База данных

Дата обновления БД:

18.10.2018

Добавлено/обновлено документов:

38 / 120

Всего документов в БД:

86605

Действует

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Таджикистан 

7 апреля 2016 года №225

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 31 марта 2016 года №144

О Государственной программе подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием на 2016 - 2020 годы

В соответствии со статьей 7 Закона Республики Таджикистан "О государственных прогнозах, концепциях, стратегиях и программах социально-экономического развития Республики Таджикистан" Правительство Республики Таджикистан постановляет:

1. Утвердить Государственную программу подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием на 2016 - 2020 годы (прилагается).

2. Министерству экономического развития и торговли Республики Таджикистан:

- совместно с соответствующими министерствами и ведомствами принять действенные меры по выполнению указанной Программы в рамках средств, ежегодно предусматриваемых для содержания учреждений высшего профессионального образования в Государственном бюджете, специальных средств высших учебных заведений и других частных источников финансирования;

- совместно с министерствами и ведомствами, имеющих в своём ведомстве учреждения высшего профессионального образования, с учетом потребностей национальной экономики и данной Программы, ежегодно разрабатывать План приема студентов в учреждения высшего профессионального образования и представлять Правительству Республики Таджикистан для согласования.

3. Соответствующим министерствам и ведомствам, исполнительным органам государственной власти Горно-Бадахшанской автономной области, областей, городов и районов, учреждениям высшего профессионального образования, независимо от их формы собственности и подчиненности, государственным и негосударственным организациям и предприятиям, а также объединениям работодателей принять необходимые меры по реализации данной Программы и учитывать его положения при разработке государственных прогнозов, концепций, стратегиях и программ социально-экономического развития.

4. Министерству образования и науки Республики Таджикистан ежегодно до 1 января представлять информацию в Правительство Республики Таджикистан о ходе выполнения настоящей Программы.

Председатель Правительства Республики Таджикистан

Эмомали Рахмон

Утверждена Постановлением Правительство Республики Таджикистан от 31 марта 2016 года №144

Государственная программа подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием на 2016 - 2020 годы

1. Введение

1. Государственная программа подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием на 2016 - 2020 годы (далее - Программа) разработана в целях подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, отвечающим требованиям современного рынка труда, осуществления приоритетов социально-экономического развития страны и способствует эффективному использованию предусмотренных средств.

2. Настоящая Программа разработана на основе Конституции Республики Таджикистан, законов Республики Таджикистан "Об образовании" и "О подготовке специалистов с учётом потребностей рынка труда", Национальной концепции образования Республики Таджикистан, утвержденной постановлением Правительства Республики Таджикистан от 3 мая 2002 года, №200, Национальной стратегии развития образования Республики Таджикистан до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Таджикистан от 30 июня 2012 года, №334 и пункта 34 Плана мероприятий по выполнению задач, указанных в Послании Президента Республики- Таджикистан Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 23 января 2015 года, утвержденного постановлением Правительства Республики Таджикистан от 31 января 2015 года, №35, a также с учётом положений Программы подготовки медицинских, кадров на 2010 - 2020 годы и других отраслевых и региональных программ.

3. Обеспечение устойчивого развития экономики, рациональное использование материально-моральных ресурсов, осуществление стратегических целей государства по повышению уровня жизни населения и представление национальных ценностей связано с уровнем и качеством человеческого потенциала. Мировой опыт показывает, что целенаправленное финансирование развития человеческого потенциала, в том числе образования с самого детства до совершеннолетия и профессионального образования дают хорошие результаты для развития экономики стран.

4. Развитие экономики, основанной на современной науке к технологии, и образования является основным фактором развития национальной экономики.

5. Развитие общества, обеспечение безопасности общества и государства, качество жизни населения, усваивание новых технологических возможностей и на этой основе достижение мирового уровня экономики зависит от уровня науки и образования, правильной организации процесса обучения и воспитания, подготовки кадров соответственно требованиям рынка труда и в целом от уровня образованности нации.

6. Республика Таджикистан, как часть мирового сообщества также уделяет особое внимание решению вопросов повышения благосостояния населения, уровня устойчивого развития национальной экономики страны, свидетельством чего является устойчивое социально-экономическое развитие республики в последние годы.

7. Б целях достижения этих целей, наука и образование оценены государством как жизненно важные секторы национальной экономики и для ускорения реформы отрасли разработаны и реализуются нормативные правовые базы.

8. Однако, слабый процесс институциональных реформ и недостаточное использование существующих духовных и финансовых ресурсов затрудняют решение вопросов обновления отраслей науки и образования, улучшения научно-технических достижений, обеспечения равного доступа к образованию, повышения качества обучения и воспитания на всех этапах образования и обеспечения различных областей национальной экономики квалифицированными специалистами, отвечающими требованиям рынка труда. Хотя, государственные расходы на развитие сфер науки и образования ежегодно увеличиваются, они по сравнению с их реальными требованиями являются недостаточными.

9. Объём государственных расходов на развитие сфер науки и образования в 2015 году по сравнению с внутренним валовым продуктом (ВВП) предусмотрено соответственно 0,2 процента и 5,5 процента.

10. Анализы показывают, что для минимального удовлетворения потребностей для сохранения и развития структуры науки и образования, с учётом демографических факторов, в прогнозе доля ежегодных расходов должна быть равна для науки до 3 процентов и для образования до 7,0 процента внутреннего валового продукта.

11. Наряду с этим, решение социально-экономических вопросов каждого государства тесно связано с потребностью различных; областей экономики к квалифицированным кадрам. Обеспечение науки, производства и органов управления квалифицированными специалистами является важной задачей сферы образования, так как интеллектуальный потенциал должен превратиться в определяющий фактор развития общества.

12. Республика Таджикистан в настоящее время развивается в условиях столкновения цивилизаций. Поэтому должны быть найдены источники, обеспечивающие конкурентоспособность развития национальной экономики. Одним из факторов, признанных конкурентоспособным для развития науки и техники и ведущей рабочей силы продвигающей общество и экономику в быстроменяющихся условиях современного мира, является человеческий потенциал. Развитой экономикой является та экономика, которая способна во всех секторах наряду с существующими возможностями рационально также использовать и квалифицированные кадры, отвечающие мировым стандартам.

13. Макро- и микроэкономические исследования свидетельствуют о том, что между образованием, производством и доходностью существует тесная связь. То есть, чем больше экономика основана на базе науки и технологии, настолько она считается устойчивой.

14. Следовательно, в Таджикистане в ближайшем будущем с использованием рабочей силы, имеющей профессиональное образование, отвечающее всем требованиям, должно обеспечиваться устойчивое развитие национальной экономики. Качественное образование должно стать прочным фундаментом, на которое в будущем смогла бы опираться национальная экономика страны.

15. С учётом этого, развитие сферы образования и подготовки кадров объявлена одним из приоритетных направлений социальной политики Правительства Республики Таджикистан.

16. Подготовка квалифицированных специалистов в настоящее время является одним из приоритетных направлений политики Правительства Республики Таджикистан и это создаёт основную базу для осуществления мер, предпринимаемых для этой целей, для устойчивого развития национальной экономики в последующие годы.

2. Цели Программы

17. Основной целью Программы является приведение системы подготовки квалифицированных специалистов в соответствие требованиям рынка труда, создание материально-технической, кадровой и педагогической базы в учреждениях высшего профессионального образования, сотрудничество государства с частным сектором в подготовки специалистов в таких учреждениях внутри страны и за её пределами, связи науки с производством. Программа достигается путем принятия следующих мер:

- подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием на бюджетной и договорной основе в учреждениях высшего профессионального образования республики (перечень прилагается);

- разработки Плана общего приёма (бюджетный и договорной) в учреждения высшего профессионального образования внутри страны и за её пределами по заявкам министерств и ведомств республики;

- приведения в соответствие уровня и качества высшего образования в стране с использованием мирового опыта в сфере образования;

- создания условии для подготовки специалистов, отвечающих требованиям внутреннего и зарубежного рывка труда;

- внедрения моделей образования, за исключением медико-фармацевтического обучения;

- внедрения новых современных стандартов образования и приведения в соответствие процесса обучения его требованиям;

- создания малых предприятий и бизнес-инкубаторов при учреждениях высшего профессионального образования и широкое привлечение студентов к их деятельности;

- разработки государственных стандартов высшего профессионального образования по современным инновационным специальностям и развитой национальной экономики с технологической и инновационной точки зрения;

- организации учебной и производственной практики студентов в государственных и негосударственных производственных предприятиях;

- организации и оборудования учебных баз современными технологиями в учреждениях высшего профессионального образования страны для производственной практики;

- непосредственного сотрудничества с органами занятости населения в решении проблем трудоустройства выпускников учреждений высшего профессионального образования по специальности;

- организации системы статистических отчётов о трудоустройстве и деятельность выпускников учреждений высшего профессионального образования по специальности;

- оживления сближении учреждения высшего профессионального образования с научными учреждениями и интеграция учёбы с современной наукой;

- привлечения научного потенциала для разработки сводных республиканских научно-технических программ, направленных на решение важных проблем социально-экономического развития страны;

- повышения эффективности научных исследований в сфере природоведения и технических наук, поиска эффективных путей для внедрения в производство научно-технических достижений и технологий;

- укрепления деятельности технологических парков, созданных на базе учреждений высшего профессионального образования;

- в установленном порядке принятия необходимых мер с целью интеграции академической и практической науки с учреждениями высшего профессионального образования и совершенствования системы подготовки высококвалифицированных научных кадров уровня аспирантуры и докторантуры зарубежных научных учреждений;

- повышения социального и профессионального статуса работников сферы образования, усиления их государственной и общественной поддержки;

- повышения положения и ответственности субъектов процесса обучения и воспитания - студентов, преподавателей, родителей и других лиц, участвующих в этом процессе.

- пересмотр системы практики студентов учреждений высшего профессионального образования в зависимости от специальностей.

3. Задачи Программы

18. Основными задачами Программы являются:

- определение приоритетов на основе показателей прогнозов социально-экономического развития республики и в зависимости от них осуществление подготовки кадров;

- эффективное и целевое использования бюджетных средств и подготовка специалистов по приоритетным отраслями национальной экономики, в том числе технических, технологических, геологоразведывательных и других приоритетных сфер;

- изучение и анализ потребностей внутреннего и зарубежного рынков труда, привлечение объединений работодателей для решения проблем подготовки кадров, отвечающих современным требованиям во всех ступенях образования;

- проведение открытых уроков в общих образовательных учреждениях на темы "выбор профессии", "профессия моя - гордость моя", организация встреч с представителями различных профессий и проведение мероприятий для привлечения выпускников к различным профессиям;

- в установленном порядке подготовка кадров в зарубежных странах с учетом специальностей, подготовка, которых невозможно внутри страны;

- повышение профессиональной квалификации преподавателей и руководителей учреждений высшего профессионального образования путём повышения их квалификации и профессиональной переподготовки;

- принятие конкретных, мер по совершенствованию механизма распределения выпускников и прибытия молодых специалистов в рабочие места;

- укрепление материально-технической, кадровой и педагогической базы учреждений высшего профессионального образования.

4. Этапы реализации Программы

19. Настоящая Программа осуществляется в два этапа:

- первый этап - 2016 - 2017 годы;

- второй этап - 2018 - 2020 годы.

20. На первом этапе предусмотрено рассмотрение следующих вопросов:

- приведение в соответствие плана общего приёма абитуриентов за счёт бюджетных средств и договора, с. приоритетными направлениями развития национальной экономики;

- совершенствование системы переподготовки и повышение квалификации преподавателей учреждений высшего профессионального образования;

- укрепление материально-технической базы учреждений высшего профессионального образования страны и приведение её в соответствие требованиям мировых стандартов;

- разработка прогноза подготовки кадров высшего профессионального образования на основе требований национальной экономики на последующие тоды с учётом перехода на новую систему общего образования.

21. На втором этапе должны найти положительные пути своего решения следующие вопросы:

- институциональное обновление всех ступеней образования на основе эффективного сотрудничества и анализа потребностей рынка труда;

- совершенствование системы управления сферой высшего профессионального образования;

- создание научного аспекта и последовательность деятельности в направлении подготовки кадров в учреждениях высшего профессионального образования;

- эффективное использование ресурсов сферы и плодотворное привлечение частного сектора к созданию подходящих условий для учёбы и образования в зависимости от потребностей рынка труда;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Правительства Республики Таджикистан от 31 марта 2016 года №144
"О Государственной программе подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием на 2016 - 2020 годы"

О документе

Номер документа:144
Дата принятия: 31/03/2016
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 225 от 07/04/2016
Начало действия документа:31/03/2016
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет сведений