Дата обновления БД:
27.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
113 / 335
Всего документов в БД:
132494
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН
от 17 мая 2004 года №34
Об образовании
(В редакции Законов Республики Таджикистан от 28.12.2005 г. №143, 22.12.2006 г. №222, 18.06.2008 г. №407, 26.03.2009 г. №488, 19.05.2009 г. №529, 05.08.2009 г. №545, 21.07.2010 г. №634, 25.03.2011 г. №709)
Настоящий Закон, определяя правовые, организационные, социально-экономические основы развития образования в Республике Таджикистан, устанавливает структуру системы образования, принципы ее регулирования, управления, полномочия и направления деятельности его органов и является правовой базой для других нормативных правовых актов Республики Таджикистан в области образования.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие понятия:
образование - целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства, в котором государством фиксируется получение гражданином определенного уровня образования;
получение образования - получение гражданином определенного уровня образования, которое удостоверяется соответствующим документом;
система образования - совокупность образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сети действующих образовательных учреждений, независимо от организационно-правовых форм и собственности, органов управления образованием, его учреждениями и организациями, обучающихся и воспитанников, педагогов и других работников, объединений образовательных учреждений, инфраструктурных подразделений и других элементов, объединенных для решения единых целей и задач, направленных на реализацию государственной политики в области образования, увеличение вклада этой отрасли в социально-экономическом развитии страны и повышение уровня благосостояния народа;
образовательное учреждение - юридическое лицо, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализует одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивает воспитание обучающихся и воспитанников;
специальное образовательное учреждение - учреждение, имеющее специальные условия обучения и воспитания, особый образовательный климат и обеспечивающее медицинскую и социальную реабилитацию, обучение и профессиональную подготовку детей и подростков, нуждающихся в продолжительном лечении, имеющих физические, психические отклонения или поведение которых считается опасным для общества;
непрерывное образование - возможность обучения и повышения квалификации на протяжении всей жизни человека;
дистанционное образование - способ реализации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного личного контакта между преподавателем и учащимся;
индивидуальное занятие - занятие педагога с обучающимся или студентом с использованием интенсивных методов обучения;
грамотность - умение работать с информацией, в том числе умение выполнять необходимые арифметические операции, восприятие информации из печатного материала, научной литературы, а также умение и навыки письма для получения знании из устных и письменных текстов;
репетитор - педагог, который обучает обучающихся или студентов индивидуально, внерабочее время в школе или в университете;
результат обучения - приобретенные обучающимся знания, умения, навыки, взгляды, мировоззрение и моральные ценности за период учебы в образовательном учреждении;
форма образовании - порядок организации образования, включающий дневную, вечернюю, заочную, семейную, дистанционную формы получения образования и экстернат;
дополнительное образование - привлечение граждан к изучению современной науки, техники и новой технологии, творчеству, получению новой специальности, переподготовки, усовершенствованию квалификации и другие, которое лицо может получить во время учебы в школе, после окончания школы и получения диплома;
государственная аккредитация - процедура определения статуса образовательного учреждения для проведения образовательной деятельности, согласно государственным образовательным стандартам;
аттестация - порядок установления соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов;
экстернат - самостоятельное изучение дисциплин основной образовательной программы с последующей итоговой аттестацией в учебном заведении;
нострификация - определение эквивалентности документов граждан, которые обучались в зарубежных государствах и международных организациях;
работник сферы образования - лицо, занимающееся на профессиональной основе воспитанием и обучением обучающихся, в том числе лицо вспомогательной службы, которое непосредственно включается в образовательный процесс;
ординатор - врач, проходящий курс усовершенствования квалификации под руководством профессора в ординатуре;
интернатура - форма последипломной практики и усовершенствования квалификации врачей в медицинском учреждении.
Статья 2. Законодательство Республики Таджикистан об образовании
Законодательство Республики Таджикистан об образовании основано на Конституции Республики Таджикистан и состоит из настоящего Закона, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан и международных правовых актов, признанных Республикой Таджикистан.
Статья 3. Государственная политика в области образования
Республика Таджикистан провозглашает образование одной из приоритетных отраслей.
Государство для реализации образовательной политики создает систему образования Республики Таджикистан, направляет ее деятельность на обеспечение прав граждан на образование.
Организационной основой государственной политики в области образования является программа развития образования, которая разрабатывается Правительством Республики Таджикистан с учетом мировых достижений и представляется на рассмотрение и утверждение Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.
В целях развития образования обеспечивается координация деятельности министерств и комитетов, организаций и учреждений, местных органов государственной власти, физических и юридических лиц.
В органах управления образованием, в образовательных учреждениях, независимо от организационно-правовых форм и собственности, их объединениях (ассоциациях, союзах) запрещается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений.
Статья 4. Основные принципы государственной политики в области образования
Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:
приоритетности образования на всех уровнях государственного управления;
обязательности общего основного образования;
общедоступности общего среднего, начального профессионального образования и получения в соответствии с способностями и на конкурсной основе последующих уровней образования;
гуманистического характера содержания образования, приоритетности национальных и общечеловеческих ценностей, свободного развития личности;
уважения закона, прав и свободы человека, любви к Родине, семье и окружающей среде;
научного, светского и гуманистического характера обучения и воспитания в образовательных учреждениях;
единства образовательного и культурного пространства, защиты и развития на базе образования национальной культуры и культурных традиций;
демократического и государственно-общественного характера управления сферой образования;
автономности образовательных учреждений;
непрерывности образования, равного отношения государства к государственным и негосударственным, в том числе частным образовательным учреждениям, которые образуют единую систему образования Республики Таджикистан;
соответствия образования потребностям и задачам социально-экономического развития Республики Таджикистан;
тенденции развития системы образования с учетом международных стандартов качества обучения и международных норм информационной обеспеченности образования.
Статья 5. Задачи законодательства в области образования
Основные задачи законодательства в области образования:
формирование правовых основ гарантии конституционных прав граждан на образование:
обеспечение правовых гарантий для деятельности и свободного развития образовательных учреждений и координации их отношений с другими структурами общественной жизни;
установление полномочий, прав, задач и ответственности государственных органов управления, физических и юридических лиц в области образования, правовое регулирование вопросов его развития и отношений субъектов процесса обучения и воспитания.
Закон Республики Таджикистан от 17 мая 2004 года №34
"Об образовании"
О документе
Номер документа: | 34 |
Дата принятия: | 17/05/2004 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Органы эмитенты: |
Парламент |
Утратил силу с: | 22/07/2013 |
Опубликование документа
Ахбори Маджлиси Оли Республики Таджикистан, 2004г. № 5 ст. 345
Редакции документа
Текущая редакция принята: 25/03/2011
Закон Республики Таджикистан "О всеобщей воинской обязанности и воинской службе"
Закон Республики Таджикистан "Об информации"
Положение лицензионной комиссии образовательных учреждений Республики Таджикистан
Постановление Правительства Республики Таджикистан "Об установлении льгот для молодых учителей"
Закон Республики Таджикистан "О дополнительном образовании"
Документ утратил силу с 22 июля 2013 года в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 22 июля 2013 года №1004