Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 22 мая 2015 года №431

О порядке функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз

(В редакции Постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 19.09.2016 г. №737, 31.10.2016 г. №891)

В соответствии с пунктом 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 16 февраля 2015 г. №1 "О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь" Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз.

2. Внести изменения и дополнения в следующие постановления Совета Министров Республики Беларусь:

2.1. пункт 8 Положения о научно-технических проектах, выполняемых в рамках международных договоров Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 августа 2003 г. №1065 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., №92, 5/12908; 2007 г., №264, 5/26055; 2009 г., №226, 5/30460), изложить в следующей редакции:

"8. Проекты, оформленные в соответствии с установленными требованиями, направляются ГКНТ в государственные экспертные советы соответствующего профиля для проведения государственной научно-технической (научной) экспертизы.";

2.2. в Положении о Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2004 г. №282 "О Государственном комитете по науке и технологиям Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., №53, 5/13978; 2005 г., №9, 5/15481; 2006 г., №132, 5/22767; 2009 г., №251, 5/30596; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.01.2013, 5/36835; 21.12.2013, 5/38182; 30.08.2014, 5/39331):

в пункте 3:

в подпункте 3.2-1 слова "рациональным расходованием выделяемых на эти цели бюджетных средств" заменить словами "эффективностью деятельности аспирантур (докторантур)";

дополнить пункт подпунктом 3.7-4 следующего содержания:

"3.7-4. мониторинг и методическое обеспечение коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности, созданных полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов;";

подпункт 3.11 изложить в следующей редакции:

"3.11. обеспечение функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз, в том числе организации и проведения этих экспертиз;";

в пункте 4:

подпункт 4.5 изложить в следующей редакции:

"4.5. обеспечивает организацию и проведение государственной научной и государственной научно-технической экспертиз в порядке, установленном актами законодательства;";

из подпункта 4.5-2 слово "научно-техническим" исключить;

дополнить пункт подпунктом 4.7-1 следующего содержания:

"4.7-1. осуществляет ведение государственного реестра прав на результаты научной и научно-технической деятельности;";

2.3. часть вторую пункта 8 Положения о порядке разработки, финансирования и выполнения государственных программ научных исследований, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2010 г. №1196 "О некоторых вопросах регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №201, 5/32352), изложить в следующей редакции:

"Конкурсный отбор заданий программ осуществляется НАН Беларуси с учетом результатов государственной научной экспертизы.";

2.4. в Положении о порядке формирования перечня инновационных товаров, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2012 г. №995 "О порядке формирования перечня инновационных товаров" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 03.11.2012, 5/36434; 30.05.2014, 5/38914):

пункт 7 изложить в следующей редакции:

"7. После поступления в ГКНТ комплект заявочных документов, по которому принято положительное решение о допуске к третьему этапу отбора инновационных товаров для включения в перечень, направляется в пятидневный срок в государственный экспертный совет соответствующего профиля для проведения государственной научно-технической экспертизы.";

в пункте 8 слова "экспертными советами" и "экспертный совет" заменить соответственно словами "государственными экспертными советами соответствующего профиля" и "эти экспертные советы";

2.5. пункт 2 Положения о порядке организации работы межведомственного экспертного совета по согласованию тем докторских диссертаций, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 марта 2014 г. №214 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 18.03.2014, 5/38550), изложить в следующей редакции:

"2. Межведомственный экспертный совет осуществляет свою деятельность в рамках функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз.";

2.6. в Положении о порядке организации разработки, утверждения и рассмотрения бизнес-планов инвестиционных проектов, а также проведения экспертизы инвестиционных проектов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2014 г. №506 "О бизнес-планах инвестиционных проектов" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.05.2014, 5/38908):

из абзаца восьмого пункта 2 слова "научно-техническими" и "совместно с Национальной академией наук Беларуси" исключить;

в абзаце третьем подпункта 16.3 пункта 16:

слово "научно-технического" исключить;

после слова "совета" дополнить абзац словами ", созданного Государственным комитетом по науке и технологиям".

3. Признать утратившими силу:

пункт 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2007 г. №1411 "О некоторых вопросах организации и проведения государственной научно-технической экспертизы" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., №264, 5/26055);

подпункт 1.6 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 октября 2009 г. №1335 "О внесении дополнений, изменений в отдельные постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., №251, 5/30596);

абзац третий пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2010 г. №1196 "О некоторых вопросах регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., №201, 5/32352);

подпункт 2.40 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 августа 2011 г. №1049 "Об изменении, дополнении и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Беларусь по вопросам образования" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №92, 5/34264);

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2012 г. №996 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 октября 2007 г. №1411" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 06.11.2012, 5/36435);

абзацы четвертый-восьмой подпункта 1.2 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 января 2013 г. №20 "О внесении изменений и дополнений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10 октября 2006 г. №1329 и от 29 октября 2007 г. №1411" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 16.01.2013, 5/36782);

подпункт 2.2 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 4 октября 2013 г. №888 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 20 мая 2013 г. №229" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 10.10.2013, 5/37899);

подпункт 1.3 пункта 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2013 г. №1104 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 7 июня 2004 г. №677" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 21.12.2013, 5/38182);

подпункт 2.4 пункта 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 августа 2014 г. №835 "О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 2 декабря 2013 г. №531" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 30.08.2014, 5/39331).

4. Государственному комитету по науке и технологиям с 1 июля 2015 г. обеспечить функционирование единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз.

5. Республиканским органам государственного управления и иным государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, Национальной академии наук Беларуси, облисполкомам и Минскому горисполкому до 1 июля 2015 г. привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением и принять иные меры по его реализации.

6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июля 2015 г., за исключением пункта 5, вступающего в силу после официального опубликования настоящего постановления.

Премьер-министр Республики Беларусь

А.Кобяков

Утверждено Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 мая 2015 года №431

Положение о порядке функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз

Глава 1. Общие положения

1. Настоящим Положением определяется порядок функционирования единой системы государственной научной и государственной научно-технической экспертиз (далее - единая система экспертиз), в том числе порядок организации и проведения этих экспертиз.

2. В настоящем Положении используются термины и их определения в значениях, установленных Декретом Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. №7 "О совершенствовании государственного управления в сфере науки" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., №30, 1/3553), а также следующие термины и их определения:

заказчик государственной научной и (или) государственной (ведомственной) научно-технической экспертиз (далее - заказчик) - организация, являющаяся распорядителем (получателем) государственных средств, выделенных для финансирования реализации мероприятий (заданий, проектов, планов, работ, услуг), в отношении которых настоящим Положением предусмотрено проведение государственной научной или государственной (ведомственной) научно-технической экспертизы (далее, если не указано иное, - государственная экспертиза), а также иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в случаях, установленных законодательством;

объект государственной экспертизы - планируемое к реализации полностью или частично за счет государственных средств мероприятие (задание, проект, план, работа, услуга) в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности, результат его реализации, а также документы (комплекты документов), необходимые для принятия Советом Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, другими государственными органами и государственными организациями, подчиненными Президенту Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, а также другими образованными в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными законодательными актами организациями, осуществляющими государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности (далее - государственные органы), решений, связанных с научной, научно-технической и инновационной деятельностью.

3. Функционирование единой системы экспертиз направлено на повышение эффективности:

использования государственных средств, выделяемых на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, посредством принятия на основе результатов государственной экспертизы решений о финансировании реализации мероприятий (заданий, проектов, планов, работ, услуг), способных обеспечить достижение необходимого экономического и (или) социального эффекта;

принимаемых государственными органами решений, связанных с научной, научно-технической и инновационной деятельностью.

4. Функционирование единой системы экспертиз осуществляется в соответствии с принципами объективности, комплексности и единства, компетентности и высокотехнологичности.

Согласно принципу объективности предусматривается обеспечение функционирования единой системы экспертиз государственным органом, не имеющим ведомственных интересов ввиду отсутствия (минимального наличия) в подчинении (ведении, составе) потенциальных исполнителей мероприятий (заданий, проектов, планов, работ, услуг), являющихся объектами государственной экспертизы.

Принцип комплексности и единства означает, что единая система экспертиз должна распространяться на все мероприятия (задания, проекты, планы, работы, услуги), реализуемые в сферах научной, научно-технической и инновационной деятельности, финансируемые полностью или частично за счет государственных средств, и функционировать на основе общих подходов и критериев, применяемых при анализе и оценке всех объектов государственной экспертизы.

В соответствии с принципом компетентности предполагается, что в качестве экспертов должны выступать высококвалифицированные специалисты, заинтересованность которых в качественном проведении государственной экспертизы, обеспечивающем достоверность, полноту и обоснованность экспертных заключений, должна поддерживаться за счет установления и выплаты им вознаграждений.

Согласно принципу высокотехнологичности предусматривается функционирование единой системы экспертиз на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий и информационных ресурсов.

5. В соответствии с единой системой экспертиз предусматривается проведение:

государственной научной экспертизы;

государственной научно-технической экспертизы;

ведомственной научно-технической экспертизы.

В отношении объектов государственной экспертизы, названных в подпунктах 8.1, 8.3-8.5, 8.7-8.11 пункта 8 настоящего Положения, а также в отношении инновационных проектов, названных в подпункте 8.12 пункта 8 настоящего Положения, государственная экспертиза проводится в обязательном порядке. В отношении одного объекта государственной экспертизы могут проводиться государственная научная и (или) государственная научно-техническая экспертизы.

Ведомственная научно-техническая экспертиза проводится государственными органами в установленном ими порядке независимо от наличия (отсутствия) указанного в части четвертой настоящего пункта решения в отношении объектов государственной экспертизы, названных в подпунктах 8.2 и 8.12 пункта 8 настоящего Положения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.

В отношении объектов государственной экспертизы, названных в подпунктах 8.2 и 8.6 пункта 8 настоящего Положения, а также в отношении мероприятий (работ), названных в подпункте 8.12 пункта 8 настоящего Положения, государственная экспертиза проводится в случае принятия Государственным комитетом по науке и технологиям (далее - ГКНТ) решения о необходимости ее проведения, в том числе по инициативе заказчика.

О данном решении заказчик информируется ГКНТ в течение трех рабочих дней.

Государственными органами могут создаваться советы (комиссии) для проведения ведомственной научно-технической экспертизы или возлагаться ее проведение на советы (комиссии), созданные ими по другим основаниям и для других целей в соответствии с законодательством.

6. ГКНТ:

обеспечивается функционирование единой системы экспертиз;

обеспечивается проведение государственной экспертизы;

осуществляется методологическое обеспечение организации и проведения государственной экспертизы;

определяется порядок заключения договоров с экспертами и членами государственных экспертных советов соответствующего профиля (далее - экспертные советы), выплаты им вознаграждений в порядке, установленном законодательством.

Государственным учреждением "Белорусский институт системного анализа и информационного обеспечения научно-технической сферы" осуществляются организационно-техническое и научно-техническое обеспечение деятельности экспертных советов, организация и проведение государственной научно-технической экспертизы.

Национальная академия наук Беларуси:

осуществляет организационно-техническое обеспечение проведения государственной научной экспертизы;

участвует в формировании составов научных секций экспертных советов и согласовывает их утверждение.

Заказчиками:

представляются в установленном порядке в ГКНТ объекты государственной экспертизы;

обеспечивается проведение ведомственной научно-технической экспертизы в случаях, предусмотренных настоящим Положением и иными актами законодательства.

7. Финансирование функционирования единой системы экспертиз осуществляется за счет:

средств республиканского бюджета, предусматриваемых на организацию и проведение государственной экспертизы;

других источников, предусмотренных законодательством.

Глава 2. Объекты государственной экспертизы и критерии их оценки

8. Объектами государственной экспертизы являются:

8.1. проекты заданий государственных программ научных исследований и отдельные проекты фундаментальных и прикладных научных исследований;

8.2. проекты научных исследований и разработок, выполняемых в рамках планов научных исследований и разработок общегосударственного и (или) отраслевого назначения, направленных на научно-техническое обеспечение деятельности государственных органов;

8.3. проекты заданий международных, государственных, региональных и отраслевых научно-технических программ, разделов научного обеспечения государственных программ;

8.4. научно-технические проекты, выполняемые в рамках международных договоров Республики Беларусь;

8.5. инновационные проекты, финансируемые за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на научную, научно-техническую и инновационную деятельность;

8.6. результаты научно-технической деятельности, созданные в рамках реализации объектов государственной экспертизы, названных в подпунктах 8.1-8.5, 8.7, 8.8 и 8.12 настоящего пункта;

8.7. инновационные проекты, реализуемые субъектами, претендующими на оказание государственной финансовой поддержки в порядке, установленном Указом Президента Республики Беларусь от 20 мая 2013 г. №229 "О некоторых мерах по стимулированию реализации инновационных проектов" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 22.05.2013, 1/14274);

8.8. научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы в форме инновационного проекта и работы по организации и освоению производства научно-технической продукции, полученной в результате выполнения инновационных проектов и заданий государственных научно-технических программ, в том числе инновационные проекты субъектов малого и среднего предпринимательства, финансируемые за счет направляемых на эти цели Белорусскому инновационному фонду средств инновационных фондов, формируемых в соответствии с законодательством, а также венчурные проекты, финансируемые за счет выделяемых на эти цели Белорусскому инновационному фонду средств республиканского бюджета, предусматриваемых на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, включая средства, указанные в подпункте 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 25 марта 2008 г. №174 "О совершенствовании деятельности Белорусского инновационного фонда" (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., №79, 1/9570), а также средств, указанных в части третьей пункта 1-1 Указа Президента Республики Беларусь от 25 марта 2008 г. №174;

8.9. разработанные в соответствии с требованиями, установленными актами законодательства, бизнес-планы инвестиционных проектов, предусматривающих направление инвестиций в технологии и претендующих на привлечение внешних государственных займов и внешних займов под гарантии Правительства Республики Беларусь, иных инвестиционных проектов в случаях и на условиях, определенных Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь (далее - бизнес-планы инвестиционных проектов), а также другие прилагаемые к бизнес-планам инвестиционных проектов документы в случаях, установленных актами законодательства;

8.10. комплекты заявочных документов о включении товаров (работ, услуг), претендующих на отнесение к категории высокотехнологичных или инновационных, в соответствующие перечни товаров, утверждаемые Советом Министров Республики Беларусь, в целях дальнейшего формирования этих перечней, а также об отнесении товаров (работ, услуг) к высокотехнологичным на основании заключения, выдаваемого ГКНТ в соответствии с законодательными актами;

8.11. технические задания по мероприятиям, включенным в государственные программы информатизации и их подпрограммы (далее - программы информатизации), а также предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) о реализации мероприятий, включенных в программы информатизации, если в соответствии с данными предложениями планируются создание и (или) использование объектов интеллектуальной собственности, не предусмотренных указанными техническими заданиями, прошедшими государственную научно-техническую экспертизу;

8.12. мероприятия (инновационные проекты, работы), финансируемые за счет средств инновационных фондов в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

(В пункт 8 внесены изменения в соответствии с Постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 19.09.2016 г. №737. 31.10.2016 г. №891)

(см. предыдущую редакцию)

9. При проведении государственной экспертизы осуществляются анализ и оценка:

9.1. для всех объектов государственной экспертизы - научного и (или) технического уровня, а также целесообразности, эффективности и возможности их реализации, в том числе возможных социальных, экономических и экологических последствий;

9.2. для объектов государственной экспертизы, названных в подпунктах 8.1-8.5, 8.7 и 8.8 пункта 8 настоящего Положения:

принципиальной новизны, конкурентоспособности, научного и (или) научно-технического уровня, экономической и (или) социальной эффективности;

объемов финансирования и сроков реализации;

соответствия приоритетным направлениям научных исследований Республики Беларусь и (или) приоритетным направлениям научно-технической деятельности в Республике Беларусь;

потребности республики в результатах, получение которых запланировано в ходе реализации объектов государственной экспертизы, в том числе с учетом возможностей расширения экспорта и (или) сокращения импорта продукции, поставки потребителю разработанной и осваиваемой продукции;

способов и методов оценки результативности, а также экономической и (или) социальной эффективности объектов государственной экспертизы.

Если потенциальный исполнитель объекта государственной экспертизы известен, то дополнительно осуществляются анализ и оценка:

научной, конструкторско-технологической и производственной, в том числе лабораторной и опытно-исследовательской, базы потенциального исполнителя, а также кадрового потенциала, включая численность сотрудников, привлекаемых для реализации объекта государственной экспертизы;

наличия у потенциального исполнителя опыта решения поставленных проблем, а также ранее полученных результатов работ, выполненных в рамках государственных программ научных исследований и научно-технических программ, взятых за основу при реализации объектов государственной экспертизы, целесообразности проведения новых научных исследований, а также наличия необходимых для реализации объектов государственной экспертизы материальных и финансовых ресурсов;

результатов проведенного инновационно-технологического мониторинга (при их наличии).

Для объектов государственной экспертизы, названных в подпункте 8.1 пункта 8 настоящего Положения, дополнительно осуществляются анализ и оценка:

соответствия объекта государственной экспертизы современному уровню научных знаний;

новизны целей и (или) методов проведения планируемых фундаментальных и прикладных научных исследований, научной и практической значимости ожидаемых результатов;

9.3. для бизнес-планов инвестиционных проектов:

научно-технического уровня внедряемых технологий по сравнению с передовыми технологиями, используемыми в мире, и возможности их применения на соответствующем производстве;

приоритетности направления инвестиций в технологии, обоснованности расходов по сравнению с аналогичными технологиями, применяемыми в мировой практике;

оптимальности выбранных технологий и их инновационности для Республики Беларусь;

социальных, экономических и экологических последствий внедрения технологий и необходимости модернизации (реконструкции) взаимосвязанных действующих производственных объектов;

9.4. для комплектов заявочных документов, названных в подпункте 8.10 пункта 8 настоящего Положения, - возможности отнесения товаров (работ, услуг) к категории высокотехнологичных или инновационных в целях дальнейшего формирования соответствующих перечней товаров, утверждаемых Советом Министров Республики Беларусь, а также выдачи заключения ГКНТ об отнесении товаров (работ, услуг) к высокотехнологичным в случаях, установленных законодательными актами;

9.5. для объектов государственной экспертизы, финансируемых за счет средств инновационных фондов, - соответствия целям и критериям, указанным в пункте 2 Положения о порядке формирования и использования средств инновационных фондов, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7 августа 2012 г. №357 "О порядке формирования и использования средств инновационных фондов" (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 09.08.2012, 1/13679);

9.6. для результатов научно-технической деятельности, созданных в рамках реализации объектов государственной экспертизы, названных в подпунктах 8.1-8.5, 8.7, 8.8 и 8.12 пункта 8 настоящего Положения, - соответствия достигнутого результата запланированному и (или) соответствия экономического и (или) социального эффекта установленным условиям коммерциализации;

9.7. для технических заданий по мероприятиям, включенным в программы информатизации:

достаточности состава выполняемых работ (оказываемых услуг), создаваемых и (или) приобретаемых программного обеспечения, технических средств и (или) комплексов программно-технических средств для достижения целей и реализации задач в сфере информатизации;

требуемых функциональных, технических, технологических и других характеристик создаваемых и (или) приобретаемых программного обеспечения, технических средств и (или) комплексов программно-технических средств, а также возможности достижения заданных значений указанных характеристик;

совместимости создаваемых и (или) приобретаемых информационных систем с информационными системами, используемыми государственными органами и организациями;

требований, предъявляемых к квалификации и опыту лиц, привлекаемых для выполнения работ (оказания услуг) в целях реализации мероприятий, включенных в программы информатизации, а также к уровню производственной, научной, конструкторско-технологической базы, необходимой для их реализации;

планируемых объемов финансирования и сроков реализации мероприятий, включенных в программы информатизации;

экономической эффективности планируемых результатов и возможности их дальнейшего коммерческого использования, в том числе путем многократного применения полученных результатов;

9.8. для предложений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) о реализации мероприятий, включенных в программы информатизации, - соответствия указанных предложений целям названных мероприятий.

Глава 3. Организация и проведение государственной экспертизы

10. Государственная экспертиза проводится экспертными советами, создаваемыми ГКНТ по приоритетным направлениям научных исследований Республики Беларусь и (или) приоритетным направлениям научно-технической деятельности в Республике Беларусь, а также по отдельным вопросам, связанным с определенной сферой и (или) видом деятельности.

Экспертный совет состоит из:

бюро, членами которого являются председатель экспертного совета, руководители научной и научно-технической секций экспертного совета (далее, если не указано иное, - секции) и их заместители, секретари секций;

научной секции, осуществляющей проведение государственной научной экспертизы;

научно-технической секции, осуществляющей проведение государственной научно-технической экспертизы.

Экспертный совет возглавляет назначаемый ГКНТ председатель, который имеет двух заместителей, являющихся руководителями секций.

Составы секций и бюро экспертного совета утверждаются ГКНТ в соответствии с абзацем третьим части третьей пункта 6 настоящего Положения.

Численный состав экспертного совета и секций определяется ГКНТ.

Члены бюро экспертного совета и секций являются членами экспертного совета.

11. В состав экспертного совета на договорной основе могут включаться ученые и специалисты учреждений высшего образования, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и иных организаций, государственных органов (по их представлению), а также другие специалисты, в том числе иностранные.

В исключительных случаях при необходимости один и тот же ученый или специалист может включаться в составы нескольких экспертных советов, а также в составы секций одного экспертного совета.

Обновление составов секций проводится не реже одного раза в два года и не менее чем на одну треть их численности.

12. Заседания бюро экспертного совета проводятся по мере необходимости председателем экспертного совета, заседания секций - руководителями секций (по их поручению - заместителями руководителей секций), которыми определяются место и дата проведения заседаний.

13. Для проведения государственной экспертизы заказчиком направляются в ГКНТ в трех экземплярах объекты государственной экспертизы, оформленные в соответствии с требованиями, установленными актами законодательства. В случае, предусмотренном в части четвертой пункта 5 настоящего Положения, объекты государственной экспертизы направляются в ГКНТ после проведения ведомственной научно-технической экспертизы.

ГКНТ в течение пяти рабочих дней рассматриваются поступившие от заказчиков объекты государственной экспертизы на предмет правильности их оформления и направляются (при правильном оформлении) в соответствующий экспертный совет. Объекты государственной экспертизы, оформленные с нарушением установленных актами законодательства требований, возвращаются заказчику, который вправе после устранения соответствующих нарушений повторно направить объекты государственной экспертизы в ГКНТ.

В течение трех рабочих дней со дня поступления объекта государственной экспертизы в экспертный совет его председателем (заместителем председателя) определяется секция (секции), ответственная за проведение государственной экспертизы объекта государственной экспертизы, руководителю которой он направляется. В случае повторного представления объекта государственной экспертизы в экспертный совет он направляется на рассмотрение в ранее определенную секцию.

Экспертным советом в отношении объекта государственной экспертизы проводится государственная экспертиза в течение одного месяца со дня его поступления в экспертный совет, если иное не предусмотрено актами законодательства. Указанный срок может быть продлен экспертным советом при необходимости проведения повторной государственной экспертизы или доработки объекта государственной экспертизы заказчиком, но не более чем на две недели.

14. К проведению государственной экспертизы в порядке, определенном ГКНТ, привлекается на договорной основе не менее двух экспертов, являющихся высококвалифицированными специалистами в соответствующей области науки и техники.

В отдельных случаях в качестве экспертов могут привлекаться организации и иностранные эксперты.

Не допускается совмещения в одном лице эксперта и работника заказчика, представившего объект государственной экспертизы, или лица, иным образом заинтересованного в реализации объекта государственной экспертизы.

Члены экспертного совета могут привлекаться в качестве экспертов. При этом они имеют право на подготовку экспертного заключения как для экспертного совета, членами которого они являются, так и для других экспертных советов.

15. По результатам рассмотрения объекта государственной экспертизы экспертами готовятся экспертные заключения, которые должны содержать:

15.1. для объектов государственной экспертизы, названных в подпунктах 8.1-8.5, 8.7 и 8.8 пункта 8 настоящего Положения, технических заданий по мероприятиям, включенным в программы информатизации, - однозначные выводы о целесообразности (нецелесообразности) их реализации и финансирования за счет средств республиканского бюджета и (или) других источников финансирования, отнесения соответствующих научных исследований и разработок к наиболее значимым для Республики Беларусь;

15.2. для бизнес-планов инвестиционных проектов - оценку научно-технического уровня внедряемых технологий, возможных социальных, экономических и экологических последствий их внедрения и однозначные выводы о целесообразности их реализации с учетом оптимальности и инновационности выбранных технологий;

15.3. для комплектов заявочных документов, названных в подпункте 8.10 пункта 8 настоящего Положения, - выводы об отнесении товаров (работ, услуг) к категории высокотехнологичных или инновационных;

15.4. для предложений поставщиков (подрядчиков, исполнителей) о реализации мероприятий, включенных в программы информатизации, - оценку научно-технического уровня, эффективности и достаточности таких предложений;

15.5. для результатов научно-технической деятельности, созданных в рамках реализации объектов государственной экспертизы, названных в подпунктах 8.1-8.5, 8.7, 8.8 и 8.12 пункта 8 настоящего Положения, - выводы о соответствии достигнутого результата запланированному и (или) соответствии экономического и (или) социального эффекта установленным условиям коммерциализации.

16. На заседании секции проводится государственная экспертиза объекта государственной экспертизы с учетом экспертных заключений. По результатам проведения данного заседания готовится проект заключения экспертного совета с принятием по нему решения и представлением данного проекта в бюро экспертного совета.

Заседание секции считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей ее членов.

Объект государственной экспертизы, получивший положительное и отрицательное заключения экспертов, может решением секции направляться третьему эксперту для подготовки дополнительного экспертного заключения.

Объект государственной экспертизы, получивший два отрицательных экспертных заключения, отклоняется без рассмотрения на заседании секции.

Решение секции о проекте заключения экспертного совета считается принятым, если за него проголосовало более половины членов секции, принимавших участие в голосовании. При этом члены секции, являющиеся работниками заказчика, представившего объект государственной экспертизы, не принимают участие в голосовании. В случае равенства голосов руководитель секции имеет право решающего голоса.

Решения секции оформляются протоколами, подписываемыми руководителем секции (в случае его отсутствия - заместителем руководителя секции, проводившим заседание) и ее секретарем.

17. В случае необходимости на заседания секции могут приглашаться эксперты и представители заказчика, представившего объект государственной экспертизы.

При наличии замечаний со стороны секции заказчик должен устранить их в течение семи рабочих дней со дня получения соответствующих замечаний.

При нарушении указанного срока секция имеет право вернуть материалы по объекту государственной экспертизы в бюро экспертного совета без дальнейшего их рассмотрения.

18. Бюро экспертного совета проводится государственная экспертиза в части рассмотрения подготовленного секцией проекта заключения экспертного совета и его принятия. В случае, если бюро экспертного совета принимается решение, противоположное предлагавшемуся в проекте заключения экспертного совета, подготовленном секцией, руководитель секции вправе изложить в письменном виде ее мнение, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу заседания бюро экспертного совета.

Заседание бюро экспертного совета считается правомочным, если на нем присутствовало не менее двух третей его членов.

Объект государственной экспертизы, получивший положительную и отрицательную оценки секций, проводивших государственную экспертизу, по решению председателя экспертного совета может быть направлен на повторную государственную экспертизу.

Заключение экспертного совета о результатах государственной экспертизы считается принятым, если за него проголосовало более половины членов бюро экспертного совета, принимавших участие в голосовании. При этом члены бюро экспертного совета, являющиеся работниками заказчика, представившего объект государственной экспертизы, не принимают участие в голосовании. В случае равенства голосов председатель экспертного совета имеет право решающего голоса.

В случае необходимости на заседания бюро экспертного совета могут приглашаться эксперты и представители заказчика, представившего объект государственной экспертизы.

19. Заключение экспертного совета, протокол заседания бюро экспертного совета, подписанные председателем экспертного совета, руководителем и секретарем секции, проводившей государственную экспертизу, представляются в ГКНТ для последующего направления заказчику. Заключение экспертного совета оформляется в соответствии с требованиями, устанавливаемыми ГКНТ, а в отношении бизнес-планов инвестиционных проектов - по форме, утверждаемой ГКНТ совместно с Министерством экономики.

20. В случае несогласия с результатами государственной экспертизы заказчик имеет право обжаловать их в ГКНТ. В случае обжалования результатов государственной экспертизы ГКНТ направляются объекты государственной экспертизы на повторную государственную экспертизу или создается специальная комиссия для рассмотрения жалобы с участием членов соответствующего экспертного совета, ГКНТ и заказчика. Решение данной комиссии, а также заключение экспертного совета, принятые при повторном рассмотрении объекта государственной экспертизы, являются окончательными и обжалованию не подлежат.

Глава 4. Права и обязанности членов экспертных советов, экспертов и заказчиков

21. Председатель экспертного совета:

организует работу экспертного совета и осуществляет общее руководство его деятельностью;

созывает заседания бюро экспертного совета, формирует повестку дня, организует доведение ее до членов экспертного совета;

проводит заседания бюро экспертного совета и подписывает заключения экспертного совета, протоколы заседаний его бюро, другие необходимые организационно-распорядительные документы;

несет персональную ответственность за:

обоснованность заключений экспертного совета и качество проводимой государственной экспертизы по всем объектам государственной экспертизы;

выполнение иных возложенных на экспертный совет задач.

В случае отсутствия председателя экспертного совета или по его поручению обязанности председателя экспертного совета выполняет один из его заместителей.

Председатель экспертного совета может принимать участие в заседаниях секций с правом голоса.

22. Руководитель секции (в случае его отсутствия - заместитель руководителя секции):

организует работу секции;

назначает с учетом решений бюро экспертного совета дату проведения заседания секции;

обеспечивает подготовку и представление в бюро экспертного совета проектов заключений экспертного совета;

несет персональную ответственность за обоснованность и качество подготовленных проектов заключений экспертного совета.

23. Секретарь секции:

осуществляет организационно-методическую работу по подготовке к проведению государственной экспертизы;

осуществляет по заявлению экспертов подготовку запросов о представлении дополнительных материалов, необходимых для проведения государственной экспертизы;

ведет протокол заседаний секции и бюро экспертного совета;

подготавливает документы для выплаты вознаграждения за проведение государственной экспертизы членам бюро экспертного совета, членам секции и экспертам.

24. Члены секции и эксперты имеют право:

в порядке, установленном актами законодательства, запрашивать и получать через секретаря секции у заказчика, представившего объект государственной экспертизы, дополнительные материалы, необходимые для подготовки квалифицированного и объективного заключения;

знакомиться с научно-технической, производственной и материальной базой, иными ресурсами потенциального исполнителя объекта государственной экспертизы (если он известен) в целях определения их пригодности для реализации объекта государственной экспертизы;

высказывать при несогласии с подготовленным проектом заключения экспертного совета особое мнение, отражаемое в протоколе заседания секции.

25. Члены секции и эксперты обязаны:

соблюдать требования настоящего Положения и актов законодательства в сфере защиты государственных секретов;

проводить объективный и всесторонний анализ рассматриваемого объекта государственной экспертизы;

соблюдать установленные сроки и порядок проведения государственной экспертизы;

соблюдать конфиденциальность при рассмотрении материалов по объекту государственной экспертизы;

представлять обоснованные выводы и предложения по рассматриваемому объекту государственной экспертизы.

26. Эксперты, нарушившие порядок проведения государственной экспертизы, не привлекаются в дальнейшем к ее проведению и несут ответственность в соответствии с актами законодательства.

27. Эксперты и члены секций могут привлекаться в составы рабочих групп, создаваемых при ГКНТ, для проверки хода реализации объектов государственной экспертизы, государственная экспертиза которых проводилась с их непосредственным участием, а также для приемки результатов реализации объектов государственной экспертизы.

28. Заказчик имеет право:

знакомиться с промежуточными и окончательными выводами государственной экспертизы;

вносить в ходе проведения государственной экспертизы с согласия экспертного совета (его секции) корректировки в части усовершенствования качественных и количественных характеристик объекта государственной экспертизы;

получать в установленном порядке информацию о ходе проведения государственной экспертизы, предоставлять экспертному совету (его секции) письменные объяснения или замечания.

29. Заказчик обязан:

оказывать содействие экспертному совету (его секции) в проведении всестороннего, объективного и научно обоснованного анализа объектов государственной экспертизы;

передавать в установленные сроки экспертному совету (его секции) необходимые материалы, информацию, расчеты, данные, а также дополнительные сведения, касающиеся объекта государственной экспертизы.

Глава 5. Плата за проведение государственной экспертизы

30. Плата за проведение государственной экспертизы осуществляется за счет средств республиканского бюджета на основании договоров, заключенных в соответствии с актами законодательства.

31. Порядок выплаты вознаграждения экспертам, в том числе организациям и иностранным экспертам, и членам экспертных советов, а также его размер определяются ГКНТ по согласованию с Министерством финансов с учетом фактически затраченного времени на проведение государственной экспертизы и сложности выполняемых работ.