Действует

Принят на тридцать первом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ постановление от 25 ноября 2008 года №31-8

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О предотвращении и комплексном контроле загрязнений окружающей среды

Глава 1. Общие положения, нормативы, принципы и требования

Статья 1. Цель и основные задачи настоящего Закона

Целью настоящего Закона является гармонизированное с международными нормами регулирование хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, жизнь и здоровье граждан.

Основными задачами настоящего Закона являются:

- предотвращение, сокращение и комплексный контроль загрязнений, включая образование выбросов, сбросов, отходов, других негативных воздействий, вызванных функционированием объектов хозяйственной деятельности, а также, насколько это возможно, устранение источников этих загрязнений;

- уменьшение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;

- повышение общего уровня защиты окружающей среды от техногенных воздействий;

- обеспечение безопасности хозяйственной деятельности для жизни и здоровья граждан;

- рациональное использование первичных и вторичных ресурсов в соответствии с принципами "предотвратить загрязнения" и "загрязнитель платит".

Настоящий Закон охватывает правовые, организационные, ресурсные, технологические и контрольно-надзорные сферы деятельности по предотвращению, сокращению и комплексному контролю загрязнений окружающей среды.

Статья 2. Область распространения настоящего Закона

Настоящий Закон распространяется на субъектов хозяйственной и иной деятельности, перечисленной в Приложении I (обязательном), и (или) субъектов, планирующих осуществление такой хозяйственной деятельности на территории государства, в том числе способных производить трансграничное загрязнение, включая загрязнение сопредельных территорий.

Статья 3. Термины и определения

В целях настоящего Закона используются следующие термины, определения и понятия:

загрязнение - привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно нехарактерных для нее физических, химических, биологических факторов, приводящих к превышению в рассматриваемое время естественного среднемноголетнего уровня концентраций перечисленных агентов в среде и, как следствие, к негативным воздействиям на людей и окружающую среду;

предотвращение и комплексный контроль загрязнений окружающей среды - меры и процедуры по предотвращению и минимизации негативного воздействия на окружающую среду, которые позволяют полностью или частично избежать загрязнения окружающей среды с целью достижения высокого уровня защиты окружающей среды в целом при эксплуатации объектов хозяйственной деятельности;

минимизация негативных воздействий на окружающую средусокращение или полное прекращение негативных воздействий в источнике или технологическом процессе, в том числе за счет внедрения малоотходных и (или) безотходных технологий и использования наилучших доступных технологий;

наилучшая доступная технология (НДТ) - технологический процесс, технический метод и прием, метод проектирования, строительства, управления, обслуживания, эксплуатации и вывода из эксплуатации промышленных установок, основанные на современных достижениях науки и техники, получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы и внесенные в государственный реестр НДТ.

Примечание.

1. При реализации НДТ, имеющей установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов, достигается наименьший уровень негативного воздействия на окружающую среду в расчете на единицу произведенной продукции (работы, услуги).

2. Термин "наилучшая" означает технологию, наиболее эффективную для выпуска продукции с достижением установленного уровня защиты окружающей среды.

3. Термин "доступная" означает технологию, которая разработана настолько, что она может быть применена в соответствующей отрасли при условии подтверждения экономической и технической целесообразности внедрения.

4. В отдельных случаях термин "доступная" может быть заменен термином "существующая", если это определено законодательством государства;

государственный реестр НДТ - систематизированный банк данных о наилучших доступных технологиях, содержащий данные об организацииразработчике НДТ, дате и степени промышленного внедрения, технологическом описании и аппаратурном оснащении, технических нормативах, сбросах, выбросах, образовании отходов;

отраслевой национальный рекомендательный справочный документ о НДТ - документ, содержащий описание комплексных производственных процессов (технологий, методов), начиная с добычи сырья и кончая отправкой готовой продукции, которые считаются наилучшими доступными технологиями для рассматриваемой категории промышленных объектов, включая соответствующие природоохранные параметры и мероприятия.

Примечание.

Информация, содержащаяся в отраслевом национальном рекомендательном справочном документе о НДТ, предназначена:

для оценки величины допустимого технологического воздействия на окружающую среду (со стороны) хозяйственного субъекта с принятием на этой основе решения о целесообразности выдачи разрешения уполномоченным государственным органом;

для использования субъектом хозяйственной и иной деятельности при его намерении внедрить НДТ на конкретном объекте хозяйственной деятельности;

субъект хозяйственной и иной деятельности - физическое или юридическое лицо всех форм собственности, эксплуатирующее объекты хозяйственной и иной деятельности, перечисленные в Приложении I (обязательном), оказывающее воздействие на окружающую среду;

уполномоченный государственный орган - исполнительный орган государственной власти, который наделяется полномочиями в области охраны окружающей среды и природопользования, включая выдачу разрешений и проведение необходимых согласований с другими заинтересованными исполнительными органами государственной власти, координирует деятельность в области обмена информацией о НДТ, ведет государственный реестр НДТ, организует разработку и распространение отраслевых национальных рекомендательных справочных документов о НДТ.

Примечание.

В соответствии с законодательством государства полномочия уполномоченного государственного органа могут быть переданы территориальным органам на региональный уровень;

разрешение - документ, утвержденный уполномоченным государственным органом, содержащий нормы выброса, сброса, размещения отходов субъектом хозяйственной и иной деятельности и санкционирующий эксплуатацию всего объекта хозяйственной деятельности или его части при соблюдении указанных норм на основе внедрения наилучших доступных технологий.

Примечание.

Если два и более субъектов хозяйственной и иной деятельности эксплуатируют разные части установки (объекта хозяйственной деятельности), они должны получать отдельные разрешения;

установка (объект хозяйственной деятельности) - стационарный технический объект, установленный на одной промышленной площадке, на котором осуществляются один или несколько видов производственной деятельности, перечисленных в Приложении I (обязательном), и который является территориально обособленным имущественным объектом, имеющим точные и неизменные географические координаты размещения.

Примечание.

1. Переустановка такого объекта без ущерба его назначению невозможна.

2. Несколько технических объектов, расположенных на одной площадке, считаются одним объектом хозяйственной деятельности, если их виды деятельности непосредственно связаны друг с другом или если эти технические объекты связаны технологически;

существующая установка (существующий объект хозяйственной деятельности) - установка, которая эксплуатировалась в соответствии с законодательством государства в любой момент времени до подачи заявки на получение разрешения.

Примечание.

Другие установки считаются новыми установками;

экологическая политика - заявление субъекта хозяйственной и иной деятельности о намерениях и принципах, связанных с обеспечением общей экологической эффективности на его объекте хозяйственной и иной деятельности, которое служит основанием для установления целевых и плановых экологических показателей и способов их достижения;

экологическая оценка - совокупность данных, отражающих результаты оценки негативного воздействия на окружающую среду и государственной экологической экспертизы, используемых при составлении и оценке заявок на получение разрешений и для включения в условия выдачи разрешения;

нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;

гигиенический норматив - установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека;

технологический норматив - норматив использования материальных и энергетических ресурсов, который устанавливается для стационарных, передвижных и иных источников, технологических процессов, оборудования и отражает допустимую массу выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов в окружающую среду, образования и размещения отходов в расчете на единицу выпускаемой продукции;

нормы общего действия - совокупность установленных в нормативных документах условий, охватывающих общие технологические аспекты эксплуатации типовых установок и предписывающих определенные характеристики, которые уполномоченный государственный орган должен закладывать в соответствующие разрешения в качестве усредненных требований.

Примечание.

Нормы общего действия используются для выдачи разрешения для субъектов хозяйственной и иной деятельности, относящихся к малым и средним предприятиям и оказывающим значительное воздействие на окружающую среду;

система нормирования негативного воздействия на окружающую среду - совокупность установленных ограничений негативного воздействия на окружающую среду, основанная на применении природоохранных, технологических и санитарно-гигиенических нормативов;

система нормирования, основанная на санитарно-гигиенических нормативах, - совокупность допустимых нормативов, установленных с учетом санитарно-гигиенических требований по ограничению негативного воздействия на окружающую среду;

система нормирования, основанная на технологических нормативах (система технологического нормирования), - совокупность допустимых нормативов, установленных с учетом требований по достижению минимально возможного воздействия на окружающую среду посредством использования НДТ;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Глава 1. Общие положения, нормативы, принципы и требования Статья 1. Цель и основные задачи настоящего Закона Статья 2. Область распространения настоящего Закона Статья 3. Термины и определения Статья 4. Взаимосвязь норм и нормативов воздействия объектов хозяйственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека Статья 5. Основные принципы государственной политики в области предотвращения и комплексного контроля загрязнений окружающей среды в результате хозяйственной деятельности Статья 6. Требования к информационному обеспечению в целях предотвращения и комплексного контроля загрязнений окружающей среды Глава 2. Особенности выдачи разрешений и требования к технологиям Статья 7. Разрешения на допустимое воздействие на окружающую среду Статья 8. Особенности выдачи разрешений Статья 9. Дифференцированный подход к выдаче разрешений Статья 10. Обоснование выбора наилучшей доступной технологии Статья 11. Условия перехода на систему выдачи разрешений Глава 3. Экологический аудит. Мониторинг и контроль объектов хозяйственной деятельности Статья 12. Экологический аудит объектов хозяйственной деятельности Статья 13. Государственный мониторинг объектов хозяйственной деятельности Статья 14. Локальный производственный мониторинг объектов хозяйственной деятельности Статья 15. Порядок осуществления государственного контроля (надзора) Статья 16. Общественный контроль Глава 4. Обязанности субъекта хозяйственной и иной деятельности при получении разрешения и ответственность за нарушение законодательства государства при осуществлении хозяйственной деятельности Статья 17. Требования, определяющие основные обязанности субъектов хозяйственной и иной деятельности Статья 18. Ответственность субъекта хозяйственной и иной деятельности, получившего разрешение Статья 19. Ответственность субъектов хозяйственной и иной деятельности при модернизации и реконструкции объектов хозяйственной деятельности Статья 20. Ответственность должностных лиц уполномоченного государственного органа Статья 21. Осуществление хозяйственной деятельности без разрешения Статья 22. Давность привлечения к ответственности за нарушение условий выдачи разрешения Статья 23. Составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом Статья 24. Разрешение споров в области соблюдения условий выдачи разрешения Глава 5. Экономическое регулирование выдачи разрешений Статья 25. Возмещение вреда при нарушении условий выдачи разрешения Статья 26. Экономическое стимулирование субъектов хозяйственной и иной деятельности, получивших разрешение Глава 6. Международное сотрудничество в области предупреждения и комплексного контроля загрязнений окружающей среды Статья 27. Принципы международного сотрудничества в области реформирования систем природоохранных разрешений, предупреждения и комплексного контроля загрязнений окружающей среды Статья 28. Соотношение международных договоров и нормативно-правовых актов государства о системах природоохранных разрешений, предупреждения и комплексного контроля загрязнений окружающей среды Статья 29. Требования к заключению международных договоров в области систем природоохранных разрешений, предупреждения и комплексного контроля загрязнений окружающей среды Статья 30. Требования к регулированию трансграничных воздействий загрязнений на сопредельные территории Глава 7. Переходные положения и вступление в силу Статья 31. Статус приложений Статья 32. Переходные положения Статья 33. Вступление Закона в силу Приложение I Приложение II Приложение III Приложение IV

Модельный Закон Содружества Независимых Государств от 25 ноября 2008 года
"О предотвращении и комплексном контроле загрязнений окружающей среды"

О документе

Дата принятия: 25/11/2008
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Содружество Независимых Государств

Опубликование документа

Нет данных