База данных

Дата обновления БД:

27.10.2020

Добавлено/обновлено документов:

15 / 364

Всего документов в БД:

103660

Утратил силу

Документ утратил силу с 3 февраля 2017 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Казахстан от 30 января 2017 года №29 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

от 5 февраля 2009 года №109

Об утверждении Технического регламента "Требования к безопасности метрополитенов"

В целях реализации Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании" Правительство Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый Технический регламент "Требования к безопасности метрополитенов".

2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении шести месяцев со дня первого официального опубликования.

 

Премьер-Министр

Республики Казахстан К.Масимов

Утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2009 года №109

Технический регламент "Требования к безопасности метрополитенов"

1. Область применения

1. Настоящий Технический регламент "Требования к безопасности метрополитенов" (далее - Технический регламент) разработан в целях реализации законов Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании" и от 3 апреля 2002 года "О промышленной безопасности на опасных производственных объектах".

2. Требования Технического регламента распространяются на проектирование, строительство, эксплуатацию, консервацию (ликвидацию) метрополитенов и устанавливают требования безопасности при выполнении производственных процессов:

проходки горных выработок, погрузки и транспортировки горной массы, строительства сооружений открытым и подземным способами, консервации и ликвидации горных выработок;

эксплуатации путевого, станционного хозяйства, подвижного состава действующего метрополитена;

жизнеобеспечении при строительстве и эксплуатации метрополитена, энергообеспечении, вентиляции, водоотлива, пожарной безопасности, сигнализации и связи.

3. Идентификацию опасных условий и оценку предполагаемого риска воздействия опасных факторов, включая любую скрытую опасность для пассажиров и обслуживающего персонала, проводят проектные и строительные организации, изготовители оборудования, применяемого в процессах выполнения горных работ, и при эксплуатации метрополитена.

2. Термины и определения

4. В настоящем Техническом регламенте используются следующие термины и определения:

1) план ликвидации аварий - документ, определяющий совокупность мероприятий по спасению людей и ликвидации аварии по заранее разработанным сценариям, порядок оповещения и действия должностных лиц организации по ликвидации аварии;

2) перегон - часть линии метрополитена, расположенная между смежными станциями;

3) забучивание (забутовка) - процесс заполнения пространства между крепью и боковыми стенками выработки бетоном или другим допускаемым материалом;

4) крепь - искусственное сооружение, возводимое в горной выработке для предотвращения обрушения вмещающей породы и сохранения площади сечения выработки;

5) раздельный пункт - пункт, разделяющий линию метрополитена на перегоны, блок-участки;

6) габарит приближения оборудования - предельное поперечное очертание, внутрь которого не должны входить никакие части оборудования, размещенного в тоннеле;

7) автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости - система стационарных и поездных устройств, обеспечивающих передачу сигнальных показаний в кабину управления поездом, непрерывный контроль свободности пути и скорости движения поезда, автоматическое снижение скорости при ее превышении;

8) габарит подвижного состава - предельное поперечное очертание, в которое должен вписываться подвижной состав;

9) калотта - верхняя часть тоннеля, предназначенная для возведения сводовой обделки;

10) забой горной выработки - перемещающаяся в пространстве поверхность горных пород, с которой непосредственно осуществляется их выемка;

11) горная выработка - искусственное сооружение в земной коре, созданное в результате ведения горных работ;

12) клеть - устройство, предназначенное для спуска и подъема людей, подъема породы, оборудования и материалов по стволу шахты;

13) курбель - рукоятка для ручного перевода централизованных стрелок;

14) заходка - выработка небольшой протяженности, ограниченного сечения, непосредственно примыкающая к выработанному пространству, отрабатываемая за один проход выемочного оборудования;

15) опалубка - совокупность элементов и деталей для образования формы монолитных бетонных или железобетонных конструкций и сооружений;

16) обделка - капитальная крепь горной выработки, рассчитанная на весь срок эксплуатации подземного сооружения;

17) бадья - подъемный сосуд, применяемый при проходке стволов шахт и шурфов для подъема породы, спуска материалов, подъема и спуска людей;

18) габарит приближения строений - предельный поперечный оси тоннеля контур, внутрь которого не должны входить никакие части строений (выступы обделки тоннеля, платформы, колонны);

19) маневровый состав - вагон, группа вагонов, сцепленных между собой или с локомотивом, производящие маневры;

20) самоспасатель - портативный респиратор кратковременного действия для аварийного выхода работающих из выработок с непригодным для дыхания воздухом;

21) восстающая выработка - вертикальная или наклонная горная выработка, служащая для проветривания, передвижения людей, спуска породы, доставки материалов и оборудования;

22) паспорт проведения, крепления - документ, определяющий порядок проведения, крепления горной выработки;

23) парашютные устройства - автоматически действующие устройства для улавливания, плавной остановки и удерживания шахтных клетей в случае обрыва подъемного каната;

24) поезд - локомотив в сцепе с вагонами, имеющий установленные сигналы, присвоенный номер и обслуживаемый машинистом;

25) предохранительный полок - полок, сооружаемый из дерева, металла или бетона в шахтном стволе, и служащий для защиты оборудования и людей, занятых на проходке, креплении ствола;

26) скип - сосуд, предназначенный для подъема по стволу шахты на поверхность горной породы;

27) станция - комплекс сооружений и устройств по приему, отправлению поездов и обслуживанию пассажиров;

28) тормозной путь - расстояние, проходимое поездом с момента перевода ручки крана машиниста, стоп-крана в тормозное положение до полной остановки;

29) тоннель - горизонтальная подземная выработка, служащая для перевозки людей, горной массы, материалов и оборудования;

30) трасса - ось проектируемой линии метрополитена, отвечающую выбранному проектом положению на местности;

31) контактный рельс - рельс, обеспечивающий передачу электрической энергии от тяговых подстанций к токоприемникам электроподвижного состава;

32) микропроцессорная централизация стрелок - система устройств для дистанционного управления стрелками и сигналами станции с одного пункта;

33) стрелка - часть стрелочного перевода, состоящая из рамных рельсов, остряков и переводного механизма;

34) тюбинг - элемент крепи, представляющий цилиндрический сегмент с круговыми и радиальными ребрами жесткости;

35) щит проходческий - передвижная механизированная крепь;

36) футеровка - защитное покрытие сооружений, устройств и оборудования, предохраняющее рабочие поверхности от быстрого износа;

37) ствол шахты - вертикальная или наклонная горная выработка, имеющая выход на поверхность и предназначенная для обслуживания работ по строительству подземных сооружений;

38) устье ствола шахты (тоннеля) - место примыкания подземной выработки к поверхности;

39) штольня - горизонтальная горная выработка, имеющая непосредственный выход на поверхность;

40) штросса - нижняя часть тоннеля (выработки), в которой возводятся стены и лоток обделки.

3. Условия размещения на рынке

5. Технические устройства, материалы допускаются к применению на метрополитенах в порядке установленном законами Республики Казахстан "О промышленной безопасности на опасных производственных объектов" и "О техническом регулировании".

6. Строительные материалы, изделия и конструкции, используемые при возведении строительных объектов метрополитенов должны соответствовать Техническому регламенту "Безопасность строительных материалов, изделий и конструкций".

7. При поставке технических устройств, предназначенных для метрополитенов, предусматривается сопровождение информацией на государственном и русском языках, включающей наименование страны и предприятия-изготовителя (исполнителя), допустимый срок эксплуатации (ресурс), способ применения.

4. Требования безопасности при проектировании

4.1. Общие требования

8. При проектировании должны быть идентифицированы все возможные опасности при авариях, отказах внешних воздействиях, предполагаемых ошибках персонала с учетом статистических данных аварийности на аналогичных объектах, технико-экономических показателей строительства и эксплуатации.

9. Для всех идентифицированных опасностей проводится оценка риска расчетным, экспериментальным или аналитическим методами.

10. С учетом проведенной оценки риска определяется комплекс мер для ликвидации риска или уменьшения его до допустимого уровня при эксплуатации метрополитена.

11. При определении допустимых рисков проектной организацией учитываются:

специфика метрополитена;

надежность принимаемых технических устройств;

качество строительно-монтажных работ;

внешние природные воздействия;

эксплуатационные свойства метрополитенов;

неправильные действия персонала;

воздействия возможных последствий загрязнения окружающей среды, нарушения плодородного почвенного слоя, растительного покрова при строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации;

поражающие риски аварий (взрыв, токсическое поражение, загрязнение окружающей среды) и нарушений плодородного почвенного слоя, растительного покрова при локализации аварий и ликвидации их последствий.

12. При невозможности снижения риска ниже допустимого уровня, в проекте предусматривается система мер, обеспечивающая безопасность жизни и здоровья человека и окружающей среды.

13. При проектировании метрополитена в районах с сейсмичностью более 7 баллов по шкале Рихтера, должны предусматриваться дополнительные меры по сейсмоустойчивости зданий, сооружений и подземных выработок.

4.2. Требования к проектно-технической документации

14. Проектирование метрополитена ведется в две стадии:

разрабатывается и утверждается проект линии;

на основе утвержденного проекта разрабатывается рабочая документация.

15. В проекте линии метрополитена даются решения всех основных вопросов, касающихся ее строительства и эксплуатации:

технико-экономическая целесообразность и необходимость строительства;

трасса линии, ее план и профиль, габариты тоннелей;

инженерно-геологические условия строительства;

места расположения станций и пересадочных узлов;

конструкции тоннельных сооружений, конструкция пути и контактного рельса, применяемые устройства электроснабжения, связи, автоматики и телемеханики, вентиляция и сантехника;

организация строительства, графики производства работ, сметная стоимость и технико-экономические показатели сооружения.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 5 февраля 2009 года №109
"Об утверждении Технического регламента "Требования к безопасности метрополитенов"

О документе

Номер документа:109
Дата принятия: 05/02/2009
Состояние документа:Утратил силу
Начало действия документа:05/09/2009
Органы эмитенты: Правительство
Утратил силу с:03/02/2017

Документ утратил силу с 3 февраля 2017 года в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Республики Казахстан от 30 января 2017 года №29 

Опубликование документа

<Казахстанская правда> от 5 марта 2009 г. № 59-60 (25803-25804)