Дата обновления БД:
27.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
113 / 335
Всего документов в БД:
132494
Принят на двадцать четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление от 4 декабря 2004 года №24-8)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС ДЛЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
Раздел I. Общие положения
Глава 1. Основные положения
Статья 1. Задачи земельного законодательства
Настоящий Кодекс наряду с принимаемыми на его основе другими законодательными актами регулирует земельные отношения на территории государства, направлен на охрану прав на землю граждан и юридических лиц, создание условий для рационального ее использования и охраны, воспроизводство и повышение плодородия почв, сохранение и улучшение природной среды, эффективное развитие различных видов хозяйствования на земле на базе использования разнообразных форм собственности, укрепление законности в земельных отношениях.
Статья 2. Земельное законодательство
1. Земельные отношения регулируются настоящим Кодексом и издаваемыми в соответствии с ним другими актами законодательства, а также иными правовыми актами.
2. Горные, лесные и водные отношения, отношения по охране и использованию растительного и животного мира, атмосферного воздуха регулируются специальным законодательством и иными правовыми актами.
Статья 3. Применение международных договоров
Если международным договором, в котором участвует государство, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в земельном законодательстве, то применяются правила международного договора при условии его ратификации в установленном порядке.
Статья 4. Состав земель
1. В соответствии с основным целевым назначением земли подразделяются на следующие категории:
а) земли сельскохозяйственного назначения, включая фонд перераспределения;
б) земли поселений (городов, поселков и сельских поселений);
в) земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;
г) земли особо охраняемых территорий и объектов (природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения);
д) земли лесного фонда;
е) земли водного фонда;
ж) земли запаса.
2. В местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп законодательством может быть установлен особый режим использования указанных категорий земель.
Статья 5. Отнесение земель к категориям и перевод из одной категории в другую
1. Отнесение земель к категориям, указанным в статье 4 настоящего Кодекса, производится в соответствии с их основным целевым назначением.
2. Перевод земель из одной категории в другую производится в случаях изменения их основного целевого назначения.
3. Отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую производится органом, принявшим решение о предоставлении этих земель.
Глава 2. Компетенция государственных органов и органов местного самоуправления (муниципальных органов) по регулированию земельных отношений
Статья 6. Компетенция высшего представительного (законодательного) органа государственной власти
К ведению высшего представительного (законодательного) органа государственной власти в области регулирования земельных отношений относятся:
а) разработка и совершенствование земельного законодательства;
б) установление форм права собственности и других форм права на землю, порядка распоряжения и пользования землей;
в) определение порядка предоставления земель в собственность, пожизненное наследование, пользование и аренду;
г) утверждение перечня ценных земель, изъятие которых не допускается;
д) установление границ территорий с особым правовым режимом земель;
е) установление предельных размеров и порядка платы за землю, а также льгот по платежам;
ж) рассмотрение и утверждение совместно с областными и местными органами программ по рациональному использованию земель, сохранению и повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;
з) определение порядка ведения земельного кадастра и мониторинга земель, организации землеустройства, выявление неиспользуемых и нерационально используемых земель;
и) распоряжение землями в общегосударственных целях по согласованию с сельскими, поселковыми, городскими, районными органами власти, а также собственниками, землевладельцами и землепользователями;
к) защита прав собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов.
Статья 7. Органы, осуществляющие государственное управление в области использования и охраны земель
Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют правительство, исполнительные органы областей, местные исполнительные органы, государственные органы по земельным ресурсам, по охране окружающей природной среды и другие специально уполномоченные государственные органы в соответствии с их компетенцией.
Статья 8. Компетенция правительства по регулированию земельных отношений
К полномочиям правительства по регулированию земельных отношений относятся:
а) территориальное планирование и организация использования земель;
б) организация разработки и реализации государственных программ по использованию и охране земель, повышению плодородия почв;
в) обеспечение финансирования мероприятий по использованию и охране земель и выделение его отдельной строкой в государственном бюджете;
г) заключение межправительственных соглашений и принятие мер к исполнению международных договоров по вопросам использования и охраны земель;
д) установление границ закрытых административно-территориальных образований, особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории нескольких областей (районов), в местах проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов и этнических общностей, по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
е) изъятие, продажа и предоставление земельных участков в порядке, установленном законом;
(ж) выкуп земель для государственных нужд;) <*>
--------------------------------
<*> Здесь и далее в скобках даются варианты формулировок при наличии в государстве режима частной собственности на землю.
з) установление порядка организации государственного контроля за использованием и охраной земель;
и) установление порядка организации и ведения землеустройства, ведения государственного земельного кадастра и мониторинга земель;
к) определение порядка лицензирования проведения обследований по выявлению деградированных и загрязненных земель, а также проведения землеустроительных работ;
л) иные полномочия, возложенные на него конституцией, настоящим Кодексом, законами, иными правовыми актами государства.
Статья 9. Полномочия специально уполномоченного органа по земельным ресурсам и землеустройству
1. Специально уполномоченный орган по земельным ресурсам и землеустройству:
а) разрабатывает по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами предложения по управлению земельными ресурсами;
б) организует и контролирует землеустройство;
в) проводит мониторинг земель;
г) ведет земельный кадастр;
д) осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель, дает обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений земельного законодательства;
е) разрабатывает и представляет в установленном порядке нормативы цены земли, размеры земельного налога, арендной платы за землю, штрафов за нарушение земельного законодательства;
ж) обращается без оплаты пошлины в суд, арбитражный суд по вопросам отмены актов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, не соответствующих законодательству;
з) приостанавливает исполнение решений по вопросам изъятия и предоставления земельных участков до рассмотрения в соответствующих органах (суде, арбитражном суде, государственном органе исполнительной власти, органе местного самоуправления) вопроса об их отмене или признании недействительными;
и) регистрирует права на земельные участки (и сделки с землей) и выдает в установленном порядке документы, удостоверяющие права на землю, планы или чертежи границ земельных участков, выписки из государственной регистрационной (поземельной) книги;
к) приостанавливает промышленное, гражданское и другое строительство, разработку месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатацию объектов, проведение агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ, если они осуществляются с нарушением земельного законодательства, установленного режима использования земель особо охраняемых территорий и могут привести к уничтожению, загрязнению, заражению или порче плодородного слоя почвы, развитию эрозии, засолению, заболачиванию и другим процессам, снижающим плодородие почв, включая сопредельную территорию, а также если эти работы ведутся по проектам, не прошедшим экспертизу либо получившим отрицательное заключение;
л) выдает лицензии предприятиям, учреждениям, организациям на проведение землеустроительных работ и работ, связанных с изучением и использованием земельных ресурсов;
м) привлекает к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Законодательством государства с учетом местных условий могут устанавливаться дополнительные функции специально уполномоченного органа по земельным ресурсам и землеустройству.
Статья 10. Полномочия областных государственных органов законодательной власти по регулированию земельных отношений <*>
--------------------------------
<*> Распространяется и на автономные образования.
1. К полномочиям областных государственных органов законодательной власти по регулированию земельных отношений относятся:
а) согласование закона об отнесении земель к государственным и муниципальным землям;
б) утверждение порядка отнесения земель к государственной и муниципальной собственности;
в) определение территорий с особым правовым режимом использования земель, установление и изменение их границ;
г) установление предельных минимальных и максимальных размеров земельных участков в соответствии с настоящим Кодексом;
д) установление размеров и льгот, порядка и сроков взимания платы за землю в соответствии с законами государства;
е) утверждение порядка распоряжения и управления землями, находящимися в государственной собственности;
ж) утверждение региональных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями, государственному контролю за использованием земель, а также порядка их финансирования за счет соответствующих бюджетов;
з) установление порядка перевода земель из одной категории в другую;
и) установление порядка ведения дополнительной земельно-кадастровой документации с учетом местных условий;
к) установление дополнительных гарантий социальной защиты для должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель;
л) другие полномочия в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами государства.
2. По вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, могут приниматься нормативно-правовые акты автономных образований согласно конституции.
Статья 11. Полномочия областных государственных органов исполнительной власти по регулированию земельных отношений
К полномочиям областных государственных органов исполнительной власти по регулированию земельных отношений относятся:
а) управление земельными ресурсами, территориальное планирование использования и зонирования земель;
б) разработка и выполнение региональных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями, утверждаемыми представительным органом власти;
в) изменение целевого назначения земель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
г) организация землеустройства, ведения земельного кадастра и мониторинга земель;
д) утверждение в соответствии с законодательством государства и с учетом местных условий порядка осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, а также порядка землеустройства;
е) распоряжение и управление земельными участками, находящимися в государственной собственности, в соответствии с законом и в порядке, установленном государственным органом представительной власти;
ж) организация работ по государственной регистрации прав на земельные участки;
(з) выкуп в соответствии с законом земель для государственных нужд;)
и) разрешение земельных споров в пределах своей компетенции;
к) отмена решений органов местного самоуправления, противоречащих законодательству;
л) разработка и принятие нормативных актов в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами;
м) утверждение генеральных планов городов и поселков;
н) утверждение порядка распоряжения фондом перераспределения земель;
о) другие полномочия в соответствии с законами и иными нормативно-правовыми актами государства.
Статья 12. Полномочия органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений
К полномочиям органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений на соответствующей территории относятся:
а) обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, связанных с использованием и охраной земель;
б) исполнение законов и иных нормативно-правовых актов, решений органов местного самоуправления;
в) принятие решений по вопросам, отнесенным к их компетенции, включая полномочия, указанные в настоящем Кодексе;
г) разработка и выполнение местных программ по использованию и охране земель, повышению плодородия почв;
д) выделение средств из местного бюджета на финансирование местных программ и других мероприятий по использованию и охране земель;
е) оценка состояния использования и охраны земель;
ж) установление предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в порядке, определенном настоящим Кодексом;
з) предоставление и изъятие земель в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом;
и) принятие решений о приостановлении деятельности предприятий, нарушающих земельное законодательство;
к) осуществление в соответствии с законодательством иных полномочий, в том числе государственного контроля за соблюдением земельного законодательства, использованием и охраной земель.
Статья 13. Участие граждан, общественных объединений и органов общественного самоуправления в осуществлении мер по использованию и охране земель
1. Граждане, общественные объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов использования и охраны земель, затрагивающих интересы населения, через собрания, сходы граждан, иные формы общественного контроля.
2. Граждане и их объединения, органы общественного самоуправления содействуют органам государственной власти и специально уполномоченным государственным органам в осуществлении мер по использованию и охране земель и улучшению охраны окружающей природной среды.
3. Государственные органы информируют население об изъятии и предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы.
Раздел II. Право собственности и иные права на землю
Глава 3. Право собственности на землю
Статья 14. Формы собственности на землю <*>
--------------------------------
<*> Частная и муниципальная формы собственности применяются в тех государствах, где они предусмотрены конституциями.
1. Земля может находиться в государственной собственности - в лице представительных органов власти; муниципальной собственности городских и сельских поселений, других муниципальных образований - в лице их органов местного самоуправления; в частной собственности юридических лиц и граждан, а также в иных формах собственности.
2. В процессе приватизации землей распоряжаются государственные местные органы власти, которые в пределах своей компетенции передают (продают) ее в собственность или предоставляют во владение, пользование или аренду.
3. Условия и порядок предоставления земли в собственность определяются настоящим Кодексом и издаваемыми на его основе иными правовыми актами.
4. Особенности приобретения и прекращения права собственности на землю в зависимости от того, находится земля в частной собственности граждан и юридических лиц (хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов, общественных организаций, религиозных объединений, союзов), в государственной, муниципальной или иных формах собственности, могут устанавливаться только законом.
5. Права всех собственников на землю защищаются равным образом.
Статья 15. Государственная собственность на землю <*>
--------------------------------
<*> Относится к государству с федеративным устройством.
1. Земля, находящаяся в собственности федерации и субъектов федерации, является государственной собственностью.
2. Государственная собственность на землю подразделяется на федеральную собственность (федеральные земли) и собственность субъектов федерации.
3. Владение, пользование и распоряжение государственными землями осуществляется органами государственной власти и органами власти субъектов федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, законами и другими нормативно-правовыми актами субъектов федерации.
4. К федеральным землям могут относиться:
а) земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ;
б) земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, связи, метеорологической службы, добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса, водного и лесного фонда, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта федерального значения, федеральных автомобильных дорог, объектами федеральных органов власти; земли закрытых административно-территориальных образований, земли запаса федерального значения;
в) земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, объектов историко-культурного наследия федерального и всемирного значения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения;
г) земельные участки академий наук федерального значения, научно-исследовательских учреждений, высших учебных заведений федерального значения, федеральных государственных опытно-производственных хозяйств, сельскохозяйственных научно-исследовательских учреждений, федеральных государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, государственных конных заводов, племенных, элитно-семеноводческих хозяйств, конкретный перечень которых утверждает правительство федерации;
д) иные земельные участки, предусмотренные федеральными законами.
5. Перечень земельных участков, отнесенных к федеральной собственности, определяется на основании двусторонних или многосторонних соглашений (договоров) с субъектами федерации в порядке, устанавливаемом федеральным законом. Соглашения (договоры) утверждаются федеральными законами.
6. В собственности субъектов федерации находятся земли в пределах их административно-территориальных границ за исключением земель, переданных в федеральную и муниципальную собственность, частную собственность граждан и юридических лиц.
Статья 16. Муниципальная собственность на землю
1. Муниципальная собственность на землю - собственность городских и сельских поселений, других муниципальных образований.
В муниципальной собственности находятся земли в пределах черты городов, поселков и сельских поселений, а также земельные участки за их чертой, переданные в ведение органов местного самоуправления.
2. Порядок отнесения земель к муниципальной собственности городов и других поселений, а также районов (кроме районов в городах) устанавливается законом государства.
3. В муниципальную собственность городов и других поселений, а также районов (кроме районов в городах) для обеспечения их развития могут передаваться земли, находящиеся в государственной собственности.
4. Решение вопросов владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно на основании местных уставов, территориального планирования и зонирования земель в соответствии с законодательством.
5. В муниципальную собственность могут передаваться земли, приобретаемые органами местного самоуправления у собственников земельных участков путем выкупа.
6. Земли, находящиеся в муниципальной собственности, могут передаваться в частную собственность, в пользование и в аренду.
7. В городах земли, находящиеся в муниципальной собственности, могут передаваться юридическим лицам только в аренду или пользование.
Статья 17. Частная собственность на землю
1. Граждане и юридические лица вправе иметь землю в частной собственности.
2. Право собственности на земельный участок означает право владеть, пользоваться и распоряжаться им с учетом имеющихся на нем обременений и ограничений и с соблюдением условий, установленных законом и договором, на основании которых он получен.
3. Право собственности на земельный участок возникает в результате приватизации государственных и муниципальных земель, наследования, купли-продажи, дарения, обмена, внесения в уставный капитал юридического лица и иных сделок.
4. Земельные участки предоставляются в частную собственность граждан и юридических лиц за плату. Бесплатно земельные участки в частную собственность предоставляются в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, а также в иных случаях, прямо предусмотренных законодательством государства.
5. Запрещается передавать в частную собственность из государственной или муниципальной собственности:
а) земельные участки, занятые объектами историко-культурного наследия;
б) земельные участки, занятые государственными природными заповедниками, национальными природными парками, государственными природными заказниками, памятниками природы, дендрологическими парками и ботаническими садами;
в) земельные участки, находящиеся в границах курортных и лечебно-оздоровительных зон;
г) земельные участки, занятые лесами, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом;
д) земельные участки, включенные в состав земель водного фонда, занятые находящимися в государственной и муниципальной собственности водными объектами в соответствии с водным законодательством;
е) земли общего пользования в поселениях (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, пляжи и другие территории);
ж) земельные участки, предоставленные для использования и охраны недр;
з) земельные участки, зараженные радиоактивными или опасными химическими веществами, а также подверженные биогенному заражению;
и) земельные участки государственных академий наук и других научно-исследовательских учреждений, государственных опытно-производственных хозяйств, научно-исследовательских учреждений, государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, государственных высших и средних учебных сельскохозяйственных заведений, государственных сельских профессионально-технических училищ, государственных общеобразовательных школ и других государственных и муниципальных учебных заведений, государственных конных заводов, племенных, элитно-семеноводческих хозяйств, конкретный перечень которых утверждает правительство;
к) земельные участки, занятые объектами, не подлежащими приватизации в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий;
л) иные земельные участки, запрет на передачу которых в частную собственность предусмотрен настоящим Кодексом.
Статья 18. Общая собственность на земельный участок
1. Земельный участок, находящийся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
2. Общая собственность на земельный участок возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц земельного участка, который не может быть разделен без изменения его целевого назначения либо не подлежит разделу в силу закона, или при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков по договору либо по решению суда, арбитражного или третейского суда.
3. Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).
4. Земельные доли в земельном участке, находящемся в общей долевой собственности, являются объектом земельных отношений. Земельные доли имеют количественное выражение и описание: указание на целевое назначение, разрешенное использование, виды угодий. Земельные доли на местности не отграничиваются.
5. Особенности регулирования общей собственности на земли сельскохозяйственных предприятий установлены настоящим Кодексом.
Статья 19. Порядок определения земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок
1. Если размер земельных долей участников общей долевой собственности на земельный участок не может быть определен на основании закона и не установлен соглашением всех ее участников, земельные доли считаются равными.
2. Соглашением всех участников общей долевой собственности может быть установлен порядок определения и изменения их земельных долей в зависимости от вклада каждого из них в приобретение и освоение общего земельного участка.
3. Участник общей долевой собственности, осуществляющий за свой счет с соблюдением установленного порядка использования общего земельного участка неотделимые улучшения этого земельного участка, имеет право на соответствующую компенсацию своих затрат или на увеличение своей земельной доли в доходе от использования земельного участка. Создание неотделимых улучшений земельного участка не влечет за собой перераспределения размера земельных долей.
4. Особенности определения земельных долей в праве общей долевой собственности на земельные участки членов сельскохозяйственных предприятий установлены настоящим Кодексом.
Статья 20. Владение, пользование и распоряжение земельным участком, находящимся в общей долевой собственности
1. Владение, пользование и распоряжение земельным участком, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по согласию всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, установленном судом, арбитражным или третейским судом.
2. Участник общей долевой собственности имеет право на предоставление в его владение, пользование и распоряжение части общего земельного участка, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся земельным участком, приходящейся на его долю соответствующей компенсации.
3. Каждый участник общей долевой собственности обязан соразмерно со своей земельной долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему земельному участку, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
4. Особенности владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в общей долевой собственности членов сельскохозяйственных предприятий, установлены настоящим Кодексом.
Статья 21. Преимущественное право покупки земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок
1. При продаже земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой земельной доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с аукциона. Аукционы для продажи доли в праве общей долевой собственности на земельный участок при отсутствии согласия на это всех участников общей долевой собственности могут проводиться в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Модельный земельный кодекс для государств-участников СНГ
Принят на двадцать четвертом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ Постановлением от 4 декабря 2004 года №24-8
О документе
Номер документа: | 24-8 |
Дата принятия: | 04/12/2004 |
Состояние документа: | Действует |
Органы эмитенты: |
Государства-участники Содружества Независимых Государств (СНГ) |
Опубликование документа
Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2005 год. №35 (часть 2). С. 5 - 149.