База данных

Дата обновления БД:

21.11.2020

Добавлено/обновлено документов:

8 / 161

Всего документов в БД:

104206

Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 5 августа 2015 года №558

Об утверждении руководящих документов в сфере обращения с радиоактивными веществами и источниками ионизирующего излучения

В целях обеспечения радиационной безопасности населения Кыргызской Республики, в соответствии с законами Кыргызской Республики "О радиационной безопасности населения Кыргызской Республики", "О хвостохранилищах и горных отвалах", "Об охране окружающей среды", "Технический регламент "О радиационной безопасности" и "Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности в Кыргызской Республике" Правительство Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить:

- Руководство по мониторингу окружающей среды вокруг хранилищ радиоактивных отходов согласно приложению 1;

- Руководство по управлению радиоактивными отходами согласно приложению 2;

- Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности по обращению с радиоактивными отходами, согласно приложению 3;

- Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности по обращению с приборами и установками, генерирующими ионизирующее излучение, согласно приложению 4;

- Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности по обращению с радиоактивными веществами, приборами и установками, содержащими радиоактивные вещества, согласно приложению 5;

- Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности по транспортировке, включая транзитную, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоизотопных источников ионизирующего излучения, радиоактивных отходов, согласно приложению 6;

- Требования, предъявляемые к содержанию инструкции по радиационной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность по обращению с радионуклидными источниками и радиоактивными материалами, а также устройствами, генерирующими ионизирующее излучение, согласно приложению 7;

- Требования, предъявляемые к содержанию программы по качеству в сфере обеспечения радиационной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность по обращению с радионуклидными источниками и радиоактивными материалами, а также устройствами, генерирующими ионизирующее излучение, согласно приложению 8.

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования.

Первый вице-премьер-министр, исполняющий обязанности Премьер-министра Кыргызской Республики

Т.Сарпашев

Приложение 1

Утверждено Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 5 августа 2015 года №558

Руководство по мониторингу окружающей среды вокруг хранилищ радиоактивных отходов

1. Общие положения

1. Настоящее Руководство по мониторингу окружающей среды вокруг хранилищ радиоактивных отходов (далее - Руководство) устанавливает необходимые требования:

- для обеспечения государственного контроля и наблюдения операторов за радиоэкологическим состоянием окружающей среды вокруг хранилищ радиоактивных отходов на стадии планирования, эксплуатации и закрытия;

- для обеспечения систематического мониторинга окружающей среды вокруг хранилищ радиоактивных отходов.

Руководство направленно на мониторинг радиологических аспектов, а также нерадиологических факторов, дополняющих радиологическую оценку.

2. Целью настоящего Руководства является установление элементов системы управления в отношении безопасного обращения с радиоактивными отходами для достижения основных принципов безопасности:

- принцип обоснования;

- принцип нормирования;

- принцип оптимизации.

Руководство соответствует принципу реализации процессного подхода в рамках системы обращения с радиоактивными отходами.

Мониторинг рассматривается как часть радиационной защиты окружающей среды, персонала и населения при всех видах обращения с радиоактивными отходами на стадии планирования, строительства, эксплуатации и закрытия.

3. Руководство предназначается для:

- государственных органов, осуществляющих регулирование и надзор;

- операторов;

- организаций, осуществляющих проектирование и строительство объектов, где будут образовываться, храниться, перерабатываться и захораниваться радиоактивные отходы.

4. Требования Руководства распространяются на:

- организации, в результате деятельности которых образуются радиоактивные отходы;

- организации, осуществляющие сбор, хранение, транспортировку, переработку и захоронение радиоактивных отходов;

- хвостохранилища и горные отвалы бывшей урановой и другой бывшей металлургической промышленности, где хранятся отходы, содержащие природные радионуклиды, концентрация которых превышает уровни освобождения от регулирующего контроля.

5. Требования Руководства не распространяются на облученное ядерное топливо и на захоронение жидких радиоактивных отходов в глубокие геологические горизонты (пласты-коллекторы).

6. Предметами государственного регулирования и надзора за радиационной безопасностью являются:

- соблюдение законодательства Кыргызской Республики в части обеспечения радиационной безопасности для населения, персонала и окружающей среды;

- соблюдение норм и правил, устанавливающих требования к обеспечению радиационной безопасности;

- соблюдение требований безопасности для обращения с радиоактивными отходами;

- выполнение условий действия разрешений, выданных регулирующим органом;

- физическое состояние хранилищ радиоактивных отходов и эффективность барьеров;

- обеспечение необходимого уровня квалификации работников, осуществляющих руководство безопасной эксплуатацией, ведение технологического процесса и обеспечение ведомственного (производственного) контроля за радиационной безопасностью;

- разработка и реализация мероприятий по защите персонала и населения в случае радиационных аварий на объектах обращения и хранения радиоактивных отходов.

2. Термины и определения

См. Термины и определения

3. Основные положения

7. В зависимости от целей регулирования мониторинг осуществляется оператором либо регулирующим органом либо физическим или юридическим лицом, имеющим право на проведение мониторинга.

Операторы являются основными ответственными лицами за мониторинг окружающей среды вокруг хранилищ РАО. Регулирующий орган выполняет ограниченную (сокращенную) программу экологических и радиометрических измерений в целях проверки качества результатов, предоставленных оператором.

Когда несколько различных источников загрязнения могут оказать влияние на один район и группу населения, экологическая программа мониторинга должна быть выполнена так, чтобы оценить совокупное радиологическое и нерадиологическое воздействие от этих источников. Мониторинг выполняется совместно с регулирующим органом, если у оператора возникают трудности в проведении мониторинга из-за отсутствия информации о радионуклидом составе материалов, принадлежащих другим операторам.

Если имеется потенциал для возникновения крупномасштабного несчастного случая, регулирующий орган должен гарантировать, что меры подготовленности к чрезвычайным ситуациям соответствуют опасности и проверяются. Такие меры включают способность к быстрому и крупномасштабному мониторингу в чрезвычайных условиях, также означают мониторинг окружающей среды, персонала и населения. Мониторинг в чрезвычайных ситуациях может быть выполнен регулирующим органом или организацией, определенной регулирующим органом.

8. Техническое регулирование в сфере мониторинга вокруг объектов РАО осуществляется с использованием следующих основных способов:

а) начальные обзоры - мониторинг окружающей среды и здоровья населения до принятия решения по осуществлению хозяйственной и иной деятельности в сфере, связанной с обращением с РАО;

б) программа мониторинга и мониторинг - мониторинг источника выделения загрязнения, окружающей среды и населения в процессе какой-либо деятельности, связанной с РАО, должен осуществляться в соответствии с программой, одобренной регулирующим органом;

в) институциональный контроль - способы управления хранилищами РАО после их закрытия или освобождения из-под регулирующего контроля. Контроль осуществляется регулирующим органом и включает комплекс наблюдений, таких как радиоэкологический мониторинг, сохранение и анализ архива и мониторинг использования земель;

г) инспекционные осмотры - осмотры, подразделяющиеся на обычные осмотры, детализированные осмотры и специальные целевые осмотры, ответственными за которые в зависимости от эксплуатационного статуса хранилища могут быть оператор, регулирующий орган, надзорный орган или другие государственные органы, уполномоченные Правительством Кыргызской Республики.

9. Разработку программы мониторинга и интерпретирование результатов мониторинга необходимо осуществлять с использованием установленных критериев.

В качестве количественного критерия, определяющего уровень безопасных условий при обращении с РАО, используются предел дозы и ограничение дозы. Непревышение ограничения дозы или предела дозы является индикатором того, что радиационная безопасность обеспечена.

Пределы норм и ограничения дозы устанавливаются нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Для оптимизации защиты и безопасности при профессиональном облучении и облучении населения регулирующий орган и оператор должны обеспечить применение соответствующих пределов доз и ограничений для любых конкретных источников в рамках практической деятельности.

Критерии для определения уровней безопасных условий по другим показателям, касающимся оценки воздействия на население и окружающую среду, например, нерадиологические химические факторы, определяются соответствующими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

10. Мониторинг хранилищ РАО и окружающей среды вокруг хранилищ РАО, содержащих долгоживущие радионуклиды (например, отходы от добычи и переработки урановых и ториевых руд), будет оправдан в случае, когда ежегодная доза от этого источника равна или превышает 2 мЗв, что составляет одну десятую от уровня вмешательства (20 мЗв).

11. Если человеческое вторжение в места хранения РАО (халатность, криминал, терроризм и пр.) приведет к возможной ежегодной дозе более чем 20 мЗв для тех людей, которые живут вокруг участка, то необходимо учитывать альтернативные варианты для вывоза отходов, например, такие как избавление от отходов путем их захоронения ниже поверхности земли, или путем извлечения из них радионуклидов, которые и приводят к наиболее высокой дозе.

12. Если ежегодные дозы составляют 1-20 мЗв, то разумные усилия на стадии развития средств и хранилищ должны гарантировать уменьшение вероятности человеческого вторжения или ограничение его последствий посредством оптимизации проекта для объекта.

13. Доза, полученная населением, должна быть рассчитана на основании результатов мониторинга окружающей среды с принятым во внимание естественным фоном. Для того, чтобы оценить дозы только от процессов по обращению с РАО, второстепенные радиометрические уровни (фон) должны быть вычтены из результатов измерений.

14. При любом обращении с РАО следует принимать во внимание как радиологические, так и нерадиологические опасности для окружающей среды. Так как химическая токсичность может вызвать вредное для окружающей среды воздействие при концентрациях, которые гораздо ниже, чем необходимо для произведения радиологического эффекта, оператор при планировании и эксплуатации предприятия должен сводить к минимуму загрязнения от источника, твердых отложений и кислотных выбросов и сбросов посредством тщательного выполнения проектирования, строительства, эксплуатации и закрытия.

15. Для многофакторного воздействия с целью соблюдения установленного предела дозы при их совместном воздействии (что, как правило, имеет место в урановой промышленности), должны выполняться соотношения:

Формула 1 к Приложению 1 ПП КР от 05.08.2015 г. №558

где:

ЭРОА - эквивалентная равновесная объемная активность радона - 222, Бк/м3;

- концентрация долгоживущих альфа-активных радионуклидов ряда урана-238 и тория-232, Бк/м3;

1200, 0,8 и 17 - дозовые ограничения, установленные для персонала;

Р - внешнее гамма-излучение (мкГр/ч).

Вода, сбрасываемая или стекающая из горнорудных объектов, должна соответствовать следующим требованиям в случае известных радиохимических составов:

Формула 2 к Приложению 1 ПП КР от 05.08.2015 г. №558

где:

- удельная активность i-го радионуклида в воде, Бк/кг;

- соответствующий уровень вмешательства для i-го радионуклида, Бк/кг.

16. Для обеспечения предела дозы в 1 мЗв/год для населения от хранилищ РАО и установок расчетная доза и риск, который может возникнуть в будущем в результате возможных естественных процессов, затрагивающих хранилище, не должен превышать следующие пределы:

- 0,3 мЗв/год для ожидаемой дозы (не противоречит ICRP и МАГАТЭ);

- 1,0x10-5 для ежегодного риска стохастических эффектов (вероятность возникновения фатального рака или серьезных наследственных эффектов).

17. Средним по Кыргызской Республике значением мощности эквивалентной дозы гамма-излучения от природного фона является величина 0,255 мкЗв/час.

4. Требования к органам, осуществляющим государственный контроль

18. Мониторинг источника загрязнения, окружающей среды и здоровья населения, проводимый регулирующим органом, осуществляется в рамках государственного контроля соответствия хранилищ РАО и их инфраструктуры требованиям экологической и радиационной безопасности.

19. Для каждого конкретного объекта основным ответственным лицом за проведение мониторинга является оператор.

20. Для обеспечения систематического государственного мониторинга государственный орган контроля и надзора:

- разрабатывает план подтверждающего мониторинга и инспекционного осмотра (проверка качества результатов мониторинга, выполненного оператором, и осмотр на месте);

- разрабатывает план мониторинга на территориях, где не имеется оператора;

- разрабатывает план мониторинга в чрезвычайных ситуациях;

- согласовывает план с другими государственными органами и организациями, которые могут быть задействованы в мониторинге и инспекции (государственные органы в сфере экологического и технического надзора, здравоохранения, чрезвычайных ситуаций, геологии и др.);

- согласовывает план мониторинга с регулирующими органами трансграничных стран, если это требуется (например, для мониторинга воды и воздуха в приграничной зоне каждого государства);

- обеспечивать проведение мониторинга.

21. Для обеспечения отсутствия отрицательного воздействия хранилища РАО и его инфраструктуры на окружающую среду и человеческий организм регулирующий орган обязан проконтролировать, что:

- оператор имеет специалистов для проведения производственного мониторинга и средства для его обеспечения;

- специалисты по мониторингу имеют оборудование и материалы, соответствующие задачам мониторинга и имеют все необходимые для отчетности документы;

- оборудование или барьеры, через которые могут произойти утечки, находятся в удовлетворительном состоянии, что утечки отсутствуют и что оборудование для ликвидации утечек расположено поблизости и находится в удовлетворительном состоянии;

- у оператора имеются оборудование и материалы для минимизации почвенной эрозии в местах размещения установок и хранилищ;

- оператор своевременно выполняет все мероприятия, предписанные ему регулирующим органом;

- границы водоохранных зон и природоохраняемых объектов оператором соблюдаются;

- оператор предпринимает меры для минимизации выбросов и сбросов радионуклидов и других загрязняющих веществ в окружающую среду;

- в случае происшествия оператором были предприняты все необходимые меры для ликвидации его последствий и выполнены корректирующие мероприятия;

- у оператора не просрочено разрешение на осуществление воздействия на окружающую среду (выбросы и сбросы, транспортирование и пр.);

- оператор выполняет все работы по мониторингу в соответствии с программой мониторинга;

- оператор по результатам мониторинга осуществляет анализ ситуации и оценку доз, полученных персоналом и населением;

- функционирует обратная связь и пр.

Для контроля результатов мониторинга, выполняемого оператором, регулирующий орган осуществляет сличение результатов собственного мониторинга с результатами производственного мониторинга как планово, так и непланово, если в этом возникнет необходимость.

После получения результатов мониторинга основная задача регулирующего органа оценить соответствие результатов мониторинга критериям безопасности. Документация по итогам мониторинга и оценки соответствия требованиям безопасности включает в себя:

1) оформление результатов проверки;

2) принятие мер по результатам проверки.

22. Привлечение организации или организаций, имеющих право выполнять работы по мониторингу хранилищ РАО.

1) Если регулирующий орган по каким-либо причинам (отсутствие приборов, ремонт приборов, отсутствие квалифицированного специалиста и др.) не обладает достаточными техническими и функциональными возможностями, необходимыми для проведения подтверждающего мониторинга и оценки его результатов, то он может использовать услуги консультантов. Услуги по предоставлению консультаций и проведению инструментальных измерений могут оказывать местные или иностранные организации, имеющие на это право в соответствии c законодательством Кыргызской Республики.

Правительство Кыргызской Республики или регулирующий орган могут делегировать определенные обязанности, относящиеся к мониторингу окружающей среды другим организациям (лаборатории, научные или учебные учреждения и т.д.), имеющим право выполнять такие работы, например:

- обзор, тестирование и калибровка средств измерений и оборудования;

- обзор программы проверки качества;

- разработка подтверждающей программы и регулярная работа в таких программах мониторинга окружающей среды или источника выделения загрязнений для того, чтобы проверить качество результатов, предоставленных оператором;

- подтверждающая оценка доз членам общественности для того, чтобы гарантировать, что дозы находятся ниже пределов, установленных в лицензиях;

- проведение программы мониторинга окружающей среды для того, чтобы оценить совокупное радиоэкологическое воздействие от нескольких различных объектов, когда они оказывают влияние на одни и те же район и группу населения;

- реагирование на чрезвычайные ситуации.

Организации, вовлеченные в мониторинг, также могут быть ответственными за другие области, касающиеся мониторинга, такие как:

- сбор и хранение данных, предоставленных операторами, государственными органами или международными организациями;

- мониторинг окружающей среды в национальном или региональном масштабе;

- установление стандартов.

2) Использование услуг консультантов или результатов работы, выполненной организацией, привлеченной к мониторингу, не освобождает регулирующий орган от возложенной на него ответственности, в первую очередь, при принятии решений и выдаче рекомендаций.

3) Регулирующий орган должен обладать возможностью оценить полученную помощь от консультантов. Перед использованием услуг консультантов и при делегировании своих обязанностей организации, вовлеченной в мониторинг, регулирующий орган должен проконтролировать в этих организациях и ведомствах наличие соответствующих аналитических методов, оборудования и системы проверки качества, а также компетентность квалифицированного персонала.

Регулирующий орган разрабатывает критерии для выбора консультантов и списки квалифицированных и сертифицированных консультантов, национальных экспертов, организаций и экспертов из международных организаций.

4) Регулирующий орган устанавливает требования для контроля и руководства работами организации, вовлеченной в мониторинг. Между регулирующим органом и поставщиком консультаций или услуг заключается контракт. Регулирующий орган должен остаться независимым от оператора и от организаций, вовлеченных в мониторинг и в проектирование хранилищ РАО.

5) Финансирование услуг консультантов может осуществляться за счет разных источников, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

5. Требования к операторам по обращению с РАО

23. Оператор выполняет регулирующие и технические требования по обеспечению систематического мониторинга вокруг хранилищ РАО в целях:

- обеспечения прогнозирования воздействия на окружающую среду;

- обеспечения данными для оценки дозовых нагрузок на персонал и население;

- обеспечения обнаружения каких-либо изменений или несоответствий, связанных с управлением РАО;

- обеспечения адекватной защиты персонала, населения и уменьшения неблагоприятных воздействий на окружающую среду;

- распространения положительного опыта обращения с РАО;

- обеспечения информацией регулирующего и надзорного органов.

24. Операторы должны гарантировать что:

- мониторинг и измерения параметров будут выполнены для проверки соответствия состояния окружающей среды нормативным требованиям и критериям;

- для мониторинга используется подходящее оборудование, для которого осуществлены все процедуры его проверки (верификации, оценки неопределенности, внутренние калибровки);

- оборудование содержится надлежащим образом, протестировано и калибровано с обеспечением прослеживаемости измерений до национальной и международной систем СИ;

- отчеты с результатами мониторинга оформляются в соответствии с установленными требованиями и представляются регулирующему органу.

25. Операторы обязаны:

1) разрабатывать и реализовывать программы мониторинга для оценки воздействия хранилищ РАО на здоровье населения и окружающую среду. Программы должны включать мониторинг:

- внешнего облучения от объектов;

- выпусков загрязнения от объектов (выбросы и сбросы);

- радиоактивности окружающей среды;

- других параметров, необходимых для оценки воздействия на организм человека;

2) оформлять соответствующие отчеты с результатами мониторинга и оценками дозы на организм человека;

3) осуществлять передачу результатов или открытие доступа к результатам мониторинга и отчетам, содержащим анализ результатов и оценку доз, регулирующему органу через определенные интервалы времени;

4) осуществлять немедленное информирование уполномоченного государственного органа о любых превышениях содержаний веществ над установленными лимитами;

5) осуществлять немедленное информирование уполномоченного государственного органа о любом существенном увеличении дозы или концентраций радионуклидов в окружающей среде, которое могло бы быть приписано санкционированной практике;

6) разрабатывать план реагирования на чрезвычайные ситуации и сохранить способность выполнить мониторинг в чрезвычайной ситуации, в случае неожиданных увеличений радиационных уровней или концентраций радионуклидов в окружающей среде из-за несчастных случаев или других необычных событий, приписанных объекту или средству;

7) осуществлять проверку адекватности предположений, сделанных для оценки воздействия на население и окружающую среду;

8) информировать через СМИ или открытие доступа при запросе ко всем материалам, касающимся программ мониторинга источников выделения загрязнения от объекта, мониторинга окружающей среды и оценок воздействия доз на население.

26. Период после закрытия и реабилитации хранилищ РАО.

1) Лица или организации, ответственные за мониторинг в период после закрытия и реабилитации объекта, должны установить соответствующую программу мониторинга в течение срока, который требует регулирующий орган или другой государственный орган. Такая программа обязательно должна включать любые необходимые условия для проведения мониторинга и проверку в долгосрочном плане эффективности завершенных корректирующих действий.

2) Для тех районов, где имеется длительно хранящийся радиоактивный материал и на территории которых разрешено возводить жилые дома и возобновлять социально-экономические действия, регулирующий орган должен быть уверенным в том, что меры хранения РАО соблюдаются и мониторинг будет продолжен, включая:

- разработку оперативных контрольных уровней для защиты и безопасности, совместимых с повседневной жизнью;

- разработку инфраструктуры для поддержания продолжающегося самоусовершенствования защитных действий в затронутых областях.

3) Условия на территории, преобладающие после завершения корректирующих действий, будут рассматриваться как условия, соответствующие естественному фону радиационного излучения, если регулирующий орган или другой соответствующий государственный орган признает данную территорию радиационно безопасной.

27. Если оператор по каким-либо причинам (отсутствие приборов, ремонт приборов, отсутствие квалифицированного специалиста и др.) не обладает достаточными техническими и функциональными возможностями, необходимыми для выполнения обязанностей по проведению мониторинга, то он должен на договорной основе использовать услуги консультантов и организаций. Также услуги могут предоставлять государственные ведомства, университеты, частные организации, а также компетентные иностранные организации, способные оказать такие услуги.

28. Все виды мониторинга проводятся за счет организации, на балансе которой находилось хранилище РАО до закрытия.

6. Требования к лабораториям, вовлеченным в систему мониторинга

29. Одним из аспектов радиационного контроля является качественная и количественная оценка радиоактивного загрязнения окружающей среды как на этапе планирования, так и на всех этапах эксплуатации, включая закрытие. Исходя из этого, в область задач лаборатории включаются:

- качественная и количественная оценка радиоактивного загрязнения атмосферного воздуха, почв, растительности, подземных вод и водоемов;

- выявление источников радиоактивного загрязнения окружающей среды;

- контроль над радиационными факторами на рабочих местах и в окружающей среде;

- контроль уровней облучения персонала и населения;

- качественная и количественная оценка химического загрязнения атмосферного воздуха, почв, растительности, подземных вод и водоемов;

- демонстрация защиты окружающей среды посредством оценки воздействий на окружающую среду.

30. В зависимости от поставленной задачи регулирующий орган или оператор могут пользоваться услугами как собственных лабораторий, так и услугами других лабораторий.

В случае если одна лаборатория не имеет всего необходимого перечня инструментальных испытаний в своей области деятельности, то допускается использование услуг нескольких лабораторий, чтобы в совокупности получить весь спектр данных, необходимых для оценки радиоэкологического состояния окружающей среды в зоне расположения объекта хранения РАО. В этом случае должна быть определена организация или физическое лицо, как ответственные за сбор и обработку данных, получаемых от лабораторий.

31. Обязательным условием для лаборатории является соблюдение ею требований системы менеджмента качества. Соответствие качеству лаборатории гарантирует юридическую доказуемость полученных результатов анализа и инструментальных измерений.

7. Начальные обзоры

32. Для горной промышленности и предприятий по переработке полезных ископаемых мониторинг и программы наблюдения - это часть полного процесса управления. Для будущего планирования и развития соответствующего контроля и программ наблюдения необходимо определить существующий статус участка, где будут расположены хранилище РАО и его инфраструктура. В идеальном случае обзор состояния окружающей среды должен быть осуществлен до начала строительства и эксплуатации предприятия горной и перерабатывающей промышленности.

На стадии ТЭО и проекта начальные обзоры включаются оператором в разделы по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС), которые далее передаются на государственную экспертизу в соответствующие регулирующие органы.

Для уже давно существующих установок и хранилищ РАО предпусковые данные о состоянии окружающей среды часто недоступны. В таком случае необходимо получить информацию от второстепенных участков (незатронутых прошлыми или текущими операциями по обращению с РАО); информация должна включать данные о существующей природе и степени ее загрязнения, обзор характеристик. Важным условием является то, что область, используемая для установления второстепенных условий, должна быть подобной по своим характеристикам участку, где происходит обращение с РАО.

33. Начальный обзор включает измерения качества атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, поверхностных почв, растительности и общих радиационных уровней.

При выборе параметров, которые будут включены в обзор, необходимо учитывать определенные факторы, специфичные для выбранного для строительства участка:

- местоположение участка (описание участка, география);

- климат;

- геологические и гидрогеологические условия;

- популяционное распределение флоры и фауны;

- воздействия на окружающую среду вне границ участка (влияние от других объектов - радиологических и нерадиологических);

- социальные условия (близость к населенным пунктам, уровень жизни, состояние здоровья, рацион и пр.).

Сбор информации до строительства, во время эксплуатации и после закрытия участка необходим для сравнения.

34. Обзор качества атмосферного воздуха должен включать качественное и количественное определение газов и пыли, содержащих радиоактивные и химические элементы. Точки отбора проб должны быть расположены непосредственно на выбранном участке и за границами участка (рядом с участком и на отдалении от участка).

35. Обзор качества воды должен включать характеристику грунтовой и поверхностной вод (гидрологические режимы, скорость и объем потока), качественное и количественное определение состава воды. Количество точек отбора проб, включая наблюдательные скважины, должно быть достаточным для того, чтобы определить качество воды и режимы потока грунтовой и поверхностной вод на участке. Также должны быть определены точки для проведения измерений и отбора проб вне пределов участка, т.е. выше и ниже границ выбранного участка.

36. Обзор уровня гамма-излучения и качества поверхностной почвы на участке и в его окрестностях должен быть получен через маршрутную съемку по определенной сетке с помощью портативных чувствительных радиометров-дозиметров. Альтернативно может быть проведена аэрогамма-съемка для построения контурных карт.

Отбор пробы почвы обычно производится на глубине 15 см. Одновременно с отбором пробы в той же точке производится измерение уровня гамма-излучения. Измерение мощности дозы излучения производится на двух уровнях: на расстоянии 10 см и 1 м над поверхностью земли. Также одновременно в точке отбора пробы почвы делается отбор пробы растительности. Проба отбирается с площадки размером 1x1 м, для анализа на содержание радионуклидов и металлов берется наземная часть растения.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Руководство по мониторингу окружающей среды вокруг хранилищ радиоактивных отходов 1. Общие положения 2. Термины и определения 3. Основные положения 4. Требования к органам, осуществляющим государственный контроль 5. Требования к операторам по обращению с РАО 6. Требования к лабораториям, вовлеченным в систему мониторинга 7. Начальные обзоры 8. Программа мониторинга и наблюдений 9. Методы мониторинга и наблюдения 10. Тип и частота инспекционных осмотров 11. Сообщения и записи Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Руководство по управлению радиоактивными отходами 1. Общие положения 2. Термины и определения 3. Область применения 4. Основные требования к регулирующему органу 5. Основные требования к оператору по обращению с РАО 6. Образование, характеризация и классификация РАО 7. Разрешительные и другие официальные документы 8. Отчет по безопасности и оценка безопасности 9. Требования к системе управления РАО 10. Требования к системе управления отходами промышленности по добыче и переработке полезных ископаемых 11. Требования к системе управления вышедшими из употребления ИИИ 12. Освобождение РАО, установок и объектов хранения РАО от регулирующего контроля 13. Требования к отчетам и сообщениям 14. Инспекционный контроль, который осуществляет регулирующий орган 15. Рассмотрение и обжалование решений регулирующего органа Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности по обращению с радиоактивными отходами Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности по обращению с приборами и установками, генерирующими ионизирующее излучение Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности по обращению с радиоактивными веществами, приборами и установками, содержащими радиоактивные вещества Квалификационные требования, предъявляемые к деятельности по транспортировке, включая транзитную, ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоизотопных источников ионизирующего излучения, радиоактивных отходов Требования, предъявляемые к содержанию инструкции по радиационной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность по обращению с радионуклидными источниками и радиоактивными материалами, а также устройствами, генерирующими ионизирующее излучение Требования, предъявляемые к содержанию программы по качеству в сфере обеспечения радиационной безопасности для организаций, осуществляющих деятельность по обращению с радионуклидными источниками и радиоактивными материалами, а также устройствами, генерирующими ионизирующее излучение

Постановление Правительства Кыргызской Республики от 5 августа 2015 года №558
"Об утверждении руководящих документов в сфере обращения с радиоактивными веществами и источниками ионизирующего излучения"

О документе

Номер документа:558
Дата принятия: 05/08/2015
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:12/09/2015
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

"Эркин Тоо" от 28 августа 2015 года №82

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 2 настоящее Постановление вступает в силу по истечении пятнадцати дней со дня официального опубликования - с 12 сентября 2015 года

Приложения к документу

Глава 2 к Приложению 1 ПП КР от 05.08.2015 г. №558

Приложение к п.23 Приложения 2 ПП КР от 05.08.2015 г. №58

Приложение 2 к Прил.2 ПП КР от 05.08.2015 г. №558