Дата обновления БД:
27.03.2024
Добавлено/обновлено документов:
113 / 335
Всего документов в БД:
132494
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
от 27 марта 2006 года №19
О некоторых вопросах проведения экологического аудита
(по состоянию на 26 февраля 2010 года)
В соответствии со статьей 97 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года "Об охране окружающей среды" в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2006 г. № 48 "О внесении дополнений и изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1586 и от 20 октября 2003 г. № 1371" Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила проведения экологического аудита;
Правила аттестации экологического аудитора;
Правила представления заключения о проведении экологического аудита;
Правила представления отчетности о проведении экологического аудита.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июня 2006 г.
Министр Л.И.Хоружик
Утверждены Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 марта 2006 года №19
Правила проведения экологического аудита
1. Правила проведения экологического аудита (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 97 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года "Об охране окружающей среды" в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года (Ведамасц, Вярхочнага Савета Рэспубл,к, Беларусь, 1993 г., № 1, ст. 1; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 85, 2/875), Положением о лицензировании деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. № 1371 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 121, 5/13251), регулируют отношения, возникающие между участниками экологического аудита, и устанавливают:
единство принципов и требований при проведении экологического аудита на территории республики;
права, обязанности и ответственность экологических аудиторских организаций и экологических аудиторов, юридических и физических лиц, являющихся заказчиками экологического аудита или экоаудируемыми субъектами;
порядок проведения экологического аудита.
2. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия и их определения:
заказчик экологического аудита - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, его учредитель, собственник имущества, заказавшие и оплатившие расходы по проведению экологического аудита, или государственный орган, принявший решение о проведении экологического аудита в установленном порядке;
экоаудируемый субъект - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которых проводится экологический аудит;
экологическая аудиторская организация - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие разрешение (лицензию) на проведение экологического аудита (далее - экоаудиторская организация);
экологический аудитор (далее - экоаудитор) - физическое лицо, имеющее высшее образование и стаж работы в области охраны окружающей среды не менее пяти лет, сертификат экологического аудитора, выданный в установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды) порядке.
3. Экологический аудит проводится в целях:
обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования;
повышения качества природоохранной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность;
оценки хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта, опасности его объектов и причиненного вреда окружающей среде;
определения возможностей и направлений последующей деятельности экоаудируемого субъекта на конкретной территории и необходимости осуществления мероприятий по восстановлению окружающей среды.
4. Объектами экологического аудита являются:
окружающая среда в границах санитарно-защитной зоны объектов экоаудируемого субъекта, в процессе деятельности которого оказывается воздействие на окружающую среду;
хозяйственная и иная деятельность, а также сооружения, производства, цеха и иные объекты, эксплуатация которых оказывает или может оказать воздействие на состояние окружающей среды;
документация экоаудируемого субъекта (проектная, техническая, технологическая, эксплуатационная и др.);
бизнес-планы инвестиционных проектов при проведении модернизации или реконструкции действующего производства, а также при создании нового производства и ежегодные бизнес-планы развития хозяйственной и иной деятельности, при которой имеется вероятность возникновения экологического риска;
другие объекты, связанные с охраной окружающей среды, использованием природных ресурсов, обеспечением экологической безопасности.
Объектом экологического аудита не является бухгалтерская (финансовая) отчетность.
Экологический аудит не включает в себя проведение экологической экспертизы проектной документации.
5. Экологический аудит проводится:
в обязательном порядке в случаях, предусмотренных законодательными актами;
в инициативном порядке по решению заказчика экологического аудита, определяющего цели, направленность и объекты экологического аудита.
6. Экологический аудит проводится в форме:
полного экологического аудита, то есть в форме комплексной проверки воздействий на окружающую среду всех направлений хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды;
специализированного экологического аудита, то есть в форме проверки воздействий на отдельные компоненты природной среды всех направлений хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды.
7. Экоаудит проводится в виде:
проверки состояния окружающей среды в границах санитарно-защитной зоны объектов экоаудируемого субъекта, в процессе деятельности которого оказывается воздействие на окружающую среду;
проверки на соответствие требованиям законодательства в области охраны окружающей среды хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта, а также сооружений, производств, цехов и иных объектов, эксплуатация которых оказывает или может оказать воздействие на состояние окружающей среды;
проверки документации (проектной, технической, технологической, эксплуатационной и др.) на соответствие законодательству в области охраны окружающей среды;
проверки соответствия инвестиционных проектов законодательству в области охраны окружающей среды;
оценки возможности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
оценки вреда, нанесенного окружающей среде.
8. Экологическая аудиторская организация должна иметь:
лицензию на проведение экологического аудита;
перечень направлений, в отношении которых лицензиат проводит экологический аудит;
не менее трех аттестованных экологических аудиторов;
нежилое помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим, противопожарным, иным требованиям технических нормативных правовых актов;
технические средства, в том числе оборудование и инструменты, необходимые для проведения экологического аудита в соответствии с нормативными правовыми актами и техническими нормативными правовыми актами;
актуализированную базу данных правовой информации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;
книгу замечаний и предложений;
договоры на проведение экологического аудита и другие документы, подтверждающие факт его проведения в соответствии с законодательством;
пронумерованную, прошнурованную экоаудиторской организацией книгу регистрации договоров, скрепленную печатью экоаудиторской организации и распорядительного органа по месту нахождения экоаудиторской организации;
журнал проведения инструктажа по охране труда и технике безопасности;
утвержденные руководителем экоаудиторской организации локальные правовые акты, регулирующие порядок:
проведения экологического аудита и взаимоотношения с заказчиками экологического аудита;
внутреннего контроля за проведением экологического аудита экоаудиторами;
информирования заказчиков экологического аудита о деятельности экоаудиторской организации и экоаудиторов;
рассмотрения претензий заказчика экологического аудита;
обеспечения конфиденциальности информации, получаемой экоаудиторами при проведении экологического аудита;
обеспечения охраны труда и техники безопасности экоаудиторов, работающих на экоаудируемых объектах.
9. Экоаудитор имеет право проводить экологический аудит в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве работника экоаудиторской организации.
10. Экоаудиторская организация должна обеспечить каждого экоаудитора и технического эксперта, привлекаемого для проведения экологического аудита, идентификационной пластиковой карточкой, которая является документом, удостоверяющим его полномочия и предъявляемым по требованию заказчика экологического аудита и (или) экоаудируемого субъекта либо должностных лиц государственных органов, которые в пределах своей компетенции контролируют проведение экологического аудита.
11. Экоаудиторская организация обязана содействовать лицензирующему органу - Минприроды в реализации его функций с целью развития и совершенствования отношений в сфере деятельности по проведению экологического аудита следующим образом:
не препятствовать уполномоченным должностным лицам лицензирующего органа в проведении проверок деятельности экоаудиторской организации, получении доступа к информации, предусмотренной законодательством, по проведенным экологическим аудитам;
представлять должностным лицам лицензирующего органа необходимые для проведения проверок документы, достоверную информацию, относящуюся к проведению экологического аудита, в том числе письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки, выполнять законные распоряжения или требования указанных должностных лиц при исполнении ими служебных полномочий;
ежегодно до 20 января года, следующего за отчетным, представлять информацию о своей деятельности в лицензирующий орган по утвержденной им форме отчетности;
незамедлительно информировать лицензирующий орган о возникновении обстоятельств, влекущих аннулирование или приостановление действия лицензии, аннулирование сертификата экологического аудитора.
12. С целью государственного регулирования экологического аудита в Республике Беларусь лицензирующий орган - Минприроды осуществляет ведение реестров:
аттестованных экоаудиторов по различным направлениям проведения экологического аудита;
организаций, получивших лицензию на проведение экологического аудита;
аккредитованных учреждений образования по подготовке и повышению квалификации экоаудиторов.
Минприроды осуществляет представление информации всем заинтересованным лицам.
13. Проведение экологического аудита основано на следующих принципах:
объективность и независимость экоаудитора от заказчика экологического аудита, собственников и руководителей экоаудиторских организаций и любой третьей стороны, в том числе государственных органов, поручивших проведение экологического аудита;
компетентность экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики хозяйственной и иной деятельности заказчика экологического аудита и (или) экоаудируемого субъекта;
сохранение экоаудитором конфиденциальности информации, получаемой при проведении экологического аудита, неразглашение ее без разрешения заказчика экологического аудита, кроме случаев, когда хозяйственная и иная деятельность экоаудируемого субъекта влечет к возникновению экологического риска и представляет опасность для окружающей среды;
достоверность и полнота информации в области охраны окружающей среды и природопользования, предоставляемой экоаудитору заказчиком экологического аудита и (или) экоаудируемым субъектом;
ответственность экоаудитора за результаты проведенной проверки объектов экоаудируемого субъекта в пределах, установленных законодательством;
ответственность заказчика экологического аудита за правильность определения целей и задач экологического аудита, за последствия выполнения (невыполнения) предложений и рекомендаций по результатам проведенного экологического аудита, а также за обеспечение необходимых условий для проведения экологического аудита, оговоренных в договоре на проведение экологического аудита.
Воздействие в какой бы то ни было форме на экоаудиторскую организацию, ее работников, а также на экоаудитора в целях воспрепятствования проведению независимого экологического аудита запрещается.
14. При проведении экологического аудита экоаудиторская организация обеспечивает:
составление анкеты для заказчика и (или) аудируемого субъекта на представление документации и информации об объектах экологического аудита;
подготовку проекта договора на проведение экологического аудита, организацию его подписания и контроль его исполнения;
организацию и проведение переговоров с заказчиком экологического аудита или уполномоченным им лицом;
организацию сбора и проведение анализа документов, представленных заказчиком экологического аудита и (или) аудируемым субъектом;
составление плана проведения экологического аудита у экоаудируемого субъекта, в том числе ситуационного плана проверки в случае обследования объектов заказчика площадью более чем 10 гектаров, предусматривающего последовательность работ каждым экоаудитором и направленного на рациональное использование рабочего времени;
принятие решения о необходимости привлечения аналитической лаборатории, аккредитованной на соответствие критериям системы аккредитации поверочных и испытательных лабораторий Республики Беларусь на независимость и (или) техническую компетентность и в установленном порядке поставленной на учет Минприроды, для оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта на состояние окружающей среды (далее - аналитическая лаборатория);
принятие решения о привлечении на договорной основе в соответствии с законодательством технических экспертов, имеющих соответствующую квалификацию, для консультаций и проверки отдельных вопросов при проведении экологического аудита, требующих специальных знаний в области строительства, энергетики, промышленности и иных отраслей экономики;
Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 марта 2006 года №19
"о некоторых вопросах проведения экологического аудита"
О документе
Номер документа: | 19 |
Дата принятия: | 27/03/2006 |
Состояние документа: | Утратил силу |
Начало действия документа: | 01/06/2006 |
Органы эмитенты: |
Государственные органы и организации |
Утратил силу с: | 01/07/2016 |
Документ утратил силу с 1 июля 2016 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 5 мая 2016 года №16 |
Опубликование документа
Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. №78, 8/14439
Редакции документа
Текущая редакция принята: 26/02/2010
Документ утратил силу с 1 июля 2016 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 5 мая 2016 года №16