Действует

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ

от 10 мая 2006 года №361/2006

О Концепции совершенствования судебного дела для утверждения справедливого суда в Украине в соответствии с европейскими стандартами

В целях утверждения в Украине верховенства права и введения европейских стандартов в национальную систему судебного устройства и судопроизводства постановляю:

Одобрить Концепцию совершенствования судебного дела для утверждения справедливого суда в Украине в соответствии с европейскими стандартами (прилагается).

 

Президент Украины В.ЮЩЕНКО

Одобрено Указом Президента Украины от 10 мая 2006 года №361/2006

Концепция совершенствования судебного дела для утверждения справедливого суда в Украине в соответствии с европейскими стандартами

Раздел 1. Цель и задача Концепции

Целью Концепции совершенствования судебного дела для утверждения справедливого суда в Украине в соответствии с европейскими стандартами (далее - Концепция) является обеспечение становления в Украине судебного дела как единой системы судебного устройства и судопроизводства, функционирующей на принципах верховенства права в соответствии с европейскими стандартами и гарантирующей право личности на справедливый суд.

Задачами Концепции, вытекающими из ее цели, являются:

создание целенаправленной, научно обоснованной методологической основы развития правосудия в Украине на ближайшие десять лет;

определение путей совершенствования законодательства в этой сфере;

устранение негативных тенденций, имеющих место вследствие непоследовательности осуществления предыдущей судебной реформы;

обеспечение доступного и справедливого судопроизводства, прозрачности в деятельности судов, оптимизации системы судов общей юрисдикции;

усиление гарантий независимости судей;

качественное повышение профессионального уровня судейского корпуса;

повышение статуса судей в обществе;

существенное улучшение условий профессиональной деятельности судей;

радикальное улучшение состояния исполнения судебных решений;

создание возможностей для развития альтернативных (внесудебных) способов решения споров.

Судебную реформу в Украине начато во времена получения государственной независимости. Главная цель в то время заключалась в том, чтобы утвердить судебную власть как независимую ветвь власти в рамках системы разделения власти в демократическом обществе. Несмотря на положительные достижения на этом пути, процесс становления независимого судебного дела в Украине характеризовался противоречивостью и непоследовательностью. Проявились консерватизм в подходах к реформированию и недостаточно четкое видение того, какой должна быть судебная система в государстве, которое руководствуется верховенством права. При таких обстоятельствах на данное время украинские суды еще не стали действенным институтом защиты прав человека, уровень доверия к ним со стороны общества остается крайне низким. Главными причинами такого состояния являются:

1. Отсутствие системного и согласованного видения дальнейшего осуществления судебной реформы.

Концепция судебно-правовой реформы 1992 года, сыграв важную роль в становлении судебной власти в Украине, практически утратила значение программного документа после принятия Конституции Украины 1996 года, хотя некоторые положения Концепции еще длительное время сохраняли свою актуальность.

В Конституции Украины систему правосудия очерчено в общем виде, определены лишь принципы ее организации и деятельности. В связи с этим имеется настоятельная необходимость в выработке и законодательном закреплении четкого и системного видения стратегии реформирования правосудия.

2. Несоответствие системы судов общей юрисдикции требованиям Конституции Украины, видам и стадиям судопроизводства.

Существующая система судов общей юрисдикции не в полной мере отвечает конституционным принципам организации правосудия. Нерациональное построение системы судебных учреждений и распределение между ними юрисдикции нередко приводят к рассмотрению спора различными судами одного уровня и несправедливому ограничению права на обжалование судебных решений в отдельных категориях дел. До сих пор не завершено формирование целостной системы административных судов, обязанностью которых является защита прав и свобод личности в ее отношениях с субъектами властных полномочий.

3. Незавершенность реформы процессуального права.

Справедливое судопроизводство и надлежащая защита прав и свобод человека возможны лишь при наличии совершенного процессуального законодательства. Однако правовое регулирование уголовного судопроизводства в Украине остается нереформированным еще с советских времен: Уголовно-процессуальный кодекс Украины 1960 года, несмотря на некоторое обновление, не отвечает требованиям защиты прав человека в соответствии с европейскими стандартами.

Хозяйственные суды рассматривают споры по правилам, не отвечающим современным тенденциям развития гражданского судопроизводства.

Несмотря на одобрение Кодекса административного судопроизводства Украины, до сих пор не принят закон об административных процедурах, где были бы определены стандарты отношений личности с органом власти (должностным лицом), соблюдение которых должны проверять административные суды.

4. Перегруженность судов и недостаточная прозрачность их деятельности.

Из-за несовершенства судебных процедур, а также не всегда оправданного расширения компетенции судов, в частности по рассмотрению вопросов о так называемых административных правонарушениях, судьи не имеют возможности своевременно и качественно рассматривать дела.

Нередко суды возвращают исковые заявления необоснованно, судьи медлят с рассмотрением дел и постановляют судебные решения за пределами разумных сроков. Не разработан четкий механизм ответственности судов за волокиту при рассмотрении дел, а также судей за неквалифицированное осуществление судейских функций. Нерационально распределены штатные судейские должности между судами, что является причиной перегруженности одних судов и недогруженности других.

Отсутствие эффективной системы правовой помощи, в частности бесплатной для малообеспеченных, существенно препятствует доступу к правосудию.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Указ Президента Украины от 10 мая 2006 года №361/2006
"О Концепции совершенствования судебного дела для утверждения справедливого суда в Украине в соответствии с европейскими стандартами"

О документе

Номер документа:361/2006
Дата принятия: 10/05/2006
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:04/06/2006
Органы эмитенты: Президент

Опубликование документа

Урядовий кур'єр вiд 24.05.2006 - №95

Офіційний вісник України вiд 24.05.2006 - 2006 р., №19, стор. 23, стаття 1376, код акту 36232/2006