База данных

Дата обновления БД:

28.11.2020

Добавлено/обновлено документов:

30 / 252

Всего документов в БД:

104339

Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

от 5 февраля 2013 года №102

Об Энергетической стратегии Республики Молдова до 2030 года

Правительство ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Энергетическую стратегию Республики Молдова до 2030 года (прилагается).

2. Министерствам и другим центральным административным органам, вовлеченным в выполнение мер, предусмотренных в Энергетической стратегии Республики Молдова до 2030 года, информировать о принятых мерах раз в полугодие до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, Министерство экономики, которое, в свою очередь, представит Правительству отчет о выполнении настоящего постановления.

3. Мониторинг и координирование процесса выполнения Энергетической стратегии до 2030 года возложить на Министерство экономики.

4. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства № 958 от 21 августа 2007 г. "Об утверждении Энергетической стратегии Республики Молдова до 2020 года" (Официальный монитор Республики Молдова, 2007 г., № 141-145, ст.1012);

пункт 13 приложения № 2 к Постановлению Правительства № 485 от 12 августа 2009 г. "Об утверждении Положения об Агентстве по геологии и минеральным ресурсам" (Официальный монитор Республики Молдова, 2009 г., № 124-126, ст. 536).

 

Премьер-министр Владимир Филат

Контрасигнуют:

зам. премьер-министра,

министр экономики

 

 

Валериу Лазэр

министр финансов

Вячеслав Негруца

министр окружающей среды

Георге Шалару

Утверждена Постановлением Правительства Республики Молдова от 5 февраля 2013 года №102

Энергетическая стратегия Республики Молдова до 2030 года

I. Введение

1. Энергетическая стратегия Республики Молдова до 2030 года (в дальнейшем - Стратегия) содержит четкое указание пути развития энергетического сектора в Республике Молдова с целью создания основы, необходимой для обеспечения экономического роста и повышения уровня благосостояния населения. Этим документом Правительство Республики Молдова представляет свое видение и определяет стратегические возможности страны в энергетическом контексте, подверженном быстрым переменам в геополитическом пространстве, которое охватывает Центральную и ЮгоВосточную Европу, Россию и Кавказский регион. В стратегии выделены приоритетные проблемы страны, требующие неотложного решения, а также изменения масштабов поставленных целей в соответствии с необходимостью обеспечения оптимального баланса между: внутренними ресурсами (используемыми в настоящий момент и прогнозируемыми на будущее) и срочными потребностями страны, задачами Европейского союза, Энергетического сообщества и национальными задачами, а также международными обязательствами в рамках договоров, соглашений и программ (включая политику соседства), стороной которых Республика Молдова является. Определены общие стратегические задачи на период с 2013 по 2030 год, и специфические стратегические задачи на промежуточные отрезки времени (2013-2020 годы и 2021-2030 годы), предусмотрены меры по их внедрению.

2. По своему географическому положению, по конфигурации региональных транспортных сетей и потенциалу выработки электрической энергии Республика Молдова всегда обладала стратегическим преимуществом, которое в последнее десятилетие было недостаточно востребованным. Таким образом, Правительство Республики Молдова предлагает в качестве приоритетов Стратегии:

a) укрепление специального статуса транзитного государства для электрической энергии и природного газа посредством взаимного укрепления транспортных возможностей;

b) строительство новых и переоснащение существующих генерирующих мощностей для укрепления и полного коммерческого использования внутреннего потенциала производства электрической энергии.

3. В секторе природного газа региональная транспортная инфраструктура сталкивается с процессом диверсификации транзитных путей и сменой их приоритетов. Развитие этого процесса будет постоянно оцениваться и прогнозироваться в целях сохранения и консолидации существующих энергетических альянсов и обеспечения транспортной инфраструктуры, необходимой для участия в альянсах, независимо от происходящих изменений, а также для оказания, в разумных пределах, влияния на указанную перестановку приоритетов. Новые варианты поставки природного газа будут также изучаться и использоваться по мере получения новых конкретных результатов в рамках выполняемых или планируемых международных проектов. Статус транзитной страны будет поддерживаться и укрепляться на основе международной политики, открытой для использования в будущем определенных региональных технических конфигураций в энергетическом секторе. Обратимая связь транспортной системы природного газа с системой транспортных магистралей Европейского Союза для природного газа, которая будет полностью завершена в 2013 году, будет предоставлять альтернативные возможности обеспечения газом в экстренных ситуациях и способствовать достижению долгосрочной стратегической цели, состоящей в доступе к существующим (в Венгрии), строящимся (в Болгарии) и планируемым (в Сербии 1) сетям подключения, которыми располагает Румыния. В последующем, в период до 2020 года, по мере развития газовых магистралей Южного Коридора и Южного Потока (South Stream), появится возможность дополнительного подсоединения не только к странам Балканского региона.

_________________________

1 Энергетическая стратегия Энергетического сообщества.

4. Тот же 2020 год установлен Стратегией в качестве крайнего срока для завершения подсоединения электроэнергетической системы Республики Молдова к Европейской сети операторов систем электропередачи (ENTSO-E) путем применения самых эффективных технических решений в соответствии с результатами анализа экономической целесообразности реализации проекта.

5. Для достижения данной амбициозной, но вполне достижимой цели, подсоединения национальной электроэнергетической сети и транспортной системы природного газа к системам Европейского союза, финансирование соответствующих проектов, в зависимости от выводов, сделанных в отчете об экономической целесообразности проекта, будет осуществлено в кратчайшие сроки и с наименьшими затратами, используя, по необходимости, гранты, долгосрочные кредиты, привлекая частных инвесторов и т.д. Будут рассмотрены все возможные варианты, включая Европейский инструмент соседства и партнерства (2007-2013 гг.) и способы его развития в рамках Европейской политики соседства, помощь международных финансовых организаций, другие источники субсидирования, стимулирующие регулирование и частные инвестиции. С другой стороны, предприятия энергетического комплекса, находящиеся в собственности государства, будут регламентировать накопленную задолженность, представляющую в настоящее время бремя для них и подрывающую доверие страны в глазах инвесторов.

6. Республика Молдова располагает значительным потенциалом внутреннего производства электрической энергии, соотносимым с текущим и прогнозируемым потреблением, превосходящим, с точки зрения этого соотношения, потенциал странучастниц Энергетического сообщества. Тремя основными направлениями укрепления энергетического потенциала являются:

a) комбинированное производство электрической и тепловой энергии, что предполагает отказ от нынешней технологии и проведение реконструкции на новой технологической основе, со значительным расширением производственных мощностей;

b) интегрирование в транспортные сети и распределение новых мощностей, в том числе на основе возобновляемых источников электрической энергии;

c) консолидация мощности, установленной Молдавской ГРЭС, за счет повышения технологической эффективности и поставок дополнительных объемов произведенной электрической энергии на региональный рынок.

В секторах комбинированного производства электрической и тепловой энергии и возобновляемых источников энергии, директивы ЕС позволяют (для комбинированного производства) и требуют (для возобновляемых источников) обеспечения приоритетного доступа (схемы поддержки и диспетчеризации), что является наилучшей гарантией, предоставляемой инвесторам, а Правительство Республики Молдова, в частности, Национальное агентство по регулированию в энергетике, обеспечат привлекательную, прозрачную, недискриминационную и предсказуемую нормативно-правовую базу. Будут активизированы действия по укреплению подключения к сети ENTSO-E, рассчитанные на краткосрочную перспективу, и созданы оптимальные технические условия для функционирования данного подключения (договор об эксплуатации и техническом обслуживании воздушной линии электропередачи ВЛ 400кВ Вулкэнешть-Исакча); будут обеспечены в среднесрочной перспективе расширение электросети и подключение к ENTSO-E, в долгосрочной перспективе будут использованы финансовые инструменты с целью гарантии цены2, в соответствии с законодательством Энергетического сообщества. Эти действия будут стимулировать инвестиции в производственные мощности. Только в случае, если вышеуказанные механизмы не приведут к привлечению частных инвестиций, в силу необходимости улучшения качества и надежности поставок электрической энергии, будет рассматриваться возможность использования правительственных гарантий для инвесторов, при условии соответствия условий гарантирования требованиям, изложенным в директивах ЕС.

_____________________________

2 Регулирование "контракт с учетом разницы цен" и, соответственно, определение участника контракта.

7. Основой для своей стратегии Республика Молдова установила четкую позицию интегрирования в ЕС и в его внутренний энергетический рынок. Заявка на присоединение к Энергетическому сообществу и успешное выполнение этапов присоединения является неоспоримым доказательством этой возможности. В рамках Энергетического сообщества Западно-Балканский регион располагает ограниченными и устаревшими мощностями для производства электрической энергии и, в силу этого фактора, является менее привлекательным для Республики Молдова в качестве ближайшего источника получения электрической энергии по сравнению с Центральной и Восточной Европой. В то же время структура источников получения электрической энергии, вырабатываемой в ЗападноБалканском регионе3, почти полностью основанной на гидроресурсах, делает возможной переброску вспомогательных потоков в рамках блока, сформированного в Республике Молдова, в котором производство электрической энергии основано, преимущественно, на использовании природного газа, и Украине, в которой использованию угля и ядерной энергии принадлежит значительная доля в структуре производства.

_____________________________

3 Выработка электроэнергии из гидроресурсов составляет в Албании 96%, в то время как в Боснии и Герцеговине и Хорватии этот показатель составляет примерно 60%.

8. Процесс интегрирования рынков электрической энергии и природного газа Республики Молдова во внутренний рынок Европейского Союза рассчитан на длительную перспективу, в то время как энергетическая система страны, ее экономика и население будут жить в переходном периоде. Стратегия предусматривает полную интеграцию во внутренний энергетический рынок ЕС в 2020 году. В соответствии с этой задачей, необходимо своевременно привести законодательство страны в соответствие с требованиями Энергетического сообщества и законодательством Европейского Союза, обеспечив таким образом, законодательную и нормативную совместимость с указанными рынками.

9. До 2020 года - период, установленный временным отрезком, необходимым для осуществления транспортных взаимосвязей для природного газа и электрической энергии, а также для обеспечения их полного функционирования - Республика Молдова использует для развития, с законодательной, институциональной и материальнотехнической точек зрения, функционального либерализованного энергетического рынка, осознавая при этом, что один только доступ на рынки электрической энергии и природного газа Европейского Союза не приведет к простому разрешению всего комплекса энергетических проблем, существующих в стране. В этот период Правительство Республики Молдова будет координировать осуществление политических действий и внедрение технико-законодательных мер, необходимых, с одной стороны, для определения и использования самых надежных источников получения энергии по существующим каналам, и, с другой стороны, для сокращения периода, необходимого для укрепления взаимосвязей и создания конкурентоспособных рынков.

10. Период с 2013 по 2020 гг. будет представлять также этап, в котором ожидаются первые результаты внедрения менее затратных мер по повышению энергетической эффективности для снижения к 2020 году энергопотребления на 20% и использованию возобновляемых источников энергии, наиболее близких к стоимости условного топлива, с целью обеспечения их 20-процентного вклада в энергетический баланс 2020 года. Эти меры будут сосуществовать наряду со все еще уязвимым способом закупки природного газа и электрической энергии в связи с ограниченным числом источников альтернативных закупок. Помимо эксплуатации ветровых и солнечных ресурсов, которые добавятся к традиционной эксплуатации биомассы, используемой для отопления, активная разведка природных ресурсов углеводородов, в том числе нетрадиционного природного газа, будет способствовать снижению энергетической зависимости Республики Молдова.

11. Развитие энергетического сектора Республики Молдова с 2021 по 2030 гг. будет опираться на успешную реализацию мер и действий, запланированных на предшествующий период, то есть на период с 2013 по 2020 гг. Началу этого нового этапа будет благоприятствовать реализация улучшений, запланированных в рамках энергетического баланса, сокращение потребления и повышение эффективности выработки, транспортировки, распределения и потребления, подсоединение к более мощным сетям, использование более диверсифицированных источников, реальной конкуренции в поставках энергии и меньшей концентрации рынка, определение с помощью конкурентоспособных рыночных механизмов прозрачной цены, ответственного и честного управления с высоким уровнем профессионализма на фоне более высокой социальной доступности. Все эти достижения обеспечат надежную платформу для перехода к новому этапу развития Республики Молдова, характеризующемуся оперативным контролем потребления энергии и эффективной интеграцией в сеть малых, распределяемых источников энергии. Эти характеристики являются основополагающими в концепции интеллектуальной сети и основаны на внедрении более передовых технологий, которые к этому этапу достигнут конкурентоспособного уровня для затрат внедрения. До 2020 года нынешние, недостаточно конкурентоспособные технологии производства, на базе возобновляемых источников энергии, получат время для достижения более высокого уровня конкурентоспособности, а новые технологии производства и хранения энергии, а также, возможно, технологии улавливания углерода, которые в настоящее время находятся еще в стадии экспериментальной разработки, приобретут размер масштабных сбережений.

12. Стратегия рассматривает период с 2021 по 2030 год с несколько иных позиций по сравнению с периодом 2013-2020 гг. В Европейском Союзе утвержден глобальный план, основанный на конкретных показателях, достижение которых запланировано к 2020 году, а на период 2021-2030 годов существуют только прогнозы в виде наброска дорожной карты, с целью обеспечения плавного продолжения реформ за пределами жесткого порога, представленного 2020 годом.

В период с 2013 по 2020 год Республика Молдова будет иметь полное представление обо всех вышеуказанных моделях и продолжит их внедрение, считая 2020 год ориентиром для полной интеграции в энергетический рынок ЕС. После 2020 года Республика Молдова будет следовать тем же направлениям, по которым будет следовать ЕС, разделяя с его государствами-членами неопределенности, риски и преимущества широкого торгового пространства.

II. Текущая ситуация и выявленные проблемы

13. Настоящая Стратегия основана на данных, полученных из внешних источников, в основном, на последних данных, опубликованных Статистической службой Европейского Союза (EUROSTAT) и Главным управлением Европейской комиссии по энергетике (статус наблюдателя рынка), на внутренних данных, предоставленных Национальным бюро статистики, Национальным агентством по регулированию в энергетике, АО "Moldovagaz", ГП "Moldelectrica", а также документах политик страны. В случае выявления расхождений между внутренними данными из-за использования различных источников или различной методологии обработки данных, преимущество отдавалось данным Национального бюро статистики. Согласование методологий сбора, записи, обработки и прогнозирования национальных статистических данных представляет основное направление действий на протяжении периода внедрения целей Стратегии.

Источники энергии и распределение потребления

14. Республика Молдова является чистым импортером энергии, при этом закупка природного газа осуществляется из единственного источника поставки топлива (приложение № 1, таблицы 1.1 и 1.2, рисунок 1.1).

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Постановление Правительства Республики Молдова от 5 февраля 2013 года №102
"Об Энергетической стратегии Республики Молдова до 2030 года"






О документе

Номер документа:102
Дата принятия: 05/02/2013
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:08/02/2013
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Monitorul Oficial от 8 февраля 2013 года №27-30 статья №:146

Приложения к документу

Приложение к Пост. Правительства от 05.02.2013 г. №102

Приложения 1-5 к Энергетической стратегии, утвержд. Пост. Правительства от 05.02.2013 г. №102