Утратил силу

Документ утратил силу с 9 декабря 2016 года в соответствии с Приказом Министерства финансов Республики Молдова от 8 ноября 2016 года №140

Утверждено Министерством Республики Молдова от 1 ноября 1999 года №05/1-2-07/586

ПОЛОЖЕНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Настоящее положение разработано на основании Налогового кодекса, Раздел III "Налог на добавленную стоимость" N1415-XIII от 17 декабря 1997 года, с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом N112-ХIV от 29.07.98 г., и Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденного Приказом Министерства финансов N174 от 25 декабря 1997 года. Положение устанавливает порядок исчисления, уплаты и отражения налога на добавленную стоимость в финансовом учете.

ГЛАВА I. Понятие налога на добавленную стоимость (НДС)

1. Налог на потребление товаров и услуг

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части стоимости поставленных товаров, оказанных услуг, подлежащих налогообложению на территории Республики Молдова, а также части стоимости облагаемых товаров, услуг, импортируемых в Республику Молдова. НДС - это налог на потребление, который уплачивается по широкому спектру товаров и услуг, за исключением тех, которые в соответствии со статьей 103 Налогового кодекса освобождены от налогообложения.

Налог может уплачиваться на каждом из этапов обращения товара до его конечного потребления. Аналогичный порядок установлен и при оказании услуг, если более чем один субъект налогообложения участвует в оказании услуг последнему потребителю.

2. Налог на импортируемые товары, товарно-материальные ценности

Импортируемые товары, товарно-материальные ценности могут быть предназначены для непосредственного потребления в стране потребителем, включая их использование в процессе производства, который приводит (или не приводит) к дальнейшей реализации. НДС взимается при импорте, так как является потребительским налогом, и подлежит зачету, если товары, товарно-материальные ценности импортируются субъектами налогообложения для предпринимательских целей. НДС на импортируемые товары, товарно-материальные ценности подлежит уплате в момент прохождения таможенных процедур, при этом стоимостью, от которой расcчитывается и уплачивается налог, является стоимость товаров и товарно-материальных ценностей, включая все сопутствующие затраты по доставке данных товаров и товарно-материальных ценностей, налоги, пошлины и сборы, которые подлежат уплате при импорте. Фактическая стоимость устанавливается на основе счет-фактуры поставщика, другой коммерческой документации, такой как контракты, товарно-транспортные накладные, брошюры цен или в соответствии с другим порядком, установленным законодательством. Сопутствующие затраты включают затраты, связанные с доставкой товаров, товарно-материальных ценностей, страхованием, а также любые другие сборы, подлежащие уплате при приобретении товаров и товарно-материальных ценностей.

3. Налог на экспортируемые товары и услуги

Экспорт товаров и услуг и все виды международных пассажирских и грузовых перевозок осуществляется по нулевой ставке НДС с возмещением налога, подлежащего уплате на приобретаемые товары, товарно-материальные ценности и услуги, используемые в предпринимательских целях.

4. Ставки налога на добавленную стоимость

В разделе III Налогового кодекса предусмотрены две ставки:

а) стандартная ставка, применяемая ко всем облагаемым поставкам товаров и услуг (стандартная ставка установлена в размере 20% и изменяется по решению Парламента);

b) нулевая ставка, применяемая ко всем экспортируемым товарам и услугам, другим товарам и услугам в соответствии со статьей 104 Налогового кодекса.

5. Субъекты налогообложения

Юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность и зарегистрированные как субъекты налогообложения в соответствии с положениями статьи 112 Налогового кодекса, обязаны уплачивать НДС в бюджет за каждый налоговый период, согласно данным декларации по НДС, которую данные субъекты налогообложения обязаны представлять в территориальные Государственные налоговые инспекции.

Юридические и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязанные уведомить территориальные Государственные налоговые инспекции о необходимости зарегистрироваться в качестве плательщика НДС, но не выполнившие данное требование, также подлежат налогообложению. Если такие лица осуществляют поставки товаров и услуг, не освобожденных от НДС, стоимость которых превышает допустимый предел, установленный в статье 112 Налогового кодекса, то данные поставки являются облагаемыми и территориальные Государственные налоговые инспекции должны потребовать уплатить причитающийся налог.

Юридические и физические лица, импортирующие услуги (статья 93 пункт 8 Налогового кодекса), должны рассматривать данные поставки так, как если бы они осуществили их сами. Если стоимость данных поставок (услуг) или их стоимость при добавлении к стоимости облагаемых поставок товаров и услуг, осуществленных на территории Республики Молдова в течение определенного периода времени, превышает предел, установленный в статье 112 Налогового кодекса, то данный хозяйствующий субъект будет обязан зарегистрироваться как субъект налогообложения НДС.

Юридические и физические лица, импортирующие товары в Республику Молдова, являются субъектами налогообложения и уплачивают налог при импорте, за исключением физических лиц, импортирующих товары для личного пользования или потребления, в пределах ограничений, установленных в законе о бюджете на соответствующий год.

6. Объекты налогообложения

Объекты налогообложения определены в статье 95 Налогового кодекса. Ими являются все товары и услуги, за исключением освобожденных согласно статье 103 Налогового кодекса, поставляемые субъектом налогообложения в целях осуществления им предпринимательской деятельности в Республике Молдова, все импортируемые в Республику Молдова товары и услуги (не освобожденные согласно Налоговому кодексу), за исключением случаев, когда физическое лицо импортирует товары в Республику Молдова для личных целей, и если их стоимость не превышает лимит, установленный в законе о бюджете на соответствующий год.

Физическое лицо, импортирующее товары для личных целей, стоимость которых превышает предел, установленный в законе о бюджете на соответствующий год, обязано уплачивать НДС при прохождении таможенных процедур. НДС уплачивается по действующей ставке на стоимость товаров, которая превышает установленный предел. Стоимость импортируемых товаров должна включать акциз, таможенные пошлины, сборы, подлежащие уплате при импорте.

7. Самостоятельное определение налога

Каждое юридическое или физическое лицо, зарегистрированное как плательщик НДС, обязано самостоятельно определять сумму своего налогового обязательства или в тех случаях, когда это разрешено разделом III Налогового кодекса, требовать возмещения налога.

Субъекты налогообложения, юридические и физические лица, зарегистрированные или подлежащие регистрации как плательщики НДС, в соответствии с положениями статьи 112 Налогового кодекса обязаны заполнять декларации по НДС за каждый налоговый период, предоставляя полную и точную информацию о своих налоговых обязательствах. Декларации представляются в сроки, установленные в соответствии с положениями статьи 115 Налогового кодекса.

Для определения налога необходимо вести надлежащий учет всех операций, связанных с налогообложением, согласно статье 118 Налогового кодекса. Территориальная Государственная налоговая инспекция не обязана рассчитывать налоговые обязательства за субъектов налогообложения, однако она уполномочена контролировать правильность определения суммы подлежащего уплате налога и представлениe деклараций по НДС в установленный срок.

Если субъект налогообложения не ведет надлежащий учет своих проведенных операций, что приводит к включению неправильной и неполной информации в декларации, то к данному субъекту могут быть применены санкции. Юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве субъектов налогообложения, обязаны вести такой учет, который позволял бы им впоследствии точно рассчитать сумму налога на приобретаемые товары, товарно-материальные ценности и услуги, подлежащего зачету, а также налога, подлежащего уплате по осуществляемым ими поставкам товаров и услуг.

8. Примеры по применению налога на добавленную стоимость

Пример 1.

Предприятие А приобретает необработанную шерсть у местного производителя шерсти, из которой производит и в дальнейшем красит шерстяную нить. Если в течение определенного периода ковровой фабрике предприятие А реализует нить на сумму 100000 леев, то ковровая фабрика оплатит предприятию А - производителю нити НДС в размере 20000 леев (20% от 100000). В счете-фактуре НДС, которую выписывает предприятие А, должна быть указана сумма (100000 @ 20000 НДС), итого 120000 леев. Если предположить, что в течение того же периода времени предприятие А, производящее и красящее шерстяную нить, приобрело на 25 000 леев необработанную шерсть (сырье) и другие материалы и услуги (топливо, электричество, запчасти, бухгалтерские услуги), то данное предприятие А должно будет уплатить НДС в сумме 5000 леев (25000х20%) в отношении данных поставок предприятиям поставщикам. Общей стоимостью, указанной в счете-фактуре, подлежащей уплате предприятием А, будет сумма 30000 леев (25000 @ 5000).

В декларации НДС за данный период предприятие А, производящее шерстяную нить, должно будет указать стоимость произведенных и поставленных товаров в размере 100000 леев и стоимость приобретаемых товарно-материальных ценностей, подлежащих налогообложению, в размере 25000 леев, а также сумму НДС , уплаченную поставщикам в размере 5000 леев и сумму НДС, полученную при поставке товаров, в размере 20000 леев. Сумма налога на произведенные и поставленные товары, подлежащего уплате в бюджет, составляет 15000 леев (20000 - 5000). Добавленная стоимость предприятия А, производящего шерстяную нить, за данный период составляет 75000 леев (100 000 - 25 000).

Пример 2.

Ковровая фабрика в течение того же периода времени приобрела крашеную шерстяную нить на сумму 100000 леев, и 20000 леев она заплатила в виде НДС предприятию А, производящему нить. Предположим, что производитель (ковровая фабрика) большую часть материала поместил на склад, а из остатка производит и продает ковры в розницу на общую сумму 50000 леев в том же периоде. Ковровая фабрика обязана взыскать с каждого предприятия розничной торговли по 20% НДС на сумму поставленных им товаров, что в сумме должно составить 10000 леев (50000х20%). В этот же период ковровая фабрика-производитель могла приобрести другие налогооблагаемые товары и услуги (энергию, ремонт оборудования, офисную мебель) на общую стоимость 10000 леев, при этом уплатив 2000 леев в виде НДС поставщикам таких товаров и услуг.

В декларации по НДС за данный период ковровая фабрика-производитель должна указать стоимость приобретенных материальных ценностей на сумму 110000 леев (100000 @ 10000) и сумму произведенных и поставленных товаров на сумму 50000 леев. Задекларированный налог на поставленные товары составит 10000 леев (20% от 50000), и налог на приобретенные товары, товарно-материальные ценности зачитывается на сумму 22000 леев (20000 в счет приобретенной шерсти и 2000 в счет других приобретенных товаров, товарно-материальных ценностей). За данный период налог в бюджет не уплачивается, и ковровая фабрика должна будет перенести налоговый зачет в сумме 12000 леев (22000 налога на приобретаемые материальные ценности за минусом 10000 налога на произведенные и поставленные товары) на следующий налоговый период.

Пример 3.

Предприятие розничной торговли в течение определенного периода времени приобрело у ковровой фабрики-производителя ковровые изделия на общую сумму 5000 леев и оплатило ковровой фабрике НДС в размере 1000 леев. Предприятие розничной торговли также приобрело тюль на общую сумму, не включая НДС, 2500 леев и отремонтировало витрину в своем магазине на сумму 500 леев, не включая НДС. Таким образом, по этим поставкам предприятие розничной торговли должно будет оплатить своим поставщикам НДС на общую сумму 600 леев (2500x20% @ 500x20%). При определении цен на ковровые изделия предприятие розничной торговли должно учесть, что в данные цены должен быть включен НДС (20% от стоимости товара без НДС), при этом НДС не будет являться частью его дохода от ведения бизнеса. Предположим, что предприятие розничной торговли реализует населению хозяйственные товары (ковры), и его товарооборот, включая НДС, за тот же период составил 18000 леев. Предприятие розничной торговли не выдает счет-фактур НДС своим покупателям (в случае отсутствия обращения об этом), однако обязано вести ежедневный учет для определения общего объема продаж за соответствующий период и рассчитать подлежащий уплате налог. В данном примере НДС, подлежащий уплате, составляет 3000 леев (в тех случаях, когда НДС не выделяется в платежных документах, его величина определяется рассчетным путем как произведение стоимости товаров и услуг на расчетную величину, равную 16,67).

В декларации по НДС за соответствующий налоговый период предприятие розничной торговли указывает стоимость приобретенных материальных ценностей - 8000 леев (5000 @ 2500 @ 500), а также стоимость поставленных товаров - 15000 (18000-3000). Таким образом, налог на поставленные товары составит 3000 леев, а налог на приобретенные материальные ценности, подлежащий зачету, составит 1600 леев (1000 - на ковровые изделия, 500 - на тюль для занавесей и 100на ремонт витрин). Налог, подлежащий уплате предприятием розничной торговли в бюджет, составит 1400 леев (3000-1600). Стоимость, добавленная розничным предприятием, составит 7000 леев (15000-8000).

Импорт

Пример 4.

Если бы предприятие в первом примере импортировало необработанную шерсть, то оно должно было уплатить НДС 20% при импорте шерсти. Если согласно счет-фактуре НДС стоимость шерсти, доставленной компанией-поставщиком в Австралийский порт, в долларовом эквиваленте составила 50000 леев, при этом стоимость погрузки и страхования груза до момента его получения предприятием по производству крашеной шерстяной нити в Республике Молдова (до терминала на Дунае) составила 25000 леев, то стоимость импорта составит 75000 леев. НДС, подлежащий уплате на таможне, составит 15000 леев, однако, предположив, что предприятие по производству нити осуществляло облагаемую поставку своей продукции в Республике Молдова, ему необходимо будет включить данную сумму в декларацию по НДС как зачет налога на приобретенные товарно-материальные ценности (для зачета в счет налога, подлежащего уплате при реализации).

Пример 5.

Если физическое лицо импортирует компьютер из Германии, то уплата им НДС зависит от ряда обстоятельств. Если данный компьютер предназначен для осуществления предпринимательской деятельности в Республике Молдова, то НДС уплачивается независимо от стоимости компьютера. Объектом налогообложения будет цена, уплаченная за данный товар (указанная в подтверждающих документах или установленная другим методом, предусмотренным законодательством), плюс затраты на погрузку, таможенные пошлины, другие сборы, подлежащие уплате.

Экспорт

Пример 6.

Если производитель в примере 2 кроме поставок по реализации ковров в республике осуществил экспорт ковров в Румынию на общую стоимость 75000 леев, то сумма возникшего превышения НДС, уплаченная по приобретениям над полученной от реализации, возможная к возмещению по экспорту составит 12000 леев. Данная сумма не превышает предел, определенный применением стандартной ставки налога к общей сумме стоимости экспортируемых поставок за соответствующий налоговый период (статья 101(3) Налогового кодекса) - 15000 леев (75000х20%), и может быть затребована плательщиком к возмещению (согласно условиям и требованиям Положения о возмещении сумм налога на добавленную стоимость, утвержденного Министерством финансов).

ГЛАВА II. Облагаемые поставки

9. Поставка товаров

В соответствии с разделом III Налогового кодекса, "поставка товаров" означает передачу права собственности на товары посредством реализации, обмена, передачи без оплаты, с частичной оплатой, выплату заработной платы в натуральном выражении, другие платежи. Поставки становятся облагаемыми, когда они, не являясь освобожденными от НДС, осуществляются посредством или в процессе предпринимательской деятельности юридическими или физическими лицами, зарегистрированными или подлежащими регистрации в соответствии со статьей 112 Налогового кодекса. Понятие поставок товаров дано в статьях 93 (3), (5) и 105 Налогового кодекса. Поставка товаров - это передача товаров в собственность от одного хозяйствующего субъекта другому. Если регистрация субъекта налогообложения как плательщика НДС аннулируется по тем или иным причинам, то в соответствии с Налоговым кодексом данный субъект, в собственности которого находятся товары, должен на дату аннулирования регистрации по оставшимся товарам уплатить налог, за исключением тех товаров, которые освобождены от уплаты налога. Не является облагаемой поставкой передача права на осуществление предпринимательской деятельности в соответствии со статьей 107 Налогового кодекса.

Облагаемой поставкой товаров считается поставка товаров, осуществленная субъектом налогообложения:

- за денежные средства

- в обмен на другие товары, услуги (независимо от того, является ли денежная оплата частью всей оплаты или нет), или

- вместо определенных обязательств, таких как выплата заработной платы или других. Если субъект налогообложения присваивает товары, услуги, приобретенные им для использования в предпринимательской деятельности, для личных или некоммерческих целей, то такая поставка считается также поставкой товаров, услуг. Поставкой является передача субъектом налогообложения права собственности на товары и товарно-материальные ценности, приобретенные и используемые в качестве залога или как средство обеспечения займа, или другого обязательства.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ПОЛОЖЕНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ГЛАВА I. Понятие налога на добавленную стоимость (НДС) 1. Налог на потребление товаров и услуг 2. Налог на импортируемые товары, товарно-материальные ценности 3. Налог на экспортируемые товары и услуги 4. Ставки налога на добавленную стоимость 5. Субъекты налогообложения 6. Объекты налогообложения 7. Самостоятельное определение налога 8. Примеры по применению налога на добавленную стоимость ГЛАВА II. Облагаемые поставки 9. Поставка товаров 10. Поставка услуг 11. Облагаемая стоимость облагаемой поставки 12. Поставки, осуществляемые в предпринимательских целях 13. Другие виды поставок 14. Сроки налогового обязательства 15. Примеры по применению налога на добавленную стоимость ГЛАВА III. Регистрация субъектов налогообложения 16. Регистрационный предел. Регистрация субъектов налогообложения 17. Заявление на регистрацию 18. Порядок регистрации 19. Выдача деклараций по налогу на добавленную стоимость 20. Примеры по применению налога на добавленную стоимость ГЛАВА IV. Поставляемые товары, товарно-материальные ценности и услуги, приобретаемые товары, товарно-материальные ценности и услуги 21. Поставляемые товары, товарно-материальные ценности и услуги 22. Приобретаемые товары, товарно-материальные ценности и услуги 23. Зачет налога на приобретаемые товары, товарно-материальные ценности и услуги 24. Возмещение налога на приобретаемые товары, товарно-материальные ценности и услуги 25. Примеры по применению налога на добавленную стоимость ГЛАВА V. Обязательства по уплате налога на добавленную стоимость 26. Налогооблагаемые поставки 27. Поставки, освобожденные от налога на добавленную стоимость ГЛАВА VI. Налоговый период налога на добавленную стоимость и сроки подачи декларации по налогу на добавленную стоимость 28. Налоговый период по налогу на добавленную стоимость 29. Декларация по налогу на добавленную стоимость и сроки ее подачи ГЛАВА VII. Уплата налога на добавленную стоимость 30. Уплата налога на добавленную стоимость в бюджет ГЛАВА VIII. Импорт 31. Импорт товаров 32. Импорт услуг 33. Временный импорт товаров, транзитные товары ГЛАВА IX. Экспорт ГЛАВА X. Аннулирование регистрации 35. Прекращение предпринимательской деятельности 36. Снижение объема облагаемых поставок товаров и услуг 37. Передача права на осуществление предпринимательской деятельности Глава XI. Порядок заполнения и учета счетов-фактур налога на добавленную стоимость и Регистров учета 38. Порядок заполнения и учета счетов-фактур налога на добавленную стоимость 39. Ведение Регистра продаж 40. Ведение Регистра покупок ГЛАВА XII. Ответственность за нарушение налогового законодательства субъектов налогообложенияплательщиков налога на добавленную стоимость 41.Ответственность за нарушение налогового законодательства субъектов налогообложения-плательщиков налога на добавленную стоимость 42. Обязанности и права налоговых и таможенных органов при администрировании налога на добавленную стоимость ГЛАВА XIII. Порядок отражения налога на добавленную стоимость в финансовом учете 43. Учет налога на добавленную стоимость на приобретаемые и поставляемые товарно-материальные ценности, услуги 44. Импорт услуг 45. Поставки в счет оплаты труда 46. Поставки в счет оплаты доли в уставном капитале 47. Передача заложенных материальных ценностей 48. Безвозмездная поставка товаров, услуг 49. Передача активов в аренду 50. Операции по обмену товаров 51. Получение товаров, услуг без счета-фактуры налога на добавленную стоимость 52. Учет налога на добавленную стоимость при продаже продукции через собственные магазины 53. Учет налога на добавленную стоимость при поставках ценностей в упаковке для транспортировки (многократного использования) 54. Учет налога на добавленную стоимость при хищениях и недостачах 55. Учет налога на добавленную стоимость на сырье, переданное на переработку 56. Учет налога на добавленную стоимость при продажах с дисконтом и скидкой 57. Поставки со скидкой 58. Учет налога на добавленную стоимость при продажах с оплатой в рассрочку 59. Учет налога на добавленную стоимость до и после регистрации облагаемого субъекта в качестве плательщика налога на добавленную стоимость 60. Порядок перехода от кассового метода к методу начислений по учету налога на добавленную стоимость

Положение по применению налога на добавленную стоимость
Утверждено Министерством финансов Республики Молдова от 1 ноября 1999 года №05/1-2-07/586

О документе

Номер документа:05/1-2-07/586
Дата принятия: 01/11/1999
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:23/06/2000
Органы эмитенты: Государственные органы и организации
Утратил силу с:09/12/2016

Документ утратил силу с 9 декабря 2016 года в соответствии с Приказом Министерства финансов Республики Молдова от 8 ноября 2016 года №140

Опубликование документа

Monitorul Oficial №73-74 от 23 июня 2000 года