База данных

Дата обновления БД:

17.02.2020

Добавлено/обновлено документов:

21 / 108

Всего документов в БД:

98030

Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 6 августа 2013 года №573

Об утверждении Стратегии развития менеджмента публичных финансов на 2013-2020 годы

Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Стратегию развития менеджмента публичных финансов на 2013-2020 годы (прилагается).

2. Министерству финансов ежегодно разрабатывать План действий по внедрению Стратегии развития менеджмента публичных финансов на 2013-2020 годы.

3. Вовлеченным государственным учреждениям оказывать содействие в достижении долгосрочных и краткосрочных задач указанных Плана и Стратегии.

4. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Министерство финансов.

 

Премьер-министр

Юрие Лянкэ

 

Контрасигнует:

министр финансов

 

Вячеслав Негруца

 

Утверждена Постановлением Правительства Республики Молдова от 6 августа 2013 года №573

Стратегия развития менеджмента публичных финансов на 2013-2020 годы

Глава I
Введение

С момента провозглашения независимости Республика Молдова проводила и продолжает проводить жесткие реформы в сфере управления публичными финансами, получая поддержку партнеров по развитию и международных финансовых организаций. Усилия в области реформ закреплены в планах действий по реализации национальных стратегий развития. Такой же подход используется и при реализации Национальной стратегии развития "Молдова 2020".

Одним из наиболее значимых недавних событий в рамках реформы менеджмента публичных финансов стала разработка проекта закона о публичных финансах и бюджетно-налоговой ответственности, который был представлен Парламенту 17 октября 2011 г. Главные задачи и краткий обзор основных изменений, предусмотренных в законопроекте, содержатся в главе 3 настоящей Стратегии. На данный момент проект закона находится в стадии подготовки к рассмотрению во втором чтении в Парламенте и был предметом консультаций с Международным валютным фондом и другими партнерами по развитию. Принятие и вступление в силу этого закона станут важным шагом в проведении реформ менеджмента публичных финансов, способствуя дальнейшей модернизации и консолидации национальной системы менеджмента публичных финансов.

Молдова имеет обширную программу реформ по всем компонентам и тематическим областям менеджмента публичных финансов. Существует ряд стратегий по реформированию и развитию публичного сектора, предусматривающих пересмотр законодательных и нормативных актов, а также ряд планов действий, охватывающих некоторые насущные проблемы, которые влияют на публичные финансы. Это объясняет, почему Молдова нуждается в стратегии по улучшению менеджмента публичных финансов.

Управление публичными финансами является неотъемлемой частью экономического менеджмента. Следовательно, менеджмент публичных финансов является важным инструментом для обеспечения фискальных политик и выполнения итоговой задачи по устойчивому росту и развитию.

Правительство стремится к осуществлению высоких стандартов ответственности и прозрачности в публичном секторе, которые являются основополагающими для предоставления публичных услуг и для осуществления другой деятельности, относящейся к полномочиям Правительства.

Ответственным за Стратегию развития менеджмента публичных финансов на 2013-2020 годы (в дальнейшем – Стратегия) является Министерство финансов.

Цель настоящей Стратегии состоит в представлении свода проводимых реформ путем объединения в одном документе целого ряда выполняемых политических действий и стратегий в отношении многих важных компонентов менеджмента публичных финансов. Стратегия дает возможность представить нынешнее состояние в менеджменте публичных финансов, с кратким изложением стоящих на высоком уровне как краткосрочных задач, так и долгосрочных целей по реализации европейских и международных стандартов  и практик.

Очень важно подчеркнуть тот факт, что включение менеджмента публичных финансов в консолидированную стратегию является комплексным и динамичным процессом. Менеджмент публичных финансов охватывает широкий и диверсифицированный спектр тематических областей, взаимодействующих различными способами и на разных уровнях. Реформу менеджмента публичных финансов нельзя рассматривать статически, а это означает, что меры и приоритеты необходимо  всегда рассматривать в контексте меняющихся обстоятельств и новых идей. Следовательно, настоящая Стратегия должна действовать как общее руководство по реформе менеджмента публичных финансов и скорее интегрировать, чем дублировать существующую стратегическую систему, специфичную для компонентов менеджмента публичных финансов.

Приложение №1 к настоящей Стратегии содержит суммарную таблицу оценки публичных расходов и финансовой отчетности 2011.

Приложение №2 к настоящей Стратегии содержит список нормативных и законодательных актов, относящихся к Стратегии.

Глава II
Стратегия развития менеджмента публичных финансов в макроэкономическом контексте

2.1. Анализ макроэкономической ситуации

Настоящая глава содержит краткий анализ макроэкономического и фискального развития экономики Республики Молдова за три года, предшествующих Стратегии, и справку о последних экономических тенденциях.

Развитие реального сектора

В период 2000-2008 гг. после значительного снижения объема продукции, связанного с началом переходного периода, экономика Республики Молдова пережила период устойчивого экономического роста и сокращения уровня бедности при среднегодовом темпе роста реального ВВП в 5,9%. В этот период экономический рост был обусловлен ростом совокупного спроса, который в свою очередь был основан на значительном увеличении денежных переводов от молдавских граждан, работающих за рубежом. Эти потоки денежных переводов поддержали доходы и потребительские расходы домохозяйств, способствуя значительному снижению уровня бедности, отмеченного в отчетном периоде.

Воздействие международного финансового кризиса на экономику Республики Молдова явно ощущалось в 2009 году, когда объем  реального ВВП снизился на 6%. Экономика восстановилась в 2010 году, когда был отмечен рост реального ВВП на 7,1%. После этого последовало дальнейшее увеличение на 6,8%. Возобновление роста в последние два года основано на увеличении внутреннего спроса (подпитываемого денежными переводами, расширением кредитования и притоком капитала), а также на увеличении объема экспорта (которое отражает внешний спрос на экспортные отрасли Республики Молдова и повышение доступа к рынкам СНГ и ЕС). Усилия по реформированию поддерживались программой Международного валютного фонда, а также помощью партнеров по развитию/донорами, в том числе грантом макрофинансовой помощи от ЕС.

Последние макроэкономические показатели свидетельствуют о том, что в 2012 году отмечено снижение экономической активности. Последние предварительные оценки ВВП показывают, что в 2012 году реальный ВВП снизился незначительно, примерно на 0,8% по сравнению с тем же периодом 2011 года. Ожидается, что в 2013-2014 годах рост ВВП составит около 3,5-4,5% в год.

Денежно-кредитная политика

Средний уровень инфляции в 2011 году составил 7,6%, превысив уровень в 7,4%, достигнутый в 2010 году, которому, в свою очередь, предшествовал средний уровень нулевой инфляции 2009 года, сопровождаемый снижением объемов продукции. Рост цен в 2011 году отражает рост мировых цен на продовольствие, а также повышение в Республике Молдова регулируемых тарифов на энергоносители, тарифов на газ и тепловые агенты.

В 2012 году уровень инфляции снизился, составив 4,6%. Снижение уровня инфляции в 2012 году отражает замедление экономического роста и снижение мировых цен на ключевые компоненты индекса потребительских цен.

Задачи денежно-кредитной политики в Республике Молдова ориентированы на удержание инфляции в пределах установленного диапазона (плюс/минус) 1,5% вокруг инфляционного таргета в 5%. Это достигается инструментами денежно-кредитной политики, а также операциями по стерилизации для управления избыточной ликвидностью на денежном рынке.

Чтобы стабилизировать инфляционные ожидания и способствовать достижению инфляционного таргета Национальный банк Молдовы облегчил денежно-кредитные условия в 2012 году, в частности, произведено два снижения процентной ставки на 2% каждое (с 8,5-4,5%), в то время как обязательная норма резервов поддерживалась на уровне 2011 года, и на 14% в конце 2012 года.

Местная банковская система характеризуется прочной базой капитала и адекватной ликвидностью, доступностью и устойчивостью к потрясениям.

В октябре 2012 года доля неработающих кредитов в общем объеме кредитов составила 14,4%, увеличившись на 3,7% по сравнению с показателями конца 2011 года.

Бюджетно-налоговая политика

Снижение реального ВВП в 2009 году сопровождалось значительным ухудшением бюджетного дефицита, потребовавшим усилий по восстановлению финансовой стабильности. Бюджетные антикризисные меры сочетают снижение текущих расходов, а именно публичных расходов на заработную плату, расходов на товары и услуги, и увеличение адресной социальной помощи и публичных инвестиций для поддержки будущего экономического роста. Дефицит бюджета снизился с 6,35% ВВП в 2009 году до 2,5% в 2010 году, с последующим сокращением примерно до 2,4% в 2011 году.

Бюджет на 2012 год подтверждает дефицит в размере 2,1% ВВП. Изменения в доходной части показали рост в объеме акцизов и восстановление налога на прибыль корпораций в 12%. Вместе с тем доходы недостаточны, отражая снижение экономического роста и слабые места в сборе доходов. Бюджетный баланс в 2012 году также пострадал от обязательств по незапланированным/небюджетированным расходам и задержек в получении запланированной внешней помощи.

Размер публичного долга и гарантированного публичного долга в виде доли в ВВП незначителен и характеризуется тенденцией к снижению в течение последних трех лет. В конце 2012 года публичный долг и гарантированный публичный долг в виде доли ВВП составили 33,2% по сравнению с 31,9% в конце 2010 года.

Международный экономический контекст

Экономика Республики Молдова уязвима к неблагоприятным внешним потрясениям на рынках, имеющих важное значение для экспорта Республики Молдова, и/или в странах, принимающих молдавских мигрантов. Дефицит текущего счета в виде доли ВВП увеличился с 7,7% в 2010 году до 11,3% ВВП в 2011 году и снизился на 7% в 2012 году.

Обменный курс национальной валюты отражает рыночные условия, с ограничением вмешательств единообразными колебаниями, оставаясь стабильным в последние годы. Валовые официальные резервы увеличились в последние три года. Таким образом, в конце 2010 года сумма валовых официальных резервов составила 1718 млн. долларов США, по сравнению с 1480 млн. долларов США в конце 2009 года. В конце 2012 года сумма валовых официальных резервов увеличилась на 28,0% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 2515,0 млн. долларов США, что соответствует примерно 4,9 месяцам импорта.

Институциональные и организационные механизмы

Годовой бюджет Бюджетного прогноза на среднесрочный период Республики Молдова действует в общих макроэкономических рамках. Прогнозы основных макроэкономических показателей разрабатываются Министерством экономики (касается прогнозов динамики ВВП и его компонентов), которые представляются при участии Министерства труда, социальной защиты и семьи, Национального бюро статистики и Национального банка Молдовы.

Что касается кризисного менеджмента, Постановлением Правительства №449 от 2 июня 2010 года был создан Национальный комитет по финансовой стабильности, который обеспечивает разработку политик, задуманных как ответ на возможные системные кризисы в финансовом секторе.

2.2. Макроэкономические прогнозы и цели политики

Конечной целью настоящей Стратегии является сохранение финансовой стабильности и реализация экономических политик, благоприятных для эффективного роста, а также среднесрочного и долгосрочного развития Республики Молдова. В настоящем разделе предлагается обобщить основные направления политики, таким образом он представляет собой декларацию о намерениях относительно разработки и реализации экономической политики в ближайшие годы.

Экономический рост и развитие

Взгляд Республики Молдова на экономический рост и перспективы развития на среднесрочный и долгосрочный периоды представлен в Национальной стратегии развития "Молдова 2020". Данная Стратегия предусматривает преобразования, касающиеся модели экономического роста Республики Молдова, и разработку концепции перехода от текущего внутреннего потребления, финансируемого за счет денежных переводов, к модели, основанной на повышении внешних и внутренних инвестиций и на увеличении экспорта товаров и услуг, направленной на создание рабочих мест и повышение экономического благосостояния в ближайшие годы.

Программа реформ, предусмотренная в Национальной стратегии развития "Молдова 2020", основана на анализе ограничений для экономического роста в Республике Молдова. Этот анализ определил семь приоритетных отраслей, а именно: образование, дорожная инфраструктура, доступ к финансированию, деловая среда, реформа энергетического сектора, пенсионная реформа и реформа в сфере юстиции.

Примечательно, что по сравнению с предыдущими стратегическими документами в Национальной стратегии развития "Молдова 2020" отсутствует подробный план действий для ее реализации. Стратегия представляет собой видение роста и развития Республики Молдова, избегая сфер пересечения с существующими отраслевыми стратегиями. Кроме того, она отражает гибкость планов действий Правительства и компетентных министерств как способ облегчить прогресс в достижении общих целей Стратегии.

Бюджетно-налоговая политика

Реформы в сфере прогнозирования и проведения финансовой политики играют основополагающую роль в поддержке реализации задач, включенных в Национальную стратегию развития "Молдова 2020", и повышении эффективности экономического менеджмента в стране.

Реализация бюджетно-налоговой политики осуществляется в макроэкономических рамках, которые предусматривают рост реального ВВП в среднесрочной и долгосрочной перспективе на 5%. Бюджетный прогноз на среднесрочный период будет способствовать дальнейшему укреплению бюджетно-налоговой стабильности с дефицитом почти в 2,4-3% ВВП на среднесрочный период. В среднесрочной перспективе расходы национального публичного бюджета как и доля в ВВП снизятся согласно ожиданиям примерно с 40,3% в 2012 году до 38% к 2016 году. Предусмотрено дальнейшее сокращение текущих расходов, в то время как планируемое увеличение социальной помощи и публичных инвестиций будет поддерживать экономический рост и благосостояние. Программа на среднесрочный период предусматривает уровень общих доходов в 36,7% в виде доли ВВП в 2014 году и сокращение ВВП до 34,9% к 2016 году.

Денежно-кредитная политика

Денежно-кредитная политика будет основываться на таргетировании инфляции. Направления денежно-кредитной политики будут ориентированы на сдерживание инфляции в пределах (плюс/минус) 1,5% вокруг инфляционного таргета в 5%.

Обменный курс национальной валюты будет определяться спросом и предложением валюты, при этом официальные меры ограничатся выравниванием колебаний валютного рынка. Гибкость обменного курса освобождает денежно-кредитную политику от необходимости сосредоточиться на достижении среднесрочных инфляционных таргетов и в то же время облегчает поглощение внешних потрясений.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Стратегия развития менеджмента публичных финансов на 2013-2020 годы
Глава I
Введение
Глава II
Стратегия развития менеджмента публичных финансов в макроэкономическом контексте
2.1. Анализ макроэкономической ситуации Развитие реального сектора Денежно-кредитная политика Бюджетно-налоговая политика Международный экономический контекст 2.2. Макроэкономические прогнозы и цели политики Экономический рост и развитие Бюджетно-налоговая политика Денежно-кредитная политика Международный экономический контекст Институциональные и организационные механизмы Глава III
Диагностика менеджмента публичных финансов – сильные стороны и выявление проблем
Глава IV
Задачи Стратегии
4.1. Общая задача и концепция 4.2. Специфические задачи Глава V
Основные компоненты Стратегии
5.1. Макробюджетный прогноз 5.1.1. Основные принципы и ожидаемые результаты 5.1.2. Меры по реформе и ответственное учреждение 5.2. Разработка и планирование бюджета 5.2.1. Основные принципы и ожидаемые результаты 5.2.2. Меры по реформе и ответственное учреждение 5.3. Исполнение бюджета, бухгалтерский учет и отчетность 5.3.1. Основные принципы и ожидаемые результаты 5.3.2. Меры по реформе и ответственное учреждение 5.4. Финансовый менеджмент и внутренний контроль 5.4.1. Основные принципы и ожидаемые результаты 5.4.2. Меры по реформе и ответственное учреждение 5.5. Администрирование доходов 5.5.1. Основные принципы и ожидаемые результаты 5.5.2. Меры по реформе и ответственное учреждение 5.6. Государственные закупки 5.6.1. Основные принципы и ожидаемые результаты 5.6.2. Меры по реформе и ответственное учреждение 5.7. Информационная система управления финансами 5.7.1. Основные принципы и ожидаемые результаты 5.7.2. Меры по реформе и ответственное учреждение Глава VI.
Пересмотр, мониторинг и оценка Стратегии
Приложение №1 Сводная таблица оценки публичных расходов и финансовой ответственности Приложение №2 Список нормативных актов и законодательства, относящегося к Стратегии

Постановление Правительства Республики Молдова от 6 августа 2013 года №573
"Об утверждении Стратегии развития менеджмента публичных финансов на 2013-2020 годы"

О документе

Номер документа:573
Дата принятия: 06/08/2013
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:09/08/2013
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Официальный монитор Республики Молдова, №173-176, 9 августа 2013 года, Ст.669.