Дата обновления БД:
25.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
145 / 323
Всего документов в БД:
133206
Принят на тридцать шестом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление от 16 мая 2011 года №36-12)
МОДЕЛЬНЫЙ КОДЕКС О СУДОУСТРОЙСТВЕ И СТАТУСЕ СУДЕЙ ДЛЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
Раздел I. Задачи и принципы деятельности судебной системы
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Судебная власть
Судебная власть осуществляется судами, образованными в порядке, установленном законодательными актами государства. Образование чрезвычайных судов запрещается.
Судебная власть осуществляется судами в лице судей, а также заседателей, привлекаемых к осуществлению правосудия в порядке и случаях, установленных законом государства о судоустройстве и иными законодательными актами.
Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства.
Судебная власть самостоятельна, не подотчетна законодательной и исполнительной властям.
Статья 2. Правовая основа судоустройства
Правовую основу судоустройства составляют конституция государства, закон государства о судоустройстве и иные законодательные акты государства.
Статья 3. Единство судебной системы
Единство судебной системы государства обеспечивается путем:
- установления судебной системы государства конституцией, законом государства о судоустройстве и иными законодательными актами государства;
- соблюдения всеми судами установленного законодательными актами порядка судопроизводства;
- признания обязательного исполнения на всей территории государства судебных постановлений, вступивших в законную силу;
- закрепления единства статуса судей;
- финансирования судов из государственного бюджета.
Статья 4. Судебная система государства. Задачи судов
Судебную систему государства составляют:
- Конституционный Суд государства - орган судебного контроля за конституционностью законодательных актов государства. В федеративном государстве могут образовываться суды, осуществляющие судебный контроль за соответствием конституции (уставу) субъекта федерации законодательных актов субъекта федерации. В случае отсутствия Конституционного Суда его функции может осуществлять Верховный суд государства либо иной орган конституционного контроля, предусмотренный конституцией государства;
- суды общей юрисдикции, осуществляющие правосудие посредством гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Система судов общей юрисдикции строится на принципах территориальности и специализации.
В государстве могут быть созданы специализированные суды, действующие по общим правилам судопроизводства (административные, ювенальные, по экономическим спорам, патентные, по интеллектуальной собственности, по трудовым спорам и др.).
Конституционный Суд государства призван обеспечивать верховенство конституции государства и ее непосредственное действие на территории государства, соответствие законодательных актов конституции государства, утверждение законности в нормотворчестве и правоприменении, решение других вопросов, предусмотренных конституцией государства, законами и иными нормативными правовыми актами.
Суды в государстве призваны защищать гарантированные конституцией и иными законодательными актами государства права, свободы и законные интересы, государственные и общественные интересы, а также обеспечивать правильное применение законодательства при осуществлении правосудия, рассмотрение и разрешение дел в разумные сроки, способствовать укреплению законности и предупреждению правонарушений.
Глава 2. Принципы осуществления правосудия
Статья 5. Самостоятельность судов
Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только конституции государства и закону.
Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица конституции государства, международному договору государства, закону, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.
В государстве не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие самостоятельность судов и независимость судей.
Статья 6. Законность при осуществлении правосудия
Суды осуществляют правосудие на основе конституции государства, норм международного права, законодательных актов, соответствующих конституции государства и принятых в соответствии с ней.
Статья 7. Равенство граждан и организаций перед законом и судом
Правосудие в государстве осуществляется на основе равенства перед законом и судом всех граждан независимо от их происхождения, социального, должностного и имущественного положения, расовой, национальной, государственной или политической принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, вероисповедания, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, места жительства, места рождения, а равно и от других, не предусмотренных законом, оснований, а также всех юридических лиц и организаций независимо от их организационно-правовой формы, места нахождения, подчиненности, формы собственности и других обстоятельств.
Иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируется право на судебную защиту наравне с гражданами государства, если иное не определено конституцией государства, международными договорами и законодательными актами государства.
Статья 8. Состязательность и равенство сторон при осуществлении правосудия
Правосудие в государстве осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Стороны пользуются равными правами по представлению доказательств и участию в их исследовании.
Суд, сохраняя беспристрастность, создает необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает им содействие в осуществлении их прав.
Статья 9. Участие граждан в осуществлении правосудия
Граждане государства имеют право участвовать в деятельности суда по осуществлению правосудия в качестве присяжных заседателей, народных заседателей, экономических (хозяйственных) заседателей в порядке и случаях, предусмотренных законом государства о судоустройстве и иными нормативными правовыми актами.
Статья 10. Право граждан и организаций на судебную защиту
Гражданам государства гарантируется право на судебную защиту от посягательств на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, предусмотренные конституцией и иными законодательными актами государства, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц.
Организации, индивидуальные предприниматели имеют право на судебную защиту от посягательств на их права и законные интересы, гарантированные законодательными актами, а также от незаконных действий (бездействия) государственных органов, иных организаций, их должностных лиц.
Статья 11. Гласность при осуществлении правосудия
Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.
Законом государства могут быть предусмотрены дополнительные меры по обеспечению доступа граждан к информации о судебном процессе, включая размещение сведений в Интернете.
Не допускаются разглашение сведений, относящихся к личной жизни гражданина, которые унижают его честь и достоинство либо могут причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, индивидуального предпринимателя, которые могут причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами. Не допускается разглашение государственной или иной охраняемой законом государства тайны.
Статья 12. Обеспечение прав граждан при рассмотрении дел в суде
Разбирательство дел в судах проводится в присутствии заинтересованных лиц. Заочное разбирательство дел не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.
Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
Задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеют право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.
Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом. Законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.
Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Глава 3. Порядок и условия осуществления правосудия
Статья 13. Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел
Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законодательными актами случаях - единолично судьей.
Статья 14. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах
Судопроизводство и делопроизводство в судах государства ведутся на государственном языке.
Участвующим в деле лицам, не владеющим или недостаточно владеющим языком судопроизводства, обеспечиваются право ознакомления со всеми материалами дела, участия в судебных действиях через переводчика, право выступать в суде на языке, которым они владеют. В этих случаях указанные лица вправе бесплатно пользоваться услугами переводчика в порядке, установленном законодательными актами.
Статья 15. Обязательность судебных постановлений и требований судьи
Вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех государственных органов, иных организаций, а также должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории государства.
Требование судьи, вытекающее из его полномочий и предъявленное в соответствии с законодательными актами, является обязательным и подлежит исполнению в установленный срок всеми государственными органами, иными организациями, а также должностными лицами и гражданами. Информация, запрашиваемая судьей в связи с рассматриваемым делом, предоставляется бесплатно.
Неисполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу, и требований судьи влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами государства.
Статья 16. Использование государственных символов государства в судах
На зданиях судов государства, в служебных кабинетах судей, в помещениях заседаний и в залах судебных заседаний судов государства устанавливается государственный флаг государства, а также помещается изображение государственного герба государства.
Статья 17. Печатные издания судов
Суды государства вправе учреждать печатные издания в порядке, установленном законодательными актами.
Статья 18. Печать судов
Все суды государства имеют печать с изображением государственного герба государства и со своим наименованием.
Статья 19. Место нахождения судов
Постоянное местонахождение каждого суда определяется соответствующим законом.
Заседания судов проводятся в месте их постоянного нахождения. Суд вправе принять решение о проведении заседания в ином месте.
Раздел II. Порядок формирования и компетенция судов
Глава 4. Конституционный Суд государства
Статья 20. Компетенция, порядок формирования и деятельность Конституционного Суда государства
Компетенция, порядок формирования и деятельность Конституционного Суда определяются конституцией государства и законом о Конституционном Суде.
Статья 21. Состав Конституционного Суда государства
Конституционный Суд государства состоит из судей Конституционного Суда, в том числе председателя Конституционного Суда и заместителя (заместителей) председателя Конституционного Суда.
Количественный состав судей Конституционного Суда государства определяется конституцией государства.
Количество заместителей председателя Конституционного Суда государства определяется законом о Конституционном Суде государства.
Конституционный Суд государства может действовать в составе:
- пленума Конституционного Суда государства;
- судебных палат Конституционного Суда государства.
Статья 22. Полномочия Конституционного Суда государства
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия конституции государства на всей территории государства Конституционный Суд:
Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.
Модельный кодекс о судоустройстве и статусе судей для государств-участников СНГ
Принят на тридцать шестом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ Постановлением от 16 мая 2011 года №36-12
О документе
Номер документа: | 36-12 |
Дата принятия: | 16/05/2011 |
Состояние документа: | Действует |
Органы эмитенты: |
Государства-участники Содружества Независимых Государств (СНГ) |
Опубликование документа
Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2011 год. №51. С. 269 - 348.