Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 28 декабря 2014 года №72-VIII

О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования налогового контроля за трансфертным ценообразованием

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести в Налоговый кодекс Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2011 г., №№13-17, ст. 112) следующие изменения:

1. В пункте 14.1 статьи 14:

1) абзац первый подпункта 14.1.71 дополнить предложением следующего содержания:

"Это определение не распространяется на операции, которые признаются контролируемыми в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса";

2) подпункт 14.1.159 изложить в следующей редакции:

"14.1.159. Связанные лица - юридические и/или физические лица, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности лиц, которых они представляют, с учетом следующих критериев:

а) для юридических лиц:

одно юридическое лицо непосредственно и/или косвенно (через связанных лиц) владеет корпоративными правами другого юридического лица в размере 20 и более процентов;

одно и то же юридическое или физическое лицо непосредственно и/или косвенно владеет корпоративными правами в каждом таком юридическом лице в размере 20 и более процентов;

одно и то же юридическое или физическое лицо принимает решение о назначении (избрании) единоличных исполнительных органов каждого такого юридического лица;

одно и то же юридическое или физическое лицо принимает решение о назначении (избрании) 50 и более процентов состава коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета каждого такого юридического лица;

по крайней мере 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа и/или наблюдательного совета каждого такого юридического лица составляют одни и те же физические лица;

единоличные исполнительные органы таких юридических лиц назначены (избраны) по решению одного и того же лица (собственника или уполномоченного им органа);

юридическое лицо имеет полномочия на назначение (избрание) единоличного исполнительного органа такого юридического лица или на назначение (избрание) 50 и более процентов состава его коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета;

сумма всех кредитов (займов), возвратной финансовой помощи от одного юридического лица и/или кредитов (займов), возвратной финансовой помощи от других юридических лиц, гарантированных одним юридическим лицом, в отношении другого юридического лица превышает сумму собственного капитала более чем в 3,5 раза (для финансовых учреждений и компаний, производящих исключительно лизинговую деятельность, - более чем в 10 раз);

б) для физического лица и юридического лица:

физическое лицо непосредственно и/или косвенно (через связанных лиц) владеет корпоративными правами юридического лица в размере 20 и более процентов;

физическое лицо имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган такого юридического лица или назначать (избирать) не менее 50 процентов состава его коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета;

физическое лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа в таком юридическом лице;

физическое лицо имеет полномочия на назначение (избрание) единоличного исполнительного органа такого юридического лица или на назначение (избрание) 50 и более процентов состава его коллегиального исполнительного органа или наблюдательного совета;

сумма всех кредитов (займов), возвратной финансовой помощи от физического лица, предоставленных юридическому лицу, и/или любых кредитов (займов), возвратной финансовой помощи от других физических лиц, предоставленных юридическому лицу, предоставляемых под гарантии этого физического лица, превышающих сумму собственного капитала более чем в 3,5 раза (для финансовых учреждений и компаний, производящих исключительно лизинговую деятельность, - более чем в 10 раз);

в) для физических лиц - муж (жена), родители (в том числе усыновители), дети (совершеннолетние/несовершеннолетние, в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры, опекун, попечитель, ребенок, над которым установлена опека или попечительство.

Все корпоративные права, которые принадлежат (непосредственно и/или косвенно) юридическому лицу в другом юридическом лице, является суммой долей корпоративных прав, которые:

непосредственно принадлежат такому лицу в другом юридическом лице;

принадлежат любой из связанных сторон такого юридического лица в другом юридическом лице.

Для целей определения, обладает ли физическое лицо непосредственно и/или косвенно корпоративными правами в размере 20 и более процентов в юридическом лице, все корпоративные права, которые принадлежат (непосредственно и/или косвенно) физическому лицу, является суммой долей корпоративных прав, которые:

непосредственно принадлежащих такому физическому лицу в юридическом лице;

принадлежат любым связанным лицам такого физического лица в указанном юридическом лице.

Размер доли владения корпоративными правами рассчитывается в случае:

опосредованного владения (в одной цепи) - путем умножения долей владения корпоративными правами;

владения через несколько цепей - путем суммирования долей владения корпоративными правами в каждой цепи.

В случае, если доля владения корпоративными правами каждого лица в следующем юридическом лице в цепи превышает 20 процентов, все лица такой цепи являются связанными (независимо от результатов умножения).

Прямое или опосредованное участие государства в юридических лицах не является основанием для признания таких юридических лиц связанными. Такие налогоплательщики могут быть признаны связанными по другим основаниям, предусмотренным настоящим подпунктом.

При наличии обстоятельств, указанных в подпунктах "а" - "в" настоящего подпункта, юридические и/или физические лица, являющиеся сторонами хозяйственной операции, имеют право самостоятельно признать себя для целей налогообложения связанными лицами по основаниям, не предусмотренным в настоящем подпункте.

Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, в судебном порядке может доказать на основе фактов и обстоятельств, что одно юридическое или физическое лицо осуществляло практический контроль за бизнес-решениями другого юридического лица и/или же физическое или юридическое лицо осуществляло практический контроль за бизнес-решениями каждого юридического лица";

3) подпункт 14.1.251-1 исключить.

2. Пункт 20.1 статьи 20 дополнить подпунктом 20.1.40-1 - следующего содержания:

"20.1.40-1. обращаться в суд о признании лиц связанными на основе фактов и обстоятельств, что один человек осуществлял практический контроль за бизнес-решениями другого юридического лица и/или же физическое или юридическое лицо осуществляло практический контроль за бизнес-решениями каждого юридического лица".

3. Статью 39 изложить в следующей редакции:

"Статья 39. Трансфертное ценообразование

39.1. Принцип "вытянутой руки"

39.1.1. Налогоплательщик, который участвует в контролируемой операции, должен определять объем его налогооблагаемой прибыли в соответствии с принципом "вытянутой руки".

39.1.2. Объем налогооблагаемой прибыли, полученной налогоплательщиком, который участвует в одной или более контролируемых операциях, считается соответствующим принципу "вытянутой руки", если условия указанных операций не отличаются от условий, применяемых между несвязанными лицами в сопоставимых неконтролируемых операциях.

39.1.3. Если условия в одной или более контролируемых операциях не соответствуют принципу "вытянутой руки", прибыль, которая была бы начислена налогоплательщику в условиях контролируемой операции, что соответствует указанному принципу, включается в налогооблагаемую прибыль налогоплательщика.

39.1.4. Установление соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки" проводится по методам, определенным пунктом 39.3 этой статьи, с целью проверки правильности, полноты начисления и уплаты налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость.

39.2. Контролируемые операции

39.2.1. Для целей настоящего Кодекса контролируемыми операциями являются:

39.2.1.1. Для целей исчисления налога на прибыль предприятий:

а) хозяйственные операции, которые влияют на объект налогообложения сторон (стороны) таких операций, осуществляемых налогоплательщиками со связанными лицами - нерезидентами;

б) хозяйственные операции по продаже товаров через комиссионеров - нерезидентов.

39.2.1.2. Для целей исчисления налога на прибыль предприятий - хозяйственные операции, которые влияют на объект налогообложения налогоплательщика, одной из сторон которых является нерезидент, зарегистрированный в государстве (на территории), которая включена в перечень государств (территорий), утвержденный Кабинетом Министров Украины.

При определении такого перечня Кабинет Министров Украины учитывает следующие критерии:

государства (территории), в которых ставка налога на прибыль предприятий (корпоративный налог) на 5 и более процентных пунктов ниже, чем в Украине;

государства, которые не раскрывают в публичном доступе информацию о структуре собственности юридических лиц;

государства, с которыми Украиной не заключены международные договоры с положениями об обмене информацией.

Такой перечень государств (территорий) центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, публикует ежегодно в официальных печатных изданиях и на официальном сайте с указанием ставок налога на прибыль предприятий (корпоративный налог). Информация об изменении ставок публикуется в течение трех месяцев с даты их изменения.

39.2.1.3. Для контролируемых операций с нерезидентами, зарегистрированными в государствах (территориях), определенных в соответствии с подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 настоящего Кодекса, по вывозу в таможенном режиме экспорта и/или ввозу в таможенном режиме импорта товаров, имеющих биржевые котировки, установление соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки" в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) налогоплательщиков, которые являются сторонами контролируемой сделки, осуществляется по методу сравнительной неконтролируемой цены.

Для определения наиболее сопоставимой цены товаров по принципу "вытянутой руки" используется средняя цена таких товаров, сложившаяся на товарной бирже за декаду, предшествующую проведению контролируемой операции. Перечень товарных бирж для каждой группы товаров определяется Кабинетом Министров Украины.

Указанные цены подлежат корректировке с учетом объема контролируемой операции, условий оплаты и поставки товаров, транспортных и других расходов, предусмотренных в контракте.

В случае применения налогоплательщиком для установления соответствия условий таких операций принципу "вытянутой руки" методов, указанных в подпунктах 39.3.1.2 -39.3.1.5 подпункта 39.3.1 пункта 39.3 статьи 39 настоящего Кодекса, налогоплательщик должен до 1 мая года, следующего за отчетным, подать в контролирующий орган, в котором он состоит на учете, письменную информацию в произвольной форме, в которой указываются данные о всех связанных с налогоплательщиком лицах, участвовавших в цепи купли-продажи таких товаров (до первого связанного контрагента).

Информация должна содержать данные об уровне показателей рентабельности связанных лиц в соответствии с примененным налогоплательщиком методом установления соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки".

В случае если налогоплательщик не подаст такую информацию или представленная информация не содержит всех данных, достаточных для проверки соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки", контролирующий орган вправе определить уровень цены контролируемой операции, что соответствует принципу "вытянутой руки", по методу сравнительной неконтролируемой цены самостоятельно.

39.2.1.4. Хозяйственной операцией для целей трансфертного ценообразования являются все виды операций, соглашений или договоренностей, документально подтвержденных или неподтвержденных, которые могут влиять на налогооблагаемый доход налогоплательщика, в частности, но не исключительно:

операции с товарами, такими как сырье, готовая продукция и тому подобное;

операции по предоставлению услуг;

операции с нематериальными активами, такими как роялти, лицензии, плата за использование патентов, товарных знаков, ноу-хау и т.п., а также с любыми другими объектами интеллектуальной собственности;

финансовые операции, включая лизинг, участие в инвестициях, кредитах, комиссии за гарантию и тому подобное;

операции с капиталом, включая покупку или продажу акций или других инвестиций, покупку или продажу долгосрочных материальных и нематериальных активов.

39.2.1.5. Совокупность хозяйственных операций, осуществляемых между связанными лицами с привлечением (при посредничестве) лиц, которые не являются связанными с ними, признается контролируемой при условии, что эти несвязанные лица:

не выполняют в такой совокупности операций существенных функций, связанных с приобретением (продажей) товаров (работ, услуг), между связанными лицами;

не используют в такой совокупности операций существенных активов и/или не принимают на себя существенных рисков для организации приобретения (продажи) товаров (работ, услуг) между связанными лицами.

Для целей настоящего подпункта под существенными функциями и активами понимаются функции, которые связанные лица не могли бы выполнить самостоятельно в своей обычной деятельности без привлечения других лиц и использования активов таких лиц. Под существенными рисками понимаются риски, принятие которых является обязательным для деловой практики таких операций.

39.2.1.6. Неконтролируемые операции - любые хозяйственные операции, не предусмотренные подпунктами 39.2.1.1 - 39.2.1.2, 39.2.1.5 подпункта 39.2.1 этого пункта.

Неконтролируемыми считаются операции:

в случае если цены (наценки) на товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством, цена считается такой, что соответствует принципу "вытянутой руки", если она установлена в соответствии с правилами такого регулирования. Это положение не распространяется на случаи, когда устанавливается минимальная цена продажи или индикативная цена. В таком случае цена операции, что соответствует принципу "вытянутой руки", определяется в соответствии с настоящей статьей, но не может быть меньше минимальной или индикативной цены;

если при осуществлении операции обязательным является проведение оценки, стоимость объекта оценки является основанием для установления соответствия принципу "вытянутой руки" для целей налогообложения при условии, что невозможно применить методы, указанные в подпункте 39.3.1 пункта 39.3 статьи 39 настоящего Кодекса;

если во время проведения аукциона (публичных торгов) условия, которые сложились по результатам такого аукциона (публичных торгов), обязательность проведения которого предусмотрена законом, признаются соответствующими принципу "вытянутой руки";

если продажа (отчуждение) товаров, в том числе имущества, переданного в залог заемщиком с целью обеспечения требований кредитора, осуществляется в принудительном порядке согласно законодательству, условия, сложившиеся во время такой продажи, признаются соответствующими принципу "вытянутой руки".

39.2.1.7. Хозяйственные операции, предусмотренные подпунктами 39.2.1.1 - 39.2.1.3 и 39.2.1.5 подпункта 39.2.1 этого пункта, признаются контролируемыми, если одновременно выполняются следующие условия:

общий объем дохода налогоплательщика и/или его связанных лиц от всех видов деятельности, который учитывается при определении объекта обложения налогом на прибыль предприятий, превышает 20 млн гривен за соответствующий налоговый (отчетный) календарный год;

объем группы таких хозяйственных операций налогоплательщика и/или его связанных лиц с одним контрагентом превышает 1 млн гривен (без учета налога на добавленную стоимость) или 3 процента дохода, который учитывается при определении объекта обложения налогом на прибыль предприятий, плательщика налогов за соответствующий налоговый (отчетный) год.

39.2.2. Сопоставление коммерческих и финансовых условий сделок

39.2.2.1. Для целей настоящего Кодекса контролируемые операции признаются сопоставимыми с неконтролируемыми, если:

нет значительных различий между ними, которые могут существенно повлиять на финансовый результат при применении соответствующего метода трансфертного ценообразования;

такие различия могут быть устранены путем корректировки условий и финансовых результатов неконтролируемой операции во избежание влияния таких различий на сравнение.

39.2.2.2. При определении сопоставимости сделок анализируются такие элементы контролируемой и сопоставимых операций:

характеристика товаров (работ, услуг), являющихся предметом операции;

функции, выполняемые сторонами сделки, активы, которые ими используются, условия распределения между сторонами сделки рисков и выгод, распределение ответственности между сторонами сделки и другие условия сделки (далее - функциональный анализ);

устоявшаяся практика отношений и условия договоров, заключенных между сторонами сделки, которые существенно влияют на цены товаров (работ, услуг);

экономические условия деятельности сторон сделки, включая анализ соответствующих рынков товаров (работ, услуг), которые существенно влияют на цены товаров (работ, услуг);

бизнес-стратегии сторон сделки (при наличии), которые существенно влияют на цены товаров (работ, услуг).

39.2.2.3. Определение сопоставимости коммерческих и/или финансовых условий сделок с условиями контролируемой сделки может осуществляться, в частности, но не исключительно, по результатам анализа:

количества товаров, объема выполненных работ (оказанных услуг);

сроков исполнения обязательств;

условий проведения платежей при осуществлении операции;

официального курса гривны к иностранной валюте, установленного Национальным банком Украины, в случае использования такой валюты в расчетах при осуществлении операции, изменения такого курса;

размера обычных надбавок или скидок к цене товаров (работ, услуг), в том числе скидок, обусловленных сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги), потерей товарами потребительских качеств, окончанием (приближением даты истечения) срока хранения (годности, реализации), сбытом неликвидных или низколиквидных товаров;

распределения прав и обязанностей между сторонами сделки, определенных по результатам функционального анализа.

39.2.2.4. Анализ функций, выполняемых сторонами сделки, при определении сопоставимости коммерческих и/или финансовых условий сделок с условиями контролируемой и неконтролируемых операций может проводиться с учетом материальных и нематериальных активов, находящихся в распоряжении сторон сделки и используются в целях получения дохода.

К таким функциям, в частности, но не исключительно, относятся:

дизайн и технологическая разработка товаров;

производство товаров;

составление товаров или их компонентов;

монтаж и/или установка оборудования;

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

приобретение товарно-материальных ценностей;

осуществление оптовой или розничной продажи;

предоставление услуг по ремонту, гарантийному обслуживанию;

маркетинг, реклама товаров (работ, услуг);

хранение товаров;

транспортировка товаров;

страхование;

предоставление консультаций, информационное обслуживание;

ведение бухгалтерского учета;

юридическое обслуживание;

предоставление персонала;

предоставление агентских, доверительных, комиссионных и других подобных посреднических услуг по продаже товаров (работ, услуг);

осуществление контроля качества;

обучение и/или профессиональная подготовка, переподготовка или повышение квалификации персонала;

организация сбыта товаров (работ, услуг) с привлечением третьих лиц, имеющих опыт соответствующей работы;

осуществление стратегического управления, в том числе определение ценовой политики, стратегии производства и реализации товаров (работ, услуг), объемов продаж и ассортимента товаров (работ, услуг), их потребительских качеств, а также осуществление оперативного управления.

39.2.2.5. При определении сопоставимости коммерческих и/или финансовых условий сопоставимых операций с условиями контролируемой операции также могут учитываться риски сторон сделки, связанные с осуществлением хозяйственной деятельности, влияющих на условия сделки, в том числе, но не исключительно, следующие:

производственные риски, включая риск неполной загрузки производственных мощностей;

риск изменения рыночных цен на приобретенные материалы и произведенную продукцию вследствие изменения экономической конъюнктуры, других рыночных условий;

риск обесценивания производственных запасов, потери товарами потребительских качеств;

риски, связанные с потерей имущества или имущественных прав;

риски, связанные с изменением официального курса гривны к иностранной валюте, установленного Национальным банком Украины, процентных ставок, кредитные риски;

риск, связанный с отсутствием результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

инвестиционные риски, связанные с возможными финансовыми потерями вследствие ошибок, допущенных при осуществлении инвестиций, включая выбор объекта инвестирования;

риск причинения вреда окружающей среде;

предпринимательские (коммерческие) риски, связанные с осуществлением стратегического управления, включая ценовую политику и стратегию производства и реализации товаров (работ, услуг);

риск снижения уровня потребительского спроса на товары (работы, услуги).

39.2.2.6. При определении сопоставимости характеристик рынков товаров (работ, услуг) могут учитываться, в частности, но не исключительно, следующие факторы:

географическое местонахождение рынков и их объемы;

наличие конкуренции на рынках, относительная конкурентоспособность продавцов и покупателей на рынке;

наличие на рынке однородных (подобных) товаров (работ, услуг);

спрос и предложение на рынке, а также покупательная способность потребителей;

уровень государственного регулирования рыночных процессов;

уровень развития производственной и транспортной инфраструктуры;

другие характеристики рынка, влияющие на цены товаров (работ, услуг).

39.2.2.7. При определении сопоставимости коммерческих и/или финансовых условий сопоставимых операций с условиями контролируемой сделки может проводиться анализ коммерческих стратегий сторон операций, к которым, в частности, но не исключительно, принадлежат стратегии, направленные на обновление и усовершенствование своей продукции, выход на новые рынки сбыта товаров (работ, услуг).

39.2.2.8. Отклонение в составляющих химического состава продукции в пределах, определенных нормативами, установленными центральными органами исполнительной власти и другими государственными органами, в том числе соответствующими национальными стандартами, технологическими картами и техническими условиями, не может влиять на цену/рентабельность контролируемой операции более чем на 5 процентов в сторону уменьшения или увеличения такой цены/рентабельности.

39.3. Методы установления соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки"

39.3.1. Установление соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки" осуществляется по одному из следующих методов:

39.3.1.1. сравнительной неконтролируемой цены;

39.3.1.2. цены перепродажи;

39.3.1.3. "Издержки плюс";

39.3.1.4. чистой прибыли;

39.3.1.5. распределения прибыли.

39.3.2. Критерии использования методов установления соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки"

39.3.2.1. Соответствие условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки" определяется с помощью применения метода трансфертного ценообразования, который является наиболее целесообразным к фактам и обстоятельствам случая.

Наиболее целесообразный метод трансфертного ценообразования избирается из числа методов, указанных в подпункте 39.3.1 этого пункта, с учетом следующих критериев:

целесообразности выбранного метода в соответствии с характером контролируемой операции, что определяется, в частности, на основе результатов функционального анализа контролируемой операции (с учетом выполняемых функций, используемых активов и понесенных рисков);

наличия полной и достоверной информации, необходимой для применения выбранного метода и/или методов трансфертного ценообразования;

степени сравнимости между контролируемыми и неконтролируемыми операциями, включая надежность корректировок сравнимости, если такие применяют, которые могут использоваться для устранения разногласий между такими операциями.

Плательщик налога с учетом указанных критериев использует любой метод, который он считает наиболее целесообразным, однако в случае, когда существует возможность применения и метода сравнительной неконтролируемой цены, и любого другого метода, применяется метод сравнительной неконтролируемой цены.

В случае, если с учетом таких критериев метод цены перепродажи или метод "издержки плюс" и метод чистой прибыли или распределения прибыли могут применяться налогоплательщиком с одинаковой надежностью, следует применять метод цены перепродажи или метод "издержки плюс".

Налогоплательщик может не применять более одного метода для определения того, соответствуют ли условия контролируемой операции принципу "вытянутой руки".

Если налогоплательщик использовал метод, в соответствии с положениями настоящей статьи, или выбрал метод трансфертного ценообразования, указанный в договоре о предварительном согласовании цен контролируемых операций, установление контролирующим органом соответствия условий контролируемых операций налогоплательщика принципу "вытянутой руки" базируется на этом методе трансфертного ценообразования, который применяется налогоплательщиком, за исключением случаев, когда контролирующий орган обоснует, что метод, который применяется налогоплательщиком, не является наиболее целесообразным.

39.3.2.2. Если во время применения методов трансфертного ценообразования сравнения цены или финансового показателя контролируемой операции проводится с ценами или финансовыми показателями нескольких сопоставимых неконтролируемых операций, используется диапазон цен (рентабельности).

При наличии нескольких сопоставимых неконтролируемых операций использование диапазона цен (рентабельности) является обязательным.

39.3.2.3. Если цена в контролируемой операции или соответствующий показатель рентабельности контролируемой операции находится:

в пределах диапазона, считается, что такая цена соответствует принципу "вытянутой руки";

вне диапазона цен (рентабельности), используется медиана диапазона цен (рентабельности).

Порядок расчета диапазона цен (рентабельности) и медианы диапазона цен (рентабельности) утверждается Кабинетом Министров Украины.

Применение для целей налогообложения медианы диапазона цен (рентабельности) осуществляется при условии, что это не приведет к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.

39.3.2.4. Выбор показателя рентабельности может осуществляться с учетом, в частности, но не исключительно, следующих факторов:

вида деятельности стороны контролируемой операции;

распределения функций, рисков, активов сторон;

экономической обоснованности выбранного показателя;

независимости показателя от доходов и/или расходов, признанных в операциях между связанными сторонами.

39.3.2.5. При определении уровня рентабельности контролируемых операций могут быть использованы финансовые показатели, которые обеспечивают установление соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки", в частности, но не исключительно:

характеристики товаров (работ, услуг);

количество товаров, объем выполненных работ (оказанных услуг);

срок исполнения обязательств;

условия проведения платежей при осуществлении операции;

официальный курс гривны к иностранной валюте, установленный Национальным банком Украины, в случае использования такой валюты в расчетах при осуществлении операции, изменения такого курса;

размер обычных надбавок или скидок к цене товаров (работ, услуг), в том числе скидок, обусловленных сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги), потерей товарами потребительских качеств, окончанием (приближением даты истечения) срока хранения (годности, реализации), сбытом неликвидных или низколиквидных товаров;

распределение прав и обязанностей между сторонами сделки, определенных по результатам функционального анализа.

39.3.2.6. Показатели рентабельности для целей настоящей статьи определяются на основании данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности, отраженных по национальным положениям (стандартам) бухгалтерского учета или международным стандартам в соответствии со стандартами бухгалтерского учета и финансовой отчетности, используемых в Украине, с соответствующей корректировкой для обеспечения сопоставимости показателей.

39.3.2.7. В случае применения методов, указанных в подпунктах 39.3.1.2 - 39.3.1.4 подпункта 39.3.1 пункта 39.1 настоящей статьи, осуществляется выбор стороны, для которой проверяется показатель соответствии с выбранным методом трансфертного ценообразования (далее - сторона, которая исследуется).

Выбор стороны, которая исследуется, должен осуществляться в соответствии с выполненными каждой стороной контролируемой операции функций, использованных при осуществлении контролируемых операций активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков, связанных с осуществлением такой операции.

При выборе стороны, которая исследуется, анализируется применимость выбранного метода (комбинации методов) к каждой из сторон контролируемой сделки. Стороной, которая исследуется, избирается сторона:

по которой применение такого метода (комбинации методов) является наиболее обоснованным;

для которой можно найти наиболее сопоставимые операции и/или сопоставимые лица;

которая:

выполняет наименее сложные функции по контролируемой операции;

принимает наименьшие экономические (коммерческие) риски относительно контролируемой операции;

не обладает объектами нематериальных активов, которые оказывают существенное влияние на уровень рентабельности.

В случае осуществления внешнеэкономических операций сторона, для которой проверяется показатель соответствия с выбранным методом трансфертного ценообразования, не обязательно должна быть резидентом.

39.3.3. Метод сравнительной неконтролируемой цены

39.3.3.1. Метод сравнительной неконтролируемой цены базируется на сравнении цены, примененной при контролируемой операции, с ценой (диапазоном цен) в сопоставимой (сопоставимых) неконтролируемой (неконтролируемых) операции (операциях).

39.3.3.2. При применении метода сравнительной неконтролируемой цены сравнение цены контролируемой операции проводится с ценой сопоставимых неконтролируемых операций, фактически осуществленных налогоплательщиком или другими лицами.

39.3.3.3. Сравнение цены контролируемой операции с ценой (диапазоном цен) сопоставимых неконтролируемых операций проводится на основании имеющейся информации о ценах, которые применены в течение периода, который анализируется, или информации на ближайшую ко дню осуществления контролируемой операции дату.

39.3.4. Метод цены перепродажи

39.3.4.1. Метод цены перепродажи состоит из сравнения результата перепродажи, который покупатель товара в контролируемой операции получает от перепродажи товара в неконтролируемой операции, с результатом перепродажи, получаемым в сопоставимых неконтролируемой операции покупки и операциях перепродажи.

39.3.4.2. Метод цены перепродажи также может использоваться, в частности, но не исключительно, если при перепродаже товара осуществляются следующие операции:

подготовка товара к перепродаже и его транспортировки (разделение товаров на партии, формирование поставок, сортировка, переупаковка);

смешивание товаров, если характеристики конечной продукции (полуфабрикатов) существенно не отличаются от характеристик смешиваемых товаров.

39.3.5. Метод "затраты плюс"

39.3.5.1. Метод "затраты плюс" состоит из сравнения надбавки на расходы, понесенные прямо или косвенно при поставке товаров (работ, услуг) в контролируемой операции, с надбавкой на расходы, понесенные прямо или косвенно при поставке товаров (работ, услуг) в сопоставимой неконтролируемой операции.

39.3.5.2. Метод "затраты плюс" может применяться, в частности, но не исключительно, при:

выполнении работ (оказание услуг) лицами, являющимися связанными с получателями результатов таких работ (услуг);

реализации товаров, сырья или полуфабрикатов по договорам между связанными лицами;

реализации товаров (работ, услуг) по долгосрочным договорам (контрактам) между связанными лицами.

39.3.6. Метод чистой прибыли

39.3.6.1. Метод чистой прибыли операции заключается в сравнении чистой прибыли на основе соответствующей базы (расходы, продажа, активы), что получает налогоплательщик в контролируемой операции, с чистой прибылью на основе той же базы в сопоставимой неконтролируемой операции.

39.3.7. Метод распределения прибыли

39.3.7.1. Метод распределения прибыли операции состоит из выделения каждому связанному предприятию, которое участвует в контролируемой операции, части общей прибыли (или убытка), полученного от такой операции, которую связанное предприятие получило от участия в сопоставимой неконтролируемой операции.

39.3.7.2. Если стороны контролируемых операций, совокупный доход которых подлежит распределению с учетом положений подпункта 39.3.7 этого пункта, ведут бухгалтерский учет и финансовую отчетность на основании различных форм и методов бухгалтерского учета, для целей применения метода распределения прибыли бухгалтерская и финансовая отчетность должна быть приведена в соответствие с едиными методологическими основами бухгалтерского учета.

39.3.7.3. Метод распределения прибыли может использоваться, в частности, но не исключительно, при наличии:

существенной взаимосвязи между контролируемыми операциями и другими операциями, которые осуществляются сторонами контролируемой сделки со связанными с ними лицами;

собственности (пользовании) сторон контролируемой операции прав на объекты нематериальных активов, которые существенно влияют на уровень рентабельности.

39.3.7.4. Распределение прибыли между сторонами контролируемых операций проводится на основании результатов оценки их вклада в совокупный доход в соответствии с критериями, которые базируются на объективных данных и подтверждаются информацией в сопоставимых операциях и/или внутренними данными сторон контролируемых операций с учетом выполненных каждой из них функций, использованных при осуществлении контролируемых операций активов и принимаемых экономических (коммерческих) рисков, связанных с таким осуществлением.

39.3.7.5. Для целей подпункта 39.3.7 этого пункта совокупным доходом всех сторон контролируемых операций является сумма прибыли от таких контролируемых операций всех сторон контролируемых операций пза анализируемый период. При этом остаточная прибыль (убыток) определяется как разница между совокупным доходом (убытком), полученным по результатам осуществления контролируемых операций, и суммой расчетной прибыли (убытка) всех сторон контролируемых операций.

39.3.7.6. Расчетная прибыль (убыток) определяется на основе методов, предусмотренных подпунктами 39.3.1.2 - 39.3.1.4 подпункта 39.3.1 этого пункта, для каждого лица, являющегося стороной контролируемых операций, на основе рыночного диапазона цены товаров (работ, услуг) или показателей рентабельности для каждой стороны с учетом выполненных такой стороной функций, использованных активов и принятых коммерческих рисков, которые являются типичными для сопоставимых операций.

39.3.7.7. Определение итоговой величины прибыли (убытка) каждой стороны контролируемых операций осуществляется путем суммирования соответствующих расчетной прибыли (убытка) и остаточной прибыли (убытка).

39.3.7.8. Для распределения между сторонами контролируемых операций совокупной или остаточной прибыли (убытка) всех сторон указанных операций могут учитываться, в частности, но не исключительно, следующие показатели:

размер расходов, понесенных каждой из сторон контролируемых операций в связи с созданием нематериальных активов, использование которых влияет на размер фактически полученной прибыли (убытка) от контролируемых операций;

характеристика персонала, привлеченного каждой стороной контролируемых операций, включая его численность и квалификацию; потраченное персоналом время; объем расходов на оплату труда, которые имеют влияние на размер фактически полученной прибыли (понесенного убытка) каждой стороной контролируемых операций;

рыночная стоимость активов, которые были использованы каждой стороной контролируемых операций и повлияли на размер фактически полученной прибыли (убытка) контролируемых операций;

другие показатели, связанные с выполнением функций, использованием активов, принятыми коммерческими рисками и размером фактически полученной прибыли (убытка) каждой стороной контролируемых операций.

39.4. Составление и представление отчета о контролируемых операциях и документации по трансфертному ценообразованию для налогового контроля

39.4.1. Для целей налогового контроля за трансфертным ценообразованием отчетным периодом является календарный год.

39.4.2. Налогоплательщики (кроме Национального банка Украины), которые в течение отчетного периода осуществляли контролируемые операции, обязаны подавать в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, информацию о совершенных контролируемых операциях одновременно с подачей декларации по налогу на прибыль предприятий (приложение к декларации).

Налогоплательщики, объем контролируемых операций которых с одним контрагентом превышает 5 млн гривен (без учета налога на добавленную стоимость), обязаны представлять отчет о контролируемых операциях центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную налоговую и таможенную политику, до 1 мая года, следующего за отчетным, средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением требований закона об электронном документообороте и электронной цифровой подписи.

Форма отчета о контролируемых операциях устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную налоговую и таможенную политику.

39.4.3. Налогоплательщики, осуществляющие контролируемые операции, должны вести и хранить документацию по трансфертному ценообразованию.

39.4.4. На запрос центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, налогоплательщики в течение месяца со дня получения запроса представляют документацию по отдельным контролируемым операциям, указанным в запросе, который должен содержать информацию, указанную в подпункте 39.4.6 этого пункта.

39.4.5. Запрос направляется не ранее 1 мая года, следующего за календарным годом, в котором такая контролируемая операция (операции) была осуществлена.

39.4.6. Документация по трансфертному ценообразованию (совокупность документов или единый документ, составленный в произвольной форме) должна содержать следующую информацию:

а) данные о связанных лицах, а именно:

контрагента (контрагентов) контролируемой операции;

лиц, которые непосредственно (косвенно) владеют корпоративными правами налогоплательщика в размере 20 и более процентов.

Данные должны быть такими, что позволяют идентифицировать таких связанных лиц (включая наименование государств (территорий), налоговыми резидентами которых являются лица);

б) общее описание деятельности группы (включая материнскую компанию и ее дочерние предприятия), в том числе организационную структуру группы, описание хозяйственной деятельности группы, политику трансфертного ценообразования;

в) описание операции, условия ее осуществления (цена, сроки и другие определенные законодательством Украины обязательные условия договоров (контрактов);

г) описание товаров (работ, услуг), включая физические характеристики, качество и репутацию на рынке, страну происхождения и производителя, наличие товарного знака и другую информацию, связанную с качественными характеристиками товара (работы, услуги);

ґ) условия и сроки осуществления расчетов по сделке;

д) факторы, которые повлияли на формирование и установление цены;

е) сведения о функциях связанных лиц, являющихся сторонами контролируемой сделки, об использованных ими активах, связанных с такой контролируемой операцией, и экономические (коммерческие) риски, которые такие лица учитывали при осуществлении контролируемой операции (функциональный анализ и анализ рисков);

є) экономический анализ (включая методы, которые применены для определения условий контролируемой операции и обоснование причин выбора соответствующего метода, сумму полученных доходов (прибыли) и/или сумму понесенных расходов (убытка) в результате осуществления контролируемой операции, уровень рентабельности; расчет рыночного диапазона цен (рентабельности) в отношении контролируемой операции с описанием подхода к выбору сопоставимых операций, источники информации, использованные для определения условий контролируемой операции);

ж) результаты сравнительного анализа коммерческих и финансовых условий сделок в соответствии с подпунктом 39.2.2 пункта 39.2 настоящей статьи;

з) сведения о проведенной налогоплательщиком самостоятельной или пропорциональной корректировке налоговой базы и сумм налога в соответствии с подпунктами 39.5.4 и 39.5.5 пункта 39.5 этой статьи (в случае ее проведения).

39.4.7. Документация по трансфертному ценообразованию подается налогоплательщиком в контролирующий орган, в котором плательщик состоит на учете.

39.4.8. В случае если поданная налогоплательщиком документация по трансфертному ценообразованию не содержит информацию в объеме, указанном в подпункте 39.4.6 этого пункта, или надлежащего обоснования соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки", центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, направляет такому налогоплательщику запрос с требованием дополнительно подать в течение 10 дней с момента его получения информацию в соответствии с подпунктом 39.4.6 этого пункта и/или обоснование соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки".

39.4.9. Документация по трансфертному ценообразованию подается на государственном языке. В случае представления вместе с документацией документов, изложенных на иностранном языке, налогоплательщик одновременно подает перевод таких документов на государственном языке.

39.5. Налоговый контроль за установлением соответствия условий контролируемых операций принципу "вытянутой руки"

39.5.1. Налоговый контроль за установлением соответствия условий контролируемых операций принципу "вытянутой руки" осуществляется путем мониторинга и анализа отчетов о контролируемых операциях и документации по трансфертному ценообразованию, любых других информационных источников и путем получения информационных материалов и выводов, в том числе в ходе опросов уполномоченных лиц и/или работников налогоплательщика, а также проведения проверок налогоплательщиков по вопросам полноты начисления и уплаты налогов при осуществлении контролируемых операций (далее - проверка контролируемых операций).

39.5.1.1. Мониторинг условий контролируемых операций осуществляется путем наблюдения центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику, по ценам, которые применяются сторонами таких операций, и путем анализа отчетов о контролируемых операциях и документации по трансфертному ценообразованию, любых других информационных источников и путем получения информационных материалов и выводов, представленных налогоплательщиком в соответствии с пунктом 39.4 этой статьи.

С целью установления соответствия условий контролируемых операций принципу "вытянутой руки" должностные лица центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, при проведении анализа отчетов о контролируемых операциях и/или документации по трансфертному ценообразованию, представленных налогоплательщиком в соответствии с пунктом 39.4 настоящей статьи, имеют право проводить опрос уполномоченных лиц и/или работников налогоплательщика.

Порядок проведения мониторинга контролируемых операций и опроса устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную налоговую и таможенную политику.

39.5.1.2. Налогоплательщик, в отношении которого осуществлялся налоговый контроль, информируется о направлении центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную налоговую и таможенную политику, сообщения о выявленных контролируемых операциях в десятидневный срок со дня направления такого уведомления.

39.5.2. Проверка контролируемых операций проводится в соответствии с положениями главы 8 раздела II настоящего Кодекса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

39.5.2.1. Основаниями для проверки контролируемых операций являются:

а) получение от налогоплательщика отчета о контролируемых операциях в соответствии с пунктом 39.4 настоящей статьи;

б) передача сообщения контролирующим органом в соответствии с подпунктом 39.5.1.2 подпункта 39.5.1 этого пункта;

в) выявление по результатам мониторинга и/или анализа документации фактов осуществления налогоплательщиком контролируемых операций, отчет о которых в соответствии с подпунктом 39.4.2 пункта 39.4 этой статьи не представлен или информация о которых не включена в представленный отчет;

г) непредставление налогоплательщиком или представление с нарушением требований пункта 39.4 этой статьи отчета о контролируемых операциях или документации по трансфертному ценообразованию;

ґ) получения документально подтвержденной информации и данных, свидетельствующих о несоответствии условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки".

39.5.2.2. Порядок проведения проверки контролируемых операций устанавливается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную налоговую и таможенную политику.

39.5.2.3. Предоставление налогоплательщиком документов происходит в соответствии с требованиями пунктов 85.2 и 85.3 статьи 85 настоящего Кодекса в течение 10 дней с даты начала проверки.

В случае необходимости получения дополнительных документов, подтверждающих осуществление финансово-хозяйственных операций при проведении проверки, они предоставляются налогоплательщиком в течение 15 дней с даты получения запроса контролирующего органа.

39.5.2.4. Контролирующий орган не вправе проводить более одной проверки контролируемой операции одного налогоплательщика в течение календарного года.

39.5.2.5. Если у налогоплательщика, являющегося стороной контролируемой операции, в отношении указанной операции проведена проверка контролируемых операций и по результатам такой проверки установлено соответствие цен контролируемой операции принципу "вытянутой руки", по ней не могут быть проведены проверки налогоплательщиков, которые являются другими сторонами этой операции относительно тех же контролируемых операций.

39.5.2.6. Проведение проверки контролируемых операций не препятствует проведению проверок, определенных статьей 75 настоящего Кодекса.

39.5.2.7. Срок проведения проверки контролируемых операций исчисляется со дня принятия решения о ее проведении до дня составления справки (акта) о проведении такой проверки.

39.5.2.8. Продолжительность проверки контролируемых операций не должна превышать 18 месяцев.

Каждые шесть месяцев проведения проверки контролируемых операций контролирующий орган подает налогоплательщику информации о состоянии проведения проверки.

39.5.2.9. В случае необходимости получения информации от иностранных государственных органов, проведения экспертизы и/или перевода на украинский язык документов, необходимых для исследования соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки", срок проведения проверки по решению руководителя (заместителя руководителя) центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику, может быть продлен на срок, не превышающий 12 месяцев.

39.5.2.10. Во время проверки контролируемых операций могут быть проверены контролируемые операции с учетом срока, предусмотренного пунктом 102.1 статьи 102 настоящего Кодекса.

39.5.2.11. Если налогоплательщик использовал наиболее целесообразный метод установления соответствия условий контролируемых операций принципу "вытянутой руки" согласно критериям, предусмотренным пунктом 39.3 настоящей статьи, такой метод используется при проверке контролирующим органом.

Если контролирующим органом доказано, что примененный налогоплательщиком метод (комбинация методов) не позволяет наиболее обоснованно установить соответствие условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки", он имеет право применить другие методы (комбинацию методов) для установления соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки".

39.5.2.12. Применение методов (комбинации методов) установления соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки", не установленных настоящей статьей, запрещается.

39.5.2.13. Должностные лица, которые проводят проверку контролируемых операций, имеют право направить налогоплательщикам, которые являются сторонами контролируемых операций, которые проверяются, запрос о предоставлении документов (информации) по операциям и/или провести встречную сверку в порядке, предусмотренном статьей 73 настоящего Кодекса, и провести опрос должностных лиц и/или работников налогоплательщиков, которые являются сторонами контролируемых операций.

Налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностным лицам, которые проводят проверку контролируемых операций, провести опрос соответствующих должностных лиц или работников.

39.5.2.14. Результаты проверки контролируемых операций оформляются в форме акта (справки), который составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами, которые проводили проверку и налогоплательщиком или его представителем.

39.5.2.15. Если по результатам проверки выявлено, что условия контролируемой операции отличаются от условий, соответствующих принципу "вытянутой руки", что привело к занижению суммы налога, составляется акт проверки. Если такие нарушения отсутствуют, составляется справка.

39.5.2.16. В случае если по результатам проверок, которые не касаются трансфертного ценообразования, уже были доначислены налоговые обязательства на основании корректировки цен и ограничений уровня расходов и доходов по таким операциям, суммы доначисленных налоговых обязательств по результатам такой проверки засчитываются в погашение начисленных налогов по результатам проверки контролируемых операций.

39.5.2.17. Форма акта (справки) о результатах проверки контролируемой операции и требования к его (ее) составлению устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную налоговую и таможенную политику.

Акт о результатах проверки контролируемой операции должен содержать документально подтвержденные факты отклонения условий контролируемой операции от условий, которые соответствуют принципу "вытянутой руки", обоснование того, что такое отклонение привело к занижению суммы налога, расчет суммы такого занижения.

39.5.2.18. В случае отказа налогоплательщика или его представителя от подписания акта (справки) о результатах проверки контролируемой операции должностными лицами контролирующего органа составляется соответствующий акт, удостоверяющий факт такого отказа.

39.5.2.19. Акт (справка) проверки контролируемой операции должен быть вручен в течение двух рабочих дней с даты его составления налогоплательщику, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку.

39.5.2.20. В случае несогласия налогоплательщика или его представителя с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте о результатах проверки контролируемой операции, они имеют право подать свои возражения в течение 30 дней со дня получения акта. При этом налогоплательщик имеет право подать вместе с возражениями или в согласованный срок документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений.

Такие возражения рассматриваются в течение 30 рабочих дней, следующих за днем их получения, а налогоплательщику направляется ответ в порядке, определенном статьей 58 настоящего Кодекса, для направления (вручения) налоговых уведомлений-решений.

39.5.2.21. Принятие налогового уведомления-решения по результатам проверки контролируемой операции осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 86 настоящего Кодекса.

39.5.2.22. Обжалование налоговых уведомлений-решений, принятых по результатам проверки контролируемой операции, осуществляется в соответствии со статьей 56 настоящего Кодекса.

39.5.2.23. Материалы и сведения, полученные территориальным органом центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, при осуществлении мероприятий налогового контроля в отношении контролируемых операций, могут быть использованы при проведении проверки других лиц, являющихся сторонами таких операций.

39.5.3. Источники информации, используемые для установления соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки"

39.5.3.1. Налогоплательщик и центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, используют источники информации, содержащие сведения, позволяющие сопоставить коммерческие и финансовые условия сделок согласно подпункту 39.2.2 пункта 39.2 этой статьи, в частности:

а) информацию о сопоставимых операциях налогоплательщика, а также информацию о сопоставимых операциях его контрагента-стороны контролируемой сделки с несвязанными лицами;

б) любые информационные источники, которые являются общедоступными и предоставляют информацию о сопоставимых операциях и лицах.

39.5.3.2. Если налогоплательщик с целью установления соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки" по методам, определенным пунктом 39.3 этой статьи, использовал источники информации, предусмотренные подпунктом 39.5.3.1 подпункта 39.5.3 этого пункта, контролирующий орган использует те же источники информации, если не доказано, что другие источники информации дают возможность получить более высокий уровень сопоставимости коммерческих и финансовых условий сделок.

39.5.3.3. Для сравнения в целях налогообложения условий контролируемых операций с условиями неконтролируемых операций контролирующий орган не имеет права использовать информацию, которая не является общедоступной (в частности информацию, доступ к которой имеется только у органов государственной власти).

39.5.4. Самостоятельная корректировка

39.5.4.1. В случае применения налогоплательщиком при осуществлении контролируемых операций условий, которые не соответствуют принципу "вытянутой руки", налогоплательщик вправе самостоятельно произвести корректировку цены контролируемой операции и сумм налоговых обязательств при условии, что это не приведет к уменьшению суммы налога, который подлежит уплате в бюджет.

39.5.4.2. Самостоятельная корректировка является корректировкой налогоплательщиком цены контролируемой сделки, по результатам которой рассчитанная цена соответствует принципу "вытянутой руки", даже если такая цена отличается от фактической цены, установленной при осуществлении контролируемой операции.

39.5.5. Пропорциональная корректировка

39.5.5.1. В случае если по результатам проверки соответствия условий контролируемых операций со связанными лицами-резидентами принципу "вытянутой руки" контролирующим органом установлено отклонение от условий, соответствующих принципу "вытянутой руки", и проведено доначисление налоговых обязательств или корректировка отрицательного значения объекта налогообложения или других показателей налоговой отчетности, или если налогоплательщик провел самостоятельную корректировку согласно подпункту 39.5.4 этого пункта, другая сторона контролируемой операции - связанное лицо имеет право на корректировку своих налоговых обязательств исходя из условий, отвечающих принципу "вытянутой руки", определенных такой проверкой или самостоятельно таким налогоплательщиком. Такая корректировка для целей настоящего Кодекса определяется пропорциональной корректировкой.

39.5.5.2. В случае если в результате самостоятельных корректировок, проведенных налогоплательщиком в порядке, предусмотренном подпунктом 39.5.4 этого пункта, или в результате проверки, проведенной контролирующим органом, такому налогоплательщику были доначислены налоговые обязательства, право на проведение пропорциональной корректировки возникает у другой стороны контролируемой операции только после уплаты таких налоговых обязательств налогоплательщиком.

39.5.5.3. Во время проведения пропорциональной корректировки первичные документы и регистры бухгалтерского учета не корректируются.

39.5.5.4. Пропорциональная корректировка проводится налогоплательщиком на основании уведомления о возможности проведения пропорциональной корректировки, полученного от центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, и в других случаях, определенных настоящей статьей.

Сообщение о возможности проведения пропорциональной корректировки направляется налогоплательщику в течение 30 календарных дней с даты возникновения права на проведение пропорциональной корректировки в электронной форме средствами электронной связи или заказным письмом с уведомлением о вручении или вручается ему или его уполномоченному представителю под расписку.

В случае наличия у налогоплательщика информации о выполнении другой стороной контролируемой операции решения о доначислении налоговых обязательств или корректировки отрицательного значения объекта налогообложения, других показателей налоговой отчетности, или если такая сторона провела самостоятельную корректировку согласно подпункту 39.5.4 этого пункта, такой налогоплательщик имеет право обратиться в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, с заявлением о направлении уведомления о проведении пропорциональной корректировки с указанием оснований для её проведения.

Если право налогоплательщика на проведение пропорциональных корректировок возникло в результате выполнения другой стороной контролируемой операции решения о доначислении налоговых обязательств, к заявлению прилагаются копии документов, подтверждающих выполнение таких решений или уплату суммы занижения налогового обязательства (недоплаты), рассчитанной в результате проведения налогоплательщиком самостоятельной корректировки.

Форма и порядок подачи такого заявления устанавливаются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную налоговую и таможенную политику.

39.5.5.5. Центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, рассматривает заявление налогоплательщика в течение 15 рабочих дней со дня его получения и по результатам рассмотрения принимает одно из следующих решений:

отправить сообщение о возможности проведения пропорциональной корректировки;

отказать в проведении пропорциональной корректировки в случае несоблюдения порядка представления заявления или отсутствия необходимых документов;

сообщить об отказе в проведении пропорциональной корректировки в связи с обжалованием решения о доначислении налоговых обязательств.

Если в течение 20 рабочих дней, следующих за днем получения заявления налогоплательщика, центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику, не было отправлено сообщение о возможности пропорциональной корректировки или обоснованный отказ в её проведении, заявление такого плательщика налога считается удовлетворенным и он имеет право на проведение соответствующей пропорциональной корректировки.

Если контролирующим органом установлено, что такая пропорциональная корректировка является необоснованной и привела к занижению налоговых обязательств или завышению бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, отрицательного значения объекта налогообложения, налогоплательщика может быть привлечен к ответственности в порядке, предусмотренном статьей 123 настоящего Кодекса.

39.5.5.6. В случае, если пропорциональная корректировка проведенная в соответствии с решением о доначислении налоговых обязательств, в дальнейшем была отменена, проводится обратная корректировка.

39.5.5.7. Обратная корректировка проводится на основании уведомления центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику, в течение 20 рабочих дней с даты получения такого уведомления. К уведомлению прилагаются расчет обратной корректировки и копия соответствующего судебного решения об отмене решения о начислении налоговых обязательств.

39.5.5.8. Возврат излишне уплаченных сумм налогов по отмененным решениям проводится исключительно после того, как проведена обратная корректировка и уплачены соответствующие налоги сторонами контролируемой сделки.

39.5.5.9. Штрафные санкции при проведении обратной корректировки не начисляются.

39.5.5.10. Формы сообщения о пропорциональной корректировке и обратной корректировке определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную налоговую и таможенную политику.

39.5.5.11. В случае если одна из сторон контролируемых операций является нерезидентом, пропорциональная корректировка проводится в порядке и на условиях, предусматриваемых международными договорами Украины об устранении двойного налогообложения.

39.6. Предварительное согласование цен в контролируемых операциях

39.6.1. Крупный налогоплательщик имеет право обратиться в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, с заявлением о предварительном согласовании цен в контролируемых операциях.

Согласование цен в контролируемых операциях является процедурой между крупным плательщиком (плательщиками) и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику, при которой согласуются критерии для определения условий, соответствующие принципу "вытянутой руки", для некоторых будущих контролируемых операций на ограниченный срок на основании договора.

39.6.1.1. Предметом согласования могут быть, в частности, но не исключительно:

виды и/или перечень товаров (работ, услуг), являющихся предметом контролируемых операций;

методы или комбинация методов установления соответствия условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки";

перечень источников информации, которые предполагается использовать для установления соответствия условий контролируемых операций принципу "вытянутой руки";

срок, на который согласуются цены в контролируемых операциях;

допустимое отклонение от установленного уровня экономических условий осуществления контролируемых операций;

порядок, сроки подачи и перечень документов, которые подтверждают соблюдение согласованных цен в контролируемых операциях.

39.6.1.2. Другие условия предварительного согласования цен в контролируемых операциях определяются по соглашению сторон.

39.6.2. По результатам предварительного согласования цен в контролируемых операциях заключается договор, который подписывается руководителем крупного плательщика (плательщиков) налогов или его уполномоченным лицом и руководителем (заместителем руководителя) центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику.

39.6.2.1. Договор, заключенный по результатам согласования цен в контролируемых операциях между крупным плательщиком (плательщиками) и центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную налоговую и таможенную политику, имеет односторонний характер.

39.6.2.2. В случае, если предметом согласования является порядок установления соответствия цен в контролируемой внешнеэкономической операции принципу "вытянутой руки", крупный плательщик (плательщики) налогов или центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, имеют право привлекать к процедуре согласования цен государственный орган, уполномоченный взимать налоги и сборы в государстве, являющемся стороной контролируемой внешнеэкономической операции (при наличии международного договора (конвенции) об избежании двойного налогообложения между Украиной и таким государством). Договор, заключенный по результатам такого взаимного согласования, имеет двусторонний характер.

39.6.2.3. В случае привлечения к процедуре согласования цен двух и более государственных органов, уполномоченных взимать налоги и сборы в государствах, которые являются сторонами контролируемой внешнеэкономической операции (при наличии международных договоров (конвенций) об избежании двойного налогообложения между Украиной и такими государствами), договор, заключенный по результатам такого согласования, имеет многосторонний характер.

39.6.2.4. Порядок предварительного согласования цен в контролируемых операциях, по результатам которого заключаются договоры, имеющие односторонний, двусторонний и многосторонний характер, утверждается Кабинетом Министров Украины.

В случае соблюдения условий договора о согласовании цен контролирующие органы не имеют права принимать решение о доначислении налоговых обязательств, штрафов, пени относительно контролируемых операций, которые являются предметом договора о предварительном согласовании цен".

4. В статье 78:

1) в пункте 78.1:

подпункт 78.1.2 изложить в следующей редакции:

"78.1.2. Налогоплательщиком не представлены в установленный законом срок налоговая декларация, расчеты, отчет о контролируемых операциях или документация по трансфертному ценообразованию, если их представление предусмотрено законом";

подпункты 78.1.14 и 78.1.15 заменить подпунктами 78.1.14 - 78.1.16 следующего содержания:

"78.1.14. В случае получения документально подтвержденной информации и данных, свидетельствующих о несоответствии условий контролируемой операции принципу "вытянутой руки" и/или установления несоответствия условий контролируемой операции принципа "вытянутой руки" в порядке, предусмотренном подпунктом 39.5.1.1 подпункта 39.5. 1 пункта 39.5 статьи 39 настоящего Кодекса;

78.1.15. непредставление налогоплательщиком или представление с нарушением требований пункта 39.4 статьи 39 настоящего Кодекса отчета о контролируемых операциях и/или документации по трансфертному ценообразованию или в случае установления нарушений в ходе мониторинга такого отчета или документации в соответствии с требованиями пунктов 39.4 и 39.5 статьи 39 настоящего Кодекса;

78.1.16. получен отчет о контролируемых операциях, отправленный налогоплательщиком в соответствии с пунктом 39.4 статьи 39 настоящего Кодекса. В таком случае проверка проводится исключительно по вопросам контроля трансфертного ценообразования";

2) дополнить пунктом 78.9 следующего содержания:

"78.9. Проверка налогоплательщика по вопросам полноты начисления и уплаты налогов и сборов при осуществлении контролируемых операций проводится с учетом особенностей, определенных статьей 39 настоящего Кодекса".

5. Пункт 79.4 статьи 79 исключить.

6. Первое предложение абзаца первого пункта 102.1 статьи 102 после слов и цифр "не позднее окончания 1095 дня" дополнить цифрами и словами "(2555 дня при проведении проверки контролируемой операции в соответствии со статьей 39 настоящего Кодекса)".

7. Пункт 120.3 статьи 120 изложить в следующей редакции:

"120.3. Непредставление налогоплательщиком отчета и/или обязательной документации о совершенных им в течение года контролируемых операциях или невключение в такой отчет информации обо всех проведенных в течение отчетного периода контролируемых операциях в соответствии с требованиями пункта 39.4 статьи 39 настоящего Кодекса в центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, влечет за собой наложение штрафа в размере:

100 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января налогового (отчетного) года, - в случае непредставления (несвоевременного представления) отчета о контролируемых операциях;

пять процентов от суммы контролируемых операций, не задекларированные в отчете;

три процента суммы контролируемых операций, по которым не была подана документация, определенная подпунктом 39.4.8 пункта 39.4 статьи 39 настоящего Кодекса, но не более 200 размеров минимальной заработной платы за все незадекларированные контролируемые операции".

8. Пункт 21 подраздела 10 "Другие переходные положения" раздела XX "Переходные положения" Налогового кодекса Украины исключить.

II. Заключительные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу 1 января 2015 года.

2. Установить, что отчет о контролируемых операциях за 2014 год подается до 1 мая 2015 года и формируется с учетом норм статьи 39 Налогового кодекса Украины, в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года.

3. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок:

обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим Законом;

привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить приведение министерствами своих нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим Законом.

Президент Украины

П.Порошенко