База данных

Дата обновления БД:

28.11.2020

Добавлено/обновлено документов:

30 / 252

Всего документов в БД:

104339

Утратил силу

Документ утратил силу с 21 января 2016 года в соответствии с пунктом 2 Постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики от 21 декабря 2015 года №77/4

Зарегистрировано

Министерством юстиции

Кыргызской Республики

4 июля 2008 года №67-08

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО БАНКА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 28 мая 2008 года №22/11

Об утверждении Правил осуществления надзора за платежной системой Кыргызской Республики

Рассмотрев представленный Управлением платежных систем проект Правил осуществления надзора за платежной системой Кыргызской Республики, Правление Национального банка Кыргызской Республики постановляет:

1. Утвердить Правила осуществления надзора за платежной системой Кыргызской Республики (прилагается).

2. Управлению платежных систем совместно с Юридическим отделом в установленном порядке направить настоящее постановление на государственную регистрацию в Министерство юстиции Кыргызской Республики.

3. Настоящее постановление вступает в силу после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики и последующего официального опубликования.

4. После опубликования зарегистрированного нормативного правового акта Юридическому отделу информировать Министерство юстиции Кыргызской Республики об источнике опубликования (наименование издания, его номер и дата).

5. Управлению платежных систем довести настоящее постановление до сведения коммерческих банков Кыргызской Республики, областных управлений и представительства Национального банка Кыргызской Республики в Баткенской области.

6. Контроль исполнения настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального банка Кыргызской Республики Чокоева З.Л.

 

Председатель

М.Алапаев

Утверждены Постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 28 мая 2008 года №22/11

Правила осуществления надзора за платежной системой Кыргызской Республики

1. Введение

В соответствии с Законом "О Национальном банке Кыргызской Республики", одной из основных задач Национального банка Кыргызской Республики (далее - НБКР), являются обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной системы республики.

НБКР организует систему надзора над функционированием платежной системы, деятельностью юридических лиц, как операторов платежной системы, участников платежной системы, если оператор не является резидентом Кыргызской Республики, а также иных организаций, предоставляющих услуги по приему и осуществлению платежей и денежных переводов.

Увеличение роли надзора за платежной системой связано с возрастающей ролью систем переводов денег частного сектора и необходимостью корректировки потенциальных сбоев и рисков рыночных механизмов, совершенствования систем с целью обеспечения защиты потребителей услуг.

При общей направленности на обеспечение финансовой стабильности в банковской системе, надзор за платежной системой, в отличие от пруденциального надзора, ориентирован не на отдельные банки, а в целом на системы переводов денежных средств. Надзор за платежной системой концентрируется на обеспечении стабильности банковской и финансовой системы в целом.

2. Общие положения

2.1. Настоящие Правила осуществления надзора за платежной системой в Кыргызской Республике (далее по тексту - Правила) разработаны в соответствии с:

- Политикой по надзору за платежной системой Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 23.03.2006 №7/8, зарегистрированным в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 28 апреля 2006 года, №48-06 (далее - Политика по надзору за платежной системой Кыргызской Республики);

- Политикой по управлению рисками в платежной системе Кыргызской Республики, утвержденной постановлением Правления Национального банка Кыргызской Республики от 19 мая 2005 года №16/4, зарегистрированным в Министерстве юстиции Кыргызской Республики 27 июня 2005 года, №91-05.

2.2. В настоящих Правилах приведены основные понятия и порядок осуществления надзора за платежной системой Кыргызской Республики. Приложения к настоящим Правилам содержат перечень объектов надзора за платежной системой, формы и правила заполнения отчетности, представляемой в НБКР операторами платежной системы или участниками, если оператор платежной системы не является резидентом Кыргызской Республики (далее - нерезидент). Коммерческие банки представляют отчетность в рамках Периодической регулятивной банковской отчетности. Отчетность операторов платежных систем, представляется в соответствии с настоящими Правилами.

2.3. Настоящие Правила распространяются на операторов платежных систем, участников, если оператор нерезидент, провайдеров услуг по системе денежных переводов, участников системы корреспондентских отношений, задействованные структурные подразделения НБКР.

3. Порядок осуществления надзора за платежной системой

3.1. Основные направления осуществления надзора

Надзор за платежной системой Кыргызской Республики (далее - ПС) проводится структурным подразделением НБКР, выполняющим функции надзора, на непрерывной основе в форме циклически повторяющегося процесса по следующим основным направлениям:

- мониторинг функционирования ПС;

- анализ и оценка функционирования каждого отдельного вида ПС (далее - система) на соответствие принятым стандартам и требованиям нормативных правовых актов НБКР, принятие решения по оценке эффективности и рисков системы;

- принятие мер воздействия, направленных на совершенствование системы.

3.2. Мониторинг функционирования ПС

Мониторинг функционирования ПС (далее - мониторинг ПС) проводится на основании информации о работе каждого отдельного вида ПС, получаемой из системы в режиме реального времени, от операторов ПС или участников, если оператор нерезидент и провайдеров услуг по системе денежных переводов.

Источниками информации являются:

- официальные источники (финансовые, статистические, аудиторские отчеты, сведения о качественных характеристиках функционирования систем);

- материалы встреч с руководящими сотрудниками оператора по обсуждению текущего состояния системы;

- материалы оценки соответствия функционирования системы международным стандартам и требованиям нормативных правовых актов НБКР, проведенной самим оператором системы;

- материалы официальной системной документации (правила системы, договора и соглашения, касающиеся функционирования системы, бизнес-план оператора, план обеспечения непрерывности бизнеса);

- материалы проверок функционирования системы на местах у операторов системы или участников системы, если оператор нерезидент;

- материалы проверок по вопросам соблюдения требований нормативных правовых актов, а также рекомендаций Целевой группы по финансовым мерам по борьбе с отмыванием денег (FATF), касающихся участия в платежной системе и проведения платежей на местах, производимых у:

- участников системы, если оператор нерезидент;

- провайдеров услуг по системе денежных переводов.

Мониторинг ПС включает:

- мониторинг ПС в режиме реального времени;

- последующий мониторинг ПС, осуществляемый путем сбора данных за определенный промежуток времени о количественных характеристиках функционирования каждого вида ПС, об использовании платежных инструментов, о сбоях ПС;

- периодический мониторинг ПС, осуществляемый путем сбора данных о качественных характеристиках и данных проверок функционирования отдельных систем на местах.

3.2.1. Мониторинг ПС в режиме реального времени

Мониторинг ПС в режиме реального времени используется для гроссовой системы расчетов и системы пакетного клиринга мелких розничных и регулярных платежей. Результаты мониторинга по каждой системе представляются руководству НБКР в составе ежедневной отчетности подразделения, выполняющего функции надзора за ПС.

Мониторинг гроссовой системы расчетов в течение операционного дня осуществляется на основании электронной информации, получаемой из системы:

- о текущем состоянии позиций участников;

- о дебетовых и кредитовых оборотах, количестве и сумме платежных документов, зарегистрированных в очереди по каждому участнику;

- о дебетовых и кредитовых оборотах, количестве и сумме платежных документов, зарегистрированных в очереди в системе в целом;

- о количестве участников, имеющих очередь платежных документов;

- по каждому платежному документу участников;

- о состоянии ликвидности по каждому участнику;

- о своевременности проведения расчетов систем розничных платежей и систем по сделкам на финансовых рынках;

- о своевременности завершения работы гроссовой системы и передачи данных в Главную книгу НБКР.

На основании полученных данных проводится:

- контроль над текущей ликвидностью участников путем анализа очереди платежных документов участников и влияния ее на ликвидность других участников. В случае, если очередь одного участника влияет на ликвидность других участников и может вызвать риск ликвидности, структурное подразделение НБКР, выполняющее функции надзора за ПС, связывается с данным участником и они совместно вырабатывают комплекс мер по созданию необходимого уровня ликвидности для проведения платежей в очереди. В зависимости от создавшейся ситуации принимаются соответствующие меры, предусмотренные в нормативных правовых актах НБКР по управлению риском ликвидности в ПС:

предоставление внутридневного кредита под залог ценных бумаг;

использование механизма межбанковского кредитования;

пополнение корреспондентского счета наличными денежными средствами;

- управление очередью платежей;

- использование других механизмов (таких, как возможность включения в системе режима взаимозачета встречных платежей на данного участника и т.п.);

- выяснение, при нарушении регламента окончательных расчетов по какой-либо системе розничных платежей или системе по сделкам на финансовых рынках, совместно с оператором системы причины этого нарушения и принятие совместно с ним и участниками мер, необходимых для успешного завершения расчетов и закрытия операционного дня. Регламент и порядок обеспечения окончательных расчетов по каждой из систем определяются соответствующими внутренними процедурами или двусторонними, многосторонними договорами и соглашениями.

Мониторинг системы пакетного клиринга мелких розничных и регулярных платежей (далее по тексту - СПК) осуществляется в течение операционного дня на основании следующей электронной информации, получаемой из системы:

- о текущей чистой позиции и лимитах дебетовых чистых позиций каждого участника;

- о дебетовых и кредитовых оборотах по каждому участнику и системе в целом;

- о количестве и сумме платежных документов, находящихся в неактивном состоянии по каждому участнику и системе в целом;

- о количестве участников, имеющих неактивные платежные документы;

- об отвергнутых системой и отказных платежных документах;

- о соблюдении регламента работы системы.

бесплатный документ

Полный текст доступен после авторизации.

Постановление Правления Национального банка Кыргызской Республики от 28 мая 2008 года №22/11
"Об утверждении Правил осуществления надзора за платежной системой Кыргызской Республики"

О документе

Номер документа:22/11
Дата принятия: 28/05/2008
Состояние документа:Утратил силу
Регистрация в МинЮсте: № 67-08 от 04/07/2008
Начало действия документа:25/07/2008
Органы эмитенты: Банки
Утратил силу с:21/01/2016

Документ утратил силу с 21 января 2016 года в соответствии с пунктом 2 Постановления Правления Национального банка Кыргызской Республики от 21 декабря 2015 года №77/4

Опубликование документа

"Нормативные акты Национального банка Кыргызской Республики" от 25 июля 2008 года №8

Примечание к документу

В соответствии с пунктом 3 настоящее Постановление вступает в силу после государственной регистрации в Министерстве юстиции Кыргызской Республики и последующего официального опубликования - с 26 июля 2008 года