Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан О внесении изменений... № 16 от 31/08/2021
Вступила в силу с: 17.09.2021


Первоначальная редакция от 30.12.2015

Приложения к документу

Приложение 2 к Приказу от 30.12.2015 №230

Приложение 3 к Приказу от 30.12.2015 №230

Приложение 6 к Приказу от 30.12.2015 №230

Приложение 9 к Приказу от 30.12.2015 №230