Дата обновления БД:
25.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
145 / 323
Всего документов в БД:
133206
В соответствии со статьей 2 Закона Туркменистана "Об утверждении и введении в действие Бюджетного кодекса Туркменистана" Бюджетный кодекс Туркменистана вступает в силу - с 1 января 2015 года.
БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС ТУРКМЕНИСТАНА
от 14 марта 2014 года
(В редакции Законов Туркменистана от 20.03.2017 г. №528-V, 04.11.2017 г. №636-V, 09.06.2018 г.)
В тексте Кодекса ссылки на Министерство экономики и развития Туркменистана, Министерство финансов Туркменистана заменены ссылкой на Министерство финансов и экономики Туркменистана в соответствиии с Законом от 09.06.2018 г.
Бюджетный кодекс Туркменистана устанавливает общие принципы организации и функционирования бюджетной системы Туркменистана, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Туркменистане.
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
1. В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:
1) бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства;
2) бюджетные операции – операции по зачислению доходов, финансированию расходов и другие операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета;
3) расходы бюджета – денежные средства бюджета, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций органов государственной власти и управления, в том числе органов местной власти;
4) бюджетное учреждение – учреждение, созданное органами государственной власти и управления Туркменистана, в том числе органами местной исполнительной власти, для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которого финансируется из соответствующего бюджета на основе индивидуальных планов финансирования по обязательствам и платежам;
5) доходы бюджета – денежные средства, поступающие на безвозмездной и безвозвратной основе в соответствии с законодательством Туркменистана в распоряжение органов государственной власти и управления, в том числе местных органов власти, приводящие к увеличению чистой стоимости активов государства;
6) бюджетный процесс – регламентируемая бюджетным законодательством Туркменистана деятельность органов государственной власти и управления, в том числе органов местной власти, а также других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы, их утверждению, исполнению и государственному финансовому контролю;
7) бюджетный инвестиционный проект – совокупность мероприятий, реализуемых в течение установленного периода времени, имеющих завершённый характер и направленных на создание (строительство) новых объектов либо реконструкцию действующих, приобретение оборудования, машин и механизмов, не входящих в сметную стоимость объекта, а также создание, внедрение и развитие информационных систем;
8) бюджетные инвестиции – финансирование, направленное на увеличение стоимости активов государства, возобновление природных ресурсов с целью получения экономических выгод или достижения социально-экономического эффекта;
9) администратор бюджетных программ - государственный орган (учреждение), ответственный за планирование, обоснование, реализацию и достижение результатов бюджетных программ;
10) бюджетные средства – финансовые и иные активы государства, поступление в государственную собственность и расходование которых отражается в бюджете в денежной форме;
11) получатели бюджетных средств – бюджетные учреждения, а также физические и другие юридические лица, получающие бюджетные средства через администратора бюджетных программ и использующие их на реализацию бюджетных программ;
12) кассовое обслуживание исполнения бюджета – проведение и учёт операций по кассовым поступлениям средств в доход бюджета и кассовым расходам бюджета;
13) активы государства – совокупность капиталов, составляющих собственность государства;
14) государственный орган – на государственном (центральном) уровне - министерство или ведомство Туркменистана, осуществляющее в соответствии с законодательством Туркменистана координацию деятельности по реализации политики государства в соответствующих отраслях экономики, на местном уровне - управления и отделы, подведомственные органу местной исполнительной власти;
15) норматив распределения доходов – норматив распределения доходов между бюджетами разных уровней, устанавливаемый в процентах;
16) отчётный финансовый год – год, предшествующий текущему финансовому году;
17) показатели результата – совокупность прямых и конечных результатов бюджетных программ, характеризующая деятельность администратора бюджетных программ по реализации среднесрочного плана и бюджетных программ;
18) очередной финансовый год – год, следующий за текущим финансовым годом;
19) финансовый год – период времени, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года;
20) инвестиционное предложение – концепция бюджетного инвестиционного проекта, отражающая цель проекта и определяющая пути её достижения, включая совокупность соответствующих мероприятий, разрабатываемых администраторами бюджетных программ;
21) плановый период – три финансовых года, следующих за текущим финансовым годом;
22) непроизведённые активы – природные активы и продукты общественного устройства. Природные активы включают землю, месторождения полезных ископаемых в недрах земли, рыбные ресурсы в открытых территориальных водах, а также электромагнитный спектр в тех случаях, когда права собственности на него обеспечены правовой санкцией. Продукты общественного устройства включают патенты и договоры аренды;
23) уточнённый бюджет – бюджет с учётом изменений показателей утверждённого бюджета, вносимых в порядке, установленном настоящим Кодексом, на основании законов Туркменистана, актов Президента Туркменистана, решений Кабинета Министров Туркменистана, далее также — Правительство Туркменистана органов местной власти;
24) утверждённый бюджет – бюджет на соответствующий плановый период, утверждённый Меджлисом Туркменистана или представительным органом местной власти;
25) трансферты – субсидии, гранты, социальные пособия и прочие расходы, осуществляемые в денежной и натуральной формах:
a) субсидии - текущие безвозмездные платежи юридическим лицам за счёт средств бюджета с целью воздействия на уровень производства, а также для компенсации убытков, образующихся в связи с государственным регулированием цен и тарифов;
b) гранты – необязательные текущие и капитальные трансферты, получаемые бюджетным учреждением от соответствующего государственного органа, правительств иностранных государств, международных организаций, а также межбюджетные трансферты, передаваемые из одного уровня бюджета в бюджет другого уровня бюджетной системы Туркменистана на безвозмездной основе;
c) добровольные трансферты, кроме грантов – текущие и капитальные трансферты, поступающие в виде дарений и добровольных пожертвований от физических лиц и негосударственных юридических лиц, кроме международных организаций;
d) социальные пособия – государственные пособия с целью социальной защиты отдельных категорий граждан;
e) прочие расходы – выплачиваемые за счёт средств бюджета пенсионные взносы за отдельных категорий граждан в отдельные периоды в соответствии с Законом Туркменистана "О государственном пенсионном страховании", персональные пенсии, пособия по социальной помощи отдельным категориям граждан вне программ государственного пенсионного страхования;
26) бюджетная система Туркменистана – совокупность бюджетов всех уровней, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Туркменистана.
2. В настоящем Кодексе иные понятия используются в значениях, определённых гражданским и иным законодательством Туркменистана, а также соответствующими статьями настоящего Кодекса.
(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом Туркменистана от 20.03.2017 г.)
(см. предыдущую редакцию)
Статья 2. Бюджетное законодательство Туркменистана
1. Бюджетное законодательство Туркменистана основывается на Конституции Туркменистана и состоит из настоящего Кодекса, иных нормативных правовых актов Туркменистана, регулирующих бюджетные правоотношения.
2. Нормативные правовые акты органов государственной власти и управления, в том числе органов местной власти, регулирующие бюджетные правоотношения, не могут противоречить Бюджетному кодексу Туркменистана, в случае их противоречия применяются правила, установленные Бюджетным кодексом Туркменистана.
3. Исключен в соответствии с Законом Туркменистана от 20.03.2017 г.
(см. предыдущую редакцию)
Статья 3. Правоотношения, регулируемые Бюджетным кодексом Туркменистана
1. Бюджетный кодекс Туркменистана регулирует правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе:
а) формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Туркменистана, осуществления государственных и местных заимствований, обслуживания государственного долга;
b) составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Туркменистана, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Туркменистана, контроля за их исполнением.
2. Бюджетный кодекс Туркменистана устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, порядок и условия привлечения их к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Туркменистана.
Статья 4. Сфера действия бюджетного законодательства Туркменистана
1. Действие настоящего Кодекса распространяется на бюджетные правоотношения, возникающие на территории Туркменистана.
2. Акты представительных органов местной власти, регулирующие бюджетные правоотношения, действуют в пределах территории соответствующих административно-территориальных единиц.
Глава 2. Бюджетная система Туркменистана
Статья 5. Принципы бюджетной системы Туркменистана
Бюджетная система Туркменистана основывается на следующих принципах:
1) принцип единства - единство бюджетной системы Туркменистана обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым порядком регулирования бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, едиными процедурами осуществления бюджетного процесса, единым порядком исполнения бюджетов, ведения бухгалтерского учёта, составления и представления отчётности, применением единых мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства Туркменистана;
2) принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов - отражение всех доходов и расходов в соответствующих бюджетах в обязательном порядке и в полном объёме.
Налоговые отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются по доходам бюджетов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года;
3) принцип конкретизации – доходы и расходы бюджетов отражаются в них в соответствии со структурой бюджетной классификации Туркменистана;
4) принцип прозрачности – опубликование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Туркменистана, а также информации, касающейся фискальной политики государства, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законодательством Туркменистана тайну;
5) принцип результативности – составление и исполнение бюджетов, исходя из необходимости достижения показателей результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов;
6) принцип эффективности – составление и исполнение бюджетов, исходя из необходимости обеспечения наилучшего прямого результата с использованием ограниченного объёма бюджетных средств;
7) принцип самостоятельности бюджетов:
а) право и обязанность органов государственной власти и управления, в том числе органов местной исполнительной власти, и органов местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Туркменистана самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов, за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт грантов из других бюджетов;
b) законодательное закрепление доходов соответствующих бюджетов и полномочий по их формированию;
8) принцип сбалансированности – сбалансированность объёма расходов с объёмами доходов бюджета;
9) принцип ответственности – принятие необходимых административных и управленческих решений, направленных на достижение показателей результатов и обеспечение ответственности администраторов бюджетных программ и руководителей бюджетных учреждений и хозяйствующих субъектов, получающих бюджетные средства, за принятие решений, не соответствующих законодательству Туркменистана;
10) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств – направление бюджетных средств администраторам бюджетных программ на достижение показателей результатов, предусмотренных стратегическими планами государственных органов, и их использование в соответствии с законодательством Туркменистана.
Статья 6. Структура бюджетной системы Туркменистана
К бюджетам бюджетной системы Туркменистана относятся:
1) Государственный бюджет Туркменистана и Централизованный бюджет;
2) местные бюджеты, к которым относятся:
а) бюджет велаята, города Ашхабада, этрапа, города с правами этрапа;
b) бюджет этрапа в городе;
c) бюджет города в этрапе, посёлка, генгешлика.
Статья 7. Правовая форма бюджетов
Государственный бюджет Туркменистана утверждается в форме закона Туркменистана, местные бюджеты утверждаются в форме решений представительных органов местной власти.
Статья 8. Государственный бюджет Туркменистана
1. Государственный бюджет Туркменистана является финансовым планом государства на плановый период, которым определяются объёмы поступления доходов и финансирования расходов, обеспечивающих деятельность органов государственной власти и управления, местной исполнительной власти и местного самоуправления, финансирование инвестиционной и инновационной деятельности.
2. Государственный бюджет Туркменистана включает в себя средства Централизованного и местных бюджетов (без учёта межбюджетных грантов между ними).
3. Доходы Государственного бюджета Туркменистана распределяются между Централизованным бюджетом и бюджетами велаятов и города Ашхабада в соответствии с Законом Туркменистана "О Государственном бюджете Туркменистана" на плановый период.
Статья 9. Централизованный бюджет
1. Централизованный бюджет Туркменистана - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения общегосударственных задач и функций органов государственной власти и управления.
2. Доходы Централизованного бюджета формируются за счёт налоговых и других поступлений, определённых законодательством Туркменистана.
Статья 10. Стабилизационный фонд Туркменистана
1. Стабилизационный фонд Туркменистана предназначается для обеспечения стабильного социально-экономического развития государства, снижения зависимости экономики от углеводородного сектора, воздействия неблагоприятных внешних факторов и обеспечения прав будущих поколений на национальное природное богатство.
2. Стабилизационный фонд Туркменистана включает в себя финансовые активы и иное имущество (далее - финансовые активы).
Статья 11. Местные бюджеты
1. Местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов местной власти.
2. Доходы бюджета велаята, бюджет города Ашхабада, этрапа, города с правами этрапа, этрапа в городе формируются за счёт налоговых и других поступлений, определённых законодательством Туркменистана.
Доходы бюджета велаята распределяются между велаятским бюджетом и бюджетами этрапа, города с правами этрапа в соответствии с решением представительного органа власти велаята о бюджете велаята на плановый период.
Доходы бюджета города Ашхабада распределяются между городским бюджетом города Ашхабада и бюджетами этрапов в городе в соответствии с решением представительного органа власти города Ашхабада о бюджете города Ашхабада на плановый период.
Доходы бюджета этрапа (города с правами этрапа) распределяются между этрапским бюджетом (городским бюджетом города с правами этрапа) и бюджетами городов в этрапе (этрапов в городе), посёлков и генгешликов в соответствии с решением представительного органа власти этрапа (города с правами этрапа) о бюджете этрапа (города с правами этрапа) на плановый период.
3. Доходы бюджета города в этрапе, посёлка, генгешлика формируются за счёт поступлений, определённых законодательством Туркменистана, для исполнения расходных обязательств Генгеша в соответствии с возложенными на него задачами и функциями. Бюджет города в этрапе, посёлка, генгешлика утверждается в составе бюджета соответствующего этрапа. Использование Генгешем иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств не допускается.
Статья 12. Государственные целевые фонды
1. В составе Государственного бюджета Туркменистана возможно формирование государственных целевых фондов, создаваемых актами Президента Туркменистана.
2. Под государственными целевыми фондами понимаются денежные средства государственных фондов и целевые специальные денежные средства (далее - государственные целевые фонды), которые образуются за счёт доходов целевого назначения или целевых отчислений от определённых видов доходов, иных поступлений.
3. Государственные целевые фонды предназначаются для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальную защиту в случае безработицы, охрану здоровья и медицинское обслуживание, а также для других целей в соответствии с решением Президента Туркменистана.
Статья 13. Чрезвычайный государственный бюджет
1. В случае введения на территории Туркменистана режима чрезвычайного положения формируется Чрезвычайный государственный бюджет в соответствии со статьёй 56 настоящего Кодекса.
Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.
Недействующая редакция, не действует со 2 апреля 2021 года