Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 25 декабря 2014 года №63-VIII

О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно особенностей уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость в случае применения налогового компромисса

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Главу XX "Переходные положения" Налогового кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2011 г., №№13-17, ст. 112) дополнить подразделением 9-2 следующего содержания:

"Подразделение 9-2. Особенности уточнения налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость при применении налогового компромисса

1. Налоговый компромисс - это режим освобождения от юридической ответственности налогоплательщиков и/или их должностных (служебных) лиц за занижение налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость за любые налоговые периоды до 1 апреля 2014 года с учетом сроков давности, установленных статьей 102 настоящего Кодекса. Налогоплательщик, который решил воспользоваться процедурой налогового компромисса, во время действия налогового компромисса за такие налоговые периоды вправе подать соответствующие уточняющие расчеты налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость, в которых определяет сумму завышения расходов, которые учитываются при определении объекта обложения налогом на прибыль предприятий и/или сумму завышения налогового кредита по налогу на добавленную стоимость.

Уточняющие расчеты налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость подаются по форме, установленной центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики. Вместе с уточняющим расчетом подается перечень (описание) хозяйственных операций, по которым осуществлено уточнение показателей налоговой декларации.

На случаи представления уточняющих расчетов налоговых обязательств в соответствии с этим подразделением не распространяются нормы статьи 50 настоящего Кодекса.

При составлении уточняющих расчетов налоговых обязательств для применения налогового компромисса не учитываются суммы корректировок налогового кредита по налогу на добавленную стоимость и/или расходов, учитываемых при исчислении объекта налогообложения налогом на прибыль, отраженные в уточняющих расчетах, которые одновременно отвечают следующим условиям:

1) представлены в порядке, установленном статьей 50 настоящего Кодекса, после 1 апреля 2014 года;

2) уточняют показатели налоговых деклараций за отчетные (налоговые) периоды, предшествовавшие 1 апреля 2014 года;

3) по результатам представления таких уточняющих расчетов было уменьшено налоговое обязательство (увеличено отрицательное значение) по налогу на прибыль или налога на добавленную стоимость за следующие отчетные (налоговые) периоды.

У налогоплательщика по результатам применения налогового компромисса не могут возникать или увеличиваться ошибочно и/или излишне уплаченные денежные обязательства.

2. Сумма заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость уплачивается в размере 5 процентов такой суммы. При этом 95 процентов суммы заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость считаются погашенными, штрафные санкции не применяются, пеня не начисляется.

Сумма погашенного налогового обязательства по налогу на прибыль и/или налогу на добавленную стоимость в размере 95 процентов в результате применения налогового компромисса не учитывается для определения объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий.

3. Процедура достижения налогового компромисса продолжается не более 70 календарных дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета.

Представление налогоплательщиком уточняющего расчета за периоды, по которым не была проведена документальная проверка, может быть основанием для проведения документальной внеплановой проверки в соответствии с процедурой налогового компромисса.

В течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем представления уточняющего расчета, контролирующий орган принимает решение о необходимости проведения документальной внеплановой проверки, о чем уведомляет налогоплательщика в соответствии со статьей 42 настоящего Кодекса.

Документальная внеплановая проверка проводится исключительно по вопросам, которые касаются расходов, учитываемых при определении объекта обложения налогом на прибыль предприятий и/или суммы завышения налогового кредита по налогу на добавленную стоимость, в рамках процедуры достижения налогового компромисса.

Если контролирующий орган уведомил налогоплательщика об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки, сумма задекларированных обязательств считается согласованной.

В случае принятия решения о необходимости проведения документальной внеплановой проверки контролирующий орган проводит такую проверку и по ее результатам:

1) принимает налоговое уведомление-решение в случае выявления нарушений налогоплательщиком требований налогового законодательства, уплата денежного обязательства по которым осуществляется в размере, предусмотренном пунктом 2 этого подразделения;

2) составляет справку в случае отсутствия таких нарушений, подтверждает правомерность определения сумм налоговых обязательств в уточняющем расчете.

Налоговое уведомление-решение или справку контролирующий орган направляет налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьями 42 и 58 настоящего Кодекса.

4. Уточнение налогоплательщиком налоговых обязательств путем подачи уточняющего расчета в соответствии с этим подразделением не влияет на размер налоговых обязательств его контрагентов.

5. Налогоплательщик платит налоговые обязательства, определенные в уточняющем расчете и/или налоговом уведомлении-решении, в размере, предусмотренном пунктом 2 этого подразделения, в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем согласования. Днем согласования считается день получения уведомления контролирующего органа об отсутствии необходимости проведения документальной внеплановой проверки, а в случае принятия решения о необходимости проведения документальной внеплановой проверки - день получения справки, подтверждающей правомерность определения сумм налоговых обязательств в уточняющем расчете или день получения налогового уведомления-решения, принятого по результатам такой проверки.

6. В случае если налогоплательщик начинает процедуру административного и/или судебного обжалования налогового уведомления-решения, принятого контролирующим органом по результатам документальной внеплановой проверки в соответствии с этим подразделением, налоговый компромисс не применяется.

7. Процедура налогового компромисса, установленная этим подразделением, распространяется также на несогласованные суммы налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость, указанные в налоговых уведомлениях-решениях, по которым продолжается процедура судебного и/или административного обжалования, а также на случаи, когда налогоплательщик получил налоговое уведомление-решение, по которому налоговые обязательства не согласованы в соответствии с нормами настоящего Кодекса. Достижения налогового компромисса в таком случае осуществляется по заявлению налогоплательщика в письменной форме в контролирующий орган о намерении достижения налогового компромисса. В таких случаях днем согласования налогоплательщиком налоговых обязательств, определенных в налоговом уведомлении-решении, является день подачи такого заявления в соответствующий орган. В случае неуплаты налогоплательщиком такого налогового обязательства в сумме, определенной пунктом 2 этого подразделения, такое налоговое обязательство считается несогласованным.

Процедура налогового компромисса относительно размера и сроков уплаты заниженного налогового обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость, установленная этим подразделением, распространяется также на случаи, когда у налогоплательщика независимо от процедуры налогового компромисса по решению контролирующего органа начата документальная проверка или составлен акт по результатам такой проверки. В таких случаях налогоплательщик вправе подать в контролирующий орган, назначивший документальную проверку или составил акт по результатам такой проверки, соответствующие уточняющие расчеты налоговых обязательств в налоговых деклараций за отчетные налоговые периоды в порядке, определенном пунктом 1 этого подразделения.

8. Налоговый компромисс считается достигнутым после уплаты налогоплательщиком согласованных налоговых обязательств в соответствии с этим подразделением.

После достижения налогового компромисса в соответствии с этим подразделением такие обязательства не подлежат обжалованию и их размер не может быть изменен в других налоговых периодах.

9. В случае достижения налогового компромисса проверки по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость по уточненным операциям в последующих периодах по указанным налогам контролирующими органами не проводятся.

10. Деяние, совершенное налогоплательщиком или его должностными (служебными) лицами, что привело к занижению его налоговых обязательств по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость, если такие налоговые обязательства уточнены с процедурами применения налогового компромисса и уплаченные в бюджеты, нельзя считать умышленным уклонением от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей).

11. Налоговый компромисс с учетом сроков давности в соответствии со статьей 102 настоящего Кодекса применяется к правоотношениям, возникшим до 1 апреля 2014 года, и распространяется исключительно на налоговые обязательства по налогу на прибыль предприятий и/или налога на добавленную стоимость независимо от того, проводились проверки контролирующих органов или нет за такие периоды.

12. Налогоплательщики с целью применения налогового компромисса имеют право подать уточняющие расчеты или заявления в соответствии с положениями этого подразделения в течение 90 календарных дней со дня вступления в силу этим подразделением".

II. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.

2. До утверждения формы уточняющего расчета для применения налогового компромисса налогоплательщик имеет право подать уточняющий расчет по действующей на момент подачи форме как отдельный документ с объяснением мотивов его представления для применения налогового компромисса и перечнем (описанием) операций, по которым осуществлено уточнение показателей налоговой декларации.

3. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1) статью 163-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета УССР, 1984 г., приложение к №51, ст. 1122) дополнить частью третьей следующего содержания:

"Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, не считаются нарушением налогоплательщиком установленного порядка ведения налогового учета, если налогоплательщик достиг налогового компромисса в соответствии с пунктом 9-2 раздела XX "Переходные положения" Налогового кодекса Украины";

2) статью 212 Уголовного кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г., №25-26, ст. 131) дополнить частью пятой следующего содержания:

"5. Деяния, предусмотренные частями первой - третьей настоящей статьи, не считаются умышленным уклонением от уплаты налогов, сборов (обязательных платежей), если налогоплательщик достиг налогового компромисса в соответствии с подразделом 9-2 раздела XX "Переходные положения" Налогового кодекса Украины";

3) раздел VIII "Заключительные и переходные положения" Кодекса административного судопроизводства Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2005 г., №№35-37, ст. 446) дополнить пунктом 11-2 следующего содержания:

"11-2. Основанием для примирения сторон на любой стадии процесса является достижение налогового компромисса по уплате налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль предприятий в соответствии с пунктом 9-2 раздела XX "Переходные положения" Налогового кодекса Украины";

4) в статье 284 Уголовного процессуального кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2013 г., №№9-13, ст. 88):

часть первую дополнить пунктом 9 следующего содержания:

"9) относительно налоговых обязательств лица, совершившего действия, предусмотренные статьей 212 Уголовного кодекса Украины, достигнутый налоговый компромисс в соответствии с пунктом 9-2 раздела XX "Переходные положения" Налогового кодекса Украины";

часть вторую дополнить пунктом 3 следующего содержания:

"3) достигнут налоговый компромисс по делам об уголовных правонарушениях, предусмотренных статьей 212 Уголовного кодекса Украины, в соответствии с пунктом 9-2 раздела XX "Переходные положения" Налогового кодекса Украины";

абзац второй части четвертой после цифры "4" дополнить цифрой "9";

абзац второй части седьмой после цифры "8" дополнить цифрой "9", а слово и цифру "пунктом 2" заменить словом и цифрами "пунктами 2, 3".

4. Кабинету Министров Украины в месячный срок со дня вступления в силу настоящего Закона:

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить принятие нормативно-правовых актов, необходимых для реализации настоящего Закона;

обеспечить пересмотр и приведение центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.

Президент Украины

П.А.Порошенко