База данных

Дата обновления БД:

21.10.2020

Добавлено/обновлено документов:

20 / 121

Всего документов в БД:

103585

Не действует

Неофициальный перевод. (с) СоюзПравоИнформ

Действие документа отменено с 21 мая 2017 года в соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Украины от 10 марта 2017 года №166-р

Зарегистрирован

Министерством юстиции Украины

3 февраля 2009 года

№103/16119

ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА УКРАИНЫ ПО ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ОХРАНЕ ТРУДА И ГОРНОМУ НАДЗОРУ

от 31 декабря 2008 года №308

Об утверждении Правил строения и безопасной эксплуатации погрузчиков

В соответствии с Законом Украины "Об охране труда" ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Правила строения и безопасной эксплуатации погрузчиков, которые прилагаются.

2. Управлению научно-технического обеспечения государственного надзора (Перевозник И.О.) в установленном порядке обеспечить предоставление настоящего приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины.

3. Начальнику управления нормативно-правового и юридического обеспечения Прохорову В.В. включить настоящий приказ в Государственный реестр нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда.

4. Заместителю начальника отдела персонала, делопроизводства и спецработы Кравец В.Ю. обеспечить опубликование приказа в средствах массовой информации.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на и.о. первого заместителя Председателя Госгорпромнадзора Деньгина А.П.

 

Председатель Госгорпромнадзора С.Сторчак

Утверждены Приказом Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору от 31 декабря 2008 года №308

Правила строения и безопасной эксплуатации погрузчиков

I. Общие положения

1.1. Правила строения и безопасной эксплуатации погрузчиков (далее - Правила) устанавливают требования к строению, изготовлению, реконструкции, модернизации, ремонту и эксплуатации погрузчиков.

1.2. Действие настоящих Правил распространяется на:

а) вилочные погрузчики с противовесом (автопогрузчики и электропогрузчики);

б) погрузчики с выдвижными грузоподъемником или вилами;

в) погрузчики с вилами, расположенными между выносными опорами (лонжеронами);

г) погрузчики с платформой;

?) погрузчики с рабочим местом водителя, которое поднимается;

д) погрузчики с боковым принятием груза (односторонние, двухсторонние, фронтально-боковые и тому подобное);

е) штабелеукладчики:

самоходные (с рабочим местом водителя или управляемые с пола);

с ручным передвижением (с электрическим или гидравлическим приводом поднятия, с поднятием ручной лебедкой);

комбинированные.

Типы погрузчиков, на которые распространяются настоящие Правила, приведены в приложении 1.

1.3. Требования настоящих Правил в части требований к строению распространяются на погрузчики и штабелеукладчики (далее погрузчики), изготовленные после вступления в силу настоящих Правил, а в части требований к эксплуатации, ремонту, реконструкции, модернизации и к изготовлению составных частей погрузчиков для этих целей - также и на те, которые находятся в эксплуатации.

1.4. Настоящие Правила не распространяется на тележки грузовые с подъемным устройством; фронтальные, полуповоротные, перекидные одноковшовые, вилочные и грейферные погрузчики, оснащенные рычажной системой; на снегопогрузчики; на многоковшовые погрузчики и погрузчики с нагребающими лапами, а также на вилочные фронтальные стрелочные погрузчики (с телескопической стрелой).

II. Определение терминов

2.1. В настоящих Правилах использованы термины, установленные действующими нормативно-правовыми актами, стандартами, санитарными нормами и правилами (далее - НД). Ниже поданы термины, дополнительно использованные в настоящих Правилах, и определение обозначенных ими понятий.

2.1.1. Грузоподъемность номинальная - наибольшая масса груза, указанная производителем, который может транспортировать и поднимать погрузчик (штабелеукладчик) на высоту, равную:

3300 мм или наибольшая высота, если высота поднятия меньше 3300 мм (вилочные погрузчики с противовесом; погрузчики с поднимающимся местом водителя; погрузчики с боковым принятием груза);

3300 мм при расстоянии D (400 мм, 500 мм или 600 мм) между центром веса груза и передней поверхностью спинки вил, с вертикальным грузоподъемником и горизонтальными вилами (погрузчики /штабелеукладчики/ с выдвижными грузоподъемником или вилами и погрузчики /штабелеукладчики/ с вилами, расположенными между выносными опорами /лонжеронами/);

2500 мм при расстоянии между вилами или ширине платформы до 690 мм включительно или 3300 мм при расстоянии между вилами или ширине платформы больше 690 мм при расстоянии D (400 мм, 500 мм или 600 мм) между центром веса груза и передней поверхностью спинки вил или упором платформы (штабелеукладчики и погрузчики с платформой).

2.1.2. Грузоподъемник - грузоподъемный механизм погрузчика, состоящий из закрепленной неподвижно или с возможностью наклона вперед-назад на определенный угол вертикальной рамы, в которой вертикально передвигается грузовая каретка или один из нескольких подвижных направляющих с кареткой.

2.1.3. Грузоподъемник нетелескопический (простой)грузоподъемник, состоящий только из одной пары направляющих.

2.1.4. Грузоподъемник телескопический - грузоподъемник, состоящий из закрепленной неподвижно пары вертикальных направляющих и одной (или нескольких) подвижных направляющих.

2.1.5. Верхняя поверхность клыка - поверхность клыка, на которой располагается груз.

2.1.6. Высота свободного поднятия - расстояние от опорной поверхности колес до верхней поверхности клыка, поднятого на высоту, за которой начинается увеличение габаритной высоты вертикально установленного грузоподъемника.

2.1.7. Высота поднятия - наибольшее расстояние от верхней поверхности клыка поднятых вил, установленных в горизонтальное положение, до опорной поверхности колес.

2.1.8. Высота поднятия номинальная - установленная производителем высота поднятия, на которую разрешается поднимать номинальный груз.

2.1.9. Высота поднятия максимальная - наибольшая высота, на которую разрешается поднятие груза.

2.1.10. Тележка грузовая с подъемным устройством - тележка, оснащенная устройством с вилами или платформой для поднятия груза на высоту, достаточную только для обеспечения его перемещения.

2.1.11. Водитель погрузчика - работник, ответственный за движение погрузчика (штабелеукладчика).

Водитель во время управления может сидеть, полусидеть или стоять в погрузчике (штабелеукладчике), стоять на платформе водителя, которая может складываться, вращаться или подниматься вместе с вилами, или может управлять с пола, сопровождая штабелеукладчик пешком.

2.1.12. Динамическая нагрузка - нагрузка, создаваемая пятикратным выполнением таких операций (с грузом, превышающим на 10% номинальную грузоподъемность и имеющим расстояние центра веса D /рисунок 1/):

поднятие на полную высоту и опускание на площадку с 2-3 остановками с наклоненным назад грузоподъемником;

наклон грузоподъемника полностью вперед и назад с вилами, поднятыми на высоту от 900 мм до 1000 мм.

2.1.13. Диаграмма грузоподъемности - диаграмма зависимости грузоподъемности погрузчика от расстояния центра веса груза до передней поверхности спинки вил или от высоты поднятия груза.

2.1.14. Длинномерный груз - груз, имеющий длину более 2 м.

2.1.15. Дополнительная платформа - грузовая платформа, доступная с платформы водителя (кабины или места водителя) и предназначенная для установки на грузоподъемнике (закрепленная на каретке и (или) на вилах и тому подобное) комплектовщика или погрузчика с местом водителя, которое поднимается.

2.1.16. Эксплуатация - стадия жизненного цикла погрузчика, на которой реализуют, поддерживают и восстанавливают качество погрузчика.

Эксплуатация охватывает этапы ввода в эксплуатацию, использования по назначению, хранения в процессе эксплуатации, техническое обслуживание, ремонт, прекращение эксплуатации, списание (передачу, утилизацию, уничтожение).

2.1.17. Сменное грузозахватывающее устройство - устройство (например, удлинитель, штыревой захватчик, безблочная стрела, сталкиватель, каретка поперечного перемещения, кантователь, смещающийся боковой захватчик, захватчик-кантователь, ковш и тому подобное), которым может оснащаться погрузчик в дополнение к вилам (платформе) или вместо них, для обеспечения перемещения различных грузов (рулонов, мешков, бочек, навалочных грузов и тому подобное).

2.1.18. Клык - горизонтальная часть вил, несущая груз.

2.1.19. Каретка - подвижная составная часть грузоподъемника, надетая на закрепленную неподвижно вертикальную раму (в случае нетелескопического грузоподъемника) или на последнюю (внутреннюю) подвижную направляющую (в случае телескопического грузоподъемника), которая несет вилы или сменные грузозахватывающие устройства.

2.1.20. Коэффициент торможения С - отношение, выраженное в b процентах:

а) замедление а, м/кв. с, необходимого для полного торможения погрузчика, до ускорения свободного падения g, м/кв. с

Формула 1 к Приказу Гос.ком. от 31.12.2008 №308 (Украина)

б) силы торможения F, Н, которое развивается погрузчиком, до b b силы притяжения массы m этого погрузчика

Формула 2 к Приказу Гос.ком. от 31.12.2008 №308 (Украина)

где m, кг - масса погрузчика с номинальным грузом.

2.1.21. Комплектовщик - погрузчик, оснащенный платформой водителя, которая может подниматься вместе с вилами, что позволяет водителю загружать (разгружать) груз со стеллажа в загрузочное устройство или дополнительную платформу.

2.1.22. Угол свободного поворота рулевого колеса - угол поворота рулевого колеса при работающем двигателе без сдвига управляемых колес.

2.1.23. Модернизация - внесение изменений в конструкцию погрузчика, повышающих его безопасность, технический уровень или улучшающих экономические характеристики путем замены отдельных составных частей на более современные за сохранение основных технических характеристик погрузчика, которые не вызывают повышение, перераспределение нагрузок или уменьшение собственной или грузовой стойкости.

2.1.24. Погрузчик - машина циклического действия, которая относится к безрельсовому транспорту (технологическим транспортным средствам), оборудованная подъемным механизмом (грузоподъемником) и вилами (платформой) или одним из сменных грузозахватывающих устройств для обеспечения поднятия, транспортировки, погрузки и разгрузки, штабелирования и укладывания грузов.

2.1.25. Погрузчик вилочный с противовесом - погрузчик, оснащенный вилами или одним из сменных грузозахватывающих устройств, у которого груз, расположенный консольно относительно передних колес, уравновешивается массой погрузчика.

2.1.26. Погрузчик с боковым взятием груза (односторонний)погрузчик, грузоподъемник или каретка которого могут быть выдвинуты и перемещены назад между осями (передним и задним мостами) шасси перпендикулярно к продольной оси шасси, что позволяет подхватывать и поднимать груз без тары в уравновешенном положении относительно одной стороны машины и штабелировать или разбирать штабель рядом с погрузчиком.

2.1.27. Погрузчик с боковым взятием груза (двухсторонний)погрузчик, способный штабелировать и вытягивать груз по обе стороны в направлении движения погрузчика.

2.1.28. Погрузчик с боковым взятием груза (фронтально-боковой)погрузчик, способный штабелировать и вытягивать груз спереди и по обе стороны в направлении движения погрузчика.

2.1.29. Погрузчик с вилами, расположенными между выносными опорами (лонжеронами), - погрузчик, вилы которого расположены между разнесенными по ширине выносными опорами (лонжеронами), а центр веса груза всегда находится внутри опорного контура.

2.1.30. Погрузчик с выдвижными грузоподъемником или виламипогрузчик, оснащенный выносными опорами (лонжеронами), в котором груз может быть дополнительно перемещен путем передвижения грузоподъемника или грузовой плиты с вилами.

2.1.31. Погрузчик с поднимающимся рабочим местом водителяпогрузчик, оснащенный платформой водителя, которая может подниматься вместе с грузом во время штабелирования.

2.1.32. Погрузчик с платформой - погрузчик, оснащенный грузовой платформой, расположенной над рамной конструкцией (выносными опорами).

2.1.33. Опасная зона погрузчика - пространство, в котором работники подвергаются риску относительно своего здоровья или безопасности вследствие перемещения груза погрузчиком или вследствие падения груза во время его перемещения и штабелирования погрузчиком с учетом горизонтальной проекции на землю траектории перемещения наибольшего внешнего габарита груза и расстояния возможного улетания груза.

2.1.34. Негабаритный груз - груз, превышающий установленный габарит.

2.1.35. Передняя поверхность спинки вил - поверхность спинки, в которую упирается груз и от которой измеряется расстояние D до его центра веса.

2.1.36. Платформа водителя - составная часть погрузчика, на которой располагается водитель для управления погрузчиком.

2.1.37. Преодолетый подъем - прямолинейный участок площадки с усовершенствованным покрытием, имеющий уклон не меньше указанного в НД и преодолетая погрузчиком (погрузчики с двигателем внутреннего сгорания /далее - ДВС/ - на низшей передаче коробки передач или гидромеханической передачи на длине уклона, указанной в установке по эксплуатации, а электропогрузчики - в режиме работы тягового электродвигателя S2 с длительностью, указанной в установке по эксплуатации).

2.1.38. Реконструкция - изменение основных технических характеристик погрузчика (грузоподъемности, скорости механизмов, высоты поднятия), конструкции сменных грузозахватывающих устройств, типа привода, а также другие изменения, вызывающие повышение, перераспределение нагрузок, а также уменьшение грузовой или собственной стойкости.

2.1.39. Ремонт - восстановление и (или) замена на новые поврежденных, сработанных или ставших непригодными по какой-либо причине, составных частей и деталей погрузчиков (металлических конструкций, механизмов, гидропривода, электропривода, устройств безопасности и тому подобное) с доведением их до исправного и работоспособного состояния, в том числе проведенное в соответствии с системой планово-предупредительных ремонтов.

2.1.40. Рабочая зона погрузчика - площадка, необходимая для маневрирования погрузчика во время подъезда к месту загрузки или разгрузки и отъезда обратно.

2.1.41. Рабочая платформа - конструкция, предназначенная для установки на грузоподъемнике (закрепленная на каретке и (или) на вилах) погрузчика с целью обустройства рабочего места, с которого можно безопасно работать.

2.1.42. Спредер - грузозахватывающий орган, предназначенный для автоматического стропирования сверху крупнотоннажных контейнеров с угловыми фитингами во время их перегрузки.

2.1.43. Статическая нагрузка - нагрузка, создаваемая выдержкой в течение 10 мин груза, превышающая на 25% номинальную грузоподъемность и имеющая расстояние центра веса D до передней поверхности спинки вил, установленная на вилы, поднятые на высоту от 200 мм до 300 мм с наклоненным назад грузоподъемником (при наличии такого механизма).

2.1.44. Техническое обслуживание - комплекс операций или операция относительно поддержания исправности или работоспособности погрузчика во время использования по назначению, хранения и транспортировки.

2.1.45. Штабелеукладчик - вилочный погрузчик малых габаритов и высокой маневренности, предназначенный для обслуживания стеллажей и работы преимущественно с грузами, уложенными на поддонах, на площадках (в помещениях) ограниченных размеров, вилы которого расположены над рамной конструкцией (выносными опорами).

2.1.46. Штабелеукладчик комбинированный - штабелеукладчик, состоящий из комбинации составных частей, свойственных различным типам погрузчиков, например штабелеукладчики с вилами, расположенными между выносными опорами (лонжеронами), штабелеукладчики с раздвижными выносными опорами (лонжеронами), штабелеукладчики с выдвижным грузоподъемником, штабелеукладчики с платформой и тому подобное.

2.1.47. Штабелеукладчик самоходный - штабелеукладчик, оборудованный механизмом для передвижения.

2.1.48. Штабелеукладчик с ручным передвижением - штабелеукладчик, передвижение и маневрирование которого осуществляется работником путем толкания или буксировки непосредственно за вертикально или горизонтально расположенные рукоятки или дышло.

2.2. Термины "экспертное обследование (техническое диагностирование)", "технический осмотр" и "уполномоченная организация" применяются в значениях, определенных Порядком проведения осмотра, испытания и экспертного обследования (технического диагностирования) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26.05.2004 N 687 (далее - НПАОП 0.00-6.18-04).

III. Опасность, связанная с эксплуатацией погрузчиков

3.1. Основные виды опасных факторов, которые могут возникнуть во время эксплуатации и в случае нарушения условий эксплуатации погрузчиков:

3.1.1. Механические виды опасности, связанные с подъемными операциями погрузчиками и причиненные:

а) падением груза, столкновением, переброской погрузчика вследствие:

недостаточной устойчивости погрузчика;

неконтролируемой загрузки, перегрузки, превышения перекидного грузового момента;

неконтролируемой амплитуды движения механизмов и составных частей погрузчика;

неожиданного или непредвиденного движения груза;

несоответствующих сменных грузозахватывающих устройств и тары;

столкновения нескольких погрузчиков или погрузчиков с другими транспортными средствами;

б) недостаточной механической прочностью составных частей и деталей;

в) неправильным выбором цепей, сменных грузозахватывающих устройств и их неправильной установкой (навешиванием) на погрузчик;

г) неконтролируемым опусканием груза механизмом с фрикционным тормозом;

?) действием груза на работников (нанесение удара грузом или противовесом);

3.1.2. Механические виды опасности, связанные с составными частями погрузчика, с грузами, которые перемещаются, и обусловленные, например, формой (острые края, режущие элементы, остроконечные части и тому подобное), местом установки, массой и стойкостью (потенциальная энергия частей, которые могут быть приведены в движение под действием силы притяжения), массой и скоростью (кинетическая энергия частей во время контролируемого или неконтролируемого движений), ускорением, недостаточной механической прочностью, что может привести к опасным поломкам или к разрушениям, накоплением энергии внутри погрузчика (в упругих элементах, в жидкостях, газах, находящихся под давлением), нарушением безопасных расстояний:

а) сдавливание;

б) порез;

в) расчленение или отсечение;

г) наматывание, втаскивание или захватывание частей одежды, конечностей и тому подобное;

?) удар;

д) укол или прокол;

е) разбрызгивание жидкости под высоким давлением;

є) потеря устойчивости элементов;

ж) скольжение, спотыкание или падение (на погрузчике или с погрузчика) работников;

3.1.3. Электрические виды опасности от электрошока или ожогов, которые могут привести к травмам или смерти, или вследствие фактора внезапности, вызванного электрическим ударом, - к падению работника по причине:

а) контакта работников с частями автопогрузчика, которые обычно находятся под напряжением (прямой контакт);

б) контакта работников с частями автопогрузчика, которые находятся под напряжением из-за неисправности (косвенный контакт);

в) действия электростатических процессов, например контакта работников с электрически заряженными частями;

г) термического излучения или таких процессов, как разбрызгивание расплавленных веществ, химических процессов во время коротких замыканий и тому подобное;

3.1.4. Термические виды опасности, приводящие к ожогам, обмораживанию и другим травмам, вызванным:

а) контактом работников с предметами или материалами с очень высокой или низкой температурой;

б) пламенем или взрывом;

в) работой в горячей или холодной производственной среде;

3.1.5. Опасность, причиненная шумом, что может привести к:

а) длительному нарушению остроты слуха;

б) звону в ушах;

в) утомляемости, стрессу и тому подобное;

г) другим последствиям, например нарушениям равновесия, ослаблению внимания и тому подобное;

?) препятствиям речевым коммуникациям, акустическим сигналам и тому подобное;

3.1.6. Опасность, причиненная вибрацией, которая может привести к значительным нарушениям здоровья (расстройство сосудистой и нервной систем, нарушение кровообращения, болезнь суставов и тому подобное);

3.1.7. Опасность, причиненная материалами, веществами (и их компонентами), которые использует или выделяет работающий погрузчик, а также перемещаемыми грузами вследствие:

а) их вдыхания, заглатывания обслуживающим и ремонтным персоналом вредных для здоровья жидкостей, газов, аэрозолей, паров и пыли, а также их контакта с кожей, глазами и слизистой оболочкой, проникновения через кожный покров;

б) огне- и взрывоопасности;

3.1.8. Опасность, причиненная пренебрежением эргономичных требований и принципов во время разработки машин:

а) неудобная рабочая поза или чрезмерная или повторяющаяся физическая нагрузка на организм водителя;

б) пренебрежение средствами индивидуальной защиты;

в) недостаточное местное освещение;

г) умственная перегрузка, стресс и тому подобное, возникающие во время рабочего процесса, процесса контроля за работой погрузчика или технического обслуживания в пределах их использования по назначению;

?) неудобная конструкция, размещение или маркировка элементов управления;

д) неудобная конструкция или размещение приборов контролирования;

3.1.9. Опасность, причиненная неожиданным запуском, неожиданным превышением скорости и тому подобное, вследствие:

а) выхода из строя или нарушения в работе системы управления;

б) прекращение подачи энергии и восстановление энергоснабжения после перерыва;

в) внешнего воздействия на электрооборудование;

г) действия природных атмосферных факторов;

?) ошибки водителя в управлении погрузчиком (из-за недостаточного соответствия погрузчика способностям и навыкам водителя);

3.1.10. Опасность, ставшая причиной ошибок производителя во время составления установки по эксплуатации и тому подобное;

3.1.11. Опасность, ставшая причиной поломок во время работы, вследствие:

а) усталостного разрушения;

б) недопустимой величины деформации;

в) критического срабатывания;

г) коррозии;

3.1.12. Опасность, ставшая причиной падающих предметов (инструмента, деталей погрузчика, вещей обслуживающего и ремонтного персонала и тому подобное);

3.1.13. Опасность, ставшая причиной движения погрузчика, его каретки:

а) движения во время запущения двигателя;

б) движения при отсутствии водителя на своем месте;

в) движения при отсутствии надежного закрепления всех составных частей, деталей;

3.1.14. Опасность, связанная с рабочим местом водителя погрузчика, вследствие:

а) падения водителя во время попытки занять или покинуть рабочее место;

б) выбросов газов на рабочем месте;

в) пожара (воспламеняемость кабины, нехватка средств огнетушения);

г) механических видов опасности на рабочем месте (контактирование с подвижными частями, наезд, падение предметов);

?) недостаточного обозрения с рабочего места;

д) несоответствующего освещения;

е) неудобного места для сидения;

є) шума на рабочем месте;

ж) вибрации на рабочем месте;

3.1.15. Опасность, связанная с системой управления:

а) неправильное размещение органов управления;

б) неправильная конструкция органов управления и неправильный режим их работы;

3.1.16. Опасность, связанная с источниками и передачей энергии:

а) опасность, связанная с двигателем и аккумуляторными батареями;

б) опасность, связанная с передачей энергии между оборудованием погрузчика;

в) опасность, связанная с соединениями и средствами буксировки;

3.1.17. Опасность, связанная с третьими лицами:

а) несанкционированный запуск или эксплуатация;

б) отсутствие или несоответствие визуальных или звуковых предупредительных сигналов;

3.1.18. Опасность, связанная с неблагоприятными природными факторами:

а) ветровая нагрузка;

б) снежная нагрузка;

в) гололедица, оледенение;

г) сейсмическая нагрузка;

?) грозовые электрические разряды.

3.2. Риски обслуживающего и ремонтного персонала от воздействия вышеприведенной опасности должны стать невозможными или сведены до минимуму за счет выполнения предохранительных мероприятий, направленных на исключение возможности прогнозированных рисков и обеспечение безопасности во время эксплуатации погрузчика, приведенных в этих Правилах.

Во время разработки погрузчиков должен быть проведен анализ прогнозированной опасности, опасных ситуаций и опасных случаев, порождаемых механическим, электрическим, химическим (от сырья, материалов и других веществ), термическим (тепловым) воздействием, а также нарушением требований эргономики и другими причинами.

IV. Требования безопасности к строению погрузчиков и их составных частей

4.1. Общие требования

4.1.1. Погрузчики, их составные части, устройства безопасности должны отвечать требованиям настоящих Правил и НД.

4.1.2. Климатическое выполнение погрузчиков должно устанавливаться в соответствии с требованиями НД.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Приказ Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору от 31 декабря 2008 года №308
"Об утверждении Правил строения и безопасной эксплуатации погрузчиков"

О документе

Номер документа:308
Дата принятия: 31/12/2008
Состояние документа:Не действует
Регистрация в МинЮсте: № 103/16119 от 03/02/2009
Начало действия документа:14/02/2009
Органы эмитенты: Государственные органы и организации
Утратил силу с:21/05/2017

Действие документа Утратил силуо с 21 мая 2017 года в соответствии с Распоряжением Кабинета Министров Украины от 10 марта 2017 года №166-р

Опубликование документа

Официальный вестник Украины от 16 февраля 2009 года №9, стр. 37, статья 282, код акта 45690/2009