Недействующая редакция. Принята: 19.12.2016 / Вступила в силу: 20.01.2017

Недействующая редакция, не действует с 22 ноября 2020 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 19 декабря 2016 года №39

Об утверждении Авиационных правил аэродромного обеспечения полетов государственной авиации Республики Беларусь

На основании статьи 6 Воздушного кодекса Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 декабря 2006 г. №1617 "О некоторых мерах по реализации Воздушного кодекса Республики Беларусь" и подпункта 7.4 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 декабря 2006 г. №719 "Вопросы центральных органов военного управления Вооруженных Сил Республики Беларусь", Министерство обороны Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые Авиационные правила аэродромного обеспечения полетов государственной авиации Республики Беларусь.

2. Признать утратившим силу постановление Министерства обороны Республики Беларусь от 15 ноября 2004 г. №68 "Об утверждении Авиационных правил эксплуатации аэродромов государственной авиации Республики Беларусь".

3. Настоящее постановление вступает в силу с 20 января 2017 г.

Министр генерал-лейтенант

А.А.Равков

Согласовано

Министром по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь генерал-лейтенант внутренней службы

7 декабря 2016 года

 

В.А.Ващенко

Согласовано

Председателем Государственного пограничного комитета Республики Беларусь генерал-полковник

28 ноября 2016 года

 

Л.С.Мальцев

Согласовано

Председателем Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь

1 декабря 2016 года

 

С.П.Гурулев

Согласовано

Председателем Центрального совета республиканского государственно-общественного объединения "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь"

28 ноября 2016 года

 

 

И.В.Дырман

 

Утверждены Постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 19 декабря 2016 года №39

Авиационные правила аэродромного обеспечения полетов государственной авиации Республики Беларусь

Глава 1. Общие положения

1. В настоящих Авиационных правилах устанавливается единый порядок организации аэродромного обеспечения полетов, эксплуатации, маркировки аэродромов (вертодромов), посадочных площадок, неподвижных объектов и сооружений, расположенных на приаэродромной территории и за ее пределами, закрепленных на праве оперативного управления за Министерством обороны, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь, Государственным военно-промышленным комитетом Республики Беларусь, республиканским государственно-общественным объединением "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту Республики Беларусь" (далее - ДОСААФ), определяются обязанности должностных лиц, участвующих в организации эксплуатации этих аэродромов (вертодромов), посадочных площадок.

2. Действие настоящих Авиационных правил распространяется на Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования, создаваемые в соответствии с законодательством (далее - другие войска и воинские формирования), республиканские органы государственного управления (далее - РОГУ), ДОСААФ, юридических и физических лиц, участвующих в организации аэродромного обеспечения полетов, эксплуатации аэродромов (вертодромов), посадочных площадок государственной авиации.

3. В РОГУ, в деятельности по предназначению которых используется государственная авиация, и ДОСААФ на основании требований, изложенных в настоящих Авиационных правилах, при необходимости разрабатываются соответствующие инструкции (руководства), в которых определяются частные особенности организации аэродромного обеспечения, учитываются состав располагаемых сил и средств аэродромно-эксплуатационных подразделений, типы эксплуатируемой авиационной техники, состояние аэродромов (вертодромов), посадочных площадок.

4. Для целей настоящих Авиационных правил применяются следующие основные сокращения, термины и их определения:

АСИ - аэродромное стартовое имущество;

АТУ - аварийная тормозная установка;

БПБ - боковая полоса безопасности;

ВС - воздушное судно;

ВПП - взлетно-посадочная полоса;

ГВПП - грунтовая взлетно-посадочная полоса;

ИВПП - взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием;

ИПП - инструкция по производству полетов;

КПБ - концевая полоса безопасности;

КТА - контрольная точка аэродрома;

МРД - магистральная рулежная дорожка;

МС - место стоянки;

ПТ - приаэродромная (привертодромная) территория;

ПВП - полоса воздушных подходов;

РД - рулежная дорожка;

СНО ОП - средства наземного обслуживания общего применения;

ТППВС - техническая позиция подготовки ВС;

авиационная часть - организация или воинская часть, подчиненная руководителю РОГУ или ДОСААФ, в которой на законном основании имеются и используются для полетов государственные ВС;

аэродром - земельный участок или водный объект (его часть), специально подготовленный и оборудованный для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания ВС. Аэродром включает в себя летное поле, служебно-техническую застройку, подъездные и внутриаэродромные дороги, водоотводную и дренажную системы, инженерные сети;

аэродром (вертодром) постоянный - аэродром (вертодром), предназначенный для постоянного базирования (размещения) ВС и (или) поддерживаемый в постоянной эксплуатационной готовности;

аэродромная (вертодромная) одежда - многослойная конструкция, включающая в себя покрытие и искусственное основание, устраиваемая, как правило, на грунте, воспринимающая нагрузки и воздействия от ВС, эксплуатационных и природных факторов;

аэродромное обеспечение полетов - комплекс мер, направленных на поддержание летных полей аэродромов (вертодромов), посадочных площадок в состоянии, обеспечивающем безопасность полетов ВС;

аэродромное (вертодромное) покрытие - верхний слой аэродромной (вертодромной) одежды, непосредственно воспринимающий нагрузки и воздействие от ВС, эксплуатационных и природных факторов;

аэродромно-эксплуатационная техника - машины и механизмы, используемые для подготовки к полетам, текущего ремонта и содержания аэродрома (вертодрома);

БПБ - часть летной полосы, примыкающая к боковой стороне ВПП и предназначенная для повышения уровня безопасности при возможном выкатывании ВС за пределы ВПП;

вертодром - земельный участок, водный объект (его часть) или площадка на здании либо сооружении, специально подготовленные и оборудованные полностью или частично для обеспечения взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания вертолетов;

внутриаэродромные (внутривертодромные) дороги - дороги между зданиями и сооружениями, расположенными на аэродроме (вертодроме);

водоотводная система аэродрома (вертодрома) - система инженерных сооружений, предназначенная для сбора и отвода поверхностных вод на летном поле аэродрома (вертодрома);

ВПП - часть летного поля аэродрома (вертодрома), предназначенная для разбега при взлете и пробега после посадки ВС;

вспомогательная РД - РД, соединяющая отдельные группы МС ВС и специальные площадки с МРД или ВПП;

выводная РД - РД, соединяющая МС ВС с вспомогательной РД или МРД;

дренажная система аэродрома (вертодрома) - система инженерных сооружений, предназначенная для понижения уровня и отвода грунтовых вод, осушения искусственного основания и участков летного поля аэродрома (вертодрома);

инженерные сети - комплекс сооружений, оборудования и коммуникаций, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, канализацию и вентиляцию объектов аэродрома (вертодрома);

искусственное основание - один или несколько слоев, располагающихся под аэродромным (вертодромным) покрытием и обеспечивающих совместно с покрытием восприятие, перераспределение нагрузки и передачу ее на подстилающий грунт;

комендант аэродрома (вертодрома) - должностное лицо, контролирующее подготовку летного поля к проведению полетов;

КПБ - часть летной полосы, примыкающая к концам ВПП и БПБ, предназначенная для повышения уровня безопасности при возможном выкатывании ВС за ее пределы;

летная полоса - участок летного поля, предназначенный для обеспечения взлета и посадки ВС, включающий в себя одну или несколько ВПП, БПБ, КПБ;

летное поле - часть площади аэродрома (вертодрома), на которой располагаются ВПП с боковыми и концевыми полосами безопасности, РД, МС ВС, посадочные площадки, ТППВС;

МРД - РД, расположенная вдоль ВПП и обеспечивающая руление ВС от одного конца ВПП к другому по кратчайшему расстоянию;

МС ВС - подготовленные площадки для размещения и обслуживания ВС (индивидуальные - для одного ВС, групповые - для группы ВС);

порог ВПП - начало участка ВПП, который может быть использован для приземления ВС;

посадочная площадка - земельный участок (специально подготовленная искусственная площадка), пригодный для взлета и посадки ВС;

ПВП - часть ПТ, примыкающая к концу ВПП, в пределах которой выполняются набор высоты после отрыва ВС при взлете и снижение его при заходе на посадку;

ПТ - местность вокруг аэродрома (вертодрома), ограниченная по размерам, над которой осуществляется маневрирование ВС;

РД - подготовленный на аэродроме (вертодроме) путь для руления и буксировки ВС;

соединительная рулежная дорожка - РД, соединяющая ВПП с МРД, как правило, в местах вероятного окончания пробега ВС;

старший авиационный начальник аэродрома (вертодрома) государственной авиации (далее - старший авиационный начальник) - командир (начальник) авиационной части (командир (начальник) обособленно расположенного авиационного подразделения, базирующегося на аэродроме (вертодроме));

торец ИВПП - поперечная грань искусственного покрытия, отделяющая конец ВПП от КПБ;

ТППВС - площадка, предназначенная для технического обслуживания и подготовки ВС к вылету.

5. Аэродромное обеспечение является комплексом организационно-технических мероприятий, включающих в себя систематический контроль за состоянием, оценку пригодности к эксплуатации, проведение работ по текущему ремонту и содержанию, предполетную подготовку искусственных покрытий ВПП, РД, МС, ТППВС, грунтовой части летного поля, АТУ (при их наличии), зданий и сооружений.

6. Аэродромное обеспечение организует старший авиационный начальник. Постоянную готовность аэродрома (вертодрома) к полетам обеспечивают лица из состава авиационного персонала в соответствии с возложенными на них должностными обязанностями. Предполетную подготовку летного поля аэродрома (вертодрома) организует комендант аэродрома (вертодрома).

Эксплуатацию и подготовку посадочной площадки к полетам организует должностное лицо, за которым эта площадка закреплена.

7. Старший авиационный начальник:

7.1. организует аэродромное обеспечение в соответствии с требованиями, изложенными в настоящих Авиационных правилах;

7.2. организует проверку состояния искусственных покрытий и готовность к полетам аэродрома (вертодрома), принимает необходимые меры по поддержанию его в готовности к эксплуатации;

7.3. планирует и проводит полеты с учетом времени, необходимого для содержания и проведения текущего ремонта элементов летного поля аэродрома (вертодрома);

7.4. предоставляет в перерывах между летными сменами лицам из состава авиационного персонала не менее одного часа для обязательной очистки и контрольного осмотра искусственных покрытий, КПБ, БПБ, проверки исправности АТУ (при ее наличии), а при полетах вертолетов и (или) поршневых самолетов - не менее 30 минут;

7.5. утверждает схему маршрутов движения транспортных средств и лиц из состава авиационного персонала по аэродрому (вертодрому), организует контроль за соблюдением установленного порядка движения;

7.6. устанавливает режим движения транспортных средств, механизмов и пешеходов при выполнении строительных или ремонтных работ на аэродроме (вертодроме);

7.7. назначает проведение осмотров аэродрома (вертодрома) и по их результатам оценивает состояние искусственных покрытий летного поля;

7.8. ежедневно анализирует метеообстановку в зимний период и принимает решение о проведении работ по подготовке аэродрома (вертодрома) к полетам;

7.9. планирует начало полетов после снегопадов и образования гололеда с учетом времени, необходимого на очистку искусственных покрытий летного поля от снега и льда;

7.10. организует и контролирует выполнение мероприятий по снижению вероятности попадания посторонних предметов в двигатели ВС с поверхности аэродромных (вертодромных) покрытий;

7.11. контролирует выполнение основных мероприятий по обеспечению безопасности полетов;

7.12. назначает коменданта аэродрома (вертодрома);

7.13. организует пропускной режим на аэродроме (вертодроме);

7.14. организует охрану окружающей среды на аэродроме (вертодроме) и поддержание порядка на его территории;

7.15. издает приказ о создании комиссии (с обязательным включением в нее представителей всех авиационных частей, базирующихся на данном аэродроме (вертодроме)), для осмотров приаэродромной территории, определяет периодичность работы в ее составе;

7.16. организует охрану объектов и ВС.

8. Командиры (начальники) других авиационных частей, базирующихся на аэродроме (вертодроме), при использовании аэродрома (вертодрома) по вопросам, перечисленным в пункте 7 настоящих Авиационных правил, подчиняются старшему авиационному начальнику.

9. Планирование, проведение, приемка, финансирование работ по текущему ремонту и содержанию аэродрома (вертодрома), посадочной площадки осуществляются в соответствии с правовыми актами РОГУ или ДОСААФ.

10. При эксплуатации аэродрома (вертодрома), посадочной площадки особое внимание уделяется выполнению установленных для лиц из состава авиационного персонала требований безопасности, организации надежной связи между руководителем полетов (дежурным по приему и выпуску ВС) и лицами из состава авиационного персонала, непосредственно выполняющими мероприятия по эксплуатации летного поля аэродрома (вертодрома), посадочной площадки.

11. Движение по аэродрому (вертодрому) лиц из состава авиационного персонала и техники организуется в соответствии с ИПП на аэродроме (вертодроме) и допускается только по определенным маршрутам. Во всех случаях маршруты движения не должны пересекать ВПП. Перед въездом на искусственные покрытия аэродрома (вертодрома) оборудуются специальные пункты для обмыва колес наземной техники. Эти пункты по мере их загрязнения очищаются от грязи и заполняются чистой водой. Въезд на искусственные покрытия аэродрома (вертодрома), минуя пункты обмыва колес, запрещается.

12. Для предотвращения движения по ВПП транспортных средств, людей и животных на летную смену назначается команда оцепления. Она формируется из личного состава, не задействованного в полетах, который непосредственно подчиняется помощнику руководителя полетов (руководителю полетов).

Места выставления и состав команды оцепления определяются в ИПП на аэродроме (вертодроме). В команде оцепления должны быть средства сигнализации (ракетницы с набором белых и красных ракет (средства отстрела ракет)) или белый и красный флажки - днем, электрические фонари - ночью) и средства связи, организуемой с помощником руководителя полетов (руководителем полетов).

13. Противопожарная защита зданий и сооружений, ВС и других материально-технических средств, находящихся на аэродроме (вертодроме), посадочной площадке, осуществляется в соответствии с правовыми актами РОГУ или ДОСААФ.

14. Эксплуатация зданий, сооружений, инженерных сетей аэродрома (вертодрома), посадочной площадки (при наличии на ней таковых), охрана труда при их эксплуатации осуществляются в соответствии с правовыми актами РОГУ или ДОСААФ.

15. Все здания и сооружения на аэродроме (вертодроме), посадочной площадке должны использоваться по прямому назначению. Перепланировка, перенос, списание и снос зданий и сооружений, обозначенных на генеральном плане аэродрома (вертодрома), а также строительство новых зданий и сооружений выполняются в порядке, определяемом в правовых актах РОГУ или ДОСААФ.

16. Аэродром (вертодром) должен охраняться, на нем устанавливается оборудование (ограждение или технические средства) в целях ограничения несанкционированных выруливания и взлета ВС, доступа посторонних лиц, транспортных средств, а также животных на летное поле. Охрана и оборудование аэродрома (вертодрома) осуществляются в соответствии с правовыми актами РОГУ или ДОСААФ.

17. На каждый аэродром (вертодром) ведется формуляр по форме согласно приложению 1 к настоящим Авиационным правилам. При ведении формуляра на вертодром заполняются разделы, требования по оформлению которых соответствуют значениям вертодрома. Порядок регистрации формуляра, правила его ведения, внесения изменений и дополнений, периодичность уточнения в довольствующем органе определяет старший авиационный начальник.

Глава 2. Посадочные площадки

18. Посадочные площадки делятся на два типа: постоянные - выбор участка под которые проведен с соблюдением основ земельного законодательства; временные - использование которых осуществляется в определенный период. Данные о постоянных посадочных площадках должны быть опубликованы в документах аэронавигационной информации.

19. Посадочные площадки, специально подготовленные и оборудованные полностью или частично для обеспечения взлета и посадки ВС, должны иметь минимально допустимые размеры, соответствующие требованиям, изложенным в руководстве по летной эксплуатации (инструкции членам экипажа ВС).

Посадочная площадка может иметь полное или частичное искусственное покрытие.

20. Для посадочных площадок, расположенных на крышах зданий или сооружений, высота естественных возвышенностей и искусственных сооружений не должна превышать значений, указанных в ИПП на данной площадке. При этом отсчет высоты препятствия определяется от уровня поверхности земли.

21. Выбор посадочной площадки, руководство ее оборудованием, разработка и утверждение ИПП возлагаются на соответствующих специалистов авиационных организаций, планирующих использование данной посадочной площадки.

Глава 3. Маркировка искусственных покрытий аэродромов (вертодромов), грунтовых взлетно-посадочных полос, посадочных площадок и высотных препятствий

22. Маркировка искусственных покрытий ВПП, РД, МС, МРД, ТППВС является обязательной для аэродромов (вертодромов) всех классов. Количество маркировочных знаков, их расположение, размеры и расстояние между ними определяются в Авиационных правилах допуска к эксплуатации аэродромов (вертодромов) государственной авиации Республики Беларусь.

Дополнительно к маркировке искусственных покрытий наносятся цифровые знаки номера порога, состоящие из двухзначных чисел, обозначающие магнитный курс посадки. Размеры и формы цифр и букв, значения номеров порогов приведены соответственно в приложениях 2, 3 к настоящим Авиационным правилам.

23. Основным эксплуатационным требованием к дневной маркировке ВПП, РД, МС и ТППС является обеспечение для членов экипажей ВС надлежащей видимости порога ВПП, зоны приземления и путей руления.

24. Работы по маркировке искусственных покрытий организуют и проводят комендант аэродрома и командир аэродромно-эксплуатационного подразделения два раза в год весной и осенью.

В процессе эксплуатации в зависимости от состояния покраски проводится обновление маркировочных линий.

25. Маркировочные знаки на искусственных покрытиях наносятся дорожными эмалями белого цвета с использованием маркировочных машин или вручную (с использованием краскопультов, валиков, кистей) по специальным шаблонам. Эмали должны обеспечивать видимость знаков при различных условиях освещенности и не вызывать опасности неравномерного торможения колес ВС. Все маркировочные знаки искусственных покрытий должны иметь хорошо заметный цвет и максимальную контрастность в любых условиях.

26. Поверхность искусственного покрытия перед покраской очищается от пыли, грязи, отслоившейся старой краски и масляных пятен.

27. Дополнительно к маркировке искусственных покрытий предусматриваются установка дневных ориентиров по оси ВПП между ДПРМ и БПРМ, призм обозначения боковых границ полосы подхода к ВПП, начала и конца ВПП, полосы точного приземления и использование табельного комплекта аэродромно-сигнального имущества.

28. Маркировочные знаки изготавливаются из любых материалов, причем каркасные элементы конструкций выполняются с ослабленными сечениями.

Окраска проводится красной (оранжевой) и черной эмалями. Этот цвет остается неизменным для любого периода эксплуатации.

29. Маркировочные знаки располагаются в соответствии с требованиями, изложенными в Авиационных правилах допуска к эксплуатации аэродромов (вертодромов) государственной авиации Республики Беларусь.

30. ГВПП обозначается маркировочными знаками, которые располагаются навстречу движению ВС так, чтобы обеспечить наилучшую их видимость и исключить возможность их повреждения. Цвет маркировочных знаков должен быть постоянным для всех периодов года (сочетание красного (оранжевого) и черного).

платный документ

Текст редакции доступен после регистрации и оплаты доступа.

Авиационные правила аэродромного обеспечения полетов государственной авиации Республики Беларусь Глава 1. Общие положения Глава 2. Посадочные площадки Глава 3. Маркировка искусственных покрытий аэродромов (вертодромов), грунтовых взлетно-посадочных полос, посадочных площадок и высотных препятствий Глава 4. Контроль за состоянием и оценка пригодности к эксплуатации искусственных покрытий аэродрома (вертодрома), постоянной посадочной площадки Глава 5. Контроль за состоянием и оценка пригодности к эксплуатации грунтовой части аэродрома (вертодрома), посадочной площадки Глава 6. Текущий ремонт аэродрома (вертодрома), посадочной площадки Глава 7. Содержание аэродрома (вертодрома), посадочной площадки в летний период Глава 8. Содержание аэродрома (вертодрома), посадочной площадки в зимний период Глава 9. Предполетная подготовка летного поля аэродрома (вертодрома), посадочной площадки. контроль за состоянием взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек в ходе и после выполнения полетов Глава 10. Основные мероприятия по обеспечению безопасности полетов Глава 11. Общие требования, предъявляемые к лицам из состава авиационного персонала аэродромно-эксплуатационных подразделений Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21 Приложение 22