Действует

ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

от 11 июля 2007 года №927

Об утверждении Государственной целевой программы сельскохозяйственной совещательной деятельности на период до 2009 года

Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Утвердить Государственную целевую программу сельскохозяйственной совещательной деятельности на период до 2009 года (дальше - Программа), которая прилагается.

2. Министерству экономики включать ежегодно по представлению Министерства аграрной политики определенные Программой задания и мероприятия и показатели к разделам проекта Государственной программы экономического и социального развития Украины на соответствующий год.

3. Министерству финансов во время составления проекта Государственного бюджета Украины на соответствующий год учитывать объемы бюджетных средств, необходимых для выполнения заданий и мероприятий Программы, с учетом возможностей государственного бюджета.

4. Министерству аграрной политики обеспечить привлечение в соответствии с законодательством субъектов совещательной деятельности к выполнению заданий и мероприятиям, определенным Программой.

5. Совету министров Автономной Республики Крым, областным, Киевской и Севастопольской городским государственным администрациям посылать до 1 марта года, который наступает за отчетным периодом, Министерству аграрной политики информацию о состоянии выполнения Программы для ее обобщения и представления до 15 апреля Кабинету Министров Украины.

 

Премьер-министр Украины В.Янукович

Утверждено постановлением Кабинета Министров Украины от 11 июля 2007 года №927

Государственная целевая программа сельскохозяйственной совещательной деятельности на период до 2009 года

 

Общая часть

За период проведения аграрной реформы состоялось существенное разукрупнение субъектов ведения хозяйства на селе. Общее количество таких субъектов выросли с 13,4 тыс. в 1990 году до 57,9 тыс. в 2006 году, или в 4,3 раза. Удельный вес фермерских хозяйств составляет 74,1 процента. На начало 2007 года 6,8 млн. гражданам выданы сертификаты на право владения земельными долями (паями) общей площадью 26,7 млн. гектаров, из которых 17,7 млн., или 66,3 процента, передано в аренду. По данным выборочного обследования Госкомстата, проведенного в 2006 году, 2,2 млн. личных крестьянских хозяйств (около 40 процентов) имеют более чем 2 гектара земли, 4,5 млн. (83 процента) держат скот, птицу или пчел. В прошлом году хозяйствами населения выработано 61 процент валовой продукции сельского хозяйства. Однако эффективность их деятельности с каждым годом снижается, а в случае усиления конкуренции они вынуждены будут свернуть свое производство.

В корне изменились социально-трудовые отношения на селе, что повлекло снижение уровня жизни сельского населения. Количество наемных работников в аграрных предприятиях сократились до 1 млн. человек, или почти в 5 раз. На начало 2007 года каждое второе лицо из 781 тыс. безработных, которые находились на учете в государственной службе занятости, проживало в сельской местности. Почти в половине сельских населенных пунктов Украины нет ни одного субъекта ведения хозяйства. Доля оплаты труда в структуре совокупных ресурсов сельских домохозяйств составляет меньше трети. В то же время доходы от предпринимательской деятельности и самой занятости населения составляют менее 5 процентов.

Ухудшаются качественные показатели трудовых ресурсов в сельском хозяйстве, в частности в 2006 году неполное и базовое высшее образование имели 14,2 процента, а полное высшее образование 8,4 процента учетного количества штатных работников, что гораздо меньше по сравнению со средними показателями в национальной экономике. В прошлом году только 1 процент работников, занятых в отрасли сельского хозяйства, прошли переподготовку и 1,5 процента - повысили свою квалификацию.

Возникновение проблем у субъектов ведения хозяйства, которые осуществляют деятельность в сельской местности, и сельского населения предопределено следующими факторами:

недостаточная эффективность существующей системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации крестьян, руководителей и специалистов сельского хозяйства;

несоответствие полученных знаний требованиям относительно эффективного ведения сельскохозяйственного производства и ограниченные возможности относительно их постоянного обновления;

отсутствие практического опыта работы и навыков по поиску и использованию конкурентных преимуществ на рынке сельскохозяйственной продукции;

недостаточная диверсификация источников доходов сельских домохозяйств, отсутствие у части сельского населения мотивации к производительному труду и повышению уровня своего благосостояния;

неразвитость инфраструктуры аграрного рынка и прекращение функционирования объектов социальной сферы в сельской местности;

медленное внедрение прикладных научных разработок в сельскохозяйственное производство;

усложнение требований к оформлению документов, необходимых для участия в целевых государственных программах относительно поддержки развития отраслей сельского хозяйства и сельской местности;

отсутствие оперативных каналов доступной информации по вопросам государственной аграрной политики и поддержки отраслей сельского хозяйства, результатов мониторинга внутреннего и внешнего рынка сельскохозяйственной продукции, а также финансовых и материально-технических средств для ее производства.

Проблема, которая сложилась с предоставлением субъектам ведения хозяйства на селе информационно-совещательных услуг, нуждается в безотлагательном ее решении. Прогнозные объемы и источники финансирования Программы приведенные в Паспорте Программы (приложение 1).

 

Цель Программы

Целью Программы является формирование в Украине эффективной и доступной сети сельскохозяйственных совещательных служб для удовлетворения потребностей сельскохозяйственных товаропроизводителей и сельского населения в расширении профессиональных знаний и совершенствовании практических навыков, повышении эффективности ведения хозяйства и развития сельской местности.

 

Пути и способы решения проблем

Проблемы деятельности субъектов ведения хозяйства в сельской местности и сельского населения предусматривается решить путем:

1) содействия повышению уровня эффективности ведения хозяйства в сельском хозяйстве через:

учебу и предоставление совещательной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению по вопросам урегулирования отношений собственности на землю и имущество и эффективного их использования;

информирование о новейших достижениях аграрной науки и техники, внедрение в производство современных технологий, распространение передового опыта ведения хозяйства, соблюдение стандартов качества и безопасности сельскохозяйственной продукции;

содействие диверсификации сельскохозяйственного производства;

содействие освоению методов производства новых видов сельскохозяйственной продукции;

привлечение к решению отмеченных проблем высших аграрных учебных заведений III-IV уровня аккредитации, которые осуществляют подготовку кадров для сельского хозяйства, субъектов научной и научно-технической деятельности в сфере сельского хозяйства;

разъяснение вопросов, связанных с реализацией государственной аграрной политики;

2) содействие развитию инфраструктуры аграрного рынка, в частности:

организации сети сбыта сельскохозяйственной продукции от производителя к потребителю путем предоставления совещательных услуг по созданию сельских агромагазинов, сельскохозяйственных заготовительно-сбытовых кооперативов, кредитных союзов, агроторговых домов и тому подобное;

налаживания взаимовыгодных партнерских отношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями и другими субъектами аграрного рынка;

3) распространение информации о:

ценах и конъюнктуре рынков, преимуществах и угрозах их расширения (при вступлении Украины в ВТО, ЕС, другие международные организации и региональные группы);

сбыте сельскохозяйственной продукции и приобретении ресурсов для ее производства;

порядке участия в государственных и отраслевых программах поддержки развития сельского хозяйства и сельских территорий;

4) развитие сельской местности и решение социальных проблем сельского населения, в частности:

содействие самоорганизации сельских общин и проведению собраний для решения социальных, бытовых и экологических проблем, предоставление консультационной помощи во время разработки и выполнения программ социально-экономического и культурного развития сельских территориальных общин, районов, областей;

предоставление совещательных услуг по вопросам создания информационно-учебных центров, клубов, групп по интересам для разных категорий сельского населения;

предоставление совещательных услуг по вопросам занятости и самозанятости сельского населения, создание предприятий по предоставлению социально-бытовых услуг сельскому населению, учебы и профориентации сельской молодежи;

подготовка и проведение научно-практических конференций по актуальным вопросам развития аграрного и несельскохозяйственного производства, сельских территорий.

Предоставление сельскому населению совещательных услуг может осуществляться по следующим вариантам:

полная оплата потребителями совещательных услуг их стоимости. Этот вариант из-за низкой платежеспособности субъектов ведения хозяйства, которые осуществляют деятельность в сельской местности, и сельского населения значительно суживает спектр услуг, которые могут предоставляться. Такой подход замедлит развитие национальной сети сельскохозяйственных совещательных служб, не даст возможность достичь определенной Программой цели;

предоставление субъектам ведения хозяйства, которые осуществляют деятельность в сельской местности, и сельскому населению социально-направленных совещательных услуг, которые имеют наибольший социальный эффект, за счет средств государственного бюджета, а других услуг - за счет заказчиков.

С учетом социально-экономической ситуации, которая сложилась в сельской местности, наиболее приемлемым является последний вариант предоставления совещательных услуг.

Средства государственного бюджета, которые предусматриваются для предоставления социально-направленных совещательных услуг субъектам ведения хозяйства, осуществляющим деятельность в сельской местности, и сельскому населению, используются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Задания и мероприятия, направленные на решение проблем и достижение цели Программы, определенные в приложении 2.

 

Организация выполнения Программы

Минагрополитики в пределах своих полномочий обеспечивает выполнение Программы, координирует действия исполнителей.

Программа выполняется двумя этапами:

первый (2007 год) - содействие формированию информационно-технической базы сельскохозяйственных совещательных служб для предоставления социально-направленных совещательных услуг субъектам ведения хозяйства, которые осуществляют деятельность в сельской местности, и сельскому населению;

второй (2008-2009 годы) - развитие системы распространения сельскохозяйственными совещательными службами знаний по вопросам сельского хозяйства, современных технологий и информации о конъюнктуре аграрного рынка, а также предоставлении социально-направленных совещательных услуг.

 

Ожидаемые результаты, эффективность Программы

Выполнение Программы даст возможность создать условия для адаптации деятельности субъектов ведения хозяйства, которые осуществляют деятельность в сельской местности, к требованиям рыночной экономики, повысить уровень качества жизни сельского населения и комплексного развития сельской местности, а именно:

обеспечить конкурентоспособность субъектов ведения хозяйства, которые осуществляют деятельность в сельской местности, и увеличение объемов привлечения инвестиций в развитие сельского хозяйства и сельской местности;

платный документ

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Постановление Кабинета Министров Украины от 11 июля 2007 года №927
"Об утверждении Государственной целевой программы сельскохозяйственной совещательной деятельности на период до 2009 года"

О документе

Номер документа:927
Дата принятия: 11/07/2007
Состояние документа:Действует
Начало действия документа:11/07/2007
Органы эмитенты: Правительство

Опубликование документа

Официальный Вестник Украины 2007, №52 ст. 2125