Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 13 мая 2005 года №455

О Концепции развития тарифной политики в сферах естественных монополий

В целях дальнейшего совершенствования тарифной политики в сферах естественных монополий Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития тарифной политики в сферах естественных монополий.

2. Утвердить прилагаемый План мероприятий по реализации Концепции развития тарифной политики в сферах естественных монополий на 2005-2007 годы (далее - План мероприятий).

3. Агентству Республики Казахстан по регулированию естественных монополий представлять в Правительство Республики Казахстан сводную информацию о ходе реализации Плана мероприятий ежегодно по итогам полугодия и года.

4. Настоящее постановление вводится в действие со дня подписания.

 

Премьер-Министр

Республики Казахстан Д.Ахметов

Одобрена постановлением Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2005 года №455

Концепция развития тарифной политики в сферах естественных монополий

Введение

В отраслях, относимых к сферам естественных монополий, производятся важнейшие ресурсы, необходимые для производства товаров и услуг во всех отраслях экономики и жизнеобеспечения населения. Субъекты естественных монополий во многом обеспечивают жизнедеятельность населения страны, поставляя газ, воду, электро- и теплоэнергию и оказывая транспортные услуги. Доля продукции субъектов естественных монополий в себестоимости конечной продукции может достигать 30-70 % (в особенности "транспортная" и "энергетическая" составляющие). Таким образом, значимость субъектов естественных монополий, степень их воздействия на общество и на темпы и пропорции экономического развития требуют совершенствования тарифной политики в сторону применения систем ценообразования, обеспечивающих интенсивное развитие субъектов естественных монополий при условии соблюдения интересов потребителей их продукции.

Динамика цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий является важным фактором формирования внутренней экономической конъюнктуры, обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. От нее зависит не только уровень доходов и накопления в самих субъектах естественных монополий, но и в других отраслях, что требует комплексного подхода к вопросу формирования тарифов, разработки оптимальной политики в области регулирования сферы естественной монополии. Так как тарифы базовых сфер естественных монополий являются мультипликатором уровня цен и инфляции, то наряду с планированием параметров социального, бюджетно-денежного и экономического развития требуется формировать параметры тарифно-ценовой политики в отношении регулируемых государством цен в сферах естественных монополий.

В сферах естественных монополий осуществляют деятельность около 800 субъектов естественных монополий, в том числе 162 субъекта естественных монополий - в республиканском разделе Государственного регистра субъектов естественных монополий.

Создание условий для развития всех участников монопольного рынка (субъектов естественных монополий и потребителей) соответствует интересам государства, при этом преследуется достижение параметров благосостояния, соответствующих уровню развитой экономики. Поэтому рыночный механизм хозяйствования дополняется инструментами государственного регулирования, соотношения которых зависят от характера решаемых экономических задач и социально-экономического состояния общества.

С принятием в 1998 году Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях" (и последующих изменений и дополнений в него) и соответствующих подзаконных актов в Республике Казахстан в основном завершилось формирование законодательства о естественных монополиях, ставшее одним из действенных регуляторов экономической жизни и основой цивилизованных форм государственного регулирования в рыночной экономике. В период с 2002 по 2004 годы успешно реализована принятая постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 октября 2002 года № 1126 "Программа совершенствования тарифной политики субъектов естественных монополий на 2002-2004 годы" (далее - Программа). Реализация Программы позволила сформировать для всех сфер естественных монополий методологическую базу установления "справедливых" тарифов.

Вместе с тем, за рамками Программы остались вопросы влияния тарифов на отдельные секторы и экономику в целом, проблемы существующей дифференциации тарифов и возникающего при этом перекрестного субсидирования, не в полной мере решены проблемы ребалансирования тарифов и внедрения раздельного учета доходов, расходов и задействованных активов.

Настоящая Концепция разработана в целях определения стратегического видения организации и методологического обеспечения государственной политики регулирования в сферах естественных монополий, выработки и реализации комплекса мероприятий по развитию тарифной политики в сферах естественных монополий с учетом согласованного развития всех отраслей экономики. Разработка основных направлений и механизмов регулирования основана на анализе результатов реализации Программы и определении современных проблем государственного регулирования.

1. Место и роль тарифного регулирования сфер естественных монополий в экономической политике государства

На современном этапе развития системы государственного регулирования требуется обеспечить условия, способствующие развитию рыночных отношений и конкуренции в ранее монопольных секторах экономики, создать механизмы, обеспечивающие восстановление потенциала и развитие инфраструктурных отраслей, способствовать расширению и развитию реального сектора экономики, повышению конкурентоспособности отечественной продукции, а также обеспечить социальную защищенность населения.

Экономику любого государства в зависимости от степени государственного вмешательства в экономические взаимоотношения можно условно разбить на два сектора: нерегулируемый и регулируемый. Необходимость влияния государства на экономические взаимоотношения определяется в зависимости от степени развития рыночных отношений, институтов и механизмов рыночного саморегулирования и требований социальной политики государства. Чем менее развиты механизмы рыночного саморегулирования, тем сильнее регулятивная роль государства и тем более высока ответственность государства перед субъектами рынка.

В условиях монополии степень влияния на рыночные отношения поставщика услуг (товаров, работ) требует вмешательства государства для обеспечения баланса интересов данного поставщика и потребителя. Такой баланс может быть обеспечен методологией ценообразования, основанной на совокупном анализе интересов обеих сторон: с одной стороны для поставщика услуг (товаров, работ) должно быть обеспечено покрытие всех экономически обоснованных затрат и возмещение нормы прибыли на задействованные активы, с другой стороны для каждой категории, потребителя должна быть установлена приемлемая цена, на уровне платежеспособного спроса.

В то же время с макроэкономической точки зрения, в целях достижения наилучших параметров социально-экономического развития, стимулирования экономического роста и инвестиционной привлекательности реального сектора и экономики, наряду с фискальной и бюджетно-денежной политикой государства в качестве инструмента регулирования инфляции и стабилизации экономических взаимоотношений нередко используется тарифная политика.

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 мая 2005 года №455
"О Концепции развития тарифной политики в сферах естественных монополий"

О документе

Номер документа:455
Дата принятия: 13/05/2005
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:13/05/2005
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Нет данных

Приложения к документу

Приложение (План мероприятий) к Пост. от 13.05.2005 года №455