База данных

Дата обновления БД:

18.09.2019

Добавлено/обновлено документов:

43 / 253

Всего документов в БД:

94690

Действует

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

от 15 августа 2001 года №ЗР-203

Об утверждении Комплексной программы восстановления зоны бедствия

Принят Национальным Собранием Республики Армения 27 июля 2001 года

Статья 1. Утвердить Комплексную программу восстановления Зоны бедствия.

Статья 2. Утвердить Таблицу №16 Приложения №1, Приложения №5 и №7 в новой редакции (прилагаются к оригиналу Закона) Закона Республики Армения "О государственном бюджете Республики Армения на 2001 год".

Статья 3. Разрешить Правительству Республики Армения – при необходимости, до окончания Комплексной программы восстановления Зоны бедствия в рамках соответствующей годовой программы восстановления Зоны бедствия (далее –годовая программа) производить перераспределение сумм бюджетных ассигнований, устанавливаемых по расходным программам, предусмотренным соответствующим годовым бюджетом, в размере до 15 процентов от общего объема годовой программы.

Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.

Президент Республики Армения

Р.Кочарян

Комплексная программа восстановления зоны бедствия

1. Введение

Комплексная программа восстановление зоны бедствия (далее – комплексная программа) разработана согласно положениям Закона РА "О восстановлении зоны бедствия".

Комплексная программа – это основа стратегии государственной политики, направленной на восстановление зоны бедствия.

Комплексной программой предусматривается продолжение восстановительных работ в зоне бедствия согласно принятым в прошлом решениям с уточнением их необходимых объемов в настоящее время, с применением новых подходов осуществления, которые целенаправленны на улучшение жилищных условий граждан, оставшихся без жилья в результате землетрясения, а также на создание благоприятных условий для жизни в населенных пунктах.

Комплексная программа служит основой для разработки годовых программ.

Комплексная программа разработана, исходя из социально-экономической ситуации в республике.

2. Анализ текущего состояния

Спитакское землетрясение 7 декабря 1988 года охватило около 40 процентов территории республики.

В результате землетрясения были полностью или частично разрушены более 230 промышленных объектов (на 82 тысячи рабочих мест), разрушен или получил повреждения различной степени (I-IV степень) жилищный фонд общей площадью 8,9 млн кв. м, в том числе 4,1 млн кв. м государственный и 4,8 млн кв. м – частный, общеобразовательные школы на 150,2 тысяч ученических мест, 416 здравоохранительных объектов, а также объекты торговли, общественные, питания, связи, транспорта, коммунального хозяйства, промышленности и многочисленные объекты другого назначения.

В целях устранения последствий землетрясения принят ряд решений.

Согласно решениям, принятым в 1989 году властями бывшего Советского Союза, было предусмотрено восстановить зону бедствия в 1989-1990 гг. силами и средствами союзных республик, министерств, ведомств. Несмотря большие объемы проведенных работ, восстановительные работы по разным причинам не были осуществлены в предусмотренных объемах, в результате чего было заморожено около 4700 незавершенных объектов различной степени строительной готовности. Около 3800 из этих объектов, или 80 процентов, составляют жилые дома незавершенного строительства, около 2900 из которых – частные дома в сельских населенных пунктах.

Начиная с 1991 года, вся тяжесть восстановительных работ в зоне бедствия легла на Республику Армения.

Исходя из создавшейся ситуации, Правительство РА решением №17 от 7 октября 1994 года утвердило новую программу восстановления зоны бедствия. Этими программами были уточнены объемы подлежащих восстановлений отдельных сфер населенных пунктов, пострадавших в результате землетрясения, с сохранением основных подходов предыдущей программы, и срок восстановления зоны бедствия был продлен до 2000 года.

Через 10 лет после землетрясения результаты анализа процесса восстановления зоны бедствия и реформы, проводимые в стране, предопределили необходимость уточнения политики восстановления населенных пунктов в зоне бедствия. В результате решением Правительства №701 от 11 ноября 1998 года была одобрена первоочередная программа восстановления зоны бедствия, по которой прямым государственным вмешательством и ресурсами первоочередным стало решение проблем жилищной и социальной сферы в населенных пунктах, пострадавших от землетрясения.

Этой программой были установлены пути осуществления принятых государством обязательств по обеспечению квартирами семей, оставшихся без жилья, восстановлению объектов социальной сферы. В процессе жилищного обеспечения, кроме жилищного строительства, по сути, впервые была внедрена идея выдачи сертификатов на покупку квартир, которая позволила населению свободно выбирать место жительства и качество квартиры.

В период 1989-2000 гг. на инвестиции, осуществленные за счет всех источников финансирования, в населенных пункта зоны бедствия были задействованы жилые дома общей площадью 3,5 млн кв.м.

Построены и укреплены школы на 68 тысяч ученических мест, больницы на 2,8 тысяч коек, поликлиник с 4,3 тысячами посещений в одну смену, а также дошкольные объекты и другие общественные объекты.

Кроме вновь построенных или отремонтированных водопроводов длиной около 1,3 тысяч км, проведены также работы по подсоединению к водопроводам водных линий построенных жилых зданий. Кроме того, в целях обеспечения теплоснабжения застроенных ГСП в квартале Муш-2 Гюмри построена и сдана в эксплуатацию котельная автономного отопления.

В рамках программы, осуществленной за счет кредита, предоставленного Всемирным банком, завершены 9 корпусов промышленных объектов и одна экспериментальная площадка для производства блоков зданий.

Однако из-за разрыва экономический связей в разных отраслях промышленной сферы, несоответствия современным требованиям рынка ряд предприятий, в том числе 9 вышеуказанных, не действуют или действуют не на полную мощность.

Их основные фонды характеризуются высокой степенью износа и не соответствуют современным стандартам, что делает невозможной организацию производства конкурентоспособных товаров. В результате сократились рабочие места, и снизилась степень занятости населения. Из объектов промышленной сферы городов не на полную мощность действуют объекты пищевой промышленности, строительный комплекс. Вышеуказанные факторы поспособствовали утечке народонаселения из этих населенных пунктов.

В 1989-2000 годах восстановительные работы осуществляли как за счет государственных средств, так и внебюджетных средств.

Данные о реализации капитальных инвестиций, направленных на восстановительные работы в 1989-2000 годах, и задействованных основных средствах, мощностях приведены в приложении.

Несмотря на продолжающиеся масштабные работы по восстановлению зоны бедствия, населенные пункты зоны бедствия, особенно города Гюмри, Спитак, а также Ванадзор и Степанаван, все еще сохраняют вид населенных пунктов, пострадавших при бедствии. Это обусловлено наличием многочисленных временных жилищ, домиков, беспорядочно размещенных в старых кварталах населенных пунктов, и до сих пор подлежащих сносу и аварийных домов и строений. В качестве временных жилищ используются также здания некоторых разрушенных школ и промышленных объектов.

Следует отметить, что работы по устранению последствий землетрясения в прошлом проводились в основном на территориях новых градостроительных кварталов, а осуществлению восстановительных работ в кварталах, существующих в городах, уделялось мало внимания.

В результате недостроенные многоквартирные здания и инфраструктура обслуживания находятся на больших, неуправляемых (в градостроительном смысле) территориях новых кварталов застройки городов зоны бедствия, и завершение большей части из них не соответствует текущим критериям развития городов.

Демографические изменения и процесс осуществления восстановительных работ населенных пунктов зоны бедствия в течение лет, прошедших после землетрясения, также вызвали новые вопросы в плане целесообразности строительства поврежденных градостроительных объектов в прежних объемах.

3. Цель и основные задачи комплексной программы

Цель программы – формирование основных принципов государственной политики восстановления зоны бедствия, направленных на создание благоприятных условий для жизни в населенных пунктах, пострадавших в результате землетрясения.

Необходимыми, первоочередными основными задачами для достижения этой цели являются:

• решение жилищных проблем семей, оставшихся без жилья в результате землетрясения;

• восстановление инфраструктур комплексного обслуживания (объекты социального, коммунального и общественного значения), исходя из уточненной плановой документации застройки населенных пунктов;

• подготовка новой плановой документации городов зоны бедствия, исходя из общегосударственного значения городов, установив график их реализации;

• осуществление приватизации, стимулирующей развитие жилищного рынка;

• создание условий повышения степени занятости населения;

• восстановление производственного потенциала;

• обеспечение законодательного поля.

4. Принципы осуществления комплексной программы

Для решения основных задач комплексной программой предусмотрено обоснованная и последовательная очистка территорий от хозяйств домиков в порядке, установленном Правительством РА, и параллельное применение принципа решения проблем, существующих на этих территориях, исходя из демографических изменений.

Этот подход позволит:

• всеобъемлющее комплексное восстановление отдельных территорий;

• после окончания восстановления отдельных территорий при необходимости заняться проблемами новой застройки территорий, освобожденных от хозяйств домиков, согласно уточненной градостроительной документации.

• Программой предусмотрено обеспечение государственного содействия решению основных проблем путем внедрения системы минимальных стандартов согласно путям политики, проводимой в разных сферах хозяйства.

5. Восстановление отдельных сфер зоны бедствия

5.1. Жилищная сфера

Для решения жилищных проблем граждан, оставшихся без жилья, комплексной программой предусмотрены следующие принципы формирования государственных обязательств и предоставления помощи:

• обеспечить квартирами граждан из многоквартирных домов, разрушенных и подлежащих сносу в результате землетрясения, записавшихся в очередь в установленном порядке.

В этом направлении обеспечение квартирами предусмотрено осуществить:

- предоставлением свободных квартир, являющихся муниципальной собственностью;

- выдачей сертификатов на покупку квартир для приобретения на рынке готовой квартиры;

- завершением многоквартирных жилых домов незавершенного строительства, завершая строительство этих жилых домов, необходимые инвестиции для завершения которых на один квадратный метр общей площади не превышают размер сформированной усредненной рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади, а также, исходя из градостроительных соображений, строительство жилых домов, составляющих один строительный комплекс.

Многоквартирные дома незавершенного строительства, завершение которых является экономически нецелесообразным, предусмотрено приватизировать в порядке, установленном законодательством РА;

- осуществлением нового строительства.

В случае осуществления строительства новых или незавершенных жилых домов граждане, с их согласия, могут принять участие в осуществлении этих работ собственной долей и при государственном содействии посредством созданных ими кондоминиумов или кооперативов;

• содействовать в вопросе улучшения жилищных условий: 

- путем осуществления работ по восстановлению жилых домов для жителей многоквартирных домов, ставших непригодными для проживания, поврежденных вследствие неиспользования;

- гражданам, проживающим в хозяйствах домиков в городских населенных пунктах:

а) квартиры которых (в многоквартирных домах) в результате неиспользования стали непригодными для проживания, путем предоставления грантов для ремонта квартир;

б) временно решить жилищные проблемы семей, оставшихся без жилья не в результате бедствия, не имеющих постоянного места жительства, проживавших в домиках до принятия настоящего Закона, с их письменного согласия, проявив дифференцированный подход (предоставление временного жилища, перемещение домиков, оказание помощи для аренды квартир сроком на два года) в порядке, установленном Правительством РА. Вопрос улучшения жилищных условий этих жителей будет рассмотрен по результатам осуществления комплексной программы в 2003 году, во время обсуждения государственного бюджета;

в) которые записаны в очередь, и часть их семей до Постановления Правительства РА от 11 ноября 1998 года "О первоочередной программе восстановления зоны бедствия" получили жилплощадь не менее размера занимаемой прежде квартиры в соответствии с минимальной рыночной стоимостью однокомнатной квартиры, сформированной в данном регионе, путем предоставления финансового содействия в порядке, установленном Правительством РА.

В результате государственные обязательства формируются в отношении 14920 семей, нуждающихся в решении жилищных проблем, в том числе:

- 10979 семей, записанных в очередь в установленном порядке, часть 946 семей из которых получила квартиру не менее размера занимаемой прежде квартиры;

- 2547 семей из неэксплуатируемых многоквартирных домов, подлежащих восстановлению (укреплению);

- 174 семей из квартир в неукрепляемых многоквартирных домах, ставших непригодными для проживания в результате неиспользования;

- 1220 социально необеспеченных семей, оставшихся без жилья не в результате бедствия, не имеющих постоянного места жительства, проживающих в домиках в течение последнего года;

- данные по областям приведены в таблице 1.

Жителям эксплуатируемых, нуждающихся в ремонте, восстановлении многоквартирных домов в рамках программы предусмотрено предоставление государственного содействия при условии создания ими кондоминиумов в установленном порядке и обязательного участия в ремонтных, восстановительных работах.

Что касается жителей частных жилых домов, ставших непригодными для проживания, то для улучшения их жилищных условий предусмотрено предоставить финансовое содействие в рамках программ, осуществляемых организациями-донорами.

В частности, в рамках программы, осуществляемой Правительством США, предусмотрено предоставление грантов около 800 гражданам частного жилищного фонда. В ближайшие два года также предусмотрено расширить возможности содействия в этом направлении, результатами которого и будет обусловлен процесс предоставления соответствующими государственными бюджетами, начиная с 2003 года, соответствующих средств около 2000 гражданам частного жилищного фонда.

В Спитаке, с учетом факта почти полного разрушения города, предоставление финансового содействия жителям частных жилых домов предусмотрено на данном этапе.

Процесс жилищного обеспечения в основном будет сопровождаться восстановления зданий на выбранных территориях и путем выдачи сертификатов на покупку квартир семьям, оставшимся без жилья, проживающим в домиках. Выбор территорий осуществляется с учетом необходимости первоочередности освобождения территорий от домиков в градостроительном плане и максимального числа существующих семей, оставшихся без жилья, проживающих в домиках, состоящих на учете.

Объемы и направления прямого финансирования строительства (новое или незавершенное строительство) будут обусловлены воздействием сертификатов на покупку квартир на рынок.

После окончания работ по восстановлению зданий предусмотрено выделить квартиры прежним арендаторам и собственникам, а квартиры свободной муниципальной собственности – гражданам, вставшим на учет в установленном порядке.

Параллельно территориальному подходу жилищные проблемы бездомных граждан, состоящих на учете в установленном порядке, также будут решены путем выдачи сертификатов на покупку квартир в рамках ассигнований, предусмотренных для этих целей государственным бюджетом.

С учетом того, что существующий жилищный фонд является основным базисом жилищного рынка для процесса жилищного обеспечения, предусмотренного программой, для обеспечения применения основного принципа выдачи сертификатов на покупку квартиры семьям, оставшимся бездомными на выбранных территориях, проживающим в домиках, возникла необходимость стимулировать процесс приватизации жилищного фонда населенных пунктов зоны бедствия.

Исходя из вышеизложенного, предусмотрено осуществить годовыми программами следующие мероприятия:

- смягчить условия возвращения суммы стоимости жилых домов, построенных за счет кредита Всемирного банка, подлежащие погашению;

- стимулировать процесс приватизации начатых за счет государственных средств, не подлежащих завершению недостроенных жилых домов и жилищного фонда, являющегося муниципальной собственностью;

- содействовать процессу осуществления строительства частных домов в населенных пунктах зоны бедствия.

Осуществление этих мероприятий поспособствует развитию жилищного рынка.

Вместе с тем, подходы к предоставлению государственного финансового содействия кондоминиумам и гражданам, не имеющим постоянного места жительства в случае успешной экспертизы могут использоваться для решения аналогичных проблем, существующих в республике.

Объем расходов, необходимых для решения жилищных проблем, составляет 46.613 млрд. драмов, из которых размер финансового содействия, предоставляемого кондоминиумам, составляет 0,22 млрд. драмов.

Данные приведены в таблицах 2 и 8.

5.2. Инфраструктуры комплексного обслуживания

5.2.1 Сфера образования

Для восстановления объектов образования, поврежденных в результате землетрясения, комплексной программой предусмотрены следующие принципы формирования государственных обязательств:

- восстановить поврежденные или разрушенные общеобразовательные школы, учебный процесс в которых организован в хозяйствах домиков или временных строениях.

Восстановление этих объектов предусмотрено осуществить путем трансформации зданий и строений другого назначения в общеобразовательные школы, проведения восстановительных работ, завершением недостроенных и строительством новых школ.

При этом объемы, подлежащие восстановлению, определяются, исходя из объемов, поврежденных землетрясением, с учетом демографических изменений населенных пунктов зоны бедствия, но не более нормативных требований, установленных для восстановления данных объектов.

Процесс восстановления общеобразовательных школ также в основном будет осуществляться параллельно восстановлению зданий на выбранных территориях.

Вопросы ремонта действующих школ предусмотрено решить в рамках программ решения аналогичных программ в республике.

В рамках комплексной программы предусмотрено восстановить 67 школ на 17342 ученических мест, для чего потребуется 6.065 млрд. драмов.

Кроме того, предусмотрено восстановить корпуса педагогических институтов Гюмри и Ванадзора с учетом большого градостроительного и образовательного значения объектов. Восстановление предусмотрено осуществить за счет средств государственного бюджета, собственных средств этих институтов и других внебюджетных источников. В этом направлении предусмотрено инвестировать 0,387 млрд. драмов, доля государственного бюджета из которых составляет около двадцати процентов.

Данные приведены в таблице 3.

5.2.2 Сфера здравоохранения

В рамках комплексной программы предусмотрено совместить восстановительные работы с проводимой в сфере политикой, принимая за основу концептуальные положения по оптимизации системы здравоохранения, осуществляемой в населенных пунктах зоны бедствия.

Согласно концептуальным положениям, предусмотрено осуществление структурных и функциональных трансформаций системы здравоохранения в соответствии с реальными требованиями, повышением доступности медицинской помощи путем внедрения идеи института семейного врача. При этом указанный процесс осуществляется с соблюдением объемов и уровня медицинской помощи, оказываемой населению.

Исходя из вышеизложенного, для восстановления объектов медучреждений системы здравоохранения, поврежденных в результате землетрясения, комплексной программой предусмотрены следующие принципы формирования государственных обязательств:

- вместо действующих во временных жилищах-домиках, не соответствующих санитарно-гигиеническим показателям, реорганизуемых поликлиник построить офис семейного врача;

- восстановить поврежденные или разрушенные больницы, которые согласно программам оптимизации, объединяют больницы с одинаковыми функциями.

В рамках комплексной программы предусмотрено восстановить 15 звеньев первичной охраны здоровья. Остальные поликлиники, действующие во временных жилищах-домиках, предусмотрено объединить путем реорганизации с поликлиниками, оснащенными современным медицинским оборудованием и кадрами.

В целях улучшения звена первичной охраны здоровья сельского населения программой предусмотрено осуществить реставрацию и восстановление сельских медицинских амбулаторий, поврежденных в результате землетрясения, чем завершится процесс переоснащения сельских медицинских амбулаторий.

Вторым направлением предусмотрено восстановить 9 больниц.

Расходы, необходимые для решения проблем в сфере здравоохранения, составляют 1.028 млрд. драмов.

Данные приведены в таблице 4.

5.2.3 Культура

Основная цель государственной политики в сфере культуры – сохранение культурного наследия и передача его поколениям неискаженным.

В целях охранения культурного наследия, привлечения общественности к участию в культурной жизни, толкования и распространения культурных ценностей в рамках комплексной программы предусмотрено восстановить двенадцать культурных объектов, поврежденных в результате землетрясения, для чего необходимо 1.004 драмов.

Данные приведены в таблице 5.

5.2.4 Водоснабжение и водоотведение (ВС и ВО)

В целях бесперебойного обеспечения народонаселения населенных пунктов зоны бедствия питьевой водой необходимого качества и количества, организованного отведения образовавшихся сточных вод и очистки установленной степени в рамках комплексной программы предусмотрено осуществить первоочередные восстановительные мероприятия, направленные:

• на обеспечение маловодных населенных пунктов питьевой водой;

• на улучшение качества водоснабжения;

• на создание самотечных систем в целях сокращения расхода электроэнергии;

• на установление взаимоотношений между потребителями и оказывающими услугу на договорных основаниях в процессе формирования рыночных отношений;

• на создание и применение новых механизмов взимания абонентных платежей.

• Для выведения систем водоснабжения и водоотведения из текущего тяжелого положения, решения первоочередных проблем по восстановлению функционального назначения систем и улучшению работ предусмотрено вложить около 22.112 млрд. драмов.

• Данные приведены в таблице 6.

5.2.5 Инженерные инфраструктуры и благоустройство

В рамках комплексной программы предусмотрено обеспечение застраиваемых кварталов внутренними инженерными инфраструктурами, осуществление работ по выселению из домиков территории, обезвреживанию зданий, признанных аварийными в порядке, установленном законодательством РА, и благоустройству преимущественно на территориях, освобожденных от хозяйств домиков, и зданий, подлежащих сносу.

К работам по благоустройству территорий, освобожденных от хозяйств домиков, и зданий, подлежащих сносу, предусмотрено привлекать в основном представителей социально необеспеченных семей (пособие за работу).

Предусмотрено благоустройство центральных кварталов городов Гюмри, Спитака и Ванадзора и квартала Тарон-2 города Ванадзора.

Для осуществления этих работ необходимо 1.724 млрд. драмов.

5.3 Сфера градостроительства

Основные проблемы урегулирования сферы градостроительства и текущая необходимость осуществления программных мероприятий обусловлена:

• социально-экономическими и политическими трансформациями, осуществленными в стране в период после разрушительного землетрясения;

• изменением демографической ситуации в зоне бедствия;

• объемами осуществленных до этого восстановительных работ, их направленностью и оценкой качественных критериев результатов.

В связи с этим придается большое значение необходимости дальнейшего закрепления основополагающих принципов государственной градостроительной политики в программе и их последовательного воплощения. В данном случае учитывается, что, являясь многофункциональным средством организации среды обитания, целевые градостроительные программы одновременно служат основой для формирования эффективной инвестиционной политики.

Основополагающими являются следующие принципы государственной градостроительной политики в комплексной программе восстановления зоны бедствия:

• обязательное совмещение и гармонизация различных восстановительных мероприятий посредством обоснованных градостроительных программных документов с приоритетом качественных критериев ожидаемого результата;

• осуществление мероприятий по восстановлению населенных пунктов и их систем, восстановлению и развитию территорий между населенными пунктами с обеспечением условий "подхода к окружающей среде", что предусматривает:

- создание завершенной и благоустроенной среды обитания посредством комплексной застройки;

- формирование равноценных инфраструктур инженерного и общественного обслуживания параллельно восстановлению жилого фонда;

- охрана окружающей среды параллельно проблемам восстановления населенных пунктов и жизнеобеспечения населения.

Основными задачами разработки указанных градостроительных программных документов являются:

• практическое применение и закрепление основополагающих принципов градостроительной стратегии путем разработки конкретных программ;

• реалистичные корректировки территорий застройки населенных пунктов (в особенности, городов Гюмри, Ванадзора, Спитака, Степанавана), исходя из текущих социально-экономических и демографических условий "зоны";

• обеспечение необходимых предусловий и целевых программ для осуществления комплексной застройки;

• согласование различных восстановительных мероприятий и действий и установление их пропорций;

• запланированная ликвидация временных жилищ в населенных пунктах – "кварталов домиков", - и выдвижение обоснованных программ использования освобожденных территорий;

• пересмотр и переоценка положений генеральных планов населенных пунктов с применением принципов зонирования проектирования.

В рамках комплексной программы предусмотрена разработка генеральных планов населенных пунктов, включенных в зону бедствия, необходимая сумма для осуществления которых составляет 0,378 млрд. драмов.

6. Финансовые средства, необходимые для осуществления комплексной программы

Для осуществления комплексной программы необходимо 79.321 млрд. драмов. При этом для решения проблем улучшения жилищных условий – 46.613 млрд. драмов, для восстановления инфраструктур комплексного обслуживания – 0,378 млрд. драмов.

Комплексную программу предусмотрено осуществить за счет средств государственного бюджета РА, кредита Всемирного банка, средств, выделенных правительством США, всеармянского фонда "Айастан", фонда "Линси", Фонда социальных инвестиций и других внебюджетных источников.

Финансирование мероприятий, предусмотренных комплексной программой, за счет средств государственного бюджета осуществляется годовыми бюджетами РА в рамках ассигнований, предусмотренных с этой целью.

Восстановление объектов сфер образования и здравоохранения предусмотрено завершить в 2002 году, проблемы жилищных (бывшего государственного фонда), культурных, инженерных инфраструктур и благоустройства – решить в 2003 году.

Что касается работ по водоснабжению и водоотведению, предусмотренных программой, то их предусмотрено завершить в 2005 году.

Необходимые объемы финансовых средств даны по укрупненным расчетным оценкам, исходя из стоимости единицы мощности за аналогичные работы, сформированной за последние годы, и подлежат уточнению годовыми программами. Необходимость внесения уточнений годовой программой обусловлена стоимостями, формируемыми как на жилищном рынке, так и по результатам распределения заказов на строительные работы по конкурсам.

Данные в соответствии с источниками финансирования приведены в таблице 7.

Кроме того, в рамках программ, осуществляемых в этих сферах в разрезе республики, в населенных пунктах зоны бедствия предусмотрено осуществить ряд работ с вложением около 60 млрд. драмов, в частности:

Система теплоснабжения

Вопросы улучшения работ системы теплоснабжения, поврежденной в результате Спитакского землетрясения, предусмотрено решить в рамках программы стратегии теплоснабжения населенных пунктов РА, разрабатываемой согласно Постановлению Правительства РА №808 от 06.12.2000 года, которой предусмотрено разработать вариант будущего отопления для населения, основываясь на оценке спроса на отопление, включая круг коммерциализации.

Система газоснабжения

По восстановлению газоснабжения в зоне бедствия предусмотрено осуществление восстановительных, антикоррозийных работ на распределительных сетях, а также решение отдельных вопросов, связанных с эксплуатацией базовых хозяйств.

В 2001 году в Ширакской, Лорийской, Арагацотнской областях предусмотрено восстановить около 180 км газораспределительных сетей, в результате чего прогнозируется обеспечение природным газом около 5000 семей.

Финансирование этих работ осуществляется народонаселением.

Объемы последующих лет будут уточнены согласно годовому спросу.

Система орошения

В зоне бедствия, как и в других населенных пунктах республики, около 80% сельскохозяйственного производства приходится на орошаемое земледелие. Именно по этой причине в Ширакской, Лорийской, Арагацотнской и Тавушской областях предусмотрено осуществить программу развития системы орошения.

Основная цель программы – обеспечение надежного производства сельскохозяйственных продуктов, повышение урожайности и прибыльности сельскохозяйственного производства:

• повышением водообеспечения орошаемых земельных участков;

• усовершенствованием учета и управления системами;

• повышением надежности плотин.

В этом направлении предусмотрено вложить около 7,6 млрд. драмов.

Сфера транспорта и связи

В сфере транспорта и связи предусмотрено осуществить работы по восстановлению участков дорог, связывающих населенные пункты зоны бедствия и имеющих межгосударственное значение, по улучшению работ железнодорожного транспорта, системы информатизации.

Финансирование этих работ предусмотрено осуществить за счет средств кредитной транспортной программой, фонда "Линси" и хозяйствующих субъектов.

Кроме того, компанией "АрменТел" планируется провести работы по реконструкции абонентских сетей населенных пунктов зоны бедствия.

Сферой транспорта и связи предусмотрено вложить около 50 млрд. драмов.

Общественные объекты и государственная регистрация имущественного права

В рамках комплексной программы предусмотрено восстановить здания судов первой инстанции Ширакской, Лорийской и Тавушской областей, поврежденных в результате землетрясения, в частности, строительство здания суда первой инстанции Гюмри, реконструкция зданий судов первой инстанции Ванадзора, Степанавана и Иджевана.

В этом направлении предусмотрено вложить около 0,56 млрд. драмов. Вместе с тем, предусмотрено осуществить работы на 1,0 млрд. драмов по кадастровому картографированию и первой государственной регистрации имущественных прав.

Предельным сроком осуществления работ, включенных в программу, предусмотрен 2005 год.

7. Организационная схема осуществления комплексной программы

Заказчиком осуществления восстановительных работ комплексной программы по части государственного бюджета РА является уполномоченный государственный орган в сфере градостроительства. Заказчик вместе с государственными органами, связанными с осуществлением комплексной программы, и органами местного самоуправления разрабатывает проекты годовых программ, исходя из объемов и сроков, предусмотренных комплексной программой.

Выбор организаций-подрядчиков для строительных работ в соответствии с установленными заказчиком градостроительными, техническими, архитектурными и другими требованиями, контроль за их финансовым процессом и платежно-расчетное обслуживание финансирования осуществляется в порядке, установленном законодательством РА. Осуществляемые работы по восстановлению зоны бедствия (в том числе за счет других источников финансирования) координирует уполномоченный государственный орган в сфере градостроительства. Функции, права и обязанности уполномоченного государственного органа в сфере градостроительства, координирующего восстановительные работы, устанавливаются Правительством РА.

Льготы, предоставляемые населению и хозяйствующим субъектам зоны бедствия, отражаются в годовых программах восстановления зоны бедствия и вместе с соответствующими законопроектами представляются Правительством на рассмотрение Национальному собранию.

8. Результаты, ожидаемые от осуществления комплексной программы

Осуществление комплексной программы позволит улучшить жилищные условия 14920 семей, восстановить 67 школ и два высших заведения на 17342 ученических места, 9 больниц на 480 коек, 15 звеньев первичной охраны здоровья, 12 объектов культурного значения.

Кроме того, процесс осуществления комплексной программы (строительные работы, благоустройство и прочее) стимулируют повышение степени занятости населения зоны бедствия. В результате инвестиций в размере 139 млрд. драмов к восстановительным работам планируется привлечь около 13 тысяч человек.

Следует отметить, что активизация жилищного рынка населенных пунктов зоны бедствия путем введения сертификатов на покупку квартир поспособствует оптимальному перераспределению существующего жилищного фонда, что позволит части граждан направить свободные средства, образовавшиеся в результате купли-продажи квартиры, на повышение благосостояния своей семьи путем участия в малом и среднем бизнесе.

Кроме того, проблемы повышения степени занятости населения связаны с осуществлением мероприятий по максимальному использованию и развитию производственного потенциала населенных пунктов зоны бедствия.

В этом направлении, согласно концепции развития промышленного комплекса республики, в сфере промышленности в зоне бедствия осуществляется ряд организационных мероприятий, а также направленных на перезапуск, в результате чего предусмотрено создание около 9500 рабочих мест.

Таблица 1

Жилищный спрос семей населенных пунктов зоны бедствия, оставшихся без жилья в результате землетрясения, по состоянию на 01.01.2001 г.

Наименования населенных пунктов

Жилищный спрос всего до 01.01.01 г.

в том числе

примечание

семьи, записанные в очередь

из которых

семьи жилых домов, подлежащих восстановлению (укреплению)

 семьи неэксплуатируемых квартир в неукрепляемых жилых домах, подлежащих восстановлению

 семьи, проживающие в домике не в результате землетрясения, не имеющие постоянного места жительства

свободные квартиры жилых домов, подлежащих восстановлению (укреплению) 

семьи, записанные в очередь, часть семьи которых получила квартиру размером не меньше занимаемой прежде

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

14920

10979

946

2547

174

1220

393

в том числе:


- городские населенные пункты -всего

13983

10188

946

2401

174

1220

393

- сельские населенные пункты - всего

937

791


146




Ширакская область -всего

10968

8017

464

2127

154

670

256

из которых:- городские населенные пункты -всего

10239

7306

464

2109

154

670

256

г. Гюмри

10207

7274

464

2109

154

670

256

г. Артик

16

16






г. Маралик

16

16






- сельские населенные пункты - всего

729

711


18




Ахурянский регион


с. Ахурян

628

610


18




станция Джаджур

49

49






Амасийский регион-








с. Амасия

52

52






Лорийская область -всего

 3962

 2800

482 

 322

20 

550 

137 

из которых:- городские населенные пункты -всего

 3582

 2770

482 

 242

 20

550 

 137

г. Ванадзор

 1662

850 

 432

 242

20 

 550

 85

г. Спитак

 1239

1239 

 

 

 

 

52 

г. Степанаван

 681

 681

 50

 

 

 

 

сельские населенные пункты - всего

 110

30 

 

 80

 

 

 

с. Гугарк

110 

 30

 

 80

 

 

 

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ Комплексная программа восстановления зоны бедствия 1. Введение 2. Анализ текущего состояния 3. Цель и основные задачи комплексной программы 4. Принципы осуществления комплексной программы 5. Восстановление отдельных сфер зоны бедствия 6. Финансовые средства, необходимые для осуществления комплексной программы 7. Организационная схема осуществления комплексной программы 8. Результаты, ожидаемые от осуществления комплексной программы Приложение №1 Приложение №2 Приложение №3 Приложение №4 Приложение №5 Капитальные расходы, предусмотренные Законом РА "О государственном бюджете Республики Армения на 2001 год", по программам, видам расходов и исполнителям (без целевых кредитов, долгов за предыдущие годы и средств приватизации) Перечень расходов, подлежащих финансированию в 2001 году за счет средств, образовавшихся от приватизации государственных предприятий и объектов незавершенного строительства (по осуществленным программам, видам расходов и их исполнителям) Программа расходов в зоне бедствия, возникших от приватизации государственных предприятий и объектов незавершенного строительства, а также подлежащих финансированию в 2001 году за счет средств государственного бюджета РА на 2001 год

Закон Республики Армения от 15 августа 2001 года №ЗР-203
"Об утверждении Комплексной программы восстановления зоны бедствия"

О документе

Номер документа:ЗР-203
Дата принятия: 15/08/2001
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:30/08/2001
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

Официальные ведомости Республики Армения, 30 августа 2001 года, №28(160), Ст.620.

Примечание к документу

В соответствии со статьей 4 настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования - с 30 августа 2001 года.