База данных

Дата обновления БД:

23.08.2017

Добавлено/обновлено документов:

33 / 417

Всего документов в БД:

76622

Действует

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 14 февраля 2017 года №420

Об утверждении Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы и внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года №957 "Об утверждении Перечня государственных программ"

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017 - 2021 годы (далее - Программа).

2. Правительству Республики Казахстан:

1) в месячный срок разработать и утвердить План мероприятий по реализации Программы по согласованию с Администрацией Президента Республики Казахстан;

2) представлять в Администрацию Президента Республики Казахстан информацию о ходе исполнения Программы в сроки и порядке, установленные Указом Президента Республики Казахстан от 4 марта 2010 года №931 "О некоторых вопросах дальнейшего функционирования Системы государственного планирования в Республике Казахстан".

3. Центральным и местным исполнительным органам, а также государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, принять меры по реализации Программы.

4. Внести в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года №957 "Об утверждении Перечня государственных программ" (САПП Республики Казахстан, 2010 г., №25-26, ст. 185) следующие изменение и дополнение:

в Перечне государственных программ, утвержденном вышеназванным Указом:

строку, порядковый номер 8, исключить;

дополнить строкой, порядковый номер 9, следующего содержания:

"

9.

Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы

Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан

до 1 декабря 2016 года

2017-2021 годы

до 31 декабря 2016 года

                                                                                        ".

5. Признать утратившим силу Указ Президента Республики Казахстан от 4 апреля 2014 года №786 "О Государственной программе управления водными ресурсами Казахстана и внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года №957 "Об утверждении Перечня государственных программ" (САПП Республики Казахстан, 2014 г., №25, ст. 189).

6. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.

7. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.

Президент Республики Казахстан

Н.Назарбаев

Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 14 февраля 2017 года №420

Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы

г. Астана, 2017 год

1. Паспорт

Наименование

Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы

Основание для разработки

Поручение Президента Республики Казахстан, данное на расширенном заседании Правительства Республики Казахстан от 9 сентября 2016 года

Ответственный за разработку

Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан

Ответственные за реализацию

Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, Министерство внутренних дел Республики Казахстан, Министерство энергетики Республики Казахстан, Министерство информации и коммуникаций Республики Казахстан, акиматы городов Астаны и Алматы, областей

Главная цель

Обеспечение производства востребованной на рынках конкурентоспособной продукции агропромышленного комплекса (далее - АПК)

Задачи

1) вовлечение мелких и средних хозяйств в сельскохозяйственную кооперацию;
2) насыщение внутреннего рынка и развитие экспортного потенциала отечественной продукции;
3) эффективное использование финансовых мер государственной поддержки;
4) эффективное использование водных ресурсов;
5) создание условий для эффективного использования земельных ресурсов;
6) повышение обеспеченности сельхозтоваропроизводителей техникой и средствами химизации;
7) развитие торгово-логистической инфраструктуры;
8) научное-технологическое, кадровое и информационно-маркетинговое обеспечение АПК

Сроки реализации

2017-2021 годы

Целевые индикаторы

Достижение в 2021 году следующих показателей:
1) рост производительности труда в сельском хозяйстве на 38% в реальном выражении к уровню 2015 года;
2) рост валовой продукции (услуг) сельского хозяйства на 30% в реальном выражении к уровню 2015 года;
3) рост объема экспорта продовольственных товаров на 600 млн долларов США;
4) снижение объема импорта продовольственных товаров на 400 млн долларов США;
5) рост оптовой торговли продовольственными товарами на 29% к уровню 2015 года;
6) снижение расхода поливной воды на 1 га орошаемой площади на 20% к уровню 2015 года (снижение с 9180 м3 в 2015 году до 7348 м3);
7) увеличение дополнительных поверхностных водных ресурсов на 1,9 км3 к уровню 2015 года;
8) объем воды в системах повторного и оборотного водоснабжения в промышленности:
повторное с 0,69 км3 в 2015 году до 0,77 кмЗ; оборотное с 7,3 км3 в 2015 году до 7,62 км3

Источники и объемы финансирования

Общие расходы, предусмотренные в республиканском и местных бюджетах на реализацию Программы в 2017-2021 годах, составят всего 2 374,2 млрд тенге (РБ - 1 216 млрд тенге*, МБ - 904 млрд тенге*, другие источники - 306,2 млрд тенге), в т.ч.:

2017 год:

всего - 359,7 млрд тенге;

РБ - 198,2 млрд тенге;

МБ - 144,5 млрд тенге;

другие источники - 17,0 млрд тенге;

2018 год:

всего - 397,9 млрд тенге;

РБ - 202,0 млрд тенге;

МБ - 151,0 млрд тенге;

другие источники - 44,9 млрд тенге;

2019 год:

всего - 429,4 млрд тенге;

РБ - 207,9 млрд тенге;

МБ - 158,4 млрд тенге;

другие источники - 63,1 млрд тенге;

2020 год:

всего - 558,8 млрд тенге;

РБ - 281,6 млрд тенге;

МБ - 193,6 млрд тенге;

другие источники - 83,6 млрд тенге;

2021 год:

всего - 628,4 млрд тенге;

РБ - 326,3 млрд тенге;

МБ - 204,5 млрд тенге;

другие источники - 97,6 млн тенге

 

* - суммы будут уточняться в соответствии с государственным бюджетом на соответствующий финансовый год

2. Введение

АПК является одним из важных секторов экономики, который формирует продовольственную и экономическую безопасность страны, а также трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий.

АПК Республики Казахстан (далее - РК) имеет хорошие перспективы для дальнейшего развития: усиливаются экспортные позиции масличного, мясного секторов, а по зерну и муке Казахстан в кратчайшие сроки вошел в число крупнейших стран-экспортеров в мире. Членство Казахстана в Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС) и Всемирной торговой организации (далее - ВТО) создает возможности и одновременно предъявляет высокие требования к конкурентоспособности как на внутреннем, так и внешних рынках. В этой связи роль государственного регулирования АПК крайне важна.

За период независимости были разработаны девять программных документов, на основе которых реализовывалась государственная политика в сфере АПК: Программа социально-экономического развития "Аул" на 1991-1995 годы и на период до 2000 года, Концептуальная программа развития АПК на 1993-1995 годы и до 2000 года, Программа развития сельскохозяйственного производства на 2000-2002 годы, Государственная агропродовольственная программа на 2003-2005 годы, Государственная программа развития сельских территорий на 2004-2010 годы, Концепция устойчивого развития АПК на 2006-2010 годы, Программа первоочередных мер по реализации Концепции устойчивого развития АПК РК на 2006-2010 годы, Программа развития АПК на 2010-2014 годы и Программа по развитию АПК в РК "Агробизнес - 2017".

В целях увеличения объемов сельхозпроизводства с акцентом на наиболее востребованные виды продуктов питания и развитие экспорта переработанной сельскохозяйственной продукции, в предстоящий период необходимо обеспечить максимальный охват сельхозтоваропроизводителей (далее - СХТП) государственной поддержкой путем создания благоприятных условий и инфраструктуры для производства первичной переработки, хранения и сбыта конкурентоспособной продукции.

Настоящая Государственная программа развития АПК РК на 2017 - 2021 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с поручением Главы государства, данным на расширенном заседании Правительства РК от 9 сентября 2016 года, в соответствии со стратегическими целями развития РК, обозначенными в Плане нации "100 конкретных шагов" и Стратегии "Казахстан-2050".

Таким образом, данная Программа будет направлена на обеспечение внутренних потребностей населения по востребованным видам сельскохозяйственной продукции, определение целенаправленной экспортной политики.

Программа разработана на основе интеграции Программы по развитию АПК в РК "Агробизнес - 2017" и Государственной программы по управлению водными ресурсами Казахстана.

3. Анализ текущей ситуации

В сельском хозяйстве создается около 5% валового внутреннего продукта (далее - ВВП) страны. В 2015 году валовый выпуск продукции сельского хозяйства составил 3,3 трлн. тенге, что в реальном выражении ниже уровня 2011 года на 4,1%.

Диаграмма 1. Динамика валовой продукции сельского хозяйства, млрд тенге

Рисунок 1 к Указу РК от 14.02.2017 №420

В структуре валовой продукции отрасли наблюдается высокая доля продукции личных подсобных хозяйств. Около 80% произведенной в Казахстане продукции сельского хозяйства реализуется в виде сырья, без переработки, а готовая продукция имеет слабую конкурентоспособность.

SWOT-анализ отрасли АПК

Сильные стороны

Слабые стороны

по площади территории Казахстан занимает девятое место в мире;
по площади пахотных земель на душу населения Казахстан занимает второе место в мире;
Казахстан входит в число крупнейших экспортеров по зерну и муке;
многочисленность сельского населения (43% от всего населения), высокая доля занятых (18% от занятого населения);
большой потенциальный спрос на продовольственную продукцию рынков сбыта стран СНГ и Центральной Азии;
постоянный рост валового продукта АПК;
высокий потенциал производства и экспорта органической продукции

низкая доля в ВВП страны (4,8%);
неразвитость торговли, в том числе экспортной;
низкий уровень внедряемости научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
недостаточный уровень ветеринарной и пищевой безопасности;
высокая капиталоемкость;
длительный срок окупаемости;
зависимость от природно-климатических условий;
низкая производительность труда;
низкий уровень прибыльности СХТП

Возможности

Угрозы

возможность увеличения объемов по всем видам сельскохозяйственной продукции в связи с растущей численностью и изменением структуры питания населения;
формирование эффективной государственной поддержки СХТП и сельскохозяйственных кооперативов;
расширение географии поставок и объемов экспорта по перспективным отраслям

неблагоприятные изменения природно-климатических условий, нестабильность погодных условий;
распространение заболеваний животных и растений и загрязнение природной среды;
рост конкуренции на международных рынках по отдельным видам продукции в связи со вступлением в ВТО;
риск неэффективного государственного регулирования отрасли

 

3.1. Обеспеченность внутреннего рынка и экспорта продукцией АПК и сельскохозяйственная кооперация

Среднегодовые темпы роста объемов производства продовольственных товаров в целом не успевают за темпами роста потребления и доходов населения, в результате чего свободная ниша на рынке восполняется за счет импорта и его доля во внутреннем потреблении остается весьма существенной.

Валовый выпуск производства продуктов питания в 2015 году составил 1,1 трлн. тенге, что в реальном выражении выше уровня 2011 года на 12,5%.

Основную долю в структуре производства пищевых продуктов занимают зерноперерабатывающая отрасль (22,3%), молочная (16,7%), хлебобулочная (15%), мясоперерабатывающая (13,6%), масложировая (7,9%), плодоовощная (7,6%) и прочие отрасли (16,9%).

Диаграмма 2. Производство продуктов переработки сельскохозяйственной продукции в денежном выражении в 2015 году, млн тенге

Рисунок 2 к Указу РК от 14.02.2017 №420

Объем внешнеторгового товарооборота по продуктам переработки сельскохозяйственного сырья и пищевой промышленности страны в 2015 году составил 3,2 млрд долл. США, что на 17,7% меньше объема 2011 года (3,8 млрд долл. США).

Объем экспорта по продуктам переработки сельскохозяйственного сырья и пищевой промышленности уменьшился на 6,5% (с 1,0 до 0,9 млрд долл. США)

Объем импорта в 2015 году по сравнению с 2011 годом уменьшился на 21,6% и составил 2,3 млрд долл. США.

Высокая доля импорта сохраняется по наиболее высокотехнологичным производствам. В среднем за пять лет по продуктам переработки животноводческой продукции наибольшая доля импорта приходится на сыры и творог (51%), колбасные изделия (46%), мясные и мясорастительные консервы (40%) и сливочное масло (36,4%). По продуктам переработки растениеводческой продукции наибольшая доля импорта отмечается по сахару (42%), а с учетом завоза тростникового сахара-сырца импорт достигает 97%. При этом производственные мощности сахарных заводов загружены на 37,1%. Импорт плодоовощных консервов в 2015 году составил 98,7 тыс. тонн или 84% от внутреннего потребления, при загруженности предприятий по переработке плодов и овощей на уровне 27%. Доля импорта во внутреннем потреблении масложировой продукции достигает 30-40%. При этом, мощности масложировых предприятий загружены на 45-50%. Проблема нехватки качественного сырья для загрузки производственных мощностей остро стоит для всей перерабатывающей отрасли в целом. Производство

крупы и муки полностью обеспечивает внутреннее потребление (см. приложение 1 к настоящей Программе).

Диаграмма 3. Экспорт, импорт и сальдо продукции АПК, млрд долларов США

Рисунок 3 к Указу РК от 14.02.2017 №420

Объем производства картофеля переработанного и консервированного составил 0,4 тыс. тонн, доля импорта во внутреннем потреблении - 98%. Производственные мощности предприятий по переработке картофеля загружены на 23%.

Внутренний рынок свежей, охлажденной и замороженной рыбы оценивается на уровне 70 тыс. тонн. Доля импорта во внутреннем потреблении составляет 75%.

Мощности предприятий по переработке рыбы составляют 64 тыс. тонн в год, загруженность - 43%.

Размещение рыбоперерабатывающих мощностей привязано к крупным промысловым водоемам. Основной объем выпуска приходится на Атыраускую и Кызылординскую области.

В 2015 году объем производства рыбы свежей, охлажденной или мороженной составил 24,7 тыс. тонн, рыбы приготовленной или консервированной 9,4 тыс. тонн.

Экспорт составил 24,9 тыс. тонн на сумму 52,6 млн долларов США. Импорт рыбы и рыбопродуктов составил 52,2 тыс. тонн на сумму 61,5 млн долларов США (см. приложение 2 к настоящей Программе).

Диаграмма 4. Производство и реализация продуктов переработки в 2015 году, в %

Рисунок 4 к Указу РК от 14.02.2017 №420

Проведенный анализ показывает, что на внутреннем рынке продуктов питания в значительной степени присутствует импорт, причем и по тем видам продовольственных товаров, которые традиционно производились на отечественных предприятиях, - масло сливочное и растительное, сыры и творог, колбасные изделия и сахар, плодоовощные и мясные консервы. При этом отмечаются низкая доля переработки производимой в стране сельскохозяйственной продукции и недозагруженность производственных мощностей перерабатывающих предприятий.

В сфере технического регулирования АПК принято 12 технических регламентов в рамках ЕАЭС и перечней стандартов к ним. Запланирована разработка еще 4 технических регламентов ЕАЭС на основные виды продукции АПК. Данные регламенты разрабатываются с целью обеспечения безопасности продукции АПК. Однако имеются факты реализации некачественной продукции.

Одной из основных причин сложившейся ситуации является неразвитость системы заготовки и продвижения сельскохозяйственной продукции от СХТП к рынкам сбыта, включая предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья. Усиление роли посредников в реализационной сети практически полностью исключило взаимосвязь производителей и переработчиков сырья. Низкие закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию не стимулируют увеличение объемов их производства, что в итоге ведет к низкой доле переработки сельскохозяйственного сырья, недозагруженности мощностей перерабатывающих предприятий и в конечном счете к высокой доле импорта продовольственных товаров.

Продукция мелких и средних отечественных СХТП заметно проигрывает по качеству и упаковке и не в состоянии успешно конкурировать с зарубежными поставщиками. Организация собственной переработки мяса, молока и другой продукции не под силу большинству хозяйств из-за нехватки средств и квалифицированных кадров, необходимости высоких затрат для выполнения санитарных требований, несовершенства налогового законодательства. Сказывается отсутствие собственной торговой сети, создание и содержание которой не каждому предприятию доступны.

Наиболее эффективным инструментом решения указанных проблем является кооперация СХТП.

До принятия в октябре 2015 года Закона РК "О сельскохозяйственных кооперативах" действовали две модели механизма государственной поддержки развития сельской кооперации:

по линии Министерства сельского хозяйства РК (далее - МСХ РК) через АО "Аграрная кредитная корпорация" путем предоставления льготного кредитования под 5% на 5-7 лет на создание сельского потребительского кооператива;

по линии региональных АО "НК "Социально-предпринимательская корпорация" ("Онтустік", "Жетысу", "Ертыс", "Тобол", "Батыс", "Сары-Арка", "Каспий") путем создания сервисно-заготовительных центров (далее - СЗЦ) по предоставлению агросервисных услуг сельским потребительским кооперативам.

Однако, несмотря на предпринятые меры государственной поддержки, сельская кооперация не получила должного развития.

Анализ позволил выявить основные проблемы, сдерживающие их развитие:

недоверие СХТП и сельского населения к кооперированию из-за недостаточной работы по разъяснению преимуществ кооперации и механизмов функционирования кооперативов;

низкая профессиональная подготовка управленческого персонала и недостаток специалистов;

недостаточное стимулирование государством процессов кооперирования;

нарушение основных кооперативных принципов (добровольность, демократичность, 1 член = 1 голос и др.);

объединение СХТП с целью получения льготного кредита, а не для предоставления услуг своим членам;

создание "лжекооперативов" в интересах одного крупного хозяйства, которое является инициатором, залогодателем, фактически собственником кооператива, распорядителем всей прибыли от деятельности кооператива, поскольку именно это хозяйство осуществляет закуп и сбыт продукции;

недостаточное или неликвидное залоговое обеспечение;

отсутствие стимулирования объединения СХТП в сельскохозяйственные кооперативы, в частности, отсутствие возможности распределения чистого дохода кооператива между его членами в связи с некоммерческим статусом кооператива.

3.2. Растениеводство

Объем валовой продукции растениеводства в 2015 году составил 1,8 трлн. тенге, что в реальном выражении ниже уровня 2011 года на 10,5%. Доля отрасли в структуре всего валового выпуска продукции сельского хозяйства составила 55,2%.

Посевная площадь сельскохозяйственных культур за последние 5 лет составляла порядка 21 млн га и изменялась незначительно, основные изменения были отмечены в ее структуре. Значительная доля посевов была отведена пшенице, но благодаря политике диверсификации растениеводства, направленной на уход от монокультуры и расширение площадей других культур, с 2011 года посевы пшеницы сократились с 13,8 млн га до 11,8 млн га в 2015 году (см. приложение 3 к настоящей Программе).

За указанные годы возросли площади ячменя на 578,7 тыс. га или на 37,6%, овса - на 66,3 тыс. га (45,2%), кукурузы (маис) - на 40,4 тыс. га (41,0%), масличных - на 193,6 тыс. га (10,7%), кормовых - на 1,0 млн га (на 40,8%), овощебахчевых культур - на 37,8 тыс. га (19,2%), картофеля - на 6,2 тыс. га (3,4%).

Диаграмма 5. Динамика посевных площадей за 2011-2015 годы, млн га

Рисунок 5 к Указу РК от 14.02.2017 №420

За 2011- 2015 годы посевная площадь зерновых культур сократилась с 16,2 до 15,0 млн га. За эти 5 лет среднегодовой сбор зерна составил 18,8 млн тонн, что на 10,1% больше аналогичного показателя за 2006 - 2010 годы. При этом средняя урожайность зерновых культур составила 12,3 ц/га (больше на 10,4%) (см. приложение 4 к настоящей Программе).

Посевная площадь масличных культур в 2015 году составила 2,0 млн га или 9,6% от общей посевной площади. В сравнении с 2011 годом удельный вес подсолнечника в общей площади масличных уменьшился на 15,6 процентных пунктов, при этом доля рапса увеличилась на 3,6 процентных пунктов, льна - на 13,4 процентных пунктов, сои - на 1,3 процентных пунктов (см. приложение 5 к настоящей Программе).

В 2015 году площадь кормовых культур составила 3,5 млн га, что на 40,8% больше уровня 2011 года. Доля посевных площадей кормовых культур к общей посевной площади составила 16,6% против 11,8% в 2011 году.

За указанный период площади многолетних трав возросли на 16,1%, однолетних трав - в 3,3 раза. Однако, валовой сбор кормовых культур недостаточен для обеспечения потребности животноводства (см. приложение 6 к настоящей Программе).

За период с 2011 по 2015 годы увеличилась посевная площадь овощных культур на 8,4%, при этом производство увеличилось на 23,9%. Доля импорта во внутреннем потреблении в 2015 году составила 11% (см. приложение 7 к настоящей Программе).

Диаграмма 6. Структура посевных площадей и валового сбора масличных культур в среднем за 2011-2015 годы

Рисунок 6 к Указу РК от 14.02.2017 №420

Площадь сооружений закрытого грунта в 2015 году составила 967,8 га, валовой сбор тепличных овощей - 147,7 тыс. тонн, что на 120 тыс. тонн больше, чем в 2011 году. Обеспеченность населения в тепличных овощах в период межсезонья составляет 60%.

В 2015 году посевная площадь картофеля составила 190,6 тыс. га, валовой сбор - 3 521,1 тыс. тонн, что больше уровня 2011 года на 3,4% и 14,5%, соответственно (см. приложение 8 к настоящей Программе). При этом картофель, производимый крупными СХТП, полностью идет на рынки городов, семена и экспорт.

В 2015 году площади плодово-ягодных культур и виноградников составили 57,5 тыс. га, валовой сбор - 280,2 тыс. тонн, что больше уровня 2011 года на 5,3% и 19,2%, соответственно. Указанный объем позволяет обеспечить потребность населения республики на 54%, дефицит покрывается за счет импортной продукции (см. приложение 9 к настоящей Программе).

В 2015 году посевная площадь сахарной свеклы составила 9,2 тыс. га, что на 49,5% меньше уровня 2011 года. За период 2011-2015 годы среднегодовой объем производства сахарной свеклы составил 122,9 тыс. тонн, что на 99,5 тыс. тонн или 45% меньше по сравнению с показателем за 2006-2010 годы. По причине недостаточности объемов производства сахарной свеклы в республику ежегодно в среднем импортируется тростниковый сахар-сырец объемом 255 тыс. тонн (см. приложение 10 к настоящей Программе).

Производство хлопка-сырца сосредоточено в Южно-Казахстанской области. В рамках принятых мер по диверсификации за период с 2011 по 2015 годы снижение посевных площадей хлопчатника составило 61,3 тыс. га или 38,2%, валовой сбор хлопка-сырца уменьшился на 62,1 тыс. тонн или 18,5% при среднегодовой урожайности 25,9 ц/га (см. приложение 11 к настоящей Программе).

В структуре производственных затрат растениеводческой продукции до 70% занимают затраты, прямо влияющие на урожайность (семена, горюче-смазочные материалы, удобрения, средства защиты растений и амортизация основных средств).

В 2016 году производственные затраты СХТП на 1 га посевной площади зерновых культур (пшеница, ячмень, овес) составляют в среднем 31657-36834 тенге на гектар, кукурузы на зерно - 114488 тенге, масличных - от 26487 тенге (рапс) до 40159 тенге (подсолнечник), сахарной свеклы - 215407 тенге.

В республике производство и реализацию семян сельскохозяйственных культур осуществляют 362 аттестованных производителя семян, при этом подавляющее большинство (74%) занимается производством семян зерновых культур, по масличным культурам аттестовано 66 субъектов, кормовым травам - 55, кукурузе - 9, сахарной свекле - 2. В этой связи производимые в республике объемы семян указанных культур не покрывают потребность в них и наблюдается значительная доля импорта семян.

Диаграмма 7. Доля посевов, засеянных семенами различных репродукций, %

Рисунок 7 к Указу РК от 14.02.2017 №420

В связи с изменением с 2015 года механизма субсидирования семеноводства с переходом на субсидирование семян 1-й репродукции по минимальным нормам снизилась доля посевов, засеянных элитными семенами. Так, в 2011 году данный показатель составил 4,4%, в 2014 году - 6,3%, в 2015 году - 3,4% (см. приложение 12 к настоящей программе).

Площадь внесения органических удобрений в 2015 году составила порядка 69 тыс. га, что ниже уровня 2011 года на 29,1%. Ежегодная потребность республики в органических удобрениях при площади пашни 21-22 млн га составляет порядка 100 - 110 млн тонн при научно-обоснованной норме внесения 5 тонн/га.

Диаграмма 8. Динамика применения удобрений

Рисунок 8 к Указу РК от 14.02.2017 №420

В среднем за 2011-2015 годы ежегодно вносилось порядка 109,1 тыс. тонн минеральных удобрений в действующем веществе. Ежегодная потребность сельского хозяйства в минеральных удобрениях составляет 1,0 млн тонн в действующем веществе или порядка 2,5 млн тонн в физическом весе. При этом на долю азотных удобрений приходится 48%, на долю фосфорных - 51%, на долю калийных удобрений - 1% (см. приложение 13 к настоящей Программе).

Диаграмма 9. Динамика субсидирования растениеводства, млрд тенге

Рисунок 9 к Указу РК от 14.02.2017 №420

Инструменты субсидирования в растениеводстве направлены на погектарное субсидирование сельскохозяйственных приоритетных культур и садов. Вместе с тем, анализ показал низкую эффективность этого вида субсидирования: во-первых, он не стимулирует СХТП к повышению уровня агротехнологий, урожайности и качества производимой продукции; во-вторых, зачастую решения по гектарной субсидии принимаются членами межведомственной комиссии (далее - МВК) без фактической проверки наличия посевов; в-третьих, СХТП завышают объемы выполненных работ (размеры площади посевов).

Кроме того, в растениеводстве субсидируются стоимость минеральных удобрений, гербицидов, биоагентов (энтомофагов) и биопрепаратов, семян, затрат на экспертизу качества хлопка-сырца и хлопка-волокна, а также закуп сахарной свеклы для производства белого сахара (см. приложение 14 к настоящей Программе).

В республике фитосанитарная безопасность находится на удовлетворительном уровне. Развивается применение биологических методов борьбы с вредителями. Вместе с тем, выявлены новые виды карантинных объектов (бактериальный ожог плодовых деревьев, южноамериканская томатная моль), очаги которых в последние годы локально увеличились. Площадь распространения карантинных объектов и особо опасных вредных организмов по состоянию на 2016 год составляет 5 085,4 тыс. га (см. приложение 15 к настоящей Программе).

Мероприятия по проведению химических обработок против карантинных объектов и особо опасных организмов, за исключением карантинных сорняков на землях СХТП, финансируются за счет республиканского бюджета (далее - РБ). Мероприятия против вредных организмов финансируются за счет местного бюджета (далее - МБ). Борьба с карантинными объектами и особо опасными вредными организмами осуществляется путем непосредственного вовлечения СХТП в процесс обеспечения фитосанитарного благополучия.

Диаграмма 10. Динамика распространения отдельных карантинных объектов на территории РК, га

Рисунок 10 к Указу РК от 14.02.2017 №420

В отрасли имеются следующие проблемы:

1. Недостаточные темпы диверсификации посевных площадей сельскохозяйственных культур.

2. Нерациональное использование земель сельскохозяйственного назначения.

3. Несоблюдение рекомендуемых научно-обоснованных севооборотов.

4. Недостаточное развитие семеноводства.

5. Недостаточное применение СХТП средств химизации (удобрения, пестициды и т.д.).

6. Низкий уровень технической и технологической оснащенности СХТП.

7. Невысокая урожайность основных сельскохозяйственных культур.

8. Несоответствие требованиям применяемых технологий, стандартов, систем сертификации и управления качеством.

9. Недостаток работ по определению садопригодных территорий с привязкой к регионам.

10. Наличие угрозы потери генофонда дикой яблони - прародительницы всех культурных сортов из-за слабого учета, контроля и проникновения в страну особо опасных вредных организмов.

11. Отсутствие в фитосанитарном законодательстве механизмов введения запретов и ограничений, норм по проведению анализа фитосанитарного риска.

12. Низкий уровень фитосанитарной грамотности СХТП по проведению фитосанитарных мероприятий по борьбе с вредными, особо опасными организмами и мероприятий по локализации и ликвидации карантинных объектов.

13. Повышение риска интродукции и распространения ранее не зарегистрированных в РК карантинных объектов с расширением торговых партнеров и товарооборота в рамках членства в ЕАЭС и ВТО.

14. Низкая степень доступности субсидий для большинства СХТП.

15. Отсутствие привязки субсидирования к конечному результату и специализации регионов.

16. Низкая эффективность гектарной субсидии.

3.3. Животноводство

Объем валовой продукции животноводства в 2015 году составил 1,5 трлн. тенге, что в реальном выражении выше уровня 2011 года на 5,1%. Доля отрасли в структуре валового выпуска продукции сельского хозяйства составила 44,4%.

По состоянию на 1 января 2016 года численность поголовья крупного рогатого скота по сравнению с 2011 годом увеличилась на 8,3%, лошадей на 28,7%, овец на 1,5%, птицы на 8,3%.

В производстве животноводческой продукции за 2015 год на долю личных подсобных хозяйств (далее - ЛПХ) приходится по мясу 62%, по молоку - 80%, по яйцу - 26% от общего объема производства.

По состоянию на 1 января 2016 года производство всех видов мяса составило 931,0 тыс. тонн, данный показатель снизился на 0,9% по сравнению с 2011 годом.

Диаграмма 11. Численность поголовья животных, млн голов

Рисунок 11 к Указу РК от 14.02.2017 №420

В структуре потребления по итогам 2015 года доля импорта говядины составила - 3,7%, свинины - 3,9%, конины - 3%, баранины - 0,01%, что говорит о высоком экспортном потенциале данных видов продукции. Несмотря на рост производства мяса птицы, степень импортозависимости по данной продукции остается высокой (54%).

Производство молока всех видов в 2015 году составило 5182,4 тыс. тонн. В структуре потребления продуктов переработки молока доля импорта составляет от 10 до 40%.

Внутреннее производство яиц практически полностью покрывает потребность внутреннего рынка. Экспорт товарного яйца составляет около 2% от общего объема производства (см. приложение 16 к настоящей Программе).

В структуре производственных затрат животноводческой продукции 65-70 % затрат занимают корма. Себестоимость производства на промышленной основе говядины - 870-930 тг за кг, молока за литр- 70-75 тг, мяса птицы за кг - 430-450 тг, яйца (за штуку) - 15-15,5 тг, баранины за кг - 690-720 тг, свинины за кг - 610-620 тг, конины за кг - 550 тг.

В течение последних пяти лет средняя продуктивность сельскохозяйственных животных у отечественных СХТП повысилась, но остается ниже уровня развитых стран. К примеру, средний удой молока в стране составляет 2200 кг на дойную корову, тогда как в Канаде этот показатель выше, чем в 4 раза (см. приложение 17 к настоящей Программе).

В настоящее время на одну условную голову производится 14 центнеров кормовых единиц, что в 2 раза ниже зоотехнической нормы. Производство комбикормов за 2015 год составило 1,2 млн тонн при совокупной мощности предприятий - 2,5 млн тонн.

Доля племенного поголовья всех видов сельскохозяйственных животных и птицы значительно увеличилась и по итогам 2015 года составила: крупнорогатого скота (далее - КРС) - 10,6%, овец - 15,1%, свиней - 19,9%, лошадей - 7,9%, верблюдов - 13,1% и птицы - 17,1% (см. приложение 18 к настоящей Программе).

Инструменты субсидирования в животноводстве направлены на удешевление стоимости приобретенных племенных животных, затрат на ведение селекционно-племенной работы, искусственное осеменение сельскохозяйственных животных, удешевление стоимости производства продукции животноводства (см. приложение 19 к настоящей Программе).

Объем государственной поддержки животноводства в 2015 году увеличился по сравнению с 2011 годом в 3 раза. Мерами государственной поддержки охвачены все направления животноводства.

Диаграмма 12. Динамика субсидирования отраслей животноводства, млрд

Рисунок 12 к Указу РК от 14.02.2017 №420

От общего объема производства говядины субсидированием было охвачено 6%. При этом более 70% объема производства говядины приходится на ЛПХ, который не субсидируется.

Диаграмма 13. Охват субсидированием продукции животноводства в 2015 году, тыс. тонн

Рисунок 13 к Указу РК от 14.02.2017 №420

От общего объема производства молока субсидированием было охвачено 4,7%. При этом 80% объема производства молока приходится на JIПX (см. приложение 20 к настоящей Программе).

В 2015 году было зарегистрировано 248 очагов острых инфекционных болезней, в результате чего для ряда областей Казахстана был запрещен экспорт животноводческой продукции (см. приложения 21 и 22 к настоящей Программе).

Диаграмма 14. Эпизоотическая ситуация по особо опасным болезням животных (количество случаев)

Рисунок 14 к Указу РК от 14.02.2017 №420

 

Диаграмма 15. Эпизоотическая ситуация по хроническим болезням животных (количество случаев)

Рисунок 15 к Указу РК от 14.02.2017 №420

В отрасли существуют следующие проблемы:

1. Низкая продуктивность сельскохозяйственных животных и птицы.

2. Недостаточная обеспеченность кормовой базой.

3. Низкая доля племенного поголовья животных и птицы.

4. Недостаточность посевных площадей под кормовыми и фуражными культурами.

5. Нерациональное использование пастбищных угодий.

6. Нехватка оборотных средств у комбикормовых предприятий.

7. Неполный охват сельскохозяйственных животных ветеринарно-профилактическими мероприятиями.

8. Несовершенство ветеринарного законодательства в части гармонизации с международными требованиями.

9. Несвоевременное обеспечение регионов средствами (изделиями) и атрибутами для идентификации сельскохозяйственных животных.

10. Неполный охват сельских населенных пунктов высокоскоростной качественной интернет-связью.

11. Низкая степень доступности субсидий для большинства СХТП.

12. Отсутствие привязки субсидирования к конечному результату и специализации регионов.

13. Отсутствие приоритетности продукции внутри отраслей животноводства.

3.4. Аквакультура

На сегодня в Казахстане основные рыбные ресурсы вылавливаются в естественных водоемах, при этом слабо развита аквакультура. Так, объем выращивания рыбы в 2015 году составил 0,7 тыс. тонн, а улов рыбы и других водных животных в естественных водоемах - 41,5 тыс. тонн.

Выращивание рыбы осуществляют более 75 рыбоводных хозяйств, из них: 42 озерно-товарных рыбоводных хозяйства (далее - ОТРХ), 17 прудовых, 10 индустриальных рыбоводных хозяйств с установками замкнутого водообеспечения (далее - УЗВ), 3 бассейновых и 3 садковых рыбоводных хозяйств.

Тем не менее, в отрасли существуют следующие проблемы:

1. Необеспеченность частных рыбоводных хозяйств специализированными кормами.

2. Недостаток информационно-консультационного обеспечения предпринимателей современными технологиями выращивания рыбы.

3.5. Производство органической сельскохозяйственной продукции

Переход к ведению интенсивного сельского хозяйства, широкое использование генетически-модифицированных организмов (далее - ГМО), ядохимикатов, минеральных удобрений, антибиотиков и стимуляторов продуктивности животных оказывают негативное влияние не только на окружающую среду и здоровье людей, но также на экономическую и социальную устойчивость общества в целом. С помощью максимального использования биопотенциала почвы, растений, животных органическое сельское хозяйство способно минимизировать экологические, социальные и экономические риски, а также предоставить возможность сельским жителям повысить уровень своих доходов, улучшить качество жизни. Производство экопродукции для казахстанских аграриев является перспективным, но пока недостаточно развитым, что открывает для них новые возможности. Это - инновационное направление, и одни из его задач - сохранение местных традиций и культуры, а также использование положительного опыта ведения сельского хозяйства, унаследованного от старших поколений.

Кроме того, производство и реализация органической сельскохозяйственной продукции являются объективным национальным конкурентным преимуществом АПК Казахстана.

Закон РК "О производстве органической продукции" предусматривает отказ от использования пестицидов, синтетических минеральных удобрений, регуляторов роста, искусственных пищевых добавок, а также запрещает использование ГМО. Получение органических продуктов сопровождается поддержанием и улучшением здоровья почвы, естественных экосистем, минимизирует угрозы, связанные с неустойчивостью развития, создает условия для здоровья и благополучия населения.

Национальная система производства и оборота органической продукции должна быть совместима с международной и учитывать специфику сельского хозяйства Казахстана.

Формирование системы ведения органического сельского хозяйства не означает отказ от индустриального сельскохозяйственного производства: и органическая, и индустриальная системы ведения сельскохозяйственного производства могут эффективно функционировать параллельно друг другу, постепенно трансформируясь в такую аграрную технологию, которая сможет удовлетворить текущие и возможные потребности в органических продуктах на внутреннем и международном рынках.

Официальная статистика по состоянию на 2016 год не ведет учета предприятий, осуществляющих производство органической продукции.

По данным Казахского научно-исследовательского института экономики АПК и развития сельских территорий, на территории республики действуют 29 производителей органической продукции и 19 компаний, сертифицированных на переработку, хранение, транспортировку и другие операции с органическими продуктами. В 2015 году производство органической продукции составило около 300 тыс. тонн, из которых 62 тыс. тонн на сумму около 10 млн долларов США были экспортированы в Великобританию, Италию, Германию, Францию, Бельгию, Нидерланды, Польшу, Россию, Украину и другие страны (см. приложение 23 к настоящей Программе).

Развитие производства органической продукции сдерживают следующие проблемы:

1. Отсутствие в стране собственной системы сертификации производства органической продукции.

2. Отсутствие в стране специализированных лабораторий по определению качества продукции.

3. Низкая осведомленность СХТП и населения о преимуществах производства и потребления органической продукции.

4. Недостаточный уровень минимизации и повторного использования отходов в АПК Казахстана.

3.6. Экспортный потенциал сельскохозяйственной продукции

На основании анализа географического расположения Казахстана, емкостей рынка сельскохозяйственной продукции, транспортной доступности можно сделать вывод о том, что потенциальными рынками сбыта остаются страны ЕАЭС, СНГ, Китай, Иран, Афганистан и ОАЭ.

Лидирующими по объему экспортируемыми продуктами по итогам 2015 года являются:

растениеводческая продукция - пшеница, ячмень, кукуруза, маслосемена;

животноводческая продукция - говядина, свинина, баранина, мясо птицы.

В целом, в структуре импорта таких стран, как Россия, Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан, по отдельным видам продуктов растениеводства продукция из Казахстана занимает более 86%. Так за 2015 год от всего объема импортированной пшеницы России доля пшеницы из Казахстана составила 86,6%. В импорте Узбекистана по пшенице, муке и маслосеменам доля продукции из Казахстана составляет 100%, 99,2% и 98,7% соответственно.

По животноводческой продукции, учитывая внутреннюю обеспеченность отечественным производством, экспортный потенциал имеют говядина, свинина и баранина. Наибольшие объемы импорта данных продуктов наблюдаются в таких странах как Китай, Россия, Иран и ОАЭ. (см. приложение 24 к настоящей Программе).

3.7. Водное хозяйство

Основной объем водных ресурсов в Казахстане обеспечивают поверхностные воды в среднегодовом объеме 101 км3. Из них 56% формируются локально, а остальные 44% за счет стока трансграничных рек из Китая, Узбекистана, России и Кыргызстана (см. приложение 25 к настоящей Программе).

Дополнительными источниками пресной воды являются подземные воды, утвержденные к эксплуатации запасы которых составляют 15,4 км3 (из них в настоящее время добывается 1,2 км3 в год), опресненные морские воды и прочие источники.

Общий объем гарантированных водных ресурсов составляет 23,2 км3 в год, за исключением необходимых для использования в природоохранных целях, обеспечения обязательного перетока в сопредельные государства.

При неблагоприятных климатических и трансграничных гидрологических ситуациях в перспективе прогнозируется уменьшение поверхностного стока по Казахстану на 11,4 км3 в год к 2040 году. Прогнозное снижение притока воды по трансграничным рекам к 2040 году наблюдается в двух сценариях: первый - соседние страны полностью выбирают свой лимит согласно соглашениям или при равном делении водных ресурсов, второй - современные тенденции по увеличению водозабора соседними странами сохраняются, превышая установленную квоту (см. приложение 26 к настоящей Программе).

Диаграмма 16. Обеспеченность водных бассейнов Казахстана, км3

Рисунок 16 к Указу РК от 14.02.2017 №420

Общий объем водозабора в 2015 году составил 22,8 км3, в том числе на нужды сельского хозяйства - 15,5 км3 в год, из которых 12,2 км3 в год отводится на нужды регулярного орошения, на площади 1,35 млн га, а оставшиеся 3,3 км3 в год распределены между сельхозводоснабжением, лиманным орошением, заливом сенокосов и обводнением пастбищ.

Для сельскохозяйственных потребителей потери при транспортировке воды объясняются низким коэффициентом полезного действия (далее - КПД) (от 0,6 до 0,65) ирригационных систем. Использование водосберегающих технологий подачи и полива воды в сельском хозяйстве составляет менее 7% от используемых орошаемых земель или 95,8 тыс.га. Прогнозный средний объем водозабора на нужды сельского хозяйства составляет 21 км3 в год.

Низкая стоимость услуги по подаче воды для конечного потребителя приводит к неэффективному потреблению водных ресурсов СХТП и не побуждает к использованию эффективных с точки зрения водосбережения технологий и сельскохозяйственных культур, не позволяет обеспечить в полном объеме техобслуживание, эксплуатацию и ремонт водохозяйственных и ирригационных систем.

Объем водозабора на нужды промышленности составляет 3,8 км3 в год, из которых 3,2 км3 в год составляет использование и 0,6 км3 в год - безвозвратное водопотребление. К 2040 году ожидается увеличение безвозвратного потребления воды промышленностью до 2,6 км3 в год (в среднем на 1,1% в год), обусловленное ростом производства на 4% в год и при условии ежегодного повышения эффективности использования воды промышленностью на 0,5% в год по существующим мощностям, а также улучшением эффективности новых мощностей по сравнению с существующими на 30%. Рост обеспечен, главным образом, следующими отраслями: добыча и переработка газа, нефти, горнодобывающая промышленность, пищевая промышленность.

Оценка качества водных ресурсов

По причине загрязнения водных объектов качество воды является неудовлетворительным. В 2012 году только 13 из 88 водоемов по показателю загрязненности были классифицированы как "чистые". Кроме того, данные свидетельствуют о том, что со временем уровень загрязнения воды увеличивается (с 2006 года показатель загрязненности воды вырос для 8 крупных водоемов).

Поверхностные водные объекты республики интенсивно загрязняются предприятиями горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, сельским хозяйством, коммунальными службами. Загрязняющие отрасли ежегодно сбрасывают около 50% воды без очистки, что означает 1,5-2 км3 неочищенных стоков в год. Из-за отставания по доступности систем водоотведения в Казахстане всего 29% сточных вод населенных пунктов перед сбросом проходит вторичную очистку (в Великобритании 94%, Израиле и Сингапуре 100%). Загрязнению подвержены и подземные воды на участках расположения отходов производства и потребления.

Вместе с тем, качество воды рек зависит не только от организованных сбросов сточных вод, за которыми ведется постоянный контроль, но также в значительной мере от площадного смыва в водные источники различных отходов (отвалов вскрышных пород, золоотвалов) с территорий населенных пунктов, химикатов, смываемых с полей.

Несбалансированность между антропогенной нагрузкой на водные объекты и их способностью к восстановлению привела к тому, что экологическое неблагополучие стало характерно практически для всех крупных бассейнов рек и представляет реальную экологическую угрозу.

Предотвращение вредного воздействия вод

В обычные по климатическим условиям годы водные объекты не доставляют особых проблем жизни населения и экономике страны. В экстремальные или близкие к ним годы по условиям формирования водного стока даже полностью пересыхающие летом водотоки несут в себе угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций.

Наводнения, вызванные весенним или весенне-летним половодьем, отмечаются на реках практически во всех регионах Казахстана. Вероятность возникновения таких ситуаций наступает на реках Южного Казахстана в феврале-июне, Юго-Восточного и Восточного Казахстана на горных реках - в марте-июле, на равнинных реках - в марте-июне.

Чрезвычайные ситуации, связанные с вредным воздействием вод, могут возникать в результате ухудшения технического состояния водоподпорных и водорегулирующих гидротехнических сооружений (авария на водохранилище Кызылагаш в 2010 году).

В Казахстане насчитываются 643 гидротехнических сооружений, имеющих различную ведомственную принадлежность и форму собственности.

На водохозяйственных объектах в связи с продолжительной эксплуатацией и недостаточными объемами производимых ремонтно-восстановительных работ происходит разрушение основных конструкций сооружений, заиление водохранилищ и создается высокая вероятность чрезвычайных ситуаций техногенного характера, особенно при прохождении весенних половодий и паводков.

Маловодный цикл водообеспеченности также наносит значительный ущерб экономике страны, особенно сельскому хозяйству.

В последние годы для предотвращения чрезвычайных ситуаций, связанных с вредным воздействием вод, реализованы крупные водохозяйственные проекты, такие как строительство Коксарайского контррегулятора на реке Сырдарья, регулирование русла реки Сырдарья и северной части Аральского моря (I фаза).

Анализ действующей государственной политики в водной сфере

В Казахстане созданы основы развития водной отрасли в условиях рыночных отношений с разделением управленческих и хозяйственных функций. Внедрен бассейновый принцип управления водными ресурсами.

В целях создания законодательной базы развития водной сферы, рационального и комплексного изучения и использования недр, в том числе ресурсов подземных вод приняты Водный кодекс Республики Казахстан, Закон "О недрах и недропользовании", а также соответствующие подзаконные акты.

В области управления и регулирования

В области управления водными ресурсами отмечается:

Отсутствие необходимой координации между различными функциями заинтересованных государственных органов, а также прозрачности в системе соблюдения нормативных требований со стороны организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов инфраструктуры, коммунальных служб, промышленных предприятий, водопользователей, достаточной системы мониторинга и контроля.

Фрагментированная собственность на объекты водохозяйственной инфраструктуры и нечеткая схема принятия решений в отношении инвестиций приводит к отсутствию системного и комплексного подхода с учетом интересов всех отраслей при планировании и проектировании мероприятий в водной сфере.

Недостаточная инвентаризация объектов инфраструктуры на всех уровнях приводят к отсутствию должного обоснования принятия решений в области планирования и инвестирования, а также ограниченному пониманию рисков в области водоснабжения и качества водных ресурсов, возникающих в связи с износом водохозяйственных объектов.

Недостаточная численность кадров, имеющих необходимые навыки и умения в области управления водными ресурсами, а также персонала в инспекционных службах.

В области тарифообразования

Отсутствие существенных мер по стимулированию водосбережения при текущих уровнях и структурах тарифов в сельском и коммунальном хозяйстве, промышленности является причиной низкой эффективности водопотребления. В настоящее время затраты на воду составляют менее 1 % стоимости основных сельскохозяйственных культур (0,9% для пшеницы, 0,1% для хлопка), что существенно меньше, чем в других странах (4-13% для пшеницы, 2-10% для хлопка в таких странах, как Индия, КНР, Австралия, ЮАР, США и Израиль). В абсолютном выражении текущий уровень тарифов на воду в сельском хозяйстве является одним из наиболее низких в мире, в 2-10 раз меньше, чем в таких странах, как Австралия, Великобритания, КНР, Греция, и в 20 раз меньше, чем в Израиле. Помимо того, что тариф на воду для конечного потребителя является крайне низким (средний тариф составляет 0,5 тенге/ м3 в сельском хозяйстве), он не стимулирует эффективное потребление водных ресурсов. Текущие тарифы предусматривают единообразную ставку в сравнении с тарифами, возрастающими по мере увеличения спроса, или зависящими от технологии орошения, и не предусматривают какого-либо экономического стимулирования эффективного водопотребления. Кроме того, некоторые тарифные субсидии представляют собой негативные стимулы, побуждающие к использованию неэффективных с точки зрения водосбережения технологий и сельскохозяйственных культур (например, 50% субсидий на орошение рисовых полей).

Уровень тарифов для промышленных потребителей варьирует в пределах 120-260 тенге за м3 и, таким образом, сравним с уровнем тарифов, применяемым в других странах. Используемый тарифный уровень покрывает полную стоимость обеспечения водой (капитальные расходы и операционные затраты). Помимо покрытия стоимости водоснабжения, промышленные потребители, как правило, вынуждены субсидировать коммунальных потребителей: в городе Семей тариф для промышленных потребителей покрывает 186% полной стоимости (включая операционные затраты и капитальные расходы, но не включая инвестиции на необходимую модернизацию), тогда как тарифы для коммунальных потребителей покрывают только 62% полной стоимости. Текущие тарифы для промышленных предприятий связаны лишь с уровнем водопотребления, что практически не создает стимулов для использования возвратного водопотребления и оборотного использования воды.

Тарифы для коммунальных потребителей достаточно низкие и обычно не полностью покрывают операционные затраты (например, в городе Семей покрытие операционных затрат составляет 78%). Средний уровень тарифов в Казахстане ниже, чем в других странах (средний тариф в Казахстане составляет 0,5 доллара США в сравнении со средним тарифом 1,2 доллара США в ряде таких стран, как Россия, Украина, КНР, Австралия). В настоящее время средняя сумма счета по оплате услуг хозяйственно-питьевого водоснабжения составляет всего 0,2% от среднего дохода домохозяйства по сравнению со средним показателем 0,8% в других странах (в России - 0,5%, Германии - 1,1%).

В результате низкого уровня тарифов вода воспринимается как бесплатный ресурс, и большинство потребителей не пытаются использовать воду экономно. Это приводит к низкой эффективности использования водных ресурсов конечными пользователями и непроизводительному расходу со стороны сельскохозяйственных потребителей и населения. В промышленном секторе текущие тарифы на водопотребление предусматривают лишь незначительные экономические стимулы для инвестирования средств в водосберегающие технологии.

Тарифы на услуги водоотведения также не обеспечивают достаточное стимулирование снижения степени загрязнения и очистки сточных вод. Тарифы на сточные воды для промышленности не зависят от качества воды и степени ее очистки. Несмотря на наличие в Казахстане детально разработанных методик, их применение затруднено отсутствием постоянного и повсеместного мониторинга качества воды и слабым механизмом возмещения ущерба. Нормативная база, регулирующая качество сточных вод, в Казахстане значительно отстает от других стран.

В сельском хозяйстве тарифы на сточные воды не применяются, вследствие чего отсутствуют какие-либо стимулы для поддержания дренажных систем.

Для формирования системы контроля потребления воды в национальном масштабе в целях осуществления планирования и управления необходимо повсеместное обеспечение приборами учета. На сегодня коммунальный сектор обеспечен ими только на 80% (от количества подключений), тем не менее, значительная их часть изношена (находится в эксплуатации более 10 лет), а их обслуживание и замена проводятся недостаточно часто.

Обеспечение индивидуальными приборами учета составляет менее 30%, что создает дополнительные препятствия для стимулирования водосбережения среди конечных потребителей с помощью тарифов.

В сельском хозяйстве текущий уровень обеспечения приборами учета составляет менее 60%, при этом большая часть технологий проведения измерений устарела, в результате чего более 30% общего объема водопотребления не измеряется. Помимо того, что учет водопотребления в сельском хозяйстве неполный, измерения часто осуществляются вручную, а данные хранятся на местном уровне. Это делает невозможной систему управления водным хозяйством в соответствии с принципом, по которому живут развитые страны: "потребляй и плати".

Трансграничное сотрудничество в контексте водной безопасности Республики Казахстан

В силу географического расположения Республики Казахстан стоки 7 из 8 речных бассейнов формируются в соседних государствах (КНР, страны Центральной Азии, Россия) и носят трансграничный характер.

Учитывая, что 44% водного фонда пополняется за счет внешних источников, вопрос трансграничного сотрудничества в контексте водной безопасности Республики Казахстан является весьма важным и требует стратегического и комплексного подхода.

В этой связи, наряду с решением внутренних вопросов управления водными ресурсами, важным является эффективное взаимодействие с КНР, Россией, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном в сфере использования, охраны и вододеления трансграничных рек, а также с организациями системы ООН и другими международными организациями и странами в области обмена опытом управления водными ресурсами, водосбережения и водного законодательства, привлечения и внедрения передовых технологий.

Положительной тенденцией является сотрудничество Казахстана по рекам Чу и Талас: Чу-Таласская комиссия, созданная в 2006 году, является примером функционирующего совместного органа в рамках двустороннего соглашения. Чу-Таласская комиссия стала модельным инструментом, с помощью которого страны, расположенные ниже по течению рек, могут принимать участие в управлении плотинами и иными гидротехническими сооружениями, расположенными на территории стран, находящихся выше по течению.

В качестве другого положительного примера трансграничного сотрудничества можно назвать подписанное между Правительством Республики Казахстан и Правительством Китайской Народной Республики двустороннее соглашение о защите качества вод трансграничных рек, подписанное в 2011 году.

Казахстан является стороной целого ряда международных соглашений с сопредельными государствами, а также международных конвенций. Реализация норм соглашений с сопредельными странами осуществляется в рамках межправительственных комиссий.

В отрасли водного хозяйства имеются следующие проблемы:

1. Неудовлетворительное техническое состояние водохранилищ, магистральных и распределительных каналов водохозяйственного и гидромелиоративного значения.

2. Несовершенство нормативных требований к водосбережению и контроля по использованию водных ресурсов.

3. Текущая стоимость услуги по подаче воды (тариф) не отвечает требованиям эффективного содержания, технического обслуживания и развития водохозяйственных систем.

4. Неудовлетворительное состояние учета воды и недостаточное стимулирование водосбережения.

5. Балансовая раздробленность ирригационной инфраструктуры в пределах одного орошаемого массива.

6. Нехватка водохранилищ для аккумулирования талых вод.

7. Тенденция роста материального ущерба от вредного воздействия вод вследствие паводков, наводнений, изменения берегов водных объектов, подтопления территорий подземными водами, заболачивания и засоления земель, водной эрозии, маловодья.

8. Слабая материально-техническая оснащенность предприятий по эксплуатации водохозяйственных сооружений государственной собственности.

9. Низкая эффективность повторного и оборотного водопотребления в промышленности.

3.8. Земельные ресурсы

Общая площадь сельскохозяйственных угодий Казахстана составляет 177,8 млн га, в том числе пастбища- 146,9 млн га, пашня и залежь - 26,7 млн га, сенокосы - 4,2 млн га (см. приложение 27 к настоящей Программе).

По итогам инвентаризации 2012 - 2014 годов было выявлено 7,4 млн га неиспользуемых земель, в том числе пашен - 0,9 млн га, залежей - 1,2 млн га, сенокосов - 0,08 млн га, пастбищ - 5,2 млн га, многолетних насаждений - 0,01 млн га.

Из неиспользуемых 7,4 млн га земель начато освоение прежними землепользователями 3,36 млн га, расторгнуты договоры аренды по 3,0 млн га, из которых вовлечено в сельхозоборот 1,7 млн га (см. приложение 28 к настоящей Программе).

Во всех регионах республики отмечаются устойчивая тенденция к ухудшению качества земель, снижение содержания гумуса, питательных веществ, видового состава растительности и ее продуктивности, что снижает потенциал сельскохозяйственного производства (см. приложение 29 к настоящей Программе).

Не в полной мере проводятся мероприятия по повышению плодородия пахотных угодий и обводнению пастбищ.

По итогам 2015 года почвы с низким содержанием гумуса (менее 4%) в структуре пашни на богаре составляли 14,6 млн га или 72,8% от площади обследованной пашни, со средним содержанием гумуса (4 - 6%) - 5,3 млн га или 25,9%, высоким (более 6%) - 0,3 млн га или 1,3%. В условиях орошаемого земледелия низкообеспеченными являются 0,8 млн га или 98,2% от площади обследованной пашни, среднеобеспеченными - 15,05 тыс. га или 1,8%.

Почвы с низким содержанием легкогидролизуемого азота занимали площадь 11,3 млн га или 55,8% от площади обследованной пашни богары, со средним — 4,4 млн га или 22,0%, с высоким - площадь 4,5 млн га или 22,2%. В условиях орошаемого земледелия низкообеспеченными являются 0,8 млн га или 89,5% от обследованной площади пашни, среднеобеспеченными - 0,03 млн га или 3,5% и высокообеспеченными - 0,06 млн га или 7,0%.

На низкообеспеченные подвижным фосфором почвы в структуре богары приходилось 9,3 млн га или 46,2%, на среднеобеспеченные - 7,9 млн га или 39,5% и на высокообеспеченные - 2,9 млн га или 14,3%. В условиях орошаемого земледелия почвы с низким содержанием подвижного фосфора занимали площадь 0,2 млн га или 26,2%, со средним - 443,2 тыс. га или 51,6% и с высоким - 190,7 тыс. га или 22,2% от обследованной площади пашни.

По обменному калию пахотные угодья в условиях богарного земледелия обеспечены следующим образом: низко обеспечены - 1,9 млн га или 9,4%, высокообеспечены - 16,4 млн га или 81,4% от обследованных пахотных угодий. В условиях орошаемого земледелия почвы с низким содержанием подвижного калия занимают площадь 0,1 млн га или 13,7%, средним - 0,3 млн га или 33,3% и высоким - 0,5 млн га или 53,0%.

Кроме того, сельскохозяйственная деятельность сопровождается значительными эмиссиями парниковых газов в атмосферу от животноводства, в основном, выбросами метана в процессе энтеральной ферментации животных, метана и углекислого газа при хранении и использовании навоза, углекислого газа на пастбищах от экскрементов выпасаемых животных. От растениеводства выбросами углекислого газа и азотистых соединений, связанных с внесением в почву минеральных и органических удобрений, поступлением в почву биологических остатков урожая, высвобождением азота от минерализации органического вещества в почве, выбросами метана от производства риса.

К примеру, на пашне, остающейся постоянно в севообороте, запасы почвенного углерода в горизонте почвы 0-30 см на 2015 год уменьшились в среднем на 17% к 1990 году, в связи с чем увеличение масштабов сельскохозяйственного производства без модернизации технологий и соответствующего управления будет сопровождаться усилением потоков углекислого газа и закиси азота из почвы пахотных и пастбищных земель.

Доброкачественными материалами почвенных и геоботанических обследований, отражающих качественное состояние сельскохозяйственных угодий, обеспечено всего 27,8 млн га, что составляет 14,8% от общей потребности.

Вместе с тем, информация о качественном состоянии земель сельскохозяйственного назначения является основой для их рационального и эффективного использования.

Кроме того, качество сельскохозяйственных угодий напрямую влияет на их кадастровую (оценочную) стоимость, которая определяется на основании базовых ставок плату за землю с применением поправочных коэффициентов. Ввиду отсутствия доброкачественных материалов почвенных и геоботанических обследований коэффициенты применяются по материалам, изготовленным до 1990 года.

Результаты вышеуказанных обследований наряду с другими видами изысканий, землеустроительных и земельно-кадастровых работ обеспечивают формирование сведений государственного земельного кадастра (далее - ГЗК) РК.

Ведение ГЗК осуществляется некоммерческим акционерным обществом (далее - НАО) "Государственная корпорация "Правительство для граждан" Министерства информации и коммуникаций РК. Финансирование и организация работ по ведению ГЗК осуществляются Комитетом по управлению земельными ресурсами МСХ РК.

Указом Главы государства от 18 августа 2016 года №308 "О внесении изменений в Указ Президента РК от 6 мая 2016 года №248 "О введении моратория на применение отдельных норм земельного законодательства" действующий мораторий продлен до 31 декабря 2021 года.

Данное решение было принято по предложению Комиссии по земельной реформе, созданной распоряжением Премьер-Министра РК, и обосновано необходимостью получения достоверной информации о количественном и качественном состоянии земель сельскохозяйственного назначения.

С этой целью на период действия моратория необходимо проведение анализа земельного фонда республики.

Для получения достоверной информации о качестве сельскохозяйственных угодий необходимо проведение крупномасштабных почвенных и геоботанических обследований и бонитировки почв на площади не менее 66 млн га.

Почвенные и геоботанические карты по итогам проведенных изысканий хранятся на бумажных носителях, что существенно затрудняет их использование для оказания услуг по представлению соответствующей информации населению и заинтересованным государственным органам.

В этой связи существует необходимость перевода имеющихся и изготовления новых материалов почвенных и геоботанических изысканий в электронный формат для возможности внесения изменений в течение всего периода их эксплуатации, проведения анализов, отслеживания динамики изменений параметров почвенного и растительного покрова с формированием необходимых справок, таблиц, диаграмм и т.д.

Вместе с тем, ежегодный объем финансирования из РБ на проведение вышеуказанных мероприятий не удовлетворяет существующую потребность в получении актуальной информации о качественном состоянии сельскохозяйственных угодий и требует увеличения.

В сфере земельных отношений имеются следующие проблемы:

1. Ухудшение качества земель и их продуктивности.

2. Малый объем доброкачественных материалов по почвенному и геоботаническому обследованию сельскохозяйственных угодий, бонитировке почв.

3. Отсутствие актуальных данных для определения кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения.

4. Низкий уровень освоения отгонных пастбищ в виду их недостаточной обводненности.

6. Выбросы углекислого газа от сельского хозяйства.

3.9. Финансовые меры государственной поддержки

Инструмент инвестиционного субсидирования направлен на частичную компенсацию (от 20% до 80%) инвестиционных затрат на строительно-монтажные работы, технику и оборудование по 19 направлениям (48 паспортов). Всего с начала реализации (2014 - 2015 годы) данной меры государственной поддержки были просубсидированы 2 729 субъектов АПК на общую сумму субсидий - 19,1 млрд тенге, сумма привлеченных инвестиций составила 67,8 млрд тенге.

Основная доля привлеченных инвестиций за счет инвестиционных субсидий приходится на отрасль животноводства 55% (37,6 млрд тенге), на растениеводство - 35% (23,2 млрд тенге), на переработку животноводческой и растениеводческой продукции 10% (7 млрд тенге).

По итогам двух лет реализации данной меры государственной поддержки недофинансирование составило 35,4 млрд тенге.

По инструменту субсидирования ставок вознаграждения по кредитам субъектов АПК, лизингу сельскохозяйственной техники и животных, технологического оборудования удешевляется процентная ставка по кредитным/лизинговым договорам: для пополнения оборотных средств, приобретения основных средств и др. в национальной валюте - на 7%, в иностранной валюте - на 5%; для приобретения сельскохозяйственной техники и оборудования в отрасли животноводства и кормопроизводства, снижение ставки вознаграждения в национальной валюте - на 10% годовых и в иностранной валюте - на 7%.

За 2014 - 2015 годы субсидирование процентной ставки осуществляется по обязательствам 4 601 субъекта АПК на общую сумму основного долга 243,2 млрд тенге, в том числе по приобретенным субъектами АПК 12 254 единицам сельскохозяйственной техники.

По видам деятельности основная доля участников приходится на растениеводческую отрасль 48,8%, переработку животноводческой и растениеводческой продукции 29,8%, животноводство 7,8% и прочие виды деятельности 13,4%.

В целях снижения кредитной нагрузки субъектов АПК и рисков их банкротства с 2013 года реализуются меры финансового оздоровления обязательств субъектов АПК. Условиями финансового оздоровления предусматриваются продление сроков кредитования до 9 лет, снижение ставки вознаграждения до 14%, из которых 7% субсидируется из государственного бюджета, а также списание финансовыми институтами штрафов и пени.

За 2013 - 2015 годы при реализации финансового оздоровления субъектов АПК одобрены заявки 404 субъектов АПК на общую сумму задолженности 520 млрд тенге. С 2016 года прием новых заявок для участия в программе финансового оздоровления не осуществляется.

На субсидирование процентной ставки в рамках финансового оздоровления субъектов АПК в 2013 - 2014 годы было выделено 7,2 млрд тенге. В 2015 году - 18,9 млрд тенге, в т.ч. 5,8 млрд тенге средства Национального фонда РК, которые были полностью освоены. На 2016 год в РБ предусмотрены средства в размере 24,7 млрд тенге. Ежегодно для субсидирования ставок вознаграждения требуется порядка 20 млрд тенге, что составит 164,3 млрд тенге до 2024 года.

Диаграмма 17. Динамика общеотраслевых субсидий в 2013-2016 годы, млн тенге

Рисунок 17 к Указу РК от 14.02.2017 №420

По видам деятельности основная доля суммы оздоравливаемой задолженности приходится на растениеводческую отрасль 73%, животноводство 2%, переработку сельскохозяйственной продукции 3% и прочие виды деятельности 22%.

От общей суммы одобренной к оздоровлению задолженности 72% или 376,4 млрд тенге приходятся на займы крупных агрохолдингов.

В рамках субсидирования страхования и гарантирования займов субъектов АПК субсидируется тарифная ставка страховой компании или гаранта. В 2015 году под страховое обеспечение прокредитованы 3 СХТП, общая сумма привлеченного кредита составила 7,9 млрд тенге.

Субсидирование суммы налога на добавленную стоимость (далее - НДС) заготовительным организациям начато в 2016 году с целью удешевления продукции заготовительных организации в размере исчисленного НДС. Выплаты произведены на сумму 140 млн тенге 15 заготовительным организациям.

По данным Национального Банка РК, объем выданных кредитов как по отраслям экономики РК, так и в сельском хозяйстве ежегодно растет. При этом доля кредитов в сфере АПК в 2015 году составила 8%, что на 54% ниже показателя 2011 года.

В 2015 году сумма кредитов, выданных субъектам АПК, составила 603,5 млрд тенге, что на 61% меньше, чем в 2014 году.

Диаграмма 18. Сумма выданных кредитов

Рисунок 18 к Указу РК от 14.02.2017 №420

По состоянию на 1 января 2016 года совокупный кредитный портфель банков второго уровня (далее - БВУ) и акционерного общества "Национальный управляющий холдинг "КазАгро" (далее - АО "НУХ "КазАгро") в сельском хозяйстве составил 1 448,0 млрд тенге, из них 66% приходятся на БВУ и 34% на группу компаний АО "НУХ "КазАгро".

Сумма просроченной задолженности субъектов АПК перед БВУ по состоянию на август 2016 года составляет 48,7 млрд тенге, что на 44,6% меньше по сравнению с аналогичной датой 2014 года.

Диаграмма 19. Сумма просроченной задолженности субъектов АПК перед БВУ

Рисунок 19 к Указу РК от 14.02.2017 №420

** - Резкое снижение суммы просроченной задолженности в 2015 году связано с эффектом от реализации программы финансового оздоровления субъектов АПК

БВУ преимущественно кредитуют крупные устойчивые хозяйства для пополнения оборотных средств на обеспечение краткосрочного производственного процесса. При этом доля сельского хозяйства в структуре банковского кредитования неуклонно сокращается. Так, если в 2012 году она составляла 6,2%, в 2015 году - 1,9%.

На рынке кредитования сельского хозяйства доминируют финансовые институты АО "НУХ "КазАгро", предоставляющие услуги кредитования и лизинга по ставкам вознаграждения значительно ниже рыночных. В результате, долгосрочные инвестиции в сельское хозяйство стали в основном зависеть от государственного финансирования.

За 2011 - 2015 годы через финансовые организации, входящие в состав АО "НУХ "КазАгро", из средств РБ было выделено 410,5 млрд тенге, из них 318 млрд тенге в виде краткосрочных бюджетных кредитов, 92,5 млрд тенге направлены на пополнение уставных капиталов компаний.

АО "НУХ "КазАгро" ориентировано на инвестиционную поддержку малого и среднего бизнеса. Через АО "КазАгроФинанс" ежегодно приобретается более 60% техники в стране. Участие БВУ и других частных финансовых организаций в финансировании малого и среднего бизнеса (далее - МСБ) в аграрном секторе незначительно.

Действующая система страхования состоит из обязательного и добровольного страхования.

Правовой основой обязательного страхования является Закон РК "Об обязательном страховании в растениеводстве" (далее - Закон), который обязывает страховать зерновые, масличные культуры, сахарную свеклу и хлопок.

Диаграмма 20. Динамика роста количества страховых компаний и обществ взаимного страхования (ОВС)

Рисунок 20 к Указу РК от 14.02.2017 №420

В настоящее время на данном рынке работают только две страховые компании, количество обществ взаимного страхования (далее - ОВС) на сегодня неизвестно, официально за компенсацией страховых выплат обращалось 14 ОВС. Значительная часть посевов только формально страхуются ОВС.

За время действия Закона (2006 - 2015 годы) было застраховано в среднем 5,4 млн га посевной площади в год, из них 558 тыс. га подвергались неблагоприятным природным явлениям (10%) (см. приложение 30 к настоящей Программе).

Добровольное страхование в сельском хозяйстве применяется во вмененной форме при предоставлении в лизинг техники и сельскохозяйственных животных. Вмененная форма применяется к лицензированным хлебоприемным предприятиям.

Гарантирование обязательств субъектов АПК перед финансовыми институтами осуществляется преимущественно социально-предпринимательскими корпорациями (далее - СПК) и БВУ.

БВУ и СПК за выпуск гарантий взимается комиссия в среднем от 1% до 7% от суммы гарантии.

Акционерное общество "Национальная компания "Продовольственная корпорация" (далее - АО "НК "Продкорпорация") под гарантию СПК за 2011 - 2016 годы было профинансировано 9 063 СХТП на общую сумму 85,8 млрд тенге.

В сфере финансовых мер государственной поддержки имеются следующие проблемы:

1. Низкая степень доступности кредитов и субсидий для большинства СХТП.

2. Отсутствие привязки субсидирования к конечному результату и специализации регионов.

3. Ориентированность инвестиционного субсидирования на крупные производства при недоступности для мелких СХТП и слабом контроле за исполнением целевых показателей.

4. Субсидирование ставок вознаграждения при кредитовании субъектов АПК, лизинге сельскохозяйственной техники и животных, технологического оборудования не стимулирует БВУ и лизинговые компании к снижению процентных ставок по кредитам и лизингу.

5. Риски повторного появления проблем неисполнения обязательств по займам и угроза банкротства, несмотря на финансовое оздоровление.

6. Отсутствие должного интереса страховых компаний и гарантов к механизму субсидирования страхования и гарантирования займов субъектов АПК из-за высоких кредитных рисков отрасли.

7. Несовершенство механизма субсидирования суммы НДС заготовительным организациям: субсидии выплачиваются по итогам года; субсидии учитываются в составе совокупного годового дохода, что снижает долю от реализации сельскохозяйственной продукции, являющейся основным условием выплаты субсидии

8. Нехватка ликвидного залогового обеспечения в сельской местности.

9. Зависимость СХТП от достаточности финансовых ресурсов в кредитующих организациях АО "НУХ "КазАгро".

10. Низкий уровень конкуренции на рынке финансовых услуг ввиду слабой представленности частных финансовых организаций в сельской местности при слабом институциональном развитии кредитных товариществ.

11. Отсутствие целевых долгосрочных займов на финансирование АПК в рамках программ сотрудничества Правительства РК и международных финансовых организаций.

12. Высокие природно-климатические, эпизоотические, фитосанитарные, карантинные, экономические риски отрасли.

13. Отсутствие источников долгосрочного фондирования у частных финансовых организаций.

14. Деятельность ОВС в отличие от деятельности страховых компаний не контролируется государственными регулирующими органами (МСХ РК и Национальный Банк РК).

15. Несовершенство законодательства позволяет ОВС выступать и в роли страховщика, и в роли страхователя, что искажает суть страхования.

16. ОВС в основной массе создаются местными исполнительными органами и общественными организациями, что превратило ОВС в дополнительное финансовое бремя для СХТП - фермеры платят премии, но не получают выплаты должным образом.

17. Большинство мелких хозяйств не соблюдают даже упрощенные агротехнологии, что значительно увеличивает степень рисков, и на риски неблагоприятных природных явлений накладываются риски бесхозяйственности, которые никак не могут покрываться страхованием.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Государственная программа развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы 1. Паспорт 2. Введение 3. Анализ текущей ситуации 3.1. Обеспеченность внутреннего рынка и экспорта продукцией АПК и сельскохозяйственная кооперация 3.2. Растениеводство 3.3. Животноводство 3.4. Аквакультура 3.5. Производство органической сельскохозяйственной продукции 3.6. Экспортный потенциал сельскохозяйственной продукции 3.7. Водное хозяйство 3.8. Земельные ресурсы 3.9. Финансовые меры государственной поддержки 3.10. Сопутствующие сферы деятельности АПК Техническая оснащенность. Сельхозмашиностроение 4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы 4.1. Вовлечение мелких и средних хозяйств в сельскохозяйственную кооперацию 4.2. Насыщение внутреннего рынка и развитие экспортного потенциала отечественной продукции 4.3. Эффективное использование финансовых мер государственной поддержки 4.4. Эффективное использование водных ресурсов 4.5 Создание условий для эффективного использования земельных ресурсов 4.6. Повышение обеспеченности сельхозтоваропроизводителей техникой и средствами химизации 4.7. Развитие торгово-логистической инфраструктуры 4.8. Научное-технологическое, кадровое и информационно-маркетинговое обеспечение АПК 5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры 5.1. Вовлечение мелких и средних хозяйств в сельскохозяйственную кооперацию 5.2. Оптимизация внутренней и внешней торговой политики в отношении продукции АПК 5.3. Совершенствование мер государственного регулирования АПК Растениеводство 5.4. Совершенствование управления водными ресурсами 5.5. Совершенствование земельных отношений 5.6. Совершенствование системы государственных услуг 5.7. Оптимизация систем контроля, надзора, разрешений и оценки соответствия 5.8. Обеспечение интеграции образования, науки и производства. Трансферт эффективных зарубежных технологий 6. Необходимые ресурсы, тыс. тенге Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Приложение 16 Приложение 17 Приложение 18 Приложение 19 Приложение 20 Приложение 21 Приложение 22 Приложение 23 Приложение 24 Приложение 25 Приложение 26 Приложение 27 Приложение 28 Приложение 29 Приложение 30 Приложение 31 Приложение 32 Приложение 33

Указ Президента Республики Казахстан от 14 февраля 2017 года №420
"Об утверждении Государственной программы развития агропромышленного комплекса Республики Казахстан на 2017-2021 годы и внесении изменения и дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года №957 "Об утверждении Перечня государственных программ"

О документе

Номер документа:420
Дата принятия: 14/02/2017
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:14/02/2017
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Собрание актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан 2017 год, №4, статья 20. Подписано в печать 4 апреля 2017 года.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 7 настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания - с 14 февраля 2017 года.