Поиск в тексте: CTRL+F

Статус документа: * Действует

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 10 октября 2013 года №642-VII

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по совершенствованию правового регулирования деятельности юридических лиц и физических лиц - предпринимателей

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1. Часть вторую статьи 112 Уголовно-процессуального кодекса Украины после цифр "205" дополнить цифрами "205-1".

2. В Кодексе Украины об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета УССР, 1984 г., приложение к №51, ст. 1122):

1) абзац первый статьи 164-15 после слов "недостоверных сведений" дополнить словами "или непредставление в установленный срок в хозяйственный суд заявления о возбуждении дела о банкротстве юридического лица в случаях, предусмотренных законом";

2) абзац первый части первой статьи 166-11 после слов "документов для проведения государственной регистрации" дополнить словами "а также другие нарушения установленного законом порядка проведения государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя";

3) в статье 166-16:

абзац первый части первой после слов "финансовой деятельности" дополнить словами "в том числе планов санации или мировых соглашений";

дополнить частью второй следующего содержания:

"Те же действия, совершенные распорядителем имущества, управляющим санацией, ликвидатором, -

влекут за собой наложение штрафа от семисот пятидесяти до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан".

3. В Хозяйственном процессуальном кодексе Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., №6, ст. 56):

1) пункт 4 части первой статьи 12 изложить в следующей редакции:

"4) дела, возникающие из корпоративных отношений в спорах между юридическим лицом и его участниками (учредителями, акционерами, членами), в том числе участником, который выбыл, а также между участниками (учредителями, акционерами, членами) юридического лица, связанными с созданием, деятельностью, управлением и прекращением деятельности этого лица, кроме трудовых споров";

2) часть седьмую статьи 16 изложить в следующей редакции:

"Дела в спорах между юридическим лицом и его участниками (учредителями, акционерами, членами), в том числе участником, который выбыл, а также между участниками (учредителями, акционерами, членами) юридического лица, связанными с созданием, деятельностью, управлением и прекращением деятельности такого лица, рассматриваются хозяйственным судом по местонахождению юридического лица согласно Единому государственному реестру юридических лиц и физических лиц - предпринимателей";

3) часть первую статьи 27 дополнить предложением следующего содержания: "В делах в отношении имущества хозяйственных организаций, в уставном капитале которых есть корпоративные права государства, суд привлекает орган государственной власти, осуществляющий управление корпоративными правами, к участию в деле в качестве третьего лица, которое заявляет самостоятельных требований на предмет спора";

4) в пункте 2 части первой статьи 43-3 слова "статус субъекта предпринимательской деятельности" заменить словами "статус физического лица - предпринимателя";

5) в статье 43-4:

часть первую дополнить предложением следующего содержания: "В делах в отношении имущества хозяйственных организаций, в уставном капитале которых есть корпоративные права государства, суд обязательно привлекает орган государственной власти, осуществляющий управление корпоративными правами";

часть вторую дополнить словами "кроме случая, предусмотренного частью первой настоящей статьи";

6) в пункте 2-1 части второй статьи 54 слова "статус субъекта предпринимательской деятельности" заменить словами "статус физического лица - предпринимателя";

7) часть вторую статьи 58 дополнить предложением следующего содержания: "По ходатайству сторон или по собственной инициативе суд объединяет несколько требований, вытекающих из корпоративных отношений и связаны между собой основанием возникновения или представленными доказательствами";

8) статью 67 изложить в следующей редакции:

" Статья 67. Меры по обеспечению иска

Иск обеспечивается:

наложением ареста на имущество или денежные суммы, принадлежащие ответчику;

запретом ответчику совершать определенные действия;

запретом другим лицам совершать действия, касающиеся предмета спора;

приостановлением взыскания на основании исполнительного документа или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке.

Об обеспечении иска выносится определение.

Постановление об обеспечении иска может быть обжаловано.

Не допускается обеспечение иска по делам, возникающих из корпоративных отношений, путем запрета:

проводить общие собрания акционеров или участников хозяйственного общества и принимать ими решения;

предоставлять эмитентам, регистраторам, хранителям, депозитариям реестр владельцев именных ценных бумаг, информацию об акционерах или участниках хозяйственного общества для проведения общего собрания общества;

участия (регистрации для участия) или неучастия акционеров или участников в общем собрании общества, определения правомочности общего собрания акционеров или участников хозяйственного общества;

осуществлять органами государственной власти и/или органами местного самоуправления возложенные на них в соответствии с законодательством полномочия.

Хозяйственный суд, который рассматривает спор о праве собственности на акции (доли, паи) общества, может вынести решение об обеспечении иска путем установления запрета на внесение изменений в устав этого общества в части изменения размера уставного капитала.

Виды обеспечения иска должны быть соотносимыми заявленным истцом требованиям.

Виды обеспечения иска могут использоваться хозяйственным судом только в рамках предмета иска и не должны нарушать прав других акционеров (участников) хозяйственного общества. В частности, запрет совершать действия должен касаться только пакета акций, непосредственно связанных с предметом спора.

Не допускается обеспечение иска мерами, не предусмотренными настоящим Кодексом".

4. В Уголовном кодексе Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2001 г., №25-26, ст. 131):

1) дополнить статьями 205-1, 206-2 следующего содержания:

"Статья 205-1. Подделка документов, представляемых для проведения государственной регистрации юридического лица и физических лиц - предпринимателей

1. Внесение в документы, которые в соответствии с законом подаются для проведения государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя, заведомо ложных сведений, а также умышленное представление документов, содержащих заведомо ложные сведения, государственному регистратору -

наказываются штрафом от пятисот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан или арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

2. Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, или служебным лицом с использованием своего служебного положения, -

наказываются штрафом от тысячи до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового";

" Статья 206-2. Противоправное завладение имуществом предприятия, учреждения, организации

1. Противоправное завладение имуществом предприятия, учреждения, организации в том числе долями, акциями, паями их учредителей, участников, акционеров, членов, путем совершения сделок с использованием поддельных или похищенных документов, печатей, штампов предприятия, учреждения, организации, -

наказывается исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

2. Те же действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, или с угрозой убийства либо причинения тяжких телесных повреждений, или соединенные с насилием, не опасным для жизни и здоровья, или с повреждением или уничтожением имущества, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет.

3. Те же действия, совершенные должностным лицом с использованием служебного положения или если они причинили крупный ущерб или повлекли иные тяжкие последствия, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет и с конфискацией имущества.

Примечание. Материальный ущерб считается крупным, если он в пятьсот и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан";

2) абзац второй статьи 341 изложить в следующей редакции:

"наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок".

5. В Хозяйственном кодексе Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г., №№18-22, ст. 144):

1) в статье 56:

часть первую изложить в следующей редакции:

"1. Предприятие - хозяйственная организация, которая может быть образована по решению собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа, а в случаях, специально предусмотренных законодательством, также по решению других органов, организаций и физических лиц путем учреждения новой хозяйственной организации, слияния, присоединения, выделения, разделения, преобразования действующей (действующих) хозяйственной организации (хозяйственных организаций) с соблюдением требований законодательства";

в части второй слово "(выделение)" заменить словом "(выделения)";

2) в статье 59:

в названии и части первой слово "деятельности" исключить;

во втором предложении части четвертой слово "выделения" заменить словом "выдела";

абзац пятый части шестой изложить в следующей редакции:

"по решению суда о ликвидации юридического лица в случаях, определенных законом";

часть седьмую исключить;

часть восьмую изложить в следующей редакции:

"8. Объявление о реорганизации или ликвидации хозяйственной организации или прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя в течение десяти рабочих дней со дня внесения соответствующей записи в указанный реестр подлежит опубликованию в издании специально уполномоченного органа по вопросам государственной регистрации, в котором указываются сведения из единого государственного реестра";

3) часть первую статьи 60 изложить в следующей редакции:

"1. Предприятие ликвидируется в порядке, установленном законом";

4) в статье 91:

в названии и частях первой и второй слово "деятельности" исключить;

в части пятой слова "прекратило свою деятельность" заменить словом "прекратилось";

5) в названии статьи 109 слово "деятельности" исключить;

6) в части третьей статьи 121 слова "прекращении своей деятельности" заменить словами "своем прекращении";

7) в части первой статьи 135 слова "хозяйственной деятельности" исключить;

8) абзац двенадцатый части первой статьи 239 изложить в следующей редакции:

"ликвидация субъекта хозяйствования";

9) статьи 247, 248 и 361 изложить в следующей редакции:

" Статья 247. Ликвидация предприятия, деятельность которого противоречит закону или его учредительным документам

1. В случаях, установленных законом, на предприятие может быть применена административно-хозяйственная санкция в виде его ликвидации по решению суда.

Статья 248. Государственная регистрация прекращения предпринимательской деятельности

1. В случае ликвидации предприятия в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц - предпринимателей вносится соответствующая запись";

" Статья 361. Особые условия прекращения фондовой биржи

1. Фондовая биржа прекращается при условии, что количество ее членов в течение установленного законом срока остается меньше, чем минимальное количество, определенное законом.

2. Фондовая биржа прекращается в порядке, установленном для прекращения хозяйственных обществ, если иное не предусмотрено законом";

10) в названии и части первой статьи 409 слово "деятельности" исключить.

6. В Гражданском кодексе Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г., №№40-44, ст. 356):

1) часть вторую статьи 89 изложить в следующей редакции:

"2. Основания для отказа в проведении государственной регистрации юридического лица устанавливаются законом. Отказ в проведении государственной регистрации юридического лица по другим основаниям, чем установленные законом, не допускается";

2) в части первой статьи 103 слова "соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию" заменить словами "соответствующий орган государственной власти";

3) часть первую статьи 104 изложить в следующей редакции:

"1. Юридическое лицо прекращается в результате реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации. В случае реорганизации юридических лиц имущество, права и обязанности переходят к правопреемникам";

4) в статье 110:

пункт 2 части первой заменить двумя пунктами следующего содержания:

"2) по решению суда о ликвидации юридического лица из-за допущенных при его создании нарушений, которые нельзя устранить, по иску участника юридического лица или соответствующего органа государственной власти;

3) по решению суда о ликвидации юридического лица в других случаях, установленных законом, - по иску соответствующего органа государственной власти";

в части второй:

абзац первый изложить в следующей редакции:

"2. Если с иском о ликвидации юридического лица обратился орган государственной власти, ликвидатором может быть назначен этот орган, если он наделен соответствующими полномочиями";

абзац второй исключить.

7. В Законе Украины "О хозяйственных обществах" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1991 г., №49, ст. 682 с последующими изменениями):

1) статью 19 изложить в следующей редакции:

" Статья 19. Прекращение общества

Прекращение общества осуществляется в порядке, установленном законом";

2) статьи 20 и 22 исключить;

3) в части пятой статьи 68 слово "деятельности" исключить.

8. В Законе Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2003 г., №31-32, ст. 263 с последующими изменениями):

1) в абзацах втором и третьем части третьей статьи 11 слово "экземпляр" заменить словом "экземпляр";

2) в статье 17:

в части второй:

абзац восьмой после слова "имя" дополнить словами "страна гражданства", а после слова "наименование" - словами "страна резидентства";

в абзаце двадцать втором слово "дату" исключить;

в части четвертой:

после абзаца третьего дополнить новым абзацем следующего содержания:

"страна гражданства физического лица".

В связи с этим абзацы четвертый - тридцатый считать соответственно абзацами пятым - тридцать первым;

3) статью 31 изложить в следующей редакции:

" Статья 31. Порядок отмены государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица на основании судебного решения и порядок проведения государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, связанных с приведением их в соответствие с судебным решением

1. В случае вынесения судебного решения об отмене решения учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа о внесении изменений в учредительные документы юридического лица или о признании полностью или частично недействительными изменений в учредительные документы юридического лица суд в день вступления в законную силу судебного решения направляет его юридическому лицу - ответчику для принятия мер к приведению учредительных документов в соответствие с принятым судебным решением, а также государственному регистратору для внесения записи о судебном решении об отмене государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица.

Дата поступления соответствующего судебного решения вносится в журнал учета регистрационных действий.

В случае если при внесении записи о судебном решении об отмене государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица государственный регистратор устанавливает, что в Едином государственном реестре содержатся сведения о регистрационных действиях, проведенных после регистрационного действия, в отношении которого принято судебное решение об отмене его государственной регистрации, государственный регистратор обязан уведомить об этом суд, который принял такое судебное решение.

На основании уведомления государственного регистратора суд, принявший судебное решение об отмене государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, принимает дополнительное решение об отмене также регистрационных действий, проведенных после регистрационного действия, в отношении которого принято судебное решение об отмене государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица.

Суд, принявший судебное решение об отмене государственной регистрации регистрационных действий, проведенных после регистрационного действия, в отношении которого принято судебное решение об отмене государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, в день вступления в законную силу судебного решения направляет его юридическому лицу - ответчику для принятия мер до приведения учредительных документов в соответствие с судебным решением, а также государственному регистратору для внесения в Единый государственный реестр записи о судебном решении об отмене государственной регистрации регистрационных действий, проведенных после регистрационного действия, в отношении которого принято судебное решение об отмене государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица.

Государственный регистратор в срок, не превышающий двух рабочих дней с даты поступления судебного решения об отмене государственной регистрации регистрационных действий, проведенных после регистрационного действия, в отношении которого принято судебное решение об отмене государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, вносит в Единый государственный реестр записи об отмене государственной регистрации регистрационных действий, проведенных после регистрационного действия, в отношении которого принято судебное решение об отмене государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, и в тот же день сообщает о внесении таких записей органы статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины.

2. Документы, представленные для проведения государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, связанных с приведением их в соответствие с судебным решением, принимаются по описи, копия которой в день поступления документов выдается (направляется заказным письмом) учредителю или уполномоченному им лицу с отметкой о дате поступления документов.

Дата поступления документов, представленных для проведения государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, вносится в журнал учета регистрационных действий.

3. Государственный регистратор имеет право оставить без рассмотрения документы, представленные для проведения государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, связанных с приведением их в соответствие с судебным решением, если:

документы поданы по ненадлежащему месту проведения государственной регистрации;

документы не отвечают требованиям, установленным частями первой, второй, четвертой - седьмой статьи 8 и частью пятой статьи 10 настоящего Закона;

к государственному регистратору поступило решение суда о запрете проведения регистрационных действий;

документы поданы не в полном объеме;

документы поданы лицом, не имеющим на это полномочий;

в Едином государственном реестре содержатся сведения о регистрационных действиях, проведенных после регистрационного действия, в отношении которого принято судебное решение об отмене его государственной регистрации.

4. Об оставлении без рассмотрения документов, представленных для проведения государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, связанных с приведением их в соответствие с судебным решением, учредителю или уполномоченному им лицу не позднее следующего рабочего дня с даты их поступления государственный регистратор выдает (направляет заказным письмом с описанием вложения) документы, которые подавались для проведения государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, в соответствии с описанием и соответствующее уведомление с указанием оснований оставления документов без рассмотрения.

Оставление без рассмотрения документов, представленных для проведения государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, связанных с приведением их в соответствие с судебным решением, не препятствует повторному обращению учредителя или уполномоченного им лица к государственному регистратору в общем порядке после устранения причин, которые были основанием для оставления этих документов без рассмотрения.

5. Государственный регистратор при отсутствии оснований для оставления без рассмотрения документов, представленных для проведения государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, связанных с приведением их в соответствие с судебным решением, обязан проверить эти документы на отсутствие оснований для отказа в проведении государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, связанных с приведением их в соответствие с судебным решением, в соответствии со статьей 30 настоящего Закона.

6. Проверка на отсутствие оснований для отказа в проведении государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, связанных с приведением их в соответствие с судебным решением, в соответствии со статьей 30 настоящего Закона осуществляется с использованием сведений из Единого государственного реестра.

7. В случае отсутствия оснований для отказа в проведении государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, связанных с приведением их в соответствие с судебным решением, государственный регистратор должен внести в Единый государственный реестр запись о проведении государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, связанных с приведением их в соответствие с судебным решением.

8. Дата внесения в Единый государственный реестр записи о проведении государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, связанных с приведением их в соответствие с судебным решением, является датой государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица.

9. Срок государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица не должен превышать трех рабочих дней с даты поступления документов для проведения государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица.

10. Государственный регистратор в день проведения государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица, связанных с приведением их в соответствие с судебным решением, обязан передать соответствующим органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины сведения из регистрационной карточки на проведение государственной регистрации изменений в учредительные документы".

9. В абзаце восьмом части первой статьи 1 Закона Украины "О рекламе" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г., №8, ст. 62; 2008 г., №18, ст. 197) слова "субъект предпринимательской деятельности" заменить словами "физическое лицо - предприниматель".

II. Настоящий Закон вступает в силу через три месяца со дня его опубликования.

Президент Украины        

В.Янукович