Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 15 июля 2015 года №609-VIII

О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести в Налоговый кодекс Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2011 г., №№13-17, ст. 112) следующие изменения:

1. В пункте 14.1 статьи 14:

1) в подпункте 14.1.71:

третье предложение абзаца второго изложить в следующей редакции: "В таком случае обычной ценой считается цена, определенная сторонами договора, но не ниже минимальной или индикативной цены";

в абзаце третьем слова и цифры "при условии, что невозможно применить методы, указанные в подпункте 39.3.1 пункта 39.3 статьи 39 настоящего Кодекса" исключить;

в абзаце пятом слова "является цена, которая соответствует уровню рыночных цен на момент заключения такого контракта" заменить словами "является цена, которая соответствует форвардной или фьючерсной цене на дату заключения такого контракта";

2) в подпункте 14.1.159:

абзац девятый подпункта "а" и абзац шестой подпункта "б" дополнить предложением следующего содержания: "При этом сумма таких кредитов (займов), возвратной финансовой помощи и собственного капитала определяется как среднее арифметическое значение (на начало и конец отчетного периода)";

абзац двадцать девятый изложить в следующей редакции:

"При наличии обстоятельств, указанных в абзаце первом настоящего подпункта, юридические и/или физические лица, являющиеся сторонами хозяйственной операции, имеют право самостоятельно признать себя для целей налогообложения связанными лицами по основаниям, не предусмотренным в подпунктах "а" - "в" этого подпункта".

2. В статье 39:

1) в подпункте 39.1.4 пункта 39.1 слова "и налога на добавленную стоимость" исключить;

2) в пункте 39.2:

в подпункте 39.2.1:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"39.2.1. Принципы определения операций контролируемыми";

подпункты 39.2.1.1 и 39.2.1.2 изложить в следующей редакции:

"39.2.1.1. Для целей начисления налога на прибыль предприятий контролируемыми операциями являются:

а) хозяйственные операции, влияющие на объект налогообложения сторон (стороны) таких операций, осуществляемых налогоплательщиками со связанными лицами- нерезидентами;

б) внешнеэкономические хозяйственные операции по продаже товаров через комиссионеров-нерезидентов.

39.2.1.2. Для целей исчисления налога на прибыль предприятий контролируемыми являются хозяйственные операции, влияющие на объект налогообложения налогоплательщика, одной из сторон которых является нерезидент, зарегистрированный в государстве (на территории), которая включена в перечень государств (территорий), утвержденный Кабинетом Министров Украины.

Операции с контрагентом, зарегистрированным в государстве (на территории), включенной в указанный перечень, признаются контролируемыми с даты включения государства (территории) в такой перечень.

При определении перечня государств (территорий) Кабинет Министров Украины учитывает следующие критерии:

государства (территории), в которых общая ставка налога на прибыль предприятий (корпоративный налог) на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине;

государства, с которыми Украиной не заключены международные договоры с положениями об обмене информацией.

Утвержденный Кабинетом Министров Украины перечень государств (территорий) центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, публикует ежегодно в официальных печатных изданиях и на своем официальном веб-сайте с указанием ставок налога на прибыль предприятий (корпоративный налог). Информация об изменении ставок публикуется в течение трех месяцев с даты их изменения";

абзацы первый, второй и третий подпункта 39.2.1.3 изложить в следующей редакции:

"39.2.1.3. Для контролируемых операций по вывозу в таможенном режиме экспорта и/или ввоз в таможенном режиме импорта товаров, имеющих биржевую котировку, установление соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки" в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) налогоплательщиков, которые являются сторонами контролируемой сделки, осуществляется по методу сравнительной неконтролируемой цены.

Для установления соответствия условий контролируемых операций принципу "вытянутой руки" используется диапазон цен на такие товары, сложившихся на товарной бирже. Перечень товаров, имеющих биржевую котировку, и мировых товарных бирж для каждой группы товаров определяется Кабинетом Министров Украины. Диапазон цен рассчитывается в соответствии с порядком, определенным в абзаце четвертом подпункта 39.3.2.3 этой статьи, на основании биржевых котировок данного товара за декаду, предшествующую проведению контролируемой операции.

Указанные цены подлежат корректировке с учетом объема контролируемой операции, условий оплаты и поставки товаров, качественных характеристик, транспортных расходов";

в подпункте 39.2.1.4:

в абзаце первом слова "налогооблагаемый доход" заменить словами "объект налогообложения налогом на прибыль предприятий";

абзац шестой изложить в следующей редакции:

"Операции по покупке или продаже корпоративных прав, акций или других инвестиций, покупки или продажи долгосрочных материальных и нематериальных активов";

абзац первый подпункта 39.2.1.5 изложить в следующей редакции:

"39.2.1.5. Если в цепи хозяйственных операций между налогоплательщиком и его связанным лицом-нерезидентом, предусмотренных подпунктами 39.2.1.1, 39.2.1.2, 39.2.1.3 подпункта 39.2.1 этого пункта, право собственности на предмет такой операции прежде чем перейти от налогоплательщика к связанному лицу-нерезиденту (в случае экспортных операций) или прежде чем перейти от связанного лица-нерезидента к налогоплательщику (в случае импортных операций) переходит к одному или нескольким несвязанным лицам, такая операция для целей налогообложения налогом на прибыль предприятий считается контролируемой сделкой между налогоплательщиком и его связанным лицом-нерезидентом, если эти несвязанные лица";

подпункты 39.2.1.6 и 39.2.1.7 изложить в следующей редакции:

"39.2.1.6. Неконтролируемые операции - любые хозяйственные операции, не предусмотренные подпунктами 39.2.1.1, 39.2.1.2 и 39.2.1.5 подпункта 39.2.1 этого пункта, осуществляемые между несвязанными лицами.

39.2.1.7. Хозяйственные операции, предусмотренные подпунктами 39.2.1.1 - 39.2.1.3 и 39.2.1.5 подпункта 39.2.1 этого пункта, признаются контролируемыми, если одновременно выполняются следующие условия:

годовой доход налогоплательщика от любой деятельности, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 5 миллионов гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год;

объем таких хозяйственных операций налогоплательщика с каждым контрагентом, определенный по правилам бухгалтерского учета, превышает 5 миллионов гривен (за вычетом косвенных налогов) за соответствующий налоговый (отчетный) год";

дополнить подпунктом 39.2.1.8 следующего содержания:

"39.2.1.8. Условия, при которых хозяйственные операции признаются соответствующими принципу "вытянутой руки":

если цены (наценки) на товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством, цена считается такой, что соответствует принципу "вытянутой руки", если она установлена в соответствии с правилами такого регулирования. Это положение не распространяется на случаи, когда устанавливается минимальная (максимальная) цена продажи или индикативная цена. В таком случае цена операции, которая соответствует принципу "вытянутой руки", определяется в соответствии с настоящей статьей, но не может быть меньше минимальной или индикативной цены и больше максимальной цены;

если при осуществлении операции обязательным является проведение оценки, стоимость объекта оценки является основанием для установления соответствия принципу "вытянутой руки" для целей налогообложения;

в случае проведения аукциона (публичных торгов), обязательность проведения которого определена законом, условия, которые сложились по результатам такого аукциона (публичных торгов), признаются соответствующими принципу "вытянутой руки";

если продажа (отчуждение) товаров, в том числе имущества, переданного в залог заемщиком с целью обеспечения требований кредитора, осуществляется в принудительном порядке согласно законодательству, условия, сложившиеся во время такой продажи, признаются соответствующими принципу "вытянутой руки";

подпункт 39.2.2.8 подпункта 39.2.2 исключить;

3) в пункте 39.3:

в абзаце втором подпункта 39.3.2.3 слова "такая цена соответствует" заменить словами "условия контролируемой операции отвечают";

подпункт 39.3.2.5 изложить в следующей редакции:

"39.3.2.5. При определении уровня рентабельности контролируемых операций могут быть использованы финансовые показатели, которые обеспечивают установление соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки", в частности, но не исключительно:

а) валовая рентабельность, определяемая как отношение валовой прибыли к чистому доходу (выручке) от реализации товаров (работ, услуг), рассчитанного без учета акцизного налога, пошлины, налога на добавленную стоимость, других налогов и сборов;

б) валовая рентабельность себестоимости, которая определяется как отношение валовой прибыли к себестоимости реализованных товаров (работ, услуг);

в) чистая рентабельность, определяемая как отношение прибыли от операционной деятельности к чистому доходу (выручке) от реализации товаров (работ, услуг), рассчитанного без учета акцизного налога, пошлины, налога на добавленную стоимость, других налогов и сборов;

г) чистая рентабельность затрат, определяемая как отношение прибыли от операционной деятельности к сумме себестоимости реализованных товаров (работ, услуг) и операционных расходов (административных расходов, расходов на сбыт и других), связанных с реализацией товаров (работ, услуг);

ґ) рентабельность операционных расходов, которая определяется как отношение валовой прибыли к операционным расходам (административных расходов, расходов на сбыт и других), связанных с реализацией товаров (работ, услуг);

д) рентабельность активов, определяемая как отношение прибыли от операционной деятельности к текущей рыночной стоимости внеоборотных и оборотных активов (кроме текущих финансовых инвестиций и денежных средств и их эквивалентов), которые прямо или косвенно используются в контролируемой операции. В случае отсутствия необходимой информации о текущей рыночной стоимости активов рентабельность активов может определяться на основе данных бухгалтерской отчетности;

е) рентабельность капитала, определяемая как отношение прибыли от операционной деятельности к капиталу (сумма внеоборотных и оборотных активов, кроме текущих финансовых инвестиций и денежных средств и их эквивалентов, кроме текущих обязательств)";

подпункт 39.3.3.3 дополнить словами "кроме случаев, предусмотренных подпунктом 39.2.1.3 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 настоящей статьи";

4) в пункте 39.4:

абзац первый подпункта 39.4.2 исключить;

в подпункте 39.4.8 цифры и слово "10 дней" заменить цифрами и словами "30 календарных дней";

5) в пункте 39.5:

в подпункте 39.5.1:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"39.5.1. Налоговый контроль за установлением соответствия условий контролируемых операций принципу "вытянутой руки" осуществляется путем мониторинга контролируемых операций и проведения проверок налогоплательщиков по вопросам полноты начисления и уплаты налогов при осуществлении контролируемых операций (далее - проверка контролируемых операций)";

подпункт 39.5.1.2 изложить в следующей редакции:

"39.5.1.2. В случае если контролирующий орган при выполнении функций налогового контроля выявил факты проведения налогоплательщиком контролируемых операций, отчет о которых в соответствии с подпунктом 39.4.2 пункта 39.4 настоящей статьи не подан, он посылает сообщение о выявленных контролируемых операциях центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную налоговую и таможенную политику. Уведомление направляется средствами электронной связи не позднее 5 рабочих дней со дня выявления таких операций.

Налогоплательщик, в отношении которого осуществлялся налоговый контроль, информируется о направлении центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную налоговую и таможенную политику, сообщение о выявленных контролируемых операциях не позднее 5 рабочих дней со дня направления уведомления";

в подпункте 39.5.2:

подпункт 39.5.2.1 изложить в следующей редакции:

"39.5.2.1. Основаниями для проверки контролируемых операций являются:

а) передача сообщения контролирующим органом в соответствии с подпунктом 39.5.1.2 подпункта 39.5.1 этого пункта;

б) выявление по результатам мониторинга контролируемых операций несоответствия условий контролируемых операций принципу "вытянутой руки";

в) непредставление налогоплательщиком или представление с нарушением требований пункта 39.4 этой статьи отчета о контролируемых операциях или документации по трансфертному ценообразованию";

подпункт 39.5.2.21 дополнить словами и цифрами "но не ранее истечения срока для предоставления плательщиком возражений, определенного подпунктом 39.5.2.20 этого пункта";

абзацы первый и второй подпункта 39.5.3.1 изложить в следующей редакции:

"39.5.3.1. Налогоплательщик и контролирующий орган используют источники информации, содержащие сведения, позволяющие сопоставить коммерческие и финансовые условия сделок согласно подпункту 39.2.2 пункта 39.2 этой статьи, в частности:

а) информацию о сопоставимые неконтролируемые операции налогоплательщика, а также информацию о сопоставимые неконтролируемые операции его контрагента - стороны контролируемой сделки с несвязанными лицами ".

3. Пункт 120.3 статьи 120 изложить в следующей редакции:

"120.3. Непредставление налогоплательщиком отчета о контролируемых операциях и/или документации по трансфертному ценообразованию или невключение в такой отчет информации обо всех проведенных в течение отчетного периода контролируемых операциях в соответствии с требованиями пункта 39.4 статьи 39 настоящего Кодекса влечет за собой наложение штрафа в размере:

300 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, - в случае непредставления (несвоевременного представления) отчета о контролируемых операциях;

1 процент суммы контролируемых операций, незадекларированных в представленном отчете о контролируемых операциях, но не более 300 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, за все незадекларированные контролируемые операции;

3 процента суммы контролируемых операций, по которым не была подана документация, определенная подпунктом 39.4.6 пункта 39.4 статьи 39 настоящего Кодекса, но не более 200 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, за все контролируемые операции, осуществленные в соответствующем отчетном году.

Уплата таких финансовых санкций (штрафов) не освобождает налогоплательщика от обязанности представления отчета о контролируемых операциях и/или документации по трансфертному ценообразованию".

4. Абзац первый пункта 188.1 статьи 188 изложить в следующей редакции:

"188.1. База налогообложения операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной стоимости с учетом общегосударственных налогов и сборов (кроме сбора на обязательное государственное пенсионное страхование, который взимается со стоимости услуг сотовой подвижной связи, налога на добавленную стоимость и акцизного налога на спирт этиловый, используемый производителями - субъектами хозяйствования для производства лекарственных средств, в том числе компонентов крови и произведенных из них препаратов (кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров)".

5. Абзац первый пункта 198.3 статьи 198 изложить в следующей редакции:

"198.3. Налоговый кредит отчетного периода определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг и состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога по ставке, установленной пунктом 193.1 статьи 193 настоящего Кодекса, в течение такого отчетного периода в связи с".

6. Подраздел 10 раздела XX "Переходные положения" дополнить пунктом 34 следующего содержания:

"34. Установить, что для контролируемых операций с резидентами, осуществленных до 1 января 2015 года, пропорциональная корректировка осуществляется по правилам, действовавшим до 1 января 2015 года".

II. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.

2. Формирование отчета о контролируемых операциях, и в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Украины, документации по трансфертному ценообразованию за хозяйственные операции, осуществленные в 2015 году, осуществляется на основании и с учетом норм этого Закона.

3. Установить, что до приведения законодательства в соответствие с настоящим Законом другие законы и нормативно-правовые акты применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

4. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок со дня опубликования настоящего Закона привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Президент Украины

П.А.Порошенко