Действует

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 20 октября 2014 года №1708-VII

Об утверждении Общегосударственной целевой социальной программы противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу на 2014-2018 годы

Верховная Рада Украины постановляет:

1. Утвердить Общегосударственную целевую социальную программу противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу на 2014-2018 годы, которая прилагается.

2. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.

Президент Украины

П.А.Порошенко

 

Утверждена Законом Украины от 20 октября 2014 года №1708-VII

Общегосударственная целевая социальная программа противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу на 2014-2018 годы

Цель Программы

Целью Программы является снижение уровня заболеваемости и смертности от ВИЧ-инфекции/СПИДа, предоставление качественных и доступных услуг по профилактике и диагностике ВИЧ-инфекции, в первую очередь представителям групп повышенного риска инфицирования ВИЧ, услуг по лечению, медицинской помощи, ухода и поддержки людей, живущих с ВИЧ, в рамках реформирования системы здравоохранения.

Вопросы противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере здравоохранения и социального развития и предметом международных обязательств Украины в сфере противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу, в частности по достижению целей развития, провозглашенных в Декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, и выполнения Политической декларации 2011 года Организации Объединенных Наций по активизации усилий для искоренения ВИЧ-инфекции/СПИДа.

Сегодня эпидемическая ситуация характеризуется высоким уровнем распространения ВИЧ-инфекции среди представителей разных групп населения, прежде всего лиц, относящихся к группе повышенного риска инфицирования ВИЧ, преимущественным поражением лиц трудоспособного возраста, неравномерным распространением и изменением основного пути передачи ВИЧ с парентерального на половой. Эпидемия ВИЧ-инфекции является фактором негативного воздействия на трудоспособное население Украины и приводит к негативным социально-экономическим последствиям.

За период с регистрации первого случая ВИЧ-инфекции в 1987 году до 1 января 2013 года в стране зарегистрировано 223 530 случаев ВИЧ-инфекции (из них 36830 детей до 14 лет), в том числе 56382 человека с заболеванием СПИД (из них 1224 ребенка до 14 лет). Количество людей, живущих с ВИЧ и находящихся под наблюдением в учреждениях здравоохранения, составляет более 129 тыс. человек, показатель распространенности ВИЧ-инфекции - 283,6 человека на 100 тыс. населения, у более 24 тыс. человек, живущих с ВИЧ, болезнь достигла конечной стадии - СПИДа. Показатель распространенности СПИДа составляет 52,9 человека на 100 тыс. населения. За период наблюдения с 1987 года до 2012 года 28498 человек умерли от заболеваний, обусловленных СПИДом. По оценочным данным, в начале 2012 года в Украине проживало 230 тыс. человек в возрасте от 15 лет, живущих с ВИЧ, составляет 0,58 процента от общего количества населения указанной возрастной категории.

В то же время в результате выполнения Общегосударственной программы обеспечения профилактики ВИЧ-инфекции, лечения, ухода и поддержки ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом на 2009-2013 годы наблюдается тенденция к стабилизации эпидемической ситуации, в частности снизился показатель темпов прироста новых случаев ВИЧ-инфекции (с 16,8 процента в 2006 году до 3,6 процента в 2011 году), уменьшилось количество случаев заболевания ВИЧ-инфекцией в возрастной группе от 15 до 24 лет (с 2775 в 2005 году до 1647 в 2012 году), почти в шесть раз (с 27,8 процента в 2004 году до 4,7 процента в 2009 году) снизился показатель частоты передачи ВИЧ от матери к ребенку.

Несмотря на существенный прогресс, количество зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции ежегодно увеличивается, при этом уровень доступа к услугам по лечению, особенно среди представителей групп повышенного риска инфицирования ВИЧ, является низким, а следовательно, уровень смертности от СПИДа остается высоким.

Пути и способы решения проблемы

Возможны три варианта решения проблемы.

Первый вариант предусматривает комплексный подход к противодействию эпидемии, который применялся в рамках выполнения Общегосударственной программы обеспечения профилактики ВИЧ-инфекции, лечения, ухода и поддержки ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом на 2009-2013 годы. Однако такой подход требует совершенствования с учетом направления развития эпидемического процесса в течение последних пяти лет в Украине и мире.

Второй вариант предусматривает реализацию Стратегии ООН по преодолению эпидемии ВИЧ-инфекции в мире на 2011-2015 годы. Однако учитывая сложное социально-экономическое положение и проведение реформирование системы здравоохранения в регионах достижения целей указанной Стратегии к 2015 году в полном объеме (уменьшение вдвое количества случаев передачи ВИЧ-инфекции половым путем, а также уменьшение материнской смертности вследствие ВИЧ/СПИДа, количества смертей от туберкулеза среди ВИЧ-инфицированных; предотвращение передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку, предотвращение новых случаев распространения ВИЧ-инфекции среди лиц, потребляющих наркотики) невозможно.

Третий, оптимальный вариант предусматривает создание системы непрерывного предоставления качественных и доступных услуг по профилактике и диагностике ВИЧ-инфекции, в первую очередь представителям групп повышенного риска инфицирования ВИЧ, услуг по лечению, уходу и поддержке людей, живущих с ВИЧ, в рамках реформирования системы здравоохранения путем:

оптимизации системы предоставления медицинской помощи и социальных услуг, обеспечения профессиональной подготовки кадров (семейных врачей, работников учреждений и заведений, предоставляющих услуги представителям групп повышенного риска инфицирования ВИЧ и их партнерам, людям, которые живут с ВИЧ);

соблюдения прав людей, живущих с ВИЧ;

обеспечения доступа населения к услугам по консультированию, тестирования на ВИЧ-инфекцию и проведения ее диагностики;

соблюдения прав медицинских работников на здоровые и безопасные условия труда;

обеспечения в рамках выполнения Программы приоритетности охвата лечением, уходом и поддержкой людей, живущих с ВИЧ, и их окружения;

повышения эффективности профилактических мероприятий в отношении представителей групп повышенного риска инфицирования ВИЧ с целью снижения темпов распространения ВИЧ-инфекции;

формирования толерантного отношения населения к людям, живущим с ВИЧ, с целью преодоления их дискриминации;

применения гендерно ориентированного подхода при планировании и осуществлении мероприятий в сфере противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу;

обеспечения взаимодействия центральных и местных органов исполнительной власти при реализации государственной политики в сфере противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу;

привлечения общественных объединений к оказанию представителям групп повышенного риска инфицирования ВИЧ и людям, живущим с ВИЧ, услуг по профилактике, лечению, уходу и поддержке;

разработки и осуществления мероприятий по продлению выполнения эффективных программ противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу, в том числе тех, которые выполняются за счет благотворительных взносов;

введения постоянного социального диалога в сфере трудовых отношений между органами исполнительной власти, работодателями и профсоюзами в отношении людей, живущих с ВИЧ, и больных СПИДом (предотвращение дискриминации, формирование толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ, и соблюдение их прав, безопасных в отношении инфицирования ВИЧ условий труда).

Прогнозные объемы и источники финансирования Программы приведены в приложении 1.

Задачи и мероприятия

Перечень задач и мероприятий по выполнению Программы приведены в приложении 2.

Ожидаемые результаты, эффективность Программы

Выполнение Программы позволит:

значительно уменьшить число новых случаев инфицирования ВИЧ среди населения с постепенным предотвращением инфицирования;

уменьшить на 50 процентов риск инфицирования ВИЧ медицинских работников при оказании медицинской помощи пациентам;

уменьшить на 50 процентов количество новых случаев инфицирования ВИЧ среди представителей групп повышенного риска;

уменьшить до 1 процента количество случаев инфицирования в результате передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку;

обеспечить доступ представителей групп повышенного риска инфицирования ВИЧ к участию в профилактических программах;

охватить 100 процентов учеников и студентов во время выполнения программ профилактики ВИЧ-инфекции/СПИДа и формирования здорового образа жизни;

обеспечить людей, живущих с ВИЧ и находящихся под наблюдением в учреждениях здравоохранения, медицинской помощью и социальными услугами по уходу и поддержке;

обеспечить доступ к непрерывному лечению препаратами антиретровирусной терапии людей, живущих с ВИЧ, и больных СПИДом, которые в этом нуждаются;

уменьшить на 50 процентов смертность от туберкулеза среди больных с сочетанной инфекцией ВИЧ/туберкулез;

привлечь к постоянному участию в программах заместительной терапии не менее 35 процентов потребителей опиоидных инъекционных наркотиков, которые в этом нуждаются, а также к участию в программах их реабилитации;

сформировать у населения толерантное отношение к людям, живущим с ВИЧ, и представителей групп повышенного риска относительно инфицирования ВИЧ и снизить на 50 процентов уровень их дискриминации.

Ожидаемые результаты выполнения Программы приведены в приложении 3.

Объемы и источники финансирования

Финансирование Программы планируется осуществлять за счет средств государственного и местных бюджетов, Глобального фонда для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией, а также других источников.

Объем финансирования Программы за счет средств государственного бюджета определяется ежегодно исходя из конкретных задач и возможностей финансового обеспечения в соответствующем бюджетном периоде.

 

Приложение 1

к Программе

Паспорт Общегосударственной целевой социальной программы противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу на 2014-2018 годы

1. Концепция Программы одобрена распоряжением Кабинета Министров Украины от 13 мая 2013 года №356.

2. Программа утверждена Законом Украины от ___ __________ 2014 года № ______.

3. Государственный заказчик - Государственная служба Украины по вопросам противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу и другим социально опасным заболеваниям.

4. Руководитель Программы - Председатель Государственной службы Украины по вопросам противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу и другим социально опасным заболеваниям.

5. Исполнители мероприятий Программы - Государственная служба Украины по вопросам противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу и другим социально опасным заболеваниям, Министерство здравоохранения Украины, Министерство образования и науки Украины, Министерство молодежи и спорта Украины, Министерство социальной политики Украины, Министерство внутренних дел Украины, Министерство обороны Украины, Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины, Государственная пенитенциарная служба Украины, Государственная служба по чрезвычайным ситуациям Украины, Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Украины, Национальная академия медицинских наук Украины, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Общий представительский орган стороны работодателей на национальном уровне, Общий представительский орган репрезентативных всеукраинских объединений профсоюзов на национальном уровне, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации, Международный благотворительный фонд "Международный Альянс по ВИЧ/СПИД в Украине" (по согласованию) Всеукраинская благотворительная организация "Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ/СПИД" (по согласованию), общественные объединения (по согласованию).

6. Срок выполнения Программы - 2014-2018 годы.

7. Прогнозные объемы и источники финансирования:

Источники финансирования

Объем финансирования,
тыс. гривен

В том числе по годам

2014

2015

2016

2017

2018

Государственный бюджет

4820060,21

785763,56

857157,26

920780,8

1122393,88

1133964,71

Местные бюджеты

331377,58

11385,34

11382,63

11380,75

147135,09

150093,77

Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией

1224342,84

375305,09

419700

429337,76



Другие источники

4367,79

4367,79





Всего


6380148,42

1176821,78

1288239,9

1361499,3

1269528,97

1284058,48

 

Приложение 2

к Программе

Задачи и меры по выполнению Общегосударственной целевой социальной программы противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу на 2014-2018 годы

Наименование задачи

Наименование показателя

Значение показателя

Наименование мероприятия

Главный распорядитель бюджетных средств (ответственный за осуществление мероприятий)

Источники финансирования

Прогнозный объем финансовых ресурсов для выполнения задач, 
тыс. гривен

В том числе по годам

всего

по годам

2014

2015

2016

2017

2018

2014

2015

2016

2017

2018

Организационные задачи и мероприятия

1. Совершенствование механизмов межведомственного и межсекторного координации осуществления мероприятий по противодействию ВИЧ-инфекции/СПИДа

количество мониторинговых мероприятий (визиты в регионы, заслушивания представителей регионов на заседаниях коллегий, аппаратных совещаниях и т.п.)

135

27

27

27

27

27

1) осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДа

Госслужба соцзаболеваний















количество заседаний соответствующих советов

20

4

4

4

4

4

2) обеспечение деятельности Национального, региональных и местных советов по вопросам противодействия туберкулезу и ВИЧ-инфекции/СПИДа и взаимодействия таких советов

Госслужба соцзаболеваний 
Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации















количество заседаний комитетов Национального совета по вопросам противодействия туберкулезу и ВИЧ-инфекции/СПИДа

60

12

12

12

12

12

3) обеспечение деятельности секретариата Национального совета по вопросам противодействия туберкулезу и ВИЧ-инфекции/СПИДа

Госслужба соцзаболеваний

Глобальный фонд для борьбы со СПИДом, туберкулезом и малярией (далее - Глобальный фонд)

812,92

812,92









количество конференций

3

1



1



1

4) организация проведения национальной конференции по вопросам ВИЧ-инфекции/СПИДа "За каждую жизнь - вместе!"

- "-

другие источники













количество конференций

2



1



1



5) обеспечение проведения национальной конференции по вопросам мониторинга и оценки эффективности мероприятий по противодействию ВИЧ-инфекции/СПИДа

Минздрав

Глобальный фонд

441



441







другие источники

количество консультаций

5

1

1

1

1

1

6) обеспечить проведение разъяснительной работы по вопросам недопущения дискриминации на рабочих местах ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом

Минздрав 
Минсоцполитики 
Совместный представительский орган стороны работодателей на национальном уровне 
Совместный представительский орган всеукраинских профсоюзов и профсоюзных объединений 
Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации 
Госслужба соцзаболеваний

другие источники













количество рабочих групп по направлениям по выполнению Программы



5

5

5

5

5

7) обеспечение эффективной деятельности тематических межведомственных рабочих групп в сфере противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДа

Госслужба соцзаболеваний 
Минздрава 
Национальная академия медицинских наук 
Минсоцполитики 
Минмолодьспорт 
ГПтС 
МВД 
МОН 
ГСКН 
Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации 
общественные объединения (по согласованию)















платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Закон Украины от 20 октября 2014 года №1708-VII
"Об утверждении Общегосударственной целевой социальной программы противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДу на 2014-2018 годы"

О документе

Номер документа:1708-VII
Дата принятия: 20/10/2014
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:08/11/2014
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

"Голос Украины" от 7 ноября 2014 года №215;

Официальный вестник Украины от 21 ноября 2014 года №91, стр. 15 статья 2604, код акта 74639/2014;

Ведомости Верховной Рады Украины от 28 ноября 2014 года, №48, стр. 3078, статья 2055;

"Правительственный курьер" от 3 декабря 2014 года №225.

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 2 настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования - с 8 ноября 2014 года.