Действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

В соответствии с пунктом 4 данного документа настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования - с 23 августа 2013 года.

Зарегистрирован

Министерством юстиции Украины

19 июля 2013 года

№1223/23755

ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

от 27 июня 2013 года №628

Об утверждении Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета 2 "Консолидированная финансовая отчетность"

(В редакции Приказов Министерства финансов Украины от 20.06.2018 г. №564, 12.01.2023 г. №18)

В соответствии со статьей 6 Закона Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине", ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 "Консолидированная финансовая отчетность", которое прилагается.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства финансов Украины от 30 июля 1999 года № 176 "Об утверждении Положения (стандарта) бухгалтерского учета", зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 12 августа 1999 года за № 553/3846 (с изменениями).

3. Департаменту налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета (Чмерук М.О.) в установленном порядке обеспечить:

представление настоящего приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины;

обнародование настоящего приказа.

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра Мярковского А.И.

Министр

Ю.Колобов

 

Утверждено Приказом Министерства финансов Украины от 27 июня 2013 года № 628

Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета 2 "Консолидированная финансовая отчетность"

(В тексте настоящего Национального положения (стандарта) слова "Положение (стандарт)" во всех падежах и числах заменены словами "Национальное положение (стандарт)" в соответствующих падежах и числах в соответствии с Приказом Министерства финансов Украины от 12.01.2023 г. №18)
(см. предыдущую редакцию)

І. Общие положения

1. Данное Национальное положение (стандарт) определяет порядок составления консолидированной финансовой отчетности и общие требования к раскрытию информации относительно составления консолидированной финансовой отчетности.

2. Нормы настоящего национального положения (стандарта) применяются предприятиями, которые контролируют другие предприятия (материнские предприятия), кроме материнских предприятий, которые в соответствии с законодательством составляют финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности.

Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся субъекты государственного сектора экономики, и органы, которые осуществляют управление имуществом субъектов коммунального сектора экономики, применяют нормы настоящего Национального положения (стандарта) для составления отдельной и консолидированной финансовой отчетности в отношении таких предприятий.

После объединения предприятий материнским предприятием составляется консолидированная финансовая отчетность за группу предприятий, входящих в состав такого объединения, в порядке, определенном этим национальным положением (стандартом).

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Приказом Министерства финансов Украины от 12.01.2023 г. №18)
(см. предыдущую редакцию)

3. Данное Национальное положение (стандарт) не распространяется на программы выплат после окончания трудовой деятельности или другие долгосрочные программы выплат работникам, которые регулируются Национальным положением (стандарт) (стандартом) бухгалтерского учета 26 "Выплаты работникам", утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 28 октября 2003 года № 601, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 10 ноября 2003 года за № 1025/8346 (с изменениями).

4. Термины, которые используются в национальных положениях (стандартах) бухгалтерского учета, имеют такие значения:

властные полномочия - полномочия, объем которых предоставляет возможность предприятию-инвестору, как правило, единолично управлять наиболее значимыми видами деятельности, которые существенно влияют на формирование финансового результата предприятия, которое является объектом инвестиций, в частности через формирование уполномоченного органа управления, определение финансовой, инвестиционной и коммерческой политики, и контроль за их реализацией;

внутригрупповые операции - операции между материнским и дочерними предприятиями или между дочерними предприятиями одной группы;

внутригрупповое сальдо - сальдо дебиторской задолженности и обязательств на дату баланса, которое образовалось в результате внутригрупповых операций;

группа-группа юридических лиц, состоящая из предприятия, которое контролирует другие предприятия (материнское предприятие), и всех предприятий, которые им контролируются (дочерних предприятий);

неконтролируемая доля - часть чистой прибыли (убытка), совокупного дохода и чистых активов дочернего предприятия, которая не принадлежит материнскому предприятию (прямо или через другие дочерние предприятия);

нереализованные прибыли и убытки от внутригрупповых операций - прибыли и убытки, которые возникают в результате внутригрупповых операций (продажи товаров, продукции, выполнения работ, услуг и тому подобное) и включаются в балансовую стоимость активов предприятия;

права защиты интересов инвесторов - полномочия, ограниченный объем которых дает предприятию-инвестору только возможность защитить свои права и интересы относительно предприятия, которое является объектом инвестиций, без предоставления возможности управлять наиболее значимыми видами деятельности.

(В пункт 4 внесены изменения в соответствии с Приказом Министерства финансов Украины от 12.01.2023 г. №18)
(см. предыдущую редакцию)

5. Предприятия, контролирующие другие предприятия (материнские предприятия), кроме финансовой отчетности о собственных хозяйственных операциях, составляют консолидированную финансовую отчетность группы в порядке, определенном настоящим Национальным положением (стандартом).";

абзацы шестой-девятый пункта 6 заменить абзацами шестым-двадцать первым следующего содержания:

"Группы делятся на малые, средние или большие.

Малыми группами считаются группы, показатели годовой консолидированной финансовой отчетности которых на дату составления годовой консолидированной финансовой отчетности соответствуют как минимум двум из следующих критериев:

балансовая стоимость активов-до 4 миллионов евро включительно;

чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) - до 8 миллионов евро включительно;

среднее количество работников-до 50 человек включительно.

Средними группами считаются группы, которые не соответствуют критериям для малых групп и показатели годовой консолидированной финансовой отчетности которых на дату составления годовой консолидированной финансовой отчетности соответствуют по меньшей мере двум из следующих критериев:

балансовая стоимость активов-до 20 миллионов евро включительно;

чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) - до 40 миллионов евро включительно;

среднее количество работников-до 250 человек включительно.

Большими группами считаются группы, показатели годовой консолидированной финансовой отчетности которых на дату составления годовой консолидированной финансовой отчетности соответствуют по меньшей мере двум из следующих критериев:

балансовая стоимость активов-более 20 миллионов евро;

чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) - более 40 миллионов евро;

среднее количество работников-более 250 человек.

Для определения соответствия критериям, установленным в евро, применяется официальный курс гривны к иностранным валютам (средний за период), рассчитанный на основании официальных валютных курсов Национального банка Украины, которые устанавливались для евро в течение соответствующего года.

Если на дату составления годовой консолидированной финансовой отчетности группа, показатели годовой консолидированной финансовой отчетности которой в течение двух лет подряд (за отчетный год и год, предшествующий отчетному) не соответствуют критериям группы, к которой она отнесена, такая группа относится к соответствующей группе, критериям которой соответствуют показатели годовой консолидированной финансовой отчетности по результатам отчетного периода.

Малые и средние группы (кроме групп, в составе которых есть предприятия, представляющие общественный интерес) освобождаются от обязательного составления консолидированной финансовой отчетности.

(Пункт 5 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министерства финансов Украины от 12.01.2023 г. №18)
(см. предыдущую редакцию)

6. Материнское предприятие не подает консолидированную финансовую отчетность при наличии всех таких условий:

1) если оно является дочерним предприятием другого предприятия (полностью или частично принадлежит другому предприятию);

2) владельцы неконтролируемой доли проинформированы об этом и не возражают;

3) если оно не является эмитентом ценных бумаг;

4) если его материнское предприятие составляет консолидированную финансовую отчетность, которая является общедоступной.

Предприятия, которые контролируют другие предприятия (кроме предприятий, представляющих общественный интерес), могут не подавать консолидированную финансовую отчетность, если вместе с контролируемыми предприятиями их показатели на дату составления годовой финансовой отчетности не превышают двух из следующих критериев:

балансовая стоимость активов - до 4 миллионов евро;

чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) - до 8 миллионов евро;

среднее количество работников - до 50 человек.

(В пункт 6 внесены изменения в соответствии с Приказом Министерства финансов Украины от 20.06.2018 г. №564)
(см. предыдущую редакцию)

7. В консолидированную финансовую отчетности включают показатели финансовой отчетности материнского предприятия и всех дочерних предприятий.

Дочернее предприятие считается контролируемым со стороны материнского предприятия при наличии всех таких условий:

1) материнское предприятие имеет властные полномочия относительно дочернего предприятия;

2) результаты деятельности дочернего предприятия непосредственно будут приводить к изменениям в составе и стоимости активов, обязательств, собственного капитала материнского предприятия;

3) материнское предприятие имеет фактическую возможность для осуществления властных полномочий.

Наличие прав защиты интересов инвестора не является признаком контроля.

Примеры властных полномочий, признаков наличия властных полномочий у предприятия-инвестора, наиболее значимых видов деятельности, прав защиты интересов инвесторов приведены в приложении к данному Национальному положению (стандарту).

8. В случае, если дочернее предприятие перестает быть контролируемым, материнское предприятие:

1) не включает показатели такого дочернего предприятия в консолидированную финансовую отчетность;

2) признает финансовые инвестиции в дочернее предприятие по справедливой стоимости и отображает их, а также любую дебиторскую задолженность и обязательства в расчетах с дочерним предприятием в соответствии с соответствующими национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета;

3) прекращает признавать другой совокупный доход, связанный с таким дочерним предприятием, в порядке, предусмотренном соответствующими национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета для выбытия активов и обязательств;

4) признает доходы и расходы, связанные с потерей контроля.

ІІ. Порядок составления консолидированной финансовой отчетности

1. Финансовая отчетность материнского предприятия и его дочерних предприятий, которая используется при составлении консолидированной финансовой отчетности, составляется за тот же отчетный период и на ту же дату баланса.

2. Консолидированную финансовую отчетность составляют из финансовой отчетности группы с использованием единой учетной политики для подобных операций и других событий при схожих обстоятельствах. Если в составе группы есть предприятие, которое применяет учетную политику, отличную от принятой в консолидированной финансовой отчетности для подобных операций и событий при схожих обстоятельствах, то при составлении консолидированной финансовой отчетности в его финансовой отчетности делается соответствующая корректировка.

(Пункт 2 изложен в новой редакции в соответствии с Приказом Министерства финансов Украины от 12.01.2023 г. №18)
(см. предыдущую редакцию)

3. Консолидированная финансовая отчетность составляется путем упорядоченного добавления показателей финансовой отчетности дочерних предприятий к аналогичным показателям финансовой отчетности материнского предприятия.

Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся субъекты государственного сектора экономики, и органы, которые осуществляют управление имуществом субъектов коммунального сектора экономики, составляют отдельную консолидированную финансовую отчетность путем упорядоченного сложения аналогичных показателей финансовой отчетности таких предприятий.

(В пункт 3 внесены изменения в соответствии с Приказом Министерства финансов Украины от 20.06.2018 г. №564)
(см. предыдущую редакцию)

4. При составлении консолидированной финансовой отчетности подлежат исключению:

1) балансовая стоимость финансовых инвестиций материнского предприятия в каждое дочернее предприятие и доля материнского предприятия в капитале каждого дочернего предприятия;

2) сумма внутригрупповых операций и внутригруппового сальдо;

3) сумма нереализованных прибылей и убытков от внутригрупповых операций (кроме убытков, которые не могут быть возмещены).

5. Материнское предприятие для составления консолидированной финансовой отчетности определяет неконтролируемую долю в собственном капитале, чистой прибыли (убытке) и совокупном доходе дочерних предприятий. Неконтролируемая доля определяется как произведение процента имеющихся голосов, которые не принадлежат материнскому предприятию, в соответствии с собственным капиталом, чистой прибылью (убытком) и совокупным доходом дочерних предприятий с учетом суммы нереализованной прибыли (убытка) от внутригрупповых операций (кроме случаев, связанных с объединением (приобретением) предприятий).

6. Если дочерним предприятием выпущены привилегированные акции, которые классифицируются как инструменты собственного капитала, по которым накапливается сумма дивидендов и которые находятся во владении за пределами группы, то материнское предприятие рассчитывает свою долю прибыли или убытка после корректировки на сумму дивидендов по привилегированным акциям дочернего предприятия независимо от объявления дивидендов.

7. Стоимость гудвила, который возникает при консолидации финансовой отчетности материнского предприятия и финансовой отчетности дочерних предприятий, и стоимость неконтролируемой доли при объединении (приобретении) предприятий определяются в соответствии с Национальным положением (стандарт)(стандартом) бухгалтерского учета 19 "Объединения предприятий", утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 07 июля 1999 года № 163, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 23 июля 1999 года за № 499/3792 (с изменениями).

8. Курсовые разницы, которые возникают во время пересчета показателей финансовой отчетности дочерних предприятий, которые расположены за пределами Украины, в валюту Украины определяются в соответствии с Национальным положением (стандарт) (стандартом) бухгалтерского учета 21 "Влияние изменений валютных курсов", утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 10 августа 2000 года № 193, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 17 августа 2000 года за № 515/4736 (с изменениями).

ІІІ. Раскрытие информации в финансовой отчетности

1. В консолидированной финансовой отчетности неконтролируемая доля в собственном капитале, чистой прибыли (убытке) и совокупном доходе в консолидированной финансовой отчетности приводится отдельно.

2. В примечаниях к консолидированной финансовой отчетности приводится информация про:

1) перечень дочерних предприятий, которые контролируются материнским предприятием, с указанием названия дочерних предприятий, страны регистрации и местонахождения, доли в капитале, доли в распределении голосов (в случае, если она не совпадает с долей в капитале), другой формы контроля;

2) причины, по которым показатели финансовой отчетности дочернего предприятия не включены в консолидированную финансовую отчетность;

3) перечень дочерних предприятий, над которыми потерян контроль в течение отчетного периода;

4) названия предприятий, в которых предприятию, которое отчитывается, прямо или опосредствовано (через дочерние предприятия) принадлежит больше половины голосов, но которое по причинам отсутствия контроля не является дочерним предприятием;

5) влияние приобретения или продажи дочерних предприятий на финансовое состояние (на дату баланса), финансовые результаты отчетного периода и такие же показатели предыдущего периода;

6) Исключен в соответствии с Приказом Министерства финансов Украины от 12.01.2023 г. №18

(см. предыдущую редакцию)

3. Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся субъекты государственного сектора экономики, и органы, которые осуществляют управление имуществом субъектов коммунального сектора экономики, в примечаниях к консолидированной финансовой отчетности приводят информацию о финансовых инвестициях (вложениях) в ценные бумаги и в уставные капиталы предприятий по каждому предприятию с указанием размера доли в капитале таких предприятий.

(Пункт 3 введен в соответствии с Приказом Министерства финансов Украины от 20.06.2018 г. №564)

Директор Департамента налоговой таможенной политики и методологии бухгалтерского учета

М.О.Чмерук

 

Приложение

к Национальному положению (стандарту) бухгалтерского учета 2 "Консолидированная финансовая отчетность" (пункт 7 раздела I)

1. Примеры властных полномочий:

1) право голоса (или потенциальное право голоса) в дочернем предприятии;

2) право назначать, переводить на другую должность или увольнять ведущий управленческий персонал дочернего предприятия, который может руководить наиболее значимыми видами деятельности;

3) право избирать или отстранять другое предприятие, которое может руководить наиболее значимыми видами деятельности;

4) право требовать осуществления определенных операций или накладывать вето на осуществление операций в пользу материнского предприятия;

5) другие права, которые предоставляют держателю способность руководить наиболее значимыми видами деятельности.

2. Примеры признаков наличия властных полномочий у предприятия-инвестора:

1) предприятие-инвестор может назначать или утверждать ведущий управленческий персонал предприятия, которое является объектом инвестиций, который имеет возможность руководить наиболее значимыми видами деятельности;

2) предприятие-инвестор может требовать от предприятия, которое является объектом инвестиций, осуществления определенных операций или может наложить вето на осуществление таких операций;

3) предприятие-инвестор может играть решающую роль в процессе выдвижения кандидатур выборных членов руководящего органа предприятия, которое является объектом инвестиций, или в процессе получения доверенности на голосование от других держателей права голоса;

4) ведущий управленческий персонал предприятия, которое является объектом инвестиций, является связанной стороной предприятия-инвестора;

5) большинство членов руководящего органа предприятия, которое является объектом инвестиций, является связанными сторонами предприятия-инвестора;

6) ведущий управленческий персонал предприятия, которое является объектом инвестиций, который имеет возможность руководить наиболее значимыми видами деятельности, представлен нынешними или бывшими работниками предприятия-инвестора;

7) деятельность предприятия, которое является объектом инвестиций, зависит от предприятия-инвестора, например, в вопросах:

финансирования значительной части деятельности;

гарантирования значительной части обязательств;

предоставления важных услуг, технологий, материалов или сырья;

контроля над активами, такими как лицензии или торговые марки, которые являются необходимыми для проведения деятельности;

кадрового обеспечения персоналом, который владеет специализированными знаниями, необходимыми для проведения деятельности;

8) значительная часть деятельности предприятия, которое является объектом инвестиций, осуществляется или с участием предприятия-инвестора, или от его имени;

9) риски или выгоды предприятия-инвестора относительно результатов деятельности объекта инвестирования непропорционально больше, чем его право голоса или другие подобные права.

3. Примеры наиболее значимых видов деятельности:

1) приобретение и продажа товаров, предоставление услуг, выполнение работ;

2) управление финансовыми активами;

3) отбор поставщика активов и их ассортимента, приобретение или продажа активов;

4) исследование и разработка новых продуктов, материалов, приборов, продукции, процессов, систем или услуг;

5) определение структуры финансирования хозяйственной деятельности или отдельных проектов и/или привлечение кредитов (ссуд), эмиссии инструментов собственного капитала, долговых ценных бумаг.

4. Примеры прав защиты интересов инвесторов:

1) право кредитора запрещать заемщику проводить деятельность, которая может существенно изменить кредитный риск заемщика во вред кредитору;

2) право стороны, которой принадлежит неконтролируемая доля в предприятии, которое является объектом инвестиций, согласовывать решения относительно инвестиционной деятельности в сумме больше, чем требуется в нормальном процессе хозяйственной деятельности, или принимать решения относительно эмиссии инструментов собственного капитала или долговых ценных бумаг;

3) право кредитора требовать ограничения права распоряжения активами заемщика, в случае, если заемщик не выполняет определенных условий погашения кредита.


 

Приказ Министерства финансов Украины от 27 июня 2013 года №628
"Об утверждении Национального положения (стандарта) бухгалтерского учета 2 "Консолидированная финансовая отчетность"

О документе

Номер документа:628
Дата принятия: 27.06.2013
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:23.08.2013
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Официальный вестник Украины от 23 августа 2013 года №62, стр. 464, статья 2256, код акта 68270/2013

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 4 данного документа настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования - с 23 августа 2013 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 12.01.2023  документом  Приказ Министерства финансов Украины Об утверждении Изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету № 18 от 12.01.2023
Вступила в силу с: 17.02.2023


Редакция от 20.06.2018, принята документом Приказ Министерства финансов Украины Об утверждении Изменений в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по... № 564 от 20/06/2018
Вступила в силу с: 03.08.2018


Первоначальная редакция от 27.06.2013