Дата обновления БД:
26.04.2024
Добавлено/обновлено документов:
131 / 316
Всего документов в БД:
133255
РАСПОРЯЖЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ
от 23 декабря 2009 года №1612-р
Об одобрении Стратегии реформирования налоговой системы
1. Одобрить Стратегию реформирования налоговой системы, которая прилагается.
2. Признать утратившим силу распоряжение Кабинета Министров Украины от 19 февраля 2007 г. N 56 "Об одобрении Концепции реформирования налоговой системы" (Официальный вестник Украины, 2007 г., N 13, ст. 481).
Премьер-министр Украины Ю.ТИМОШЕНКО
Одобрена распоряжением Кабинета Министров Украины от 23 декабря 2009 года №1612-р
Стратегия реформирования налоговой системы
Общая часть
Эта Стратегия разработана с учетом заданий, предусмотренных Программой деятельности Кабинета Министров Украины "Преодоление влияния мирового финансового-экономического кризиса и поступательное развитие".
Целью этой Стратегии является проведение в период до 2018 года налоговой реформы, направленной на построение современной конкурентоспособной, социально ориентированной рыночной экономики, интегрированной в ЕС, обеспечение стабильного экономического роста на инновационно-инвестиционной основе, реализация сбалансированной бюджетной и социальной политики на среднесрочную перспективу.
Достижение указанной цели возможно только при условии реализации взвешенной государственной налоговой политики, которая предусматривает принятие Налогового кодекса Украины для обеспечения баланса интересов государства и налогоплательщиков.
Международные аспекты проведения налоговой реформы
Развитие национальных налоговых систем европейских стран, к которым относится Украина, происходит под решающим влиянием таких внешних факторов, как международная налоговая конкуренция и европейская налоговая гармонизация.
Связанное с расширением ЕС обострение экономической конкуренции в конце XX - начале XXI веков поставило большинство европейских стран перед необходимостью реформирования своих налоговых систем, которое происходит прежде всего в направлении снижения налоговой нагрузки на труд и капитал. С целью создания благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций и ускорения экономического роста проведено поэтапное снижение ставок налога на прибыль корпораций (предприятий), в частности в Польше с 34 в 1999 году до 19 процентов в 2004 году, Словакии соответственно с 40 до 19 процентов, Чехии - с 35 до 28, Латвии - с 25 до 15, Литве - с 29 до 15 процентов.
В ряде европейских стран внедрена единая ставка налога с доходов физических лиц: в Литве, Латвии и Эстонии соответственно 33, 25 и 26 процентов, в Словакии - 19 процентов. В 2005-2006 годах Эстония снизила ставку налога до 23 процентов, Литва - до 27 процентов. В остальных странах - новых членах ЕС налог с доходов физических лиц имеет прогрессивный характер, однако в ходе его реформирования степень налоговой прогрессии уменьшалась вследствие снижения величины ставок и уменьшения их количества, в частности в Венгрии, Польше и Чехии.
Налоговые реформы, которые проводятся в развитых европейских странах, направлены на либерализацию системы налогообложения с целью предотвращения оттока капитала и квалифицированных специалистов. По их результатам максимальная ставка налога на прибыль корпораций за период с 2000 по 2006 год снизилась в среднем в развитых странах - членах ЕС с 35,3 до 29,5 процента.
В большинстве стран ЕС в течение 1996-2006 годов ставки налога на добавленную стоимость в отличие от налогов с доходов были стабильными. В отдельных странах осуществлялся их пересмотр как с целью повышения (Кипр, Словения, Германия, Греция, Италия, Нидерланды, Португалия), так и с целью снижения (Чехия, Словакия, Венгрия и Франция).
Отказ многих постсоциалистических стран от реализации политики снижения налоговых ставок обусловлен неконтролированным ростом дефицита бюджетов и низким восходящим уровнем ставок основных налогов и налоговой нагрузки на экономику в целом, что стало следствием проведения либеральных налоговых реформ за последние годы и делает не только невозможным их дальнейшее снижение, а вынуждает делать шаги в обратном направлении. Такие шаги с 2006 года осуществляет, в частности, Литва, внедрив дополнительный к налогу на прибыль предприятий (с 2002 года взыскивается по ставке 15 процентов) так называемый социальный налог (его базой является налогооблагаемая прибыль) со ставками 4 процента в 2006 году и 3 процента в 2007 году. Кроме того, с 1 января 2009 г. Правительство Литвы приняло решение о повышении ставки налога на прибыль предприятий и налога на добавленную стоимость до 20 процентов.
Обострение экономической конкуренции среди стран - членов ЕС привело к углублению процесса унификации национальных налоговых систем по составу, структуре, механизму взыскания основных налогов. Одним из факторов такой унификации является гармонизация налогового законодательства стран - членов ЕС, которая наивысшего уровня развития достигла относительно налога на добавленную стоимость и специфических акцизов, относительно которых разработаны указанные в соответствующих Директивах Совета ЕС единые правила взыскания.
В соответствии со статьей 51 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и европейским содружеством и их государствами-членами наше государство имеет обязательства приблизить законодательство относительно косвенного налогообложения и налогообложения прибыли предприятий к нормам и стандартам налогового права ЕС. За время действия Соглашения в сфере косвенного налогообложения учтены основные требования базовых нормативных актов ЕС - Директивы Совета ЕС от 28 ноября 2006 г. N 2006/112/ЕС о совместной системе налога на добавленную стоимость и Директивы Совета ЕС от 25 февраля 1992 г. N 92/12/ЕС о совместном режиме для подакцизных товаров и хранении, перемещении и мониторинге таких товаров.
В то же время налоговая система Украины создается с учетом норм европейского налогового законодательства, а также аспектов налоговой политики ГАТТ/ВТО, Организации экономического сотрудничества и развития, ООН.
Распоряжение Кабинета Министров Украины от 23 декабря 2009 года №1612-р
"Об одобрении Стратегии реформирования налоговой системы"
О документе
Номер документа: | 1612-р |
Дата принятия: | 23/12/2009 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Начало действия документа: | 23/12/2009 |
Органы эмитенты: |
Правительство |
Утратил силу с: | 09/06/2010 |
Опубликование документа
Офіційний вісник України вiд 11.01.2010 - 2009 р., № 101
Документ утратил силу в соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Украины от 4 июня 2010 года №1313-р