База данных

Дата обновления БД:

25.02.2020

Добавлено/обновлено документов:

38 / 162

Всего документов в БД:

98221

Действует

Утверждены Постановлением Межпарламентской Ассамблеи СНГ от 4 декабря 2004 года №24 - 7

Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами

Межпарламентская Ассамблея,

приветствуя усилия государств Содружества Независимых Государств по защите прав человека,

положительно оценивая накопленный государствами Содружества опыт и достигнутый ими прогресс в обеспечении прав и свобод человека,

с удовлетворением отмечая предпринятые в странах СНГ шаги по созданию законодательной базы в области защиты прав человека и института уполномоченных по правам человека,

призывая к неукоснительному соблюдению Всеобщей Декларации прав человека,

признавая, что работа в данном направлении требует дополнительных усилий, в том числе по созданию Комиссии по правам человека Содружества Независимых Государств в соответствии со статьей 33 Устава Содружества Независимых Государств,

констатируя наличие общих проблем и интересов государств Содружества в сфере защиты прав и свобод своих граждан,

учитывая повышенное внимание к проблемам обеспечения безопасности общества и борьбы с терроризмом, покушающимся на основное право человека - право на жизнь,

подтверждая принцип универсальности, неделимости, взаимозависимости и взаимосвязанности всех прав человека,

подтверждая, что основные усилия по защите прав человека должны предприниматься на национальном уровне,

подтверждая важность осуществления международного сотрудничества в области прав человека,

признавая, что создание и функционирование институтов защиты прав 4человека гарантируют соблюдение конституционных прав и свобод, а также позволяют соблюдать баланс интересов общества, государства и личности,

подчеркивая чрезвычайную актуальность вопросов формирования эффективного механизма реализации прав человека на территории государств - участников СНГ, основная цель создания которогообеспечение всеобщего признания и соблюдения прав и основных свобод человека,

признавая, что участие международных наблюдателей Содружества

Независимых Государств в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением выборов и референдумов в соответствии с национальным законодательством,

общепризнанными принципами и нормами международного права, международными обязательствами государства становится одним из важных условий обеспечения открытости и гласности избирательного процесса, реализации избирательных прав и свобод всех участников выборов и референдумов, поступательного демократического развития постановляет:

4. Принять новую редакцию Рекомендаций для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами (приложение 3) и рекомендовать законодательным, исполнительным и избирательным органам государствучастников СНГ, а также органам Содружества и интеграционным объединениям, действующим на пространстве СНГ, использовать настоящие Рекомендации при организации и проведении международного наблюдения за проводимыми в СНГ выборами и референдумами*.

5. Считать утратившими силу Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами, принятые на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств 7 декабря 2002 года (постановление МПА СНГ N20 - 6).

 

Председатель

Совета Ассамблеи

С.М. Миронов

Санкт-Петербург

4 декабря 2004 г.

№24 - 7

 

______________________________

* По пункту 4 постановления делегация Азербайджанской Республики участия в голосовании не принимала.

Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами (новая редакция)

Введение

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина,

развитие и совершенствование демократических институтов народного волеизъявления, процедур их реализации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права на основе национальной конституции и нормативных правовых актов является целью и обязанностью государства, одним из неотъемлемых условий общественной стабильности и дальнейшего укрепления сотрудничества между государствами во имя осуществления и защиты идеалов и принципов, являющихся их общим демократическим достоянием.

Свободные выборы, как и референдум, являются одним из высших непосредственных выражений власти и воли народа, основой избираемых органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц.

На современном этапе международное наблюдение за выборами и референдумами является одной из важнейших задач по поддержанию процесса демократического развития и обеспечения основных политических прав и свобод человека и гражданина, в том числе права избирать и быть избранным, права на свободу самовыражения, передвижения, мирных собраний и организаций.

Последние несколько лет наблюдение за выборами и референдумами в государствах - участниках Содружества Независимых Государств стало одной из важнейших задач в поддержке процесса демократизации в странах Содружества.

Создание надлежащих условий для эффективного независимого общественного (гражданского) и компетентного международного наблюдения за выборами и референдумами, участие международных наблюдателей Содружества Независимых Государств, наряду с международными наблюдателями от международных организаций и иностранных государств, в осуществлении наблюдения за подготовкой и проведением выборов/референдумов в соответствии с национальным законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными обязательствами государства становится одним из важных условий обеспечения открытости и гласности избирательного процесса, реализации избирательных прав и свобод всех участников выборов/референдумов, предохранения от нарушения прав человека, связанных с выборами/референдумами.

Первоначальная редакция Рекомендаций для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами была одобрена Межпарламентской Ассамблеей государствучастников Содружества Независимых Государств 7 декабря 2002 года.

Подготовка новой редакции Рекомендаций обусловлена следующими основными факторами*.

1. За прошедший период Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, подписанная президентами семи государств Содружества (Армении, Грузии, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Украины) на заседании Совета глав государствучастников Содружества Независимых Государств, состоявшемся 7 октября 2002 года в г. Кишиневе, ратифицирована парламентами трех государств СНГ - Киргизии, России и Таджикистана, и по состоянию на 11 ноября 2003 года в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Конвенции вступила в силу, о чем Исполнительный комитет СНГ уведомил Нотой N 03/1524 от 24 ноября 2003 года.

По состоянию на 4 декабря 2004 года Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствахучастниках Содружества Независимых Государств ратифицировали уже четыре государства СНГ.

23 июня 2004 года Конвенцию ратифицировала Республика Молдова. В октябре 2004 года Конституционный суд Республики Армения в соответствии внутригосударственной процедурой дал положительное заключение по вопросу о ратификации Конвенции. Следует отметить, что 9 декабря 2002 года Министерство иностранных дел Азербайджанской Республики уведомило Исполнительный комитет СНГ о намерении Азербайджанской Республики рассмотреть вопрос о присоединении к Конвенции.

Вступление Конвенции в силу позволило на прочной международной правовой основе содержательно уточнить и обогатить некоторые положения действовавших на тот момент Рекомендаций для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами.

2. На основе и в соответствии с Конвенцией о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствахучастниках Содружества Независимых Государств, Рекомендациями для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами Совет министров иностранных дел СНГ 26 марта 2004 года утвердил Положение о Миссии наблюдателей от Содружества Независимых Государств на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, предусмотрев в указанном Положении возможность организации и проведения международного наблюдения за подготовкой и проведением и референдумов.

3. 17 апреля 2004 года Межпарламентская Ассамблея государствучастников Содружества Независимых Государств своим постановлением N23 - 7 одобрила проект Положения о Межгосударственном избирательном совете Содружества Независимых Государств и направила его в Исполнительный комитет СНГ для рассмотрения в установленном порядке на Совете глав государств Содружества Независимых Государств. Данный документ, подготовленный в целях практической реализации положений статьи 21 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, определяет статус, основные цели и задачи Межгосударственного избирательного совета как специализированного межгосударственного органа государств Содружества, призванного содействовать проведению наблюдения за выборами и референдумами в государствах - участниках Конвенции.

4. В практическом плане Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами уже неоднократно использовались международными наблюдателями от СНГ на соответствующих выборах в государствах Содружества: в Украине - в марте 2002 и октябре - ноябре 2004 года, в Армении - в феврале и апреле 2003 года, в Азербайджане - в октябре 2003 года, в Российской Федерации - в декабре 2003 и марте 2004 года, в Грузии - в январе 2004 года, в Казахстане - в сентябре 2004 года, в Белоруссиив октябре 2004 года (в том числе и при проведении республиканского референдума).

5. Значительно увеличился количественный состав миссий по наблюдению за выборами. Так, для наблюдения за выборами Президента Украины 31 октября 2004 года Исполком СНГ привлек более 600 наблюдателей от государств Содружества. К участию в международном наблюдении все активнее привлекаются группы наблюдателей, представляющие различные органы Содружества и интеграционные объединения, действующие на пространстве СНГ, отдельные территориальные единицы (области или субъекты государств СНГ), для которых Рекомендации явились ценным методическим пособием для непосредственной работы в качестве международного наблюдателя, а также для организации работы по обучению международных наблюдателей.

В результате вышеперечисленного был накоплен значительный практический опыт международного наблюдения, а также выявились основные направления по дальнейшему совершенствованию данного документа.

1. С вступлением в силу Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств отпала необходимость непосредственного включения в текст Рекомендаций положений, касающихся перечня и содержания стандартов демократических выборов. В этой связи текст указанной Конвенции включен в качестве приложения к Рекомендациям.

2. Новая редакция расширяет диапазон применения Рекомендацийона предусматривает их использование при проведении международного наблюдения не только за выборами, но и за референдумами, проводимыми в государствах СНГ, в том числе одновременно с выборами. Таким образом, устраняется определенного рода коллизия, когда, например, Рекомендации по наблюдению за выборами использовались и при организации наблюдения за проведением референдума, в частности в Республике Беларусь в октябре 2004 года.

3. С принятием Советом министров иностранных дел СНГ Положения о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах - участниках Содружества Независимых Государств возникла необходимость включения в текст Рекомендаций новых положений, касающихся организации и порядка деятельности указанных миссий как нового субъекта международного наблюдения за выборами и референдумами.

4. Новацией обновленных Рекомендаций является краткий Свод основных правил поведения международного наблюдателя. Таким образом, осуществлена унификация требований к международным наблюдателям, предъявляемых как со стороны институтов СНГ, так и других международных организаций, таких, как, например. Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, Совет Европы, Европарламент.

5. Все более широкое использование различных автоматизированных систем голосования обусловило необходимость включения в новую редакцию Рекомендаций методологии организации международного наблюдения за работой технических средств голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, определения результатов выборов, референдума.

6. Новая редакция Рекомендаций состоит из пяти разделов. В первом разделе представлены основы статуса международного наблюдателя с включением краткого Свода основных правил поведения международного наблюдателя; во втором - сосредоточены основные объекты международного наблюдения в период проведения избирательной кампании, кампании референдума. Третий раздел посвящен организации долгосрочного наблюдения за выборами, референдумом; четвертый раздел - организации краткосрочного наблюдения: в пятом разделе приводится методика предварительного обобщения результатов наблюдения и подготовки итогового заключения о международном наблюдении за выборами, референдумом.

Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами (новая редакция) являются вспомогательным методическим документом (пособием) и предназначены для помощи международным наблюдателям Содружества Независимых Государств в проведении наблюдения за подготовкой и проведением выборов/референдумов, эффективном использовании прав и обязанностей международного наблюдателя при выполнении своей миссии по наблюдению за выборами/референдумами, для помощи в профессиональной оценке, насколько полно и точно национальное законодательство о выборах и референдумах, практика назначения, подготовки и проведения выборов/референдумов соответствуют национальной конституции, международным обязательствам государства, общепризнанным принципам и нормам международного права по проведению демократических выборов/референдумов.

Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами (новая редакция) одобрены на двадцать четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств 4 декабря 2004 года.

Раздел 1 Основы статуса международного наблюдателя содружества независимых государств по наблюдению за выборами/референдумами

1.1. Статус международного наблюдателя Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами/референдумами

Государство, приглашающее международных наблюдателей, исходит из того, что их присутствие способствует открытости и гласности выборов/референдума, соблюдению международных обязательств государства по проведению демократических выборов/референдума, предотвращению нарушений прав человека, связанных с выборами/референдумом.

1.1.1. Международным наблюдателем Содружества Независимых Государств (далее - СНГ) по наблюдению за выборами/референдумом является лицо, представляющее уставные органы СНГ - Межпарламентскую Ассамблею государств

- участников СНГ, Исполнительный комитет СНГ, иные органы Содружества и интеграционные объединения, действующие на пространстве СНГ и предусмотренные международными правовыми документами СНГ (далее - орган (органы) СНГ), а также законодательные, исполнительные и избирательные органы государств - участников СНГ.

1.1.2. Перечисленные в подпункте 1.1.1 пункта 1.1 органы могут принять решение о направлении нескольких международных наблюдателей, которые в этом случае составляют группу (миссию) международных наблюдателей СНГ.

Количественный состав миссии, порядок ее формирования и руководитель (координатор) миссии определяются органом, направляющим миссию международных наблюдателей.

1.1.3. Международный наблюдатель СНГ приобретает право на осуществление наблюдения за выборами/референдумом в соответствии с порядком, установленным национальным законодательством о выборах и референдумах, международными правовыми документами и международными обязательствами государства - участника СНГ, в котором проводятся выборы/референдум.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Рекомендации для международных наблюдателей Содружества Независимых Государств по наблюдению за выборами и референдумами
Утверждены постановлением Межпарламентской Ассамблеи СНГ от 4 декабря 2004 года №24 - 7

О документе

Номер документа:24-7
Дата принятия: 04/12/2004
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Государства-участники Содружества Независимых Государств (СНГ)

Опубликование документа

Нет сведений