База данных

Дата обновления БД:

21.02.2020

Добавлено/обновлено документов:

29 / 333

Всего документов в БД:

98172

Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 4 марта 2016 года №180

Об утверждении Государственной программы "Культура Беларуси" на 2016-2020 годы

(В редакции Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2016 г. №990 (см. сроки вступления в силу), 12.12.2017 г. №950, 03.11.2018 г. №788, 20.11.2019 г. №776)

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Кодекса Республики Беларусь о культуре Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

(Преамбула изложена в новой редакции в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2016 г. №990)
(см. предыдущую редакцию)

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу "Культура Беларуси" на 2016-2020 годы (далее - Государственная программа).

2. Определить:

ответственным заказчиком Государственной программы Министерство культуры;

заказчиками Государственной программы Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство обороны, Министерство спорта и туризма, Министерство юстиции, Управление делами Президента Республики Беларусь, Уполномоченного по делам религий и национальностей, областные исполнительные комитеты, Минский городской исполнительный комитет.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2016 г. №990)
(см. предыдущую редакцию)

3. Заказчики Государственной программы:

в пределах своей компетенции осуществляют контроль за целевым и эффективным использованием средств, выделяемых на ее реализацию;

в порядке, установленном законодательством, ежегодно представляют ответственному заказчику Государственной программы отчет о ходе реализации Государственной программы.

4. Ответственный заказчик Государственной программы:

4.1. в порядке, установленном законодательством, ежегодно представляет отчет о результатах реализации Государственной программы;

4.2. в пределах своей компетенции и в целях реализации Государственной программы имеет право запрашивать необходимую информацию у заказчиков Государственной программы.

(В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2016 г. №990)
(см. предыдущую редакцию)

5. Министерству финансов ежегодно при формировании проектов республиканского бюджета на очередной финансовый год предусматривать в установленном порядке и с учетом возможностей республиканского бюджета денежные средства на финансирование Государственной программы.

6. Рекомендовать облисполкомам, Минскому горисполкому предусматривать в установленном порядке средства на финансирование мероприятий Государственной программы и принять иные меры по ее реализации.

7. Прызнаць страціўшай сілу пастанову Савета Міністраў Рэспублікі Беларусь ад 6 студзеня 2012 г. №17 "Аб зацвярджэнні Дзяржаўнай праграмы "Замкi Беларусi" на 2012-2018 гады" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., №10, 5/35092).

8. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2016 г.

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

 

Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2016 года №180

Государственная программа "Культура Беларуси" на 2016-2020 годы

Глава 1. Общие положения

Государственная программа "Культура Беларуси" на 2016-2020 годы (далее - Государственная программа) разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о культуре, законами Республики Беларусь от 25 ноября 2011 года "Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №136, 2/1875), от 16 июня 2014 года "Аб беларусах замежжа" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.06.2014, 2/2160), от 11 ноября 1992 года "О национальных меньшинствах в Республике Беларусь" (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь, 1992 г., №35, арт. 550; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., №4, 2/1010), Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. Государственная программа разработана с учетом приоритета социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы по обеспечению эффективной занятости и развитию человеческого потенциала ("Занятость") и Целей устойчивого развития, объявленных Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, в том числе по обеспечению открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов, содействию поступательному, всеохватному и устойчивому экономическому росту, полной и производительной занятости и достойной работе для всех.

(В главу 1 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2016 г. №990, 03.11.2018 г. №788)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 2. Цели и сводные целевые показатели Государственной программы

Цели Государственной программы:

сохранение исторической памяти белорусского народа, его национально-культурной самобытности и традиций;

активное вовлечение граждан Беларуси в культурную жизнь страны, реализация творческого потенциала нации;

обеспечение качественного формирования, сохранности и использования документов Национального архивного фонда Республики Беларусь как части информационного ресурса страны;

содействие сохранению национально-культурной идентичности белорусской диаспоры.

Сводные целевые показатели Государственной программы:

доля отреставрированных и имеющих соответствующее функциональное использование памятников архитектуры, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (30 процентов, в 2015 году - 15 процентов);

прирост количества посещений организаций культуры (увеличение на 5 процентов по отношению к уровню 2015 года);

доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования государственных организаций культуры (26 процентов к 2020 году);

количество архивных документов, принятых на постоянное хранение в государственные архивные учреждения (не менее 80 тысяч единиц хранения в год);

прирост количества мероприятий социально-культурной и экономической направленности, проводимых с участием представителей белорусов зарубежья (увеличение на 65,1 процента по отношению к уровню 2015 года).

Сведения о сводных целевых показателях, характеризующих цели Государственной программы, о целевых показателях, характеризующих задачи подпрограмм, и их значениях представлены в приложении 1.

(В главу 2 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2017 г. №950)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 3. Заказчики Государственной программы

Ответственным заказчиком Государственной программы является Министерство культуры.

Заказчики Государственной программы - Министерство здравоохранения, Министерство иностранных дел, Министерство информации, Министерство культуры, Министерство образования, Министерство обороны, Министерство спорта и туризма, Министерство юстиции, Управление делами Президента Республики Беларусь, Уполномоченный по делам религий и национальностей, облисполкомы, Минский горисполком.

(В главу 3 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2016 г. №990)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 4. Подпрограммы Государственной программы

Государственная программа включает подпрограмму 1 "Наследие", подпрограмму 2 "Искусство и творчество", подпрограмму 3 "Архивы Беларуси", подпрограмму 4 "Белорусы в мире".

Заказчики подпрограммы 1 "Наследие" - Министерство культуры, Министерство спорта и туризма, Министерство здравоохранения, Управление делами Президента Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком, Уполномоченный по делам религий и национальностей.

Заказчики подпрограммы 2 "Искусство и творчество" - Министерство культуры, Министерство образования, Министерство обороны, Управление делами Президента Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком.

Заказчики подпрограммы 3 "Архивы Беларуси" - Министерство юстиции, облисполкомы, Минский горисполком.

Заказчики подпрограммы 4 "Белорусы в мире" - Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Министерство информации, Уполномоченный по делам религий и национальностей, облисполкомы, Минский горисполком.

Глава 5. Задачи и соответствующие заказчики подпрограмм

Задачи подпрограммы 1 "Наследие":

сохранение историко-культурного наследия (далее - задача 1 подпрограммы 1). Заказчики - Министерство культуры, облисполкомы, Минский горисполком;

повышение качества и разнообразия услуг, предоставляемых библиотеками, музеями, галереями, выставочными залами (далее - задача 2 подпрограммы 1). Заказчики - Министерство культуры, Министерство спорта и туризма, Министерство здравоохранения, Управление делами Президента Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком;

создание условий для дальнейшего развития народных художественных ремесел (далее - задача 3 подпрограммы 1). Заказчики - Министерство культуры, облисполкомы, Минский горисполком;

создание условий для сохранения и развития культур национальных меньшинств (далее - задача 4 подпрограммы 1). Заказчики - Уполномоченный по делам религий и национальностей, Министерство культуры.

Задачи подпрограммы 2 "Искусство и творчество":

организация и проведение культурных мероприятий, поддержка искусства и творчества, укрепление международного культурного сотрудничества, создание условий для эстетического воспитания детей и молодежи (далее - задача 1 подпрограммы 2). Заказчики - Министерство культуры, Министерство образования, облисполкомы, Минский горисполком;

повышение качества и разнообразия услуг, предоставляемых клубными организациями и прочими организациями культуры (далее - задача 2 подпрограммы 2). Заказчики - Министерство культуры, Министерство обороны, Управление делами Президента Республики Беларусь, облисполкомы, Минский горисполком;

создание условий для сохранения и развития кинематографии (далее - задача 3 подпрограммы 2). Заказчики - Министерство культуры, облисполкомы;

поддержка театрально-зрелищных организаций Республики Беларусь (далее - задача 4 подпрограммы 2). Заказчики - Министерство культуры, облисполкомы, Минский горисполком;

обновление (пополнение и ремонт) фонда музыкальных инструментов учреждений культуры и образования (далее - задача 5 подпрограммы 2). Заказчики - Министерство культуры, облисполкомы, Минский горисполком.

Задача подпрограммы 3 "Архивы Беларуси" - формирование Национального архивного фонда Республики Беларусь, обеспечение сохранности и использования архивных документов (далее - задача подпрограммы 3). Заказчики - Министерство юстиции, облисполкомы, Минский горисполком.

Задачи подпрограммы 4 "Белорусы в мире":

создание и развитие системы партнерского сотрудничества с белорусами зарубежья в социально-экономической, информационной, образовательной, культурной и иных сферах (далее - задача 1 подпрограммы 4). Заказчики - Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Министерство информации, Уполномоченный по делам религий и национальностей, облисполкомы, Минский горисполком;

привлечение белорусской диаспоры к участию в реализации задач социально-экономического и культурного развития Республики Беларусь (далее - задача 2 подпрограммы 4). Заказчики - Министерство иностранных дел, Министерство культуры, Уполномоченный по делам религий и национальностей.

(В главу 5 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2016 г. №990, 03.11.2018 г. №788)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 6. Целевые показатели и их взаимосвязь с задачами подпрограмм

Целевые показатели подпрограммы 1 "Наследие":

количество нематериальных историко-культурных ценностей, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (не менее 119 проявлений творчества человека до 2020 года, в 2015 году – 76 проявлений творчества человека). Данный целевой показатель характеризует выполнение задачи 1 подпрограммы 1;

количество досье на объекты наследия Республики Беларусь, разработанных и представленных в Центр Всемирного наследия ЮНЕСКО (не менее 5 досье к 2020 году, в 2015 году досье не разрабатывались). Этот целевой показатель характеризует выполнение задачи 1 подпрограммы 1;

прирост количества посещений публичных библиотек, в том числе удаленными пользователями (увеличение на 20 процентов до 2020 года в сравнении с показателем 2015 года). Данный целевой показатель характеризует выполнение задачи 2 подпрограммы 1;

прирост объема Музейного фонда Республики Беларусь (увеличение на 5 процентов до 2020 года в сравнении с показателем 2015 года). Этот целевой показатель характеризует выполнение задачи 2 подпрограммы 1;

прирост количества посещений музеев (увеличение на 5 процентов до 2020 года в сравнении с показателем 2015 года). Данный целевой показатель характеризует выполнение задачи 2 подпрограммы 1;

количество фестивалей (фестивалей-ярмарок), праздников, проводимых в целях демонстрации достижений мастеров народных художественных ремесел (не менее 8 в год). Указанный целевой показатель характеризует выполнение задачи 3 подпрограммы 1;

количество культурных мероприятий, проводимых с участием творческих коллективов национально-культурных объединений (не менее 50 в год). Данный целевой показатель характеризует выполнение задачи 4 подпрограммы 1.

Целевые показатели подпрограммы 2 "Искусство и творчество":

количество проводимых театрально-зрелищными организациями фестивалей, форумов, праздников и иных культурных мероприятий (не менее 14,5 тыс. мероприятий в год). Этот целевой показатель характеризует выполнение задач 1 и 4 подпрограммы 2;

количество проводимых дней национальной культуры, дней кино (не менее 5 в год). Данный целевой показатель характеризует выполнение задачи 1 подпрограммы 2;

количество проводимых клубными организациями культурных мероприятий (не менее 500 тыс. мероприятий в год). Этот целевой показатель характеризует выполнение задачи 2 подпрограммы 2;

количество непрофессиональных (любительских) коллективов художественного творчества с наименованиями "народный" и "образцовый" (прирост на 150 до 2020 года к уровню 2015 года). Этот целевой показатель характеризует выполнение задачи 2 подпрограммы 2;

прирост объема доходов от кинопоказа и других услуг кинопрокатных и кинозрелищных организаций (увеличение на 50 процентов до 2020 года от уровня 2015 года). Указанный целевой показатель характеризует выполнение задачи 3 подпрограммы 2;

количество закупленных музыкальных инструментов (не менее 2440 единиц до 2020 года). Указанный целевой показатель характеризует выполнение задачи 5 подпрограммы 2;

доля отремонтированных (восстановленных) музыкальных инструментов (в 2020 году – 10,2 процента). Указанный целевой показатель характеризует выполнение задачи 5 подпрограммы 2.

Целевые показатели подпрограммы 3 "Архивы Беларуси":

количество уникальных и особо ценных архивных документов, имеющих страховые копии (не менее 600 единиц хранения в год);

количество архивных документов, имеющих цифровые копии (не менее 3600 единиц хранения в год);

количество изданных сборников документов и архивных справочников о составе и содержании документов Национального архивного фонда Республики Беларусь (не менее 5 в год).

Данные целевые показатели характеризуют выполнение задачи подпрограммы 3.

Целевые показатели подпрограммы 4 "Белорусы в мире":

количество культурных мероприятий с участием зарубежных коллективов художественного творчества и делегаций национально-культурных объединений белорусов зарубежья, проводимых на территории Республики Беларусь (не менее 17 в год). Данный целевой показатель характеризует выполнение задач 1 и 2 подпрограммы 4;

количество мероприятий с участием белорусских профессиональных и непрофессиональных (любительских) коллективов художественного творчества, проводимых белорусами зарубежья (не менее 83 в год). Этот целевой показатель характеризует выполнение задачи 1 подпрограммы 4;

количество бизнес-форумов с участием белорусов зарубежья из числа предпринимателей, проводимых на территории Республики Беларусь (не менее 1 в год). Указанный целевой показатель характеризует выполнение задач 1 и 2 подпрограммы 4.

(В главу 6 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2016 г. №990, 12.12.2017 г. №950, 03.11.2018 г. №788, 20.11.2019 г. №776)

(см. предыдущую редакцию)

Глава 7. Финансовое обеспечение реализации Государственной программы

Источниками финансирования мероприятий Государственной программы являются средства республиканского и местных бюджетов, собственные средства организаций, а также иные источники, не запрещенные законодательством.

На реализацию Государственной программы потребуются средства в размере 3 107 500 874,3 рубля, в том числе из республиканского бюджета 610 449 884 рубля, из местных бюджетов – 1 911 342 912,31 рубля, собственных средств организаций – 585 708 077,99 рубля, в том числе по годам:

2016 – 483 354 613,31 рубля, из них республиканский бюджет – 86 002 734 рубля, местные бюджеты – 310 515 360,11 рубля, собственные средства организаций – 86 836 519,2 рубля;

2017 – 529 715 753,94 рубля, из них республиканский бюджет – 93 078 141 рубль, местные бюджеты – 333 672 985,25 рубля, собственные средства организаций – 102 964 627,69 рубля;

2018 – 600 919 691,93 рубля, из них республиканский бюджет – 99 279 400 рублей, местные бюджеты – 389 926 034,27 рубля, собственные средства организаций – 111 714 257,66 рубля;

2019 – 700 033 581,17 рубля, из них республиканский бюджет – 141 087 481 рубль, местные бюджеты – 415 543 916,56 рубля, собственные средства организаций – 143 402 183,61 рубля;

2020 – 793 477 233,95 рубля, из них республиканский бюджет – 191 002 128 рублей, местные бюджеты – 461 684 616,12 рубля, собственные средства организаций – 140 790 489,83 рубля.

Объемы финансирования подпрограмм составляют:

подпрограмма 1 "Наследие" – 994 787 333,42 рубля;

подпрограмма 2 "Искусство и творчество" – 2 028 340 016,22 рубля;

подпрограмма 3 "Архивы Беларуси" – 81 569 287,46 рубля;

подпрограмма 4 "Белорусы в мире" – 2 804 237,2 рубля.

Финансовое обеспечение реализации Государственной программы представлено согласно приложению 2.

Комплекс мероприятий подпрограммы 1 "Наследие" представлен согласно приложению 3.

Комплекс мероприятий подпрограммы 2 "Искусство и творчество" представлен согласно приложению 4.

Комплекс мероприятий подпрограммы 3 "Архивы Беларуси" представлен согласно приложению 5.

Комплекс мероприятий подпрограммы 4 "Белорусы в мире" представлен согласно приложению 6.

(Глава 7 изложена в новой редакции в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.11.2019 г. №776)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 8. Анализ основных рисков при выполнении Государственной программы

Основные риски при выполнении Государственной программы связаны:

с сокращением сети учреждений культуры;

с изменением социально-экономической ситуации в стране;

с неэффективным управлением реализацией Государственной программы, включая управление финансовыми, кадровыми и материальными ресурсами.

Это может привести:

к уменьшению влияния культуры на социально-экономическое развитие страны;

к несоблюдению принципа обеспечения равного доступа к культурным благам различных групп населения;

к угрозе формированию Национального архивного фонда Республики Беларусь;

к уменьшению заинтересованности белорусов зарубежья в участии в социально-экономической и культурной жизни Беларуси.

Досрочное прекращение реализации Государственной программы может произойти при изменении социально-экономической ситуации в стране, определении новых приоритетов государственной политики в сфере культуры и сотрудничества с белорусами в мире.

Для предотвращения негативных последствий при реализации Государственной программы учитывались следующие механизмы по управлению рисками и меры по их минимизации:

комплексное решение задач государственной политики в сфере культуры с участием всех основных субъектов культурной деятельности;

поддержка приоритетных направлений развития национальной культуры - охрана историко-культурного наследия, поддержка деятельности театрально-зрелищных организаций и организаций кинематографии, развития всех видов искусства и творчества, народных художественных ремесел;

модернизация и укрепление материально-технической базы организаций культуры, государственных архивных учреждений;

обеспечение инновационного развития сферы культуры, использование современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельности учреждений культуры;

адаптация мероприятий Государственной программы к изменяющимся социально-экономическим условиям развития сферы культуры Республики Беларусь;

вариативность подходов к реализации отдельных мероприятий Государственной программы;

активизация взаимодействия органов государственного управления Республики Беларусь с организациями соотечественников за рубежом по различным направлениям сотрудничества (экономика, культура, образование, спорт и другие);

направление внебюджетных (собственных) средств организаций культуры на выполнение мероприятий Государственной программы.

(В главу 8 внесены изменения в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2016 г. №990)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 9. Методика оценки эффективности Государственной программы

Оценка эффективности реализации Государственной программы и подпрограмм осуществляется ответственным заказчиком и заказчиками Государственной программы.

Эффективность реализации Государственной программы оценивается как степень достижения целей Государственной программы, фактического достижения сводных целевых показателей Государственной программы и эффективности реализации подпрограмм.

Эффективность реализации подпрограмм оценивается как степень решения задач подпрограммы и фактического достижения целевых показателей подпрограммы.

Оценка эффективности реализации Государственной программы и подпрограмм производится ежегодно. Результаты такой оценки представляются в составе годового отчета о ходе реализации Государственной программы и подпрограмм.

Оценка эффективности реализации подпрограмм осуществляется в три этапа.

На первом этапе оценивается степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы, который рассчитывается по формуле

Формула 1 к Пост. от 04.03.2016 г. №180

где СДп/ппз – степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы (процентов);

ЗПп/пф – значение целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;

ЗПп/пп – плановое значение целевого показателя, характеризующего задачу подпрограммы.

Если значение СДп/ппз больше 100 процентов, то при расчете степени решения задач отдельной подпрограммы оно принимается равным 100 процентам.

На втором этапе оценивается степень решения задач отдельной подпрограммы по формуле

Формула 2 к Пост. от 04.03.2016 г. №180

где CPп/п – степень решения задач отдельной подпрограммы в отчетном году (процентов);

СДп/ппз – степень достижения планового значения целевого показателя, характеризующего задачу отдельной подпрограммы;

N – количество целевых показателей, характеризующих задачи отдельной подпрограммы.

На третьем этапе определяется эффективность реализации отдельной подпрограммы. Эффективность реализации подпрограммы определяется как отношение степени решения задач подпрограммы к степени соответствия фактического объема финансирования этой же подпрограммы запланированному объему финансирования в отчетном году:

Формула 3 к Пост. от 04.03.2016 г. №180

где Эп/п – эффективность реализации отдельной подпрограммы в отчетном году;

CPп/п – степень решения задач отдельной подпрограммы в отчетном году;

ССуз – степень соответствия фактического объема финансирования подпрограммы запланированному объему финансирования в отчетном году.

Степень соответствия фактического объема финансирования подпрограммы запланированному объему финансирования в отчетном году рассчитывается по формуле

Формула 4 к Пост. от 04.03.2016 г. №180

где ССуз – степень соответствия фактического объема финансирования подпрограммы запланированному объему финансирования (процентов);

Vф – объем фактического финансирования подпрограммы;

Vп – плановый объем финансирования подпрограммы.

Если значение ССуз больше 100 процентов, то при расчете степени соответствия фактического объема финансирования подпрограммы запланированному объему оно принимается равным 100 процентам.

Эффективность реализации подпрограммы признается высокой, если значение Эп/п составляет не менее 0,9.

Эффективность реализации подпрограммы признается средней, если значение Эп/п составляет не менее 0,8.

Эффективность реализации подпрограммы признается удовлетворительной, если значение Эп/п составляет не менее 0,7.

Эффективность реализации подпрограммы признается неудовлетворительной, если значение Эп/п составляет менее 0,7.

Эффективность реализации подпрограммы может быть признана высокой, если плановые значения целевых показателей, установленных в разбивке по регионам, выполнены всеми регионами.

Оценка эффективности реализации Государственной программы осуществляется в три этапа.

На первом этапе оценивается степень достижения планового значения каждого сводного целевого показателя, характеризующего цели Государственной программы, который рассчитывается по формуле

Формула 5 к Пост. от 04.03.2016 г. №180

где СДпзгп – степень достижения планового значения сводного целевого показателя, характеризующего цели Государственной программы (процентов);

ЗПгпф – значение сводного целевого показателя, характеризующего цели Государственной программы, фактически достигнутое на конец отчетного периода;

ЗПгпп – плановое значение целевого показателя, характеризующего цели Государственной программы.

Если значение СДпзгп больше 100 процентов, то при расчете степени достижения планового значения сводного целевого показателя, характеризующего цели Государственной программы, оно принимается равным 100 процентам.

На втором этапе оценивается степень достижения целей Государственной программы.

Оценка степени достижения целей Государственной программы определяется через значения степени достижения всех сводных целевых показателей Государственной программы по формуле

Формула 6 к Пост. от 04.03.2016 г. №180

где CРцгп – степень достижения целей Государственной программы в отчетном году (процентов);

СДпзгп – степень достижения планового значения сводного целевого показателя, характеризующего цели Государственной программы;

N – количество сводных целевых показателей, характеризующих цели Государственной программы.

На третьем этапе определяется эффективность реализации Государственной программы как отношение степени достижения целей Государственной программы к степени соответствия фактического объема финансирования Государственной программы запланированному объему финансирования в отчетном году:

Формула 7 к Пост. от 04.03.2016 г. №180

где Эгп – эффективность реализации Государственной программы;

CРцгп – степень достижения целей Государственной программы в отчетном году;

ССуз – степень соответствия фактического объема финансирования Государственной программы запланированному объему финансирования в отчетном году.

Степень соответствия фактического объема финансирования Государственной программы запланированному объему в отчетном году рассчитывается по формуле

Формула 8 к Пост. от 04.03.2016 г. №180

где ССуз – степень соответствия фактического объема финансирования Государственной программы запланированному объему финансирования (процентов);

Vф – объем фактического финансирования Государственной программы;

Vп – плановый объем финансирования Государственной программы.

Если значение ССуз больше 100 процентов, то при расчете степени соответствия фактического объема финансирования запланированному объему оно принимается равным 100 процентам.

Эффективность реализации Государственной программы признается высокой, если:

значение Эгп составляет не менее 0,9;

эффективность реализации не менее двух подпрограмм признается высокой, а эффективность реализации других подпрограмм не ниже средней.

Эффективность реализации Государственной программы может быть признана высокой, если плановые значения сводных целевых показателей, установленных в разбивке по регионам, выполнены всеми регионами.

Эффективность реализации Государственной программы признается средней, если:

значение Эгп составляет не менее 0,8;

эффективность реализации не менее двух подпрограмм признается не ниже средней, а эффективность реализации других подпрограмм не ниже удовлетворительной.

Эффективность реализации Государственной программы признается удовлетворительной, если:

значение Эгп составляет не менее 0,7;

эффективность реализации каждой подпрограммы признана не ниже удовлетворительной.

В остальных случаях эффективность реализации Государственной программы признается неудовлетворительной.

При проведении оценки эффективности реализации Государственной программы не учитывается степень выполнения мероприятий государственной и региональных инвестиционных программ.

При проведении оценки эффективности с нарастающим итогом осуществляется анализ выполнения сводных целевых и целевых показателей за ряд лет, в течение которых реализовывалась Государственная программа.

При этом учитываются особенности показателей:

для оценки степени достижения показателей, характеризующих результат предпринятых мер в течение отдельного года и имеющих абсолютные значения, суммируются фактические значения по каждому году анализируемого периода и сопоставляются с суммой плановых значений за аналогичный период (пункты 4, 5, 11, 13–15, 20–25 приложения 1);

для оценки степени достижения показателей, отражающих результат предпринятых мер за весь анализируемый период, сопоставляются фактическое и плановое значения показателя за последний год анализируемого периода (пункты 1–3, 6–10, 12, 16–19 приложения 1);

оценка степени достижения показателей, которые в процессе реализации Государственной программы отменены или установлены позже (пункты 18, 19 приложения 1), осуществляется за период, на который они были установлены;

при оценке степени соответствия фактического объема финансирования Государственной программы (подпрограммы) запланированному с нарастающим итогом сопоставляются суммарные значения фактического и планового объемов финансирования Государственной программы (подпрограммы) каждого года анализируемого периода.

(В главу 9 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2016 г. №990, 20.11.2019 г. №776)

(см. предыдущую редакцию)

Глава 10. Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

Реализация мероприятий Государственной программы повысит социальную и экономическую эффективность функционирования сфер культуры, сфер архивного дела, взаимодействия с белорусами зарубежья и позволит:

реализовать поддержку приоритетных направлений развития национальной культуры - охраны историко-культурного наследия, деятельности театрально-зрелищных организаций и организаций кинематографии, развития всех видов искусства и творчества, народных художественных ремесел;

расширить доступ к культурным благам различным категориям населения;

повысить качество и разнообразие культурных продуктов и услуг;

обеспечить сохранность и приспособление под современные функции историко-культурных ценностей;

обеспечить внесение в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО объектов наследия;

завершить строительство и капитальный ремонт объектов;

обновить материально-техническую базу, в том числе фонды музыкальных инструментов учреждений культуры и образования в сфере культуры;

модернизировать оборудование учреждений культуры, деятельность которых носит передвижной характер (автоклубы, библиобусы);

модернизировать места киновидеопоказа;

создать условия для дальнейшего развития художественного творчества (профессионального и непрофессионального), народных художественных ремесел;

создать условия для реализации творческого потенциала талантливой молодежи;

обеспечить эффективное формирование Национального архивного фонда Республики Беларусь;

создать условия для постоянного хранения архивных документов;

обеспечить оперативный и свободный доступ пользователей к архивной информации;

содействовать сохранению национально-культурной идентичности белорусской диаспоры;

обеспечить продвижение внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Республики Беларусь за рубежом при содействии представителей белорусов зарубежья;

обеспечить привлечение белорусов зарубежья к участию в реализации программ социально-экономического развития Республики Беларусь;

обеспечить продвижение белорусского языка и культуры за рубежом.

(В главу 10 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2016 г. №990, 03.11.2018 г. №788)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 11. Подпрограмма 1 "Наследие"

Характеристика текущего состояния и прогноз развития сферы культуры в части охраны историко-культурного наследия, музейного и библиотечного дела

Подпрограмма 1 "Наследие" направлена на обеспечение государственной поддержки деятельности в области охраны материального и нематериального культурного наследия (памятников архитектуры и градостроительства, памятников истории, археологии, искусства и нематериальных проявлений творчества человека – фольклора, традиций, обычаев, обрядов, народных художественных ремесел и других объектов), развития музейного и библиотечного дела в Республике Беларусь.

В 2011–2015 годах совершенствовалась система государственного управления и законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия: осуществлялись целенаправленные действия по сохранению, реставрации и эффективному использованию памятников.

Завершены реставрационные работы и проведена музеефикация на наиболее значимых объектах наследия Беларуси, включенных в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, – замковом комплексе "Мир" и дворцово-парковом ансамбле в г. Несвиже, который входит в состав объекта "Архитектурно-культурный комплекс резиденции рода Радзивиллов".

В рамках Государственной программы "Культура Беларусі" на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2010 г. № 1905 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 11, 5/33091), и Государственной программы "Замкі Беларусі" на 2012–2018 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 января 2012 г. № 17 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 10, 5/35092), выполнялись реставрационные работы в Лидском (XIV век) и Новогрудском (XIІІ–XIV века) замках, консервация и благоустройство руин замков в Гольшанах (XVІ–XVІІ века), Крево (XIV век), Старого замка в г. Гродно (XIV век). Была завершена реставрация дворца и открыт новый музей М.К.Огинского в дер. Залесье Сморгонского района Гродненской области.

В системе Министерства культуры действует 151 музей. Открыты новое здание Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны и музей-дача народного писателя Беларуси Василя Быкова. Отреставрирована юго-восточная часть казармы Цитадели Брестской крепости и создана экспозиция "Музей войны – территория мира". Реализованы новые проекты экспозиций в музеях всех регионов страны.

Ведутся работы по реставрации и приспособлению единого комплекса зданий Национального художественного музея Республики Беларусь – созданию музейного квартала. В перспективе на его базе планируется создать новые экспозиции, депозитарий, библиотеку, зоны отдыха.

В результате реорганизации музейная сеть сократилась на 9 единиц: в качестве филиалов к Государственному музею истории белорусской литературы присоединились литературные музеи Максима Богдановича и Петруся Бровки, к Национальному историческому музею Республики Беларусь – музей истории театральной и музыкальной культуры и музей природы и экологии. Также проведена реорганизация музеев в Могилевской, Гомельской и Гродненской областях.

Реорганизация государственных музеев стала одним из средств содействия их дальнейшему качественному и эффективному развитию, позволила сократить административный аппарат, расширить спектр оказываемых ими услуг, а также помогла рационально и эффективно использовать бюджетные средства.

Музеи стали более открытыми и доступными для посетителей. Они занимаются поисками дополнительных источников финансирования, расширяют сферу услуг и повышают их качественный уровень, активно используют новые информационные технологии и развивают интерактивные формы работы с посетителями. Интенсивно развивают инновационные формы выставочной и культурно-образовательной деятельности.

Наблюдается стабильный рост Музейного фонда Республики Беларусь, который составляет более 3,1 млн. музейных предметов и увеличился на 10 процентов к 2014 году. Продолжается рост посещаемости музеев, который является одним из основных критериев при оценке вклада музеев в культурную жизнь общества. В 2014 году данный показатель составил 5848,4 тыс. человек.

В целях интеграции историко-культурного наследия страны в европейское мировое пространство формируется Государственный каталог Музейного фонда Республики Беларусь, в который включено 154,5 тыс. музейных предметов.

Значимым событием в культурной жизни страны, комплексной формой высокопрофессионального и технологически ориентированного культурного мероприятия стал Национальный форум "Музеи Беларуси", который способствует расширению международного культурного обмена и включению национального достояния в мировое культурное наследие.

Одной из наиболее насущных проблем в области музейной деятельности является отсутствие полноценной экспозиции Национального исторического музея Республики Беларусь, которая призвана выражать белорусскую национальную идею, выступать важнейшим фактором сохранения национального исторического и культурного наследия, воспитания патриотизма и национального самосознания, содействовать консолидации общества. Назрела необходимость строительства единого депозитария для хранения фондовых коллекций ведущих музеев республики.

Усовершенствованию музейной деятельности будут способствовать: модернизация существующих фондохранилищ музеев и оснащение их специальным оборудованием, совершенствование работы Государственного каталога Музейного фонда Республики Беларусь, модернизация системы электронного учета музейных предметов, внедрение новых технологий и передовых практик в экспозиционную, выставочную деятельность, развитие инфраструктуры музеев.

Совокупная сеть библиотек Беларуси насчитывает на сегодняшний день около 7,7 тыс. публичных и специальных библиотек с общим объемом фонда около 180 млн. экземпляров. В ведении Министерства культуры находится порядка 37 процентов библиотек страны (2,9 тысячи).

В последние годы по причине социально-демографических процессов наблюдается сокращение сети публичных библиотек в сельской местности. Вместе с тем информационно-библиотечные услуги по-прежнему востребованы населением. Так, по результатам 2014 года количество посещений составило 27 141,5 тысячи, в том числе и за счет посещений в удаленном (виртуальном) режиме.

В этой связи особое значение приобрела работа библиотек по формированию электронных информационных ресурсов. Осуществляется создание и развитие информационных систем и сервисов общереспубликанского значения: виртуальный читальный зал Национальной библиотеки Беларуси, служба электронной доставки документов. Дальнейшее развитие получили нестационарные формы обслуживания, что расширило доступ населения удаленных территорий к культурным ценностям и информации, знаниям.

Созданию безбарьерной среды способствовало оснащение публичных библиотек тифлооборудованием для пользователей с нарушением зрения.

Широкий общественный резонанс получили такие ставшие традиционными библиотечные мероприятия, как форум библиотекарей Беларуси, Международный конгресс "Библиотека как феномен культуры", Международные книговедческие чтения, республиканский конкурс "Библиотека – центр национальной культуры" и другие.

Вместе с тем актуальной проблемой остается невысокий уровень информатизации библиотек. Перспективными долгосрочными проектами являются создание Национальной электронной библиотеки Беларуси, корпоративной службы электронной доставки документов на базе Национальной библиотеки Беларуси, использование в деятельности библиотек облачных технологий.

Осуществлялась активная поддержка художественных ремесел. Нематериальные проявления творчества человека, отдельные виды ремесел официально признаются в качестве национального достояния, народные мастера и центры народного искусства и ремесел обеспечиваются защитой и поддержкой. Ежегодно проходят международные, национальные и региональные выставки, фестивали, ярмарки (Международный пленэр гончаров, Столинский район; Республиканский фестиваль-ярмарка "Вясновы букет", г. Минск; областной пленэр резчиков монументальной скульптуры, Дрогичинский район; праздник-конкурс мастеров по ткачеству "Матчыны кросны", г. Старые Дороги; праздник-конкурс мастеров гончарства "Гліняны звон", Воложинский район и другие).

Реализована Государственная программа возрождения технологий и традиций изготовления слуцких поясов и развития производства национальной сувенирной продукции "Слуцкія паясы" на 2012–2015 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 ноября 2012 г. № 1069 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 05.12.2012, 5/36544).

Вместе с тем сохраняется ряд нерешенных проблем, в том числе:

наличие значительного числа объектов историко-культурного наследия, находящихся в ненадлежащем техническом состоянии и не имеющих функционального приспособления;

отсутствие у большинства объектов культурного наследия утвержденных составных элементов, подлежащих охране, разработанных и утвержденных проектов зон охраны;

значительный объем несанкционированных раскопок на археологических объектах;

недостаточные темпы информатизации сферы историко-культурного наследия и его присутствия в мировом информационном пространстве;

дефицит квалифицированных кадров, в первую очередь для проведения реставрационных работ на объектах культурного наследия, в фондах музеев и библиотек;

недостаточное присутствие объектов наследия в международных охранных списках, в том числе Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, Репрезентативном списке нематериального культурного наследия человечества (ЮНЕСКО);

неравный доступ к музейным и библиотечным фондам жителей населенных пунктов, не имеющих стационарных учреждений культуры;

недостаточный объем финансирования работ по охране и реставрации объектов историко-культурного наследия.

Значения целевых показателей подпрограммы

Значение целевого показателя по количеству нематериальных историко-культурных ценностей, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь (не менее 119 проявлений нематериального творчества человека до 2020 года), обусловлено обязательствами Республики Беларусь по имплементации Конвенции об охране нематериального культурного наследия, принятой 17 октября 2003 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Целевой показатель по количеству досье на объекты наследия Республики Беларусь, подготовленных и представленных в Центр Всемирного наследия (не менее 5 досье к 2020 году), отражает уровень представленности историко-культурного наследия Республики Беларусь в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО. Значение показателя обусловлено выполнением Республикой Беларусь обязательств по имплементации Конвенции по охране всемирного культурного и природного наследия, принятой ЮНЕСКО в 1972 году.

Целевой показатель по приросту количества посещений публичных библиотек, в том числе удаленными пользователями (увеличение на 20 процентов до 2020 года в сравнении с показателем 2015 года), отражает эффективность деятельности библиотек по обслуживанию населения, в том числе степень расширения доступа к библиотечным электронным информационным ресурсам и услугам с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Значение показателя обусловлено реорганизацией сети библиотек в 2011–2015 годах и демографической ситуацией в стране.

Целевой показатель по приросту объема Музейного фонда Республики Беларусь (увеличение на 5 процентов до 2020 года в сравнении с показателем 2015 года) отражает деятельность музеев по комплектованию музейных коллекций. Прирост объема данного Музейного фонда влияет на качество музейных экспозиций и выставок, стимулирует постоянный интерес общества к музеям. Значение показателя отражает реальные возможности музеев.

Целевой показатель по приросту количества посещений музеев (увеличение на 5 процентов до 2020 года в сравнении с показателем 2015 года) отражает эффективность деятельности музеев, степень востребованности предоставляемых ими услуг. Значение показателя обусловлено динамикой посещаемости музеев в 2011–2015 годах.

Целевой показатель по количеству фестивалей (фестивалей-ярмарок), праздников, проводимых в целях демонстрации достижений мастеров народных художественных ремесел (не менее 8 в год), создает предпосылки для дальнейшего развития народных художественных ремесел, стимулирует творчество. Значение показателя отражает реальные возможности организаций культуры по проведению данных мероприятий в течение календарного года.

Целевой показатель по количеству культурных мероприятий, проводимых с участием творческих коллективов национально-культурных объединений (не менее 50 в год), отражает реальные возможности данных объединений в проведении культурных мероприятий в течение календарного года.

Финансовое обеспечение подпрограммы 

Объем финансирования подпрограммы составляет 994 787 333,42 рубля, в том числе из республиканского бюджета – 254 510 308,78 рубля, из местных бюджетов – 647 677 108,18 рубля, за счет собственных средств организаций – 92 599 916,46 рубля, из них по годам реализации:

2016 – 154 702 681,25 рубля;

2017 – 161 213 442,81 рубля;

2018 – 169 576 402,72 рубля;

2019 – 216 982 473,62 рубля;

2020 – 292 312 333,02 рубля.

Объемы финансирования подлежат уточнению исходя из макроэкономических параметров социально-экономического развития Республики Беларусь и возможностей республиканского и местных бюджетов.

Анализ основных рисков при выполнении подпрограммы 

К основным факторам, которые могут повлиять на достижение целевых показателей подпрограммы, можно отнести:

сокращение сети публичных библиотек;

недостаточный уровень квалификации и опыта практической работы управленческого персонала в сфере охраны историко-культурного наследия;

неэффективное управление реализацией подпрограммы, включая управление финансовыми, кадровыми и материальными ресурсами, отставание от сроков реализации мероприятий и, как следствие, неосвоение выделенных финансовых средств;

уменьшение объемов финансирования.

Финансирование Государственной программы на 90 процентов и сокращение сети организаций культуры более чем на 10 процентов приведут:

к снижению охвата населения информационно-библиотечным обслуживанием ниже 30 процентов;

к снижению посещаемости государственных музеев до 10 процентов.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Государственная программа "Культура Беларуси" на 2016-2020 годы Глава 1. Общие положения Глава 2. Цели и сводные целевые показатели Государственной программы Глава 3. Заказчики Государственной программы Глава 4. Подпрограммы Государственной программы Глава 5. Задачи и соответствующие заказчики подпрограмм Глава 6. Целевые показатели и их взаимосвязь с задачами подпрограмм Глава 7. Финансовое обеспечение реализации Государственной программы Глава 8. Анализ основных рисков при выполнении Государственной программы Глава 9. Методика оценки эффективности Государственной программы Глава 10. Ожидаемые результаты реализации Государственной программы Глава 11. Подпрограмма 1 "Наследие" Глава 12. Подпрограмма 2 "Искусство и творчество" Глава 13. Подпрограмма 3 "Архивы Беларуси" Глава 14. Подпрограмма 4 "Белорусы в мире" Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2016 года №180
"Об утверждении Государственной программы "Культура Беларуси" на 2016-2020 годы"

О документе

Номер документа:180
Дата принятия: 04/03/2016
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:24/03/2016
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 23 марта 2016 года, 5/41814

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 8 настоящее Постановление вступает в силу после его официального опубликования - с 24 марта 2016 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 20/11/2019  документом  Постановление Совета Министров Республики Беларусь Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2016 года №180 № 776 от 20/11/2019
Вступила в силу с: 24/11/2019


Редакция от 03/11/2018, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в Постановление Совета Министров Республики Беларусь... № 788 от 03/11/2018
Вступила в силу с: 10/11/2018


Редакция от 12/12/2017, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2016 г. №180 № 950 от 12/12/2017
Вступила в силу с: 20/12/2017


Редакция от 02/12/2016, принята документом Постановление Совета Министров Республики Беларусь О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 марта 2016 г. №180 № 990 от 02/12/2016
Вступила в силу с: 16/12/2016


Первоначальная редакция от 04/03/2016