Действует

РЕШЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ СОДРУЖЕСТВА

от 25 апреля 2007 года

О деятельности Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера

Совет министров иностранных дел Содружества Независимых Государств решил:

1. Принять к сведению Информацию о деятельности Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера.

2. Отметить положительную деятельность Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера по укреплению сотрудничества государств-участников Содружества в вопросах предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

3. Межгосударственному совету по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера продолжить развитие и совершенствование практики взаимодействия государств-участников СНГ, направленной на реализацию задач, предназначенных для предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты жизни и здоровья населения, материальных и культурных ценностей, природной среды и ликвидации последствий при их возникновении.

 

(Подписи)

Информация о деятельности Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера

Территории государств-участников СНГ занимают значительную часть Евразийского континента и составляют более 22 млн.кв.км, а численность проживающих достигает почти 300 млн. человек. Масштабы и географические особенности такого обширного региона предопределяют вероятность возникновения большинства видов существующих стихийных бедствий. По ориентировочным оценкам экономический ущерб от всех видов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения исчисляется до десятка миллиардов долларов за год.

Учитывая важность объединения усилий государств-участников Содружества Независимых Государств в прогнозировании и предупреждении техногенных и природных чрезвычайных ситуаций, оказания взаимной экстренной помощи в ликвидации их последствий, 22 января 1993 года Совет глав правительств СНГ принял Соглашение о взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Участниками данного Соглашения являются все 12 государств СНГ, правительства которых подписали или присоединились к нему.

В соответствии с данным Соглашением для эффективной реализации его положений Решением Совета глав правительств СНГ от 24 сентября 1993 года был создан Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера (далее - Совет) и утверждено Положение о нем. В состав Совета в качестве полномочных представителей входят, как правило, первые заместители руководителей министерств и ведомств по чрезвычайным ситуациям государств-участников СНГ (Приложение 1).

За период своей деятельности Совет провел 20 заседаний, которые проходили поочередно в государствах-участниках Содружества (Приложение 2).

По инициативе Совета или с его участием высшими органами СНГ принят ряд межгосударственных документов в области предупреждения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, ликвидации их последствий, спасения и эвакуации людей (Приложение 3). Эти документы легли в основу повседневной деятельности Совета, приняты и принимаются соответствующие меры по их реализации.

Оперативное решение вопросов безопасности в чрезвычайных ситуациях оформляется постановлениями и решениями Совета. Принят ряд документов в рамках межведомственного сотрудничества (Приложение 4).

Принимаемые на основе консенсуса решения позволяют учитывать интересы всех государств-участников Содружества в совместном решении вопросов по обеспечению безопасности, ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и аварий.

В ходе работы Совет реагировал на все происходящие в СНГ процессы и его деятельность была направлена на поиск взаимоприемлемых форм взаимодействия и сотрудничества. Масштабы и географические особенности, насыщенность многих регионов промышленными объектами, развитая хозяйственная инфраструктура, изношенность производственных фондов, сложная экологическая обстановка в государствах-участниках СНГ обуславливают повышенную вероятность возникновения природных и техногенных катастроф, аварий, иных чрезвычайных ситуаций. Все это вызывает стремление к определенной интеграции и сотрудничеству при решении вопросов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций путем создания системы коллективной безопасности в этой области.

Принятое в 1993 году Соглашение определило главные направления деятельности Совета по совместному обеспечению безопасности людей и экономики государств-участников Содружества.

Это - скоординированная политика государств в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; сближение норм законодательств по данной проблеме; координация межгосударственного сотрудничества и разработка совместных научно-технических программ; организация подготовки специалистов для системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; координация совместных действий по ликвидации последствий крупномасштабных и трансграничных чрезвычайных ситуаций; прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов; контроль за состоянием потенциально опасных объектов.

В числе задач, которые государства Содружества решали в последнее время, одно из важных мест занимает формирование системы взаимодействия в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В марте 1996 года по поручению глав правительств государств-участников СНГ Президиум Межгосударственного экономического комитета Экономического союза утвердил разработанное Советом Положение о Межгосударственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций государств-участников Содружества Независимых Государств (далее - Система).

Положением о Системе предусмотрено:

проведение согласованной политики в области взаимного оповещения и информирования о возникновении угрозы чрезвычайных ситуаций в приграничных зонах;

организация взаимодействия органов и пунктов управления, систем связи и оповещения, сил и средств;

защита жизни и охрана здоровья населения, устойчивость функционирования объектов экономики и социальной сферы при возникновении аварий, катастроф и других бедствий.

Участие государств-участников СНГ в Системе осуществляется на принципах строгого соблюдения государственного суверенитета.

С созданием Системы государства перешли на новый уровень взаимодействия в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Создана и функционирует система оповещения с использованием возможностей Центра управления кризисными ситуациями МЧС России для сбора информации по предупреждению чрезвычайных ситуаций в государствах-участниках СНГ и управления процессами их ликвидации с учетом возможностей Корпуса сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В рамках Совета созданы и эффективно действуют три рабочие структуры:

Корпус сил Содружества Независимых Государств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Корпус сил);

Агентство СНГ по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;

Научный совет по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

9 декабря 1994 года Советом глав правительств СНГ принято Решение о создании Корпуса сил СНГ для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утверждены Положение о Корпусе сил и Реестр формирований, выделенных от государств-участников СНГ в состав Корпуса сил.

Подразделения Корпуса сил могут применяться в чрезвычайных ситуациях, последствия которых невозможно ликвидировать силами и средствами одного государства-участника СНГ, в чрезвычайных ситуациях, имеющих трансграничное воздействие и требующих осуществления согласованных действий по ликвидации последствий. В состав Корпуса сил входят специализированные аварийно-спасательные подразделения и подразделения медицины катастроф министерств здравоохранения от всех 12 государств-участников СНГ.

В процессе изменения обстановки, увеличения количества и опасности техногенных и природных чрезвычайных ситуаций, реформирования национальных органов по чрезвычайным ситуациям государств-участников СНГ соответствующими органами Содружества вносились изменения в состав Корпуса сил. Для повышения эффективности оказания помощи при ликвидации чрезвычайных ситуаций силы и средства были распределены на три региона: Западный - Республика Беларусь, Республика Молдова, Российская Федерация, Украина; ЮжныйАзербайджанская Республика, Республика Армения, Грузия, Российская Федерация; Восточный - Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан.

В настоящее время в составе Корпуса сил 363 единицы специальной аварийно-спасательной техники (включая аэромобильные) и 2052 специалиста-спасателя.

Аварийно-спасательные формирования, входящие в состав Корпуса сил, дислоцируются в своих государствах.

Для оперативного принятия решения об участии формирований Корпуса сил в ликвидации чрезвычайной ситуации на территории одного из государств-участников СНГ Советом был утвержден пакет документов по введению в действие формирований Корпуса сил. Сформирован из полномочных представителей государств орган управления Корпуса сил, которым является Исполнительная дирекция. Руководство работой Исполнительной дирекции осуществляет координатор, назначаемый Советом.

Применение подразделений Корпуса сил осуществляется по просьбе правительства государства-участника СНГ. В этой связи Совет глав правительств СНГ своим Решением от 29 ноября 2001 года утвердил Порядок организации взаимодействия государств-участников СНГ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Этот документ определил порядок действий государств-участников Содружества при возникновении на их территориях крупномасштабных или трансграничных чрезвычайных ситуаций, в том числе и привлечения формирований Корпуса сил для их ликвидации.

На основе принятой по Решению Совета в 1996 году в Ашхабаде Концепции программы подготовки кадров был решен вопрос подготовки специалистов государств-участников СНГ в учебных учреждениях МЧС России (Академия гражданской защиты МЧС России и Российский международный центр подготовки спасателей), в которых готовятся офицеры гражданской защиты для 11 государств-участников СНГ (кроме Грузии) и специалисты для подразделений Корпуса сил по организации и проведению спасательных и других неотложных работ. Первый набор слушателей в Академию гражданской защиты на квотной основе состоялся в 1998 году. Осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации спасателей в учреждении образования "Институт переподготовки и повышения квалификации МЧС Республики Беларусь". В нем повышают квалификацию специалисты подразделений по чрезвычайным ситуациям 10 государств СНГ (кроме Грузии и Республики Узбекистан).

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Решение Совета Министров иностранных дел государств-членов Содружества от 25 апреля 2007 года
"О деятельности Межгосударственного совета по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера"

О документе

Дата принятия: 25/04/2007
Состояние документа:Действует
Органы эмитенты: Содружество Независимых Государств

Опубликование документа

Нет данных