Действует

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Республики Узбекистан

19 февраля 2011 года №2198

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, УЗБЕКСКОГО АГЕНТСТВА "УЗКОММУНХИЗМАТ"

от 19 января 2011 года №1, №2, №01-88

Об утверждении Положения о порядке формирования тарифов и введения предельного уровня рентабельности на коммунальные услуги

(В редакции Постановления Министерства финансов Республики Узбекистан, Министерства экономики Республики Узбекистан, Узбекского агентства "Узкоммунхизмат", зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан от 12.05.2014 г. №2198-1)

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2001 года NУП-2832 "О новом этапе углубления экономических реформ в сфере коммунального обслуживания" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2001 г., N 8, ст. 39), постановлением Президента Республики Узбекистан от 11 февраля 2005 года N ПП-5 "О мерах по недопущению необоснованного роста тарифов и повышению ответственности потребителей за своевременные и полные расчеты за коммунальные услуги" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., N 5-6, ст. 31), постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 июля 1996 года N 271 "Об утверждении нормативных актов в связи с поэтапным переходом на самоокупаемость жилищно-коммунальных услуг", от 5 февраля 1999 года N 54 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов" (Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан, 1999 г., N 2, ст. 9), от 18 апреля 2001 года N 178 "О дополнительных мерах по совершенствованию коммунального обслуживания населения" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2001 г., N 8, ст. 40) и от 28 октября 2010 года N 239 "О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги)" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2010 г., N 42-43, ст. 364) Министерство финансов, Министерство экономики Республики Узбекистан и Узбекское агентство "Узкоммунхизмат" постановляют:

1. Утвердить Положение о порядке формирования тарифов и введения предельного уровня рентабельности на коммунальные услуги, согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

постановление Министерства финансов, Министерства экономики Республики Узбекистан и Узбекского агентства "Узкоммунхизмат" от 14 марта 2006 года NN 31, 1, 02-317 "Об утверждении Положения по определению состава затрат и введению предельного уровня рентабельности при формировании тарифов на коммунальные услуги" (рег. N 1566 от 1 мая 2006 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., N 18, ст. 154);

постановление Министерства финансов, Министерства экономики Республики Узбекистан и Узбекского агентства "Узкоммунхизмат" от 2 октября 2006 года NN 86, 11, 1072 "О внесении изменений в Положение по определению состава затрат и введению предельного уровня рентабельности при формировании тарифов на коммунальные услуги" (рег. N 1566-1 от 3 ноября 2006 года) (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2006 г., N 43-44, ст. 438).

3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан.

Министр финансов

Р. Азимов

Министр экономики

Р. Гулямов

Генеральный директор

Узбекского агентства

"Узкоммунхизмат"

 

 

 У. Халмухамедов

Приложение

к постановлению Министерства финансов, Министерства экономики Республики Узбекистан и Узбекского агентства "Узкоммунхизмат" от 19 января 2011 года №1, 2 и 01-88

Положение о порядке формирования тарифов и введения предельного уровня рентабельности на коммунальные услуги

Настоящее Положение в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 17 апреля 2001 года N УП-2832 "О новом этапе углубления экономических реформ в сфере коммунального обслуживания" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2001 г., N 8, ст. 39), постановлением Президента Республики Узбекистан от 11 февраля 2005 года N ПП-5 "О мерах по недопущению необоснованного роста тарифов и повышению ответственности потребителей за своевременные и полные расчеты за коммунальные услуги" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2005 г., N 5-6, ст. 31), постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 июля 1996 года N 271 "Об утверждении нормативных актов в связи с поэтапным переходом на самоокупаемость жилищно-коммунальных услуг", от 5 февраля 1999 года N 54 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов" (Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан, 1999 г., N 2, ст. 9), от 18 апреля 2001 года N 178 "О дополнительных мерах по совершенствованию коммунального обслуживания населения" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2001 г., N 8, ст. 40) и от 28 октября 2010 года N 239 "О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги)" (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2010 г., N 42-43, ст. 364) регулирует порядок определения состава затрат и введения предельного уровня рентабельности при формировании тарифов на коммунальные услуги (водоснабжение, канализация, горячее водоснабжение и центральное отопление), оказываемые организациями - субъектами естественных монополий (далее - организации).

I. Общие положения

1. Государственное регулирование тарифов на коммунальные услуги, оказываемые организациями, включенными в Государственный реестр субъектов естественных монополий, осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 октября 2010 года N 239, и настоящим Положением.

2. Для утверждения тарифа на оказываемые коммунальные услуги организации обращаются в орган ценового регулирования с заявлением, к которому прилагаются документы, указанные в пункте 21 Положения о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 октября 2010 года N 239.

3. При определении затрат на производство и реализацию коммунальных услуг, принимаемых в обоснование тарифов, организации руководствуются Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых результатов, утвержденным постановлением Кабинета Министров от 5 февраля 1999 года N 54, и другими нормативно-правовыми актами.

4. Тариф на коммунальную услугу, оказываемую организацией, складывается из затрат, включаемых в производственную себестоимость, расходов периода, расходов по финансовой деятельности, расходов по налогам и другим обязательным платежам от прибыли, а также суммы чистой прибыли.

При этом расходы, предусмотренные статьей 147 Налогового кодекса Республики Узбекистан (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., N 52 (II)), за исключением расходов по отчислениям на содержание вышестоящих органов и объединений организаций, не учитываются в затратах при формировании утверждаемого тарифа на коммунальные услуги.

5. Услуги, оказываемые населению по водоснабжению, канализации, горячему водоснабжению и центральному отоплению, включая приобретаемые товариществами частных собственников жилья от лица населения, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.

6. В целях стимулирования снижения затрат организаций, поставляющих коммунальные услуги (водоснабжение, канализация, горячее водоснабжение и центральное отопление), при формировании тарифов на эти услуги устанавливается предельный уровень рентабельности (отношение чистой прибыли к производственной себестоимости) в размере не более 10 процентов.

Абзацы второй-шестой пункта 6 исключены в соответствии с Постановлением Министерства финансов Республики Узбекистан, Министерства экономики Республики Узбекистан, Узбекского Агентства "Узкоммунхизмат" , зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан от 12.05.2014 г. №2198-1.

(см. предыдущую редакцию)

7. Если в предыдущем отчетном периоде организация добилась экономии топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов за счет совершенствования технологических процессов и внедрения современных ресурсосберегающих технологий, при очередном пересмотре регулируемых тарифов до 50 процентов сэкономленных средств учитываются в составе чистой прибыли, а затраты на топливно-энергетические ресурсы, сырье и материалы принимаются с учетом уточненных норм расходов, применяемых в результате внедрения современных ресурсосберегающих технологий.

8. При утверждении или последующем пересмотре тарифов на коммунальные услуги 10 процентов от повышения тарифов покрываются за счет доходов самих организаций, поставляющих коммунальные услуги.

9. В соответствии со статьями 313, 317 и 325(2) Налогового кодекса Республики Узбекистан для организаций тепло- и водоснабжения системы коммунального хозяйства налогооблагаемой базой обязательных отчислений во внебюджетный Пенсионный фонд, Республиканский дорожный фонд и внебюджетный Фонд реконструкции, капитального ремонта и оснащения общеобразовательных школ, профессиональных колледжей, академических лицеев и медицинских учреждений является объем реализации продукции (работ, услуг) за вычетом налога на добавленную стоимость и покупной стоимости соответственно для теплоснабжающих организаций — тепловой энергии и водоснабжающих организаций — воды.

(Пункт 9 изложен в новой редакции в соответствии с Постановлением  Министерства финансов Республики Узбекистан, Министерства экономики Республики Узбекистан, Узбекского агентства "Узкоммунхизмат", зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан от 12.05.2014 г. №2198-1)

(см. предыдущую редакцию)

II. Расчет тарифов на коммунальные услуги, оказываемые водопроводно-канализационными и теплоснабжающими организациями

1. Услуги водоснабжения и канализации

10. При калькулировании затрат на коммунальные услуги учитывается весь технологический цикл работ, включающий производство и реализацию услуг непосредственно потребителю.

При этом в себестоимость услуг водоснабжения включаются затраты по обслуживанию и ремонту водозаборных сооружений, насосных станций, очистных сооружений, инженерных сетей.

11. Расчеты тарифов производятся отдельно по услугам водопровода и по услугам канализации.

12. При прогнозном калькулировании затрат потери предусматриваются в пределах норм, установленных законодательством.

Материальные затраты водоснабжающей организации определяются исходя из объема поднятой воды и утвержденных норм расхода реагентов (хлор, коагулянты и другие материалы) на очистку 1 куб. м воды.

Затраты на силовую и осветительную энергию рассчитывают в соответствии с объемом поднятой воды по артезианскому и речному водопроводу, удельными нормами расхода электроэнергии, установленной мощностью энергетического оборудования и действующими тарифами на 1 кВт/ч и на 1 кВт установленной мощности.

13. В канализационных организациях материальные затраты (хлор, хлорная известь и другие материалы, применяемые для обеззараживания перед выпуском в водоемы очищенных сточных вод) определяются исходя из объема пропуска и очистки сточных вод. Величина этих затрат определяется путем умножения количества очищенной сточной жидкости на принятые удельные нормы расхода материалов и на стоимость материалов.

14. При оказании услуг водоснабжения и канализации одной организацией, калькуляции на услуги водоснабжения и канализации составляются отдельно, при этом косвенные материальные затраты, накладные расходы производственного характера, косвенные затраты на труд, расходы периода и расходы по финансовой деятельности распределяются по этим видам услуг пропорционально к заработной плате производственного персонала.

15. Для расчета размера среднего экономически обоснованного тарифа необходимо определить доходы водопроводно-канализационной организации по объемам отпущенной воды (отведенной сточной жидкости) с учетом всех потребителей услуг, которые складываются из производственной себестоимости услуг за конкретный отчетный период (год) с учетом перспектив развития данной отрасли на ближайший период (год) и предполагаемого влияния внешних факторов (изменение цен на энергоресурсы, материалы, тарифов на перевозки, тарифных ставок и должностных окладов) и необходимой суммы прибыли. Размер среднего экономически обоснованного тарифа определяется по формуле:

Формула к Постановлению от 19.02.2011 г. №1

где:

Тср. тариф - средний экономически обоснованный тариф 1 куб. м воды (1 куб. м стока);

S - производственная себестоимость 1 куб. м воды (1 куб. м стока);

Пн - необходимая прибыль, обеспечивающая рентабельную работу водопроводно-канализационных организаций (расходы периода, расходы по финансовой деятельности, расходы по налогам и другим обязательным платежам от прибыли, а также сумма чистой прибыли) в расчете на 1 куб. м воды (1 куб. м стока).

Исчисление суммы чистой прибыли и уровня рентабельности при формировании тарифа производится в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.

 Пункт 16 утратил силу в соответствии с  Постановлением Министерства финансов Республики Узбекистан, Министерства экономики Республики Узбекистан, Узбекского Агентства "Узкоммунхизмат", зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан от 12.05.2014 г. №2198-1)

(см. предыдущую редакцию)

17. При утверждении или последующем пересмотре тарифов на услуги водоснабжения и канализации 10 процентов от повышения тарифов покрываются за счет доходов водопроводно-канализационной организации. В этих целях организацией изыскиваются внутренние резервы получения дополнительных доходов или снижения затрат путем составления конкретных мероприятий, направленных на сокращение потерь и расходов, внедрение ресурсосберегающих технологий, совершенствование структуры управления и численности административно-управленческого персонала и принятия других мер.

При этом полученная организацией дополнительная прибыль в результате экономии топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов путем совершенствования технологических процессов и внедрения современных ресурсосберегающих технологий не подлежит изъятию.

При очередном пересмотре регулируемых тарифов до 50 процентов сэкономленных средств учитываются в составе чистой прибыли, а затраты на топливно-энергетические ресурсы, сырье и материалы принимаются с учетом уточненных норм расходов, применяемых в результате внедрения современных ресурсосберегающих технологий.

18. Сумма оплаты услуг водоснабжения и канализации рассчитывается на 1 человека в месяц исходя из тарифов для населения и норм потребления воды (канализации), установленных Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в зависимости от степени благоустройства жилищного фонда, а при наличии измерительных приборов оплата производится по их показаниям.

2. Услуги теплоснабжения (производство и транспортировка тепловой энергии)

19. В состав расходов по производству и транспортировке тепловой энергии входят расходы по выработке тепловой энергии и обслуживанию тепловых сетей, контролю за работой абонентских вводов, автоматических устройств по регулированию температуры, давления и расхода воды.

20. Для расчета тарифа на услуги теплоснабжения для оптовых потребителей необходимо определить доходы теплоснабжающих организаций по объемам отпущенной тепловой энергии с учетом всех потребителей услуг, которые складываются из производственной себестоимости услуг за конкретный отчетный период (год) с учетом перспектив развития данной отрасли на ближайший период (год) и предполагаемого влияния внешних факторов (изменение цен на энергоресурсы, материалы, тарифов на перевозки, тарифных ставок и должностных окладов), нормативного срока продолжительности отопительного сезона (S), необходимой прибыли (Пн) (согласно формуле, приведенной в пункте 15 настоящего Положения).

21. При формировании тарифов на услуги теплоснабжения средства (государственные субсидии), выделяемые из государственного бюджета на проведение капитального ремонта котлового оборудования и тепловых сетей, исключаются из затрат теплоснабжающих организаций.

В соответствии со статьей 129 Налогового кодекса Республики Узбекистан, доходы от государственных субсидий не включаются в совокупный доход при налогообложении.

Расходы на проведение капитального ремонта котлового оборудования и тепловых сетей учитываются в составе затрат при формировании тарифов в недостающей части финансовых средств, определенных в соответствии с адресными списками с учетом амортизационных отчислений, средств, выделяемых из бюджета, и других источников финансирования.

22. При формировании тарифов на единицу услуги теплоснабжения косвенные материальные затраты, накладные расходы производственного характера, косвенные затраты на труд, расходы периода и расходы по финансовой деятельности определяются отношением к заработной плате производственного персонала.

23. Исчисление суммы чистой прибыли и уровня рентабельности при формировании тарифа производится в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.

 Абзац второй пункта 23 исключен в соответствии с Постановлением Министерства финансов Республики Узбекистан, Министерства экономики Республики Узбекистан, Узбекского Агентства "Узкоммунхизмат", зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан от 12.05.2014 г. №2198-1)

(см. предыдущую редакцию)

24. При утверждении или последующем пересмотре тарифов на услуги теплоснабжения 10 процентов от повышения тарифов покрываются за счет доходов теплоснабжающей организации. В этих целях организацией изыскиваются внутренние резервы получения дополнительных доходов или снижения затрат путем составления конкретных мероприятий, направленных на сокращение потерь и расходов, внедрение ресурсосберегающих технологий, совершенствование структуры управления и численности административно управленческого персонала и принятия других мер.

При этом полученная организацией дополнительная прибыль в результате экономии топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов путем совершенствования технологических процессов и внедрения современных ресурсосберегающих технологий не подлежит изъятию.

При очередном пересмотре регулируемых тарифов до 50 процентов сэкономленных средств учитываются в составе чистой прибыли, а затраты на топливно-энергетические ресурсы, сырье и материалы принимаются с учетом уточненных норм расходов, применяемых в результате внедрения современных ресурсосберегающих технологий.

25. Тарифы для населения устанавливаются:

по услугам центрального отопления - на 1 кв. м отапливаемой площади в месяц;

по горячему водоснабжению при отсутствии приборов учета - на 1 человека в месяц;

при наличии прибора, учитывающего только расход горячей воды - за 1 куб. м горячей воды;

26. Тарифы для населения на центральное отопление и горячее водоснабжение рассчитываются, исходя из:

себестоимости затрат на 1 Гкал тепла;

установленного тарифа для оптовых потребителей;

расчетной тепловой энергии, затраченной на обогрев 1 кв. м отапливаемой площади и на нагрев 1 куб. м воды в Гкал, рассчитанной организацией в соответствии с установленным порядком определения тепловых нагрузок и норм расхода топлива, электроэнергии, теплоэнергии и воды на выработку и транспортировку тепловой энергии, а также норм технологических потерь.

Величина нормативов потребления тепловой энергии на центральное отопление и горячее водоснабжение для населения разрабатывается и утверждается Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30 июля 1996 года N 271 "Об утверждении нормативных актов в связи с поэтапным переходом на самоокупаемость жилищно-коммунальных услуг".

27. Особенностями определения себестоимости при формировании тарифов являются следующие:

себестоимость услуг организаций теплоснабжения определяется с учетом профилактического обслуживания и ремонта котлового оборудования и тепловых сетей согласно планируемым организационным и техническим мероприятиям по уходу, надзору, обслуживанию и профилактическому ремонту оборудования и тепловых сетей;

при прогнозном калькулировании затрат потери предусматриваются в пределах норм, установленных законодательством;

при реализации тепловой энергии одновременно на центральное отопление и горячее водоснабжение расходы по статьям калькуляции должны исчисляться пропорционально количеству тепловой энергии на центральное отопление и горячее водоснабжение;

материальные затраты на услуги теплоснабжения определяются исходя из норм расхода технической соли или других заменяющих ее материалов в расчете на куб. м горячей воды (теплоносителя) и установленных на них цен;

затраты на силовую и осветительную энергию рассчитываются в соответствии с удельными нормами расхода электроэнергии, установленной мощностью энергетического оборудования и действующими тарифами на 1 кВт/ч и на 1 кВт установленной мощности.

28. Примерный расчет определения тарифов для населения на услуги теплоснабжения приведен в приложении к настоящему Положению.

III. Заключительное положение

29. Настоящее Положение согласовано с Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции.

Председатель Госкомдемонополизации

Ж.Исмаилов

 

Приложение

к Положению о порядке формирования тарифов и введения предельного уровня рентабельности на коммунальные услуги

См. Приложение

 

Постановление Министерства финансов Республики Узбекистан, Министерства экономики Республики Узбекистан, Узбекского агентства "Узкоммунхизмат" от 19 января 2011 года №1, №2, №01-88
"Об утверждении Положения о порядке формирования тарифов и введения предельного уровня рентабельности на коммунальные услуги"

О документе

Номер документа:1
Дата принятия: 19/01/2011
Состояние документа:Действует
Регистрация в МинЮсте: № 2198 от 19/02/2011
Начало действия документа:01/03/2011
Органы эмитенты: Государственные органы и организации

Опубликование документа

Нет данных

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Узбекистан - с 1 марта 2011 года.

Редакции документа

Текущая редакция принята: 15/04/2014  документом  Постановление Министерства финансов Республики Узбекистан О внесении изменений в Положение о порядке формирования тарифов и введения предельного... № 03-1/392 от 15/04/2014
Вступила в силу с: 19/05/2014


Первоначальная редакция от 19/01/2011

Приложения к документу

Приложение к Постановлению от 19.02.2011 №1