База данных

Дата обновления БД:

23.04.2021

Добавлено/обновлено документов:

40 / 198

Всего документов в БД:

106908

Утратил силу

Документ утратил силу с 29 сентября 2017 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Казахстан от 25 сентября 2017 года №588

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 1 июля 2010 года №683

Об утверждении технического регламента "Ядерная и радиационная безопасность атомных станций"

В соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый технический регламент "Ядерная и радиационная безопасность атомных станций".

2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении одного года со дня первого официального опубликования.

 

Премьер-Министр

Республики Казахстан К.Масимов

Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2010 года №683

Технический регламент "Ядерная и радиационная безопасность атомных станций"

1. Область применения

1. Настоящий технический регламент "Ядерная и радиационная безопасность атомных станций" (далее - Технический регламент) устанавливает требования к обеспечению ядерной и радиационной безопасности атомных станций (далее - АС).

2. Оборудование и трубопроводы, на которые распространяются требования настоящего Технического регламента, входят в следующие классы безопасности:

1) класс безопасности 1. К классу безопасности 1 относятся элементы, отказы которых могут являться исходными событиями запроектных аварий, приводящих к облучению персонала и (или) населения, выбросу (сбросу) радиоактивных веществ в окружающую среду свыше установленных для проектных аварий пределов;

2) класс безопасности 2. К классу безопасности 2 относятся элементы, отказы которых могут являться исходными событиями, приводящими к проектным авариям;

3) класс безопасности 3. К классу безопасности 3 относятся элементы, не отнесенные к классам 1 и 2; элементы, содержащие радиоактивные и (или) токсичные вещества, поступление которых в помещения и (или) окружающую среду при отказах может превысить уровни, установленные в соответствии с нормативными документами; элементы, выполняющие функции контроля обеспечения радиационной защиты персонала и населения.

3. Конкретная номенклатура оборудования и трубопроводов с указанием их принадлежности к классам безопасности устанавливается разработчиками АС на стадии проекта.

4. Оборудование и трубопроводы, в состав которых входят изделия (детали, сборочные единицы) разных групп, относятся к группе с более высокими требованиями.

5. Радиационно-опасными факторами для персонала, населения и окружающей среды в условиях нормальной эксплуатации АС, при авариях и при ликвидации последствий аварий являются внешние гамма, бета, нейтронное излучения, ингаляционное поступление в организм радиоактивных газов и аэрозолей, загрязненные радиоактивными веществами поверхности помещений, производственного оборудования и инструментов, упаковок, спецодежды и дополнительных средств индивидуальной защиты, а также газообразные, жидкие и твердые радиоактивные отходы, образующиеся при эксплуатации АС.

6. Источниками внешнего облучения гамма, бета излучателями различных энергий является ядерное топливо и продукты его деления, наведенная активность теплоносителя, конструкций, деталей реактора, продуктов их коррозии, облученные в активной зоне материалы и образцы, загрязненные радиоактивными веществами поверхности помещений, производственного оборудования и инструментов, упаковок, спецодежды и дополнительных средств индивидуальной защиты.

7. Источником нейтронного излучения является активная зона реактора. При этом реализуется весь спектр нейтронов - от быстрых до тепловых. Воздействие нейтронов возможно в помещении реакторного зала при работе реактора и вблизи экспериментальных каналов при выводе нейтронных пучков за защиту. На остановленном реакторе источником нейтронов могут являться пусковые источники, а также ампулы с трансурановыми изотопами в случае их разрушения при ревизии и ремонте технологического оборудования.

8. Источниками радиоактивных аэрозолей являются ядерное топливо, активированный теплоноситель, облучаемые материалы, размещаемые в технологических контурах.

9. Источниками радиоактивных газов являются:

1) аргон-41, образующийся при облучении аргона-40, находящегося в воздухе, заполняющем конструктивные полости систем реактора, или присутствующий как примесь в используемых для технологических целей газах, жидкостях и теплоносителях;

2) осколочные газообразные и легко летучие продукты деления такие, как ксенон, криптон, йод и так далее. Источником выделения их в атмосферу рабочей зоны служит активная зона реактора, контур теплоносителя и газовые системы при нарушении герметичности конструкций или при недостаточно эффективной работе системы технологической вентиляции;

3) продукты активации теплоносителя и замедлителя.

2. Термины и определения, обозначения и сокращения

10. В настоящем Техническом регламенте применяются термины в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования и использования атомной энергии, а также следующие термины:

1) авария - нарушение эксплуатации АС, при котором произошел выход радиоактивных продуктов и (или) ионизирующего излучения за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасной эксплуатации. Авария характеризуется исходным событием, путями протекания и последствиями;

2) аварийная ситуация - состояние АС, характеризующееся нарушением пределов и (или) условий безопасной эксплуатации, не перешедшее в аварию;

3) администрация АС - руководители и другие должностные лица, которые наделены правами, обязанностями и ответственностью за эксплуатацию АС;

4) зона строгого режима АС - помещения, здания или сооружения, где возможно воздействие на персонал внешнего излучения, загрязнение воздушной среды радиоактивными газами и аэрозолями, загрязнение поверхностей строительных конструкций и оборудования радиоактивными веществами;

5) зона свободного режима АС - помещения, здания, где практически исключается воздействие на персонал ионизирующего излучения и не требуется осуществления индивидуального дозиметрического контроля;

6) атомная станция (АС) - ядерная установка для производства энергии (электрической и/или тепловой) в заданных режимах и условиях применения и располагающаяся в пределах определенной проектом территории, на которой для осуществления этой цели используется ядерный реактор (реакторы) и комплекс необходимых систем, устройств, оборудования и сооружений с необходимым персоналом;

7) исполнительный механизм - устройство, предназначенное для изменения положения органа воздействия на реактивность ядерного реактора и состоящее из привода и соединительного звена;

8) оборудование - сосуды, корпуса насосов и арматура;

9) авария запроектная - авария, вызванная не учитываемыми для проектных аварий исходными событиями или сопровождающаяся дополнительными по сравнению с проектными авариями отказами систем безопасности сверх единичного отказа, реализацией ошибочных решений персонала;

10) авария проектная - авария, для которой проектом определены исходные события и конечные состояния и предусмотрены системы безопасности, обеспечивающие, с учетом принципа единичного отказа систем безопасности или одной, независимой от исходного события ошибки персонала, ограничение ее последствий установленными для таких аварий пределами;

11) работоспособность - способность оборудования, трубопроводов удовлетворительно выполнять назначенные функции в течение установленного периода времени в предписанных эксплуатационных пределах и условиях;

12) физический пуск - этап ввода ядерного реактора в эксплуатацию, включающий загрузку реактора ядерным топливом, достижение критического состояния реактора и выполнение необходимых физических экспериментов на уровне мощности, при которой теплоотвод от реактора осуществляется за счет естественных теплопотерь (рассеяния);

13) управление риском конфигурации - концепция управления в реальном времени конфигурацией систем и оборудования с целью минимизации риска, путем тщательного балансирования эксплуатационной конфигурации, ремонтных работ и периодических контрольных испытаний;

14) орган воздействия на реактивность - устройство в виде элементов с твердым наполнителем, изменением положения которого обеспечивается изменение реактивности ядерного реактора;

15) реакторная установка - комплекс систем и элементов АС, предназначенный для преобразования ядерной энергии в тепловую, включающий реактор и непосредственно связанные с ним системы, необходимые для его нормальной эксплуатации и поддержания в безопасном состоянии;

16) энергетический пуск - этап ввода атомной станции в эксплуатацию, при котором АС начинает производить энергию в соответствии с проектом и осуществляется проверка работы АС на уровнях мощности вплоть до уровня, установленного для промышленной эксплуатации;

17) авария ядерная - авария, произошедшая вследствие возникновения неуправляемой самоподдерживающейся цепной ядерной реакции деления;

18) ядерный реактор - устройство для осуществления управляемой цепной ядерной реакции в целях выработки тепловой энергии.

3. Условия обращения на рынке Республики Казахстан

11. К обращению на рынке Республики Казахстан допускаются АС, удовлетворяющие требованиям ядерной и радиационной безопасности и критериям, установленным в данном Техническом регламенте, других технических регламентах в области использования атомной энергии и иных технических регламентах.

12. Безопасность АС должна обеспечиваться через последовательную реализацию системы организационных и технических мероприятий, которые включают:

1) эксплуатацию АС в соответствии с требованиями настоящего технического регламента, правил, нормативных документов по стандартизации и по утвержденным администрацией АС технологическим регламентам и инструкциям;

2) подбор и организацию работы с персоналом для действий в нормальных и аварийных условиях, формирование культуры безопасности на уровне организаций, руководителей и исполнителей;

3) поддержание важных для безопасности систем в исправном состоянии путем проведения необходимого технического обслуживания и замены выработавшего ресурс оборудования;

4) своевременное диагностирование дефектов и выявление отклонений от нормальной работы, и принятие мер по их устранению;

5) организацию эффективно действующей системы документирования результатов эксплуатации и контроля;

6) разработку и осуществление мероприятий по управлению авариями и смягчению последствий аварий, которые не удалось предотвратить;

7) разработку и осуществление мероприятий по защите локализующих систем безопасности от разрушения при запроектных авариях и поддержанию их работоспособности;

8) разработку и последовательное осуществление, при необходимости, планов аварийных мероприятий по защите персонала на площадке АС и населения за ее пределами;

9) разработку и последовательную реализацию программ обеспечения качества для всех видов работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту АС.

4. Общие положения обеспечения и управления безопасностью

Требования к документации и организации работ

13. Администрация АС должна создать систему управления проектной, монтажной и эксплуатационной документацией, обеспечивающую:

1) классификацию постоянных и временных документов;

2) указание сроков хранения с учетом действующих требований;

3) установление процедур внесения изменений и обновления документации;

4) контроль поступления, включая проверку полноты;

5) порядок поиска, доступа и уничтожения;

6) хранение, включая меры пожарной безопасности;

7) дублирование документации и хранения в раздельных местах;

8) сохранность документов, включая меры по предупреждению ухудшения их состояния;

9) периодические проверки посредством выборочного контроля и инспекций.

14. Управление документацией должно охватывать документы, которые касаются:

1) проектных материалов;

2) анализов безопасности;

3) поставок оборудования и материалов;

4) чертежей фактически сооруженных установок;

5) документации предприятий-изготовителей;

6) ввода в эксплуатацию;

7) эксплуатационных данных;

8) событий, инцидентов и аварий;

9) учета и контроля делящихся, радиоактивных и других специальных материалов;

10) технического обслуживания, испытаний, надзору и инспекциям;

11) осуществленных модификаций;

12) обеспечения качества;

13) квалификации, должностей, медицинских осмотров и подготовки персонала;

14) химико-технологического режима;

15) контроля профессионального облучения;

16) дозиметрических обследований;

17) сбросов и выбросов эффлюентов;

18) мониторинга окружающей среды;

19) хранения и транспортировки радиоактивных материалов и отходов;

20) периодических оценок и отчетов о состоянии безопасности;

21) снятия с эксплуатации.

15. Проектная документация АС должна быть согласована с уполномоченным органом в области использования атомной энергии (уполномоченным органом) и другими уполномоченными органами в соответствии с их компетенцией в установленном законодательством порядке. Отступления от утвержденного проекта, изменение состава, конструкции и (или) характеристик и систем, влияющих на безопасность АС, а также изменение пределов и условий эксплуатации, установленных проектом АС, должны оформляться техническими решениями и согласовываться с уполномоченным органом до их введения в действие на АС.

16. Все изменения проектной и конструкторской документации, необходимость в которых возникает при изготовлении, монтаже и эксплуатации оборудования и трубопроводов, должны осуществляться организациями-разработчиками указанной документации и доводиться до сведения уполномоченного органа. Вносимые изменения должны быть отражены в конструкторской (проектной) документации и в документации, передаваемой эксплуатирующей организации АС предприятием-изготовителем и монтажной организацией, в том числе в паспортах на оборудование и трубопроводы.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 июля 2010 года №683
"Об утверждении технического регламента "Ядерная и радиационная безопасность атомных станций"

О документе

Номер документа:683
Дата принятия: 01/07/2010
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:14/08/2011
Органы эмитенты: Правительство
Утратил силу с:29/09/2017

Документ утратил силу с 29 сентября 2017 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Казахстан от 25 сентября 2017 года №588

Опубликование документа

«Казахстанская правда» от 14 августа 2010 г. № 215-216 (26276-26277)