База данных

Дата обновления БД:

15.10.2019

Добавлено/обновлено документов:

30 / 175

Всего документов в БД:

95421

Действует

Принят на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление от 7 декабря 2002 года №20-5)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О высшем и послевузовском профессиональном образовании

Глава 1. Общие положения

Настоящий Закон является международным правовым актом, правовой основой координации политики государств Содружества в области высшего и послевузовского профессионального образования и направлен на поддержку и развитие интеграционных процессов в этой области.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Высшее профессиональное образование - образование, имеющее целью подготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе незаконченного высшего профессионального образования, среднего общего (полного) образования, начального профессионального образования, среднего профессионального образования.

Послевузовское профессиональное образование - образование, предоставляющее гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Автономия учебных заведений - самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществления учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом учебного заведения.

Академическая свобода - свобода излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и производить их своими методами, а также свобода обучающихся получать знания согласно своим наклонностям.

Аспирант - лицо, имеющее высшее профессиональное образование, обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

Государственная политика в области образования - направляющая и регулирующая деятельность государства в области образования, осуществляемая им с целью эффективного использования возможностей образования для достижения вполне определенных стратегических целей и разрешения задач общегосударственного или глобального значения. Она реализуется посредством законов, общегосударственных программ, правительственных постановлений, международных программ и договоров и других актов, а также путем привлечения общественных организаций и движений, широкой общественности для ее поддержки имеющимися в их распоряжении средствами (средства массовой информации, общественные академии, профессиональные ассоциации и т.д.).

Дистанционные образовательные технологии (образование на расстоянии) - одна из форм обучения, целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от организаций образования, посредством электронных и телекоммуникационных средств.

Дополнительное образование - процесс воспитания и обучения, осуществляемый на основе дополнительных образовательных программ всех уровней с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства.

Докторант - лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и зачисленное в докторантуру для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук.

Итоговая государственная аттестация обучающихся - процедура, проводимая с целью определения степени усвоения ими государственного образовательного стандарта соответствующего уровня образования, по результатам которой выдается документ об образовании.

Квалификация - отражаемые в документе об образовании вид и степень профессиональной подготовленности выпускника к выполнению профессиональной деятельности или продолжению образования.

Нострификация документов об образовании - процедура, проводимая с целью определения эквивалентности документов, выданных гражданам, получившим образование в других государствах, в международных или иностранных учебных заведениях (их филиалах).

Образовательная политика - совокупность замыслов и действий общественных движений и органов центральной, региональной и местной власти по отношению к функционированию и развитию системы образования в целом или ее отдельных подсистем. Образовательная политика складывается из трех основных элементов:

- содержание господствующих идей (философии) образования;

- характер действующего законодательства об образовании и выдвигаемых законодательных инициатив;

- общая направленность повседневной организаторской и управленческой деятельности в области образования.

Общее образовательное пространство Содружества Независимых Государств характеризуется общностью принципов государственной политики в области образования, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ, перечней профессий и специальностей, уровней образования, нормативных сроков обучения, стандартов и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров и программ, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в образовательных учреждениях на территории стран СНГ. Формирование общего образовательного пространства является одним из приоритетных направлений политики государств-участников Содружества Независимых Государств.

Образование - непрерывный процесс воспитания и обучения, целью которого является достижение высокого уровня нравственного, интеллектуального, культурного и физического развития и профессиональной компетентности членов общества.

Переподготовка и повышение профессиональной квалификации - образование в пределах соответствующих уровней профессионального образования, осуществляемое в целях совершенствования компетентности или повышения уровня квалификации по той или иной профессии.

Профессия - основной род занятий, трудовой деятельности человека, подтверждаемый соответствующими документами об образовании.

Специальность - комплекс приобретенных путем целенаправленной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определенного вида деятельности, подтверждаемый соответствующими документами об образовании.

Студент высшего учебного заведения - лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения.

Специальное образование - обучение детей и взрослых с физическими недостатками или испытывающих по тем или иным причинам определенные трудности в учебе, которое осуществляется в специальных или в обычных учебных заведениях.

Филиал высшего учебного заведения - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительство высшего учебного заведения - обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Экстернат - самостоятельное изучение обучающимися дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки с последующей аттестацией в высшем учебном заведении.

Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан в области высшего и послевузовского профессионального образования

1. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на следующих принципах, определенных Модельным законом "Об образовании" и Концепцией Модельного образовательного кодекса для государств-участников СНГ:

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан в области высшего и послевузовского профессионального образования Статья 3. Автономия высших учебных заведений и академические свободы Глава 2. Система высшего и послевузовского профессионального образования Статья 4. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования Статья 5. Государственные образовательные стандарты и образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования Статья 6. Ступени высшего профессионального образования, сроки и формы его получения Статья 7. Документы о высшем и послевузовском профессиональном образовании Статья 8. Высшее учебное заведение, его задачи и структура Статья 9. Виды и наименования высших учебных заведений Статья 10. Порядок создания и реорганизации высших учебных заведений, лицензирования их деятельности и аккредитации Статья 11. Прием в высшее учебное заведение и подготовка специалистов с высшим и послевузовским профессиональным образованием Статья 12. Управление высшим учебным заведением Статья 13. Научно-исследовательские и другие организации и учреждения в системе высшего и послевузовского профессионального образования Статья 14. Объединения юридических лиц (ассоциации, союзы) в системе высшего и послевузовского профессионального образования Статья 15. Общественные организации и государственно-общественные объединения в системе высшего и послевузовского профессионального образования Глава 3. Субъекты учебной и научной деятельности в системе высшего и послевузовского профессионального образования, их права и обязанности Статья 16. Студенты высших учебных заведений Статья 17. Льготы, предоставляемые лицам, совмещающим учебу в высшем учебном заведении с работой Статья 18. Слушатели учреждений системы высшего и послевузовского профессионального образования Статья 19. Докторанты, аспиранты и соискатели Статья 20. Работники высших учебных заведений Статья 21. Подготовка и повышение квалификации научно-педагогических работников Статья 22. Ученые звания Статья 23. Признание и установление эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях Глава 4. Управление системой высшего и послевузовского профессионального образования Статья 24. Компетенция органов государственной власти в области высшего и послевузовского профессионального образования Статья 25. Государственный контроль за качеством высшего и послевузовского профессионального образования Глава 5. Экономика системы высшего и послевузовского профессионального образования Статья 26. Отношения собственности в системе высшего и послевузовского профессионального образования Статья 27. Финансирование высших учебных заведений Статья 28. Платная деятельность высшего учебного заведения Статья 29. Оплата труда работников высшего учебного заведения Глава 6. Международное сотрудничество и внешнеэкономическая деятельность в области образования Статья 30. Международное сотрудничество Статья 31. Внешнеэкономическая деятельность

Модельный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Принят на двадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ Постановлением от 7 декабря 2002 года №20-5

О документе

Номер документа:20-5
Дата принятия: 07/12/2002
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Государства-участники Содружества Независимых Государств (СНГ)

Опубликование документа

Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2003. №30 (часть 1). С. 171 - 207.