База данных

Дата обновления БД:

12.12.2018

Добавлено/обновлено документов:

33 / 268

Всего документов в БД:

88116

Утратил силу

Документ утратил силу с 22 июля 2013 года в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 22 июля 2013 года №1004

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 17 мая 2004 года №34

Об образовании

(В редакции Законов Республики Таджикистан от 28.12.2005 г. №143, 22.12.2006 г. №222, 18.06.2008 г. №407, 26.03.2009 г. №488, 19.05.2009 г. №529, 05.08.2009 г. №545, 21.07.2010 г. №634, 25.03.2011 г. №709)

Настоящий Закон, определяя правовые, организационные, социально-экономические основы развития образования в Республике Таджикистан, устанавливает структуру системы образования, принципы ее регулирования, управления, полномочия и направления деятельности его органов и является правовой базой для других нормативных правовых актов Республики Таджикистан в области образования.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие понятия:

образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, в котором государством фиксируется получение гражданином определенного уровня образования;

получение образования - получение гражданином определенного уровня образования, которое удостоверяется соответствующим документом;

система образования - совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сети действующих образовательных учреждений, независимо от организационно-правовых форм и собственности, органов управления образованием, его учреждениями и организациями, обучающихся и воспитанников, педагогов и других работников, объединений образовательных учреждений, инфраструктурных подразделений и других элементов, объединенных для решения единых целей и задач, направленных на реализацию государственной политики в области образования, увеличение вклада этой отрасли в социально-экономическом развитии страны и повышение уровня благосостояния народа;

образовательное учреждение - юридическое лицо, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализует одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивает воспитание обучающихся и воспитанников;

специальное образовательное учреждение - учреждение, имеющее специальные условия обучения и воспитания, особый образовательный климат и обеспечивающее медицинскую и социальную реабилитацию, обучение и профессиональную подготовку детей и подростков, нуждающихся в продолжительном лечении, имеющих физические, психические отклонения или поведение которых считается опасным для общества;

непрерывное образование - возможность обучения и повышения квалификации на протяжении всей жизни человека;

дистанционное образование - способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного личного контакта между преподавателем и учащимся;

индивидуальное занятие - занятие педагога с обучающимся или студентом с использованием интенсивных методов обучения;

грамотность - умение работать с информацией, в том числе умение выполнять необходимые арифметические операции, восприятие информации из печатного материала, научной литературы, а также умение и навыки письма для получения знании из устных и письменных текстов;

репетитор - педагог, который обучает обучающихся или студентов индивидуально, внерабочее время в школе или в университете;

результат обучения - приобретенные обучающимся знания, умения, навыки, взгляды, мировоззрение и моральные ценности за период учебы в образовательном учреждении;

форма образовании - порядок организации образования, включающий дневную, вечернюю, заочную, семейную, дистанционную формы получения образования и экстернат;

дополнительное образование - привлечение граждан к изучению современной науки, техники и новой технологии, творчеству, получению новой специальности, переподготовки, усовершенствованию квалификации и другие, которое лицо может получить во время учебы в школе, после окончания школы и получения диплома;

государственная аккредитация - процедура определения статуса образовательного учреждения для проведения образовательной деятельности, согласно государственным образовательным стандартам;

аттестация - порядок установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов;

экстернат - самостоятельное изучение дисциплин основной образовательной программы с последующей итоговой аттестацией в учебном заведении;

нострификация - определение эквивалентности документов граждан, которые обучались в зарубежных государствах и международных организациях;

работник сферы образования - лицо, занимающееся на профессиональной основе воспитанием и обучением обучающихся, в том числе лицо вспомогательной службы, которое непосредственно включается в образовательный процесс;

ординатор - врач, проходящий курс усовершенствования квалификации под руководством профессора в ординатуре;

интернатура - форма последипломной практики и усовершенствования квалификации врачей в медицинском учреждении.

Статья 2. Законодательство Республики Таджикистан об образовании

Законодательство Республики Таджикистан об образовании основано на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан и международных правовых актов, признанных Республикой Таджикистан.

Статья 3. Государственная политика в области образования

Республика Таджикистан провозглашает образование одной из приоритетных отраслей.

Государство для реализации образовательной политики создает систему образования Республики Таджикистан, направляет ее деятельность на обеспечение прав граждан на образование.

Организационной основой государственной политики в области образования является программа развития образования, которая разрабатывается Правительством Республики Таджикистан с учетом мировых достижений и представляется на рассмотрение и утверждение Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.

В целях развития образования обеспечивается координация деятельности министерств и комитетов, организаций и учреждений, местных органов государственной власти, физических и юридических лиц.

В органах управления образованием, в образовательных учреждениях, независимо от организационно-правовых форм и собственности, их объединениях (ассоциациях, союзах) запрещается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений.

Статья 4. Основные принципы государственной политики в области образования

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

приоритетности образования на всех уровнях государственного управления;

обязательности общего основного образования;

общедоступности общего среднего, начального профессионального образования и получения в соответствии с способностями и на конкурсной основе последующих уровней образования;

гуманистического характера содержания образования, приоритетности национальных и общечеловеческих ценностей, свободного развития личности;

уважения закона, прав и свободы человека, любви к Родине, семье и окружающей среде;

научного, светского и гуманистического характера обучения и воспитания в образовательных учреждениях;

единства образовательного и культурного пространства, защиты и развития на базе образования национальной культуры и культурных традиций;

демократического и государственно-общественного характера управления сферой образования;

автономности образовательных учреждений;

непрерывности образования, равного отношения государства к государственным и негосударственным, в том числе частным образовательным учреждениям, которые образуют единую систему образования Республики Таджикистан;

соответствия образования потребностям и задачам социально-экономического развития Республики Таджикистан;

тенденции развития системы образования с учетом международных стандартов качества обучения и международных норм информационной обеспеченности образования.

Статья 5. Задачи законодательства в области образования

Основные задачи законодательства в области образования:

формирование правовых основ гарантии конституционных прав граждан на образование:

обеспечение правовых гарантий для деятельности и свободного развития образовательных учреждений и координации их отношений с другими структурами общественной жизни;

установление полномочий, прав, задач и ответственности государственных органов управления, физических и юридических лиц в области образования, правовое регулирование вопросов его развития и отношений субъектов процесса обучения и воспитания.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия Статья 2. Законодательство Республики Таджикистан об образовании Статья 3. Государственная политика в области образования Статья 4. Основные принципы государственной политики в области образования Статья 5. Задачи законодательства в области образования Статья 6. Государственные гарантии прав граждан Республики Таджикистан на образование Статья 7. Язык обучения Статья 8. Государственные образовательные стандарты и образовательные программы Глава 2. Система образования Республики Таджикистан Статья 9. Структура системы образования Статья 10. Структура образовательных учреждений Статья 11. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений Статья 12. Порядок регистрации образовательных учреждений Статья 13. Порядок деятельности образовательных учреждений Статья 14. Учредитель (учредители) образовательного учреждения Статья 15. Устав образовательного учреждения Статья 16. Дошкольное воспитание и обучение Статья 17. Общее образование Статья 18. Начальное профессиональное образование Статья 19. Среднее профессиональное образование Статья 20. Высшее профессиональное образование Статья 21. Профессиональное образование после высшего образовательного учреждения Статья 22. Дополнительное образование Статья 23. Специальное образование Статья 24. Документы об образовании Статья 25. Трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования Статья 26. Организация учебно-воспитательного процесса Глава 3. Управление системой образования Статья 27. Органы управления системой образования Статья 28. Полномочия Правительства Республики Таджикистан в сфере образования Статья 29. Полномочия государственного республиканского органа управления образованием Республики Таджикистан Статья 30. Полномочия других министерств и ведомств в сфере образования Статья 31. Полномочия местных органов государственной власти Статья 32. Полномочия местных органов управления образованием Статья 33. Полномочия образовательных учреждений Статья 34. Управление государственными образовательными учреждениями Статья 35. Управление негосударственными образовательными учреждениями Статья 36. Самоуправление государственных образовательных учреждений Статья 37. Научные основы и научное обеспечение образования Глава 4. Права и обязанности субъектов образовательного процесса Статья 38. Субъекты образовательного процесса Статья 39. Права и социальная защита субъектов процесса обучения и воспитания Статья 40. Педагогическая деятельность Статьи 41. Права и обязанности педагогических работников и других работников системы образования Статья 42. Права и обязанности родителей (лиц, их заменяющих) и сфере образования Глава 5. Экономика системы образования Статья 43. Принципы и условия осуществления финансово-хозяйственной деятельности в системе образования Статья 44. Оплата труда работников образовательных учреждений Статья 45. Налогообложение в области образования Статья 46. Имущественные права учреждений образования Статья 47. Платная образовательная деятельность образовательных учреждений Статья 48. Материально-техническая база образовательного учреждения Статья 49. Договор о подготовке специалистов Статья 50. Фонд обучения Статья 51. Благотворительность Статья 52. Охрана здоровья, организация питания и культурного обслуживания в системе образования Глава 6. Международные связи в системе образования Статья 53. Международное сотрудничество Статья 54. Внешнеэкономическая деятельность Статья 55. Ответственность за нарушение настоящего Закона Статья 56. О признании утратившим силу Закона Республики Таджикистан "Об образовании" Статья 57. Порядок введения в действие настоящего Закона

Закон Республики Таджикистан от 17 мая 2004 года №34
"Об образовании"

О документе

Номер документа:34
Дата принятия: 17/05/2004
Состояние документа:Утратил силу
Органы эмитенты: Парламент
Утратил силу с:22/07/2013

Опубликование документа

Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2004г. № 5 ст. 345

Редакции документа

Текущая редакция принята: 25/03/2011