База данных

Дата обновления БД:

16.08.2018

Добавлено/обновлено документов:

46 / 222

Всего документов в БД:

85081

Утратил силу

Документ утратил силу с 1 февраля 2018 года в соответствии с Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 11 января 2018 года №3

ПОСТАНОВЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 21 октября 2015 года №157

Об утверждении Методики по расчету сводного индекса цен производителей промышленной продукции

На основании Положения о Национальном статистическом комитете Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 августа 2008 г. №445 "О некоторых вопросах органов государственной статистики", Национальный статистический комитет Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Методику по расчету сводного индекса цен производителей промышленной продукции и ввести ее в действие начиная с расчета сводного индекса цен производителей промышленной продукции за январь 2016 года.

2. Признать утратившими силу:

постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 30 ноября 2010 г. №247 "Об утверждении Методики по расчету сводного индекса цен производителей промышленной продукции";

постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 7 июля 2014 г. №92 "О внесении изменений и дополнений в Методику по расчету сводного индекса цен производителей промышленной продукции" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 25.07.2014, 7/2828).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2016 г.

Председатель

И.В.Медведева

Утверждена Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 21 октября 2015 года №157

Методика по расчету сводного индекса цен производителей промышленной продукции

Глава 1. Общие положения

1. Настоящая Методика устанавливает порядок расчета сводного индекса цен производителей промышленной продукции.

2. В настоящей Методике используются следующие основные термины и их определения:

агрегатный индекс цен - относительный статистический показатель, который характеризует изменение цен по отдельной подгруппе, группе продукции или изучаемому явлению в целом и формируется на основе индивидуальных индексов цен;

базисный год - год, в котором объем отгруженной промышленной продукции (оказанной услуги промышленного характера) в стоимостном выражении используется для отбора базовых организаций и товаров (услуг)-представителей для выборочного государственного статистического наблюдения за ценами производителей промышленной продукции (далее - наблюдение за ценами производителей);

базисная цена - среднегодовая цена товара (услуги)-представителя за базисный год;

базовая организация - репрезентативно отобранная организация для наблюдения за ценами производителей;

вес товара (услуги)-представителя - объем отгруженной промышленной продукции (оказанной услуги) по товару (услуге)-представителю в стоимостном выражении за базисный год;

вес индекса цен производителей промышленной продукции (услуг) (далее - вес индекса цен производителей) - объем отгруженной промышленной продукции (работ, услуг) на внутренний рынок республики и на экспорт в стоимостном выражении по видам экономической деятельности за базисный год;

выборочная совокупность - часть генеральной совокупности, отобранная для наблюдения за ценами производителей, которая должна быть представительной (репрезентативной), полно и адекватно отражать свойства и пропорции генеральной совокупности;

инвестиционные товары - товары, сохраняющие неизменную натуральную форму в течение длительного (более одного года) периода времени и используемые для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг;

индекс цен производителей промышленной продукции (услуг) (далее - индекс цен производителей) - относительный статистический показатель, характеризующий изменение цен производителей на промышленную продукцию (услугу) во времени (индекс динамики) или соотношение цен в пространстве (территориальный индекс);

индивидуальный индекс цен производителей - относительный статистический показатель, характеризующий изменение цены товара (услуги)-представителя в отчетном периоде по сравнению с базисной ценой;

потребительские товары - товары, используемые населением для личного потребления;

продукция производственно-технического назначения - продукция, предназначенная для производственного потребления, для оказания услуг в сфере материального производства и сфере нематериальных услуг;

промежуточные товары - товары, которые потребляются в отчетном периоде в процессе производства;

сводный индекс цен производителей - соотношение уровней цен по совокупности различной продукции (услуг), исчисляемый по формуле агрегатного индекса цен;

товар-представитель - конкретный товар, представитель товарной группы или товарная группа, отобранные для наблюдения за ценами производителей;

товарная группа - совокупность однородных товаров-представителей;

услуга-представитель - конкретная услуга промышленного характера, отобранная для наблюдения за ценами производителей;

цена (тариф) производителя промышленной продукции (услуги) (далее - цена производителя) - цена, по которой организация реализует свою продукцию (оказывает услугу) другим организациям. Цена производителя не включает налог на добавленную стоимость, акцизы, другие налоги, платежи из выручки и расходы по транспортировке, погрузке и разгрузке продукции. Цена производителя на промышленную продукцию, отгруженную на экспорт также не должна включать в себя таможенную пошлину и другие сборы, не входящие в себестоимость.

3. Сводный индекс цен производителей рассчитывается в целом по промышленной продукции (услугам), а также отдельно на продукцию (услуги), отгруженную (оказанные) на внутренний рынок и продукцию, отгруженную на экспорт по видам экономической деятельности, по продукции производственно-технического назначения, инвестиционным, промежуточным, потребительским товарам, отдельным товарам и товарным группам. Расчет сводного индекса цен производителей осуществляется Национальным статистическим комитетом Республики Беларусь (далее - Белстат) ежемесячно в разрезе областей (города Минска) и по республике в целом, а также к различным периодам.

4. Сводный индекс цен производителей отражает динамику цен (тарифов) на товары (услуги), отгруженные (оказанные) организациями республики, без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и других налогов и платежей из выручки.

5. Сводный индекс цен производителей используется для осуществления экономического мониторинга, прогнозирования, сопоставлений, проводимых государственными органами и международными организациями; в качестве дефляторов при определении объемов производства в условиях инфляции; для формирования статистических показателей (коэффициентов переоценки основных фондов, индексов цен на оборудование в составе элементов технологической структуры строительного производства и других).

Глава 2. Исходная информация для расчета сводного индекса цен производителей

6. Для расчета сводного индекса цен производителей используются:

индивидуальные индексы цен производителей по каждому товару (услуге)-представителю;

веса товаров (услуг)-представителей и индексов цен производителей.

7. Исходной информационной базой для расчета индивидуальных индексов цен производителей являются первичные статистические данные о ценах производителей по форме государственной статистической отчетности 12-цены (производителей) "Отчет о ценах производителей промышленной продукции (услуг)" (далее - форма 12-цены (производителей)).

8. В качестве веса на всех уровнях агрегирования сводного индекса цен производителей используется стоимость отгруженной промышленной продукции, оказанной услуги.

Информационной базой для формирования системы весов индексов цен производителей является официальная статистическая информация в стоимостном выражении об:

объеме отгруженной промышленной продукции (работ, услуг) по форме государственной статистической отчетности 4-у "Отчет о видах экономической деятельности организации";

объеме производства продукции (работ, услуг) по форме государственной статистической отчетности 1-мп "Отчет о финансово-хозяйственной деятельности малой организации".

Построение системы весов осуществляется Белстатом в целом по республике и областям (городу Минску).

Глава 3. Расчет индивидуального индекса цен производителей

9. Основными принципами расчета сводного индекса цен производителей является неизменное качество и количество товаров (услуг)-представителей выборочной совокупности. В целях соблюдения этих принципов расчет индивидуального индекса цен производителей осуществляется поэтапно.

На первом этапе расчета индивидуального индекса цен производителей анализируются все причины изменения цен по каждому товару (услуге)-представителю.

10. В случае, когда вместо отобранного товара-представителя стал выпускаться товар другого вида и месячные индексы цен по этим товарам практически не отличаются, происходит замена одного вида товара-представителя на другой. При несущественном изменении качества "нового" товара у него остается вес того товара, который он заменил. Вес товара-представителя остается неизменным.

11. В случае, когда качество "нового" и "старого" товаров-представителей отличается, необходимо исключить влияние на индекс цен производителей изменение качества.

Поправки на качество предполагают применение:

метода условных исчислений по аналогичным товарам-представителям;

метода совмещения;

метода прямого сопоставления.

Метод условных исчислений по аналогичным товарам-представителям предполагает, что цены на все присутствующие аналогичные товары-представители изменяются таким же образом, как и цена отсутствующего товара-представителя.

Метод совмещения применяется, когда "новый" товар-представитель и отсутствующий товар-представитель производились (отгружались) в тот же период. Разница в цене между новым и отсутствующим товаром-представителем в период замещения используется в качестве показателя различия качества.

Метод прямого сопоставления применяется, когда "новый" товар-представитель является непосредственно сопоставимым, то есть имеющим похожие характеристики. В этом случае цена "нового" товара-представителя заменяет цену отсутствующего товара-представителя. При этом разница в цене между "новым" и отсутствующим товаром-представителем обусловлена изменением цены, а не различиями в качестве.

12. При анализе причин изменения цен на услуги-представители в случаях оказания услуги другого вида для сопоставимости цен используются аналогичные методы, изложенные в пунктах 10, 11 настоящей Методики.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Постановление Национального статистического комитета Республики Беларусь от 21 октября 2015 года №157
"Об утверждении Методики по расчету сводного индекса цен производителей промышленной продукции"

О документе

Номер документа:157
Дата принятия: 21/10/2015
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:01/01/2016
Органы эмитенты: Государственные органы и организации
Утратил силу с:01/02/2018

Документ утратил силу с 1 февраля 2018 года в соответствии с Постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 11 января 2018 года №3

Опубликование документа

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь от 10 ноября 2015 года, 7/3271.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2016 года.