База данных

Дата обновления БД:

17.04.2021

Добавлено/обновлено документов:

29 / 176

Всего документов в БД:

106818

Утратил силу

Документ утратил силу с 28 октября 2017 года в соответствии с пунктом 3 Приказа Министра обороны Республики Казахстан от 24 августа 2017 года №486 

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 24 июня 2015 года №360

Об утверждении Инструкции по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов в государственной авиации Республики Казахстан

В соответствии с подпунктом 12) статьи 15 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" и в целях упорядочения деятельности авиационного персонала по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов в государственной авиации Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов в государственной авиации Республики Казахстан.

2. Начальнику Главного управления по надзору за безопасностью полетов государственной авиации Республики Казахстан:

1) в установленном законодательном порядке направить настоящий приказ в Министерство юстиции Республики Казахстан для государственной регистрации;

2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации копию настоящего приказа направить в периодические печатные издания и в информационно-правовую систему "Аділет" республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан" для официального опубликования;

3) после официального опубликования приказ разместить на интернет-ресурсе Министерства обороны Республики Казахстан.

3. Контроль за исполнением приказа возложить на руководителей органов управления государственной авиации Республики Казахстан.

4. Приказ довести до должностных лиц в части, их касающейся.

5. Приказ вводится в действие по истечению десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

Министр обороны Республики Казахстан

И.Тасмагамбетов

Согласован

Председателем Комитета национальной безопасности Республики Казахстан

24 июля 2015 года

 

______________ Н.Абыкаев

Согласован

Министром внутренних дел Республики Казахстан генерал-полковник полиции

9 июля 2015 года

 

______________К.Касымов

Утверждена Приказом Министра обороны Республики Казахстан от 24 июня 2015 года №360

Инструкция по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов в государственной авиации Республики Казахстан

1. Общие положения

1. Инструкция по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов в государственной авиации Республики Казахстан (далее – Инструкция) разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" (далее – Закон).

2. Инструкция детализирует деятельность авиационного персонала государственной авиации по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов.

3. Термины и определения, используемые в Инструкции:

1) авиационная часть – республиканское государственное учреждение, осуществляющее организацию и выполнение полетов воздушных судов государственной авиации, их эксплуатацию и хранение;

2) авиационное событие – событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, в ходе которого произошла угроза безопасности полета, повреждение или утрата воздушного судна и/или гибель людей, находившихся на этом воздушном судне;

3) авиационный инцидент – авиационное событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целостности воздушного судна и (или) жизни людей, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием;

4) авиационное происшествие – авиационное событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) людей, находившихся на борту воздушного судна, и (или) утрате этого воздушного судна;

5) воздушное судно – аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, исключая взаимодействие с воздухом, отраженным от земной (водной) поверхности;

6) серьезный авиационный инцидент с повреждением воздушного судна – авиационный инцидент, при котором восстановление воздушного судна, получившего повреждение, возможно и экономически целесообразно;

7) летная эксплуатация воздушного судна – процесс эксплуатации воздушного судна от начала проведения летным составом предполетного осмотра воздушного судна до момента, когда все лица находившиеся на борту с целью полета, покинули воздушное судно;

8) серьезный авиационный инцидент – авиационный инцидент, обусловленный возникновением сложной или аварийной полетной ситуации, или при котором здоровью хотя бы одного из лиц, находившихся на борту воздушного судна, причинен вред;

9) особая ситуация – любая нештатная ситуация в процессе летной эксплуатации воздушного судна, вызванная воздействием опасного фактора и приводящая к снижению безопасности полетов;

10) части обеспечения – авиационно-технические базы, авиационные комендатуры, центры управления воздушным движением;

11) опасный фактор – любое (реальное или потенциальное) воздействие на какой-либо элемент авиационной системы, способное привести к возникновению авиационного события;

12) государственная авиация – авиация, находящаяся в ведении уполномоченного органа в сфере государственной авиации, органов внутренних дел, Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, а также других государственных органов по решению Правительства Республики Казахстан и используемая в целях обороны, безопасности государства, охраны общественного порядка;

13) уполномоченный орган в сфере государственной авиации – Министерство обороны Республики Казахстан;

14) орган безопасности полетов государственной авиации – структурное подразделение Министерства обороны Республики Казахстан, осуществляющее государственный контроль и надзор по вопросам безопасности полетов в государственной авиации Республики Казахстан;

15) органы управления государственной авиации – Управление главнокомандующего Силами воздушной обороны Вооруженных Сил Республики Казахстан, Главное командование Национальной гвардии Республики Казахстан, Пограничная служба Комитета национальной безопасности Республики Казахстан;

16) орган безопасности полетов – структурное подразделение в составе органа управления, авиационной части государственной авиации.

2. Деятельность руководителей (командиров, начальников) органов управления по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов. Органы безопасности полетов

Параграф 1. Деятельность руководителей (командиров, начальников) органов управления

4. Руководитель (командир, начальник) органа управления организовывает работу по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов.

Руководитель органа управления, командир (начальник) авиационной части (подразделения) государственной авиации:

1) осуществляет постоянное руководство всеми видами деятельности подчиненных структур, связанными с организацией полетов и их безопасным выполнением;

2) руководит работой должностных лиц подчиненных органов безопасности полетов;

3) организовывает своевременное и качественное планирование работы органа управления по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов;

4) проводит систематический анализ состояния безопасности полетов на основе наблюдений, докладов и поступающей информации, оценивает деятельность должностных лиц по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов в подчиненных органах управления;

5) контролирует выполнение мероприятий программ предотвращения авиационных происшествий и инцидентов (далее – Программа) и планов по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов,

их обеспеченность финансовыми и материально-техническими средствами;

6) осуществляет подбор (по согласованию с вышестоящим органом безопасности полетов) и организовывает подготовку специалистов органов безопасности полетов, контролирует уровень подготовки руководителей (командиров, начальников) подчиненных органов управления в вопросах предотвращения авиационных происшествий и инцидентов.

Параграф 2. Органы безопасности полетов

5. Органы безопасности полетов предназначены для осуществления деятельности, направленной на проведение мероприятий по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов с воздушными судами государственной авиации.

6. Главное управление по надзору за безопасностью полетов государственной авиации Республики Казахстан осуществляет функции по государственному контролю и надзору в области деятельности государственной авиации по вопросам безопасности полетов.

7. Решением руководителя государственного органа в органах управления государственной авиации создаются органы безопасности полетов.

8. Назначение начальников органов безопасности полетов производится после согласования с руководителями вышестоящих органов безопасности полетов. Подбор должностных лиц в органы безопасности полетов проводится по согласованию с начальниками (руководителями) этих органов.

9. Обязанности должностных лиц органов безопасности полетов согласовываются с руководителем вышестоящего органа безопасности полетов и утверждаются своими непосредственными руководителями (командирами, начальниками).

10. Нижестоящие органы безопасности полетов в специальном отношении подчиняются руководителю вышестоящего органа безопасности полетов.

Параграф 3. Полномочия специалистов органов безопасности полетов

11. Специалисты органов безопасности полетов:

1) выявляют и анализируют опасные факторы;

2) контролируют проведение профилактических мероприятий по предупреждению авиационных происшествий и инцидентов, устранение недостатков и нарушений в организации, выполнении и обеспечении полетов;

3) разрабатывают совместно со структурными подразделениями органов управлений мероприятий по устранению или снижению влияния опасных факторов, недостатков и нарушений;

4) организовывают своевременное доведение до авиационного персонала оперативной, периодической и представляемой по запросу информации об авиационных происшествиях и инцидентах;

5) организовывают работу нижестоящих органов безопасности полетов по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов в государственной авиации, осуществляют контроль за полнотой исполнения обязанностей личным составом этих органов;

6) оценивают состояние безопасности полетов в авиационных частях;

7) контролируют качество и полноту проведения расследований авиационных инцидентов;

8) проверяют состояние воздушных судов, средств управления и обеспечения полетов в авиационных частях и частях обеспечения.

12. Руководитель органа безопасности полетов государственной авиации в пределах компетенции:

1) назначает проведение в государственной авиации (по согласованию с руководителями органов управления государственной авиации) проверок деятельности авиационного персонала государственной авиации в части, касающейся безопасности полетов;

2) приостанавливает исполнение обязанностей должностными лицами из числа авиационного персонала государственной авиации Республики Казахстан, допустивших нарушения в организации и проведении полетов государственной авиации и использовании воздушного пространства;

3) отстраняет от эксплуатации авиационную технику, средства управления и обеспечения полетов при несоответствии их состояния требованиям технической документации;

4) запрашивает у государственных органов служебные документы и информацию по вопросам, отнесенным к компетенции государственного учреждения;

5) принимает участие в мероприятиях, проводимых государственными органами, в части, касающейся задач по обеспечению безопасности полетов государственной авиации;

6) организовывает проведение оценки состояния аварийности в государственной авиации, разрабатывает предложения по предупреждению авиационных происшествий и авиационных инцидентов, представляет информацию руководителям государственных органов по этим вопросам;

7) координирует работу органов безопасности полетов государственной авиации, направленную на повышение надежности авиационной системы;

8) организовывает расследование авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами, а также авиационных происшествий и авиационных инцидентов, в которые вовлечен авиационный персонал нескольких государственных органов;

9) разрабатывает для государственных органов предложения о порядке расследования при установлении факта вовлечения в авиационное происшествие или в авиационный инцидент авиационного персонала этих государственных органов;

10) принимает решение о порядке дальнейшего расследования авиационного происшествия или авиационного инцидента при установлении факта вовлечения в авиационное происшествие или в авиационный инцидент авиационного персонала других государственных органов;

11) организовывает взаимодействие с государственными органами, органами безопасности полетов гражданской и экспериментальной авиации, научно-исследовательскими учреждениями и организациями по вопросам расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов, обеспечения безопасности полетов и повышения надежности государственных воздушных судов.

13. Должностные лица органов безопасности полетов:

1) заслушивают доклады должностных лиц органов управления (авиационных частей, частей обеспечения) по вопросам организации и выполнения мероприятий, направленных на поддержание безопасности полетов воздушных судов государственной авиации;

2) проверяют деятельность авиационного персонала государственной авиации, в том числе уровень подготовки летного состава в технике пилотирования, воздушной навигации и боевом применении;

3) приостанавливают исполнение обязанностей должностными лицами из числа авиационного персонала от заместителя руководителя (командира, начальника) и ниже в своем органе управления, допустившими нарушения в организации и проведении полетов государственной авиации и использовании воздушного пространства, угрожающих безопасности полетов, с последующим докладом своим непосредственным руководителям (командирам, начальникам);

4) отстраняют от эксплуатации воздушные суда, средства управления и обеспечения полетов при несоответствии их состояния требованиям технической документации, с последующим докладом своим непосредственным руководителям (командирам, начальникам);

5) дают должностным лицам авиационного персонала указания по устранению выявленных нарушений и недостатков в части, касающейся безопасности полетов, с докладом своим непосредственным руководителям (командирам, начальникам).

14. Указания должностных лиц органа безопасности полетов государственной авиации по вопросам, отнесенным к их компетенции, принимаются к исполнению всеми должностными лицами авиационного персонала государственной авиации.

15. Указания должностных лиц органов безопасности полетов по вопросам, отнесенным к их компетенции, принимаются к исполнению всеми должностными лицами соответствующих органов управления, авиационных частей и частей обеспечения государственной авиации.

3. Организация профилактической работы по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов

Параграф 1. Содержание, сущность и принципы профилактической работы по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов

16. Профилактическая работа по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов составляет основное содержание деятельности авиационных командиров, начальников, всего авиационного персонала по обеспечению безопасности полетов и проводится во всех органах управления, авиационных частях и частях обеспечения.

Сущность профилактической работы по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов заключается в активном выявлении опасных факторов летной работы и принятии мер по их устранению, снижению их влияния или уклонению от них.

17. Основными принципами, определяющими действенность работы по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов, являются:

1) объективность при выявлении и анализе опасных факторов;

2) своевременность и периодическое повторение мероприятий по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов;

3) совершенствование методов, способов и принципов работы по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов;

4) систематичность, полный охват авиационной деятельности, законченность принимаемых мер;

5) личное участие и личный пример руководящего состава в проведении работы по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов, в соблюдении установленных порядка и правил полетов;

6) постоянная оценка эффективности проводимой работы.

Параграф 2. Выявление опасных факторов

18. Выявлением опасных факторов занимаются все должностные лица, участвующие в организации, управлении, выполнении и обеспечении полетов, а также контролирующие их проведение.

Контроль за деятельностью по выявлению опасных факторов осуществляют старшие авиационные начальники.

19. Для выявления опасных факторов используются наблюдения и доклады должностных лиц, организующих, выполняющих, обеспечивающих и обслуживающих полеты, материалы средств объективного контроля, сообщения должностных лиц, контролирующих полеты, записи в журналах руководителя полетов и старшего инженера полетов, бортовая и техническая документация, свидетельства очевидцев и добровольные сообщения лиц, имеющих сведения о нарушениях.

20. Основные формы работы по выявлению опасных факторов:

1) прогнозирование опасных факторов, приводящих к авиационным происшествиям и инцидентам;

2) инспектирование (проверка) структурных подразделений;

3) расследование авиационных происшествий и инцидентов;

4) добровольные (конфиденциальные) сообщения о недостатках, особых ситуациях, угрожающих безопасности полетов.

21. В авиационных частях (частях обеспечения) прогнозирование опасных факторов применяется в упрощенном виде путем анализа работы руководящего состава и предвидения условий, в которых решаются задачи, поставленные на предстоящий учебный год.

К таким задачам относятся: переучивание на другие типы воздушных судов, освоение новых тактических приемов, систем обслуживания авиационной техники.

Результаты прогнозирования отражаются в соответствующем аналитическом разделе Программы.

22. В органах управления государственной авиации прогнозирование опасных факторов применяется в упрощенном виде путем анализа работы отдельных элементов и авиационной системы в целом. Прогнозирование осуществляется с целью выработки эффективного пути предотвращения авиационных происшествий и инцидентов. По результатам прогнозирования отрабатываются мероприятия по устранению опасных факторов и ограничению их возможного проявления.

23. Инспектирование (проверка) структурных подразделений является одной из прямых обязанностей всего руководящего состава и осуществляется должностными лицами всех инстанций.

При этом инспектирование структурных подразделений (контроль их деятельности) проводится руководителем вышестоящей инстанции, отдельными должностными лицами и/или специальными группами (комиссиями).

24. В ходе инспектирования (проверки), проверяется законность выполнения полетов, качество организации, подготовки и проведения полетов, состояние работы по выявлению, расследованию, учету и анализу авиационных инцидентов, нарушений и ошибочных действий летного состава.

Принципы инспектирования: систематичность, целенаправленность, объективность, действенность.

25. Задачами инспектирования (проверки) являются:

1) изучение фактического положения дел (состояния безопасности полетов и профилактической работы) в проверяемом структурном подразделении;

2) анализ и изучение (на предмет наличия опасных факторов) порядка организации и проведения летной работы и соблюдения при этом требований руководящих документов;

3) выявление опасных факторов;

4) принятие мер по устранению опасных факторов;

5) уточнение Программы. Осуществление контроля реализации Программы;

6) проведение разбора результатов инспектирования с руководящим составом проверяемого подразделения и оказание помощи в устранении недостатков;

7) оценка эффективности принимаемых мер.

26. Инспектирование (проверка) подразделяется на плановое и внеплановое:

1) плановое – инспектирование (проверка), назначаемое в отношении проверяемого органа управления (авиационной части, части обеспечения) на основании ежегодного плана проведения проверок;

2) внеплановое – инспектирование (проверка), назначаемое в отношении конкретного проверяемого органа управления (авиационной части, части обеспечения) с целью устранения непосредственной угрозы безопасности полетов.

27. В случае обнаружения нарушений, неправильных действий (бездействия) авиационного персонала, инспектирующий (проверяющий) пресекает опасные факторы, создающие угрозу безопасности полетов, до прекращения полетов.

Инспектирующий (проверяющий) информирует командира (начальника) проверяемого органа управления, авиационной части (части обеспечения) обо всех выявленных недостатках, упущениях и замечаниях, доводит до него перечень недостатков, которые будут доложены вышестоящему начальнику.

28. По результатам работы инспектирующий проводит разбор и готовит доклад своему начальнику о состоянии дел в проверяемом органе управления (авиационной части, части обеспечения) с предложениями по устранению выявленных недостатков.

План мероприятий по устранению выявленных нарушений (недостатков, упущений) проверяемый субъект представляет в проверяющий орган в течение десяти рабочих дней с момента получения предписания на устранение выявленных нарушений (недостатков, упущений).

29. Расследование авиационных происшествий и инцидентов проводится с целью выявления причин авиационных событий и выработки рекомендаций по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов. Расследование авиационных происшествий и инцидентов является наиболее действенной формой выявления опасных факторов.

30. Авиационные инциденты в государственной авиации классифицируются на авиационные инциденты, серьезные авиационные инциденты, серьезные авиационные инциденты с повреждением воздушного судна.

31. Добровольные конфиденциальные сообщения о недостатках, особых ситуациях и событиях, которые, по мнению их участников или свидетелей, представляют угрозу безопасности полетов, но неизвестные командованию, или известные, но не расследованные, существенно расширяют возможности по выявлению опасных факторов.

Добровольные конфиденциальные сообщения используются на основе доверительности и строгой конфиденциальности, в дополнение к официально установленному порядку представления донесений о выявленных опасных факторах.

Параграф 3. Планирование работы по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов

32. Планирование работы по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов проводится в органах управления, авиационных частях и частях обеспечения государственной авиации.

Основными плановыми документами профилактической работы являются Программа и план мероприятий по обеспечению безопасности полетов, в котором отображаются мероприятия месячного планирования.

Плановые документы профилактической работы разрабатываются в органах управления, авиационных частях и частях обеспечения государственной авиации и утверждаются соответствующим руководителем органа управления государственной авиации, командиром (начальником) авиационной части, части обеспечения.

В дополнение к этим документам, в органах управления и авиационных частях (частях обеспечения), разрабатываются планы профилактических мероприятий по результатам инспектирований (проверок), и по результатам расследований авиационных происшествий и инцидентов.

33. Программа является основным руководящим документом, определяющим комплекс взаимосвязанных работ, организационных и технических мероприятий, требований, установленных на определенный период, с целью обеспечения безопасности полетов.

Программа разрабатывается на календарный год.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

ПРИКАЗ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Инструкция по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов в государственной авиации Республики Казахстан 1. Общие положения 2. Деятельность руководителей (командиров, начальников) органов управления по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов. Органы безопасности полетов Параграф 1. Деятельность руководителей (командиров, начальников) органов управления Параграф 2. Органы безопасности полетов Параграф 3. Полномочия специалистов органов безопасности полетов 3. Организация профилактической работы по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов Параграф 1. Содержание, сущность и принципы профилактической работы по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов Параграф 2. Выявление опасных факторов Параграф 3. Планирование работы по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов Параграф 4. Основные профилактические мероприятия по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов Параграф 5. Разработка и доведение мер безопасности на полеты Параграф 6. Изучение оперативной и периодической информации Параграф 7. Конференция по безопасности полетов Параграф 8. Специальные занятия по безопасности полетов Параграф 9. Комплексная тренировка по оказанию помощи экипажу терпящего бедствие воздушного судна Параграф 10. Подготовка летного состава к действиям в особых случаях в полете Параграф 11. Анализ и оценка эффективности работы по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов 4. Работа руководящего состава органов управления государственной авиации и частей по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов Параграф 1. Работа руководящего состава органов управления государственной авиации Параграф 2. Работа командиров, штабов и служб авиационных частей и частей обеспечения 5. Опасные факторы и мероприятия по их устранению Параграф 1. Опасные факторы и мероприятия по их устранению при руководстве полетами и управлении воздушным движением Параграф 2. Опасные факторы и мероприятия по их устранению при организации и проведении полетов Параграф 3. Опасные факторы и мероприятия по их устранению в штурманском и аэронавигационном обеспечении полетов Параграф 4. Опасные факторы и мероприятия по их устранению в инженерно-авиационном обеспечении полетов Параграф 5. Опасные факторы и мероприятия по их устранению в аэродромно-техническом обеспечении полетов Параграф 6. Опасные факторы и мероприятия по их устранению в связном и радиотехническом обеспечении полетов Параграф 7. Опасные факторы и мероприятия по их устранению в метеорологическом и орнитологическом обеспечении полетов Параграф 8. Опасные факторы и мероприятия по их устранению в медицинском обеспечении полетов 6. Взаимодействие по вопросам безопасности полетов 7. Информационное обеспечение мероприятий по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11

Приказ Министра обороны Республики Казахстан от 24 июня 2015 года №360
"Об утверждении Инструкции по предотвращению авиационных происшествий и инцидентов в государственной авиации Республики Казахстан"

О документе

Номер документа:360
Дата принятия: 24/06/2015
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:15/10/2015
Органы эмитенты: Государственные органы и организации
Утратил силу с:28/10/2017

Документ утратил силу с 28 октября 2017 года в соответствии с пунктом 3 Приказа Министра обороны Республики Казахстан от 24 августа 2017 года №486 

Опубликование документа

Информационно-правовая система нормативных правовых актов Республики Казахстан "Адилет" от 5 октября 2015 года;

Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан от 1 сентября 2015 года №11990.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 5 Приказ вводится в действие по истечению десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования - с 15 октября 2015 года.

Приложения к документу

Приложение 11 к Приказу от 24.06.2015 №360