Утратил силу

Документ утратил силу с 1 июля 2016 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 5 мая 2016 года №16

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

от 27 марта 2006 года №19

О некоторых вопросах проведения экологического аудита

(по состоянию на 26 февраля 2010 года)

В соответствии со статьей 97 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года "Об охране окружающей среды" в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 января 2006 г. № 48 "О внесении дополнений и изменений в постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1586 и от 20 октября 2003 г. № 1371" Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила проведения экологического аудита;

Правила аттестации экологического аудитора;

Правила представления заключения о проведении экологического аудита;

Правила представления отчетности о проведении экологического аудита.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 июня 2006 г.

 

Министр Л.И.Хоружик

Утверждены Постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 марта 2006 года №19

Правила проведения экологического аудита

1. Правила проведения экологического аудита (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 97 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 года "Об охране окружающей среды" в редакции Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года (Ведамасц, Вярхочнага Савета Рэспубл,к, Беларусь, 1993 г., № 1, ст. 1; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г., № 85, 2/875), Положением о лицензировании деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 октября 2003 г. № 1371 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2003 г., № 121, 5/13251), регулируют отношения, возникающие между участниками экологического аудита, и устанавливают:

единство принципов и требований при проведении экологического аудита на территории республики;

права, обязанности и ответственность экологических аудиторских организаций и экологических аудиторов, юридических и физических лиц, являющихся заказчиками экологического аудита или экоаудируемыми субъектами;

порядок проведения экологического аудита.

2. В настоящих Правилах применяются следующие основные понятия и их определения:

заказчик экологического аудита - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, его учредитель, собственник имущества, заказавшие и оплатившие расходы по проведению экологического аудита, или государственный орган, принявший решение о проведении экологического аудита в установленном порядке;

экоаудируемый субъект - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, в отношении которых проводится экологический аудит;

экологическая аудиторская организация - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие разрешение (лицензию) на проведение экологического аудита (далее - экоаудиторская организация);

экологический аудитор (далее - экоаудитор) - физическое лицо, имеющее высшее образование и стаж работы в области охраны окружающей среды не менее пяти лет, сертификат экологического аудитора, выданный в установленном Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее - Минприроды) порядке.

3. Экологический аудит проводится в целях:

обеспечения охраны окружающей среды и рационального природопользования;

повышения качества природоохранной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность;

оценки хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта, опасности его объектов и причиненного вреда окружающей среде;

определения возможностей и направлений последующей деятельности экоаудируемого субъекта на конкретной территории и необходимости осуществления мероприятий по восстановлению окружающей среды.

4. Объектами экологического аудита являются:

окружающая среда в границах санитарно-защитной зоны объектов экоаудируемого субъекта, в процессе деятельности которого оказывается воздействие на окружающую среду;

хозяйственная и иная деятельность, а также сооружения, производства, цеха и иные объекты, эксплуатация которых оказывает или может оказать воздействие на состояние окружающей среды;

документация экоаудируемого субъекта (проектная, техническая, технологическая, эксплуатационная и др.);

бизнес-планы инвестиционных проектов при проведении модернизации или реконструкции действующего производства, а также при создании нового производства и ежегодные бизнес-планы развития хозяйственной и иной деятельности, при которой имеется вероятность возникновения экологического риска;

другие объекты, связанные с охраной окружающей среды, использованием природных ресурсов, обеспечением экологической безопасности.

Объектом экологического аудита не является бухгалтерская (финансовая) отчетность.

Экологический аудит не включает в себя проведение экологической экспертизы проектной документации.

5. Экологический аудит проводится:

в обязательном порядке в случаях, предусмотренных законодательными актами;

в инициативном порядке по решению заказчика экологического аудита, определяющего цели, направленность и объекты экологического аудита.

6. Экологический аудит проводится в форме:

полного экологического аудита, то есть в форме комплексной проверки воздействий на окружающую среду всех направлений хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды;

специализированного экологического аудита, то есть в форме проверки воздействий на отдельные компоненты природной среды всех направлений хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды.

7. Экоаудит проводится в виде:

проверки состояния окружающей среды в границах санитарно-защитной зоны объектов экоаудируемого субъекта, в процессе деятельности которого оказывается воздействие на окружающую среду;

проверки на соответствие требованиям законодательства в области охраны окружающей среды хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта, а также сооружений, производств, цехов и иных объектов, эксплуатация которых оказывает или может оказать воздействие на состояние окружающей среды;

проверки документации (проектной, технической, технологической, эксплуатационной и др.) на соответствие законодательству в области охраны окружающей среды;

проверки соответствия инвестиционных проектов законодательству в области охраны окружающей среды;

оценки возможности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

оценки вреда, нанесенного окружающей среде.

8. Экологическая аудиторская организация должна иметь:

лицензию на проведение экологического аудита;

перечень направлений, в отношении которых лицензиат проводит экологический аудит;

не менее трех аттестованных экологических аудиторов;

нежилое помещение, соответствующее санитарно-гигиеническим, противопожарным, иным требованиям технических нормативных правовых актов;

технические средства, в том числе оборудование и инструменты, необходимые для проведения экологического аудита в соответствии с нормативными правовыми актами и техническими нормативными правовыми актами;

актуализированную базу данных правовой информации в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов;

книгу замечаний и предложений;

договоры на проведение экологического аудита и другие документы, подтверждающие факт его проведения в соответствии с законодательством;

пронумерованную, прошнурованную экоаудиторской организацией книгу регистрации договоров, скрепленную печатью экоаудиторской организации и распорядительного органа по месту нахождения экоаудиторской организации;

журнал проведения инструктажа по охране труда и технике безопасности;

утвержденные руководителем экоаудиторской организации локальные правовые акты, регулирующие порядок:

проведения экологического аудита и взаимоотношения с заказчиками экологического аудита;

внутреннего контроля за проведением экологического аудита экоаудиторами;

информирования заказчиков экологического аудита о деятельности экоаудиторской организации и экоаудиторов;

рассмотрения претензий заказчика экологического аудита;

обеспечения конфиденциальности информации, получаемой экоаудиторами при проведении экологического аудита;

обеспечения охраны труда и техники безопасности экоаудиторов, работающих на экоаудируемых объектах.

9. Экоаудитор имеет право проводить экологический аудит в качестве индивидуального предпринимателя или в качестве работника экоаудиторской организации.

10. Экоаудиторская организация должна обеспечить каждого экоаудитора и технического эксперта, привлекаемого для проведения экологического аудита, идентификационной пластиковой карточкой, которая является документом, удостоверяющим его полномочия и предъявляемым по требованию заказчика экологического аудита и (или) экоаудируемого субъекта либо должностных лиц государственных органов, которые в пределах своей компетенции контролируют проведение экологического аудита.

11. Экоаудиторская организация обязана содействовать лицензирующему органу - Минприроды в реализации его функций с целью развития и совершенствования отношений в сфере деятельности по проведению экологического аудита следующим образом:

не препятствовать уполномоченным должностным лицам лицензирующего органа в проведении проверок деятельности экоаудиторской организации, получении доступа к информации, предусмотренной законодательством, по проведенным экологическим аудитам;

представлять должностным лицам лицензирующего органа необходимые для проведения проверок документы, достоверную информацию, относящуюся к проведению экологического аудита, в том числе письменные объяснения по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки, выполнять законные распоряжения или требования указанных должностных лиц при исполнении ими служебных полномочий;

ежегодно до 20 января года, следующего за отчетным, представлять информацию о своей деятельности в лицензирующий орган по утвержденной им форме отчетности;

незамедлительно информировать лицензирующий орган о возникновении обстоятельств, влекущих аннулирование или приостановление действия лицензии, аннулирование сертификата экологического аудитора.

12. С целью государственного регулирования экологического аудита в Республике Беларусь лицензирующий орган - Минприроды осуществляет ведение реестров:

аттестованных экоаудиторов по различным направлениям проведения экологического аудита;

организаций, получивших лицензию на проведение экологического аудита;

аккредитованных учреждений образования по подготовке и повышению квалификации экоаудиторов.

Минприроды осуществляет представление информации всем заинтересованным лицам.

13. Проведение экологического аудита основано на следующих принципах:

объективность и независимость экоаудитора от заказчика экологического аудита, собственников и руководителей экоаудиторских организаций и любой третьей стороны, в том числе государственных органов, поручивших проведение экологического аудита;

компетентность экоаудитора в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики хозяйственной и иной деятельности заказчика экологического аудита и (или) экоаудируемого субъекта;

сохранение экоаудитором конфиденциальности информации, получаемой при проведении экологического аудита, неразглашение ее без разрешения заказчика экологического аудита, кроме случаев, когда хозяйственная и иная деятельность экоаудируемого субъекта влечет к возникновению экологического риска и представляет опасность для окружающей среды;

достоверность и полнота информации в области охраны окружающей среды и природопользования, предоставляемой экоаудитору заказчиком экологического аудита и (или) экоаудируемым субъектом;

ответственность экоаудитора за результаты проведенной проверки объектов экоаудируемого субъекта в пределах, установленных законодательством;

ответственность заказчика экологического аудита за правильность определения целей и задач экологического аудита, за последствия выполнения (невыполнения) предложений и рекомендаций по результатам проведенного экологического аудита, а также за обеспечение необходимых условий для проведения экологического аудита, оговоренных в договоре на проведение экологического аудита.

Воздействие в какой бы то ни было форме на экоаудиторскую организацию, ее работников, а также на экоаудитора в целях воспрепятствования проведению независимого экологического аудита запрещается.

14. При проведении экологического аудита экоаудиторская организация обеспечивает:

составление анкеты для заказчика и (или) аудируемого субъекта на представление документации и информации об объектах экологического аудита;

подготовку проекта договора на проведение экологического аудита, организацию его подписания и контроль его исполнения;

организацию и проведение переговоров с заказчиком экологического аудита или уполномоченным им лицом;

организацию сбора и проведение анализа документов, представленных заказчиком экологического аудита и (или) аудируемым субъектом;

составление плана проведения экологического аудита у экоаудируемого субъекта, в том числе ситуационного плана проверки в случае обследования объектов заказчика площадью более чем 10 гектаров, предусматривающего последовательность работ каждым экоаудитором и направленного на рациональное использование рабочего времени;

принятие решения о необходимости привлечения аналитической лаборатории, аккредитованной на соответствие критериям системы аккредитации поверочных и испытательных лабораторий Республики Беларусь на независимость и (или) техническую компетентность и в установленном порядке поставленной на учет Минприроды, для оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности экоаудируемого субъекта на состояние окружающей среды (далее - аналитическая лаборатория);

принятие решения о привлечении на договорной основе в соответствии с законодательством технических экспертов, имеющих соответствующую квалификацию, для консультаций и проверки отдельных вопросов при проведении экологического аудита, требующих специальных знаний в области строительства, энергетики, промышленности и иных отраслей экономики;

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 марта 2006 года №19
"о некоторых вопросах проведения экологического аудита"

О документе

Номер документа:19
Дата принятия: 27/03/2006
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:01/06/2006
Органы эмитенты: Государственные органы и организации
Утратил силу с:01/07/2016

Документ утратил силу с 1 июля 2016 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 5 мая 2016 года №16

Опубликование документа

Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. №78, 8/14439

Редакции документа

Текущая редакция принята: 26/02/2010