Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ТРАНСПОРТА И КОММУНИКАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 13 июля 2015 года №34

О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 26 января 2009 года №12

На основании абзаца пятого части первой статьи 9 Закона Республики Беларусь от 6 января 1999 года "О железнодорожном транспорте" в редакции Закона Республики Беларусь от 31 декабря 2014 года и подпункта 5.9 пункта 5 Положения о Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 июля 2006 г. №985 "Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь", Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 26 января 2009 г. №12 "Об утверждении правил перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., №84, 8/20473; 2011 г., №14, 8/23271; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.08.2012, 8/26317) следующие изменения и дополнения:

1.1. Правила выдачи грузов на железнодорожном транспорте общего пользования, утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются);

1.2. Правила заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования, утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются);

1.3. в Правилах перевозок железнодорожным транспортом общего пользования грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденных этим постановлением:

в части второй пункта 2:

после слова "передается" дополнить часть словами "перевозчику на железнодорожной";

слово "станцией" заменить словом "перевозчиком";

в пункте 3:

в абзаце шестом слово "станциями" заменить словом "перевозчиком";

дополнить пункт частью второй следующего содержания:

"При этом в накладную включаются вагоны для проезда проводников грузоотправителя, грузополучателя, вагоны прикрытия в случаях, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования, утверждаемых в порядке, установленном законодательством.";

в пункте 5:

из части первой слова ", утверждаемыми Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь," исключить;

в части пятой и девятой слово "станцией" заменить словом "перевозчиком";

в части десятой:

после слов "предъявляются грузоотправителем" дополнить часть словом "перевозчику";

слова "Железнодорожной станцией", "железнодорожной станцией" заменить словом "Перевозчиком", "перевозчиком";

слова ", утверждаемых Министерством транспорта и коммуникаций" исключить;

из пункта 6 слова ", утверждаемыми Министерством транспорта и коммуникаций" исключить;

в пункте 7:

в части первой слова "станция обязана составить" заменить словами "перевозчик составляет";

в части второй:

слова "железнодорожной станцией", "работника" и "железной дороги" заменить соответственно словами "перевозчиком", "представителя перевозчика на" и "перевозчика";

после слов "календарным штемпелем" дополнить часть словами "перевозчика на";

часть третью после слова "остается" дополнить словами "у перевозчика";

в части четвертой:

слова "железнодорожной станцией" и "работника" заменить соответственно словами "перевозчиком" и "представителя перевозчика на";

после слов "календарным штемпелем" дополнить часть словами "перевозчика на";

в части пятой слова "железнодорожной станцией" заменить словом "перевозчиком";

в части шестой:

слова "железнодорожной станцией" заменить словом "перевозчиком";

слова ", утверждаемых Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь" исключить;

второе предложение исключить;

в пункте 8:

в части первой слова "Железнодорожная станция назначения" и "железной дороги" заменить соответственно словами "Перевозчиком" и "перевозчика";

в части второй:

слова ", утверждаемыми Министерством транспорта и коммуникаций," исключить;

слова "Железнодорожная станция", "железной дороги" и "оформившей досылку" заменить соответственно словами "Перевозчик на железнодорожной станции", "перевозчика" и "на которой оформлена досылка";

после слова "календарным штемпелем" дополнить часть словами "перевозчика на";

после слова "возвращается" дополнить часть словами "перевозчику на";

в пункте 10 слова "железнодорожная станция назначения" заменить словом "перевозчик";

в приложении 1:

слова "Начальник станции" и "Приемосдатчик станции" заменить словами "Представитель перевозчика";

слова "железной дорогой", "железной дороги", "товарный кассир", "жел. дорогой", "жел. дороги" заменить словом "перевозчик" в соответствующем падеже;

слова "квитанции №" исключить;

слово "условно," исключить;

слова "Приемосдатчик железной дороги" заменить словами "Масса груза определена с участием перевозчика";

после слова "штемпель" дополнить приложение словами "перевозчика на";

1.4. в Правилах перевозок железнодорожным транспортом общего пользования грузов отправительскими маршрутами, утвержденных этим постановлением:

в пункте 2 слова "подъездном пути" и "организацией Белорусской железной дороги" заменить соответственно словами "железнодорожном пути необщего пользования" и "перевозчиком";

абзац третий части первой пункта 3 после слов "железнодорожных станций распыления" дополнить словами "для национальных (общесетевых) перевозчиков";

часть первую пункта 4 после слов "длины маршрутов" дополнить словами "для национальных (общесетевых) перевозчиков";

в части второй пункта 6:

слова "Белорусской железной дорогой, ее организациями" заменить словом "перевозчиком";

слова ", утверждаемыми Министерством транспорта и коммуникаций" исключить;

в пункте 7 слова "подъездного пути" заменить словами "железнодорожного пути необщего пользования";

в пункте 8:

в части первой слова "Железнодорожная станция" заменить словами "Перевозчик на железнодорожной станции";

из части второй слова ", утверждаемыми Министерством транспорта и коммуникаций" исключить;

1.5. Правила перевозок железнодорожным транспортом общего пользования грузов в универсальных контейнерах, утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются);

1.6. в Правилах перевозок железнодорожным транспортом общего пользования грузов в специализированных контейнерах, утвержденных этим постановлением:

в пункте 3:

часть первую изложить в следующей редакции:

"3. Для перевозок грузов могут использоваться специализированные крупнотоннажные контейнеры.";

часть вторую исключить;

часть третью считать частью второй;

в пункте 4:

часть вторую исключить;

части третью и четвертую считать соответственно частями второй и третьей;

из части третьей слова ", утверждаемыми Министерством транспорта и коммуникаций," исключить;

в пункте 6:

часть первую исключить;

части вторую и третью считать соответственно частями первой и второй;

в части второй:

слова "Сертификат соответствия на среднетоннажный специализированный контейнер или свидетельство" заменить словом "Свидетельство";

после слова "предъявляется" дополнить часть словами "перевозчику на";

в пункте 7:

из части первой слова ", утверждаемыми Министерством транспорта и коммуникаций," исключить;

в части третьей слова "Белорусской железной дорогой, ее организациями" заменить словом "перевозчиком";

из пункта 14 слова "в вагонах и контейнерах" исключить;

1.7. Правила приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования, утвержденные этим постановлением, изложить в новой редакции (прилагаются).

2. Настоящее постановление вступает в силу через месяц после его официального опубликования.

 

Министр

А.А.Сивак

Согласовано

Председателем Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь

9 июня 2015 года

 

В.В.Назаренко

 

 

Утверждены Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 26 января 2009 года №12
(в редакции Постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 13 июля 2015 года №34)

Правила выдачи грузов на железнодорожном транспорте общего пользования

Глава 1. Общие положения

1. Настоящие Правила регулируют порядок выдачи грузов на железнодорожном транспорте общего пользования и применяются также в отношении выдачи грузов при перевозках в международном железнодорожном сообщении, если иное не установлено международными договорами Республики Беларусь.

2. Выдача грузов может осуществляться как в местах общего пользования, так и в местах необщего пользования.

3. Перевозчику необходимо уведомить грузополучателя о прибывшем в его адрес грузе не позднее 12 часов следующего дня.

Перевозчиком для уведомления могут использоваться имеющиеся средства связи. Для обеспечения приема уведомлений грузополучателем определяются ответственные по приему уведомлений лица, фамилии и номера телефонов (факсов и телексов) которых в письменной форме сообщаются перевозчику. Передача уведомления одновременно регистрируется перевозчиком на железнодорожной станции в книге уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку (далее - книга уведомлений).

Предварительное информирование грузополучателей о подходе грузов производится перевозчиком на договорных условиях. Способ уведомления устанавливается договором.

Если перевозчик не уведомил грузополучателя о прибытии груза, грузополучатель не уплачивает плату за пользование вагонами, контейнерами перевозчика или плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования вагонов, контейнеров грузоотправителя, грузополучателя и освобождается от внесения платы за хранение груза до уведомления о его прибытии.

4. При получении груза уполномоченное лицо грузополучателя представляет перевозчику на железнодорожную станцию назначения доверенность на право получения груза, оформленную в соответствии с законодательством.

Доверенность может быть выдана на разовое получение груза по конкретной накладной. В этом случае после раскредитования перевозочных документов она прикладывается к дорожной ведомости. Доверенность, выданная на право неоднократного совершения указанных выше действий, хранится у перевозчика на железнодорожной станции.

Грузы выдаются:

указанному в накладной физическому лицу - без доверенности при предъявлении документа, удостоверяющего личность, под роспись в дорожной ведомости с указанием даты получения груза и данных документа, удостоверяющего личность (серия (при наличии), номер, дата выдачи, наименование государственного органа, выдавшего документ);

уполномоченному грузополучателем физическому лицу - при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности и документа, удостоверяющего личность.

5. При оформлении выдачи груза грузополучателю выдается оригинал накладной под роспись в дорожной ведомости с указанием в ней номера и даты выдачи доверенности на получение груза.

Глава 2. Порядок передачи и подачи вагонов, контейнеров под выгрузку. Проверка груза. Выгрузка груза из вагонов. Оформление результатов выдачи

6. Выдача грузов осуществляется перевозчиком в следующем порядке:

по грузам, перевозимым в крытых вагонах, опломбированных пломбами или запорно-пломбировочными устройствами (далее - ЗПУ) либо с применением закрутки, перевозчиком осуществляется проверка путем визуального осмотра состояния вагонов. При этом такие грузы в вагонах выдаются без проверки;

по грузам (за исключением перевозимых в контейнерах), перевозимым на открытом подвижном составе, перевозчиком осуществляется проверка путем визуального осмотра груза в вагоне на наличие признаков утраты, недостачи или повреждения. При этом такие грузы в вагонах выдаются без проверки;

по грузам, перевозимым в крупнотоннажных контейнерах, которые приняты перевозчиком на железнодорожной станции отправления погруженными в вагоны дверями, крышками люков наружу, выдача осуществляется в порядке, предусмотренном положениями абзаца второго настоящей части;

по грузам, перевозимым в контейнерах, загруженных в вагоны дверями, крышками люков вовнутрь грузоотправителем в местах необщего пользования и подлежащих выгрузке в местах необщего пользования, перевозчиком осуществляется проверка состояния путем визуального осмотра контейнеров в вагонах. При этом контейнеры в вагонах выдаются без проверки;

по грузам, перевозимым в контейнерах, загруженных в вагоны дверями, крышками люков вовнутрь перевозчиком и подлежащих выгрузке в местах необщего пользования, перевозчиком осуществляется проверка контейнеров в коммерческом отношении в момент выгрузки контейнеров из вагона. Контейнеры с грузом, выгруженные из вагонов, выдаются в порядке, предусмотренном положениями абзаца второго настоящей части;

по грузам, перевозимым в контейнерах, выдача которых осуществляется на местах общего пользования, выдача осуществляется в порядке, предусмотренном положениями абзаца второго настоящей части.

Перевозчик осуществляет выдачу грузов из вагонов, контейнеров с проверкой, если обнаружены обстоятельства, вызывающие необходимость перевозчику принять участие в выдаче груза в соответствии с пунктом 57 Устава железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. №1196 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., №67, 5/1506; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.07.2015, 5/40785).

7. Грузы выдаются на железнодорожной станции назначения грузополучателю, указанному в накладной, после внесения им перевозчику платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если таковые не были внесены грузоотправителем. При выявлении обстоятельств, влекущих за собой необходимость перерасчета стоимости перевозки и размеров иных причитающихся перевозчику платежей и неустоек, перерасчет может производиться после выдачи груза. Грузополучатель расписывается в дорожной ведомости в получении груза. При этом:

при осуществлении выгрузки грузов в местах общего пользования перевозчиком подтверждением и датой фактической выдачи груза считается отметка на оборотной стороне оригинала накладной в графе "Вывоз груза", внесенная уполномоченным представителем перевозчика на железнодорожной станции назначения и заверенная штемпелем перевозчика на железнодорожной станции. При выдаче груза по частям в указанной графе отдельно записывается каждая часть груза;

при осуществлении выгрузки грузов в местах общего пользования и в местах необщего пользования на территории железнодорожной станции грузополучателем, а также на железнодорожных путях необщего пользования при подаче вагонов к местам выгрузки локомотивом перевозчика подтверждением фактической выдачи груза являются подписи уполномоченных представителей перевозчика на железнодорожной станции и грузополучателя в памятке приемосдатчика;

при подаче под выгрузку на железнодорожные пути необщего пользования вагонов с грузами локомотивом, не принадлежащим перевозчику, подтверждением фактической выдачи грузов при передаче вагонов, контейнеров являются подписи уполномоченных представителей владельца железнодорожного пути необщего пользования или контрагента, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, и перевозчика на железнодорожной станции в памятке приемосдатчика. В этом случае приемо-сдаточные операции осуществляются на выставочных путях, установленных договорами, в момент передачи вагонов, контейнеров.

При передаче вагонов, контейнеров с грузом, подлежащим в соответствии с пунктом 57 Устава железнодорожного транспорта общего пользования выдаче с участием перевозчика, в том числе на договорной основе, делается отметка в памятке приемосдатчика в графе "Примечание" о наличии обстоятельств, подтверждающих необходимость участия перевозчика в выдаче груза с проверкой. В данном случае подтверждением фактической выдачи грузов является отметка перевозчика на железнодорожной станции в накладной о результатах выдачи, предусмотренная пунктом 22 настоящих Правил.

8. В случае, если после передачи перевозчиком вагонов с грузами, в том числе с контейнерами, владельцу железнодорожного пути необщего пользования или контрагенту, с которыми заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов, будут обнаружены обстоятельства, свидетельствующие о доступе к грузу, не установленные при передаче и не отраженные в памятке приемосдатчика, то ответственность за несохранность грузов несет сторона (владелец железнодорожного пути необщего пользования или контрагент), принявшая груз от перевозчика, и прием грузов производится грузополучателем без участия перевозчика.

9. В случаях, когда перевозчик в соответствии с пунктом 57 Устава железнодорожного транспорта общего пользования обязан выдавать груз с проверкой, вскрытие вагона, контейнера грузополучателем производится в присутствии уполномоченного представителя перевозчика на железнодорожной станции. При вскрытии вагона, контейнера грузополучателем без участия уполномоченного представителя перевозчика на железнодорожной станции ответственность за сохранность данного груза несет грузополучатель и прием груза производится грузополучателем без участия перевозчика. Факт вскрытия вагона, контейнера грузополучателем без участия перевозчика оформляется перевозчиком актом общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом общего пользования, утверждаемыми в соответствии с законодательством.

10. Выгрузка грузов из вагонов, погрузка на автомобили производятся:

перевозчиком по договорам с грузополучателями в местах общего пользования, имеющих необходимые устройства и механизмы, за исключением грузов, выгрузка, погрузка которых необязательны для перевозчика: опасных и скоропортящихся грузов, негабаритных грузов. Выгрузка, погрузка сырых продуктов животного происхождения, груза, масса одного места которого свыше 0,5 тонны и который перевозится в крытом вагоне, грузов, перевозимых наливом, насыпью и навалом, грузов, перевозимых в специализированном подвижном составе, грузов, перевозимых в сопровождении проводников грузоотправителей, грузополучателей, также необязательны для перевозчика;

грузополучателями - в местах необщего пользования, а также в местах общего пользования, если выгрузка грузов необязательна для перевозчика.

Выгрузка и погрузка порожних или груженых контейнеров из вагонов на автомобили в местах общего пользования обеспечиваются перевозчиком за счет грузополучателей.

11. О подаче вагонов, контейнеров под выгрузку грузополучателю перевозчик не позднее чем за два часа до подачи вагонов, контейнеров уведомляет грузополучателя в порядке и способом, установленными пунктом 3 настоящих Правил.

12. При подаче вагонов, в том числе загруженных контейнерами, в места общего и необщего пользования на территории железнодорожной станции под выгрузку грузополучателем, а также при подаче вагонов на железнодорожные пути необщего пользования локомотивом перевозчика передача вагонов, контейнеров производится непосредственно в местах выгрузки. При выгрузке вагонов, контейнеров грузополучателями на железнодорожных путях необщего пользования при обслуживании их локомотивом, не принадлежащим перевозчику, передача вагонов, контейнеров производится на железнодорожных выставочных путях, установленных договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов.

13. Выдача грузов, прибывших в исправных вагонах, контейнерах и с исправными пломбами или ЗПУ, опломбированными грузоотправителями, а в случае вскрытия вагонов, контейнеров для проведения таможенного досмотра либо других видов контроля таможенными или иными контролирующими (надзорными) органами - таможенным органом или перевозчиком, производится перевозчиком без проверки состояния, массы и количества мест грузов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 57 Устава железнодорожного транспорта общего пользования.

14. Перевозчик при выдаче груза обязан проверить его массу, количество мест и состояние в следующих случаях:

прибытия груза, погруженного перевозчиком;

прибытия груза в неисправном вагоне, контейнере, а также в вагоне, контейнере с поврежденными пломбами (ЗПУ) или с пломбами (ЗПУ), наложенными на попутных железнодорожных станциях;

прибытия груза с признаками недостачи, повреждения (порчи) при перевозке на открытом железнодорожном подвижном составе или в крытых вагонах (в том числе специализированных) без пломб (ЗПУ), если такая перевозка предусмотрена правилами перевозок грузов;

прибытия скоропортящегося груза с нарушением предельного срока его перевозки или с нарушением температурного режима перевозки в рефрижераторных вагонах перевозчика;

выдачи грузов, выгруженных перевозчиком.

15. Проверка количества и состояния груза в случаях, предусмотренных пунктом 57 Устава железнодорожного транспорта общего пользования, производится в следующем порядке:

тарные, штучные грузы, масса которых при отправлении была определена по стандарту и по трафарету, выдаются перевозчиком с проверкой количества мест в отправке и массы или количества единиц груза только в поврежденных местах. При обнаружении повреждения тары или других обстоятельств, которые могут влиять на состояние груза, перевозчик производит с учетом имеющихся сопроводительных документов (счет-фактура, опись, упаковочный ярлык и другие) проверку груза в поврежденных местах со вскрытием этих мест;

грузы, перевозимые навалом и насыпью, масса которых определена взвешиванием, выдаются с проверкой массы на вагонных весах. При этом масса тары вагона принимается согласно трафарету на вагоне. При наличии вагонных весов на железнодорожной станции назначения у перевозчика или у грузополучателя разрешается производить взвешивание тары вагона. Проверка массы груза при выдаче осуществляется, как правило, способом, аналогичным способу ее определения при погрузке данного груза. При отсутствии вагонных весов у грузополучателя и на железнодорожной станции назначения у перевозчика перевозимые навалом и насыпью грузы, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки их массы на весах;

при выдаче с проверкой массы грузов, перевозимых со съемным оборудованием, а также утеплительными материалами, масса нетто груза определяется как разница между массой брутто и суммой массы тары вагона, съемного оборудования и утеплительных материалов. Масса утеплительных материалов, овощных, хлебных щитов и другого съемного оборудования принимается согласно данным, указанным в накладной;

при перевозке лесных грузов, пиломатериалов, дров в штабелях, масса которых определена по обмеру, проверка количества груза производится посредством обмера только в штабелях с нарушенным креплением и с признаками недостачи. Если масса лесных грузов, пиломатериалов, дров при отправлении определена взвешиванием на вагонных весах, проверка массы груза на станции назначения производится тем же способом. При отсутствии вагонных весов у грузополучателя и на железнодорожной станции назначения у перевозчика данные грузы, прибывшие без признаков недостачи, выдаются без проверки их массы на весах;

грузы, перевозимые в транспортных пакетах, в том числе пило- и лесоматериалы, металлопродукция, выдаются с проверкой количества транспортных пакетов, массы или количества единиц груза только в неисправных транспортных пакетах;

мясо и мясопродукты, перевозимые без упаковки, выдаются с проверкой массы груза (путем взвешивания на товарных весах) и количества мест в случаях, когда в накладной указано их число;

картофель, капуста и другие овощи, бахчевые культуры, перевозимые навалом, в том числе в сетках, выдаются грузополучателю с проверкой их массы. Выдача скоропортящихся грузов, перевозимых в упаковке с указанием количества мест в накладной, в том числе в сетках, ящиках открытого типа, масса которых определена при отправлении по трафарету или стандарту, осуществляется с проверкой количества мест груза, а также массы или количества единиц груза только в поврежденных местах;

масса грузов, перевозимых наливом, проверяется перевозчиком совместно с грузополучателем, как правило, тем же способом, каким была определена масса такого груза при отправлении. При взвешивании на вагонных весах для статического взвешивания или на вагонных весах в движении все колеса вагона-цистерны должны одновременно находиться на грузоприемном устройстве весов (то есть повагонно), а при отсутствии весов - расчетным путем при помощи метрштока.

16. В случаях, предусмотренных пунктом 57 Устава железнодорожного транспорта общего пользования, проверка состояния, массы и количества мест прибывшего опасного груза производится грузополучателем на своем складе в присутствии уполномоченного представителя перевозчика на железнодорожной станции, за исключением случаев, когда перевозка опасных грузов осуществляется мелкими отправками.

17. Грузы, включенные в перечень грузов, допущенных к перевозке во внутриреспубликанском сообщении в вагонах без пломб или ЗПУ, но с обязательным использованием проволочной закрутки, установленный Правилами пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте общего пользования, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31 марта 2008 г. №40 "Об утверждении правил перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., №106, 8/18622; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.08.2012, 8/26317), выдаются без проверки их массы, состояния и количества мест.

18. Период времени вынужденного простоя вагона, контейнера в ожидании прибытия уполномоченного представителя перевозчика для участия в выдаче груза в случаях, предусмотренных пунктом 57 Устава железнодорожного транспорта общего пользования, в общее время нахождения вагона, контейнера в пользовании грузополучателя не включается. Данное обстоятельство подтверждается актом общей формы с указанием в нем времени простоя вагона, контейнера с момента уведомления перевозчика о необходимости присутствия уполномоченного представителя перевозчика до момента его прибытия. Акт общей формы подписывается уполномоченными представителями грузополучателя и перевозчика.

19. Выдача грузов в вагонах, контейнерах, прибывших в сопровождении проводников грузоотправителя или грузополучателя, производится перевозчиком без проверки. Выдача и подтверждение фактической выдачи грузов без проверки осуществляются в порядке, предусмотренном пунктами 6, 7 настоящих Правил.

20. По просьбе грузополучателя перевозчик может в соответствии с отдельным договором принимать участие в проверке состояния груза, его массы, количества мест в случаях доставки грузов без признаков недостачи, повреждения (порчи). Результаты проверки состояния прибывшего груза, его массы и количества мест оформляются в порядке, установленном законодательством и настоящими Правилами.

21. О выдаче груза перевозчиком без проверки состояния, массы и количества мест груза перевозчик по требованию грузополучателя в графе "Отметки о выдаче груза" оригинала накладной делает отметку следующего содержания:

для грузов, прибывших в вагонах, контейнерах, опломбированных грузоотправителем, таможенным органом или перевозчиком (в случае вскрытия вагонов, контейнеров для проведения таможенного досмотра либо других видов контроля таможенными или иными контролирующими (надзорными) органами): "Груз по настоящей накладной прибыл в исправном вагоне / контейнере (ненужное зачеркнуть) №____________ за исправными пломбами (ЗПУ) отправителя, таможенного органа или перевозчика и выдан "__" ___________ ____ г. согласно пункту 57 "УЖТ ОП" без проверки";

для грузов, перевозка которых допускается без пломб или ЗПУ, но с обязательным наложением закрутки, а также на открытом подвижном составе: "Груз по настоящей накладной прибыл в исправном вагоне №________ без признаков утраты, недостачи, порчи или повреждения и выдан "__" _________ ____ г. согласно пункту 57 "УЖТ ОП" без проверки".

22. В тех случаях, когда перевозчик согласно пункту 57 Устава железнодорожного транспорта общего пользования выдает груз с проверкой, перевозчик на железнодорожной станции назначения делает в оригинале накладной отметку следующего содержания:

в случае отсутствия обстоятельств для составления коммерческого акта в графе "Отметки о выдаче груза": "Груз выдан согласно накладной верно, без претензий";

в случае выдачи груза, соответствующего данным попутного коммерческого акта в графе "Отметки о выдаче груза": "Груз согласно попутному коммерческому акту №____ от "__" _________ ____ г., составленному на станции ______ выдан верно";

при обнаружении недостачи массы груза, не превышающей нормы естественной убыли массы данного груза и значений погрешности измерений массы нетто, а также при обнаружении излишка массы груза, не превышающей значений погрешности измерений массы нетто, в графе "Отметки о выдаче груза": "При проверке груза "__" _________ ____ г. масса составила ______ кг (цифрами и прописью)";

при оформлении результатов проверки массы и количества мест груза коммерческим актом в графе "Отметки перевозчика": "Составлен коммерческий акт №________ от "__" ____________ ____ г.".

Предусмотренные пунктом 21 настоящих Правил и настоящим пунктом отметки о выдаче груза удостоверяются подписью уполномоченного представителя перевозчика с указанием его должности, заверенной строчным штемпелем перевозчика.

Грузополучатель предъявляет перевозчику на железнодорожной станции назначения оригинал накладной для внесения в нее указанных в настоящем пункте отметок в день выгрузки или не позднее следующих за днем выгрузки суток.

23. При выгрузке тарных и штучных грузов в местах необщего пользования в случаях, когда уполномоченный представитель перевозчика на железнодорожной станции принимает участие в проверке груза, грузополучатель укладывает груз отдельно от ранее выгруженного, с тем чтобы обеспечивалась при необходимости возможность повторной проверки выгруженного груза.

24. Масса груза считается правильной (соответствующей указанной в накладной), если разница в массе груза, определенной на железнодорожной станции отправления, по сравнению с массой, оказавшейся на железнодорожной станции назначения, не превышает:

при недостаче массы - нормы естественной убыли массы данного груза и предельного расхождения в результатах определения массы нетто;

при излишках массы - предельного расхождения в результатах определения массы нетто.

Нормы естественной убыли массы грузов исчисляются:

от массы брутто груза - по грузам, перевозимым в таре и упаковке;

от массы нетто груза - по грузам, перевозимым без тары и упаковки.

Значения предельных расхождений в результатах определения массы нетто груза устанавливаются согласно техническому кодексу установившейся практики ТКП 8.015-2014 (02190) "Порядок определения предельных расхождений в результатах определения массы нетто груза, перевозимого железнодорожным транспортом".

Нормы естественной убыли массы грузов установлены согласно приложению к настоящим Правилам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

25. Недостача массы, превышающая значение предельного расхождения в результатах ее определения и норму естественной убыли, устанавливается как разность между данными, указанными в накладной, и данными проверки массы на месте назначения или в пути следования с учетом значения предельного расхождения в результатах определения массы и нормы естественной убыли.

26. Обнаруженные на железнодорожной станции назначения при выгрузке в местах общего и необщего пользования излишние места грузов и излишние грузы по массе, если перевозчиком осуществлялись их погрузка, определение массы груза или пломбирование вагонов, выдаются в следующем порядке:

тарные и штучные грузы остаются в местах общего пользования на станции до выяснения их принадлежности, а в местах необщего пользования выдаются грузополучателю на ответственное хранение под расписку;

грузы, перевозимые навалом, насыпью или наливом, а также скоропортящиеся грузы, которым угрожает порча, при выгрузке в местах общего и необщего пользования выдаются грузополучателю на ответственное хранение под расписку вместе с основным количеством груза, указанным в накладной.

При передаче на ответственное хранение груза в расписке грузополучателя предусматривается обязательство не использовать полученные излишки груза и возвратить их по первому требованию перевозчика.

Результаты обнаружения излишков груза оформляются коммерческим актом.

Перевозчик на железнодорожной станции отправления после получения с железнодорожной станции назначения телеграммы об обнаруженных излишках грузов информирует об этом грузоотправителя, который обязан в десятидневный срок, а по скоропортящимся грузам в четырехдневный срок сообщить перевозчику на железнодорожной станции отправления, как распорядиться выявленными излишками груза. При неполучении в указанные сроки информации от грузоотправителя грузы, находящиеся на железнодорожной станции в местах общего пользования, подлежат реализации в соответствии с законодательством. Грузы, переданные на ответственное хранение, остаются в распоряжении грузополучателя после возвращения перевозчиком грузополучателю расписки.

27. Если при проверке массы, количества мест или состояния груза на железнодорожной станции назначения обнаруживается его недостача или повреждение (порча) или если эти обстоятельства удостоверены коммерческим актом, составленным в пути следования, перевозчик определяет фактические размеры этих недостачи, повреждения (порчи) согласно предъявленным грузополучателем документам и выдает грузополучателю коммерческий акт.

При непредставлении указанных документов груз выдается грузополучателю только после составления коммерческого акта с подробной описью оказавшегося в наличии груза и составления в необходимых случаях акта экспертизы.

28. При необходимости проведения экспертизы перевозчик по своей инициативе либо по требованию грузополучателя приглашает экспертов или соответствующих специалистов. Одновременно с вызовом эксперта перевозчик уведомляет об этом грузополучателя.

Экспертиза не производится, если стоимость недостачи, повреждения (порчи) груза не превышает размера базовой величины по одной накладной, а также если стоимость экспертизы превышает размер убытков. В этих случаях размер или причина недостачи, повреждения (порчи) груза и размер убытков определяются совместно перевозчиком на железнодорожной станции и грузополучателем и указываются в коммерческом акте.

29. Для вывоза груза с железнодорожной станции грузополучатель обязан предъявить оригинал накладной с отметкой о внесении перевозчику всех причитающихся платежей, а на железнодорожных станциях, где установлен порядок вывоза груза по пропускам, также и пропуск, подписанный уполномоченным представителем перевозчика на железнодорожной станции. При вывозе груза с территории железнодорожной станции пропуск на контрольно-пропускном пункте у грузополучателя изымается. Если груз вывозится по частям, пропуск изымается при вывозе последней части груза.

Если вывоз груза производится после истечения срока бесплатного хранения, грузополучатель обязан предъявить уполномоченному представителю перевозчика на железнодорожной станции квитанцию об уплате платы за хранение груза.

Глава 3. Выдача досылаемого груза. Розыск груза

30. Выдача груза, перевозимого по досылочной дорожной ведомости в случаях, предусмотренных Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом общего пользования, утвержденными постановлением, утвердившим настоящие Правила, производится:

прибывшей части груза по накладной - под расписку в дорожной ведомости с выдачей грузополучателю накладной и коммерческого акта на недостачу груза;

прибывшей недостающей части груза по досылочной дорожной ведомости - под расписку в досылочной дорожной ведомости по предъявлению грузополучателем накладной и коммерческого акта с внесением в них отметок о прибытии части груза по досылочной дорожной ведомости. При этом коммерческий акт у грузополучателя изымается и остается в делах перевозчика на железнодорожной станции.

Окончательный расчет за перевозку производится по накладной. О выдаче груза, прибывшего по досылочной дорожной ведомости, перевозчиком делается отметка в накладной.

В случае прибытия груза по досылочной дорожной ведомости ранее прибытия груза по накладной выдача прибывшей части груза производится под расписку грузополучателя в досылочной дорожной ведомости. Кроме того, грузополучатель выдает перевозчику на железнодорожной станции письменное обязательство в том, что полученная часть груза им будет зачтена в счет основной отправки. Это обязательство хранится в делах перевозчика на железнодорожной станции.

В случае прибытия по досылочной дорожной ведомости всего груза согласно квитанции о приеме груза и непоступления основной накладной на железнодорожную станцию назначения перевозчик на основании этой квитанции составляет копии оригинала накладной и дорожной ведомости взамен утраченных и оформление выдачи производится в установленном настоящими Правилами порядке.

Выдача груза, перевозимого по электронной досылочной дорожной ведомости, производится в аналогичном порядке.

31. В случае неприбытия груза на железнодорожную станцию назначения по истечении 5 дней с момента окончания установленного срока доставки грузополучатель предъявляет перевозчику на железнодорожной станции подлинную квитанцию о приеме груза. Перевозчик должен убедиться в неприбытии груза на железнодорожную станцию назначения и для проверки подлинности предъявленной квитанции о приеме груза к перевозке передать запрос на железнодорожную станцию отправления. После получения ответа с подтверждением подлинности предъявленных документов уполномоченный представитель перевозчика на железнодорожной станции назначения должен сделать отметку в предъявленной квитанции: "Груз не прибыл" и заверить данную запись календарным штемпелем перевозчика и своей подписью с указанием должности.

Розыск груза, не прибывшего по назначению в установленный срок доставки, производится по заявлению грузополучателя перевозчику на железнодорожной станции назначения.

В подтверждение обоснованности требования о розыске груза грузополучатель обязан представить квитанцию о приеме груза, а при ее отсутствии - один из следующих документов: счет-фактуру поставщика (в подлиннике или в копии), документ поставщика (грузоотправителя), заменяющий счет-фактуру, если указанные документы имеют данные о роде груза, дате отгрузки, железнодорожных станциях отправления и назначения, номере накладной и номере вагона (при повагонной отправке) или номере контейнера (при отправке груза в контейнере).

В случае неприбытия груза, перевозимого по электронной накладной, грузополучатель может предъявить перевозчику требование о розыске груза. Для этого грузополучатель подает перевозчику на железнодорожной станции письменное заявление, в котором указывает номер отправки и железнодорожную станцию отправления.

Глава 4. Нормы естественной убыли массы грузов

32. Естественная убыль представляет собой потери грузов (уменьшение его массы при сохранении качества в пределах требований нормативных документов), являющиеся следствием физико-химических свойств грузов, воздействия метеорологических факторов и несовершенства применяемых грузоотправителями средств защиты грузов от потерь при транспортировании.

Нормы естественной убыли массы грузов являются предельными при определении закономерности фактически выявленной убыли массы грузов при перевозке. Наименования грузов (в том числе тарифная группа, позиция) приведены в соответствии с Единой тарифно-статистической номенклатурой грузов (ЕТСНГ), утвержденной решением 20 заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств.

33. Нормы естественной убыли действуют при перевозках грузов железнодорожным транспортом общего пользования во внутриреспубликанском сообщении. При перевозках грузов в международном железнодорожном сообщении следует руководствоваться нормами, приведенными в Соглашении о международном железнодорожном грузовом сообщении от 1 ноября 1951 года или других международных договорах.

34. Нормы естественной убыли не применяются при перевозке грузов:

учет количества которых производится в единицах, отличающихся от массы (за исключением спирта этилового);

в герметической упаковке;

жидких в стеклянной упаковке;

гигроскопических и легко воспринимающих влагу при перевозке с участием морского и речного транспорта;

фасованных масла сливочного, маргарина, сыра плавленого, сахара-рафинада в пачках, пищевых концентратов, рыбного филе мороженого, консервов всяких в жестяной и стеклянной таре и хозяйственного мыла, упакованных в стандартную тару и поступающих в продажу без взвешивания;

тузлучных соленых рыботоваров, затаренных в заливную стандартную бочкотару, рыбы пряного посола.

35. При перевозке грузов в непрямом смешанном грузовом сообщении нормы естественной убыли массы для каждого вида транспорта, участвующего в перевозке, применяются в одинарном размере за все расстояние перевозки на данном виде транспорта по соответствующему транспортному документу.

Приложение

к Правилам выдачи грузов на железнодорожном транспорте общего пользования

Нормы естественной убыли массы грузов

Группа 01

ЗЕРНОВЫЕ И ЗЕРНОБОБОВЫЕ КУЛЬТУРЫ

 

Тарифная группа, позиция и наименование груза

Нормы естественной убыли в % массы груза при перевозках на расстояние в километрах

до 1000

01 Зерно, кроме перевозимого в вагонах-зерновозах

0,09

01 Зерно, перевозимое в вагонах-зерновозах

0,09

 

Группа 02

СЕМЕНА

 

Нормы естественной убыли желудей, семян льна и конопли

 

Тарифная группа, позиция и наименование груза

Нормы естественной убыли в % массы груза

024 Желуди сушеные

0,18

024 Желуди сырые

0,36

021 Семена льна и конопли, перевозимые в таре

0,13

 

Нормы естественной убыли семян, не поименованных выше

 

Тарифная группа, позиция и наименование груза

Нормы естественной убыли в % массы груза при перевозках на расстояние в километрах

до 1000

02 Семена, кроме желудей, семян льна и конопли в таре

0,09

Примечание. По семенам трав клевера, люцерны, донника, тимофеевки, мятлика лугового, полевицы белой, житника, пырея бескорневищного, овсяницы луговой, красной и др., эспарцета, сераделлы, могар, люпинуса и суданской травы:
а) в случаях, когда семена подвергались очистке на электромагнитных машинах, нормы естественной убыли увеличиваются на 15 %;
б) при перевозках в смешанном железнодорожно-водном сообщении нормы естественной убыли увеличиваются на 30 % на каждую перевалку с железнодорожного транспорта на водный и обратно;
в) списание потерь за счет снижения влажности производится в соответствии с фактическим уменьшением содержания влаги.

 

Группа 03

ХЛОПЧАТНИК

 

Тарифная группа, позиция и наименование груза

Период года

Нормы естественной убыли в % массы груза

031 Хлопок-сырец

Осенне-зимний

0,6

Весенне-летний

0,3

03 Гуза

 

0,72

Примечание. При определении норм естественной убыли осенне-зимним периодом считается время с 1 октября по 31 марта, а весенне-летним – с 1 апреля по 30 сентября.

 

Группа 04

ОВОЩИ, КАРТОФЕЛЬ, БАХЧЕВЫЕ КУЛЬТУРЫ СВЕЖИЕ, СВЕКЛА САХАРНАЯ

 

Нормы естественной убыли капусты ранней и поздней

 

Тарифная группа и позиция груза

Продолжительность перевозки, сут.

Способ перевозки и нормы естественной убыли в % массы груза

капуста ранняя

капуста поздняя

в рефрижераторных вагонах по массе

в крытых вагонах по массе нетто

нетто

брутто

041

1

1,7

0,5

0,6

2

2,3

0,9

0,8

3

2,7

1,2

1,0

4

3,2

1,5

1,0

5

3,5

1,7

1,1

6

3,8

2,0

1,2

7

4,1

2,2

1,2

8

4,4

2,4

1,3

9

4,6

2,6

1,4

10

4,8

2,8

1,4

11

5,0

3,0

1,5

12

5,2

3,2

1,5

13

5,4

3,4

1,6

14

5,6

3,6

1,6

15

5,8

3,8

1,6

16

5,9

4,0

1,7

17

1,7

18

1,7

19

1,7

20

1,7

 

Нормы естественной убыли моркови столовой

 

Тарифная группа и позиция груза

Продолжительность перевозки, сут.

Нормы естественной убыли в % массы груза

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 13 июля 2015 года №34
"О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 26 января 2009 года №12"

О документе

Номер документа:34
Дата принятия: 13/07/2015
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:26/12/2015
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 25 ноября 2015 года, 8/30359.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 2 настоящее Постановление вступает в силу через месяц после его официального опубликования - с 26 декабря 2015 года.