База данных

Дата обновления БД:

22.08.2019

Добавлено/обновлено документов:

54 / 172

Всего документов в БД:

93923

Действует

Неофициальный перевод. По лицензии (с) ЗАО Информтехнология.

В соответствии с пунктом 3 настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования - 2 октября 2013 года.

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 5 сентября 2013 года №439-VII

Об утверждении Общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украины на 2013-2017 годы

Верховная Рада Украины постановляет:

1. Утвердить Общегосударственную целевую научно-техническую космическую программу Украины на 2013-2017 годы (прилагается).

2. Кабинету Министров Украины:

во время подготовки проекта закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год предусматривать выделение средств для осуществления мероприятий, определенных Общегосударственной целевой научно-технической космической программой Украины на 2013-2017 годы, в полном объеме с отнесением их к защищенным расходам бюджета;

обеспечить контроль за реализацией задач Программы и ежегодно до 1 апреля информировать Верховную Раду Украины о состоянии ее выполнения.

3. Настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования.

Президент Украины                                                         

В.Янукович

 

Утверждена Законом Украины от 5 сентября 2013 года №439-VII

Общегосударственная целевая научно-техническая космическая программа Украины на 2013-2017 годы

Цель Программы

Обеспечение развития современных космических технологий в Украине является важным фактором, который определяет стратегическое место государства в мире.

Выполнение космических программ за годы независимости дало возможность разрешить безотлагательные проблемы развития космической деятельности, сохранить научный и производственный потенциал в интересах национальной экономики, безопасности и обороны, выйти на международный космический рынок с собственной продукцией и услугами, интегрировать Украину в международное космическое сообщество, сформировать основы внутреннего рынка космических услуг, осуществить первые шаги на пути к коммерциализации космической деятельности.

Вместе с тем влияние космической деятельности на решение актуальных вопросов научно-технического, социально-экономического, экологического, культурного и образовательного развития общества, обеспечения национальной безопасности и обороны и обеспечения реализации геополитических интересов государства не соответствует потенциалу космической области.

Проблемой, требующей разрешения, является значительная диспропорция между уровнем космического потенциала и его влиянием на результаты решения актуальных общегосударственных и общественных задач.

Цель Программы заключается в повышении эффективности использования космического потенциала для решения актуальных задач социально-экономического, экологического, культурного, информационного и научно-образовательного развития общества, обеспечения национальной безопасности и обороны, защиты геополитических интересов государства.

Пути и способы разрешения проблемы

Возможны три варианта разрешения проблемы, которые предусматривают:

первый - сохранение имеющегося подхода к бюджетному финансированию космической деятельности, что даст возможность частично удовлетворить общественные потребности в сфере дистанционного зондирования Земли, спутниковых навигационных и телекоммуникационных услуг, частично обеспечить присутствие Украины на мировом рынке космических услуг и участие в выполнении международных программ,  предусматривающих проведение фундаментальных космических исследований, выполнить отдельные прикладные научные работы по созданию перспективных образцов ракетно-космической техники;

второй - значительное увеличение объема государственной поддержки, что даст возможность обеспечить широкомасштабное разворачивание космической системы наблюдения Земли и геофизического мониторинга "Сеч", реализацию национальных телекоммуникационных и научных проектов, участие в проведении международных исследований космического пространства в мирных целях (в частности, участие отечественных космонавтов-исследователей в космических экспериментах на поверхности Луны), выполнение научных и образовательных программ, создания ракетно-космической техники, обеспечения конкурентоспособности производственного потенциала, но не учитывает финансовые возможности государства;

третий, оптимальный - усовершенствование механизма предоставления государственной поддержки, обеспечения инвестиционной привлекательности космической деятельности и пропорционального привлечения внебюджетных средств, что даст возможность создать благоприятные условия для развития космических технологий, сформировать внутренний рынок космических услуг и повысить уровень экспортного потенциала государства.

Проблему предусматривается разрешить путем усовершенствования механизма формирования государственного заказа, внедрения государственно частного партнерства и обеспечения инвестиционной привлекательности космической деятельности в результате:

удовлетворения общественных потребностей в сфере дистанционного зондирования Земли, а также спутниковых навигационных и телекоммуникационных услуг;

расширения присутствия отечественных предприятий на мировом рынке космических услуг, обеспечения доступа в космос;

проведения научных космических исследований, прикладных научных исследований по вопросам создания перспективных образцов ракетно-космической техники и передовых технологий, реализации престижных национальных проектов, а также выполнения научно-образовательных программ;

ускорения темпов развития ракетно-космической техники и повышения ее конкурентоспособности;

углубления международного сотрудничества.

Необходимость финансирования Программы из государственного бюджета обусловлена тем, что:

космические технологии и космическая информация являются важной составляющей средств выполнения общегосударственных задач для обеспечения устойчивого развития, безопасности и обороны государства, повышения ее научно-технического потенциала;

уровень развития ракетно-космической техники определяет стратегию государства, ее возможность создавать необходимые средства сдерживания, а также обеспечивать независимый доступ в космос;

развитие космических технологий является одним из наиболее эффективных средств стимулирования развития высокотехнологических областей национальной экономики, определяющим фактором ее конкурентоспособности;

осуществление космической деятельности является весомым фактором интенсификации международного сотрудничества, инструментом интеграции государства к европейским структурам, средством приобретения Украиной статуса регионального лидера.

Задачи и мероприятия

Основными задачами Программы являются:

- обеспечение развития космических технологий и их интеграции к реальному сектору национальной экономики и сферы национальной безопасности и обороны:

- осуществление дистанционного зондирования Земли из космоса;

- усовершенствование космических систем телекоммуникации и навигации;

- осуществление космической деятельности в интересах национальной безопасности и обороны;

- проведение научных космических исследований;

- усовершенствование ракетно-космической техники и технологий ее изготовления:

- создание космических комплексов;

- обеспечение промышленно технологического развитию;

- углубление международного сотрудничества.

Паспорт Программы приведен в приложении 1, перечень задач и мероприятий по их реализации с определением сроков выполнения, объемов и источников финансирования приведен в приложении 2. Этапы выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ определяются согласно национальным стандартам.

Обеспечение развития космических технологий и их интеграции к реальному сектору национальной экономики и сферы национальной безопасности и обороны направлено на удовлетворение общественных потребностей в сфере дистанционного зондирования Земли, спутниковых навигационных и телекоммуникационных услуг путем внедрения достижений космической деятельности в реальный сектор национальной экономики для разрешения актуальных проблем субъектов хозяйственной, управленческой и научной деятельности, укрепления национальной безопасности и обороны.

Выполнение задачи "Осуществление дистанционного зондирования Земли" даст возможность удовлетворить общественные потребности в сфере дистанционного зондирования Земли путем развертывания на орбите космического аппарата наблюдения за Землей и создания эффективной наземной системы использования аэрокосмических данных, необходимых для обеспечения аэрокосмического мониторинга природопользования, а также контроля за кризисными явлениями природного и техногенного характера с целью минимизации негативных последствий для окружающей природной среды.

Предусматривается запуск на орбиту космического аппарата "Сечь-2-1", который обеспечит глобальный обзор поверхности Земли в оптическом диапазоне с пространственным различием 8 метров. Это даст возможность на должном уровне обеспечить прикладное использование данных для оценки состояния озимых культур, определения видового состава лесов, дистанционного контроля снежного покрова, классификации подстильной поверхности по покровным элементам ландшафта, поиска месторождений нефти и газа, выявления лесных и степных пожаров и тому подобное. Использование информации, полученной с космического аппарата, также даст возможность провести научные исследования с целью усовершенствования методов прогнозирования урожайности пшеницы, оценки состояния водных экотонов, мониторинга осадков, оценки влияния геодинамических факторов на экологическое состояние урбанизированных территорий, поиска нефти и газа на суходоле, комплексного мониторинга акваторий Черного и Азовского морей, контроля параметров оптических технических средств дистанционного зондирования в полете.

Запуск космического аппарата дистанционного зондирования предусматривается осуществить ракетой-носителем отечественного производства "Циклон-4" с пускового центра Алкантара (Федеральная Республика Бразилия). Принимая во внимание положения Закона Украины "О страховании", для защиты имущественных интересов государства обеспечивается страхование рисков, связанных с подготовкой космического аппарата к запуску на космодроме, запуском и эксплуатацией в космосе.

Программой предусматривается также создание оптической космической системы с пространственным различием 2,5 метра "Сечь-2М" (запуск предусматривается в 2018 году), а также выполнение начальных этапов работ относительно создания космической системы "Сечь-3Р" (запуск предусматривается в 2020 году), оборудованной современным радиолокатором с синтезированной апертурой антенны. Космический аппарат "Сеч-2М" является усовершенствованным космическим аппаратом "Сечь-2", и его создание даст возможность существенно улучшить технические характеристики системы "Сечь". Космический аппарат "Сечь-3Р" обеспечит мониторинг подстильной поверхности независимо от погодных условий, что для географических широт Украины является чрезвычайно важным. Принимая во внимание то, что такой космический аппарат в государстве разрабатывается впервые, предусмотрено создание радиолокатора, проведение его всесторонних испытаний, а также формирование технических требований к платформе космического аппарата.

Создание перспективного бортового оптического сканера высокого пространственного различения для космических аппаратов даст возможность достичь мирового уровня показателей пространственного различения и обеспечить эффективное разрешение ряда специальных задач относительно контроля окружающей природной среды. При этом комплексное использование снимков разного пространственного различия значительно повысит эффективность выполнения задач мониторинга окружающей природной среды. Запуск космического аппарата, оборудованного таким сканером, предусматривается обеспечить во время выполнения следующей космической программы.

Технологии создания космических аппаратов высокого пространственного различения (в оптическом и в радиочастотном диапазонах) имеют перспективу спроса на мировом рынке космических услуг, поэтому их разработка является актуальной.

На современном этапе развития космических технологий многопозиционные радиолокационные системы дают возможность получать пространственные изображения подстильной поверхности Земли, которая открывает новые перспективы во время интерпретации и практического использования данных (например, создание пространственных карт местности). Для освоения этой передовой технологии предусматривается создание макетного образца бистатического радиолокатора и проведения комплекса его наземных испытаний. Эта технология также имеет перспективу спроса на мировом рынке космических услуг, и ее освоение является актуальной задачей для развития космической техники.

С целью обеспечения эффективного использования спутниковых данных предусматривается разработка и внедрение промышленных технологий относительно их обработки для получения результатов подтвержденной достоверности. В связи с этим будет разработана соответствующая нормативно-законодательная база и обеспечена метрологическая поддержка составных элементов системы получения дистанционных данных путем: создания контрольно-калибровочного полигона (для контроля параметров технических средств дистанционного зондирования в полете), разработки и внедрения методов метрологической поддержки процессов и технических средств принятия, накопления, обработки и интерпретации данных дистанционного зондирования с использованием тестовых полигонов (для калибровки и валидации данных). Предусматривается, что осуществление указанных мероприятий обеспечит переход от преимущественно демонстрационного этапа использования данных дистанционного зондирования к этапу их промышленного использования. Это даст возможность легитимировать результаты обработки и интерпретации данных дистанционного зондирования.

Широкая международная кооперация, чрезвычайно важная для развития сферы космической деятельности, дает возможность оптимизировать расходы на создание космической техники, что на современном этапе становления государства является очень актуальным. Выполнение международных программ в сфере дистанционного зондирования совместно с Российской Федерацией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, странами - членами Европейского Союза и другими государствами предоставит возможность создать виртуальную группировку космических аппаратов на орбите и значительно расширить возможности использования космической информации за счет обмена данными, что актуально для всех стран, особенно во время проведения мониторинга кризисных явлений в окружающей природной среде.

Особенностью космической деятельности является необходимость расходования значительных средств без существенного экономического эффекта. Вместе с тем тенденции развития мирового рынка космических услуг свидетельствуют о неотложной потребности во всесторонней коммерциализации всех ее составляющих. Принимая во внимание это, предусматривается осуществление мероприятий по созданию внутреннего рынка космических услуг путем формирования системы распространения данных, проведения подготовки и переподготовки специалистов по дистанционному зондированию Земли по заказу заинтересованных центральных органов исполнительной власти (на бесплатной основе) и субъектов  хозяйствования (на коммерческих основах). Предприятия, которые выйдут на внутренний рынок космических услуг, в последующем будут иметь возможность диверсифицировать источники финансирования своей деятельности на международном рынке космических услуг, а, следовательно, увеличат объем отчислений в бюджет.

Выполнение задания "Усовершенствование космических систем телекоммуникации и навигации" будет способствовать формированию единого информационного пространства государства (за счет развития средств космической связи и вещания с использованием национального космического аппарата "Лебедь" на геостационарной орбите), а также обеспечит повышение эффективности функционирования транспортной системы государства (за счет внедрения спутниковых навигационных и геоинформационных технологий).

Национальная спутниковая система связи является системообразующим фактором, который дает возможность создать на ее основе ряда сервисов (телевизионные вещательные платформы, телекоммуникационные сети и тому подобное). Кроме того, во время создания этой системы предусматривается реализовать дополнительные возможности с целью выхода на региональные рынки связи Европы и Африки. Функционирование системы обеспечит предоставление значительной части населения Украины высококачественных услуг телевизионного вещания (в том числе высокой четкости), а также услуг мобильного телевизионного вещания и резервирования корпоративных телекоммуникационных сетей.

Предусматривается дальнейшее развитие Системы координатно-часового и навигационного обеспечения с использованием информации, полученной от иностранных глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС (Российская Федерация), GPS (США), Galileo (Европейский Союз).

Учитывая то, что для обеспечения приемлемого уровня погрешностей определения координат большинство пользователей этих систем используют наземные сети контрольно-корректирующих станций с распространением корректирующей информации наземными и спутниковыми каналами связи, предусматривается осуществить мероприятия по дальнейшему развитию в государстве этих сетей на двух уровнях: национальном - для получения субметрового уровня погрешностей и региональном - для получения сантиметрового уровня погрешностей.

Предусмотренное Программой применения украинских станций в европейском (EGNOS) и русском (СДКМ) спутниковых функциональных дополнениях глобальных навигационных спутниковых систем с распространением данных Системы координатно-часового и навигационного обеспечения на основе международных стандартов даст возможность сделать использование передовых информационных технологий нормой повседневной жизни граждан Украины.

Кроме того, предусматривается создать интегрированную многофункциональную Систему контроля и анализа космической обстановки, которая обеспечит мониторинг космических объектов с использованием радиолокационных, квантово-оптических и оптико-электронных средств (с целью поиска и наблюдения за фрагментами космического мусора), определения и прогнозирования орбит космических аппаратов, прогнозирования времени и районов падения потенциально опасных космических объектов, решения задач специального характера.

С целью повышения эффективности функционирования Системы контроля и анализа космической обстановки в дальнейшем предусматривается ее дооснащение современной наземной радиолокационной станцией с многолучевыми цифровыми антенными решетками и создание многопозиционного наземного комплекса наблюдения за космическими объектами в оптическом диапазоне. Впервые за время независимости для этого будут использованы все имеющиеся в государстве квантово-оптические и оптико-электронные средства.

Создаваемая Система контроля и анализа космической обстановки является источником стратегической информации о деятельности международного содружества в космосе и одним из элементов обеспечения безопасности и обороны государства.

Выполнение задания "Осуществление космической деятельности в интересах национальной безопасности и обороны" будет способствовать обеспечению долгосрочных интересов государства в сфере национальной безопасности и обороны за счет развития космических технологий оборонного и двойного назначения.

Учитывая то, что одной из основных тенденций современного развития военного дела является информатизация, предусматривается осуществление мероприятий по существенному повышению ее уровня в государственных органах, которые осуществляют полномочия в сфере национальной безопасности и обороны, особенно во время выполнения оперативных заданий. Это предусматривается достичь за счет контроля космического пространства, спутниковой связи и навигации, а также выполнения работ по оснащению воинских и специальных подразделений современной отечественной аппаратурой, в которой используется информация космических систем.

Выполнение задания "Проведение научных космических исследований" обеспечит ускорение научного прогресса путем проведения научных космических исследований преимущественно при участии украинских ученых в международных программах по исследованию космического пространства в мирных целях и инициирование реализации престижных отечественных научных космических проектов, выполнение прикладных научных исследований относительно создания перспективных образцов ракетно-космической техники и передовых технологий, разработки научно-образовательных программ.

Приоритетным является развитие тех направлений космических исследований, которые при условии широкого международного сотрудничества дают возможность получить результаты, соответствующие современному мировому уровню. В первую очередь это исследования, которые проводятся научными школами в сфере солнечно-земных связей, астрофизики, космической биологии, материаловедения,  исторически сложившихся в Украине.

В современном мире формирование адекватных ответов на вызовы, связанные с глобальными изменениями окружающей природной среды, ухудшением экологической ситуации, а также природными и техногенными катастрофами, является задачей, жизненно необходимой для общества. Важную роль в этих процессах играет фактор влияния "космической погоды" (или солнечно-земных связей) на живой и неживой мир Земли. Принимая во внимание это, исследованию "космической погоды" в мировой науке уделяется значительное внимание. В Украине исторически сложилась научная школа мирового уровня по исследованию "космической погоды", которой инициировано проведение международного эксперимента "Ионосат" относительно исследования характеристик пространственного распределения электромагнитных параметров околоземной плазмы, в частности с целью поиска ее адекватных отзывов на влияние факторов,  предшествующих землетрясениям. Первый этап этого эксперимента под названием "Потенциал" реализован на борту космического аппарата "Сечь-2". Реализацию второго этапа под названием "Ионосат-микро" предусматривается выполнить на борту специально созданного научного космического аппарата "Микросат-м" (запуск ракетой "Циклон-4" в 2014 году). Третий (основной) этап эксперимента - "Ионосат-стандарт" будет реализован с использованием группировки из трех космических аппаратов "МИКРОСАТ-С" во время выполнения следующей космической программы. Ввиду значительного интереса мирового научного сообщества к космическому эксперименту "Ионосат", его реализация даст возможность повысить престиж украинской науки на мировом уровне, будет способствовать интеграции украинских ученых в мировую систему космических научных исследований, обеспечит эксперименты по инициативе отечественных ученых инвестиционную привлекательность.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Закон Украины от 5 сентября 2013 года №439-VII
"Об утверждении Общегосударственной целевой научно-технической космической программы Украины на 2013-2017 годы"

О документе

Номер документа:439-VII
Дата принятия: 05/09/2013
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:02/10/2013
Органы эмитенты: Парламент

Опубликование документа

"Голос Украины" от 1 октября 2013 года №182

Официальный вестник Украины от 11 октября 2013 года №76, стр.14, статья 2811, код акта 69019/2013

"Правительственный курьер" от 16 октября 2013 года №189

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящий Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования - 2 октября 2013 года.